по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 04-03-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Актуальный вопрос
Шестакова Е.В. - Концепция интересов государства и предпринимателей в области налогообложения

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17978

Аннотация: В настоящее время концепция государства в области налогообложения на ближайшую перспективу сформирована в Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов " (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). Основной целью данной концепции является составление федерального бюджета на очередной финансовый период и на двухлетний плановый период, кроме того, концепция должна учитываться при подготовке проектов бюджетов субъектов федерации, а также местных бюджетов. Вместе с тем, подобный документ не носит нормативного характера, а лишь выступают в качестве основания для разработки законодательных инициатив, внесения изменений в Налоговый кодекс. Кроме того, концепция государства определена и в других документах. В статье был использован сравнительный и аналитические методы исследования. Методология основана на логическом методе, автор изучает концепцию и политику государства в области малого предпринимательства, анализирует проблемы и недостатки Научная новизна состоит в изучении важнейшей проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, изучении основных проблем и недостатков концепции налогообложения в России. Среди основных недостатков концепции автор видит противоречие в концептуальных направлениях в области налогообложения, кроме того, основные направления налоговой политики не направлены на решение ранее сформулированных концептуальных проблем, в частности «обеспечения к 2018 году вхождения России в число 20 стран с наиболее благоприятными условиями осуществления предпринимательской деятельности». Концепция развития налогообложения с точки зрения предпринимателей предполагает решение первостепенных для предпринимателей задач, однако они не решены в данной Основных направлениях налоговой политики.
Шестакова Е.В. - Концепция интересов государства и предпринимателей в области налогообложения c. 75-84

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67459

Аннотация: В настоящее время концепция государства в области налогообложения на ближайшую перспективу сформирована в Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов " (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). Основной целью данной концепции является составление федерального бюджета на очередной финансовый период и на двухлетний плановый период, кроме того, концепция должна учитываться при подготовке проектов бюджетов субъектов федерации, а также местных бюджетов. Вместе с тем, подобный документ не носит нормативного характера, а лишь выступают в качестве основания для разработки законодательных инициатив, внесения изменений в Налоговый кодекс. Кроме того, концепция государства определена и в других документах. В статье был использован сравнительный и аналитические методы исследования. Методология основана на логическом методе, автор изучает концепцию и политику государства в области малого предпринимательства, анализирует проблемы и недостатки Научная новизна состоит в изучении важнейшей проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, изучении основных проблем и недостатков концепции налогообложения в России. Среди основных недостатков концепции автор видит противоречие в концептуальных направлениях в области налогообложения, кроме того, основные направления налоговой политики не направлены на решение ранее сформулированных концептуальных проблем, в частности «обеспечения к 2018 году вхождения России в число 20 стран с наиболее благоприятными условиями осуществления предпринимательской деятельности». Концепция развития налогообложения с точки зрения предпринимателей предполагает решение первостепенных для предпринимателей задач, однако они не решены в данной Основных направлениях налоговой политики.
Международное налоговое право
Гидирим В.А. - Толкование международных налоговых соглашений в зарубежной практике

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.15355

Аннотация: Статья посвящена теории и практике толкования международных налоговых соглашений на примере Модельной конвенции ОЭСР. Рассматриваются основные принципы толкования, предусмотренные в Венской конвенции о праве международных договоров, а также их применение в судебной практике различных государств. Исследуется также применимость толковательных документов и вспомогательных материалов в качестве приемлемых источников толкования налоговых соглашений. Значительная часть статьи посвящена рассмотрению мнений налоговых органов и положений судебных решений зарубежных стран, в которых представлено то или иное толкование терминов налоговых соглашений, а также ссылки на источники такого толкования, приводимых судами. Исследование начинается с рассмотрения общепринятых принципов толкования, предусмтренных Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Данные принципы рассматриваются во взаимосвязи с основным правилом определения значений терминов налоговых соглашений, заключенным в ст.3(2) Модельной конвенции ОЭСР и в двусторонних налоговых соглашениях. В этой связи исследуется применимость Комментария к Модельной конвенции в качестве приемлемого источника толкования. Теоретические выводы далее находят свое отражение в судебных решениях, в которых обосновываются ссылки на источники толкования. Обобщив эти принципы и приемы толкования, автор приводит множество примеров судебных решений различных стран, в которых данные принципы и приемы нашли отражение. Результатом исследования является отсутствие единообразия и противоречивость применения указанных выше принципов в судебной практике различных стран. Следствием этого являются неустранимые конфликты квалификации терминов налоговых соглашений, которые препятствуют единообразному их применению налогоплательщиками, налоговыми органами и судами различных стран.
Гидирим В.А. - Толкование международных налоговых соглашений в зарубежной практике c. 85-142

