по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 20-06-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Социальные страсти
Яновский М.И. - О психологической природе фашизма c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40084

EDN: AMJUYI

Аннотация: В статье анализируется психологическая основа фашизма. Фашизм трактуется как идеология не максимизации власти и контроля, а абсолютизации неравенства. Обосновывается вероятность роли принципа «категорического императива» Канта в ее формировании. Кант отрицал соприродность человеческого сознания (разума) с Трансцендентным. Поэтому категорический императив, будучи максимализмом самоослепления подчинения «долгу», произвольно устанавливаемому человеком для себя, является формой самонасилия над своим умом. Устанавливая для себя мораль, человек неизбежно чувствует свою исключительность, элитарность, осознает себя создателем и собственником морали (и даже «самого бога»). Такая установка очевидна присуща фашизированной личности.   В то же время отсутствие рефлексии и самокритичности ведет к самокапсулированию и, вследствие этого, к саможалению, переживанию себя «Жертвой». Псевдоморальное переживание себя жертвой является скрытым ядром фашизированной личности. Саможаление «Жертвы», не меняя своей сути, может расширяться и распространяется на коллективное «Я», на «своих». Так возникает эмпатия, которая, распространяясь на свою общность: нацию, расу, и становится основой группового эгоизма. Эмпатия у адептов фашизма может играть бόльшую роль, поскольку эмпатия к «своим» заменяет мораль как единые моральные нормы. В статье анализируются когнитивные особенности фашизированной личности. Так, отрицание трансцендентного в мышлении приводит к невозможности самой мыслительной операции установления равенства, что делает почти невозможным выход из фашистской идеологии. Структура самосознания фашизированной личности отличается также слиянием образа Я с идеалом и, одновременно, с антиидеалом.
Внутренний мир человека
Шилова Н.П. - Формирование жизненного пространства в юношеском возрасте c. 11-23

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.39131

EDN: ACQJUO

Аннотация: В статье представлены результаты исследования формирования жизненного пространства юношей и девушек, проведенного на выборке из 1394 юношей и девушек в возрасте от 14 до 23 лет. На основании анализа существующих теоретических и эмпирических данных о юношеском возрасте было установлено, что юношество это период, когда увеличивается временная перспектива, определяется жизненный путь и в целом формируются жизненное пространство. Целью исследования стало выявление и анализ возрастных норм и динамики формирования жизненного пространства в юношеском возрасте, через различия наиболее важных событий жизни юношей и девушек. В результате исследования было показано, что существует возрастная разнонаправленная динамика в формировании структуры жизненного пространства личности в юношеском возрасте. Полученные данные позволили сделать выводы о том, что ранняя юность – это время формирования будущего, но будущего, связанного в основном с отдыхом и развлечениями, а поздняя юность – это время анализа прошлых событий, где наиболее важными для юноши или девушки являются учеба и пробы профессиональной деятельности, а будущее значительно укорачивается и связывается с общением и межличностными отношениями. Установлено, что отдых и развлечения с увеличением возраста в юношестве становятся менее значимыми.
Клиническая психология
Коньшина Н.В., Ефимова В.Л., Ефимов И.О., Мазурова И.С. - Возможность использования аудиотерапии А. Томатиса при эпилепсии у детей c. 24-35

