по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 01-04-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Актуальный вопрос
Русакова О.В. - Налог на добавленную стоимость по авансам с точки зрения Конституционного суда РФ c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34683

Аннотация: Предметом исследования являются решения Конституционного суда РФ, касающиеся методологических вопросов исчисления налога на добавленную стоимость, в частности особенностей налогообложения авансов в счет предстоящей поставки товара (выполнения работ, оказания услуг). Автор подробно рассматривает положения Определения Конституционного Суда РФ от 08.11.2018 N 2796-О, в котором сформирована правовая позиция по вопросу определения налогового периода, в котором покупателю необходимо восстановить налог, ранее принятый к вычету по перечисленному авансу. При проведении исследования и изложения материала применялись общие методы (анализ, аналогия, описание и обобщение) и графический метод представления данных. Основой методологии статьи является системный анализ налогового законодательства и сложившейся арбитражной практики. В статье на основе проведенного анализа положений налогового законодательства и выводов исследуемого решения Конституционного суда РФ выявлено, что в основе налогообложения лежит экономическая деятельность налогоплательщика, изменяющаяся под воздействием многих факторов, что требует постоянного совершенствования налогового законодательства. Основным выводом проведенного исследования является необходимость в уточнении налоговых норм. Новизна исследования заключается в предложении нового алгоритма исчисления НДС с авансовых платежей, что позволит снизить трудозатраты на ведение налогового учета у налогоплательщиков, а также снизить риски доначислений налога и щтрафов со стороны налоговых органов.
Чудиновских М.В. - Эксперимент по налогообложению доходов самозанятых граждан: основные положения и критерии оценки эффективности c. 8-17

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.33916

Аннотация: Актуальность исследования определяется ростом доли неформальной занятости и необходимостью разработки налоговых механизмов, стимулирующих легализацию доходов, которые на данный момент не попадают под налогообложение. Предметом исследования выступает эксперимент по обложению доходов самозанятых граждан налогом на профессиональный доход. Цель исследования – характеристика основных направлений эксперимента по налогообложению доходов самозанятых граждан, а также разработка предложений по оценке эффективности этого эксперимента. При проведении исследования систематизированы нормы НК РФ, федеральное и региональное налоговое законодательство, данные налоговой статистики, определены изменения в эксперименте в условиях пандемии COVID -19. В статье представлен обзор теоретических взглядов российский ученых на преимущества и недостатки налога на профессиональный доход, доказано, что действующий этап эксперимента можно считать удачным в связи с существенным ростом количества налогоплательщиков и объемом поступлений налога. Научная новизна исследования состоит в разработке подходов к оценке эффективности налогообложения самозанятых граждан. Автором предложены показатели, которые могут быть использованы для оценки эффективности эксперимента до 2028 г. К ним отнесены объем поступлений налога, количество налогоплательщиков, количество налоговых споров, недоимка по налогу, объем начисленных пени, изменение налоговых поступлений по другим видам налогов, которые заменяет собой налог на профессиональный доход.
Ибрагимова Д.Р. - Особенности налогового стимулирования промышленных и инновационных кластеров в России c. 35-49

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34899

Аннотация: Автор подробно рассматривает существующие подходы к налоговому стимулированию деятельности субъектов в инновационных и промышленных кластерах. В статье проанализированы льготы, которые сегодня могут получить резиденты преференциальных режимов, таких как особые экономические зоны (ОЭЗ), свободные экономические зоны (СЭЗ), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в рамках участия в инновационном центре «Сколково» и режима для участников инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Особенность исследования заключается в том, что налоговые льготы рассматривались с точки зрения их востребованности на каждом этапе жизненного цикла промышленного продукта и инновации.    Особым вкладом автора в тему исследования является выбранный подход к оценке действия преференциальных налоговых режимов с точки зрения развития промышленных и инновационных кластеров. Основные выводы исследования: 1. Существующие на современном этапе территориальные режимы налогообложения в основном направлены на привлечение новых инвестиций в регионы России и включают в себя широкий перечень мер налоговой поддержки с ограниченным сроком использования для первой стадии жизненного цикла продукта или инновации. 2. С точки зрения стимулирования участия в промышленных кластерах существующие преференциальные режимы содержат привлекательные и необходимые для производства промышленной продукции льготы, однако, традиционные режимы, такие как ОЭЗ и ТОСЭР, уже не отвечают потребностям инновационных компаний, для стимулирования участия в инновационных кластерах на настоящий момент наиболее привлекателен налоговый режим для инновационного центра «Сколково». 3. В связи с тем, что существующие режимы ОЭЗ, ТОСЭР, СЭЗ направлены на привлечение инвестиций и сконцентрированы на первых годах реализации проекта, для целей стимулирования качественного развития промышленных и инновационных кластеров имеет смысл оценить возможность более равномерного распределения налоговых льгот либо предусмотреть иные долгосрочные способы поддержки.
Международное налоговое право
Цепилова Е.С., Чамурлиев Г.П. - Анализ налогообложения контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ c. 50-60

