Психология и Психотехника - рубрика Этнос и этничность
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Ларин Н.А. - Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.23962

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема исследования феномена эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. Целью исследования являлось изучение феномена эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. Введён новый теоретическое конструкт – эмоциональное выгорание от межкультурного взаимодействия или межкультурное эмоциональное выгорание. Апробирована новая методика для изучения эмоционального выгорание от межкультурного взаимодействия. Полученные результаты позволили разработать две шкалы для оценки уровня эмоционального выгорания от межкультурного взаимодействия и систему оценки общего показателя межкультурного эмоционального выгорания. Применялись методы анкетирования, шкалирования и метод тестов (MBI (Опросник выгорания Маслач) адаптированный Водопьяновой и опросник «Межкультурное эмоциональное выгорание»). Приводятся результаты апробирования методики «Межкультурное эмоциональное выгорание» и полученные данные на основании данного опросного метода. Результаты исследования позволили выделить два фактора межкультурного эмоционального выгорания, которые взаимосвязанным с показателями эмоционального выгорания. Для общей оценки межкультурного выгорания, нами был разработан интегральный индекс межкультурного эмоционального выгорания, который имеет высокую корреляционную взаимосвязь со всеми показателями эмоционального выгорания, по К.Маслач.
Осин Р.В., Роганова А.Е., Медведева И.А. - Исследование этнической толерантности в молодежной среде c. 14-25

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39017

EDN: ELAAOC

Аннотация: Рассмотрено современное состояние психологических исследований этнической толерантности в молодежной среде. Несмотря на существование определенной степени разработанности понятия этнической толерантности в психологической литературе и периодике, практическая реализация изучения уровня этнической толерантности в различных социальных слоях и общественных образованиях является недостаточной. Результаты эмпирических исследований дают реальную картину состояния межэтнических отношений в указанной среде и дают основания для практических мероприятий по решению возможных конфликтных ситуаций и гармонизации взаимодействия на межэтнической основе объединения различных этнических групп в обществе. Цель статьи - эмпирическим путем осуществить определение уровня этнической толерантности среди студентов учреждения высшего образования, определить уровень ее компонентов, установить связи между толерантностью и этнической идентичностью опрошенных, определить перспективы дальнейших исследований.   Результаты эмпирического исследования этнической толерантности в молодежной среде указывают на то, что толерантность человека к представителям других этнических групп связана с осознанием принадлежности к собственной этнической группе, то есть с положительно сложившейся этнической идентичностью. У подавляющего большинства молодых людей, у которых выявлен нормальный уровень этнической идентичности, средний или высокий уровень толерантности в целом, у них же развита и этническая и социальная толерантность. Среди факторов, формирующих соответствующий уровень этнической толерантности прежде всего следует назвать характеристики личности, влияние условий социальной среды в котором осуществляется этническое взаимодействие, наличие практики межэтнического общения. Сбалансированная государственная социальная и этническая политика, особенно в области образования, должна поддерживать и формировать положительную динамику взаимодействующего между различными этническими группами.
Артамонова А.Г., Воронцова Т.А. - Особенности конструирования воспринимаемого возраста у представителей этнокультурных групп, отличающихся типом внешнего облика c. 108-132

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43902

EDN: XOLBSE

Аннотация: В фокусе внимания авторов статьи феномен воспринимаемого возраста и этнокультурный фактор его конструирования. Под воспринимаемым возрастом понимается возраст, приписанный человеку (объекту восприятия) другим человеком (субъектом восприятия, оценщиком) в результате восприятия его внешнего облика. Предметом исследования выступили: воспринимаемый возраст объектов восприятия, отношение к ним, самооценка возраста и отношение к своему внешнему облику субъектов восприятия (женщин, представительниц славянских и кавказских народов). Исследование выполнено в рамках социально-психологического подхода к внешнему облику и модели этнолукизма В.А. Лабунской. В качестве основного метода исследования выступила процедура «Фотовидеопрезентации внешнего облика» Т.А. Воронцовой (комплект из 20-ти фотографий объектов восприятия - представителей различных этнических групп, разработан при участии А.С. Тарасовой). Эмпирическим объектом исследования выступили 100 женщин в возрасте от 17 до 33 лет (М=23,45), имеющие славянский (50 человек, Мвозр.=23,84) или кавказский (50 человек, Мвозр.=23,06) тип внешнего облика и проживающие на территории РФ. Научной новизной проведенного исследования выступило выявление влияния этнокультурного фактора на конструирование возраста незнакомого человека и оценку своего возраста. Основные выводы исследования: 1) принадлежность субъектов восприятия к этнокультурной группе, ассоциированной с типом внешнего облика, влияет на самооценку воспринимаемого возраста, планируемую продолжительность жизни, отношение к незнакомым другим; 2) возраст, приписываемый воспринимаемому незнакомому человеку, связан с отношением к нему вне зависимости от этнокультурной группы; 3) структура восприятия возраста незнакомого другого идентична с точки зрения центральных и периферических категорий и не зависит от этно-культурного фактора. Также в работе проведена апробация методики по выявлению стратегий конструирования воспринимаемого возраста и комплекта фотографий для изучения влияния этнокультурного фактора на воспринимаемый возраст.
Погонцева Д.В. - Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14553

