по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 27-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Богачев А.М. - Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности c. 1-23

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.43920

EDN: WMFRTA

Аннотация: В настоящей работе представлены результаты научного исследования, целью которого стало определение эффективности синтетической концепции сновидений при применении ее в области психологической психотерапии (психокоррекуции) и (или) в сфере развития личности. Соответственно, в качестве объекта исследования представлена психическая реальность испытуемых, а в качестве ее предмета исследования – "трансформация состояний и (или) характеристик личности участников эксперимента в контексте применения синтетического алгоритма работы со сновидениями". Исследования проводилось в форме эксперимента, участники которого во взаимодействии с экспериментатором, выполнявший функцию толкователя и "проводника" осмысливали свои сновидения и осуществляли непосредственную работу с ними. Основными выводами, сделанными на основе результатов исследования, стало подтверждение эффективности представленной синтетической концепции сновидений и, значит, представления о сновидении как об естественном психотерапевтическом (психокоррекционном) механизме, а также о материале, работа с которым способствует развитию личности. С учетом высокого научного интереса и практической значимости изучения целостной структуры психической реальности человека в контексте повышения его психологического благополучия в стрессогенной среде и, в то же время, известной сложности исследования такого феномена, как сновидения, работа может претендовать на статус одного из шагов к научному открытию.
Клиническая психология
Качай И.С., Федоренко П.А. - Алгоритм составления концептуализации в рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса c. 24-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69133

EDN: SEPOBV

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают практические принципы проведения рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса. Предметом исследования является специфика формирования концептуализации клиента в рамках рационально-эмоционально-поведенческого подхода. Цель данного исследования состоит в разработке алгоритма составления клиентской концептуализации в рассматриваемом терапевтическом направлении на основе систематизации активирующих событий, иррациональных верований, ключевых оспаривающих контраргументов, рациональных утверждений и установления взаимосвязи между данными аспектами клиентского опыта. Разработанная в настоящем исследовании концептуализация также позволяет клиенту сформировать абстрактные представления о проблемных сферах жизни, обнаружить свойственные ему общие когнитивно-поведенческие паттерны («схемы»), вывести абстрактные иррациональные верования и рациональные утверждения (новую эффективную философию) и поведенчески подкрепить последние с целью реализации значимых (в том числе глобальных) жизненных целей и ценностей.  Методологической основой работы являются исследования основателей и представителей рационально-эмоционально-поведенческой и когнитивной психотерапий. При написании работы авторы руководствовались системным подходом и общенаучными методами анализа, синтеза, индукции и дедукции. Главным результатом проведённого исследования является разработанная РЭПТ-концептуализация, до настоящего момента отсутствовавшая в рационально-эмоционально-поведенческой терапии, но активно использующаяся в смежном психотерапевтическом подходе – когнитивной терапии А. Бека. Представленная концептуализация и описанный алгоритм её составления способствуют устранению рисков, связанных с недостаточно системным пониманием клиентом абстрактной структуры его эмоциональных и поведенческих расстройств при прохождении рационально-эмоционально-поведенческой терапии, известной своим глубинным философским подходом к решению конкретных проблем, главным образом, за счёт философского диспутирования конкретных иррациональных верований клиента. Научная новизна работы также заключается в описании характерных для большинства клиентов, страдающих от аффективных расстройств, когнитивно-поведенческих паттернов («схем»), сформулированных на основе двенадцати типичных иррациональных верований, выявленных А. Эллисом в 1956 г. Практическая ценность исследования состоит в описании принципов и механизмов генерализации когнитивных и поведенческих изменений на различные сферы жизни клиента.
Профессиональная психология
Яровая Н.П. - Характеристики зрительного восприятия лица пациентов и формирование "насмотренности" в процесс обучения врачей косметологов c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69654

