Налоги и налогообложение - рубрика Организация и методика проведения налоговых проверок
по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Рубрика "Организация и методика проведения налоговых проверок"
Организация и методика проведения налоговых проверок
Лукашевская С.Ю. - Законность проведения выездной проверки в отношении физических лиц
Аннотация: Реализация прав налоговых органов в рамках выездной налоговой проверки приводит нивелированию прав налогоплательщика – физического лица.Назначение и проведение выездной проверки не только нарушает права физических лиц установленные Конституцией РФ и Налоговым Кодексом РФ, но и отсутствует законный характер и цель в ее проведении. Проведение в отношении физического лица выездной проверки без дополнительных (специальных для этой проверки) правомочий превращает ее в повторную камеральную проверку. Кроме того, статус «выездной» дает возможность принять административным органом юрисдикционного акта на преодоление судебного акта вынесенного по результатам рассмотрения спора по камеральной проверке. (На данный момент Конституционный суд рассматривает материалы по данному вопросу).
Айтхожина Г.С. - Методическое обеспечение оценки результативности и эффективности планирования налоговых проверок
Аннотация: Рассмотрена проблематика оценки результатов планирования в системе подготовки выездного налогового контроля, которая до настоящего времени игнорируется в действующих условиях планирования налоговых проверок. Раскрыта недостаточная теоретическая и практическая разработка вопроса, обоснованы значение и необходимость оценки как инструмента саморазвития системы планирования. Обобщены требования к формированию системы индикативных ключевых показателей результативности и эффективности планирования налоговых проверок и сложившаяся практика. Предложена и аргументирована авторская методика оценки, направленная на получение достаточно обоснованных, объективных результатов оценки качества постановки дел по планированию налоговых проверок и выявлению внутренних резервов дальнейшего совершенствования системы планирования. Раскрыты области ее применения на различных уровнях планирования налогового контроля.
Баженов А.А., Царькова Л.С. - Аудит налогообложения хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской деятельности