Аннотация: В работе автор рассматривает особенности формирования отношения к женщинам, в связи с этно-религиозными характеристиками оформления их внешнего облика (на примере хиджаба). Объектом исследования выступили 56 человек (30 женщин и 26 мужчин) в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 27 лет), жители г. Ростова-на-Дону. Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что молодежь является наиболее подверженной влиянию и манипуляциям группой. В исследовании была использована «шкала враждебности» Кука-Медлей (методика переведена и адаптирована Ю.А.Менджерицкой), а также авторская анкета, которая состояла из стимульного материала (2 комплекта фотографий по 5 девушек, в одном случае это была портретная съемка в анфас с натуральным макияжем и распущенными волосами, второй комплект – те же девушки, но в черном хиджабе), респондентам предлагалось оценить отношение к девушкам представленным на фотографиях по шкале от дружелюбно, до враждебно. Исходя из полученных результатов мы можем говорить о том что, уровень агрессии может обуславливать негативное, враждебное отношение к девушкам-мусульманкам (основанное исключительно на оформлении внешнего облика), кроме того мужчины чаще оценивают свое отношение к девушкам в хиджабе как более враждебное.
Погонцева Д.В. - Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба c. 235-244

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66360

Аннотация: В работе автор рассматривает особенности формирования отношения к женщинам, в связи с этно-религиозными характеристиками оформления их внешнего облика (на примере хиджаба). Объектом исследования выступили 56 человек (30 женщин и 26 мужчин) в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 27 лет), жители г. Ростова-на-Дону. Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что молодежь является наиболее подверженной влиянию и манипуляциям группой. В исследовании была использована «шкала враждебности» Кука-Медлей (методика переведена и адаптирована Ю.А.Менджерицкой), а также авторская анкета, которая состояла из стимульного материала (2 комплекта фотографий по 5 девушек, в одном случае это была портретная съемка в анфас с натуральным макияжем и распущенными волосами, второй комплект – те же девушки, но в черном хиджабе), респондентам предлагалось оценить отношение к девушкам представленным на фотографиях по шкале от дружелюбно, до враждебно. Исходя из полученных результатов мы можем говорить о том что, уровень агрессии может обуславливать негативное, враждебное отношение к девушкам-мусульманкам (основанное исключительно на оформлении внешнего облика), кроме того мужчины чаще оценивают свое отношение к девушкам в хиджабе как более враждебное.
Гайворонская А.А. - Социосинергетический подход к модели этнического экстремизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11005

Аннотация: В статье предпринята попытка описания на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Изучение этнического экстремизма на основе социосинергетического подхода обусловлено разными причинами: первая группа причин обусловлена процессами, происходящими в обществе, государстве, вторая группа – это причины, обусловленные непосредственно многовариантностью характеристик, видов и форм данного феномена, а именно методы синергетики предназначены для изучения систем (явлений), состоящих из большого числа частей (видов, характеристик), компонентов или подсистем. В исследовании для описания синергетической модели этнического экстремизма мы использовали в качестве единиц анализа социальные представления, описывающие это явление. Мы использовали следующие методы: ассоциативный метод, контент анализ и семантический дифференциал с последующим построением семантических пространств Научная новизна состоит в описании на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Выводы: представленная нами модель показывает сущностные характеристика данного феномена, а именно интолерантность, террор, догматизм и нигилизм представляют факторную структуру этнического экстремизма. Содержание данных факторов отражает субъективные, эмоционально-смысловые представления об этническом экстремизме и конечно, данные представления могут лишь отчасти моделировать это явление. Мы полагаем, что эта модель способна охарактеризовать этнический экстремизм при помощи определенных свойств, характерных для социосинергетических систем.
Гайворонская А.А. - Социосинергетический подход к модели этнического экстремизма c. 257-265

