по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 11, 2015
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 1-5.5-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2015
Региональные налоги и сборы с организаций
Мусаева Х.М. - Налоговые возможности повышения эффективности управления доходами субъектов Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.16015

Аннотация: Объект исследования является налоговые доходы и налоговые отно-шения субъектов Российской Федерации, проблемы и пути повышения их эффективности. Предмет исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации. В работе автором подробно проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделено необходимости повышения эффективности налоговых льгот. Значительное место уделено резервам роста налоговых доходов бюджетов субъекта Федерации, в частности Республики Дагестан, а также совершенствованию налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты Основная цель исследования - оценка проблем и выявление приоритетных направлений совершенствования управления налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации как фактора роста налоговых возможностей территорий. Для достижения поставленной цели исследования осуществлялось по-следовательное и поэтапное изучение научных трудов зарубежных и российских авторов, материалов периодических изданий и конференций, законодательных актов РФ и ее регионов, информационно-справочного и статистического материала с применением как общенаучных, так и специальных методов и приемов (системно-функциональный и диалектический подход, принципы логического анализа и синтеза, методы классификации, группировки и обобщения, экспертных оценок, сравнительного и факторного анализа, экономико – математического моделирования Научная новизна работы заключается в разработке предложений и рекомендаций научного, методического и прикладного характера, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации, обеспечению справедливости межрегиональной налоговой конкуренции на современном этапе. Необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов террито-рий на фоне неустойчивой геополитической ситуации на современном этапе определяют приоритетное значение роста собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на основе увеличения налогового потенциала территорий и эффективности его использования. В работе проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены причины сложности распределения и разграничения налогов между уровнями бюджетов в условиях специфики социально – экономи-ческого развития Российской Федерации. Анализируются методы и проблемы объективности оценки налогового потенциала территорий. Аргументирована целесообразность учета налоговой конкурентоспособности территорий при формировании налоговых доходов, в целях проведения справедливой политики перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. Предложена уточненная методика оценки налогового потенциала субъектов Федерации, основанная на применении поправочного коэффициента, позволяющая повысить его качество и учитывать особенности регионов с низким уровнем собственных налоговых доходов. Произведен расчет налогового потенциала Республики Дагестан по предложенной методики и на этой основе выявлены резервы увеличения собираемости налоговых доходов региона. Сформулированы рекомендации по упорядочению системы налоговых льгот в РФ и усилению их инвестиционной направленности. Предложен комплекс рекомендаций по улучшению администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как наиболее значимого источника формирования налоговых доходов республиканского бюджета Республика Дагестан
Мусаева Х.М. - Налоговые возможности повышения эффективности управления доходами субъектов Российской Федерации c. 834-844

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67126

Аннотация: Объект исследования является налоговые доходы и налоговые отно-шения субъектов Российской Федерации, проблемы и пути повышения их эффективности. Предмет исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации. В работе автором подробно проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделено необходимости повышения эффективности налоговых льгот. Значительное место уделено резервам роста налоговых доходов бюджетов субъекта Федерации, в частности Республики Дагестан, а также совершенствованию налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты Основная цель исследования - оценка проблем и выявление приоритетных направлений совершенствования управления налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации как фактора роста налоговых возможностей территорий. Для достижения поставленной цели исследования осуществлялось по-следовательное и поэтапное изучение научных трудов зарубежных и российских авторов, материалов периодических изданий и конференций, законодательных актов РФ и ее регионов, информационно-справочного и статистического материала с применением как общенаучных, так и специальных методов и приемов (системно-функциональный и диалектический подход, принципы логического анализа и синтеза, методы классификации, группировки и обобщения, экспертных оценок, сравнительного и факторного анализа, экономико – математического моделирования Научная новизна работы заключается в разработке предложений и рекомендаций научного, методического и прикладного характера, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации, обеспечению справедливости межрегиональной налоговой конкуренции на современном этапе. Необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов террито-рий на фоне неустойчивой геополитической ситуации на современном этапе определяют приоритетное значение роста собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на основе увеличения налогового потенциала территорий и эффективности его использования. В работе проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены причины сложности распределения и разграничения налогов между уровнями бюджетов в условиях специфики социально – экономи-ческого развития Российской Федерации. Анализируются методы и проблемы объективности оценки налогового потенциала территорий. Аргументирована целесообразность учета налоговой конкурентоспособности территорий при формировании налоговых доходов, в целях проведения справедливой политики перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. Предложена уточненная методика оценки налогового потенциала субъектов Федерации, основанная на применении поправочного коэффициента, позволяющая повысить его качество и учитывать особенности регионов с низким уровнем собственных налоговых доходов. Произведен расчет налогового потенциала Республики Дагестан по предложенной методики и на этой основе выявлены резервы увеличения собираемости налоговых доходов региона. Сформулированы рекомендации по упорядочению системы налоговых льгот в РФ и усилению их инвестиционной направленности. Предложен комплекс рекомендаций по улучшению администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как наиболее значимого источника формирования налоговых доходов республиканского бюджета Республика Дагестан
Налогообложение природопользования
Гашенко И.В., Ширяева Н.М. - Налоговые инструменты, влияющие на поступления налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.14675

