по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2024
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 02, 2024
Клиническая психология
Богачев А.М., Ермакова Н.Г. - Фактор распространённости посттравматических стрессовых расстройств среди студентов г. Мариуполя c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.2.70023

EDN: ZBERQX

Аннотация: Предмет исследования - посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) у лиц, подвергшихся воздействию стрессогенных факторов в г. Мариуполь в период активной фазы проведения Специальной военной ситуации на территории города. С учетом задач по социально-психологической реабилитации гражданского населения, находящегося в зоне повышенного риска психологической и физической травматизации, выявление уровня распространенности ПТСР в Мариуполе является крайне актуальным с научной и прикладной точек зрения. Получение соответствующей информации значимо как для дальнейшего углубленного исследования, так и для разработки и внедрения соответствующих программ социально-психологической и (или) глубинно-психологической реабилитации. Кроме того, эта информация является релевантной и в контексте решения задачи формирования формирования общероссийской гражданской идентичности у новоых поколений россиян. В рамках исследования использовалась технология структурированного клинического интервью, а также Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – CAPS) и опросник на скрининг ПСТР. На основе полученных в ходе исследования данных сделан вывод о том, что сравнительно с аналогичными показателями, выявленными у гражданского населения Афганистана и Чечни, находившегося на территории интенсивных военных действий и пережившего воздействие мощных стрессогенных факторов, а также у лиц, ставших свидетелями расстрела российского парламента в 1993 году, распространенность ПСТР среди жителей Мариуполя, находившихся в городе во время операции по его освобождению, является достаточно низкой. На взгляд авторов статьи данный факт объясняется тем обстоятельством, что большинство оставшихся в Мариуполе и вернувшиеся в него граждане РФ воспринимают сами военные действия 2022 года в качестве "вынужденной необходимости" (аналогичное восприятие военных действий на территории Косово в девяностые годы XX годы было характерно для проживавшего там албанского населения). Отсюда следует вывод о крайней значимости применения психологических и психолого-педагогичеких технологий в сфере защиты традиционных для русской (российской) культуры ценностей и формировании общероссийской гражданской идентичности на основе как чувтсва "связи времен", так и "горизонтальных связей".
Ермакова Н.Г., Защиринская О.В., Саковский И.В., Денисова К.Э., Фролова Н.Д. - Отношение к смыслам жизни и удовлетворенность жизнью людей пожилого и старческого возраста c. 13-28

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.2.70045

EDN: RZKQIJ

Аннотация: Предметом исследования является отношение личности людей пожилого и старческого возраста к смыслам жизни и к удовлетворенности жизнью. Изменения жизни пожилых людей связаны с выходом на пенсию, с изменением социального статуса, утратой профессиональных, межличностных связей и финансовой стабильности, наличием проблем со здоровьем, что приводит к изменению ценностей и смыслов жизни, а порой к дезадаптации, что делает актуальным изучение особенностей отношений личности пожилых людей. Целью исследования является выявление особенностей отношения личности людей пожилого и старческого возраста к смыслу жизни и к удовлетворенности жизнью и обозначение направленности психологической помощи. Исследование было ориентировано на изучение смысложизненных ориентаций, удовлетворенности жизнью, когнитивных функций и эмоционального состояния лиц пожилого (60 - 73 лет) и старческого (75 - 88 лет) возраста. Методологической основой исследования является биопсихосоциальный подход, как фундаментальная исследовательская модель в медицине и медицинской психологии. Научная новизна исследования: получены эмпирические данные о значимых различиях в смысложизненных ориентациях лиц пожилого и старческого возраста. При анализе взаимосвязей показателей выявлено, что осмысленность жизни у людей пожилого возраста связана с последовательностью выполнения целей, что приводит к положительной самооценке, интересу к жизни и удовлетворенности самой жизнью. Представители старческого возраста в силу физического и когнитивного снижения дистанцируются от активности в социуме, ориентированы на персонифицированное участие в ситуации, сохраняя при этом и удовлетворенность жизнью. Направленность программ психологической помощи требует дифференцированного подхода при работе с людьми пожилого и старческого возраста. Наряду с коррекцией когнитивных функций и формированием новых навыков и увлечений, важно включать занятия по развитию коммуникативных навыков у представителей старшей группы . Полученные результаты могут быть использованы специалистами медицинских и социальных учреждений при работе с пожилыми людьми.
Профессиональная психология
Камалова О.М., Караванова Л.Ж. - Мотивационно-смысловые отношения личности в профессиональной деятельности c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.2.70276