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67460

Аннотация: Статья посвящена теории и практике толкования международных налоговых соглашений на примере Модельной конвенции ОЭСР. Рассматриваются основные принципы толкования, предусмотренные в Венской конвенции о праве международных договоров, а также их применение в судебной практике различных государств. Исследуется также применимость толковательных документов и вспомогательных материалов в качестве приемлемых источников толкования налоговых соглашений. Значительная часть статьи посвящена рассмотрению мнений налоговых органов и положений судебных решений зарубежных стран, в которых представлено то или иное толкование терминов налоговых соглашений, а также ссылки на источники такого толкования, приводимых судами. Исследование начинается с рассмотрения общепринятых принципов толкования, предусмтренных Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Данные принципы рассматриваются во взаимосвязи с основным правилом определения значений терминов налоговых соглашений, заключенным в ст.3(2) Модельной конвенции ОЭСР и в двусторонних налоговых соглашениях. В этой связи исследуется применимость Комментария к Модельной конвенции в качестве приемлемого источника толкования. Теоретические выводы далее находят свое отражение в судебных решениях, в которых обосновываются ссылки на источники толкования. Обобщив эти принципы и приемы толкования, автор приводит множество примеров судебных решений различных стран, в которых данные принципы и приемы нашли отражение. Результатом исследования является отсутствие единообразия и противоречивость применения указанных выше принципов в судебной практике различных стран. Следствием этого являются неустранимые конфликты квалификации терминов налоговых соглашений, которые препятствуют единообразному их применению налогоплательщиками, налоговыми органами и судами различных стран.
Балакина З.В. - Правовые проблемы определения области (широты) применения концепции "бенефициарного собственника дохода": применение концепции в прямо не предусмотренных налоговыми соглашениями случаях

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17766

Аннотация: Предметом исследования выступает практически значимая проблема определения области (широты) применения международной налоговой концепции «beneficial owner» дохода. Данная проблема рассматривается в разрезе двух следующих спорных вопросов: 1) Распространяется ли концепция «beneficial owner» дохода только на пассивные доходы (дивиденды, проценты и роялти) или также на «другие (иные) доходы», прямо не указанные в статьях налоговых соглашений, либо в принципе носит универсальный характер и распространяется на все доходы, подпадающих под действие налоговых соглашений; 2) применяется ли данная концепция к пассивным доходам только тогда, когда в статьях соглашений прямо предусмотрено такое ограничительное условие, или же и в тех случаях, когда в них явно не закреплено, что иностранный получатель дохода должен признаваться «beneficial owner» дохода. Разрешение данных вопросов имеет большое доктринальное и практическое значение, в том числе для целей правильного применения российских налоговых соглашений. В настоящее время положения п. 3 ст. 7 НК РФ и п. 2 ст. 7 НК РФ, регулирующие концепцию "beneficial owner" дохода, в действующей редакции явно не соотносятся друг с другом: п. 3 ст. 7 НК РФ предусматривает узкий подход, а п. 2 ст. 7 НК РФ широкий подход к вопросу определения области (пределов) применения концепции «beneficial owner» дохода. Необходимость устранения указанного противоречия, в том числе, подтверждает актуальность рассматриваемой темы. Автором проведено глубокое исследование различных существующих в зарубежной и российской доктрине и практике точек зрения по данным спорным вопросам. При проведении исследования помимо общих методов исследования: обобщения, индукции, дедукции, системного и логического анализа, Автором использовались специальные методы правового исследования: формально-юридический метод, метод сравнительно-правового анализа, метод толкования правовых норм. В результате проведенного исследования были выработаны следующие положения, обладающие научной новизной: 1) Иностранная компания, получающая пассивный доход, для целей применения налоговых соглашений РФ должна обладать статусом «beneficial owner» дохода, независимо от наличия такого требования в ст. 10, 11, 12 соглашений. Основываясь на изученных подходах зарубежных ученых, иностранной и российской судебной практики, вполне обоснованно считать, что концепция «beneficial owner» дохода является «внутренне присущей» всем соглашениям, поскольку их положения в любом случае должны интерепретироваться в «свете объекта и целей» налоговых соглашений, в том числе направленных на противодействие «treaty shopping». Исходя из этого, положения п. 1 ст. 11 «Проценты» и п. 1 ст. 12 «Роялти» соглашений РФ с Кипром и Люксембургом, прямо не содержащие ограничительного условия «beneficial owner» дохода, следует интерпретировать с той позиции, что оно подразумевается в них (выступает в качестве «implied concept»). 2) При этом концепция «beneficial owner» дохода не применяется по отношению к иным доходам, если это прямо не предусмотрено в соглашениях, как, например, в ст. 21 налоговой конвенции между РФ и Королевством Великобритании.
Балакина З.В. - Правовые проблемы определения области (широты) применения концепции "бенефициарного собственника дохода": применение концепции в прямо не предусмотренных налоговыми соглашениями случаях c. 143-157

