|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психология и Психотехника"
> Содержание № 04, 2023
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи
уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера
указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 04, 2023
Венцкуте М.С., Корнеева Я.А., Шахова Л.И. - Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию |
|
c. 1-25
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.43594
EDN: SRHTXV
Аннотация: Одним из наиболее значимых факторов дезадаптации подростка является подверженность разным видам насилия. В научных исследованиях отмечается недостаточность работ по установлению взаимосвязи насилия по отношению к подростку и характеристиками его дезадаптации проведено недостаточно. Исследование посвящено комплексному изучению и описанию особенностей выраженности характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию. В исследовании приняли участие 159 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в 6-8 классах общеобразовательных учреждений. Методы исследования: авторская анкета оценки подверженности разным видам насилия и психологическое тестирование характеристик социально-психологической дезадаптации подростков. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик и многомерного дисперсионного анализа с применением пакета программ SPSS Statistics 26.00. В результате исследования установлены статистически значимые различия в выраженности суицидального риска, депрессии, девиантного поведения, психологического благополучия и самоотношения как характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, испытавших различные виды насилия. Проведенный анализ позволил установить, что все виды насилия способствуют повышению социально-психологической дезадаптации подростков, при этом более негативное воздействие оказывает физическое насилие. По результатам исследования можно выделить схожие характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, которые подвергались физическому, психологическому и эмоциональному насилию, к их числу относятся: различные формы девиантного поведения, изменения настроения, сниженная самооценка здоровья, большая закрытость, неуверенность, сниженная самооценка и самоценность.
Трансперсональная психология |
Богачев А.М., Вялкова И.А., Винтонюк Т.Г. - Реабилитация лиц, переживших шоковую психологическую травму, методами глубинной экзистенциальной психологии |
|
c. 26-47
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.43580
EDN: UAMTBL
Аннотация: В настоящей работе представлены результаты исследования, основанного на формирующем эксперименте в области психологической психотерапии. Речь идет и реабилитации лиц, переживших шоковую психологическую травму, методами глубинной экзистенциальной психологии и в контексте обращения к фундаментальным (традиционным) ценностям. Использование методов трансперсональной психологии, арт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психосинтеза, объединенных теолого-психолгической методологией, основанной на принципе сопричастности (заповедь "возлюби ближнего как самого себя") рассматривается авторами как чрезвычайно перспективное к области преодоления последствий шоковой травмы и, соответственно, стрессовых расстройств различной этиологии. В современном российском обществе данная тема очевидно является чрезвычайно актуальной. Несмотря на то, что глубинная психология является, в своем роде, традиционным методом работы с пережившими серьезные психологические травмы личностями, ее применение в работе с лицами, пережившими психологические шоковые травмы на освобожденных территориях, подразумевает элемент новаторства. При этом соединение технологий глубинной психологии с выходом в сферу непосредственного, личностного значимого, экзистенциального переживания значимости и сути фундаментальных ценностей русской культуры открывает на наш взгляд, чрезвычайно перспективное направление деятельности практических психологов и (или) психотерапевтов. Представленные в статье выводы дают возможность выстроить структуру такой деятельности.
Профессиональная психология |
Твилле П.С. - Концепция Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения. |
|
c. 48-62
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.44150
EDN: ZXUWWF
Аннотация: Учитывая важность профессии медицинских работников и потребность граждан в доступной, своевременной и качественной медицинской помощи, необходимо разработать комплекс организационно-психологических мероприятий, направленных на сохранение ментального здоровья и благополучия медицинских работников. При этом первоочередную важность представляет собой охрана психологического здоровья врачей-ординаторов, находящихся на начальных этапах своей карьеры, так как в данный период возможна не только коррекция, но и профилактика эмоциональных расстройств. Предметом исследования являются организация психологической помощи врачам-ординаторам в период обучения, а также подходы к психологическому сопровождению медицинской деятельности. Объектом исследования являются реализованные проекты по психологическому сопровождению медицинских работников в России и за рубежом. В статье подробно рассмотрены направления психологической поддержки медицинских работников, а также предложена концепция Центра психологической поддержки врачей-ординаторов. Научная новизна исследования заключаются в том, что впервые обобщен реализованный опыт практик охраны психического здоровья медицинских работников на территории России и за рубежом, что позволило разработать и обосновать Концепцию Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения по программам ординатуры. Концепция «Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения» направлена на реализацию психологического сопровождения обучающихся по программам ординатуры и повышении квалификации руководителей медицинских организаций в сфере управления персоналом и создании благоприятных условий на рабочем месте. Для реализации данной цели Центр осуществляет деятельность по четырем основным направлениям: психологическая и психиатрическая помощь, методологическая работа, образовательная и научная деятельность, с привлечением следующих специалистов: медицинские психологи, психологи тренинговых программ, коуч, врачи-психиатры, научные сотрудники и методолог.
