по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 31-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Психология и педагогика
Венцкуте М.С., Корнеева Я.А., Шахова Л.И. - Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию c. 1-25

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.43594

EDN: SRHTXV

Аннотация: Одним из наиболее значимых факторов дезадаптации подростка является подверженность разным видам насилия. В научных исследованиях отмечается недостаточность работ по установлению взаимосвязи насилия по отношению к подростку и характеристиками его дезадаптации проведено недостаточно. Исследование посвящено комплексному изучению и описанию особенностей выраженности характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию. В исследовании приняли участие 159 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в 6-8 классах общеобразовательных учреждений. Методы исследования: авторская анкета оценки подверженности разным видам насилия и психологическое тестирование характеристик социально-психологической дезадаптации подростков. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик и многомерного дисперсионного анализа с применением пакета программ SPSS Statistics 26.00.    В результате исследования установлены статистически значимые различия в выраженности суицидального риска, депрессии, девиантного поведения, психологического благополучия и самоотношения как характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, испытавших различные виды насилия. Проведенный анализ позволил установить, что все виды насилия способствуют повышению социально-психологической дезадаптации подростков, при этом более негативное воздействие оказывает физическое насилие. По результатам исследования можно выделить схожие характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, которые подвергались физическому, психологическому и эмоциональному насилию, к их числу относятся: различные формы девиантного поведения, изменения настроения, сниженная самооценка здоровья, большая закрытость, неуверенность, сниженная самооценка и самоценность.
Трансперсональная психология
Богачев А.М., Вялкова И.А., Винтонюк Т.Г. - Реабилитация лиц, переживших шоковую психологическую травму, методами глубинной экзистенциальной психологии c. 26-47

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.43580

EDN: UAMTBL

Аннотация: В настоящей работе представлены результаты исследования, основанного на формирующем эксперименте в области психологической психотерапии. Речь идет и реабилитации лиц, переживших шоковую психологическую травму, методами глубинной экзистенциальной психологии и в контексте обращения к фундаментальным (традиционным) ценностям. Использование методов трансперсональной психологии, арт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психосинтеза, объединенных теолого-психолгической методологией, основанной на принципе сопричастности (заповедь "возлюби ближнего как самого себя") рассматривается авторами как чрезвычайно перспективное к области преодоления последствий шоковой травмы и, соответственно, стрессовых расстройств различной этиологии. В современном российском обществе данная тема очевидно является чрезвычайно актуальной. Несмотря на то, что глубинная психология является, в своем роде, традиционным методом работы с пережившими серьезные психологические травмы личностями, ее применение в работе с лицами, пережившими психологические шоковые травмы на освобожденных территориях, подразумевает элемент новаторства. При этом соединение технологий глубинной психологии с выходом в сферу непосредственного, личностного значимого, экзистенциального переживания значимости и сути фундаментальных ценностей русской культуры открывает на наш взгляд, чрезвычайно перспективное направление деятельности практических психологов и (или) психотерапевтов. Представленные в статье выводы дают возможность выстроить структуру такой деятельности.
Профессиональная психология
Твилле П.С. - Концепция Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения c. 48-62

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.44150

EDN: ZXUWWF

Аннотация: Учитывая важность профессии медицинских работников и потребность граждан в доступной, своевременной и качественной медицинской помощи, необходимо разработать комплекс организационно-психологических мероприятий, направленных на сохранение ментального здоровья и благополучия медицинских работников. При этом первоочередную важность представляет собой охрана психологического здоровья врачей-ординаторов, находящихся на начальных этапах своей карьеры, так как в данный период возможна не только коррекция, но и профилактика эмоциональных расстройств. Предметом исследования являются организация психологической помощи врачам-ординаторам в период обучения, а также подходы к психологическому сопровождению медицинской деятельности. Объектом исследования являются реализованные проекты по психологическому сопровождению медицинских работников в России и за рубежом. В статье подробно рассмотрены направления психологической поддержки медицинских работников, а также предложена концепция Центра психологической поддержки врачей-ординаторов. Научная новизна исследования заключаются в том, что впервые обобщен реализованный опыт практик охраны психического здоровья медицинских работников на территории России и за рубежом, что позволило разработать и обосновать Концепцию Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения по программам ординатуры. Концепция «Центра психологической поддержки врачей-ординаторов в период обучения» направлена на реализацию психологического сопровождения обучающихся по программам ординатуры и повышении квалификации руководителей медицинских организаций в сфере управления персоналом и создании благоприятных условий на рабочем месте. Для реализации данной цели Центр осуществляет деятельность по четырем основным направлениям: психологическая и психиатрическая помощь, методологическая работа, образовательная и научная деятельность, с привлечением следующих специалистов: медицинские психологи, психологи тренинговых программ, коуч, врачи-психиатры, научные сотрудники и методолог.
Психология и педагогика
Бруцкая К.А. - Родительские установки к проблеме надомного обучения детей с ОВЗ c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.39441

