по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 12, 2016
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 10-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2016
Прогнозирование и планирование в налогообложении
Шередеко Е.В., Пинская М.Р. - Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц с учетом территориального размещения человеческого капитала

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20323

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является налог на доходы физических лиц в случае изменения порядка уплаты налога на зачисление по месту жительства налогоплательщиков. Авторы с учетом размещения человеческого капитала и пространственной мобильности населения пилотных регионов (Краснодарский край, Белгородская область, Владимирская область, Липецкая область, Республика Татарстан, Тамбовская область, Саратовская область, Приморский край, Красноярский край, Курганская область, Республика Коми, Республика Адыгея, Ленинградская область, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Московская область, Тульская область, Ивановская область, Еврейская автономная область) рассматривают, каким образом изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц окажет влияние на объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта РФ. В целях составления прогноза поступления налога на доходы физических лиц использовались методы синтеза, анализа, графического и статистического представления процессов и явлений. При анализе проектов нормативно-правовых актов применялся формально-юридический метод исследования. Основные выводы проведенного исследования заключаются в отсутствии негативного влияния изменения порядка уплаты налога на доходы физических лиц по месту регистрации на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также в предложениях по совершенствованию налогового законодательства РФ. В последующем данный прогноз можно будет сделать на платформе ГИС. Статья выполнена в рамках Государственного задания Финансовому университету в 2016 г. по теме: " Разработка концептуальной модели геоинформационной системы развития человеческого капитала и оценки пространственной мобильности регионов России".
Шередеко Е.В., Пинская М.Р. - Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц с учетом территориального размещения человеческого капитала c. 928-938

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68419

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является налог на доходы физических лиц в случае изменения порядка уплаты налога на зачисление по месту жительства налогоплательщиков. Авторы с учетом размещения человеческого капитала и пространственной мобильности населения пилотных регионов (Краснодарский край, Белгородская область, Владимирская область, Липецкая область, Республика Татарстан, Тамбовская область, Саратовская область, Приморский край, Красноярский край, Курганская область, Республика Коми, Республика Адыгея, Ленинградская область, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Московская область, Тульская область, Ивановская область, Еврейская автономная область) рассматривают, каким образом изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц окажет влияние на объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта РФ. В целях составления прогноза поступления налога на доходы физических лиц использовались методы синтеза, анализа, графического и статистического представления процессов и явлений. При анализе проектов нормативно-правовых актов применялся формально-юридический метод исследования. Основные выводы проведенного исследования заключаются в отсутствии негативного влияния изменения порядка уплаты налога на доходы физических лиц по месту регистрации на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также в предложениях по совершенствованию налогового законодательства РФ. В последующем данный прогноз можно будет сделать на платформе ГИС. Статья выполнена в рамках Государственного задания Финансовому университету в 2016 г. по теме: " Разработка концептуальной модели геоинформационной системы развития человеческого капитала и оценки пространственной мобильности регионов России".
Правовое регулирование налоговых отношений
Извеков С.С. - Требования Российской Федерации об уплате обязательных платежей, обеспеченные залогом имущества должника в делах о банкротстве

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20830

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы регулирования правоотношений, возникающих в делах о банкротстве при исполнении налоговой обязанности за счет имущества должника, предоставленного в залог (ст. 73 НК РФ). Автор рассматривает развитие юридической мысли о залоге имущества как способе обеспечения налоговых обязательств, а также применение такого инструмента в других государствах. Актуальность работы заключается в необходимости преодоления формального неравенства прав уполномоченных органов и конкурсных кредиторов, в случае наличия у налогового органа прав требований, обеспеченных залогом имущества должника. В основу работы положены методы исторического и международного сравнительного правоведения. Для решения выявленной проблемы использованы приемы правового моделирования. В результате подробного анализа выявлены положительные факторы при установлении требований по уплате обязательных платежей в качестве обеспеченных залогом имущества должника, среди которых равенство кредиторов и более эффективная защита публичных интересов, а также отрицательные факторы – исключение из правила денежного исполнения налогового обязательства, в случае оставления имущества залогодержателем за собой. Исследование представляет уполномоченным органам и арбитражным судам механизмы исполнения налогового обязательства, обеспеченного залогом при банкротстве. Сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства, обеспечивающие фискальный интерес государства.
Извеков С.С. - Требования Российской Федерации об уплате обязательных платежей, обеспеченные залогом имущества должника в делах о банкротстве c. 939-948