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.2.7313

Аннотация: В статье рассматриваются особенности аудита налогообложения как важного элемента аудиторской проверки. Также аудит налогообложения проанализирован с позиции самостоятельного вида деятельности (услуги) в контексте налогового консультирования. Именно проведение налогового аудита становится наиболее актуальным и востребованным для хозяйствующих субъектов в связи с ослаблением требований к проведению обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" по выручке и по валюте баланса. Доказана необходимость и возможность проведения налогового аудита сплошным методом, что является неоспоримым преимуществом перед классическим аудитом, который преследует только одну цель - выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и, причем только на выборочной основе. Определено, что налоговый аудит несколько шире, чем отдельный раздел классического аудита "Аудит расчетов по налогам и сборам", поскольку затрагивает практически все статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающие в себя налоговую составляющую.
Романченко Л.И. - Новые правила взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов: будет ли продолжаться нарушение прав налогоплательщиков при проведении проверок? c. 0-0
Аннотация:
. - Можно ли приостановить проведение выездной налоговой проверки? c. 0-0
Аннотация:
. - Конституционный Суд Российской Федерации разрешил приостанавливать выездные налоговые проверки c. 0-0
Аннотация:
Зрелов А.П. - Особенности проведения инвентаризации в процессе налоговой проверки c. 0-0
Аннотация:
. - Незарегистрированное обособленное подразделение: налоговые последствия c. 0-0
Аннотация:
. - Актуальные вопросы совершенствования процедур налогового контроля c. 0-0
Аннотация:
. - К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля c. 0-0
Аннотация:
. - Налоговые проверки: проблемные вопросы и пути их разрешения c. 0-0
Аннотация:
. - Может ли следователь инициировать проведение выезной налоговой проверки? c. 0-0
Аннотация:
. - Разрешение налоговых споров на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки c. 0-0
Аннотация:
. - Особенности проведения камеральных налоговых проверок после 1 января 2007 года c. 0-0
Аннотация:
. - Налогоплательщикам предоставили возможность самостоятельно оценить свой налоговый риск c. 0-0
Аннотация:
. - Выездные налоговые проверки: что изменилось? c. 0-0
Аннотация:
. - Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов c. 0-0
Аннотация:
. - Порядок истребования документов налоговыми органами c. 0-0
Аннотация:
. - Современные тенденции развития контрольно-проверочной работы налоговых органов c. 0-0
Аннотация:
. - О применении налогоплательщиками общедоступных критериев для оценки налоговых рисков c. 0-0
Аннотация: ФНС России впервые разработана общедоступная Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая утверждена Приказом ФНС России в мае 2007 г. Теперь налогоплательщики самостоятельно могут оценивать налоговые риски по общедоступным критериям. Тем самым представители налоговой администрации предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно исправить негативные показатели и избежать тем самым налоговых рисков. При этом автор обращает внимание, что увеличение налоговых рисков связано не только с применением налогоплательщиками отраженных в критериях незаконных схем оптимизации налогообложения, но и имеющим место вариативным толкованием действующего налогового законодательства.
. - Методы снижения налоговых рисков налогоплательщика с учётом практики применения «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» c. 0-0
Аннотация: Автор считает, что не все налоговые риски возникают из действий налогоплательщиков. В качестве примера такой ситуации называется возникновение налоговых рисков у налогоплательщиков в связи с применением налоговыми органами в своей работе критериев для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для провидения выездной налоговой проверки. Выделены критерии, влекущие наибольшие налоговые риски для налогоплательщика и анализирует их содержание. Также автором предлагается комплекс мер безопасности по снижению налоговых рисков.
. - Аналитическая работа налоговых органов c. 0-0
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации аналитической работы налоговых органов: состав и структура аналитических записок, формируемых налоговыми органами, содержание их основных разделов. Проанализированы основные проблемы, возникающие в ходе аналитической работ, и предложены пути их решения. Ключевые слова для статьи: налоговые проверки, анализ, налоговые органы, отчёт, методика, отчётность.
. - О перспективном планировании выездных проверок c. 0-0
Аннотация: Автором обоснован переход к перспективному годовому планированию выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Подробно раскрыты этапы проведения перспективного планирования, включая уровни анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Показаны преимущества перспективного планирования выездных налоговых проверок. Ключевые слова для статьи: планирование, налоговые проверки, выездные проверки, перспективное планирование, налоговые органы, анализ, отчёт, методика, отчётность.
Семёнов А.С. - Взаимодействие милиционеров и сотрудников налоговых органов в борьбе с фирмами-«однодневками» c. 0-0
Аннотация: По мнению автора, эффективная борьба с фирмами-«однодневками» возможна лишь при тесном взаимодействии контролирующих органов. Только в этом случае своевременно удастся раскрыть даже самые сложные и запутанные схемы уклонения от уплаты налогов. При этом такого рода мероприятия фактически не требуют дополнительного финансирования, а эффект от их реализации не заставит себя долго ждать.
Митрофанов Р.А. - Налоговые проверки компаний, ведущих бизнес через оффшоры c. 0-0
Аннотация: В статье приводятся характерные черты компаний международного бизнеса. Представлен обзор существующих подходов к пониманию прав налоговых органов в сфере контроля сделок налогоплательщиков, а также различных принципов определения рыночных цен. Автор делает вывод, что определение прибыли «обычной для данной сферы деятельности» (прибыли по отрасли) не характерно для рыночной экономики и в современных условиях узнать его практически невозможно.
Ключевые слова для статьи: ФНС, проверка, оффшор, цена, прибыль, принцип, контроль, спор, суд, арбитраж.
Итальянкин Д.С. - О привлечении налоговыми органами профессиональных оценщиков при необходимости определения рыночной цены c. 0-0
Аннотация: Профессиональные оценщики становятся незаменимыми в работе налоговых органов при определении рыночной цены товара (работ, услуг). Настоящая статья, обращает внимание на возможное изменение в механизме доказывания налоговым органом рыночных цен при реализации (товара, работ, услуг) в ходе проведения контрольных мероприятий. Выводы, которые делает автор достаточны просты «налоговые органы при определении рыночной цены товара (работ, услуг) не будет самостоятельно определять рыночную цену механизмами, закрепленными в статьи 40 Налогового кодекса РФ, а будут обращаться к оценщикам».
Ключевые слова для статьи: ФНС, проверка, оценщик, цена, товар, принцип, контроль, спор, суд, арбитраж.
Отладочный О.О. - Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах c. 0-0
Аннотация: Автор описывает правовое и организационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и федеральной налоговой службы в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям. Ключевые слова для статьи: налог, ФНС, ОВД, правонарушение, преступление, взаимодействие, проверка, милиция, ОРД.
Жирнова Н.А. - Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе осуществления налогового контроля c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-065X.2018.2.25714

Аннотация: Предметом данного исследования является механизм взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, направленный на выявление незаконных схем по уклонению от уплаты налогов, в процессе осуществления налогового контроля. Целью настоящей статьи является выявление недостатков и пробелов в рассматриваемом взаимодействии как возможных факторов, снижающих результативность совместной деятельности. Особое внимание в статье уделено вопросу о месте и роли органов внутренних дел в налоговом контроле и в налоговых правоотношениях. В процессе исследования применялись следующие методы познания: экономико-статистический, историко-логический, графический, также применен системный подход, позволивший всесторонне изучить процесс взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. Особым вкладом автора в исследовании темы является определение и раскрытие ряда проблем, существующих во взаимодействии, а также предложенные пути их решения. Основным выводом исследования является обоснованная необходимость формирования статуса органов внутренних дел в налоговом контроле, а также необходимость включения органов внутренних дел в состав участников налоговых правоотношений.
Авдеева В.М. - Формы и методы налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69373

