по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 06, 2023
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 06-02-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2023
Организация и методика проведения налоговых проверок
Авдеева В.М. - Формы и методы налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69373

EDN: IIKRSO

Аннотация: Контрольная работа налоговых органов за правильностью применения налоговых льгот и преференций, направленных на поддержку и стимулирование различных видов хозяйственной деятельности имеет целевую установку поставить барьер возможным злоупотреблениям. В процессе реализации налоговой политики следует обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых преференций, установленных налоговым законодательством. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью определения форм и методов налогового контроля по налогу на прибыль организации, в рамках которых осуществляется проверка правомерности применения преференций по налогу. Предметом исследования выступает налоговый контроль применения преференций по налогу на прибыль на современном этапе социально-экономического развития, а также трансформация форм и методов налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Методологической основой работы явилась методология системной парадигмы, логико-гносеологический метод познания, единство структурного и функционального анализа проблемы. Методическим основанием исследования является восхождение от абстрактного к конкретному, взаимосвязь общего и особенного, диалектический и гипотетический метод исследования, научное абстрагирование и прогнозирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. В результате исследования определена методика проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль, в рамках которой осуществляются мероприятия налогового контроля по предотвращению злоупотребления преференциями по данному налогу. Также обозначена наиболее популярная тенденция налогового контроля – цифровизация работы налоговых органов, которая способна привести к увеличению числа налоговых поступлений. Кроме того, в целях поднятия результативности налогового контроля применения налоговых преференций по налогу на прибыль организаций в данной статье представлены предложения в части рационального и оптимального управления налоговыми преференциями по налогу на прибыль, среди которых, например, предложено в целях бюджетной прозрачности изучить возможность замены некоторых преференций на прямые субсидии, которые подлежат процедуре бюджетного контроля.
Теория и история налогообложения
Братко Т.Д. - Экономическое основание и справедливость налогообложения: новый взгляд на старую проблему c. 8-20

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69607

EDN: QBQRBM

Аннотация: Поиски критериев экономически обоснованного и справедливого налогообложения ведутся юристами давно в рамках философско-правовых, конституционно-правовых и налогово-правовых исследований. Зачастую такие исследования являются односторонними и неполными, а выработанные по их результатам критерии, как и определение понятия «экономическое основание налога», – неудовлетворительными, непригодными к практическому применению. Без понимания экономического основания налога невозможно дать ответы на многие практические вопросы, в частности: имеет ли конкретный налог экономическое основание, не нарушен ли конституционный принцип экономической обоснованности налогообложения, закрепленный Налоговым кодексом Российской Федерации? Цель настоящей статьи – сформулировать новое универсальное практически применимое определение понятия «экономическое основание налога», отражающее современные российские и зарубежные представления о фискальном общественном договоре и конституционных принципах налогообложения. Для достижения этой цели автор прибегает к сравнительному анализу двух несовместимых принципов справедливого налогообложения: принципа эквивалентности (выгоды), вытекающего из «индивидуалистической» англо-саксонской концепции, и принципа учета фактической способности к уплате налога, характерного для континентальной европейской доктрины государства всеобщего благосостояния. Принцип эквивалентности (выгоды) впервые находит развитие в бенефициарной теории экономического основания налога, которая изложена в настоящей статье. Бенефициарная теория предлагает нетрадиционное для российского налогового права понимание экономического основания налога и устанавливает более четкий – по сравнению с ранее известными – критерий наличия (отсутствия) экономического основания налога. Этот критерий позволяет выявлять экономически не обоснованные налоги, не соответствующие нормам Конституции РФ и налогового законодательства, а значит, может применяться, при: 1) оспаривании конституционности положений законодательства о налогах и сборах; 2) признании недействующими нормативных правовых актов, устанавливающих экономически не обоснованные налоги. По итогам анализа российской практики автор, используя разработанную им бенефициарную теорию, дает оценку экономической обоснованности налога на бездетность и транспортного налога, уплачиваемого собственником неэксплуатируемого воздушного судна.
Правовое регулирование налоговых отношений
Гончаров В.В., Грищенко О.В., Петренко Е.Г. - ФНС и ее территориальные подразделения как объекты общественного контроля в России c. 21-29

