по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 08-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Прогнозирование и планирование в налогообложении
Неволин И.В., Еганов Д.А. - Последствия налоговой реформы для исполнителей государственных контрактов

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.13042

Аннотация: В работе исследуются последствия изменения налоговых ставок для предприятий, выполняющих работы по государственным контрактам. Для конкретного предприятия, участника рынка автодорожного строительства, проанализированы изменения в накоплении капитала при повышении ставок НДС с 18 до 20% и НДФЛ с 13 до 15%, соответственно. Интерес к данной проблематике объясняется, с одной стороны, обсуждением возможности такого повышения, а с другой стороны – необходимостью поиска баланса между поддержкой предпринимательства и наполнением бюджета. Для количественной оценки последствий повышения ставок привлекаются показатели действующего предприятия и хода государственных закупок. Небольшая фирма занимается строительством и ремонтом автомобильных дорог, и для расширения деятельности требуется дополнительное оборудование, приобретаемое в лизинг или кредит. Техника используется для работ по государственным контрактам, за чёт которых и осуществляются выплаты. При этом денежный поток подвержен рискам: проигрыш на конкурсе, поломка техники, срыв графика работ. Когда в ходе деятельности предприятие сталкивается с убытками, привлекаются краткосрочные займы. Для оценки изменения величины нераспределённой прибыли, которая накапливается на расчётном счёте и может быть направлена, например, на инвестиции, используется имитационное моделирование. При этом для расчёта вероятностных характеристик поломки техники и сумм государственных контрактов используются исторические данные предприятия и веб-сайта государственных закупок. Моделирование в программном пакете Cristal Ball показало, что повышение НДС до 20% и НДФЛ до 15% снизит накопления предприятий за 5-летний период в номинальном выражении не менее, чем на 8%. Оценка представляет оценку снизу, поскольку не учитывает изменение процентных ставок финансового сектора. Известные оценки обсуждаемого повышения относятся к макроэкономическим показателям, в то время как в настоящей работе делается попытка сопоставить повышение налоговых ставок с механизмом поддержки – государственным заказом.
Неволин И.В., Еганов Д.А. - Последствия налоговой реформы для исполнителей государственных контрактов c. 86-97

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66144

Аннотация: В работе исследуются последствия изменения налоговых ставок для предприятий, выполняющих работы по государственным контрактам. Для конкретного предприятия, участника рынка автодорожного строительства, проанализированы изменения в накоплении капитала при повышении ставок НДС с 18 до 20% и НДФЛ с 13 до 15%, соответственно. Интерес к данной проблематике объясняется, с одной стороны, обсуждением возможности такого повышения, а с другой стороны – необходимостью поиска баланса между поддержкой предпринимательства и наполнением бюджета. Для количественной оценки последствий повышения ставок привлекаются показатели действующего предприятия и хода государственных закупок. Небольшая фирма занимается строительством и ремонтом автомобильных дорог, и для расширения деятельности требуется дополнительное оборудование, приобретаемое в лизинг или кредит. Техника используется для работ по государственным контрактам, за чёт которых и осуществляются выплаты. При этом денежный поток подвержен рискам: проигрыш на конкурсе, поломка техники, срыв графика работ. Когда в ходе деятельности предприятие сталкивается с убытками, привлекаются краткосрочные займы. Для оценки изменения величины нераспределённой прибыли, которая накапливается на расчётном счёте и может быть направлена, например, на инвестиции, используется имитационное моделирование. При этом для расчёта вероятностных характеристик поломки техники и сумм государственных контрактов используются исторические данные предприятия и веб-сайта государственных закупок. Моделирование в программном пакете Cristal Ball показало, что повышение НДС до 20% и НДФЛ до 15% снизит накопления предприятий за 5-летний период в номинальном выражении не менее, чем на 8%. Оценка представляет оценку снизу, поскольку не учитывает изменение процентных ставок финансового сектора. Известные оценки обсуждаемого повышения относятся к макроэкономическим показателям, в то время как в настоящей работе делается попытка сопоставить повышение налоговых ставок с механизмом поддержки – государственным заказом.
Правовое регулирование налоговых отношений
Ядрихинский С.А. - Пени как способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов: проблемы правопонимания