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67461

Аннотация: Предметом исследования выступает практически значимая проблема определения области (широты) применения международной налоговой концепции «beneficial owner» дохода. Данная проблема рассматривается в разрезе двух следующих спорных вопросов: 1) Распространяется ли концепция «beneficial owner» дохода только на пассивные доходы (дивиденды, проценты и роялти) или также на «другие (иные) доходы», прямо не указанные в статьях налоговых соглашений, либо в принципе носит универсальный характер и распространяется на все доходы, подпадающих под действие налоговых соглашений; 2) применяется ли данная концепция к пассивным доходам только тогда, когда в статьях соглашений прямо предусмотрено такое ограничительное условие, или же и в тех случаях, когда в них явно не закреплено, что иностранный получатель дохода должен признаваться «beneficial owner» дохода. Разрешение данных вопросов имеет большое доктринальное и практическое значение, в том числе для целей правильного применения российских налоговых соглашений. В настоящее время положения п. 3 ст. 7 НК РФ и п. 2 ст. 7 НК РФ, регулирующие концепцию "beneficial owner" дохода, в действующей редакции явно не соотносятся друг с другом: п. 3 ст. 7 НК РФ предусматривает узкий подход, а п. 2 ст. 7 НК РФ широкий подход к вопросу определения области (пределов) применения концепции «beneficial owner» дохода. Необходимость устранения указанного противоречия, в том числе, подтверждает актуальность рассматриваемой темы. Автором проведено глубокое исследование различных существующих в зарубежной и российской доктрине и практике точек зрения по данным спорным вопросам. При проведении исследования помимо общих методов исследования: обобщения, индукции, дедукции, системного и логического анализа, Автором использовались специальные методы правового исследования: формально-юридический метод, метод сравнительно-правового анализа, метод толкования правовых норм. В результате проведенного исследования были выработаны следующие положения, обладающие научной новизной: 1) Иностранная компания, получающая пассивный доход, для целей применения налоговых соглашений РФ должна обладать статусом «beneficial owner» дохода, независимо от наличия такого требования в ст. 10, 11, 12 соглашений. Основываясь на изученных подходах зарубежных ученых, иностранной и российской судебной практики, вполне обоснованно считать, что концепция «beneficial owner» дохода является «внутренне присущей» всем соглашениям, поскольку их положения в любом случае должны интерепретироваться в «свете объекта и целей» налоговых соглашений, в том числе направленных на противодействие «treaty shopping». Исходя из этого, положения п. 1 ст. 11 «Проценты» и п. 1 ст. 12 «Роялти» соглашений РФ с Кипром и Люксембургом, прямо не содержащие ограничительного условия «beneficial owner» дохода, следует интерпретировать с той позиции, что оно подразумевается в них (выступает в качестве «implied concept»). 2) При этом концепция «beneficial owner» дохода не применяется по отношению к иным доходам, если это прямо не предусмотрено в соглашениях, как, например, в ст. 21 налоговой конвенции между РФ и Королевством Великобритании.
Налогообложение физических лиц
Ворожбит О.Ю., Уксуменко А.А. - Реализация принципа справедливого налогообложения в налоге на имущество физических лиц