EDN: MHYJZS

Аннотация: Введение. Профессиональный опыт помогает специалистам более быстро и эффективно обрабатывать информацию и принимать точные решения. Насмотренность, как важная составляющая опыта, представляет собой способность быстро воспринимать визуальную информацию в рамках определенной деятельности благодаря систематическому обучению, профессиональному развитию и практике. Многие исследования используют метод айтрекинга для анализа связи между профессиональным опытом и глазодвигательной активностью. Например, у опытных врачей сформированы оптимальные схемы сканирования, что позволяет эффективно распределять внимание и быстро и точно выделять ключевые диагностические признаки на изображениях среди множества второстепенных деталей. Целью данной работы является анализ изменений в глазодвигательных паттернах (при восприятии проблемных зон лица пациентов) после прохождения авторской программы обучения врачей-косметологов, направленной на разносторонний эстетический анализ лица, построение индивидуальных протоколов терапии в эстетической медицине. Исследование позволит оценить возможности формирования насмотренности у врачей в условиях кратковременного обучения. Методы. В исследовании приняли участие 30 врачей-косметологов. Для его проведения был использован метод айтрекинга с применением программно-аппаратного комплекса «Нейробюро» (Регистрационное свидетельство на ПО или БД, № 2019661736. Регистрация в государственном реестре программ для ЭВМ Российской Федерации «09» июня 2020 г. №6677). Исследование проводилось в два этапа: перед началом и после окончания обучения врачей. Как на этапе до обучения, так и на этапе после обучения, врачам-косметологам на экране компьютера предъявлялись 15 лиц пациенток с различными дерматологическими проблемами. Перед участниками стояла задача обнаружить признаки дерматологических изъянов у пациенток. Результаты. После прохождения программы обучения у врачей-косметологов сократилось число зрительных фиксаций при разглядывании лица пациенток, увеличилась амплитуда саккад, сократилась общая длина пути сканирования. Все это указывает на более оптимизированную стратегию восприятия и позволяет сделать вывод о более целостном и направленном подходе врача к анализу диагностического изображения. Полученные результаты позволяют судить о том, что в процессе обучения у врачей повысилась такая важная характеристика восприятия, как целостность.
Внутренний мир человека
Мордас Е.С., Демидова А.М. - Отношения с матерью и удовлетворенность материнством у женщин среднего возраста c. 54-69

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.39756

EDN: HDXFJW

Аннотация: Объект исследования: взаимосвязь отношения женщин к матери и удовлетворенности собственным материнством. Новизна исследования состоит в том, что получены эмпирические данные, показывающие как характер отношений с матерью, тип привязанности и стиль сепарации от матери взаимосвязаны с удовлетворенностью женщиной своим материнством. Настоящее исследование было сфокусировано на поиске взаимосвязей характера текущих отношений уже взрослой женщины со своей матерью и степени удовлетворенности женщины своим родительством. Была изучена взаимосвязь между текущим уровнем удовлетворенности женщины своим материнством и ее эмоционально-оценочным отношением к матери, достигнутой степени психологической сепарации от нее и сформированным характером привязанности во взрослых отношениях с матерью.    Основные выводы исследования: 1. В отношении стиля привязанности к матери: более высокая удовлетворенность материнством характерна для женщин с более низким уровнем избегания и беспокойства в отношениях с матерью. 2. В отношении уровня сепарации от матери: более высокой удовлетворенности материнством соответствует более высокая конфликтная независимость, но более низкая аттитюдная. 3. Исследование характера эмоционально-оценочного восприятия женщиной своей матери показало, что наиболее низкая удовлетворенность материнством отмечено только среди женщин с негативным отношением к своей матери, и не характерна для тех, чье отношение к матери более положительно.
Психология высших устремлений
Дружинин О.А., Ефимова В.Л., Якубова Г.А., Расулов Э.Ю. - Сравнительный анализ сенсомоторных реакций девушек-боксеров и студенток университета, не занимающихся боксом c. 70-84

