Статья 'Сельскохозяйственная кооперация: проблемы правового регулирования' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Сельскохозяйственная кооперация: проблемы правового регулирования

Воронина Наталья Павловна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра экологического и природоресурсного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

123242, Россия, г. Москва, ул. Садово-Array-Кудринская, 9

Voronina Natal'ya Pavlovna

PhD in Law

Associate Professor at the Department of Environmental and Natural Resources Law of Moscow State University of Law

123242, Russia, g. Moscow, ul. Sadovo-Array-Kudrinskaya, 9

nvoroninamgua@yandex.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2019.2.32453

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2020


Дата публикации:

25-03-2020


Аннотация: В современных условиях импортозамещения и увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции важное значение приобретает надлежащее правовое обеспечение сельскохозяйственной кооперации как механизма, позволяющего объединить экономические возможности и разделить риски субъектов сельскохозяйственной деятельности. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что сельскохозяйственная кооперация представляет сложный социально-экономический механизм, решающий не только экономические, но и социальные проблемы. Законодательное регулирование сельскохозяйственной кооперации имеет множество правовых подходов. Но в большинстве стран правовое регулирование носит специальный характер. Это позволяет отразить правовые особенности сельскохозяйственных кооперативов и сформировать механизм государственной поддержки. В современных условиях предлагаемой унификации законодательства о кооперативах обоснован вывод о наличии объективных предпосылок сохранения Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Вместе с тем, данный нормативный правовой акт не лишен недостатков. Предметом исследования является законодательство о сельскохозяйственной кооперации. Методы исследования – сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой. В настоящей статье через призму анализа российского дореволюционного, советского законодательства, отечественной и зарубежной доктрины сельскохозяйственной кооперации выявлены проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации и сформулированы авторские предложения по совершенствованию правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Это позволили прийти к выводу о том, что отразить особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов как субъектов сельскохозяйственной деятельности возможно только путем дифференцированного правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Вместе с тем недостатки правового регулирования требуют новой редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Сформулированы авторские предложения по совершенствованию Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации.


Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, кооперативные объединения, кооперативные съезды, сельское хозяйство, правовое регулирование, интеграция, сельскохозяйственное производство, автономия, устав

Abstract: In modern conditions of import substitution and increased export of agricultural products, it is important to ensure proper legal support for agricultural cooperation as a mechanism that allows combining economic opportunities and sharing risks of agricultural entities. Foreign experience shows that agricultural cooperation is a complex socio-economic mechanism that solves not only economic but also social problems. Legislative regulation of agricultural cooperation has many legal approaches. But in most countries, legal regulation is of a special nature. This makes it possible to reflect the legal features of agricultural cooperatives and form a mechanism for state support. In modern conditions of the proposed unification of legislation on cooperatives, the conclusion that there are objective prerequisites for the preservation of the Federal law "On agricultural cooperation" is justified.  
In this article, through the prism of the analysis of Russian pre-revolutionary and Soviet legislation, as well as Russian and foreign doctrines of agricultural cooperation, the author reveals the problems of legal regulation of agricultural cooperation and formulates suggestions about the improvement of legal regulation of agricultural cooperation.  
This led to the conclusion that it is possible to reflect the features of the legal status of agricultural cooperatives as subjects of agricultural activity only through differentiated legal regulation of agricultural cooperation. However, shortcomings of legal regulation require a new version of Federal law "Оn agricultural cooperation".



Keywords:

legal regulation, agriculture, cooperative congresses, cooperative associations, agricultural cooperative, agricultural cooperation, integration, agricultural production, autonomy, charter

Развитие сельской кооперации признается стратегической задачей российского государства. Обширность территории, климатические и экономические риски требуют объединение усилий и распределение нагрузки между участниками сельского хозяйства. Такой результат может быть достигнут через сельскохозяйственную кооперацию [1, 2, 3].

Более 1 млрд. человек являются членами кооперативов, кооперативные организации обслуживают потребности 3 млрд. человек [4, с.172]. Отдельное место среди всех кооперативов занимают сельскохозяйственные кооперативы (30%) [5].

В зарубежных странах законодательство о сельскохозяйственной кооперации (сельскохозяйственных кооперативах) имеет значительное эволюционное развитие. Общие законы о кооперативах появились в к.XIX-н.XX в. Впоследствии стали приниматься специальные законы о сельскохозяйственных кооперативах (Франция, Япония и др.).

В России правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации на разных этапах ее развития было то дифференцированным в виде специальных нормативных актов о различных организационно-правовых формах кооперативных товариществ вне их сферы деятельности (до февраля 1917 г.), то унифицированным в виде колхозного законодательства и Закона СССР «О кооперации в СССР» (в советское время).