EDN: FRUXSW

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают мотивационно-смысловые отношения личности позволяющие понять какие мотивы и личностные смыслы лежат в основе мотивационно-смысловых отношений работников в их профессиональной сфере деятельности. Предметом исследования служат мотивационно-смысловые отношения работников, имеющих различную профессиональную принадлежность и специфику выполнения функциональных обязанностей. Целью исследования является изучение структуры мотивационно-смысловых отношений личности и выявление закономерностей влияния профессиональной принадлежности и функциональных обязанностей профессиональной деятельности работников на главные мотивационно-смысловые отношения личности. Особое внимание в статье уделено изучению мотивационно-смысловых отношений личности в профессиональной деятельности, которое позволяют понять структуру мотивационно-смысловых отношений личности (мотивация, личностный смысл, отношения личности). Установление значимости мотивационно-смысловых отношений личности между работниками одной организации, имеющих отличную друг от друга профессиональную принадлежность и специфику выполнения функциональных обязанностей, поможет понять сложную и динамическую систему мотивационно-смысловых отношений личности, отражающую направленность и ценностные ориентации человека в профессиональной деятельности. Методологической основой написания статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие понимание мотивационно-смысловых отношений личности. В исследовании использованы теоретические (сравнительный анализ) и эмпирические методы (беседа, анкетирование) исследования. Направленность мотивационно-смысловых отношений личности не зависит от профессиональной принадлежности и специфики выполнения функциональных обязанностей. Так как мотивационно-смысловые отношения личности в профессиональной деятельности характеризуются наличием мотивации, основанной на личностном смысле побуждающей к деятельности человека и зависят от психологического состояния личности, находящегося в определенных жизненных обстоятельствах. В основе мотивационно-смысловых отношений личности лежат мотивационные и смысловые процессы, сопровождающие и поддерживающие человека на протяжении всей его трудовой деятельности. Научная новизна работы заключается в установлении закономерностей влияния профессиональной принадлежности и специфики функциональных обязанностей на мотивационно-смысловые отношения работников к профессиональной деятельности. В целях повышения эффективности профессиональной деятельности и улучшения мотивации работников руководителям организаций авторами даны практические рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения в организациях.
Клиническая психология
Селькин М.Д. - Нейропсихологические синдромы нарушений мнестической деятельности у пациентов с ОНМК в правом (субдоминантном) полушарии c. 38-50