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69929

EDN: SJDTJU

Аннотация: Предметом исследования являются сенсомоторные реакции девушек-боксеров и студенток, не занимающихся боксом. Девушки-боксеры показали значимо более высокие результаты в инструментальных тестах, оценивающих моторные реакции на слуховые и зрительные стимулы. Преимущество спортсменок проявилось, как в простых, так в сложных сенсомоторных реакциях. Меньшее время реакции на слуховые и зрительные стимулы, как в простых, так и в сложных сенсомоторных тестах: большее количество целевых реакций на движущийся объект; большее количество целевых реакций в условиях дефицита времени в динамическом тесте; выше выносливость нервной системы во время выполнения теппинг теста. Высокое качество сенсомоторных реакций является предпосылкой успешности спортсменок в женском боксе. Сенсомоторные тесты считаются когнитивными, поэтому результаты исследования показывают высокий когнитивный потенциал спортсменок. Результаты сенсомоторных тестов связаны с качеством исполнительных функций, включающих в себя память, когнитивную гибкость и тормозный контроль. Эти качества важны для любой целенаправленной деятельности, так как отражают способность к обучению. В исследовании приняли участие 20 спортсменок, входящих в сборную Узбекистана по боксу и 46 студенток педагогического университета, не занимающихся боксом. Сенсомоторные тесты проводились на высокоточном аналоговом оборудовании. Исследование состояло из 6 тестов. Статистический анализ проводился с использованием языка программирования «Python». Сравнительный анализ сенсомоторных реакций девушек-боксеров и студенток с помощью инструментальных методов диагностики проведен впервые. Полученные данные дополняют представления о связи двигательного и когнитивного развития человека. Результаты исследования можно использовать для популяризации занятий скоростными видами спорта, отбора перспективных спортсменок для женского бокса. Сенсомоторные тесты актуальны для профилактики травматизма в женском боксе, также на этапе реабилитации после контузии для оценки степени восстановления когнитивных функций спортсменов. Высокий уровень развития простых и сложных сенсомоторных реакций способствует достижению успеха, как в спорте, так и других видах деятельности. Занятия спортом могут способствовать не только физическому развитию человека, но и повышать его когнитивный потенциал.
Психология масс
Никольская А.В., Костригин А.А. - Отношение россиян к экономическому неравенству: обоснование экономико-психологического эксперимента c. 85-104

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69738

EDN: LZEIYV

Аннотация: В настоящее время в российском обществе наблюдаются изменения в отношении к различным социальным явлениям и процессам, среди которых отношение к экономическому неравенству занимает особое место. Несмотря на актуальность данной проблематики, рассмотрение социально-психологических аспектов отношения к экономическому неравенству в научной литературе отражено недостаточно. Исследование особенностей отношения к неравенству позволит уточнить общественные настроения и установки, необходимые для дальнейших социальных и экономических реформ. Кроме того, традиционные методы исследования не всегда отражают репрезентативные характеристики отношения населения к различных социальным проблемам, поэтому существует необходимость разработки более релевантного метода (экономико-психологического эксперимента) для выявления личностных аспектов экономического поведения респондентов. Цель исследования. Изучение особенностей отношения российских респондентов к экономическому неравенству в обществе с помощью экономико-психологического эксперимента и обоснование данного метода как перспективного для исследования отношения к социальным и экономическим явлениям. Методы. Фокус-группы, в рамках которых проводились групповые интервью и обсуждения о проблемах неравенства; опрос, направленный на изучение отношения к неравенству и поведения в отношении благотворительности; экономико-психологический эксперимент (квазиэксперимент), в рамках которого моделировались ситуации для принятия респондентами экономических решений (выбор общества для гипотетического внука). Результаты. Российские респонденты одинаково готовы жить в обществе риска, желая получить более высокие доходы, и в обществе с фиксированным средним доходом. Большинство респондентов не готово отказаться от части своих доходов, чтобы помогать тем, кто живет хуже. Отношение к неравенству (предпочтение равного и неравного обществ) у российских респондентов не изменяется в любых смоделированных экономических условиях. Результаты, полученные с помощью экономико-психологического эксперимента, представляют оригинальные аспекты отношения респондентов к экономическому неравенству по сравнению с методами опросами и тестирования. Основные выводы. Отсутствуют статистически значимые различия между предпочтением респондентов общества с высокими доходами и общества с фиксированным средним доходом, что говорит о расслоении российской выборки. Обнаружены возрастные и региональные особенности отношения респондентов к экономическому неравенству. Экономико-психологический эксперимент был обоснован как перспективный для изучения отношения к экономическому неравенству в обществе.
Индивид и личность
Цвекс М.В., Рушина М.А. - Индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов c. 105-118