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64097

Аннотация: В статье предпринята попытка описания на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Изучение этнического экстремизма на основе социосинергетического подхода обусловлено разными причинами: первая группа причин обусловлена процессами, происходящими в обществе, государстве, вторая группа – это причины, обусловленные непосредственно многовариантностью характеристик, видов и форм данного феномена, а именно методы синергетики предназначены для изучения систем (явлений), состоящих из большого числа частей (видов, характеристик), компонентов или подсистем. В исследовании для описания синергетической модели этнического экстремизма мы использовали в качестве единиц анализа социальные представления, описывающие это явление. Мы использовали следующие методы: ассоциативный метод, контент анализ и семантический дифференциал с последующим построением семантических пространств Научная новизна состоит в описании на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Выводы: представленная нами модель показывает сущностные характеристика данного феномена, а именно интолерантность, террор, догматизм и нигилизм представляют факторную структуру этнического экстремизма. Содержание данных факторов отражает субъективные, эмоционально-смысловые представления об этническом экстремизме и конечно, данные представления могут лишь отчасти моделировать это явление. Мы полагаем, что эта модель способна охарактеризовать этнический экстремизм при помощи определенных свойств, характерных для социосинергетических систем.
Шажинбатын А. - Этнос и эволюционная концепция культуры

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14849

Аннотация: Статья посвящена проблеме этноса в трактовке эволюционной концепции культуры. Почти два столетия культурная антропология занимается изучением человека. Мир человека в ней предстаёт как выражение этнографических факторов. В середине минувшего столетия сложилась концепция культурного эволюционизма. Её выдающимся представителем был Лесли А. Уайт (1900-1975). Он был активным участником теоретических дискуссий середины XX в. В 1949 г. вышел том его работ «Наука о культуре», в котором рассматриваются не только общие проблемы культуры, но и роль этноса в толковании культурной динамики. Для книги были отобраны статьи, защищающие эволюционную теорию развития культуры (они объединены Лесли А. Уайтом в часть I), несколько работ, в которых представлена его концепция культуры (часть II), а также статьи, посвящённые частным проблемам антропологии (части III-VI). Состав сборника и композиция, за незначительным исключением, принадлежат самому Л. Уайту. Все работы, кроме двух – «Спутники и боги, или пресса, духовенство и антрополог» и «Антропологический подход к религии» (1957), были опубликованы ранее в журналах и сборниках, многие из которых труднодоступны современному исследователю. Собранные вместе они дают полное представление о творческом методе и концепции в целом. В течение минувшего века на научной арене вели спор три основных способа объяснения культурных изменений – исторический, структурно-функциональный и эволюционный. Каждый из них, как показано в статье, отражал один из аспектов культурной динамики или один из уровней культурного процесса или подпроцесса. Новизна статьи связана с анализом проблемы этноса в эволюционной концепции культуры. Критически рассмотрены основные положения данного этнологического эссе, показано, что раскрыть специфику этноса как феномена можно только в рамках философско-антропологического дискурса. Постижение человеческой природы позволяет глубже и основательнее понять этнос в качестве конструктивной идеи
Шажинбатын А. - Этнос и эволюционная концепция культуры c. 364-372

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66452

Аннотация: Статья посвящена проблеме этноса в трактовке эволюционной концепции культуры. Почти два столетия культурная антропология занимается изучением человека. Мир человека в ней предстаёт как выражение этнографических факторов. В середине минувшего столетия сложилась концепция культурного эволюционизма. Её выдающимся представителем был Лесли А. Уайт (1900-1975). Он был активным участником теоретических дискуссий середины XX в. В 1949 г. вышел том его работ «Наука о культуре», в котором рассматриваются не только общие проблемы культуры, но и роль этноса в толковании культурной динамики. Для книги были отобраны статьи, защищающие эволюционную теорию развития культуры (они объединены Лесли А. Уайтом в часть I), несколько работ, в которых представлена его концепция культуры (часть II), а также статьи, посвящённые частным проблемам антропологии (части III-VI). Состав сборника и композиция, за незначительным исключением, принадлежат самому Л. Уайту. Все работы, кроме двух – «Спутники и боги, или пресса, духовенство и антрополог» и «Антропологический подход к религии» (1957), были опубликованы ранее в журналах и сборниках, многие из которых труднодоступны современному исследователю. Собранные вместе они дают полное представление о творческом методе и концепции в целом. В течение минувшего века на научной арене вели спор три основных способа объяснения культурных изменений – исторический, структурно-функциональный и эволюционный. Каждый из них, как показано в статье, отражал один из аспектов культурной динамики или один из уровней культурного процесса или подпроцесса. Новизна статьи связана с анализом проблемы этноса в эволюционной концепции культуры. Критически рассмотрены основные положения данного этнологического эссе, показано, что раскрыть специфику этноса как феномена можно только в рамках философско-антропологического дискурса. Постижение человеческой природы позволяет глубже и основательнее понять этнос в качестве конструктивной идеи
Завьялова Н.А. - Универсалии современной коммуникации как отражение национального характера