Бруцкая К.А. - Родительские установки к проблеме надомного обучения детей с ОВЗ |
|
c. 63-71
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.39441
EDN: WEZRMP
Аннотация: Цель исследования: выявить и изучить родительские установки к проблеме надомного обучения детей с ОВЗ. Методы исследования: опросник «Оценка копинг-стратегий в разных сферах» (Э. Хайм); «Анкета для родителей, дети которых находятся на надомном обучении». Разработанная анкета включает 13 вопросов. Вопросы направлены на выявление трудностей и потребностей родителей при организации надомного обучения. Основным методом исследования стал контент-анализ свободных высказываний респондентов, предполагающий завершение ряда предложений. Содержательная интерпретация выделяемых ответов, позволяет выявить скрытые смысловые переживания, трудности, а также наметить оптимальные пути решения проблем. В исследовании приняли участие 60 родителей, имеющих детей с ОВЗ (школьного возраста), находящихся на надомной форме обучения. По результатам контент-анализа высказываний родителей было выявлено 85 законченных смысловых единиц, которые по психологическому содержанию были объединены в смысловые категории, отражающие трудности родителей при надомной форме обучения ребенка с ОВЗ: "трудности обучения и воспитания", "трудности психолого-педагогического характера", "медицинские трудности". Результаты исследования показали, что родители, дети которых находятся на надомном обучении могут быть дифференцированы в зависимости от длительности обучения ребенка на дому.
Яновский М.И., Малишевская Е.В. - Личностные свойства, способствующие нераспознаванию лжи |
|
c. 72-85
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.68728
EDN: VSAGPM
Аннотация: В эпоху господства информационных технологий проблема распознавания правдивой и ложной информации приобретает особую актуальность. Цель статьи – анализ феномена лжи и факторов, влияющих на её распознавание. Мы полагаем, что ложь – это не только искажение информации, но и форма межсубъектных отношений. Обманщик создаёт для обманываемого замкнутый «мирок», информационный кокон, заменяющий реальность. Тем самым создаются отношения разноуровневости двух субъектов, обманщика и обманываемого, их неравенство и неравновесие ситуации. Чувствительность к необоснованному неравенству психологических позиций в отношениях, к неравновесию в ситуации отношений, по нашему предположению, играет важную роль в распознавании лжи. В статье приводятся результаты исследования влияния личностных свойств, способствующих нераспознаванию лжи. Проводился эксперимент,в котором участникам исследований предлагалось распознать 10 правдивых и 10 ложных сообщений. По результатам опыта испытуемые были поделены на две равные группы: относительно плохо распознающие ложь и относительно хорошо распознающие ложь. Свойствами, характерными для плохо распознающих ложь, оказались: склонность к завышению самоотношения (ставить себя выше других), прагматизм, властность, в сочетании с эмоциональной сдержанностью, конформизм и др. Также плохо распознающие ложь отличаются более низким уровнем интегрированности и связности личностных структур. Есть некоторые основания говорить, что плохому распознаванию лжи также способствует более низкая значимость морального фактора в отношениях.
Звонов П.А. - Специфика когнитивных и поведенческих реакций на терапию у пациентов с пограничным расстройством личности: обзор зарубежных исследований |
|
c. 86-103
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.44069
EDN: OJTUDW
Аннотация: Исследование способов диагностики и разработка методов лечения расстройств личности являются значимой научной задачей. Расстройства личности, и, в том числе, пограничное расстройство личности, характеризующееся гипертрофированными лабильными эмоциями и нарушением самоидентификации, являются мучительными и для пациентов, и для их близких. В статье проанализированы результаты ряда зарубежных исследований и наблюдений в области лечения пограничного расстройства личности. Рассматриваются когнитивные и поведенческие реакции на терапию у пациентов с пограничным расстройством личности, а также особенности построения терапевтического альянса, формирование эпистемологического доверия пациента терапевту, сопротивление терапии и ранний отсев. На основании анализа изученных результатов ряда исследований было установлено, что пациенты с пограничным расстройством личности остро нуждаются в психотерапии, считают, что терапевт – именно тот человек, который сможет решить все их проблемы, часто переносят на него ответственность за своё состояние, формируя подобие детско-родительских отношений. В силу этого пациенты с пограничным расстройством личности часто нарушают личные границы терапевта, требуя его доступности в любое время. Такие пациенты могут воспринимать терапию как единственную безопасную среду. При этом из-за страха отвержения формирование терапевтического альянса занимает длительное время.
Альперович В.Д. - Субъективный «образ мира»: сравнительный анализ концептуальных моделей |
|
c. 104-117
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.68726
EDN: JNEBFI
Аннотация: Представления человека об окружающем мире влияют на поведенческие стратегии в повседневном общении. Проблемы их конструирования и трансформаций актуальны в ситуации стабильной транзитивности, подразумевающей в т.ч. пандемию коронавируса. В данных условиях повышается интерес психологов к изучению переживания и выражения личностью нового социального опыта, а также к особенностям субъектов на этапе ранней взрослости, гибко реагирующих на текущие общественные изменения. Цели исследования заключались в проведении сравнительного анализа концептуальных моделей, отражающих устойчивость и изменчивость индивидуального «образа мира», и определении возможностей нарративного анализа данного феномена на разных примерах интерпретации событий и ситуаций взаимодействия с другими людьми. Сформулирована гипотеза исследования о том, что персональный «образ мира» как феномен, обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам, в т.ч. к метафорам и нарративам о взаимодействии с разными коммуникативными партнерами. Методы. Применен сравнительный теоретический социально-психологический анализ деятельностного, психосемантического и иных подходов к изучению феномена «образ мира», а также интерпретация результатов некоторых эмпирических исследований биографических нарративов. Результаты исследования. Показано, что персональный «образ мира», обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам: взаимодействие человека с партнерами по общению в различных категориях отражается в его метафорах и нарративах. Выводы. Научная новизна и оригинальность исследования состоят в следующем. Проведен сравнительный анализ концептуальных моделей «образа мира». Представлена авторская нарративная модель анализа взаимодействия с другими людьми в «образе мира» на этапе ранней взрослости. Возможности нарративного анализа представлений субъекта о других людях в его «образе мира» раскрыты на примере различных эмпирических исследований.