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.12919

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты и практика применения пени в налоговых правоотношениях как способа обеспечения обязанности налогоплательщика по уплате налога и меры принуждения. Выявляется целевое (функциональное) назначение пени. Обеспечительный механизм пени исследуется через реализацию стимулирующей функции. Делается вывод о недостаточности негативной составляющей данной функции – угрозы платежа пени в силу низкого размера фискального процента, не наполненного отрицательной нагрузкой и не порождающего неблагоприятных имущественных последствий для налогоплательщика. Предлагается обратить внимание на позитивную составляющую стимулирующей функции, реализуемую через механизм поощрений и преференций для налогоплательщика. Анализируется правовая природа пени, основания, порождающие обязанность по их уплате и связанные с ней правовые последствия. Исследуется правовосстановительный (компенсационный) и акцессорный характер пени. Поднимается проблема дифференцированного в зависимости от формы собственности подхода в определении имущественных последствий, связанных с несвоевременным возвратом неосновательно приобретенных (сбереженных) денежных средств. Обращается внимание на «узкие» места в регулировании этого института и предлагается свое видение решения проблемы.
Ядрихинский С.А. - Пени как способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов: проблемы правопонимания c. 98-119

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66145

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты и практика применения пени в налоговых правоотношениях как способа обеспечения обязанности налогоплательщика по уплате налога и меры принуждения. Выявляется целевое (функциональное) назначение пени. Обеспечительный механизм пени исследуется через реализацию стимулирующей функции. Делается вывод о недостаточности негативной составляющей данной функции – угрозы платежа пени в силу низкого размера фискального процента, не наполненного отрицательной нагрузкой и не порождающего неблагоприятных имущественных последствий для налогоплательщика. Предлагается обратить внимание на позитивную составляющую стимулирующей функции, реализуемую через механизм поощрений и преференций для налогоплательщика. Анализируется правовая природа пени, основания, порождающие обязанность по их уплате и связанные с ней правовые последствия. Исследуется правовосстановительный (компенсационный) и акцессорный характер пени. Поднимается проблема дифференцированного в зависимости от формы собственности подхода в определении имущественных последствий, связанных с несвоевременным возвратом неосновательно приобретенных (сбереженных) денежных средств. Обращается внимание на «узкие» места в регулировании этого института и предлагается свое видение решения проблемы.
Оробинская И.В. - Тенденции налогового регулирования и их влияние на экономку агропромышленного комплекса России

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.13073

Аннотация: В статье рассматриваются тенденции налогового регулирования и их влияние на экономку агропромышленного комплекса России, а также произошедшие в стране за последние годы политические, экономические и институциональные изменения, которые объективно создали условия и дали импульс к возрождению, становлению и развитию АПК. Автор отмечает, что в настоящее время существует ряд проблем, сдерживающих эффективное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов на селе, среди которых он особо выделяет проблему выбора оптимальной системы налогообложения субъектов АПК. Автор утверждает, что сложившаяся система налогообложения не обеспечивает выполнения всех возложенных на нее функций, а в свете проводимой государственной политики поддержки отечественного товаропроизводителя и налоговых реформ нуждается в глубоком исследовании и корректировке. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, экономико-математический и другие методы экономических исследований. Научная новизна исследования состоит в теоретико-методическом обосновании и выявлении особенностей налогообложения сельскохозяйственных предприятий, заключающиеся в возможности использования нескольких режимов налогообложения в условиях сезонного характера производства и несовпадении по времени осуществления затрат и получения доходов, государственном регулировании АПК посредством предоставления льгот в области налогообложения и т.д. Наряду с этим в статье дается оценка современного уровня налоговой нагрузки предприятий аграрной сферы России, свидетельствующая о тяжелом финансовом состоянии предприятий реального сектора экономики РФ, а также доказывающая, что предел налогообложения должен определяться с учетом отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и связанных с этим объективных факторов: объема и структуры расходов, скорости оборота капитала и т.д.
Оробинская И.В. - Тенденции налогового регулирования и их влияние на экономку агропромышленного комплекса России c. 120-133