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40052

EDN: FJLYLZ

Аннотация: Представлены результаты экспериментального исследования, целью которого являлась оценка динамики электроэнцефалографических показателей у детей с эпилепсий и/или эпилептическими изменениями и сопутствующими нарушениями развития во время проведения аудиотренинга по методу А.Томатиса. В исследовании приняли участие 820 детей, возраст от 2,5 до 6,5 лет с расстройством аутистического спектра и тяжелыми нарушениями языкового развития. Аудиотренинг был частью пятнадцатидневного реабилитационного курса, который проводился по назначению невролога. Тренировки были направлены на модуляцию работы слуховой и вестибулярной систем с целью нормализации способности к обучению и улучшения качества жизни. Впервые проведена оценка эффективности и безопасности аудиотренига по методу Томатиса для детей с эпилепсий и/или эпилептическими изменениями и сопутствующими нарушениями развития. Это первое исследование эффективности метода Альфреда Томатиса, проведенное на большой выборке с контролем электроэнцефалографических показателей. Энцефалографичекие показатели регистрировались во время использования частотных фильтров, а также до и после тренинга. Впервые проводился мониторинг энцефалографических показателей с помощью портативной аппаратуры непосредственно во время прослушивания музыки. Было установлено, что 80,3% испытуемых имели стабильные показатели ЭЭГ до, во время и после аудиотренинга по методу А.Томатиса. У 8,2% детей имелась тенденция к ухудшению показателей ЭЭГ. У 11,5% детей отмечалось снижение индекса представленности эпилептиформных изменений. Аудиотренинг по методу А.Томатиса достоверно не усугубляет электроэнцефалографическую картину у большинства детей и может быть использован в реабилитации у детей с эпилептиформными нарушениями и эпилепсией под контролем врача-эпилептолога и после проведения предварительной функциональной диагностики. С учетом возможностей современных электроэнцефалографов для большей безопасности детей с сопутствующими эпилептиформными нарушениями рекомендуется проведение аудиотренинга по методу А.Томатиса под контролем ЭЭГ.
Социальные страсти
Узянова Ю.С., Воронцова Т.А. - Психологические особенности человека, проявляющего потребность в контроле в межличностных отношениях: уровень агрессии и удовлетворенность жизнью c. 36-55

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40000

EDN: NHQLZI

Аннотация: Цель исследования: выявление психологических особенностей человека, проявляющего потребность в контроле в отношениях: его уровень агрессии и удовлетворенность жизнью. Предмет исследования: выраженность потребности контролировать других на уровне выраженного и требуемого от других поведения, уровень агрессии и удовлетворенности жизнью у взрослых. Выборка исследования составила 105 человек, из них 73 женщины и 32 мужчины в возрасте от 20 до 62 лет (М возр.=38). Методы исследования: тестирование, методы математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни). Методики исследования: опросник межличностных отношений ОМО В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым; шкала удовлетворенности жизнью SWLS Э. Динера, адаптированная Е. Н. Осиным, Д. А. Леонтьевым; методика определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В. В. Бойко. В результате проведенного исследования: 1) показана прямая связь между потребностью взрослого контролировать других и его уровнем удовлетворенности жизнью; 2) показано, что потребность контролировать других значительно выше у взрослых, которые характеризуются высоким уровнем удовлетворенности жизнью; 3) установлено отсутствие значимой связи между уровнем агрессии и потребностью контролировать других / испытывать контроль со стороны других; 4) показана прямая связь между потребностью испытывать контроль со стороны других людей и уровнем аутоагрессии взрослого человека. Научная новизна: проведенное исследование расширяет теоретические представления о психологических особенностях личности, проявляющей потребность в контроле в отношениях, фиксирует связь потребности в контроле с удовлетворенностью жизнью и аутоагрессией. Область применения результатов: с практической точки зрения, понимание феноменов, сопровождающих потребность в межличностном контроле, может явиться основой для выбора стратегии оказания психологической помощи человеку в целях гармонизации его отношений.
Профессиональная психология
Федотова Е.Э., Корнеева Я.А., Арефина М.С., Мартиросова Н.В. - Профессионально важные качества сотрудников ОВД с различной результативностью и осуществляющих разные направления служебной деятельности c. 56-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40461

EDN: OHPUPV

Аннотация: В настоящий момент существуют общие требования к личным и деловым качествам, регламентированные к применению в ОВД, при этом не отмечаются особенности их выраженности для будущих сотрудников, выполняющих разные направления служебной деятельности. Исследование посвящено выявлению и описанию особенностей профессионально важных качеств сотрудников ОВД, осуществляющих разные направления деятельности с различной результативностью служебной деятельности. В исследовании приняли участие 78 сотрудников ОВД г. Архангельска. Методы исследования: анкетирование длят оценки параметров результативности служебной деятельности; психологическое тестирование профессионально важных качеств сотрудников с применением регламентированных методик. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик, двухэтапного кластерного анализа, таблиц сопряженности χ2 Пирсона и многомерного дисперсионного анализа с применением пакета программ SPSS 23.00. В результате проведённого исследования сотрудники ОВД разделены на две группы относительно характеристик результативности их служебной деятельности и выявлены, и описаны различия в выраженности ПВК представленных групп. Установлены различия между сотрудниками ОВД разной профессиональной направленности в выраженности отношения к труду и мотивации профессиональной деятельности, познавательных, социально-психологических и эмоционально-волевых качеств и свойств. Сотрудники с высокой результативностью административно-профилактической деятельности характеризуются высокой ответственностью и эффективным выполнением деятельности; сотрудникам административно-управленческой направленности с высокой результативностью характерна ориентация на работу и приверженность долгу, более высокие показатели по лидерскому потенциалу и дружелюбности, а также высокий самоконтроль и стремление к сотрудничеству и взаимопомощи. Сотрудникам оперативно-розыскного направления деятельности свойственна большая уверенность в себе, объективность и рациональность.
Социальные страсти
Камалова О.М., Караванова Л.Ж. - Влияние профессиональных стереотипов на профессиональное самоопределение c. 78-86