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68420

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы регулирования правоотношений, возникающих в делах о банкротстве при исполнении налоговой обязанности за счет имущества должника, предоставленного в залог (ст. 73 НК РФ). Автор рассматривает развитие юридической мысли о залоге имущества как способе обеспечения налоговых обязательств, а также применение такого инструмента в других государствах. Актуальность работы заключается в необходимости преодоления формального неравенства прав уполномоченных органов и конкурсных кредиторов, в случае наличия у налогового органа прав требований, обеспеченных залогом имущества должника. В основу работы положены методы исторического и международного сравнительного правоведения. Для решения выявленной проблемы использованы приемы правового моделирования. В результате подробного анализа выявлены положительные факторы при установлении требований по уплате обязательных платежей в качестве обеспеченных залогом имущества должника, среди которых равенство кредиторов и более эффективная защита публичных интересов, а также отрицательные факторы – исключение из правила денежного исполнения налогового обязательства, в случае оставления имущества залогодержателем за собой. Исследование представляет уполномоченным органам и арбитражным судам механизмы исполнения налогового обязательства, обеспеченного залогом при банкротстве. Сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства, обеспечивающие фискальный интерес государства.
Региональные налоги и сборы с организаций
Брянцева Л.В., Еловацкая Т.А., Оробинский А.С. - Реализация налоговых полномочий муниципальных образований на примере Воронежской области

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20708

Аннотация: В работе проведена оценка налоговых поступлений в местные бюджеты муниципальных образований Воронежской области в динамике за 2013-2015 гг.., которая показала, что большинство муниципальных образований Воронежской области имели тенденцию к снижению налоговых платежей, свидетельствующая о сокращении налоговых баз и количества налогоплательщиков в совокупности. Предметом исследования выступает изучение реализации налоговых полномочий муниципальных образований. Объектом исследования является система обеспечения бюджета муниципальных образований и городских округов налоговыми поступлениями. Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, научные труды российских ученых, затрагивающие вопросы реализации налоговых полномочий муниципальных образований. В работе проанализирована структура источников формирования доходов муниципальных бюджетов, отражающая то, что преобладающим источником явились прочие доходы, в частности безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: от 40% до 80% (состоят из дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов); определены место и роль действующих местных налогов (земельный налога и налог на имущество физических лиц) в процессе формирования муниципального бюджета; исследована степень реализации налогового потенциала муниципальных образования области, а результате которой было выяснено, что в динамике большая часть районов Воронежской области увеличили свой налоговый потенциал в результате проведения более эффективной контрольной работы органами УФНС.
Брянцева Л.В., Еловацкая Т.А., Оробинский А.С. - Реализация налоговых полномочий муниципальных образований на примере Воронежской области c. 949-962

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68421

Аннотация: В работе проведена оценка налоговых поступлений в местные бюджеты муниципальных образований Воронежской области в динамике за 2013-2015 гг.., которая показала, что большинство муниципальных образований Воронежской области имели тенденцию к снижению налоговых платежей, свидетельствующая о сокращении налоговых баз и количества налогоплательщиков в совокупности. Предметом исследования выступает изучение реализации налоговых полномочий муниципальных образований. Объектом исследования является система обеспечения бюджета муниципальных образований и городских округов налоговыми поступлениями. Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, научные труды российских ученых, затрагивающие вопросы реализации налоговых полномочий муниципальных образований. В работе проанализирована структура источников формирования доходов муниципальных бюджетов, отражающая то, что преобладающим источником явились прочие доходы, в частности безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: от 40% до 80% (состоят из дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов); определены место и роль действующих местных налогов (земельный налога и налог на имущество физических лиц) в процессе формирования муниципального бюджета; исследована степень реализации налогового потенциала муниципальных образования области, а результате которой было выяснено, что в динамике большая часть районов Воронежской области увеличили свой налоговый потенциал в результате проведения более эффективной контрольной работы органами УФНС.
Налогообложение физических лиц
Калинин А.М. - Альтернативные варианты организации уплаты подоходного налога: издержки и эффекты

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20144

Аннотация: В последние годы основной акцент в дискуссиях вокруг подоходного налога в Российской Федерации делается на возможности перехода от пропорционального к прогрессивному налогообложению. Вопросы администрирования налога и порядка его уплаты в дискуссиях вокруг подоходного налога, как правило, отходят на второй план. Предметом исследования являются возможные механизмы организации уплаты подоходного налога, в том числе применительно к возможному переходу от пропорционального к прогрессивному налогу. Рассматриваются издержки уплаты налога для плательщика, налогового агента, налогового органа. Обсуждается вопрос осведомленности плательщика об уплачиваемом налоге. Методология исследования: описание и аллокация трансакционных издержек (издержек уплаты налога), моделирование последствий при трех альтернативных модификациях системы уплаты налога: возложение обязанностей по расчету налога и его уплаты целиком на налогоплательщиков (физических лиц) с возможностью последних поручать те или иные действия налоговым агентам, перенос механизма расчета налога от предприятия к налоговому органу, формирование обязательного уведомления плательщика об уплаченном налоге. Отмечается смешение в российских условиях понятий «подоходный налог» (income tax) и «налог с заработной платы» (payroll tax) для плательщиков-наемных работников, указываются преимущества и недостатки действующей и альтернативных вариантов уплаты налога. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при подготовке законопроектов, ориентированных на изменение Главы23 НК РФ.
Калинин А.М. - Альтернативные варианты организации уплаты подоходного налога: издержки и эффекты c. 963-971