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66146

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Эволюция налоговой системы и ее влияние на экономику АПК России: монография / А.Г. Казьмин, И.В. Оробинская. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. – 288 с. Дата ретракции 12.10.2020 г.
В статье рассматриваются тенденции налогового регулирования и их влияние на экономку агропромышленного комплекса России, а также произошедшие в стране за последние годы политические, экономические и институциональные изменения, которые объективно создали условия и дали импульс к возрождению, становлению и развитию АПК. Автор отмечает, что в настоящее время существует ряд проблем, сдерживающих эффективное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов на селе, среди которых он особо выделяет проблему выбора оптимальной системы налогообложения субъектов АПК. Автор утверждает, что сложившаяся система налогообложения не обеспечивает выполнения всех возложенных на нее функций, а в свете проводимой государственной политики поддержки отечественного товаропроизводителя и налоговых реформ нуждается в глубоком исследовании и корректировке. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, экономико-математический и другие методы экономических исследований. Научная новизна исследования состоит в теоретико-методическом обосновании и выявлении особенностей налогообложения сельскохозяйственных предприятий, заключающиеся в возможности использования нескольких режимов налогообложения в условиях сезонного характера производства и несовпадении по времени осуществления затрат и получения доходов, государственном регулировании АПК посредством предоставления льгот в области налогообложения и т.д. Наряду с этим в статье дается оценка современного уровня налоговой нагрузки предприятий аграрной сферы России, свидетельствующая о тяжелом финансовом состоянии предприятий реального сектора экономики РФ, а также доказывающая, что предел налогообложения должен определяться с учетом отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и связанных с этим объективных факторов: объема и структуры расходов, скорости оборота капитала и т.д.
Региональные налоги и сборы с организаций
Иризепова М.Ш., Перекрестова Л.В. - Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.13081

Аннотация: В России, несмотря на активную поддержку государства, в последние годы наблюдается спад в развитии малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в рамках национальной налоговой политики возможно специальными методами налогового регулирования в регионах. В связи с этим возникла потребность теоретического анализа региональной системы налогообложения малых и средних предприятий (РСНМСП) как объекта регионального финансового управления. Несмотря на многочисленные и обширные исследования региональных систем налогообложения в теории налогов, отсутствует общепризнанная методика оценки эффективности функционирования таких систем, тем более для региональных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (РСНМСП). В связи с этим возникла потребность теоретического анализа РСНМСП как объекта регионального финансового управления с разработкой методики оценки эффективности и корректирующих воздействий на РСНМСП. В данной статье получены следующие результаты: 1) определены системные элементы РСНМСП, их функции, связи и взаимодействия; 2) аргументирована индивидуальность каждой РСНМСП, функционирующей на территории отдельного субъекта РФ; 3) выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на фискальную результативность РСНМСП; 4) дополнены классификационные признаки функций объектов РСНМСП; 5) представлен алгоритм методики оценки эффективности РСНМСП; 6) показан результат апробации блока методики оценки эффективности РСНМСП на примере малых предприятий региона.
Иризепова М.Ш., Перекрестова Л.В. - Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса c. 134-145

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66147

Аннотация: В России, несмотря на активную поддержку государства, в последние годы наблюдается спад в развитии малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в рамках национальной налоговой политики возможно специальными методами налогового регулирования в регионах. В связи с этим возникла потребность теоретического анализа региональной системы налогообложения малых и средних предприятий (РСНМСП) как объекта регионального финансового управления. Несмотря на многочисленные и обширные исследования региональных систем налогообложения в теории налогов, отсутствует общепризнанная методика оценки эффективности функционирования таких систем, тем более для региональных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (РСНМСП). В связи с этим возникла потребность теоретического анализа РСНМСП как объекта регионального финансового управления с разработкой методики оценки эффективности и корректирующих воздействий на РСНМСП. В данной статье получены следующие результаты: 1) определены системные элементы РСНМСП, их функции, связи и взаимодействия; 2) аргументирована индивидуальность каждой РСНМСП, функционирующей на территории отдельного субъекта РФ; 3) выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на фискальную результативность РСНМСП; 4) дополнены классификационные признаки функций объектов РСНМСП; 5) представлен алгоритм методики оценки эффективности РСНМСП; 6) показан результат апробации блока методики оценки эффективности РСНМСП на примере малых предприятий региона.
Теория и история налогообложения
Шакирова Р.К. - О соотношении понятий «налоговые льготы» и «налоговые расходы бюджета» и оценке их эффективности