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34702

Аннотация: Предметом работы является анализ агрегированных налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний - сумма налога к уплате; количество контролируемых иностранных компаний; количество налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами. В статье представлен авторский анализ налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ, по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц; а также анализ потенциальных поступлений от налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли, что станет возможным к применению уже за 2020 год. Методология проведения работы базируется на ключевых положениях международного налогообложения; налоговый анализ проведен по открытым данным отчетов Федеральной налоговой службы за 2015-2019гг. в федеральном и региональном разрезе, с использованием аналитического, сравнительного и статистического методов. Научная новизна работы заключается в интерпретации полученных результатов анализа налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, позволивших выявить тенденции в их динамике, с целью определения перспективных вариантов налогового регулирования таких компаний. Сделан вывод, что количество таких налогоплательщиков – контролирующих лиц компаний выросло, но сумма налога, начисленного с доходов в виде прибыли КИК, сократилась. Выявленные тенденции в динамике налоговых показателей деятельности КИК, принадлежащих российским налоговым резидентам, позволяют определить перспективным трендом их налогового регулирования не карательную фискальную функцию, а стимулирующую - вывода в российское налоговое поле всё большего числа компаний российских налоговых резидентов, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях.
Актуальный вопрос
Яковлев П.И. - Особенности налогообложения постоянных представительств иностранных организаций в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения Российской Федерации c. 61-70

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.35158

Аннотация: Предметом исследования является налогообложение постоянных представительств иностранных организаций. Объектом исследования являются постоянные представительства иностранных организаций. Автор рассматривает такие аспекты темы, как влияние международных соглашений об избежании двойного налогообложения на ведение постоянными представительствами иностранных организаций деятельности на территории Российской Федерации, расчет прибыли постоянных представительств и возможных конфликтных ситуаций, возникающих из-за различий национального российского налогового законодательства и заключенных налоговых соглашений. Изучены способы передачи затрат, подтвержденных первичными учетными документами, от постоянных представительств головным иностранным организациям в целях уменьшения налогооблагаемой базы, приведена современная арбитражная практика по изучаемым вопросам.   Научная новизна исследования подтверждается использованием постоянных представительств как российскими, так и зарубежными компаниями, актуальной проблематикой их налогообложения в российской налоговой юрисдикции, что является следствием содержания в налоговых соглашениях только общих норм и принципов расчета налогооблагаемой базы постоянных представительств. В качестве основных выводов проведенного исследования приводятся предложения по конкретизации налоговых соглашений в части ужесточения требований по расчету прибыли постоянных представительств и её перераспределению, подтверждения затрат, которые могут быть неправомерно использованы или переданы головной иностранной компании для уменьшения налоговой базы самих представительств.
Налоговое администрирование
Анисимова А.А. - Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современной практике налогового администрирования c. 71-80

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.35283

Аннотация: В статье основное внимание уделяется анализу возможностей совершенствования цифровых налоговых сервисов и применению мирового опыта налоговых органов в российской практике. Актуальность исследования обусловлена широким распространением процессов цифровизации в налоговом администрировании на современном этапе. Цифровые процессы в рамках налогового администрирования предполагают постоянное их совершенствование с целью обеспечения клиентоориентированного подхода и добровольного соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками. Основными направлениями совершенствования цифровых налоговых сервисов в мировой практике являются такие, как разработка их дизайна, мониторинг качества работы, а также расширение цифровой налоговой среды за счет использования инструментов поведенческой экономики. Новизна исследования заключается в адаптации мирового опыта к российской практике налоговых органов. Для развития цифровой налоговой среды в России важно заимствовать зарубежный опыт вовлечения налогоплательщиков в разработку цифровых сервисов на самой ранней стадии, когда осуществляется предложение идей. Для реализации этого необходимо создание платформы для аккумулирования предложений от налогоплательщиков, которая может располагаться в рамках официального портала ФНС России. В качестве инструментов из сферы поведенческой экономики для расширения цифровой налоговой среды в России возможно применение автоматических подписок на информационные рассылки от налоговых органов. Использование виртуальных помощников в целях осуществления поддержки налогоплательщиков в цифровой среде в целом возможно, но подобные сервисы необходимо использовать с осторожностью, так как налогоплательщики в этом случае никак не защищены от штрафов вследствие неправильного информирования.
Актуальный вопрос
Пугачев А.А. - Налоговые риски государства: развитие теоретических подходов в контексте актуальных проблем налоговой политики России c. 81-94