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.40986

EDN: MQMYYB

Аннотация: Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов. В исследовании приняли участие 141 студент (60 студентов РУДН и 41 студент МГУ). Авторы рассматривают патриотичность в контексте системно-функционального подхода А.И. Крупнова. В данном случае патриотичность выступает как свойство личности, состоящее из восьми компонентов: ценностных характеристик, динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных, продуктивных, трудностей. Каждая из компонент представлена гармонической и агармонической переменной: социально-значимые ценности, личностно-значимые ценности, энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, социоцентризм, эгоцентризм, осмысленность, осведомленность, предметно-коммуникативная, субъектно-личностная продуктивности, операциональные трудности, личностные трудности. Подробно исследуются особенности взаимосвязи патриотичности с факторами личности и структурой ценностных ориентаций.  Авторами использовались бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потёмкин); Пятифакторный опросник личности NEO FFI (Коста, МакКрей) в адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова; Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова). Важным результатом исследования являются выявленные статистически достоверные особенности патриотичности российских студентов, а также взаимосвязи этого свойства с факторами личности и ценностными ориентациями. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что патриотичность студентов современных российских вузов характеризуется социально-значимой нацеленностью, аэнергичностью, стеничностью, интернальностью, социоцентричностью, осмысленностью и доминирующими трудностями операционального содержания в процессе реализации данного свойства личности. Также выявлено, что сознательность, открытость опыту и экстраверсия являются важными факторами личности, облегчающие процесс проявления студентом своей патриотичности. В свою очередь нейротизм усугубляет операциональные и личностные трудности, сопровождающие реализацию патриотизма. Выявлено, что ценности любви и здоровья взаимосвязаны с устойчивым и эмоционально-положительным проявлением патриотичности, а ценность в признании и уважении коррелирует с социоцентрической мотивацией в контексте реализации данного свойства личности. Выводы данной работы возможно использовать для дальнейшей разработки групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и образовательных программ с целью конструктивной активизации данного свойства личности.
Психология и педагогика
Кипреев С.Н. - Особенности формирования патриотизма в ходе преподавания гуманитарных учебных дисциплин кафедры психологии и педагогики c. 119-127

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.40511

EDN: NZDHCH

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности исследований чувства патриотизма у курсантов образовательной организации МВД, проведенные на кафедре психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России. Целью исследования явилось определение эффективности внедрения методов дополнения содержания учебных дисциплин в образовательный процесс. Для этого автором проведена опытно-экспериментальная работа по формированию чувства патриотизма у курсантов-полицейских ан кафедре психологии и педагогики. В статье описываются виды информационных элементов, непосредственно вводимых в содержание учебного материала или косвенно используемых в ходе учебных занятий, раскрывается специфика их использования для патриотического воспитания.   Раскрыта специфика воспитания патриотизма в ходе преподавания гуманитарных учебных дисциплин. Дается описание перспективных направлений дальнейших исследований по теме воспитания патриотизма, и предлагаются рекомендации по совершенствованию системы патриотического воспитания в ведомственном вузе. Описана трансформация содержания гуманитарных дисциплин с целью формирования у курсантов чувства патриотизма. Исследователь приводит авторскую типологию чувства патриотизма, актуализирует вопрос о необходимости совершенствования процесса патриотического воспитания в новых информационно-политических условиях. В работе удалось показать особенности формирования патриотизма в образовательной практике, в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла на кафедре психологии и педагогики в образовательной системе МВД России.
Шилова Н.П. - Особенности временной перспективы в юношестве в зависимости от уровня получаемого образования: результаты сравнительно исследования c. 128-142