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.14355

Аннотация: Одним из методов государственного регулирования социально-экономических процессов является предоставление налоговых преференций. Отсутствие научно обоснованной теории налоговых льгот, содержащей четкое определение и полную, адаптированную к современному российскому законодательству классификацию, разбросанность и завуалированность льгот в системе законодательства о налогах и сборах РФ, трудности в выборе методов оценки эффективности налоговых преференций побуждают обратиться к обозначенной теме. Целью статьи является обобщение подходов к составу и содержанию основных элементов методики оценки налоговых льгот, строящейся с учетом структуры налога, соотнесенной в свете налогового законодательства РФ и концепции налоговых расходов. В работе применяется совокупность общих формально-логических методов и приемов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. В результате исследования выявлены сущностные характеристики налоговых льгот и налоговых расходов бюджета, определяемая российским налоговым законодательством структура налога рассмотрена в ключе концепции налоговых расходов. Выделены основные элементы методики оценки эффективности налоговых льгот, дана их общая характеристика. Обоснована целесообразность составления общего классификатора налоговых льгот с целью последующего его использования на практике. Впервые приведен краткий критический анализ установленного в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл порядка оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам. Материал исследования может найти практическое применение в процессе разработки единой методологии оценки эффективности налоговых льгот, а также в деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных в области контроля за эффективностью налоговых льгот. Сделан вывод о том, что действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения мониторинга налоговых льгот, требуют тщательнейшего изучения и детальной проработки каждого положения с целью дальнейшего их совершенствования. Процедура отмены налоговых льгот должна носить взвешенный характер и обосновываться результатами оценки налоговых льгот, осуществляемой уполномоченными органами на базе единой методологии.
Шакирова Р.К. - О соотношении понятий «налоговые льготы» и «налоговые расходы бюджета» и оценке их эффективности c. 146-156

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66148

Аннотация: Одним из методов государственного регулирования социально-экономических процессов является предоставление налоговых преференций. Отсутствие научно обоснованной теории налоговых льгот, содержащей четкое определение и полную, адаптированную к современному российскому законодательству классификацию, разбросанность и завуалированность льгот в системе законодательства о налогах и сборах РФ, трудности в выборе методов оценки эффективности налоговых преференций побуждают обратиться к обозначенной теме. Целью статьи является обобщение подходов к составу и содержанию основных элементов методики оценки налоговых льгот, строящейся с учетом структуры налога, соотнесенной в свете налогового законодательства РФ и концепции налоговых расходов. В работе применяется совокупность общих формально-логических методов и приемов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. В результате исследования выявлены сущностные характеристики налоговых льгот и налоговых расходов бюджета, определяемая российским налоговым законодательством структура налога рассмотрена в ключе концепции налоговых расходов. Выделены основные элементы методики оценки эффективности налоговых льгот, дана их общая характеристика. Обоснована целесообразность составления общего классификатора налоговых льгот с целью последующего его использования на практике. Впервые приведен краткий критический анализ установленного в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл порядка оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам. Материал исследования может найти практическое применение в процессе разработки единой методологии оценки эффективности налоговых льгот, а также в деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных в области контроля за эффективностью налоговых льгот. Сделан вывод о том, что действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения мониторинга налоговых льгот, требуют тщательнейшего изучения и детальной проработки каждого положения с целью дальнейшего их совершенствования. Процедура отмены налоговых льгот должна носить взвешенный характер и обосновываться результатами оценки налоговых льгот, осуществляемой уполномоченными органами на базе единой методологии.
Налоговые системы зарубежных стран
Пономарева К.А. - Европейско-правовые детерминанты национального налогового права