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17660

Аннотация: В связи с налоговыми реформами, проводимыми в нашей стране, гармонизацией налогообложения, поиском путей диверсификации налоговых доходов местных бюджетов проблема имущественного налогообложения физических лиц приобретает особую актуальность. Цель статьи состоит в исследовании конструкции налога на имущество физических лиц и оценке полноты реализации основополагающих принципов, а именно принципа справедливости налогообложения при исчислении налога. Для достижения цели поставлены и решены задачи: прослежена эволюция имущественного налогообложения в современной налоговой системе; представлена принципиальная конструкция налога на имущество физических лиц; рассмотрены элементы, формируемые на местном уровне на примере Владивостокского городского округа, дана оценка изменения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц при переходе на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости объекта В настоящей работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, элементы системного, ситуационного анализа, отдельные результаты получены с применением метода фокус-групп Произведено моделирование принципиальной конструкции налога и представлены основные элементы с разделением на две составляющие (федеральный уровень и местный уровень). Проведено сопоставление налоговой нагрузки в пяти налоговых периодах при осуществлении перехода к новым принципам исчисления налога. Дана оценка роста налоговой нагрузки с учетом характеристик типового объекта недвижимого имущества. Сделан вывод о том, что действующая конструкция налога на имущество физических лиц с заложенным содержанием основных элементов налога делает невозможным реализацию принципа справедливости налогообложения. При разработке конструкции налога в муниципальных образования следует провести глубокую проработку вопроса, экономическое обоснование эффекта для бюджета и обеспечить социальную справедливость.
Ворожбит О.Ю., Уксуменко А.А. - Реализация принципа справедливого налогообложения в налоге на имущество физических лиц c. 158-169

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67462

Аннотация: В связи с налоговыми реформами, проводимыми в нашей стране, гармонизацией налогообложения, поиском путей диверсификации налоговых доходов местных бюджетов проблема имущественного налогообложения физических лиц приобретает особую актуальность. Цель статьи состоит в исследовании конструкции налога на имущество физических лиц и оценке полноты реализации основополагающих принципов, а именно принципа справедливости налогообложения при исчислении налога. Для достижения цели поставлены и решены задачи: прослежена эволюция имущественного налогообложения в современной налоговой системе; представлена принципиальная конструкция налога на имущество физических лиц; рассмотрены элементы, формируемые на местном уровне на примере Владивостокского городского округа, дана оценка изменения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц при переходе на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости объекта В настоящей работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, элементы системного, ситуационного анализа, отдельные результаты получены с применением метода фокус-групп Произведено моделирование принципиальной конструкции налога и представлены основные элементы с разделением на две составляющие (федеральный уровень и местный уровень). Проведено сопоставление налоговой нагрузки в пяти налоговых периодах при осуществлении перехода к новым принципам исчисления налога. Дана оценка роста налоговой нагрузки с учетом характеристик типового объекта недвижимого имущества. Сделан вывод о том, что действующая конструкция налога на имущество физических лиц с заложенным содержанием основных элементов налога делает невозможным реализацию принципа справедливости налогообложения. При разработке конструкции налога в муниципальных образования следует провести глубокую проработку вопроса, экономическое обоснование эффекта для бюджета и обеспечить социальную справедливость.
Налогообложение природопользования
Палювина А.С., Каширина М.В. - Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17382