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69796

EDN: OGFTJF

Аннотация: В статье представлены результаты исследования о роли уровня получаемого образования в формировании временной перспективы будущего в юношеском возрасте. Объектом исследования являются юноши и девушки от 15 до 23 лет. Предметом проведенного исследования являются особенности временной перспективы в юношестве, связанные с уровнем получаемого образования. Целью данного исследования стало изучение различий в характеристиках временной перспективы в юношеском возрасте в зависимости от уровня получаемого образования. А гипотезой выступило предположение о том, что существуют различия в характеристиках временной перспективы юношей и девушек, связанные с уровнем получаемого образования. Автор подробно рассматривает аспект темы, связанный с различиями во временной перспективе юношей и девушек в зависимости от уровня получаемого образования. Исследование проводилось при помощи метода незаконченных предложений Ж.Нюттена. В использованной версии было 30 предложений. Основными выводами проведенного исследования стали следующие утверждения: - будущее подростков, юношей и девушек, обучающиеся в школе ориентировано на временной промежуток «обучение в школе», а для юношей и девушек, обучающихся в колледжах это время «профессиональное образование после школы»; - будущее студентов вузов ориентировано на временной промежуток «профессиональная автономия, работа», но для студентов колледжей это не актуально. Научным вкладом автора в изучение темы стало уточнение имеющихся данных о формировании временной перспективы в юношестве. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены особенности временной перспективы в юношестве, связанные с обучением в образовательных учреждениях, таких как школа, учреждение среднего специального образования или вуз.
Клиническая психология
Кузьмина А.С., Кривошей К.О. - Отношение к болезни ребенка и родительское выгорание женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра c. 143-156

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.43421

EDN: OGIIUR

Аннотация: Предметом исследования является родительское выгорание женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделяется типу отношения к болезни ребенка матери и ее эмоциональному выгоранию. Целью исследования является выявление взаимосвязи родительского выгорания с типом отношения ребенку и его болезни у женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Теоретический анализ научных исследований проблемы эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра позволяет сделать вывод, что каждая семья сталкивается с огромными проблемами разного характера, что приводит к хроническому стрессу, перетекая в эмоциональное выгорание. Усугублять это состояние могут разные типы отношения к болезни. Основные выводы исследования представлены в положениях. Родительское выгорание женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, определяется особенностями эмоциональных отношений с ребенком. Получены данные о разных взаимосвязях между симптомами родительского выгорания и типом отношений с ребенком разного возраста. Эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений взаимосвязаны с особенностями контакта с ребенком, неспособностью понять ребенка, чувствами, возникающими во взаимодействии с ребенком, неспособностью оказать ребенку эмоциональную поддержку. Тип отношения к болезни ребенка определяется особенностями эмоциональных отношений матери и ребенка. Так предикторами типов отношения к болезни ребенка выступают чувства, возникающие у матери во взаимоотношениях с ребенком, негативное отношение к себе как матери, ограничения активности и телесного контакта.
Исаева Е.Р., Мухитова Ю.В., Дмитриев П.И. - Особенности окуломоторной активности (движения глаз) у больных шизофренией при распознавании существенных признаков на примере методики «Исключение 4-го лишнего» c. 157-178

