по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 02, 2024
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 12-05-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2024
Теория и история налогообложения
Паламарчук О.О. - Анализ возможностей практического применения концепции безотчётной формы исчисления НДС c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.69968

EDN: JRRVUG

Аннотация: В научной статье автора «Необходимость и предпосылки для ведения безотчётной формы исчисления НДС» были рассмотрены потенциальные возможности для практического применения новой концепции исчисления НДС, суть которой состоит в отмене налоговой декларации и введении обязанности выставлять счета-фактуры при каждой операции, как облагаемой, так и необлагаемой налогом (в случае, если реализация налогом не облагается, то проставляется пометка «Без налога») через оператора электронного документооборота. Операторы электронного документооборота будут автоматически передавать данные документы в налоговые органы для исчисления ими налога и выставления налогоплательщику уведомления об уплате налога. Новая концепция повлечёт за собой изменение в порядке исчисления налога и его администрирования, что может привести к некорректному исчислению налога и может вызвать рост выпадающих доходов государства, что требует предварительного расчёта таких потерь. Поскольку правил и льгот много, то потери могут будут получены от каждого такого фактора, что требует проведения анализа доходов государства по каждой статье. Актуальность данной работы заключается в выявлении потенциальных рисков некорректного исчисления налога, что позволит их минимизировать в процессе детальной разработки предложенной концепции. В данной статье проводится анализ динамики доходов федерального бюджета от НДС в разрезе налоговых ставок, динамика величины налоговой базы, налоговых вычетов, а также применяемых льгот по налогу. Цель данной работы – выявить операции по НДС, с максимальным уровнем риска некорректного исчисления НДС налоговым органом посредством счёта фактуры, получаемого через оператора электронного документооборота. Ценность и вывод работы заключается в выявленном риске некорректного исчисления налога налоговым органом на уровне 30%, что объясняется следующим: в 70% счетов-фактур отражается реализация товаров по налоговой ставке в размере 20%, то есть, без особенностей применения НДС, усложняющих порядок исчисления налога, а значит увеличивающих риск допущения ошибки в исчислении. Также данные риски возможно минимизировать посредством отмены ряда особенностей исчисления НДС и незначительной доработки счёта-фактуры, заключающейся в некотором изменении существующих реквизитов и дополнении новыми.
Шамаев С.А. - Налог с оборота, налог с продаж и налог на добавленную стоимость как различные подходы к применению универсального акциза c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.70388

EDN: HBYPAR

Аннотация: На данный момент можно отметить несовершенство текущей фискальной системы Российской Федерации и ее слабую способность реализовывать свои ключевые функции. В целях выявления точек роста для налоговой системы России, следует оценить эффективность сложившихся налоговых отношений в сфере косвенного налогообложения. Для достижения этой цели необходимо осуществление комплексного ретроспективного анализа применения различных форм универсального акциза, сравнительного анализа теории и практики применения таких форм. Предметом работы являются налог с оборота, налог с продаж и налог на добавленную стоимость как различные подходы к применению универсального акциза; цель работы – исследовать использование универсального акциза в эволюционном развитии, как в Российской Федерации, так и в СССР. В качестве основного метода исследования выступил ретроспективный анализ, также использованы такие методы исследования, как синтез, сравнение и прогнозирование. Новизна работы заключается в том, что в ней с точки зрения тенденций использования налога с оборота, налога с продаж и налога на добавленную стоимость в Российской Федерации были определены актуальные проблемы налоговой системы страны, а также определены перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации в части применения универсального акциза. Результатом работы стало выявление сильных и слабых сторон данных налогов. Область применения работы – фискальная система России. Основные выводы заключаются в оценке связи между уровнем развития экономики и применяемым налогом, а также формы и механизмы использования универсального акциза в налоговой системе Российской Федерации в ближайшие годы. По итогам работы был сделан вывод, что, выбирая между налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж в качестве альтернативы, большинство цивилизованных стран предпочитают первый, что говорит о его большей жизнеспособности и соответствии экономическим и социальным потребностям государства.
Налогообложение природопользования
Килевник М.Н., Зима Д.А. - Особенности налогообложения рационального природопользования как фактор устойчивого роста в России c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.70427