EDN: IIKRSO

Аннотация: Контрольная работа налоговых органов за правильностью применения налоговых льгот и преференций, направленных на поддержку и стимулирование различных видов хозяйственной деятельности имеет целевую установку поставить барьер возможным злоупотреблениям. В процессе реализации налоговой политики следует обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых преференций, установленных налоговым законодательством. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью определения форм и методов налогового контроля по налогу на прибыль организации, в рамках которых осуществляется проверка правомерности применения преференций по налогу. Предметом исследования выступает налоговый контроль применения преференций по налогу на прибыль на современном этапе социально-экономического развития, а также трансформация форм и методов налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Методологической основой работы явилась методология системной парадигмы, логико-гносеологический метод познания, единство структурного и функционального анализа проблемы. Методическим основанием исследования является восхождение от абстрактного к конкретному, взаимосвязь общего и особенного, диалектический и гипотетический метод исследования, научное абстрагирование и прогнозирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. В результате исследования определена методика проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль, в рамках которой осуществляются мероприятия налогового контроля по предотвращению злоупотребления преференциями по данному налогу. Также обозначена наиболее популярная тенденция налогового контроля – цифровизация работы налоговых органов, которая способна привести к увеличению числа налоговых поступлений. Кроме того, в целях поднятия результативности налогового контроля применения налоговых преференций по налогу на прибыль организаций в данной статье представлены предложения в части рационального и оптимального управления налоговыми преференциями по налогу на прибыль, среди которых, например, предложено в целях бюджетной прозрачности изучить возможность замены некоторых преференций на прямые субсидии, которые подлежат процедуре бюджетного контроля.
Харитонова Е.М. - Разработка стратегии отношений с налоговыми органами при рассмотрении спорных вопросов (Налоги и право)

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.5.2400

Аннотация: Выездную налоговую проверку можно условно разделить на 2 части. Первая часть проходит в стенах офиса, когда проверяющие ищут (и чаще всего находят) налоговые правонарушения, вторая начинается после того, как они уходят: акт, разногласия, решение и т.п. Применяя к процессу налоговой проверки закон Парето или принцип 80/20, который гласит, что небольшая доля прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов, понимаем, что первая часть, отнимая у нас 80% сил, времени и нервов, даст только 20% результата, и гораздо большее внимание надо оказывать именно второй части, работе с налоговыми органами по спорным вопросам.
Шемякина М.С. - Совершенствование методики проведения камеральной налоговой проверки декларации по HДФЛ, в которой заявлен вычет на обучение детей c. 14-27

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.4.39931

EDN: UNOCZS

Аннотация: Предметом исследования выступают экономические и налоговые отношения, возникающие в процессе налогового контроля деклараций по форме 3-НДФЛ. Целью исследования является развитие теоретических положений в части совершенствования налогового контроля налога на доходы физических лиц на основе внесения изменений в форму налоговой декларации и разработки методического инструментария камеральной налоговой проверки с использованием облачных технологий. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: выявить проблемы камеральной налоговой проверки деклараций по форме 3-НДФЛ, в которых заявлен вычет на обучение детей; разработать новые контрольные соотношения, позволяющие автоматизировать процесс проверки. Научная новизна исследования заключается в усовершенствованной методике камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой заявлен вычет на обучение детей, на основе облачных технологий и учета общего размера социального налогового вычета по коду 321 в разрезе СНИЛС, отражаемого в разработанной форме карточки расчета вычетов. Внедрение данного механизма в практическую деятельность налоговых органов оптимизирует и снижает трудоемкость выполнения бизнес-процессов, повышает эффективность контрольных функций и налогового администрирования в целом, а также соответствует реализации мероприятий, указанных в п.2.2 «Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление» Стратегической карты ФНС России на 2020-2024 годы.
С. Ю. Лукашевская - Законность проведения выездной проверки в отношении физических лиц c. 36-40
Аннотация: Реализация прав налоговых органов в рамках выездной налоговой проверки приводит нивелированию прав налогоплательщика – физического лица. Назначение и проведение выездной проверки не только нарушает права физических лиц установленные Конституцией РФ и Налоговым Кодексом РФ, но и отсутствует законный характер и цель в ее проведении. Проведение в отношении физического лица выездной проверки без дополнительных (специальных для этой проверки) правомочий превращает ее в повторную камеральную проверку. Кроме того, статус «выездной» дает возможность принять админис- тративным органом юрисдикционного акта на преодоление судебного акта вынесенного по результатам рассмотрения спора по камеральной проверке. (На данный момент Конституционный суд рассматривает материалы по данному вопросу).
Иманшапиева М.М., Ремиханова Д.А. - Эффективность выездных налоговых проверок: направления и пути совершенствования, региональный опыт (по материалам Республики Дагестан) c. 42-58