EDN: WEZRMP

Аннотация: Цель исследования: выявить и изучить родительские установки к проблеме надомного обучения детей с ОВЗ. Методы исследования: опросник «Оценка копинг-стратегий в разных сферах» (Э. Хайм); «Анкета для родителей, дети которых находятся на надомном обучении». Разработанная анкета включает 13 вопросов. Вопросы направлены на выявление трудностей и потребностей родителей при организации надомного обучения. Основным методом исследования стал контент-анализ свободных высказываний респондентов, предполагающий завершение ряда предложений. Содержательная интерпретация выделяемых ответов, позволяет выявить скрытые смысловые переживания, трудности, а также наметить оптимальные пути решения проблем.   В исследовании приняли участие 60 родителей, имеющих детей с ОВЗ (школьного возраста), находящихся на надомной форме обучения. По результатам контент-анализа высказываний родителей было выявлено 85 законченных смысловых единиц, которые по психологическому содержанию были объединены в смысловые категории, отражающие трудности родителей при надомной форме обучения ребенка с ОВЗ: "трудности обучения и воспитания", "трудности психолого-педагогического характера", "медицинские трудности". Результаты исследования показали, что родители, дети которых находятся на надомном обучении могут быть дифференцированы в зависимости от длительности обучения ребенка на дому.
Социальные страсти
Яновский М.И., Малишевская Е.В. - Личностные свойства, способствующие нераспознаванию лжи c. 72-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.68728

EDN: VSAGPM

Аннотация: В эпоху господства информационных технологий проблема распознавания правдивой и ложной информации приобретает особую актуальность. Цель статьи – анализ феномена лжи и факторов, влияющих на её распознавание. Мы полагаем, что ложь – это не только искажение информации, но и форма межсубъектных отношений. Обманщик создаёт для обманываемого замкнутый «мирок», информационный кокон, заменяющий реальность. Тем самым создаются отношения разноуровневости двух субъектов, обманщика и обманываемого, их неравенство и неравновесие ситуации. Чувствительность к необоснованному неравенству психологических позиций в отношениях, к неравновесию в ситуации отношений, по нашему предположению, играет важную роль в распознавании лжи. В статье приводятся результаты исследования влияния личностных свойств, способствующих нераспознаванию лжи. Проводился эксперимент,в котором участникам исследований предлагалось распознать 10 правдивых и 10 ложных сообщений. По результатам опыта испытуемые были поделены на две равные группы: относительно плохо распознающие ложь и относительно хорошо распознающие ложь. Свойствами, характерными для плохо распознающих ложь, оказались: склонность к завышению самоотношения (ставить себя выше других), прагматизм, властность, в сочетании с эмоциональной сдержанностью, конформизм и др. Также плохо распознающие ложь отличаются более низким уровнем интегрированности и связности личностных структур. Есть некоторые основания говорить, что плохому распознаванию лжи также способствует более низкая значимость морального фактора в отношениях.
Клиническая психология
Звонов П.А. - Специфика когнитивных и поведенческих реакций на терапию у пациентов с пограничным расстройством личности: обзор зарубежных исследований c. 86-103