Аннотация: Предметом нашего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Объектом исследования выступает налог на добычу полезных ископаемых, а также особенность его исчисления и уплаты в федеральный бюджет. Следует ответить, что использование природных ресурсов в России создает объективную необходимость эффективных налоговых расчетов природопользователей с государством, которое в большинстве случаев является собственником ресурсов и несет бремя по восстановлению природного потенциала. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. Основным вкладом авторов исследования является предложенная методика эффективного планирования и прогнозирования поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на краткосрочную (с учетом низких мировых цен на сырьё) и долгосрочную перспективу - обеспечить привлечение инвестиций в добывающие отрасли народного хозяйства в федеральный бюджет Российской Федерации. Таким образом по нашему мнению, необходимы правительственные антикризисные меры, обеспечивающие дальнейшие налоговые поступления от исследуемого налога.
Гашенко И.В., Ширяева Н.М. - Налоговые инструменты, влияющие на поступления налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет c. 845-852

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67127

Аннотация: Предметом нашего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Объектом исследования выступает налог на добычу полезных ископаемых, а также особенность его исчисления и уплаты в федеральный бюджет. Следует ответить, что использование природных ресурсов в России создает объективную необходимость эффективных налоговых расчетов природопользователей с государством, которое в большинстве случаев является собственником ресурсов и несет бремя по восстановлению природного потенциала. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. Основным вкладом авторов исследования является предложенная методика эффективного планирования и прогнозирования поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на краткосрочную (с учетом низких мировых цен на сырьё) и долгосрочную перспективу - обеспечить привлечение инвестиций в добывающие отрасли народного хозяйства в федеральный бюджет Российской Федерации. Таким образом по нашему мнению, необходимы правительственные антикризисные меры, обеспечивающие дальнейшие налоговые поступления от исследуемого налога.
Налоговый учёт и отчетность
Кондрашова Н.А. - Отражение участниками консолидированной группы налогоплательщиков результатов налогового контроля цен

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.14654

Аннотация: Предметом исследования является анализ российского законодательства в части внедрения механизма контроля трансфертного ценообразования между взаимозависимыми структурами, которые воспользовались возможностью с 2012 года объединиться в консолидированные группы налогоплательщиков. Несмотря на предоставленные нормативные возможности в части не признания сделок между участниками консолидированных групп контролируемыми,в работе выявлены несколько случаев, в результате которых участниками таких групп необходимо соблюдать требования трансфертного ценообразования. Автором определен порядок отражения результатов налогового контроля цен в учете. При рассмотрении проблемы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция и моделирование. Основными выводами исследования являются следующие. Участники консолидированных групп налогоплательщиков не полностью освобождены от налогового контроля в части трансфертных цен. В ряде случаев, а именно при самостоятельном доначислении налогов или доначислении в результате налоговых проверок, а также в результате осуществления симметричных корректировок, участникам консолидированных групп необходимо скорректировать налоги и отразить указанную корректировку в учете.
Кондрашова Н.А. - Отражение участниками консолидированной группы налогоплательщиков результатов налогового контроля цен c. 853-859