DOI:
10.7256/2454-065X.2018.9.27455

Аннотация: Предметом исследования является эффективность выездных налоговых проверок и основные направления по их совершенствованию на современном этапе. Авторами подробно рассматриваются факторы, влияющие на эффективность процедур налоговых проверок, в целях обеспечения четкого функционирования всей системы налогового контроля. Авторами выделяется важнейший показатель эффективности проверок - результативность налоговой проверки, который зависит от качества применяемых методик налоговыми инспекторами во время осуществления проверок. Особое внимание авторами уделяется наличию эффективной системы отбора налогоплательщиков, проведению углубленного предпроверочного анализа, а также внедрение усовершенствованных программных продуктов, которые позволят оптимально использовать ограниченные ресурсы налоговой инспекции, и существенно увеличить объём поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Методология. Исследование проблем повышения эффективности выездных налоговых проверок основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях по повышению эффективности проведения выездных налоговых проверок, основанных на анализе результатов проведения выездных налоговых проверок – суммы поступивших доначислений по налогам по итогам выездных проверок в консолидированный бюджет РФ, в том числе в разрезе видов налогов на региональном уровне (на примере РД). Исследована результативность выездных налоговых проверок, динамика количества проведенных выездных налоговых проверок, отношение задолженности к налоговым поступлениям в бюджет РФ и бюджет субъекта РФ, в том числе налоговая задолженность доначисленная в результате выездных налоговых проверок на региональном уровне (на примере РД).
Г.С. Айтхожина - Методическое обеспечение оценки результативности и эффективности планирования налоговой проверки c. 42-50
Аннотация: Рассмотрена проблематика оценки результатов планирования в системе подготовки выездного налогового контроля, которая до настоящего времени игнорируется в действующих условиях планирования налоговых проверок. Раскрыта недостаточная теоретическая и практическая разработка вопроса, обоснованы значение и необходимость оценки как инструмента саморазвития системы планирования. Обобщены требования к формированию системы индикативных ключевых показателей результативности и эффективности планирования налоговых проверок и сложившаяся практика. Предложена и аргументирована авторская методика оценки, направленная на получение достаточно обоснованных, объективных результатов оценки качества постановки дел по планированию налоговых проверок и выявлению внутренних резервов дальнейшего совершенствования системы планирования. Раскрыты области ее применения на различных уровнях планирования налогового контроля.
Жирнова Н.А., Минаков А.В. - Показатели оценки взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе осуществления налогового контроля c. 43-52

DOI:
10.7256/2454-065X.2019.3.29569

Аннотация: Предметом исследования являются показатели оценки механизма взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, а именно в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. Целью настоящей статьи является разработка подхода к оценке совместной деятельности контролирующих органов путем исследования существующих методик оценки налогового контроля и формирования системы показателей, позволяющих оценить уровень и качество совместной работы двух ведомств в рамках его осуществления. В процессе исследования применялись следующие методы познания: анализ (историко-логический, статистический, системный), синтез, дедукция, индукция, сравнение, обобщение, формализация, а также графические и табличные приемы визуализации информации. Особым вкладом авторов в исследование темы является развитие системы показателей, характеризующих взаимодействие между налоговыми органами и органами внутренних дел, в рамках налоговых проверок. Основной вывод статьи заключается в том, что для комплексной оценки механизма взаимодействия указанных ведомств в процессе осуществления налогового контроля следует использовать подход, основанный на расчетах соответствующих показателей как результативности, так и эффективности.
Иманшапиева М.М. - Транспортный налог: анализ механизма исчисления и взимания, направления по его совершенствованию на региональном уровне (по материалам Республики Дагестан) c. 47-64

DOI:
10.7256/2454-065X.2020.6.33147

Аннотация: В представленной статье автором исследованы особенности налогообложения транспортных средств, рассмотрена фискальная роль транспортного налога в доходах бюджетов субъектов РФ. Автором проведен анализ динамики налоговых поступлений по транспортному налогу в целом в бюджетную систему РФ, дана оценка собираемости налога, а также изменение структуры налогоплательщиков транспортного налога на федеральном уровне за 2016-2019 годы. Автором особое внимание уделяется роли налоговых ставок и налоговых льгот по транспортному налогу в формировании доходов региональных бюджетов. Проведен анализ налоговых поступлений, структуры налога и налоговой базы по транспортному налогу на региональном уровне за 2016-2019 годы (на примере Республике Дагестан). С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по совершенствованию транспортного налога на федеральном и региональном уровне, в части установления детальной дифференциации налоговых ставок, применению понижающих и повышавших коэффициентов и мер по повышению качества налогового администрирования транспортного налога. Кроме того, автором предложены меры, направленные на полную реализацию принципов справедливости и соразмерности налогообложения при исчислении и взимании транспортного налога. Выводы. По итогам исследования автором предложены рекомендации, направленные на совершенствование механизма исчисления и взимания транспортного налога и повышения его роли в формировании доходов региональных бюджетов на современном этапе.
Оробинская И.В., Гашенко И.В. - Теоретико-методическое обеспечение приоритетных направлений контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.1.12564