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.44069

EDN: OJTUDW

Аннотация: Исследование способов диагностики и разработка методов лечения расстройств личности являются значимой научной задачей. Расстройства личности, и, в том числе, пограничное расстройство личности, характеризующееся гипертрофированными лабильными эмоциями и нарушением самоидентификации, являются мучительными и для пациентов, и для их близких. В статье проанализированы результаты ряда зарубежных исследований и наблюдений в области лечения пограничного расстройства личности. Рассматриваются когнитивные и поведенческие реакции на терапию у пациентов с пограничным расстройством личности, а также особенности построения терапевтического альянса, формирование эпистемологического доверия пациента терапевту, сопротивление терапии и ранний отсев. На основании анализа изученных результатов ряда исследований было установлено, что пациенты с пограничным расстройством личности остро нуждаются в психотерапии, считают, что терапевт – именно тот человек, который сможет решить все их проблемы, часто переносят на него ответственность за своё состояние, формируя подобие детско-родительских отношений. В силу этого пациенты с пограничным расстройством личности часто нарушают личные границы терапевта, требуя его доступности в любое время. Такие пациенты могут воспринимать терапию как единственную безопасную среду. При этом из-за страха отвержения формирование терапевтического альянса занимает длительное время.
Социальные страсти
Альперович В.Д. - Субъективный «образ мира»: сравнительный анализ концептуальных моделей c. 104-117

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.68726

EDN: JNEBFI

Аннотация: Представления человека об окружающем мире влияют на поведенческие стратегии в повседневном общении. Проблемы их конструирования и трансформаций актуальны в ситуации стабильной транзитивности, подразумевающей в т.ч. пандемию коронавируса. В данных условиях повышается интерес психологов к изучению переживания и выражения личностью нового социального опыта, а также к особенностям субъектов на этапе ранней взрослости, гибко реагирующих на текущие общественные изменения. Цели исследования заключались в проведении сравнительного анализа концептуальных моделей, отражающих устойчивость и изменчивость индивидуального «образа мира», и определении возможностей нарративного анализа данного феномена на разных примерах интерпретации событий и ситуаций взаимодействия с другими людьми. Сформулирована гипотеза исследования о том, что персональный «образ мира» как феномен, обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам, в т.ч. к метафорам и нарративам о взаимодействии с разными коммуникативными партнерами. Методы. Применен сравнительный теоретический социально-психологический анализ деятельностного, психосемантического и иных подходов к изучению феномена «образ мира», а также интерпретация результатов некоторых эмпирических исследований биографических нарративов. Результаты исследования. Показано, что персональный «образ мира», обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам: взаимодействие человека с партнерами по общению в различных категориях отражается в его метафорах и нарративах. Выводы. Научная новизна и оригинальность исследования состоят в следующем. Проведен сравнительный анализ концептуальных моделей «образа мира». Представлена авторская нарративная модель анализа взаимодействия с другими людьми в «образе мира» на этапе ранней взрослости. Возможности нарративного анализа представлений субъекта о других людях в его «образе мира» раскрыты на примере различных эмпирических исследований.
Клиническая психология
Качай И.С., Федоренко П.А. - Отличительные особенности подходов рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса и когнитивной терапии А. Бека в клинической практике и психотерапии эмоциональных расстройств c. 118-136

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.69064

EDN: ILJONZ

Аннотация: Объектом данного исследования являются теоретико-методологические особенности когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Предмет исследования – сравнительная характеристика рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса и когнитивной терапии (КТ) А. Бека в контексте диагностических и терапевтических интервенций. Цель настоящей работы состоит в выявлении и концептуализации специфических особенностей подходов А. Эллиса и А. Бека при проведении психотерапии эмоциональных расстройств. Авторы подробно исследуют когнитивную модель формирования дисфункциональных реакций, анализируют взаимодетерминацию дисфункциональных убеждений сквозь призму обоих подходов, сопоставляют философское и когнитивное решения проблемы эмоциональных нарушений, исследуют соотношение автоматических мыслей и иррациональных верований, а также акцентируют отличия когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса в когнитивном, эмоциональном и поведенческом ракурсах. Особое внимание уделяется исследованию последовательности изменения уровней мышления сквозь призму рассматриваемых терапевтических методов. Методологическим фундаментом работы предстают исследования основателей и представителей когнитивной и рационально-эмоционально-поведенческой терапий. При написании работы авторы руководствовались системным подходом и сравнительным методом. Основным выводом проведённого исследования является положение о том, что генеральным отличием исследуемых подходов предстаёт расхождение в обосновании структуры дисфункционального мышления и последовательности изменения различных его уровней. Если в когнитивной терапии А. Бека когнитивная реструктуризация реализуется по нисходящему принципу, последовательно затрагивая уровни автоматических мыслей, промежуточных убеждений (когнитивных искажений) и я-концепции (глубинных убеждений), то в рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса процедура диспутирования (оспаривания) иррациональных верований осуществляется по восходящему принципу, переходя от модификации императивных и производных оценочных убеждений к изменению автоматических восприятий и выводов. Научная новизна работы также заключается в уточнении категориального каркаса когнитивно-поведенческой терапии в аспекте прояснения содержания и соотношения понятий «иррациональное верование», «дисфункциональная установка» и «когнитивное искажение». В исследовании также намечены перспективы интеграции когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса.
Профессиональная психология
Чепурнов И.А. - Подбор психодиагностических методик выявления и изучения профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов c. 137-148