В 1995 г. принят Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон). В настоящее время высказывается мнение о необходимости принятия общего закона «О кооперации» [6, с.106]. На наш взгляд, следует сохранить единый аграрно-правовой нормативный акт для всех видов сельскохозяйственных кооперативов и их объединений. Но, по нашему мнению, Закон не содержит ряда норм, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития сельскохозяйственной кооперации, что требует совершенствования правового регулирования сельскохозяйственной кооперации.

Во-первых, он должен быть дополнен нормами, регулирующими правовое положение кооперативных объединений. КФХ, ЛПХ и индивидуальные предприниматели нуждаются в кооперативных объединениях, включая область животноводства, в приобретении, использовании и ремонте сельскохозяйственной техники в тех производственных сферах, где по экономическим законам существуют преимущества более крупного производства.

Для сельскохозяйственных кооперативов возможна как горизонтальная, так и вертикальная интеграция. Под вертикальной интеграцией кооперативов подразумевается расширение их деятельности до контроля всех или почти всех стадий производства, переработки, хранения или доставки продукции потребителю. Горизонтальная интеграция –объединение членов кооператива в кооператив; объединение одного или нескольких кооперативов в иные виды кооперативов или кооперативные объединения; объединение сельскохозяйственных кооперативов совместно с другими субъектами сельскохозяйственной деятельности.

В зарубежных кооперативных союзах и крупнейших кооперативных объединениях «сосредоточена основная часть производственно-экономической деятельности фермерских кооперативов. Национальные кооперативные союзы берут на себя функции представительства, организации научных исследований, образования, публикаций информационно-пропагандистских материалов» [7, с.36].

В России вертикальная интеграция потенциально может происходить несколькими путями: 1) образование кооперативных сельскохозяйственных производственных объединений (полная интеграция), 2) развитие договорных связей внутри сельскохозяйственного кооператива, 3) развитие договорных связей между сельскохозяйственными кооперативами и внешними партнерами [8, с.70].

По мере развития российских сельскохозяйственных кооперативов они подлежат объединению в вертикальные местные, региональные и федеральные кооперативные структуры. Критерии вертикальной интеграции – отраслевой, территориальный и территориально-отраслевой.

Направления горизонтального кооперирования аграрных кооперативов в целях концентрации их деятельности и централизации управления возможны двумя вариантами: а) объединение кооперативов с потерей их самостоятельности; б) создание федерации с сохранением автономии сельскохозяйственных кооперативов с определением пределов автономии.

На наш взгляд, оптимальной моделью объединения является та, при которой сельскохозяйственные кооперативы сохраняют свою организационную и имущественную самостоятельность. Отношения между сельскохозяйственными кооперативами и стоящими выше сельскохозяйственными кооперативами могут строиться на уставной и договорной основе.

Во-вторых, Закон должен быть дополнен нормами, регламентирующими правовое положение кооперативных съездов. Дореволюционный и советский опыт свидетельствует о значении кооперативных съездов в развитии сельскохозяйственной кооперации.

До революции всероссийские кооперативные съезды созывались в 1908 и 1913 гг. Главное значение кооперативных съездов состоит в том, что основные положения, принятые на них, легли в основу Положения о кооперативных товариществах и их союзах 1917 г. и Постановления Временного правительства от 1 августа 1917 г. «О съездах представителей кооперативных учреждений».

В советское время колхозные съезды созывались в 1933, 1935, 1969, 1988 гг. Их результат – утверждение примерных уставов сельскохозяйственных артелей, а затем колхозов. Примерные уставы являлись основным источником колхозного права и оказали значительное влияние на развитие колхозного движения.

Закон (ст. 6) предусматривает возможность объединения сельскохозяйственных кооперативов в союзы (ассоциации), но положение о кооперативных съездах отсутствует.

Учитывая, что сельскохозяйственные кооперативы по своей природе способны самостоятельно осуществлять свою организацию, съезды должны осуществлять регулирование отдельных аспектов кооперативной деятельности на федеральном и региональном уровнях. Их компетенция видится в следующем: разработка и принятие примерных уставов различных видов сельскохозяйственных кооперативов; разработка примерных положений о проведении ревизий, оплаты труда, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных правовых актов; представительство сельскохозяйственных кооперативов в органах государственной власти и органах местного самоуправления; участие в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих создание и деятельность сельскохозяйственных кооперативов и принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; проведение экспертизы нормативных правовых актов в сфере создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и др.

В-третьих, Закон должен быть дополнен нормами, регулирующими личное трудовое участие членов сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Существует точка зрения, согласно которой эти отношения необходимо относить к трудовым [9, с.15]. На наш взгляд, личное трудовое участие членов сельскохозяйственного производственного кооператива в его деятельности – это вид членских отношений, но не трудовых. Нельзя идентифицировать кооперативный труд с наемным трудом.