EDN: PYMYSA

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем фискального регулирования рационального использования природных ресурсов для достижения целей устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. По данным официальной статистики следует отметить, что имеется сложность идентификации отдельных проблем по влиянию непосредственного налогообложения пользования природными ресурсами на эффективность природопользования в России. Большое практическое значение в теоретической и прикладной экономике придается усилению экологической составляющей в налогообложении. Целью исследования стал анализ перспектив развития реализуемых направлений налоговой политики рационального природопользования для обеспечения экологической безопасности России. В современных налоговых системах отдельным аспектом выделяются направления налогового регулирования использования природных ресурсов, обеспечивающие фискально-значимый эффект для доходов бюджетов всех уровней и повышение природоохранного потенциала рационального природопользования.   В процессе исследования использовались различные общенаучные методы, в числе которых: абстрактно-логический, сравнительный, анализ, обобщение, статический и рассуждение, а также табличный и графический методы. При изучении практического опыта налогового регулирования эффективного природопользования задействованы методы SWOT-анализа, а также вариативный и трендовый анализ. Авторами приведен системный анализ практики обеспечения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их соответствие политике рационального природопользования, а также определение причинно-следственной связи рассмотренных особенностей налогообложения пользования природными ресурсами в России. Порядок налогообложения природопользования имеет важное значение для формирования бюджетной устойчивости и обеспечения высокой эффективности налоговой политики в сфере рационального природопользования. Государственная политика налогообложения природопользования должна строится на принципе сохранения заинтересованности инвесторов в инвестициях на природоохранные мероприятия, предоставляя налоговые льготы и преференции на внедрение новых технологий безотходного производства. Перспективы дальнейшего развития налогового регулирования эффективного природопользования должны быть направлены на активизацию частно-государственного партнерства путем стимулирования частных инвестиций в создание новых и в модернизацию существующих активов «зеленой» экономики, а также на оптимизацию экологического мониторинга.
Налогообложение физических лиц
Балынин И.В. - Социально справедливое совершенствование налогообложения доходов и имущества физических лиц в Российской Федерации c. 43-54

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.70401

EDN: ZOKPCI

Аннотация: Объектом исследования является налогообложение доходов и имущества физических лиц. Предметом исследования выступает социально справедливое совершенствование налогообложения доходов и имущества физических лиц. В статье представлены конкретные рекомендации по социально справедливому совершенствованию налогообложения доходов и имущества физических лиц в Российской Федерации. Особое внимание уделяется обоснованию предложения по внедрению прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Также сформулированы предложения по корректировке налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и земельному налогу. В статье представлены рекомендации, направленные на рост доходов региональных и местных бюджетов от взимания рассматриваемых налогов, а также на повышение налоговой культуры граждан и снижение количества дорожно-транспортных происшествий.   При проведении исследования автором использованы методы анализа и синтеза данных (в разных формах), индукции и дедукции. Научная новизна связана с разработанными автором рекомендациями по социально справедливому совершенствованию налогообложения доходов и имущества физических лиц в Российской Федерации, что отвечает национальным целям развития государства на период до 2030 года и перечню поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенная авторская шкала прогрессивного налогообложения доходов физических лиц (предполагающая использование налоговых ставок на интервале 13%–21%), практическое внедрение которой позволит мобилизовать около 1 трлн рублей. Также сформулированы рекомендации по модернизации налогообложения имущества физических лиц (включая землю и транспорт). Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности Правительства России, Минфина России, Федеральной налоговой службы, Федерального Собрания Российской Федерации, а также в организациях высшего и среднего профессионального образования.
Теория и история налогообложения
Митин Д.А., Герасимова А.Е. - Понятие и сущность мобилизационных элементов налоговой политики c. 55-70

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.70251

EDN: ZMDLNG

Аннотация: Макроэкономические шоки, вызванные беспрецедентным санкционным давлением на российскую экономику, ставят вопрос о необходимости ее трансформации и адаптации к новым реалиям. В экспертном сообществе ставится вопрос о целесообразности перехода к мобилизационной модели экономического развития. Немаловажную роль в трансформации экономики Российской Федерации играет налоговая политика, которая оказывает существенное влияние на рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В связи с чем в статье проводится анализ теоретических аспектов формирования налоговой политики государства при мобилизационной модели экономического развития. Предметом исследования является налоговая политика как инструмент преодоления экономического кризиса. Цель исследования заключается в формировании принципов реализации налоговой политики при мобилизационной экономике, выделении основных ее элементов и анализе их особенностей.  Методология работы основывается на общелогическом и историко-правовом методах научного исследования, позволяющим с учетом исторического опыта предложить теоретическую основу современной налоговой политики в условиях мобилизационной экономики. В статье приводится определение понятию налоговой политики при мобилизационной экономике. На основе трудов российских ученых в области мобилизационной экономики выделяются особенности мобилизационной экономики для целей формирования налоговой политики. В исследовании анализируется исторический опыт Советского союза в период 1941-1945 гг. по модернизации налоговой политики, на основании которого формулируются фундаментальные принципы налоговой политики при мобилизационной экономике. Также в статье разработан современный инструментарий налогового механизма и описаны его особенности. Кроме того, проводится сравнение инструментов налогового регулирования при различных моделях экономического развития хозяйственных макросистем. Важной частью исследования являются структурированные и обоснованные мобилизационные элементы налоговой политики. Предложенные в исследовании решения могут быть использованы при практической реализации налоговой политики при мобилизационной экономике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.