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.69121

EDN: TEQIKM

Аннотация: В современных условиях боеготовность зенитных ракетных войск определяется не только совершенством состоящих на вооружении систем и комплексов, но и способностью личного состава эффективно их применять при ведении боевых действий в различных условиях обстановки. Усложнение задач, возлагаемых на расчеты современных зенитных ракетных комплексов и условий их выполнения, обусловливает необходимость учета человеческого фактора и пересмотра требований к оперативному персоналу, ввиду усиления воздействия психологической составляющей его профессиональной деятельности. Эффективность профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов определяется уровнем выраженности ряда профессионально важных качеств. Формирование комплекса информативных стандартизированных психодиагностических методик, позволяющих определять уровень профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов на этапах отбора и подготовки, является актуальной задачей. Подбору психодиагностических методик предшествовал анализ трудов известных специалистов в данной области. Исследование эффективности применения предлагаемых в данных работах тестов, опросников и анкет, их надёжности и валидности, позволило выделить комплекс наиболее подходящих психодиагностических методик. Подбор психодиагностических методик проводился с учетом их практичности применительно к особенностям операторской деятельности. В настоящей статье актуализированы характерные для профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов интегральные профессионально важные качества, Особое внимание уделяется автором результатам исследования существующих способов оценки профессионально важных качеств, приводится комплекс выделенных психодиагностических методик выявления и изучения профессионально важных качеств операторов зенитных ракетных комплексов. В статье приводится краткое описание и способы обработки результатов для каждой из рассматриваемых психодиагностических методик. Применение подобранных психодиагностических методик на этапах отбора и профессиональной подготовки операторов зенитных ракетных комплексов позволит сократить отсев непригодных лиц в процессе подготовки, снизить аварийность обслуживаемых средств из-за ошибок персонала, повысить надёжность работы систем управления, а также уменьшить затраты на подготовку операторов.
Пименова В.О. - Особенности профессионального стресса у программистов. c. 149-162

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.69341

EDN: GOTJQC

Аннотация: Предметом исследования являются особенности выраженности профессионального стресса у программистов, работающих в отечественных компаниях. Выборку исследования составили программисты в возрасте от 22 до 55 лет. Респонденты, принимавшие участие в исследовании, имеют высшее техническое образование, проживают и ведут свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации в отечественных компаниях. Испытуемые, участвовавшие в эмпирическом исследовании, проведённом в рамках написания данной работы, добровольно изъявили свое желание участвовать в опросе. Использованные в рамках исследования методики позволили провести многофакторную оценку симптоматики профессионального стресса у программистов, а также выявить степень выраженности профессионального стресса и его качественные характеристики у опрошенных респондентов. В качестве психодиагностических методов исследования выбраны методики, направленные на определение выраженности профессионального стресса, а также методика диагностики сформированности фаз и симптомов эмоционального выгорания. Для обработки данных, полученных в результате опроса респондентов по методике интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) Леоновой А.Б., была использована соответствующая одноименная компьютерная программа. Полученные в результате проведенного исследования данные позволили рассмотреть различные аспекты выраженности профессионального стресса у программистов. Результирующая оценка уровня стресса позволила выявить основные и предельно высокие показатели выраженности профессионального стресса респондентов, диагностированные в рамках проведения многоуровневой оценки профессионального стресса, что свидетельствует об актуальности рассмотрения вопросов формирования комплекса мер по предупреждению возникновения и коррекции профессионального стресса у программистов. В соответствии с материалами исследования сформированности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания, у опрошенных программистов наиболее сформированными являются фазы напряжения и резистенции. На основе данных, полученных при анализе результатов превентивной части методики интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС), в статье сформулированы рекомендации по подбору комплекса оптимизационных мероприятий, сформированные в соответствии с выявленной спецификой стресса.
Национальный менталитет
Артемьева О.А., Шикун А.А. - Субъектный подход в исследовании региональной психологии c. 163-173