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68422

Аннотация: В последние годы основной акцент в дискуссиях вокруг подоходного налога в Российской Федерации делается на возможности перехода от пропорционального к прогрессивному налогообложению. Вопросы администрирования налога и порядка его уплаты в дискуссиях вокруг подоходного налога, как правило, отходят на второй план. Предметом исследования являются возможные механизмы организации уплаты подоходного налога, в том числе применительно к возможному переходу от пропорционального к прогрессивному налогу. Рассматриваются издержки уплаты налога для плательщика, налогового агента, налогового органа. Обсуждается вопрос осведомленности плательщика об уплачиваемом налоге. Методология исследования: описание и аллокация трансакционных издержек (издержек уплаты налога), моделирование последствий при трех альтернативных модификациях системы уплаты налога: возложение обязанностей по расчету налога и его уплаты целиком на налогоплательщиков (физических лиц) с возможностью последних поручать те или иные действия налоговым агентам, перенос механизма расчета налога от предприятия к налоговому органу, формирование обязательного уведомления плательщика об уплаченном налоге. Отмечается смешение в российских условиях понятий «подоходный налог» (income tax) и «налог с заработной платы» (payroll tax) для плательщиков-наемных работников, указываются преимущества и недостатки действующей и альтернативных вариантов уплаты налога. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при подготовке законопроектов, ориентированных на изменение Главы23 НК РФ.
Налоговое администрирование
Золотарева А.Б. - О целесообразности ограничений на изменение состава КГН

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20562

Аннотация: Предметом исследования являются условия создания и функционирования консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), установленные российским законодательством. Несмотря на то, что эти условия изначально были значительно строже, чем в развитых странах, актуальная политическая тенденция заключается не в смягчении, а в ужесточении этих условий. В частности, в 2015 году поправками в Налоговый кодекс повышен минимальный срок существования КГН и введены ограничения на частоту внесения изменений в состав ее участников. В исследовании использованы традиционные для юридической науки методы, основными из которых являются логический и сравнительно-правовой анализ. По результатам исследования автор приходит к выводу, что установленные российским законодательством ограничения минимального срока существования КГН и свободы входа и выхода из группы, весьма жесткие формально, практически совершенно неэффективны. В статье предлагаются альтернативные способы противодействия налоговой оптимизации путем внесения изменений в состав участников КГН.
Золотарева А.Б. - О целесообразности ограничений на изменение состава КГН c. 972-978

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68423

Аннотация: Предметом исследования являются условия создания и функционирования консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), установленные российским законодательством. Несмотря на то, что эти условия изначально были значительно строже, чем в развитых странах, актуальная политическая тенденция заключается не в смягчении, а в ужесточении этих условий. В частности, в 2015 году поправками в Налоговый кодекс повышен минимальный срок существования КГН и введены ограничения на частоту внесения изменений в состав ее участников. В исследовании использованы традиционные для юридической науки методы, основными из которых являются логический и сравнительно-правовой анализ. По результатам исследования автор приходит к выводу, что установленные российским законодательством ограничения минимального срока существования КГН и свободы входа и выхода из группы, весьма жесткие формально, практически совершенно неэффективны. В статье предлагаются альтернативные способы противодействия налоговой оптимизации путем внесения изменений в состав участников КГН.
Теория и история налогообложения
Погодина И.В., Хицкова А.А., Аверин А.В. - Дисбаланс налоговой системы: причины и пути преодоления

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.18973

Аннотация: В статье рассматривается явление дисбаланса налоговой системы в условиях рыночной экономики. Авторами предлагается определение дисбаланса налоговой системы страны, как совокупности форм и видов диспропорций в ее структуре, достигших критических масштабов и которые влияют на элементы системы. Анализируются его причины и условия. Указаны процессы, явления и проблемы, нарушающие равновесие налоговой системы государства. Перечислены результаты наличия диспропорций в налоговой сфере. Приведены примеры дисбаланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государственных органов. Авторами в статье использовались общенаучные и специальные методы научного познания такие как анализ, синтез, метод дедукции, сравнительно-правовой и другие. Тематика нарушений сбалансированности налоговой системы остается недостаточно разработанной. Представляется, что в науке существует потребность в изучении процессов, явлений и проблем, нарушающих равновесие налоговой системы государства и, тем самым, создающих угрозу экономической безопасности страны. В статье предлагаются пути совершенствования налоговой системы и восстановления нарушенного равновесия. Сделан вывод о том, что при совершенствовании налогового законодательства страны следует опираться на принципы (критерии) эффективности и нейтральности налоговой системы.
Погодина И.В., Хицкова А.А., Аверин А.В. - Дисбаланс налоговой системы: причины и пути преодоления c. 979-984