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67128

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Кондрашова Н.А. Бухгалтерский учет операций по трансфертному ценообразованию в КГН // Налоговый вестник. – 2015. – № 4. – С. 80-85. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом исследования является анализ российского законодательства в части внедрения механизма контроля трансфертного ценообразования между взаимозависимыми структурами, которые воспользовались возможностью с 2012 года объединиться в консолидированные группы налогоплательщиков. Несмотря на предоставленные нормативные возможности в части не признания сделок между участниками консолидированных групп контролируемыми,в работе выявлены несколько случаев, в результате которых участниками таких групп необходимо соблюдать требования трансфертного ценообразования. Автором определен порядок отражения результатов налогового контроля цен в учете. При рассмотрении проблемы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция и моделирование. Основными выводами исследования являются следующие. Участники консолидированных групп налогоплательщиков не полностью освобождены от налогового контроля в части трансфертных цен. В ряде случаев, а именно при самостоятельном доначислении налогов или доначислении в результате налоговых проверок, а также в результате осуществления симметричных корректировок, участникам консолидированных групп необходимо скорректировать налоги и отразить указанную корректировку в учете.
Налоговое администрирование
Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. - Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.16992

Аннотация: Предметом исследования выступают теоретические и методические основы реализации региональной налоговой политики, направленные на развитие налогового потенциала регионов РФ. Объектом исследования являются российская налоговая система России, региональная налоговая политика, отечественная и зарубежная практика налогового регулирования территориального развития. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как экономическое и функциональное содержание региональной налоговой политики. Аргументирован вывод о том, что эффективная региональная налоговая политика должна способствовать: стабилизации производства и обеспечению экономического роста, выравниванию условий социально-экономического и финансового развития регионов, обеспечению полной реализации принципов налоговой системы и налогового федерализма в РФ, основанных на едином экономическом и налоговом пространстве, становлению и обеспечению финансово-экономических гарантий местного самоуправления, обеспечению потребностей всех уровней власти в денежных средствах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнению соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций и задач. Методологическую основу составили диалектический способ познания, принципы исторического, логического, системного и сравнительного анализа, приемы индуктивного и дедуктивного изучения. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области; материалы периодических изданий, экспертно-аналитических центров, институтов, комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по налогам и экономическим вопросам. Обоснован вывод о том, что повышение результативности региональной налоговой политики влияет на объемы налоговых поступлений в бюджеты субъектов Федерации и, в конечном счете, способствует развитию налогового потенциала территорий. Аргументирован вывод о том, что основной целью региональной налоговой политики является повышение собственного налогового потенциала региона посредством увеличения доходной базы региональных бюджетов для выполнения расходных обязательств с целью обеспечения экономического роста субъектов РФ в условиях развития налогового федерализма. Особое место в статье уделено принципам региональной налоговой политики, которые, по мнению авторов, следует сгруппировать на общие и специфические. Представлена декомпозиция структурных элементов региональной налоговой политики. Выявлены основные причины низкой доходной базы региональных бюджетов и предложены меры, направленные на развитие налогового потенциала территорий.
Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. - Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий c. 860-873