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.68933

EDN: NPULVA

Аннотация: Авторы статьи обосновывают проблему разработки теоретико-методологических основ историко-психологического исследования развития региональной психологии, обнаруживающего специфику по сравнению с развитием национальной психологии; актуальность и перспективность исследования коллективных форм организации и развития региональной психологии, реализации субъектного подхода в их исследовании. Предметом проведенного теоретического анализа являются методологические основы реализации субъектного подхода в историко-психологическом исследовании региональной психологии. С опорой на теоретико-методологические основы истории психологии, предложенные и обоснованные в работах В.А. Кольцовой, определяются основы реализации субъектного подхода на философско-гносеологическом, общенаучном, специально-научном и конкретно-научном уровнях методологии историко-психологического исследования. Основное внимание уделяется анализу концептуальных положений, представленных в науковедческих работах М.Г. Ярошевского, философских и общепсихологических публикациях С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского, а также социально-психологических работах А.Л. Журавлева. Это позволяет определить возможности исследования коллективного субъекта как активного, самодетерминированного и самоорганизующегося, ограничить сферу применения принципа детерминизма как причинности при объяснении развития региональной психологии. Важным выводом проведенного анализа является утверждение в качестве важнейшего основания исследования динамики коллективных форм организации науки представлений А.Л. Журавлева об уровнях и стадиях коллективного субъекта, реализованное в историко-психологических исследования развития отечественной психологии О.А. Артемьевой. Применение в истории психологии общенаучного принципа системности и конкретно-научных принципов иерархии и единства теории, эксперимента и практики позволяет вскрыть зависимость научного познания от практики его субъекта и изучить развитие региональной психологии как многопланового, многомерного и многоуровневого процесса с учетом его системной детерминации. Научная новизна представленного в статье подхода состоит в теоретически обоснованном обращении к малоразработанной проблеме развития региональной психологии и определении методологических основ ее разработки в русле истории психологии.
Понять человека
Наумов П.Ю. - Психологические конструкты характера профессиональных военных в творчестве А.С. Пушкина c. 174-191

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.43972

EDN: NQVPKN

Аннотация: Познание источников формирования характера профессиональных военных важная задача педагогической психологии, поскольку позволяет сделать процесс развития личности военнослужащего в педагогическом процессе военного вуза более эффективным. Важным источником формирования черт характера профессионального военного – офицера, являются литературные источники, художественными средствами воздействия на личностные структуры. Предметом исследования в статье являются психологические свойства личности, характерные для героев произведений Александра Сергеевича Пушкина, которые согласно художественному замыслу автора были профессиональными военными. Художественное творчество писателя сложным образом конструирует на страницах его трудов психологические черты, свойственные профессиональным военным. Авторское познание в работе произведено на материале наиболее популярных литературных произведений А.С. Пушкина с использованием системно-деятельностного и аксиологического подхода к пониманию развития личности. Автор отмечает, что комплексное изучение образов отечественной военной интеллигенции из художественных героев, ставших самостоятельными носителями психологических свойств, характерных для отечественного офицерства является актуальной научной задачей для современного психологического знания, потому данное противоречие подлежит разрешению. Теоретические обобщения, полученные по итогам исследования, могут быть полезны при организации воспитательной работы с курсантами, а также проведения иных форм работы с военнослужащими.
Профессиональная психология
Тихонова Е.А. - Ресурсообеспеченность как условие эффективности профессиональной деятельности руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России c. 192-201