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения предприятий нефтяного сектора в условиях падения цен на нефть. Особое внимание уделяется анализу первых результатов проводимой налоговой политики в отношении деятельности по добыче углеводородов. Целью работы является изучение влияния изменений в налоговом законодательстве, связанных со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых, на деятельность нефтедобывающих компаний и формирование доходов федерального бюджета. Для достижения обозначенной цели были использованы как общенаучные методы исследования (наблюдение, обобщение, сравнение), так и специфические методы (знаковое моделирование (гистограммы), построение таблиц, статистический метод). В статье приведён ряд выводов. В частности, выявлены проблемы необходимости увеличения инвестиций в нефтедобычу, которые обостряются в связи с изменением макроэкономической ситуации. Также освещены перспективы введения налога на финансовый результат, сделан вывод о неготовности российских исполнительных органов к внедрению данного налога из-за высоких рисков для федерального бюджета.
Палювина А.С., Каширина М.В. - Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России c. 170-178

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67463

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения предприятий нефтяного сектора в условиях падения цен на нефть. Особое внимание уделяется анализу первых результатов проводимой налоговой политики в отношении деятельности по добыче углеводородов. Целью работы является изучение влияния изменений в налоговом законодательстве, связанных со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых, на деятельность нефтедобывающих компаний и формирование доходов федерального бюджета. Для достижения обозначенной цели были использованы как общенаучные методы исследования (наблюдение, обобщение, сравнение), так и специфические методы (знаковое моделирование (гистограммы), построение таблиц, статистический метод). В статье приведён ряд выводов. В частности, выявлены проблемы необходимости увеличения инвестиций в нефтедобычу, которые обостряются в связи с изменением макроэкономической ситуации. Также освещены перспективы введения налога на финансовый результат, сделан вывод о неготовности российских исполнительных органов к внедрению данного налога из-за высоких рисков для федерального бюджета.
Специальные налоговые режимы
Савина О.Н., Саркисян Э.П. - Налог на добавленную стоимость при упрощенной системе налогообложения: право выбора уплаты

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17983

Аннотация: В статье исследуются вопросы порядка налогообложения при упрощенной системе налогообложения. Предметом исследования выступает рассмотрение возможности выбора уплаты налога на добавленную стоимость предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения. В условиях действующего законодательства одним из барьеров применения этого налогового режима выступает порядок учета сумм налога на добавленную стоимость самими налогоплательщиками и их контрагентами. Право выбора уплаты НДС будет препятствовать потере контрагентов, поскольку у предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения появится возможность предъявлять контрагентам счета-фактуры. Это крайне важно в условиях экономических кризисов. Посредством аналитического метода, авторы исследуют роль и место упрощенной системы налогообложения в бюджетной системе государства, достоинства и недостатки данного режима, изменения условий налогообложения в их эволюционном аспекте и предлагают уточнения, позволяющие частично применять НДС к вычету контрагентам, работающим с предпринимателями на упрощенной системе налогообложения и имеющими право выбора уплаты НДС. Сделанные авторами предложения по внесению изменений в порядок учета НДС представителями малого бизнеса будут способствовать развитию партнерских связей между предпринимателями и минимизируют бюджетные потери, возникающие при возврате уплаченного НДС из бюджета. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях финансовой и экономической нестабильности, когда остро ставятся вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Савина О.Н., Саркисян Э.П. - Налог на добавленную стоимость при упрощенной системе налогообложения: право выбора уплаты c. 179-189