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.12790

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются: теории, концепции европейского налогового права по проблемам прямого и косвенного налогообложения; нормы национального финансового права и европейского права, регулирующие особенности прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС; практика Суда ЕС по спорам, связанным с вопросами налогообложения, налоговой гармонизации, а также налогового суверенитета. Выделяются несколько важных моментов, являющихся отправными точками европейской интеграции в сфере налогового права: налоговая гармонизация в сфере прямых и косвенных налогов, запрет дискриминации и ограничения конференции, а также ведущую роль основных свобод в деле европейской интеграции. В качестве примеров из судебной практики приводятся решения Суда ЕС, ставшие хрестоматийными в европейском налоговом праве. Методологическую основу составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить правовые проблемы, существующие в европейском законодательстве, а также выявить оптимальные пути их разрешения. Используются такие частнонаучные методы, как формально-юридический и историко-правовой. На основе новейшего законодательства Европейского Союза и судебной практики суда ЕС проведено комплексное сравнительно-правовое исследование налоговой гармонизации в сфере прямых и косвенных налогов в ЕС. Позитивная и негативная интеграция являются инструментами, используемые Европейским Союзом для освобождения общего рынка от налоговых границ. В области косвенных налогов можно говорить о существенных достижениях гармонизации. Унификация в сфере прямых налогов удается пока меньше, однако благодаря таким важным директивам, как запрет основных свобод на дискриминацию, Суд ЕС создал немало важных прецедентов, ставших источниками европейского налогового права. Их значение в толковании и правоприменении изменилось во многом благодаря суверенитету государств-членов в сфере прямых налогов. Было бы оптимально найти положение внутри Союза посредине между неограниченной политикой по снижению налогов и полноценным объединением налоговых ставок, что могло бы найти свое начало в гармонизации исчисления налоговой базы при налогообложении предприятий.
Пономарева К.А. - Европейско-правовые детерминанты национального налогового права c. 157-166

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66149

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются: теории, концепции европейского налогового права по проблемам прямого и косвенного налогообложения; нормы национального финансового права и европейского права, регулирующие особенности прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС; практика Суда ЕС по спорам, связанным с вопросами налогообложения, налоговой гармонизации, а также налогового суверенитета. Выделяются несколько важных моментов, являющихся отправными точками европейской интеграции в сфере налогового права: налоговая гармонизация в сфере прямых и косвенных налогов, запрет дискриминации и ограничения конференции, а также ведущую роль основных свобод в деле европейской интеграции. В качестве примеров из судебной практики приводятся решения Суда ЕС, ставшие хрестоматийными в европейском налоговом праве. Методологическую основу составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить правовые проблемы, существующие в европейском законодательстве, а также выявить оптимальные пути их разрешения. Используются такие частнонаучные методы, как формально-юридический и историко-правовой. На основе новейшего законодательства Европейского Союза и судебной практики суда ЕС проведено комплексное сравнительно-правовое исследование налоговой гармонизации в сфере прямых и косвенных налогов в ЕС. Позитивная и негативная интеграция являются инструментами, используемые Европейским Союзом для освобождения общего рынка от налоговых границ. В области косвенных налогов можно говорить о существенных достижениях гармонизации. Унификация в сфере прямых налогов удается пока меньше, однако благодаря таким важным директивам, как запрет основных свобод на дискриминацию, Суд ЕС создал немало важных прецедентов, ставших источниками европейского налогового права. Их значение в толковании и правоприменении изменилось во многом благодаря суверенитету государств-членов в сфере прямых налогов. Было бы оптимально найти положение внутри Союза посредине между неограниченной политикой по снижению налогов и полноценным объединением налоговых ставок, что могло бы найти свое начало в гармонизации исчисления налоговой базы при налогообложении предприятий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.