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.69301

EDN: NRDOHX

Аннотация: Предметом исследования являются психологические ресурсы руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи субъективных репрезентаций успешности и эффективности профессиональной деятельности руководителей и их ресурсообеспеченности. Было сформулировано предположение, что большое число требований, предъявляемых к руководящему составу кафедр и факультетов, будет актуализировать психологические ресурсы личности руководителей при высокой эффективности профессиональной деятельности и приводить к истощению ресурсов при низкой эффективности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 376 начальников и заместителей начальников кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России со стажем службы в органах внутренних дел от 2 до 38 лет, в занимаемой должности от нескольких месяцев до 29 лет.  С целью сбора эмпирических данных применялись следующие методики: авторская анкета; опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» S. E. Hobfoll; «Опросник проактивного совладающего поведения» E. Greenglas, R. Schwarzer и S. Taubert; опросник «Психологического капитала» A. Бэккера; «Тест жизнестойкости» S. Maddi; «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что самооценка профессиональной эффективности и успешности руководящего состава образовательных организаций МВД России отражает уровень его ресурсообеспеченности. В целом, результаты исследования свидетельствуют о высокой ресурсообеспеченности руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России. Кроме того, основываясь на субъективных репрезентациях профессиональной эффективности и успешности руководителей данной группы можно прогнозировать выбор конструктивных и проактивных стратегий совладающего поведения, выступающих в качестве психологических ресурсов личности: чем выше руководитель оценивает эффективность своей профессиональной деятельности, тем чаще он реализует конструктивные и проактивные стратегии совладающего поведения. Наиболее значительным вкладом исследования является то, что его результаты могут использоваться для оперативной оценки актуальной ресурсообеспеченности руководителя при проведении психологом групповой и/или индивидуальной работы по психологическому сопровождению.
Психология и педагогика
Го С. - Опыт использования «Microsoft Teams» в процессе обучения современному искусству иностранных студентов в РГПУ им. А.И. Герцена c. 202-213

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.43665

EDN: NNYIOK

Аннотация: Современные российские вузы, активно принимающие в число своих студентов иностранцев, ищут пути адаптации содержания и методики имеющихся программ под особенности данной группы обучающихся. Успешный процесс освоения дисциплин зависит от применения средств, способствующих расширению возможностей для коммуникации, что повышает уровень владения языком, мотивацию, в том числе в отношении самостоятельной деятельности, способствует взаимодействию студентов. Настоящая статья посвящена изучению опыта использования возможностей коммуникативной платформы «Microsoft Teams» в совокупности с другими ИКТ в процессе обучения современному искусству иностранных обучающихся из Китая в РГПУ им. А.И. Герцена. В статье представлены результаты проведения адаптированного экспериментального курса по современному искусству под названием «Стратегии актуального искусства» для группы китайских студентов, обучающихся по программе магистратуры 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» на втором курсе в 2021/2022 учебном году. Его особенностью стало применением видео, мультимедийных и интерактивных технологий, возможностей Интернета, а также ресурсов пространства для коллективной работы «Microsoft Teams». Последнее позволило китайским студентам участвовать в видеоконференциях, обмениваться информацией в разных режимах, а также презентовать результаты своей исследовательской и практической деятельности в области современного и достаточно компьютеризированного искусства. Улучшение результатов освоения курса в сравнении с предыдущими годами свидетельствовало о важности наличия дополнительной среды взаимодействия для иностранных учащихся, что помогает им адаптироваться и преодолевать трудности обучения в другой стране.
Психотехника
Поднебесная Е.Б. - Оценка клиентами эффективности метода системных расстановок c. 214-231

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.44006

EDN: NLNZRS

Аннотация: Наша страна движется в сторону включения широкой психологической помощи в список услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования. В этой связи приобретают особую актуальность изучение эффективности различных модальностей психотерапии. В статье рассматриваются системные расстановки – метод групповой краткосрочной психотерапии. Его эффективность стала предметом исследования. Сегодня этот вид психологической помощи являются одним из самых востребованных. Исследование проводилось на базе психологического центра «Открытая реальность» г. Москва. Для оценки эффективности применялся метод сплошного опроса среди клиентов, использовавших системные расстановки для решения своих проблем. Всего было опрошено 50 респондентов, прошедших соответствующую терапию с период с 25 февраля 2022 года по 3 марта 2023 года. Использование статистически значимой выборки для изучения эффективности метода системных расстановок является новизной данного исследования. Впоследствии полученные данные подверглись статистическому анализу. Результаты показали, что 50 % опрошенных (25 человек) оценивают эффективность этого метода выше 6,0 баллов по 10-бальной шкале. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что применение метода системных расстановок позволяет получить положительные результаты у большинства клиентов. Проведенное исследование имеет практическое значение и позволяет рекомендовать метод системных расстановок для оказания психологической помощи населению. В перспективе планируется провести анализ запросов клиентов с тем, чтобы выяснить в каких случаях использование расстановок наиболее эффективно. С целью расширения представления о материале, используемом в исследовании, в статье так же приведено описание конкретной расстановки, с последующей развернутой оценкой эффективности, данной клиентом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.