Аннотация: Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями в России . Контроль за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями в России представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов между налогоплательщиком - сельскохозяйственным товаропроизводителем и государством на основе конвергенции функций налогов и эластичности налоговой системы. На наш взгляд к наиболее эффективным методам контроля за исполнением налоговых обязанностей сельскохозяйственными товаропроизводителями следует отнести встречную проверку и метод взаимного контроля, где осуществляется исследование нескольких документов, отражающих одну и туже или взаимоувязанные операции. Таким образом, существует множество разнообразных методов осуществления налогового контроля, но всетаки необходимо продолжать совершенствовать теоретико-методическое обеспечение приоритетных направлений контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями, учитывая при этом специфику данной отрасли, а именно сезонность производства, зависимость от погодного фактора, специализацию и особенности средств производства. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. На наш взгляд целесообразно выделить четыре фактора, потенциально воздействующих на масштабы налоговой задолженности в сельском хозяйстве, а именно: темп экономического роста; удельный вес убыточных предприятий в экономике; номинальная фискальная нагрузка на предприятия; масштаб экспортных операций. Как мы уже отмечали выше, по нашему мнению, важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает ЕСХН, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является «принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика». Исходя из этого принципа, каждый налог из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Именно эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пенни, несмотря на их многократные списания и реструктуризации. Во всем мире налоги на сельское хозяйство уплачиваются в режиме индивидуальных подоходных налогов – по итогам года с рассрочкой внесения платежа в 3 месяца.
Оробинская И.В., Гашенко И.В. - Теоретико-методическое обеспечение приоритетных направлений контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями c. 52-64

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.1.66030

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Эволюция налоговой системы и ее влияние на экономику АПК России: монография / А.Г. Казьмин, И.В. Оробинская. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. – 288 с. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями в России . Контроль за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями в России представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов между налогоплательщиком - сельскохозяйственным товаропроизводителем и государством на основе конвергенции функций налогов и эластичности налоговой системы. На наш взгляд к наиболее эффективным методам контроля за исполнением налоговых обязанностей сельскохозяйственными товаропроизводителями следует отнести встречную проверку и метод взаимного контроля, где осуществляется исследование нескольких документов, отражающих одну и туже или взаимоувязанные операции. Таким образом, существует множество разнообразных методов осуществления налогового контроля, но всетаки необходимо продолжать совершенствовать теоретико-методическое обеспечение приоритетных направлений контроля за исполнением налоговой обязанности сельскохозяйственными товаропроизводителями, учитывая при этом специфику данной отрасли, а именно сезонность производства, зависимость от погодного фактора, специализацию и особенности средств производства. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. На наш взгляд целесообразно выделить четыре фактора, потенциально воздействующих на масштабы налоговой задолженности в сельском хозяйстве, а именно: темп экономического роста; удельный вес убыточных предприятий в экономике; номинальная фискальная нагрузка на предприятия; масштаб экспортных операций. Как мы уже отмечали выше, по нашему мнению, важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает ЕСХН, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является «принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика». Исходя из этого принципа, каждый налог из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Именно эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пенни, несмотря на их многократные списания и реструктуризации. Во всем мире налоги на сельское хозяйство уплачиваются в режиме индивидуальных подоходных налогов – по итогам года с рассрочкой внесения платежа в 3 месяца.
Тонких А.С., Трушин И.И. - Разработка критерия экономической целесообразности для предпроверочного анализа налогоплательщиков c. 58-73

DOI:
10.7256/2454-065X.2018.4.26092

Аннотация: Предметом исследования является отбор предприятий-налогоплательщиков на выездную налоговую проверку. В качестве объекта исследования выступает предприятие-налогоплательщик. Цель работы - разработка критерия экономической целесообразности, нарушение которого предприятием будет являться сигналом к выездной налоговой проверке его деятельности. Метод исследования: построение динамических нормативов – систем неравенств, упорядочивающих различные показатели (в т.ч. неоднородные) по темпам роста. Динамические нормативы строятся на основе законов экономики предприятия и представляют собой формулировку наилучшего режима его функционирования, что может рассматриваться как критерий экономической целесообразности. Ранжирование предприятий по степени соответствия данному критерию рассматривается как искомый вариант отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку. Результаты работы: методика отбора предприятий-налогоплательщиков на выездную налоговую проверку на основе критерия экономической целесообразности, отбор в соответствии с указанной методикой крупнейших российских стивидорных компаний на выездную налоговую проверку. Область применения результатов работы: установка налоговыми органами очередности предприятий на выездную налоговую проверку в соответствии с критерием экономической целесообразности; выявление скрытых тенденций в экономике предприятий, которые могут выступать в качестве сигнальных индикаторов возможного применения на предприятии методов налоговой «оптимизации».
Ансимова Е.П. - Показатели финансового состояния организаций отрасли газоснабжения как параметры рискового статуса налогоплательщиков