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68424

Аннотация: В статье рассматривается явление дисбаланса налоговой системы в условиях рыночной экономики. Авторами предлагается определение дисбаланса налоговой системы страны, как совокупности форм и видов диспропорций в ее структуре, достигших критических масштабов и которые влияют на элементы системы. Анализируются его причины и условия. Указаны процессы, явления и проблемы, нарушающие равновесие налоговой системы государства. Перечислены результаты наличия диспропорций в налоговой сфере. Приведены примеры дисбаланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государственных органов. Авторами в статье использовались общенаучные и специальные методы научного познания такие как анализ, синтез, метод дедукции, сравнительно-правовой и другие. Тематика нарушений сбалансированности налоговой системы остается недостаточно разработанной. Представляется, что в науке существует потребность в изучении процессов, явлений и проблем, нарушающих равновесие налоговой системы государства и, тем самым, создающих угрозу экономической безопасности страны. В статье предлагаются пути совершенствования налоговой системы и восстановления нарушенного равновесия. Сделан вывод о том, что при совершенствовании налогового законодательства страны следует опираться на принципы (критерии) эффективности и нейтральности налоговой системы.
Тема: Перспективы и новые пути развития налогового законодательства
Фалеева К.В. - Направления улучшения уровня налогового партнерства России и Казахстана как стран-участниц Евразийского экономического союза

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.21399

Аннотация: Предметом исследования являются налоговые отношения, которые возникают в процессе интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Объектом исследования выступают качественные характеристики и количественные показатели оценки уровня налогового партнерства. В статье предложено авторское определение налогового партнерства, отражающее новые реалии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В статье выделяются значимые признаки отличающие налоговое партнерство от других понятий, одним из которых является наличие налоговой конкуренции. Автор предлагает рассматривать налоговое партнерство на примере России и Казахстана, как наиболее инициативных членов интеграционных процессов. Особое внимание в статье уделено методике оценки уровня налогового партнерства. Основу методологии статьи составляют системный анализ нормативно-законодательных актов в области налогообложения России и Казахстана, информация, предоставляемая органами статистики двух стран, а также законодательные и нормативные данные Евразийской экономической комиссии.В методику оценки уровня налогового партнерства вошли два блока а именно качественные характеристики и количественные показатели оценки уровня налогового партнерства. Вклад автора состоит в том что,путем расчета качественных характеристик и количественных показателей выявлены проблемные места в налоговых системах России и Казахстана. Автор подробно рассматривает направления улучшения налогового партнерства путем применения опыта страны лучшей по определенному показателю. Научная новизна заключается в выявлении наиболее проблемных зон налогового партнерства и предложении путей их решения, что позволит раскрыть скрытые резервы совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования в двух странах.
Фалеева К.В. - Направления улучшения уровня налогового партнерства России и Казахстана как стран-участниц Евразийского экономического союза c. 985-991

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68425

Аннотация: Предметом исследования являются налоговые отношения, которые возникают в процессе интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Объектом исследования выступают качественные характеристики и количественные показатели оценки уровня налогового партнерства. В статье предложено авторское определение налогового партнерства, отражающее новые реалии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В статье выделяются значимые признаки отличающие налоговое партнерство от других понятий, одним из которых является наличие налоговой конкуренции. Автор предлагает рассматривать налоговое партнерство на примере России и Казахстана, как наиболее инициативных членов интеграционных процессов. Особое внимание в статье уделено методике оценки уровня налогового партнерства. Основу методологии статьи составляют системный анализ нормативно-законодательных актов в области налогообложения России и Казахстана, информация, предоставляемая органами статистики двух стран, а также законодательные и нормативные данные Евразийской экономической комиссии.В методику оценки уровня налогового партнерства вошли два блока а именно качественные характеристики и количественные показатели оценки уровня налогового партнерства. Вклад автора состоит в том что,путем расчета качественных характеристик и количественных показателей выявлены проблемные места в налоговых системах России и Казахстана. Автор подробно рассматривает направления улучшения налогового партнерства путем применения опыта страны лучшей по определенному показателю. Научная новизна заключается в выявлении наиболее проблемных зон налогового партнерства и предложении путей их решения, что позволит раскрыть скрытые резервы совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования в двух странах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.