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69325

EDN: CPJMKO

Аннотация: Статья посвящена анализу ФНС и ее территориальных подразделений как объектов общественного контроля в РФ. В работе обосновывается роль и место института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан России в управлении делами государства. Особое место в системе объектов общественного контроля в РФ занимает Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. Однако, организация и осуществление мероприятий общественного контроля в отношении вышеназванных объектов связаны с многочисленными проблемами, обусловленными: отсутствием закрепления данного института гражданского общества в Конституции России, а также законодательстве, регулирующем деятельность налоговых органов власти; слабыми полномочиями субъектов общественного контроля, недостаточным использованием ими современных информационно-коммуникационных технологий; не разработанностью специальных форм, методов и видов мероприятий общественного контроля в отношении вышеназванных его объектов; слабым использованием советского и зарубежного опыта контроля гражданского общества за аппаратом власти.  В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; формально-логический; метод анализа конкретных практических ситуаций. Авторами разработана и обоснована система мероприятий по разрешению проблем, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля в отношении Федеральной налоговой службы России и ее территориальных подразделений, путем: инкорпорирования института общественного контроля в Основной закон страны, а также законодательство, регулирующее организацию и деятельность налоговых органов власти; разработки специфических особенностей реализации данного института гражданского общества применительно к деятельности, актам и решениям налоговых органов власти в научной литературе и подзаконных нормативно-правовых актах об общественном контроле с использованием положительного советского и зарубежного опыта функционирования институтов гражданского общества; разработки и внедрения комплексных Федеральных программ развития организационно-методической и технологической базы субъектов общественного контроля с одновременным расширением их полномочий.
Теория и история налогообложения
Пойлов Н.А. - Фискальная политика и экономический рост в краткосрочной и долгосрочной перспективах: обзор литературы c. 30-50

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69281

EDN: BRMZTS

Аннотация: Целью данной работы является установление основных каналов влияния фискальной политики на экономический рост и выявление проблем или пропущенных аспектов при анализе. В статье обобщается влияние фискальной политики на экономический рост в долгосрочной и краткосрочной перспективах на базе обширного (82 источника) анализа литературы. В статье анализируются результаты теоретических и эмпирических исследований. В работе уделяется внимание сравнению эмпирических результатов для бедных и богатых стран, так как оптимальная фискальная политика может значительно отличаться от страны к стране. С теоретической стороны, в статье в основном рассматриваются модели эндогенного роста, однако также затронуты модели пересекающихся поколений и модели Солоу. Отдельное внимание уделено оценке фискальных мультипликаторов. Благодаря широкому взгляду в работе затрагиваются основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономический рост как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Вклад автора заключается в том, что в работе анализируется широкий пласт литературы по фискальной политике, что позволяет выявить основные проблемы при анализе влияния фискальной политики. Фискальная политика может оказывать кратко- и долгосрочное влияние на экономический рост через изменение стимулов экономических агентов, через снижение транзакционных издержек между ними и через влияние на ожидания. Однако основной пласт эмпирической литературы рассматривает влияние фискальной политики на экономический рост в развитых странах. Это создает проблемы при проведении фискальной политики в развивающихся странах, так как рекомендации, выработанные на основе опыта развитых стран, часто являются неоптимальными для развивающихся стран. В статье также отмечаются существенные проблемы, связанные с эмпирическим анализом результативности фискальной политики даже в развитых странах.
Гончаров В.В. - О проблемах и перспективах взаимодействия субъектов общественного контроля с налоговыми органами власти c. 51-59