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67129

Аннотация: Предметом исследования выступают теоретические и методические основы реализации региональной налоговой политики, направленные на развитие налогового потенциала регионов РФ. Объектом исследования являются российская налоговая система России, региональная налоговая политика, отечественная и зарубежная практика налогового регулирования территориального развития. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как экономическое и функциональное содержание региональной налоговой политики. Аргументирован вывод о том, что эффективная региональная налоговая политика должна способствовать: стабилизации производства и обеспечению экономического роста, выравниванию условий социально-экономического и финансового развития регионов, обеспечению полной реализации принципов налоговой системы и налогового федерализма в РФ, основанных на едином экономическом и налоговом пространстве, становлению и обеспечению финансово-экономических гарантий местного самоуправления, обеспечению потребностей всех уровней власти в денежных средствах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнению соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций и задач. Методологическую основу составили диалектический способ познания, принципы исторического, логического, системного и сравнительного анализа, приемы индуктивного и дедуктивного изучения. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области; материалы периодических изданий, экспертно-аналитических центров, институтов, комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по налогам и экономическим вопросам. Обоснован вывод о том, что повышение результативности региональной налоговой политики влияет на объемы налоговых поступлений в бюджеты субъектов Федерации и, в конечном счете, способствует развитию налогового потенциала территорий. Аргументирован вывод о том, что основной целью региональной налоговой политики является повышение собственного налогового потенциала региона посредством увеличения доходной базы региональных бюджетов для выполнения расходных обязательств с целью обеспечения экономического роста субъектов РФ в условиях развития налогового федерализма. Особое место в статье уделено принципам региональной налоговой политики, которые, по мнению авторов, следует сгруппировать на общие и специфические. Представлена декомпозиция структурных элементов региональной налоговой политики. Выявлены основные причины низкой доходной базы региональных бюджетов и предложены меры, направленные на развитие налогового потенциала территорий.
Арбитражная практика разрешения налоговых споров
Барташевич С.В. - Юридическая квалификация налогово-значимого поведения: понятие, сущность, элементы, отраслевые особенности

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.14784

Аннотация: Объектом исследования является юридическая квалификация поведения в области правового регулирования налогообложения как часть процесса и результат применения норм налогового права. До настоящего времени категория налогово-правовой квалификации не пользовалась научным интересом со стороны теоретиков финансового права, в связи с чем на основе положений общей теории права и с учетом особенностей правового регулирования налоговых отношений в статье раскрывается понятие и сущность юридической квалификации налогово-значимого поведения, выделяются ее структурные элементы, приводится типология данного правового феномена, выявляются теоретические основания для институционального оформления налогово-правовой квалификации как самостоятельного вида юридической квалификации. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы формальной логики (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), так и формально юридический метод познания правовых явлений. Автором формулируются положения, объясняющие юридическую и экономическую природу налогово-правовой оценки фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Особое внимание уделяется описанию отраслевых особенностей, присущих только налогово-правовой квалификации и нетипичных для юридической квалификации в других правоотношениях, что обусловлено содержанием норм налогового законодательства и практикой их применения.
Барташевич С.В. - Юридическая квалификация налогово-значимого поведения: понятие, сущность, элементы, отраслевые особенности c. 874-900

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67130

Аннотация: Объектом исследования является юридическая квалификация поведения в области правового регулирования налогообложения как часть процесса и результат применения норм налогового права. До настоящего времени категория налогово-правовой квалификации не пользовалась научным интересом со стороны теоретиков финансового права, в связи с чем на основе положений общей теории права и с учетом особенностей правового регулирования налоговых отношений в статье раскрывается понятие и сущность юридической квалификации налогово-значимого поведения, выделяются ее структурные элементы, приводится типология данного правового феномена, выявляются теоретические основания для институционального оформления налогово-правовой квалификации как самостоятельного вида юридической квалификации. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы формальной логики (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), так и формально юридический метод познания правовых явлений. Автором формулируются положения, объясняющие юридическую и экономическую природу налогово-правовой оценки фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Особое внимание уделяется описанию отраслевых особенностей, присущих только налогово-правовой квалификации и нетипичных для юридической квалификации в других правоотношениях, что обусловлено содержанием норм налогового законодательства и практикой их применения.
Налоговые системы зарубежных стран
Погодина И.В., Борисова А.А. - Мировая практика налогообложения объектов роскоши.

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.15518

Аннотация: Объектом исследования являются отношения по установлению и взиманию налогов. Предмет анализа составляет налогообложение так называемых "предметов роскоши" в различных странах. В статье исследуется зарубежный опыт налогообложения "сверхдоходов", дорогостоящих транспортных средств, недвижимого имущества. Анализируется зарубежная практика взимания «роскошного» налога, использование такого элемента налога как льготы. Описываются причины отмены "роскошного налога". Обосновывается целесообразность реализации налога на роскошь в рамках транспортного налога и единого налога на недвижимость в России. Методологическую базу исследования составил сравнительно-правовой метод. Авторами использовались также методы анализа и исторического исследования. Новизна работы заключается в том. что проведен комплексный анализ налогообложения объектов (предметов) роскоши в различных странах (Великобритания, Венгрия, Испания, КНР, Норвегия, Франция). Выдвинуто утверждение, что в России целесообразно ввести налогообложение объектов роскоши в рамках транспортного налога и налога на недвижимость.
Погодина И.В., Борисова А.А. - Мировая практика налогообложения объектов роскоши. c. 901-907