Качай И.С., Федоренко П.А. - Отличительные особенности подходов рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса и когнитивной терапии А. Бека в клинической практике и психотерапии эмоциональных расстройств |
|
c. 118-136
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.69064
EDN: ILJONZ
Аннотация: Объектом данного исследования являются теоретико-методологические особенности когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Предмет исследования – сравнительная характеристика рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса и когнитивной терапии (КТ) А. Бека в контексте диагностических и терапевтических интервенций. Цель настоящей работы состоит в выявлении и концептуализации специфических особенностей подходов А. Эллиса и А. Бека при проведении психотерапии эмоциональных расстройств. Авторы подробно исследуют когнитивную модель формирования дисфункциональных реакций, анализируют взаимодетерминацию дисфункциональных убеждений сквозь призму обоих подходов, сопоставляют философское и когнитивное решения проблемы эмоциональных нарушений, исследуют соотношение автоматических мыслей и иррациональных верований, а также акцентируют отличия когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса в когнитивном, эмоциональном и поведенческом ракурсах. Особое внимание уделяется исследованию последовательности изменения уровней мышления сквозь призму рассматриваемых терапевтических методов. Методологическим фундаментом работы предстают исследования основателей и представителей когнитивной и рационально-эмоционально-поведенческой терапий. При написании работы авторы руководствовались системным подходом и сравнительным методом. Основным выводом проведённого исследования является положение о том, что генеральным отличием исследуемых подходов предстаёт расхождение в обосновании структуры дисфункционального мышления и последовательности изменения различных его уровней. Если в когнитивной терапии А. Бека когнитивная реструктуризация реализуется по нисходящему принципу, последовательно затрагивая уровни автоматических мыслей, промежуточных убеждений (когнитивных искажений) и я-концепции (глубинных убеждений), то в рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса процедура диспутирования (оспаривания) иррациональных верований осуществляется по восходящему принципу, переходя от модификации императивных и производных оценочных убеждений к изменению автоматических восприятий и выводов. Научная новизна работы также заключается в уточнении категориального каркаса когнитивно-поведенческой терапии в аспекте прояснения содержания и соотношения понятий «иррациональное верование», «дисфункциональная установка» и «когнитивное искажение». В исследовании также намечены перспективы интеграции когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса.
Профессиональная психология |
Чепурнов И.А. - Подбор психодиагностических методик выявления и изучения профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов |
|
c. 137-148
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.69121
EDN: TEQIKM
Аннотация: В современных условиях боеготовность зенитных ракетных войск определяется не только совершенством состоящих на вооружении систем и комплексов, но и способностью личного состава эффективно их применять при ведении боевых действий в различных условиях обстановки. Усложнение задач, возлагаемых на расчеты современных зенитных ракетных комплексов и условий их выполнения, обусловливает необходимость учета человеческого фактора и пересмотра требований к оперативному персоналу, ввиду усиления воздействия психологической составляющей его профессиональной деятельности. Эффективность профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов определяется уровнем выраженности ряда профессионально важных качеств. Формирование комплекса информативных стандартизированных психодиагностических методик, позволяющих определять уровень профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов на этапах отбора и подготовки, является актуальной задачей. Подбору психодиагностических методик предшествовал анализ трудов известных специалистов в данной области. Исследование эффективности применения предлагаемых в данных работах тестов, опросников и анкет, их надёжности и валидности, позволило выделить комплекс наиболее подходящих психодиагностических методик. Подбор психодиагностических методик проводился с учетом их практичности применительно к особенностям операторской деятельности. В настоящей статье актуализированы характерные для профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов интегральные профессионально важные качества, Особое внимание уделяется автором результатам исследования существующих способов оценки профессионально важных качеств, приводится комплекс выделенных психодиагностических методик выявления и изучения профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов. В статье приводится краткое описание и способы обработки результатов для каждой из рассматриваемых психодиагностических методик. Применение подобранных психодиагностических методик на этапах отбора и профессиональной подготовки операторов зенитных ракетных комплексов позволит сократить отсев непригодных лиц в процессе подготовки, снизить аварийность обслуживаемых средств из-за ошибок персонала, повысить надёжность работы систем управления, а также уменьшить затраты на подготовку операторов.
|
|