Основное отличие кооперативного труда от наемного состоит в основании их возникновения. Трудовые отношения возникают на основе трудового договора, отношения по личному трудовому участию в сельскохозяйственных производственных кооперативах – на основе членства. В экономическом смысле члены кооператива являются собственниками средств производства, наемные работники – нет; члены кооператива заинтересованы в результате деятельности кооператива в форме получения кооперативных выплат, а у наемных работников только часть заработной платы – стимулирующие выплаты – зависит от результатов труда согласно системе оплаты труда, поэтому мотивация в результатах труда отсутствует; члены кооператива участвуют в управлении кооперативом, наемные работники – нет; у членов кооператива общая совместная цель, у наемных работников она отсутствует [10, с.36-43]. В сельскохозяйственных производственных кооперативах труд и производство неразрывны, а в иных организациях труд отделен как от средств производства, так и от организации труда. Это обусловливает неприменимость к организации труда членов сельскохозяйственных производственных кооперативов трудоправовых терминов (трудовые отношения, работник, работодатель и др.).

Организация личного трудового участия членов сельскохозяйственных производственных кооперативов регулируется также их уставами и иными локальными актами сельскохозяйственных кооперативов (п. 3 ст. 40 Закона). Одни исследователи считают, что эти локальные акты должны относиться к сфере действия аграрного права [11, с.492; 12, с.7-8; 10, с.11-12]. Другие предлагают расширить сферу действия трудового права путем включения в предмет правового регулирования трудовых отношений членов сельскохозяйственных производственных кооперативов [9, с.15], а не регулировать их «нормами почти “умершего” аграрного законодательства» [13].

На наш взгляд, отношения по личному трудовому участию членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности, в отличие от трудовых отношений, не носят самостоятельного правового характера, являются частью членских правоотношений, поэтому они подлежат урегулированию нормами аграрного законодательства. В связи с этим Закон должен быть дополнен главой, регулирующей отношения по личному трудовому участию членов производственного кооператива.

Библиография
1.
Yanbykh R., Saraikin V. Cooperative tradition in Russia: a revival of agricultural service cooperatives? // Post-Communist Economies. 2019. Volume 31, 2019-Issue 6. P.750-771.
2.
Kulikov, I.M. Minakov, I.A. The development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific papers-series management economic engineering in agriculture and rural development. Volume. 19 Issue: 1. PP. 247-254.
3.
Sobolev A., Kurakin A., Pakhomov V., Trostuk. I. Cooperation in Rural Russia: Past, Present and Future // Мир России. Социология. Этнология. 2018. Том 27. Вып. 1. С. 65-89.
4.
Желтикова, Л. В. Сельскохозяйственная кооперация: виды, формы, факторы развития / Л. В. Желтикова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2006. № 2. С. 169–174.
5.
Доклад Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития и проведения Международного дня кооперативов (Шестьдесят шестая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 13 июля 2011 г.). Режим доступа: URL: http://www.ica.coop (дата обращения: 29.09.2012).
6.
Воронин Б.А., Головина С.Г., Чупина И.П. и др. Современная сельская кооперация как комплексная социально – экономическая система. Екатеринбург: Уральский ГАУ, 2019. 221 с.
7.
Малыгин, Ю. М. Организация и управление аграрной кооперацией в развитых капиталистических странах / Ю. М. Малыгин, А. А. Попова. М., 1990. 114 с.
8.
Палладина, М. И. Правовое регулирование вертикальной интеграции сельского хозяйства за рубежом / М. И. Палладина, Н. П. Воронина // Аграрное и земельное право. 2013. № 12. С.59-75.
9.
Аграрное право : учеб. : в 2 кн. / отв. ред. Г. Е. Быстров, Б. А. Воронин. – Екатеринбург : Урал. аграр. изд-во, 2013. – Кн. 1: Общая часть. – 352 с.
10.
Иванов, С. Ю. Теоретические основы правового регулирования кооперативной формы сельскохозяйственного труда в России / С. Ю. Иванов. – Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права, 2008. – 152 с.
11.
Аграрное право : учеб. / рук. авт. кол и отв. ред. М. И. Козырь. – М. : Норма : Инфра-М., 2010. – 608 с.
12.
Кривов, А. А. Правовое регулирование труда членов сельскохозяйственных производственных кооперативов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Кривов Антон Александрович. Саратов, 2005. 21 с.
13.
Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 2. С.15-19.
References (transliterated)
1.
Yanbykh R., Saraikin V. Cooperative tradition in Russia: a revival of agricultural service cooperatives? // Post-Communist Economies. 2019. Volume 31, 2019-Issue 6. P.750-771.
2.
Kulikov, I.M. Minakov, I.A. The development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific papers-series management economic engineering in agriculture and rural development. Volume. 19 Issue: 1. PP. 247-254.
3.
Sobolev A., Kurakin A., Pakhomov V., Trostuk. I. Cooperation in Rural Russia: Past, Present and Future // Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. 2018. Tom 27. Vyp. 1. S. 65-89.
4.
Zheltikova, L. V. Sel'skokhozyaistvennaya kooperatsiya: vidy, formy, faktory razvitiya / L. V. Zheltikova // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2006. № 2. S. 169–174.
5.
Doklad General'nogo sekretarya OON «Kooperativy v protsesse sotsial'nogo razvitiya i provedeniya Mezhdunarodnogo dnya kooperativov (Shest'desyat shestaya sessiya General'noi Assamblei OON, 13 iyulya 2011 g.). Rezhim dostupa: URL: http://www.ica.coop (data obrashcheniya: 29.09.2012).
6.
Voronin B.A., Golovina S.G., Chupina I.P. i dr. Sovremennaya sel'skaya kooperatsiya kak kompleksnaya sotsial'no – ekonomicheskaya sistema. Ekaterinburg: Ural'skii GAU, 2019. 221 s.
7.
Malygin, Yu. M. Organizatsiya i upravlenie agrarnoi kooperatsiei v razvitykh kapitalisticheskikh stranakh / Yu. M. Malygin, A. A. Popova. M., 1990. 114 s.
8.
Palladina, M. I. Pravovoe regulirovanie vertikal'noi integratsii sel'skogo khozyaistva za rubezhom / M. I. Palladina, N. P. Voronina // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2013. № 12. S.59-75.
9.
Agrarnoe pravo : ucheb. : v 2 kn. / otv. red. G. E. Bystrov, B. A. Voronin. – Ekaterinburg : Ural. agrar. izd-vo, 2013. – Kn. 1: Obshchaya chast'. – 352 s.
10.
Ivanov, S. Yu. Teoreticheskie osnovy pravovogo regulirovaniya kooperativnoi formy sel'skokhozyaistvennogo truda v Rossii / S. Yu. Ivanov. – Saratov : Izd-vo GOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava, 2008. – 152 s.
11.
Agrarnoe pravo : ucheb. / ruk. avt. kol i otv. red. M. I. Kozyr'. – M. : Norma : Infra-M., 2010. – 608 s.
12.
Krivov, A. A. Pravovoe regulirovanie truda chlenov sel'skokhozyaistvennykh proizvodstvennykh kooperativov : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.06 / Krivov Anton Aleksandrovich. Saratov, 2005. 21 s.
13.
Khnykin G.V. Poteri i priobreteniya rossiiskogo trudovogo prava // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2015. № 2. S.15-19.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Сельскохозяйственная кооперация: проблемы правового регулирования