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11493

Аннотация: Современная социальная культура пронизана речевыми штампами и коммуникативными формулами-стереотипами. Коммуникативная природа социокультурного пространства приобрела особую значимость в условиях распространения электронных интерактивных СМИ. В статье на материале русского и английского языков анализируется социокультурная природа феномена идиомы – фразеологической единицы – устоявшегося выражения, которое рассматривается нами как отражение национального характера народа. Данный феномен рассматривается как универсалия современного повседневного коммуникативного пространства. Популярность данного феномена свидетельствует о стереотипности мышления представителей современных социумов. Идиоматика маркирует острейшие социологические проблемы повседневности, она используется для описания острейших фрагментов социально-экономической реальности. В статье описан эксперимент по социальному компьютингу с использованием статусов соцсети знакомств ‘Twoo’ на английском и русском языках. Зафиксированы универсальные черты фразеологизации и формализации современных нарративов. Набор готовых лексическо-грамматических комплексов существенно сокращает время на обдумывание словесной формулировки идей (будучи по сути проявлением защитной и приспособительной функций организма к современным изменчивым условиям жизни), что является отражением возрастающей скорости смены событий повседневной жизни. Материалы работы могут быть использованы на лекциях по философии культуры и культурологии. По материалам исследования составлена база данных, отмеченная Свидетельством Роспатента № 2013620397 от 13.03.2013.
Завьялова Н.А. - Универсалии современной коммуникации как отражение национального характера c. 377-386

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64214

Аннотация: Современная социальная культура пронизана речевыми штампами и коммуникативными формулами-стереотипами. Коммуникативная природа социокультурного пространства приобрела особую значимость в условиях распространения электронных интерактивных СМИ. В статье на материале русского и английского языков анализируется социокультурная природа феномена идиомы – фразеологической единицы – устоявшегося выражения, которое рассматривается нами как отражение национального характера народа. Данный феномен рассматривается как универсалия современного повседневного коммуникативного пространства. Популярность данного феномена свидетельствует о стереотипности мышления представителей современных социумов. Идиоматика маркирует острейшие социологические проблемы повседневности, она используется для описания острейших фрагментов социально-экономической реальности. В статье описан эксперимент по социальному компьютингу с использованием статусов соцсети знакомств ‘Twoo’ на английском и русском языках. Зафиксированы универсальные черты фразеологизации и формализации современных нарративов. Набор готовых лексическо-грамматических комплексов существенно сокращает время на обдумывание словесной формулировки идей (будучи по сути проявлением защитной и приспособительной функций организма к современным изменчивым условиям жизни), что является отражением возрастающей скорости смены событий повседневной жизни. Материалы работы могут быть использованы на лекциях по философии культуры и культурологии. По материалам исследования составлена база данных, отмеченная Свидетельством Роспатента № 2013620397 от 13.03.2013.
Шажинбатын А. - Структурная антропология К. Леви-Стросса

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.12572

Аннотация: Французский философ К. Леви-Стросс радикально переосмыслил проблему этноса, включив в ее рассмотрение целый ряд вопросов, которые традиционно относятся к философской антропологии. Изучая этнографический материал, этот исследователь изменяет сам подход к антропологическим исследованиям. Он отмечает в своих трудах, что многие этнологи, в том числе М. Мосс, Б. Малиновский осознали, что просто разлагать и препарировать социальные факты не следует, поскольку существо этнической проблемы требует включения в сферу такого исследования не социальные очевидности как таковые, а их осмысление и переживания людьми. Без включения человеческого фактора, несущего в себе момент субъективного осознания того или иного феномена, невозможно проникнуть в глубину этнологического исследования. Использованы методы исторического исследования, которые сочетаются с методологией философской антропологии. Автор статьи применяет методы структурной антропологии, которая считает «этноцентризм» предрассудком, исключающим из культуры всё, что не соответствует нормам, по которым живет его культура. Новизна статьи в попытке определить место структурной антропологии К. Леви-Стросса в изучении этноса. Впервые в отечественной и западной философии этничность рассматривается как антропологический феномен. Определяется место структурной антропологии в развёртывании «антропологизации» этнического исследования. Выявляются общие принципы, которые позволяют рассматривать культуры разных эпох и этносов.
Шажинбатын А. - Структурная антропология К. Леви-Стросса c. 803-812