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69359

EDN: BSDNOW

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного контроля с налоговыми органами власти в Российской Федерации. В работе обоснована важность подобного взаимодействия как в целях развития института общественного контроля, так и в части оптимизации работы налоговых органов власти в России. Автор проводит классификацию форм взаимодействия субъектов общественного контроля с налоговыми органами власти в Российской Федерации, выделяя их взаимодействие: а) как субъекта и объекта общественного контроля; б) как органа государственного контроля (надзора) и субъекта общественного контроля, направляющего итоговые документы, подготовленные по результатам проведенных мероприятий общественного контроля в отношении третьих лиц; в) как субъекта общественного контроля и органа публичной власти, призванного осуществлять реагирование в связи с предоставлением информации о признаках состава, например, налогового правонарушения, выявленного в ходе осуществления общественного контроля.  В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В статье проводится не только анализ современных проблем, связанных с организацией и осуществлением взаимодействия между субъектами общественного контроля и налоговыми органами власти в стране, но и разработана и обоснована система мероприятий, направленных на разрешение указанных проблем, с тем, чтобы обеспечить новые направления взаимодействия и сотрудничества вышеназванных структур. Объект настоящего исследования, таким образом, составляют общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации, предмет исследования представлен, с одной стороны, правовыми нормами, регулирующими механизм взаимодействия субъектов общественного контроля и налоговых органов государственной власти в России, материалами судебной практики, а с другой стороны, научными правовыми доктринальными источниками в области общественного контроля в нашей стране.
Поярков С.Ю., Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Борисова А.А. - Общественный налоговый контроль в России: к постановке проблемы c. 60-73

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69581

EDN: BSMRMW

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу общественного налогового контроля в Российской Федерации. В работе обосновывается роль и место института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты не только конституционных принципов (прежде всего, народовластия и участия граждан России в управлении делами государства), но и всей системы прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Авторы проводят анализ различных точек зрения в отечественной и зарубежной учебной и научной литературе на понятие, содержание и пределы осуществления общественного налогового контроля в России. В статье формализовано и обосновано авторское определение понятия «общественный налоговый контроль».  В статье использован ряд методов научного исследования: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; финансового анализа; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Организация и осуществление общественного налогового контроля в Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами: отсутствием закрепления института общественного налогового контроля в Конституции страны и действующем законодательстве; недостаточной разработанностью в российской научной правовой доктрине понятия, содержания, пределов осуществления общественного налогового контроля, перечня специфических форм, методов и видов его мероприятий; отсутствием у субъектов общественного контроля (включая и субъектов общественного налогового контроля) реальных полномочий; недостаточным уровнем развития финансово-имущественной, организационно-правовой базы субъектов общественного контроля; отсутствием специализированных субъектов общественного налогового контроля; слабым использованием зарубежного положительного опыта организации и осуществления налогового контроля институтов гражданского общества; отсутствием закрепления в УК РФ и КоАП РФ мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного налогового контроля. В статье разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.
Петренко Е.Г., Гончаров В.В., Борисова А.А., Поярков С.Ю. - Общественные советы при Федеральной налоговой службе России и ее территориальных подразделениях: современные проблемы и перспективы развития c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.6.69622

EDN: BTUPCR

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития общественных советов при Федеральной налоговой службе России (далее также – ФНС) и ее территориальных подразделениях. В работе обоснованы место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты как конституционных принципов (в частности, народовластия и участия граждан Российской Федерации), так и всей системы прав, свобод человека и гражданина. Важнейшими объектами общественного контроля в России выступает деятельность, акты и решения органов публичной власти, в том числе, - ФНС и ее территориальных подразделений. Авторы анализируют роль и значение общественных советов при ФНС и ее территориальных подразделениях в системе субъектов общественного контроля. В статье использован ряд методов научного исследования: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; финансового анализа; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Организация и деятельность общественных советов при ФНС и ее территориальных подразделениях связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить: отсутствие формализации общественного контроля в Конституции России; не закрепление института общественного контроля в Налоговом кодексе Российской Федерации; «не общественный» механизм формирования данных разновидностей субъектов общественного контроля; слабые полномочия данных субъектов; не разработанность в отечественной научной правовой доктрине специальных форм, методов и видов мероприятий общественного контроля за деятельностью, актами и решениями налоговых органов власти; слабая организационная и имущественная база вышеназванных субъектов общественного контроля и недостаточное использование ими в работе современных информационно-коммуникационных технологий. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.