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.2.70524

EDN: QTHJVL

Аннотация: В работе была проведена нейропсихологическая оценка разных видов памяти и определены профили мнестических расстройств в зависимости от типа межполушарной асимметрии и локализации очага поражения. В данной статье проводится анализ особенностей течения ОНМК в правом (субдоминантном) полушарии. Изучаются основные симптомы нарушения видов памяти, за которые отвечает субдоминантное полушарие. Представленные данные соотносятся с данными, найденными в мировой литературе: ОНМК в субдоминантном полушарии менее выраженно влияет на ухудшение слухоречевой памяти, ассоциируется с лучшим прогнозом, при этом чаще страдают зрительная, пространственная, логическая, механическая виды памяти. Приведен подробный топографический анализ синдромов в сопоставлении инструментальных данных визуализации очага поражения и психологических тестов, выявляющих дефицит того или иного вида памяти. Был проведен анализ мнестической деятельности у пациентов с ОНМК в правом (субдоминантном) полушарии. Применяемый набор пато- и нейропсихологических методов: Шкала памяти Векслера, Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Методика «Пиктограммы», Зрительная ретенция Бентона, Методика «Заучивание 10 слов», Методика «Запоминание лиц», Методика «Запоминание фигур»., тест МОСА. Впервые проведено комплексное клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование, позволившее характеризовать качество и иерархичность нарушенных и сохранных видов мнестической деятельности при поражении правого (субдоминантного) полушария. Впервые проведен сравнительный анализ нарушений мнестической деятельности доминантного и субдоминантного полушарий головного мозга, который позволил выявить специфику нарушений памяти в зависимости от латерализации поражений. Новизну также представляет проведенная автором систематизация мнестических нарушений, сопровождающаяся выделением нейропсихологических синдромов нарушений мнестической деятельности при поражении различных участков правого (субдоминантного) полушария в остром периоде синдромов поражения затылочной, височной, теменной доли и их сочетаний. На основе полученных данных обоснована необходимость изучения особенностей мнестической деятельности с целью восстановления и дальнейшей реабилитации высших психических функций у пациентов с инфарктом мозга в правом полушарии.
Профессиональная психология
Карпова Э.Б., Ступников А.С., Ямпольский А.А., Вильдан П.К. - Связь клинико-психологических характеристик с синдромом эмоционального выгорания и нервно-психической дезадаптации у вожатых детских лагерей c. 51-65

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.2.70499

EDN: SWUQWO

Аннотация: Эмоциональное выгорание и профессиональная дезадаптация – достаточно частые проблемы у многих специалистов, работающих с людьми, в особенности у учителей. Известно, что рассматриваемые явления не только могут быть связаны между собой, но и приводить к серьезным проблемам с соматическим и психическим здоровьем, а также могут провоцировать некачественное, халатное выполнению своих обязанностей, что, в свою очередь, может повлечь за собой еще большие негативные последствия. На сегодняшний день в научной литературе практически отсутствует анализ связи эмоционального выгорания и нервно-психической дезадаптации с другими клинико-психологическими характеристиками у вожатых. При этом, первоначальные результаты исследования уровня выгорания и рабочей дезадаптации указывают на довольно широкое распространение данных явлений. Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи клинико-психологических характеристик вожатых детских лагерей с уровнем их эмоционального выгорания и нервно-психической дезадаптации. В исследовании принял участие 81 вожатый из разных детских лагерей с круглосуточным пребыванием. Все сотрудники заполнили пакет методик, направленных на изучение эмоционального выгорания, нервно-психической дезадаптации, мотивации, структуры личности, рефлексивности, тревожности, коммуникативных умений, эмоционального интеллекта. В статье представлены результаты изучения корреляций между показателями эмоционального выгорания, уровнем нервно-психической дезадаптации с другими клинико-психологическими характеристиками воспитателей детских лагерей. Данные явления связаны с целым рядом личностных характеристик: тревожностью, эмоциональным интеллектом, коммуникативной компетентностью, структурой личности. В частности, вожатые с низким уровнем выгорания и низким уровнем дезадаптации характеризовались общительностью, доверчивостью, эмоциональной стабильностью, адекватной реакцией на конфликтные ситуации и низким уровнем тревожности. Полученные результаты частично подтверждаются нашими исследованиями, проведенными ранее, и вносят новый вклад в понимание тех факторов, которые влияют на состояние вожатых в смысле человеческого капитала. Однако нами выявлены и некоторые противоречия в данных, такие как отсутствие статистически достоверной связи между эмоциональным выгоранием и уровнем мотивации. Это указывает на то, что мотивация может играть менее значимую роль в формировании выгорания у вожатых по сравнению с другими профессиональными группами, например, педагогами. Особый интерес представляет вывод о связи между уровнем эмоционального выгорания и нервно-психической дезадаптацией. Наблюдается высокий уровень дезадаптации у вожатых с высоким уровнем выгорания, что указывает на наличие связи между этими явлениями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.