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69668

EDN: OEEUUF

Аннотация: Исследование посвящено изучению специфики глазодвигательной (окуломоторной) активности у больных шизофренией при решении когнитивной задачи на поиск общих (схожих) признаков в 4 изображениях-стимулах и на этой основе исключение 1 лишнего предмета на карточках методики «Исключение 4-го лишнего». Окуломоторная активность является надежным биомаркером как сознательных, так и бессознательных когнитивных процессов, а паттерны движения глаз служат количественной (объективной) характеристикой процесса восприятия, внимания и мышления в реальном времени. При решении когнитивных задач предметом изучения являлись мыслительные процессы больных шизофренией: сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, которые выявлялись в ответах пациентов в методике «Исключение четвертого лишнего». Ответы респондентов анализировались в зависимости от уровня обобщения: по категориальному и функциональному признаку, по конкретно-ситуативному признаку, латентному признаку. Для оценки характеристик окуломоторной активности был использован метод ай-трекера с применением аппаратно-программного комплекса бесконтактной регистрации окуломоторной активности человека. Для оценки характеристик мыслительной деятельности применялась методика “Исключение четвертого лишнего”. Больные шизофренией демонстрируют трудности в процессе распознавания, наблюдается акцентирование внимания на отдельных частях изображения, а также: хаотические перемещения взгляда между объектами и их деталями. Это свидетельствует о необходимости более длительного временного периода для распознавания изображений, а также о затруднениях в анализе и выделении общих существенных признаков предметов (изображений), вследствие чего больные шизофренией осуществляют мыслительные операции обобщения на основании разнообразных, чаще несущественных и латентных признаков, что отражается на принятии «неверного» решения. Изучение движения глаз во время решения подобных мыслительных задач показало, что характеристики взгляда во время поиска общих признаков отражают мыслительные акты сравнения и обобщения существенных признаков и могут дать объективные сведения о трудностях и нарушениях производимого. В результате исследования сделан вывод о том, что особенности глазодвигательной активности больных шизофренией тесно связаны с нарушениями когнитивной обработки зрительной информации на ранних уровнях мыслительного процесса. Движения глаз при решении когнитивных задач сопровождают мыслительный процесс поиска и выбора значимых признаков из общего фона разноообразной зрительной информации и отражают трудности ее селекции.
Психотехника
Пономарева Е.С. - Видеоигра как исследовательский инструмент. Экспертные оценки видеоигр c. 179-195

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.70080

EDN: OELAQG

Аннотация: Для ряда психологических исследований, направленных на изучение особенностей увлеченности видеоиграми, актуальна проблема наличия противоречивых результатов и упрощенного видения объекта исследований. С точки зрения автора статьи, недостаточно уделяется внимания особенностям деятельности, реализуемой в пространстве видеоигр, и ее игровому характеру, накладывающему специфику на протекание игрового процесса и его восприятие пользователем. Цель статьи состоит в описании возможного алгоритма разработки критериев поиска видеоигры, позволяющей эффективно осуществить наблюдение за игровым процессом, и последующего подбора платформы, отвечающей этим критериям. Уделяется внимание специфике игровой деятельности. Для этого необходимо рассматривать индивидуальные особенности протекания игрового процесса, как на внешнюю сторону игровой деятельности, и в рамках наблюдения за ним, учитывать особенности строения видеоигр.     Представлено описание возможного алгоритма разработки критериев выбора видеоигры, позволяющей эффективно осуществить наблюдение за игровым процессом. В статье описано исследование с использованием метода экспертных оценок, в котором приняли участие специалисты в области гейм-дизайна (общее итоговое количество – 15 респондентов). Были определены критерии выбора видеоигры, отвечающей цели исследования, и была подобрана компьютерная игра «Minecraft», которую предполагается использовать в дальнейшем как платформу для наблюдения за реализацией игрового процесса участниками исследования. Возможности компьютерной игры «Minecraft» позволят гибко настроить игровое пространство для эффективного наблюдения за респондентами и соотнесения собранных данных с особенностями их игровой деятельности. Полученные в будущем результаты представляется перспективным использовать в разработке методик проведения экспертизы видеоигр, что предполагает учет специфики взаимодействия с элементами видеоигры и их переосмысления в ходе игровой деятельности. Возможность корректной оценки видеоигр как психологического инструментария позволит разрабатывать эффективные психодиагностические, психокоррекционные и развивающие программы, в том числе для профилактики девиантного поведения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.