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.35003

Аннотация: Предметом исследования являются налоговые риски государства, а в частности систематизация теоретических подходов к их сущности и исследование практических примеров их реализации на практике. В рамках настоящего исследования использованы методы теоретического и эмпирического познания. Теоретическое исследование нашло свое проявление посредством методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также восхождения от абстрактного к конкретному. В частности, в рамках теоретического познания систематизированы подходы к определению налоговых рисков государства и причинам их возникновения. Эмпирическое исследование воплотилось в анализе российской налоговой политики в части идентификации ключевых налоговых рисков государства. Научная новизна исследования состоит в определении налоговых рисков государства в рамках современной концепции теории рисков, систематизации подходов к исследованию налоговых рисков государства и обоснованию разработанной их классификации. Анализ российской налоговой политики в части идентификации ключевых налоговых рисков государства показал, что ими являются риски недостижения заданного объема налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы, неопределенности и нечеткости формулировок налогового законодательства, неэффективности налоговых льгот, снижения конкурентоспособности национальной / региональной налоговой системы. Соответственно, налоговая политика России должна быть ориентирована на минимизацию данных налоговых рисков.
Налоговое администрирование
Давтян Ю.А. - К вопросу о существовании налоговой ответственности c. 95-111

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34097

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в результате нарушения финансового законодательства Российской Федерации, устанавливающие противоправность деяния и санкции за его совершение, основания и механизм юридической ответственности, а также сложившаяся правоприменительная практика и имеющаяся правовая доктрина. Настоящее теоретико-правовое исследование посвящено изучению сущности и содержания категории налоговой ответственности. Исследование налоговой ответственности как очевидного явления российской социально-правовой действительности производится посредством препарирования указанной концептуальной категории с учетом имеющихся противоречивых доктринальных взглядов на указанное явление, а также накопленного социально-правового опыта. Методологической основой исследования является применение общефилософских, общенаучных и частнонаучных методов познания. Важность исследования обусловлена разнообразием мнений, положенных в доктринальный фундамент юридической ответственности как научной категории финансового права, а также общей теории права в целом. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что сделанный в ходе исследования вывод о самостоятельности налоговой ответственности в системе юридической ответственности российского права позволил соотнести конститутивные признаки юридической ответственности с признаками ее частного случая - налоговой ответственности. Проведение указанного анализа и научное осмысление рассматриваемых понятий стало дериватом заключения о самостоятельности налоговой ответственности в системе юридической ответственности российского права.
Арбитражная практика разрешения налоговых споров
Макарова К.О. - "Фактический" единый недвижимый комплекс как объект налогообложения по налогу на имущество организаций c. 112-117

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34707

Аннотация: Проблема квалификации имущества остро встала в тот момент, когда в 2019 году движимое имущество было исключено из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Налоговые органы стали переквалифицировать движимое имущество в недвижимое, оперируя при этом терминами и конструкциями гражданского законодательства. В данной статье автор рассматривает одну из таких правовых конструкций, а именно конструкцию единого недвижимого комплекса и как она влияет на налогообложение имущества организаций. Особое внимание уделяется двум вопросам: 1. Какие объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса? 2. Может ли совокупность объектов, объединенных единой технологической связью, быть признана единым недвижимым комплексом, если право собственности на указанную совокупность объектов в целом как на одну недвижимую вещь не зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости? На основе анализа реальных арбитражных дел делается вывод о том, что концепция, заложенная законодателем в понятие единого недвижимого комплекса, полностью была переиначена налоговыми органами, а вслед за ними и судами, нарушая при этом цели, преследуемые законодателем, который пытался стимулировать организации к обновлению основных фондов, намерено исключая из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество. Автор приходит к выводу, что предложенная налоговыми органами и устоявшаяся в судебной практике трактовка терминов гражданского законодательства, привела к невозможности реализации поставленных перед законодателем целей и нарушению фундаментальных налоговых принципов.
Теория и история налогообложения
Тедеев А.А. - Развитие системы обязательных платежей и налогообложения в СССР в первой половине 1970-х годов c. 118-127

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.34452

Аннотация: В представленной статье автором исследованы особенности системы обязательных платежей и налогообложения в СССР в первой половине 1970-х годов. Автором прослеживаются изменения отраслевого законодательства (земельного, водного, административного, гражданского и т. д.) и корреспондирующее им совершенствование механизма взимания обязательных платежей в рассматриваемый исторический период. Особое внимание уделяется роли обязательных платежей, подлежавших уплате сельским населением, изменениям порядка взимания налога с оборота, а также уточнению правового статуса и компетенции проверяющих органов. В частности, отмечается, основными налогам, уплачиваемыми сельским населением в рассматриваемый в статье период выступали: сельскохозяйственный налог, подоходный налог (с граждан, имеющих доходы от сельского хозяйства в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, а так-же сельских населенных пунктах) и земельная рента. Анализируется соответствующее законодательство, практика его применения. Выводы. Несмотря на целый ряд решений в части установления льгот по сельско-хозяйственному налогу, отмене сбора с владельцев скота и государственного налога на лошадей единоличных хозяйств, пониженных ставок подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, тем не менее, в целом задача существенного снижения налоговой нагрузки населения так и не была решена. Указанное было обусловлено тем обстоятельств, механизм подоходного налогообложения претерпел точечные изменения, однако его сущностная конструкция переосмыслению не подвергалась. В рассматриваемый период в части системы обязательных платежей и налогообложения в СССР системных реформ не проводилось.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.