Название отчасти соответствует содержанию материалов статьи. В названии статьи автор не уточнил: «в России».
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и не обосновал её актуальность, ограничившись констатацией того, что «развитие сельской кооперации признается стратегической задачей российского государства» и важности «сельскохозяйственной кооперации» в России.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
При изложении материала автор продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, стремился соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В основной части статьи автор сообщил, что в современном мире «среди всех кооперативов» сельскохозяйственные кооперативы составляют 30 %, затем , что «в зарубежных странах законодательство о сельскохозяйственной кооперации имеет значительное эволюционное развитие» и что «в России правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации на разных этапах ее развития было то дифференцированным… то унифицированным».
Далее автор указал на важность принятия Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» в 1995 г. и перешёл к описанию его недостатков: заявил, что его следует дополнить «нормами, регулирующими правовое положение кооперативных объединений», обстоятельно пояснив при этом, что «для сельскохозяйственных кооперативов возможна как горизонтальная, так и вертикальная интеграция» и резюмировав, что «оптимальной моделью объединения является та, при которой сельскохозяйственные кооперативы сохраняют свою организационную и имущественную самостоятельность»; затем сообщил, что «закон должен быть дополнен нормами, регламентирующими правовое положение кооперативных съездов», сославшись на дореволюционный и советский опыт в данной сфере, не оформив при этом ни одной ссылки на источники и/или литературу, и кратко описал круг обязанностей таких съездов; наконец, автор заявил, что «закон должен быть дополнен нормами, регулирующими личное трудовое участие членов сельскохозяйственных производственных кооперативов» и разъяснил мысль о том, почему при этом «нельзя идентифицировать кооперативный труд с наемным трудом», резюмировав, что «отношения по личному трудовому участию членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности… не носят самостоятельного правового характера… поэтому они подлежат урегулированию нормами аграрного законодательства» т.д.
В статье встречаются немногочисленные ошибки/описки, как-то: «требуют объединение усилий».
Выводы, позволяющие оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования, в статье отсутствуют.
Заключительные абзацы статьи проясняют цель исследования. Проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации в России в данной статье носят избирательный характер. Возможно, их следовало обозначить в названии статьи как «некоторые». При этом внимание автор оказалось сосредоточено на оценке некоторых недостатков только одного нормативного правового акта – Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"