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.2.11383

Аннотация: Предметом настоящего исследования является взаимосвязь налоговых рисков и параметров финансового состояния хозяйствующих субъектов отрасли газоснабжения, а также собственно налоговые риски газоснабжающих организаций и методология их оценки. В качестве цели работы рассматривается разработка методики установления рискового статуса налогоплательщиков сферы газоснабжения. Применение «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», установленных Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ в рамках налогового контроля деятельности крупнейших налогоплательщиков без учёта отраслевой специфики функционирования организаций не обеспечивает достоверности результатов установления уровня агрегированного налогового риска. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы: сравнение, синтез, анализ, дедукция, индукция. В статье представлен ряд финансовых коэффициентов, значение которых предлагается использовать в качестве индикаторов степени благонадёжности компаний отрасли газоснабжения как налогоплательщиков. Приведённые в статье результаты расчёта данных показателей для группы организаций, функционирующих на территории Центрального федерального округа, Западной Сибири и Дальнего Востока, являются обоснованием для вывода, согласно которому оценка налогового риска газоснабжающих компаний посредством сравнения фактических величин финансовых коэффициентов со средним значением таковых для сектора экономики, включающего производство и распределение газа, воды и электроэнергии (равно как и для отрасли газоснабжения), несостоятельно. Установление нормативов параметров финансового состояния хозяйствующих субъектов в качестве критериев допустимого уровня налогового риска целесообразно только в рамках различных подотраслей сферы газоснабжения. Объективное определение рискового статуса налогоплательщика отрасли подразумевает сопоставление его финансовых показателей со средним значением соответствующих коэффициентов для газораспределительных организаций или для юридических лиц, осуществляющих магистральную транспортировку природного газа.
Ансимова Е.П. - Показатели финансового состояния организаций отрасли газоснабжения как параметры рискового статуса налогоплательщиков c. 184-209

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.2.64056

Аннотация: Предметом настоящего исследования является взаимосвязь налоговых рисков и параметров финансового состояния хозяйствующих субъектов отрасли газоснабжения, а также собственно налоговые риски газоснабжающих организаций и методология их оценки. В качестве цели работы рассматривается разработка методики установления рискового статуса налогоплательщиков сферы газоснабжения. Применение «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», установленных Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ в рамках налогового контроля деятельности крупнейших налогоплательщиков без учёта отраслевой специфики функционирования организаций не обеспечивает достоверности результатов установления уровня агрегированного налогового риска. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы: сравнение, синтез, анализ, дедукция, индукция. В статье представлен ряд финансовых коэффициентов, значение которых предлагается использовать в качестве индикаторов степени благонадёжности компаний отрасли газоснабжения как налогоплательщиков. Приведённые в статье результаты расчёта данных показателей для группы организаций, функционирующих на территории Центрального федерального округа, Западной Сибири и Дальнего Востока, являются обоснованием для вывода, согласно которому оценка налогового риска газоснабжающих компаний посредством сравнения фактических величин финансовых коэффициентов со средним значением таковых для сектора экономики, включающего производство и распределение газа, воды и электроэнергии (равно как и для отрасли газоснабжения), несостоятельно. Установление нормативов параметров финансового состояния хозяйствующих субъектов в качестве критериев допустимого уровня налогового риска целесообразно только в рамках различных подотраслей сферы газоснабжения. Объективное определение рискового статуса налогоплательщика отрасли подразумевает сопоставление его финансовых показателей со средним значением соответствующих коэффициентов для газораспределительных организаций или для юридических лиц, осуществляющих магистральную транспортировку природного газа.
Ефремова Т.А. - Выездные налоговые проверки: действующая практика и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.4.14287

Аннотация: Предметом исследования выступают налоговые проверки. Рассматриваются особенности выездных и кафедральных налоговых проверок. указывается, что наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, так как многие налоговые правонарушения могут быть выявлены только в ходе их проведения. Автор отмечает, что такие проверки требуют тщательного отбора налогоплательщиков для осуществления контрольных мероприятий. Цель данной работы заключается в рассмотрении действующей практики выездных налоговых проверок и определении основных направлений совершенствования организации их планирования и реализации. В работе применены методы анализа и синтеза, научная абстракция, сравнение, обобщение и другие методы исследования. В статье проанализированы показатели проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами РФ, раскрыты особенности методики выполнения контрольной работы основанной на качественном выборе объекта проверки. Показана необходимость развития предпроверочного анализа первичной информации о налогоплательщике при планировании выездных налоговых проверок. Обоснована целесообразность применения современных информационных технологий в процессе организации их планирования и проведения.
Ефремова Т.А. - Выездные налоговые проверки: действующая практика и перспективы развития c. 312-318