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67131

Аннотация: Объектом исследования являются отношения по установлению и взиманию налогов. Предмет анализа составляет налогообложение так называемых "предметов роскоши" в различных странах. В статье исследуется зарубежный опыт налогообложения "сверхдоходов", дорогостоящих транспортных средств, недвижимого имущества. Анализируется зарубежная практика взимания «роскошного» налога, использование такого элемента налога как льготы. Описываются причины отмены "роскошного налога". Обосновывается целесообразность реализации налога на роскошь в рамках транспортного налога и единого налога на недвижимость в России. Методологическую базу исследования составил сравнительно-правовой метод. Авторами использовались также методы анализа и исторического исследования. Новизна работы заключается в том. что проведен комплексный анализ налогообложения объектов (предметов) роскоши в различных странах (Великобритания, Венгрия, Испания, КНР, Норвегия, Франция). Выдвинуто утверждение, что в России целесообразно ввести налогообложение объектов роскоши в рамках транспортного налога и налога на недвижимость.
Яник А.А., Попова С.М. - Новое в налоговом стимулировании инноваций: опыт ряда европейских стран

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.17001

Аннотация: Статья посвящена анализу современных систем налогового стимулирования научных исследований и инноваций в четырех европейских странах – Соединенном Королевстве, Нидерландах, Германии и Франции. Согласно международным рейтингам, все эти страны имеют сравнимо высокий уровень инновационного развития, но значительно различаются по структуре и принципам государственной поддержки сектора науки и инноваций. В работе учтены актуальные изменения в политике налогового стимулирования, появившиеся в связи с принятием соответствующими национальными правительствами новых стратегических документов в области инновационного развития. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что политика европейских стран в области стимулирования науки и инноваций имеет смешанный характер, поскольку наряду с прямой государственной поддержкой используются методы «мягкого принуждения» экономических агентов к инновационной деятельности путем использования различных налоговых инструментов. В настоящее время конструирование эффективных налоговых режимов в области стимулирования инноваций находится в стадии «проб и ошибок», однако эта деятельность объективно способствует возникновению саморазвивающихся инновационных экосистем на национальном и общеевропейском уровне. Анализ актуальных изменений в политике налогового стимулирования научных исследований и инноваций, осуществляемых рядом наиболее инновационно развитых стран Европы, представляет интерес для отечественной налоговой теории и практики, а также для управления процессами модернизации экономики страны.
Яник А.А., Попова С.М. - Новое в налоговом стимулировании инноваций: опыт ряда европейских стран c. 908-919

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67132

Аннотация: Статья посвящена анализу современных систем налогового стимулирования научных исследований и инноваций в четырех европейских странах – Соединенном Королевстве, Нидерландах, Германии и Франции. Согласно международным рейтингам, все эти страны имеют сравнимо высокий уровень инновационного развития, но значительно различаются по структуре и принципам государственной поддержки сектора науки и инноваций. В работе учтены актуальные изменения в политике налогового стимулирования, появившиеся в связи с принятием соответствующими национальными правительствами новых стратегических документов в области инновационного развития. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что политика европейских стран в области стимулирования науки и инноваций имеет смешанный характер, поскольку наряду с прямой государственной поддержкой используются методы «мягкого принуждения» экономических агентов к инновационной деятельности путем использования различных налоговых инструментов. В настоящее время конструирование эффективных налоговых режимов в области стимулирования инноваций находится в стадии «проб и ошибок», однако эта деятельность объективно способствует возникновению саморазвивающихся инновационных экосистем на национальном и общеевропейском уровне. Анализ актуальных изменений в политике налогового стимулирования научных исследований и инноваций, осуществляемых рядом наиболее инновационно развитых стран Европы, представляет интерес для отечественной налоговой теории и практики, а также для управления процессами модернизации экономики страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.