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67464

Аннотация: В статье исследуются вопросы порядка налогообложения при упрощенной системе налогообложения. Предметом исследования выступает рассмотрение возможности выбора уплаты налога на добавленную стоимость предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения. В условиях действующего законодательства одним из барьеров применения этого налогового режима выступает порядок учета сумм налога на добавленную стоимость самими налогоплательщиками и их контрагентами. Право выбора уплаты НДС будет препятствовать потере контрагентов, поскольку у предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения появится возможность предъявлять контрагентам счета-фактуры. Это крайне важно в условиях экономических кризисов. Посредством аналитического метода, авторы исследуют роль и место упрощенной системы налогообложения в бюджетной системе государства, достоинства и недостатки данного режима, изменения условий налогообложения в их эволюционном аспекте и предлагают уточнения, позволяющие частично применять НДС к вычету контрагентам, работающим с предпринимателями на упрощенной системе налогообложения и имеющими право выбора уплаты НДС. Сделанные авторами предложения по внесению изменений в порядок учета НДС представителями малого бизнеса будут способствовать развитию партнерских связей между предпринимателями и минимизируют бюджетные потери, возникающие при возврате уплаченного НДС из бюджета. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях финансовой и экономической нестабильности, когда остро ставятся вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Теория и история налогообложения
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. - Исследование налоговых поступлений в РФ, федеральных округах и регионах РФ с использованием логарифмического метода факторного анализа

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17974

Аннотация: Предмет исследования - налоговые поступления регионов и округов РФ и факторы, на них влияющие. В работе выделяются четыре фактора налоговых поступлений: фактор общефедеральной налоговой доходности, фактор относительной налоговой доходности в регионе, фактор экономического роста и фактор роста цен в регионе (округе). Первый фактор оценивает влияние на динамику налоговых поступлений изменения налоговой политики федерального центра и налогового администрирования в стране в целом, а также структурных сдвигов в экономике страны, влияющих на общий уровень налогообложения. Второй фактор отражает изменение структуры экономики региона и непосредственное влияние региональной налоговой политики на налоговые поступления региона. Третий фактор отражает влияние на налоговые поступления роста экономики региона в реальном выражении. Четвертый фактор оценивает, каким образом инфляция сказалась на итоговых показателях налоговых доходов региона. Работа выполнена на основе официальных статистических данных Росстата и Федеральной налоговой службы за 2006-2013 гг. На основе анализа российской и зарубежной литературы исследованы подходы к моделированию налоговых систем и декомпозиции факторов, влияющих на общий уровень и динамику налоговых поступлений. Предложена четырехфакторная мультипликативная модель формирования налоговых поступлений. С помощью логарифмического метода факторного анализа проведена оценка влияния каждого фактора на изменение общих налоговых поступлений регионов и округов РФ. Проведенный анализ на основе предложенной мультипликативной модели позволил оценить влияние общефедеральной налоговой доходности, отклонения от нее, а также экономического роста и инфляции на налоговые поступления регионов и округов РФ в динамике за 7 лет. Получены следующие результаты: 1) фактор общефедеральной налоговой доходности оказывает относительно равномерное влияние на налоговые поступления регионов, однако его направленность и сила изменяется в разные годы; 2) фактор относительной налоговой доходности в небольшом количестве регионов задан тенденцией, но в большинстве подвержен разнонаправленным колебаниям; 3) фактор экономического роста оказывал в основном положительное и уменьшающееся по годам, дифференцированное влияние на налоговые поступления регионов; 4) инфляционный фактор оказал преобладающее и увеличивающееся влияние на прирост налоговых поступлений в регионах и округах. Полученные результаты могут быть полезными при оценке качества налоговой политики на региональном и федеральном уровнях.
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. - Исследование налоговых поступлений в РФ, федеральных округах и регионах РФ с использованием логарифмического метода факторного анализа c. 190-208