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40577

EDN: URWZZM

Аннотация: В статье рассмотрены профессиональные стереотипы и выбор профессии подростком. Представлены точки зрения отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих понимание «профессиональный стереотип» и его социально-психологические особенности. Изучены причины возникновения профессиональных стереотипов, рассмотрено видение человеком социальной реальности, восприятие той или иной профессии через призму полученной положительной или отрицательной информации. В статье изучена зависимость профессиональных стереотипов от информированности человека о профессиональной действительности. Рассмотрены профессиональные стереотипы с точки зрения получения информации посредством различных источников и являющихся обобщенными представлениями о профессии. Изучено восприятие человеком профессиональных стереотипов в зависимости от понимания вида профессиональной деятельности.   Рассмотрена роль профессиональных стереотипах в формировании ошибочных представлений людей о деятельности, которая им не известна. Профессиональный стереотип основан на получении субъективной информации о профессии и на этой основе у человека формируется отношение к ней. В современном обществе многие профессиональные стереотипы, сформированные ранее не актуальны. Заблуждения при восприятии профессиональных стереотипов препятствуют пониманию специфики выполнения определенных задач различными профессиями, что приводит к ошибочным действиям при выборе профессии подростками. В настоящее время профессиональные стереотипы оказывает влияние на формирование убеждений человека в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в его профессиональной деятельности.
Тело и телесность
Дыденкова Е.А. - Дизайн лонгитюдного исследования эффективности реабилитационного вмешательства, основанного на тактильном взаимодействии, для замещающей семьи c. 87-100

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40728

EDN: WDQEWX

Аннотация: В статье представлены эмпирические и теоретические предпосылки проспективной экспериментальной работы по определению эффективности реабилитационного вмешательства, основанного на тактильном воздействии, для замещающих семей. Вмешательство представляет собой систему обучения и сопровождения замещающих родителей в процессе освоения тактильного контакта с ребенком на протяжении 6 месяцев. Представлено методологическое основание и описание реабилитационного вмешательства. В исследовании примут участие 135 семей (диад мать-ребенок), из которых 90 - замещающие семьи, распределенные в экспериментальную и контрольную группы методом рандомизации. Возраст детей - от 4,5 до 6 лет включительно.   Цель реабилитации - способствовать успешной адаптации ребенка в замещающей семье (предотвращение прерывания воспитания ребенка). Одними из факторов, оказывающих влияние на качество адаптации, являются особенности когнитивной саморегуляции ребенка, основными параметрами которой определены: способность ориентироваться в потоке сенсорных сигналов и качество имеющихся тормозных процессов, объем рабочей памяти и характер интерференции в ней, когнитивная гибкость и наглядно-образное мышление, латеральные предпочтения и сформированность модели психического. Выделены показатели измерения принятых параметров в рамках соответствующих диагностических методик. Проведение вторичной диагностики состоится через 6 месяцев после первичной.
Психология развития
Белимова П.А. - Способность лиц с нарушением интеллекта к интерпретации общественных знаков c. 101-109

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40902

EDN: LRWHUI

Аннотация: Статья посвящена особенностям адаптационной навигации лиц при сниженном уровне интеллекта в социальной среде. Особенности когнитивной сферы при нарушениях интеллекта влияют на восприятие и интерпретацию общественных знаков. Предметом исследования является декодирование знаков общественной навигации. Объектом исследования выступает способность интерпретации общественных знаков учащихся юношеского возраста с нарушением интеллектуального развития. Автор рассматривает такие аспекты, как социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья, средства навигации в общественном пространстве для людей с особыми потребностями, особенности зрительного восприятия графических изображений как элементов знакового окружения общественных пространств при нарушениях интеллекта. Основной вывод проведенного исследования заключается в выявлении более низкой способности учащихся с нарушением интеллекта к правильному декодированию общественных знаков по сравнению с контрольной группой. Одновременно отмечается общая адекватность понимания навигационных знаков, что обусловлено изучением правил графической навигации в рамках образовательного процесса. Особым вкладом автора в исследование темы является эмпирическое обоснование факта о том, что компоновка сложных элементов знака оказывает негативный эффект на декодирование информационно значимых стимулов для ориентации в социальной среде. Эффективная знаковая навигация обуславливается общепринятыми стандартами и учитывает когнитивные ограничения лиц с нарушением интеллекта.
Мотивация и духовность личности
Устинов Д.В. - Психологические особенности мотивационных компонентов несовершеннолетних правонарушителей c. 110-126