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.65383

Аннотация: Французский философ К. Леви-Стросс радикально переосмыслил проблему этноса, включив в ее рассмотрение целый ряд вопросов, которые традиционно относятся к философской антропологии. Изучая этнографический материал, этот исследователь изменяет сам подход к антропологическим исследованиям. Он отмечает в своих трудах, что многие этнологи, в том числе М. Мосс, Б. Малиновский осознали, что просто разлагать и препарировать социальные факты не следует, поскольку существо этнической проблемы требует включения в сферу такого исследования не социальные очевидности как таковые, а их осмысление и переживания людьми. Без включения человеческого фактора, несущего в себе момент субъективного осознания того или иного феномена, невозможно проникнуть в глубину этнологического исследования. Использованы методы исторического исследования, которые сочетаются с методологией философской антропологии. Автор статьи применяет методы структурной антропологии, которая считает «этноцентризм» предрассудком, исключающим из культуры всё, что не соответствует нормам, по которым живет его культура. Новизна статьи в попытке определить место структурной антропологии К. Леви-Стросса в изучении этноса. Впервые в отечественной и западной философии этничность рассматривается как антропологический феномен. Определяется место структурной антропологии в развёртывании «антропологизации» этнического исследования. Выявляются общие принципы, которые позволяют рассматривать культуры разных эпох и этносов.
Шажинбатын А. - Антропологический аспект японской идентичности

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9836

Аннотация: В современных исследованиях о Японии и японском обществе и особенно в так называемых теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон» (теорий о японской этнопсихологической и культурной специфике) антропологический подход к анализу их своеобразия занимает одно из важных мест. Японское общество наших дней представляется многим исследователям как качественно отличное от других обществ мира, поскольку при идентичности технического уровня развития Японии и других развитых капиталистических стран первая обладает качественно более высоким социокультурным потенциалом, важным антропологическим компонентом которого является «японская личность». Сегодня личность как феномен японской культуры интерпретируется в японоведении с позиции трех основных направлений: вестернизаторско-модернизаторского, акцентирующего внимание на развитии индивидуалистической личности в японском обществе; уникалистского, для которого личность японца с ее группистскими ориентациями является неповторимым «плодом» японского культурного и социального развития, и японизаторского, видящего в японском обществе и его социокультурном потенциале модель для подражания в других странах мира, поскольку этот потенциал, и в частности такая его часть, как модель идентичности личности, соответствует требованиям «общества будущего», определяемого исследователями как «постиндустриальное общество», «общество эпохи культуры» или как «альтернативное общество», «информационное общество».
Шажинбатын А.A. - Антропологический аспект японской идентичности c. 1169-1177

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63708

Аннотация: В современных исследованиях о Японии и японском обществе и особенно в так называемых теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон» (теорий о японской этнопсихологической и культурной специфике) антропологический подход к анализу их своеобразия занимает одно из важных мест. Японское общество наших дней представляется многим исследователям как качественно отличное от других обществ мира, поскольку при идентичности технического уровня развития Японии и других развитых капиталистических стран первая обладает качественно более высоким социокультурным потенциалом, важным антропологическим компонентом которого является «японская личность». Сегодня личность как феномен японской культуры интерпретируется в японоведении с позиции трех основных направлений: вестернизаторско-модернизаторского, акцентирующего внимание на развитии индивидуалистической личности в японском обществе; уникалистского, для которого личность японца с ее группистскими ориентациями является неповторимым «плодом» японского культурного и социального развития, и японизаторского, видящего в японском обществе и его социокультурном потенциале модель для подражания в других странах мира, поскольку этот потенциал, и в частности такая его часть, как модель идентичности личности, соответствует требованиям «общества будущего», определяемого исследователями как «постиндустриальное общество», «общество эпохи культуры» или как «альтернативное общество», «информационное общество».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.