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67465

Аннотация: Предмет исследования - налоговые поступления регионов и округов РФ и факторы, на них влияющие. В работе выделяются четыре фактора налоговых поступлений: фактор общефедеральной налоговой доходности, фактор относительной налоговой доходности в регионе, фактор экономического роста и фактор роста цен в регионе (округе). Первый фактор оценивает влияние на динамику налоговых поступлений изменения налоговой политики федерального центра и налогового администрирования в стране в целом, а также структурных сдвигов в экономике страны, влияющих на общий уровень налогообложения. Второй фактор отражает изменение структуры экономики региона и непосредственное влияние региональной налоговой политики на налоговые поступления региона. Третий фактор отражает влияние на налоговые поступления роста экономики региона в реальном выражении. Четвертый фактор оценивает, каким образом инфляция сказалась на итоговых показателях налоговых доходов региона. Работа выполнена на основе официальных статистических данных Росстата и Федеральной налоговой службы за 2006-2013 гг. На основе анализа российской и зарубежной литературы исследованы подходы к моделированию налоговых систем и декомпозиции факторов, влияющих на общий уровень и динамику налоговых поступлений. Предложена четырехфакторная мультипликативная модель формирования налоговых поступлений. С помощью логарифмического метода факторного анализа проведена оценка влияния каждого фактора на изменение общих налоговых поступлений регионов и округов РФ. Проведенный анализ на основе предложенной мультипликативной модели позволил оценить влияние общефедеральной налоговой доходности, отклонения от нее, а также экономического роста и инфляции на налоговые поступления регионов и округов РФ в динамике за 7 лет. Получены следующие результаты: 1) фактор общефедеральной налоговой доходности оказывает относительно равномерное влияние на налоговые поступления регионов, однако его направленность и сила изменяется в разные годы; 2) фактор относительной налоговой доходности в небольшом количестве регионов задан тенденцией, но в большинстве подвержен разнонаправленным колебаниям; 3) фактор экономического роста оказывал в основном положительное и уменьшающееся по годам, дифференцированное влияние на налоговые поступления регионов; 4) инфляционный фактор оказал преобладающее и увеличивающееся влияние на прирост налоговых поступлений в регионах и округах. Полученные результаты могут быть полезными при оценке качества налоговой политики на региональном и федеральном уровнях.
Налоговые системы зарубежных стран
Лысунец М.В. - Основные направления налогового реформирования в странах ЕС в условиях современного кризиса

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17940

Аннотация: Предметом исследования являются налоговая политика и налоговые реформы, проводимые в странах ЕС в условиях текущего экономического кризиса. Объектом исследования является налоговые системы стран-членов ЕС. Автор анализирует меры налогового стимулирования и приоритетные направления налоговой политики, призванные способствовать экономическому подъему региона, выходу из экономической рецессии, решению ключевых задач социально-экономического развития ЕС. В статье рассматривается роль налоговой политики в достижении социальных задач, стимулировании инвестиционной активности, устранении недобросовестной налоговой конкуренции. В основе исследования лежит комплексный подход к рассмотрению проблем налогового реформирования в странах ЕС, включающий в себя системный сравнительный анализ, экономико-статистический метод. Основным выводом автора является то, что меры усовершенствования налоговой политики в странах ЕС в настоящий момент носят все более комплексный и разнообразный характер, и сводятся к трем основным направлениям: реформирование системы подоходного налогообложения; стимулирование инновационной активности всех секторов экономики, включая предприятия малого и среднего бизнеса; противодействие уклонению от налогообложения и усиление межстрановой кооперации и сотрудничества в данной области.
Лысунец М.В. - Основные направления налогового реформирования в странах ЕС в условиях современного кризиса c. 209-215

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67466

Аннотация: Предметом исследования являются налоговая политика и налоговые реформы, проводимые в странах ЕС в условиях текущего экономического кризиса. Объектом исследования является налоговые системы стран-членов ЕС. Автор анализирует меры налогового стимулирования и приоритетные направления налоговой политики, призванные способствовать экономическому подъему региона, выходу из экономической рецессии, решению ключевых задач социально-экономического развития ЕС. В статье рассматривается роль налоговой политики в достижении социальных задач, стимулировании инвестиционной активности, устранении недобросовестной налоговой конкуренции. В основе исследования лежит комплексный подход к рассмотрению проблем налогового реформирования в странах ЕС, включающий в себя системный сравнительный анализ, экономико-статистический метод. Основным выводом автора является то, что меры усовершенствования налоговой политики в странах ЕС в настоящий момент носят все более комплексный и разнообразный характер, и сводятся к трем основным направлениям: реформирование системы подоходного налогообложения; стимулирование инновационной активности всех секторов экономики, включая предприятия малого и среднего бизнеса; противодействие уклонению от налогообложения и усиление межстрановой кооперации и сотрудничества в данной области.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.