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.4.66415

Аннотация: Предметом исследования выступают налоговые проверки. Рассматриваются особенности выездных и кафедральных налоговых проверок. указывается, что наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, так как многие налоговые правонарушения могут быть выявлены только в ходе их проведения. Автор отмечает, что такие проверки требуют тщательного отбора налогоплательщиков для осуществления контрольных мероприятий. Цель данной работы заключается в рассмотрении действующей практики выездных налоговых проверок и определении основных направлений совершенствования организации их планирования и реализации. В работе применены методы анализа и синтеза, научная абстракция, сравнение, обобщение и другие методы исследования. В статье проанализированы показатели проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами РФ, раскрыты особенности методики выполнения контрольной работы основанной на качественном выборе объекта проверки. Показана необходимость развития предпроверочного анализа первичной информации о налогоплательщике при планировании выездных налоговых проверок. Обоснована целесообразность применения современных информационных технологий в процессе организации их планирования и проведения.
Харитонова Е.М. - Разработка стратегии отношений с налоговыми органами при рассмотрении спорных вопросов (Налоги и право) c. 346-349

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.5.62931

Аннотация: Выездную налоговую проверку можно условно разделить на 2 части. Первая часть проходит в стенах офиса, когда проверяющие ищут (и чаще всего находят) налоговые правонарушения, вторая начинается после того, как они уходят: акт, разногласия, решение и т.п. Применяя к процессу налоговой проверки закон Парето или принцип 80/20, который гласит, что небольшая доля прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов, понимаем, что первая часть, отнимая у нас 80% сил, времени и нервов, даст только 20% результата, и гораздо большее внимание надо оказывать именно второй части, работе с налоговыми органами по спорным вопросам.
Ефремова Т.А. - Риск-ориентированный подход в контрольно-аналитической деятельности налоговых органов: действующая практика и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.5.17760

Аннотация: Современная финансово-экономическая ситуация в стране свидетельствует о том, что перспективы дальнейшего сокращения налоговых поступлений и как следствие доходной части бюджета, становятся все более реальными. Поэтому в этих условиях налоговым рискам, причинам их возникновения и способам минимизации должно уделяться больше внимания. В статье налоговые риски исследуются с позиции государства, то есть как вероятность финансовых потерь вследствие недопоступления налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы. Показывается необходимость отслеживания рисков при планировании налоговых поступлений и управления ими с целью минимизации их влияния. Проанализирована контрольная работа налоговых органов Республики Мордовия в части эффективности проведения выездных налоговых проверок, исследованы наиболее типичные варианты и схемы уклонения от уплаты налогов, приводящие к усилению налоговых рисков, предложена методика управления налоговыми рисками в налоговых органах. Разработана методика выявления, идентификации и минимизации негативного воздействия риска на уровень налоговых поступлений в бюджетную систему страны состоящая из четырех последовательных этапов: 1) идентификация налоговых рисков; 2) оценка налоговых рисков; 3) принятие управленческого решения; 4) контроль реализации принятого управленческого решения.
Ефремова Т.А. - Риск-ориентированный подход в контрольно-аналитической деятельности налоговых органов: действующая практика и перспективы развития c. 409-415

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.5.67741

Аннотация: Современная финансово-экономическая ситуация в стране свидетельствует о том, что перспективы дальнейшего сокращения налоговых поступлений и как следствие доходной части бюджета, становятся все более реальными. Поэтому в этих условиях налоговым рискам, причинам их возникновения и способам минимизации должно уделяться больше внимания. В статье налоговые риски исследуются с позиции государства, то есть как вероятность финансовых потерь вследствие недопоступления налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы. Показывается необходимость отслеживания рисков при планировании налоговых поступлений и управления ими с целью минимизации их влияния. Проанализирована контрольная работа налоговых органов Республики Мордовия в части эффективности проведения выездных налоговых проверок, исследованы наиболее типичные варианты и схемы уклонения от уплаты налогов, приводящие к усилению налоговых рисков, предложена методика управления налоговыми рисками в налоговых органах. Разработана методика выявления, идентификации и минимизации негативного воздействия риска на уровень налоговых поступлений в бюджетную систему страны состоящая из четырех последовательных этапов: 1) идентификация налоговых рисков; 2) оценка налоговых рисков; 3) принятие управленческого решения; 4) контроль реализации принятого управленческого решения.
Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Хрусталев Б.Б. - Анализ и планирование налоговых проверок: ракурс районной инспекции