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40824

EDN: ESSTIK

Аннотация: В статье представлены результаты исследования отдельных компонентов мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей, влияющих на формирование преступного поведения. Целью работы является выявление с применением инструментария, предназначенного для психодиагностики общей повседневной мотивации, особенностей мотивационных компонентов несовершеннолетних правонарушителей, различий мотивационной сферы правонарушителей и их законопослушных сверстников. Описано исследование с применением метода измерения мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), методик «Пирамида потребностей» (В. В. Скворцов, И. А. Акиндинова), МАС (М. Л. Кубышкина), «Пословицы» (С. М. Петрова), «Шкала поиска ощущений» (М. Цукерман) в отношении правонарушителей и законопослушных подростков и юношей в возрасте от 14 до 17 лет, по итогам которого получены сведения о структуре общежитейской мотивации несовершеннолетних правонарушителей, их потребностях, мотивационных установках, стремлениях к поиску ощущений и иных отдельных стремлениях. Проведен сравнительный анализ реакции правонарушителей и законопослушных несовершеннолетних. Результаты изучения ответов на прямые вопросы о собственных психологических характеристиках позволили сделать выводы о наличии у несовершеннолетних правонарушителей доминирования потребительской мотивации примитивных форм, актуализации потребностей избегать неприятностей, низкого уровня стремлений к самоутверждению и повышению самооценки, неудовлетворенных потребностей в сфере межличностного общения. Наряду с этим выявлено системное декларирование несовершеннолетними правонарушителями социально-одобряемых стремлений, которые не находят подтверждения в реальном поведении, что, в целом, ограничивает условия и пределы применения неспециализированных методик для изучения мотивации противоправного поведения. Оригинальное исследование мотивации несовершеннолетних правонарушителей, которые не помещены в места лишения свободы, носит прикладной характер и призвано обеспечить учет психологических факторов при реализации реабилитационных и профилактических программ субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Психология развития
Будякова Т.П., Михеева Е.В. - Виктимологические аспекты человеческого капитала в пожилом возрасте c. 127-139

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.39921

EDN: ETVZLA

Аннотация: Представленная статья посвящена проблеме формирования и использования человеческого капитала в пожилом возрасте. Показывается, что современные исследования человеческого капитала концентрируются на психологических характеристиках этого феномена, в том числе и при изучении позднего онтогенеза. Особое внимание обращено на виктимологическую характеристику человеческого капитала в пожилом возрасте, которая имплицитно присутствует в ряде научных изысканий, но специально не выделяется как особый пласт исследований. В качестве метода исследования был применен кейс-метод с последующей обработкой текстов кейсов методом содержательного контент-анализа. Материалом кейсов стали беседы с пожилыми людьми, материалы из СМИ, примеры из судебной практики и др. Научная новизна исследования состоит в применении виктимологического подхода, состоящего в выделении виктимных проблем человеческого капитала в пожилом возрасте, а также в предложении способов нейтрализации некоторых виктимных факторов, воздействующих на пожилых людей. Отмечается, что человеческий капитал в пожилом возрасте имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с другими возрастами. Выявлено, что традиционно выделяемые преимущества пожилого возраста в знаниях, опыте и профессионализме могут стать при их невостребованности факторами виктимизации как самих пожилых людей, так и их окружения. Делается вывод, что одним из значимых элементов человеческого капитала в пожилом возрасте является сохраненное достоинство личности, основанное на готовности к жизни в позднем онтогенезе, обеспеченной специальными знаниями и умениями, в том числе финансового планирования этого периода жизни. Результаты работы могут быть использованы при разработке социальных программ помощи пожилым людям, в том числе программ, обучающих рациональному распоряжению человеческим капиталом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.