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.10.13234

Аннотация: Выездные налоговые проверки являются одной из действенных форм налогового контроля и призваны, в итоге, обеспечить результативность деятельности органов инспекции налоговой службы. Однако в последнее время собираемость налогов и сборов во многих районных инспекциях снижается и перед налоговыми органами все чаще встают вопросы повышения эффективности выездного контроля, с одной стороны путем выявления нарушений у налогоплательщиков и доначислений налоговых платежей в бюджет, с другой стороны снижение затрат на проведение таких проверок и оптимизации их соответствующих параметров. Все это побуждает необходимость модернизации принятых и действующих методик планирования выездных налоговых проверок. Монографическое исследование, ретроспективный анализ, практический опыт, метод экспертных оценок, методы экономического, эконометрического и экономико-математического анализа. Обобщены правовые аспекты налогового контроля, показано значение выездных налоговых проверок как основной формы налогового контроля, проведена оценка и анализ эффективности выездных налоговых проверок в ИФНС районного масштаба г. Пензы, выявлена зависимость показателей результативности налогового контроля от количества выездных налоговых проверок, проведена диагностика стратегии налогового органа и определены ее оптимальные критерии, получена модель оптимизации выездных налоговых проверок с позиции получения максимальной финансовой выгоды.
Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Хрусталев Б.Б. - Анализ и планирование налоговых проверок: ракурс районной инспекции c. 919-925

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.10.65626

Аннотация: Выездные налоговые проверки являются одной из действенных форм налогового контроля и призваны, в итоге, обеспечить результативность деятельности органов инспекции налоговой службы. Однако в последнее время собираемость налогов и сборов во многих районных инспекциях снижается и перед налоговыми органами все чаще встают вопросы повышения эффективности выездного контроля, с одной стороны путем выявления нарушений у налогоплательщиков и доначислений налоговых платежей в бюджет, с другой стороны снижение затрат на проведение таких проверок и оптимизации их соответствующих параметров. Все это побуждает необходимость модернизации принятых и действующих методик планирования выездных налоговых проверок. Монографическое исследование, ретроспективный анализ, практический опыт, метод экспертных оценок, методы экономического, эконометрического и экономико-математического анализа. Обобщены правовые аспекты налогового контроля, показано значение выездных налоговых проверок как основной формы налогового контроля, проведена оценка и анализ эффективности выездных налоговых проверок в ИФНС районного масштаба г. Пензы, выявлена зависимость показателей результативности налогового контроля от количества выездных налоговых проверок, проведена диагностика стратегии налогового органа и определены ее оптимальные критерии, получена модель оптимизации выездных налоговых проверок с позиции получения максимальной финансовой выгоды.
Цепилова Е.С., Малышкин А.И. - Внутренний контроль в России и в Украине: налоговый аспект

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.12.14100

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ и сделано уточнение дефиниций: внутренний контроль и внутренний аудит, внутренний налоговый контроль и государственный налоговый контроль; определены элементы и цели функционирования системы внутреннего налогового контроля в хозяйствующих субъектах. Анализ проводиться на основе российского и украинского законодательства. Автор также исследует зарубежные примеры правового регулирования и практики внутреннего аудита и контроля, их проведения в рамках хозяйственной деятельности предприятий. Проводиться анализ внутренних структур предприятий в компетенцию которых входит проведение внутреннего контроля и аудита. Для оценки эффективности применяемых контрольных процедур автором предложены специальные показатели и формы контрольных аналитических ведомостей, которые рекомендуется использовать сотрудниками службы внутреннего налогового контроля хозяйствующего субъекта. Результаты исследования могут быть использованы как в теоретических работах для обоснования терминологического аппарата внутреннего налогового контроля, так и в практической деятельности внутренних контролеров (внутренних аудиторов). Сделан вывод о том, что в успешная реализация фискальной политики государства в современных условиях невозможна без наличия у налогоплательщика эффективной системы внутреннего налогового контроля.
Цепилова Е.С., Малышкин А.И. - Внутренний контроль в России и в Украине: налоговый аспект c. 1097-1110

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.12.65983

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ и сделано уточнение дефиниций: внутренний контроль и внутренний аудит, внутренний налоговый контроль и государственный налоговый контроль; определены элементы и цели функционирования системы внутреннего налогового контроля в хозяйствующих субъектах. Анализ проводиться на основе российского и украинского законодательства. Автор также исследует зарубежные примеры правового регулирования и практики внутреннего аудита и контроля, их проведения в рамках хозяйственной деятельности предприятий. Проводиться анализ внутренних структур предприятий в компетенцию которых входит проведение внутреннего контроля и аудита. Для оценки эффективности применяемых контрольных процедур автором предложены специальные показатели и формы контрольных аналитических ведомостей, которые рекомендуется использовать сотрудниками службы внутреннего налогового контроля хозяйствующего субъекта. Результаты исследования могут быть использованы как в теоретических работах для обоснования терминологического аппарата внутреннего налогового контроля, так и в практической деятельности внутренних контролеров (внутренних аудиторов). Сделан вывод о том, что в успешная реализация фискальной политики государства в современных условиях невозможна без наличия у налогоплательщика эффективной системы внутреннего налогового контроля.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.