по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 15-09-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Потенциал интеллекта
Новикова К.В., Беляк Я.В. - Особенности взаимосвязи интуиции с интеллектом личности c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38169

Аннотация: Предметом настоящего исследования является выявление особенностей взаимосвязи интуиции с интеллектом личности. Объектом исследования выступили интуиция и интеллект личности. В статье авторами представлены результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязей интуиции с вербальным, социальным, эмоциональным интеллектом личности. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения об интуиции и интеллекте личности таких авторов как: Ф. Бартлетт, Я.А. Пономарев, В.Д. Бирюков, Я.А. Пономарев, Н.О. Лосский, Б.Г. Ананьев, И.Ю. Кулагина и др. Методами исследования выступили: 1. Теоретические: анализ научной литературы, анализ и обобщение эмпирических данных, формулирование выводов. 2. Эмпирические: анкетирование, тестирование: тест вербального интеллекта Г. Айзенка; тест «Социальный интеллект» Гилфорда; тест–опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана; опросник интуитивного стиля Э. Эпстайна 3. Интерпретационные: количественный, качественный и статистический анализ эмпирических данных. Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в систематизации теоретических положений по проблеме исследования интуиции и интеллекта личности; обнаружении особенностей взаимосвязи интуиции с различными видами интеллекта личности; выявлении влияния различных видов интеллекта на проявление интуиции личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы психологами в профессиональной деятельности с широким кругом клиентов. Основными выводами научного исследования является обнаружение статистически значимых взаимосвязей различных видов интеллекта (вербального, социального и эмоционального) с интуитивными способностями и уровнем развития интуиции личности.
Профессиональная психология
Лукашева К.А. - Современные тенденции исследования социально-психологического климата организации c. 19-29

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38582

EDN: OQEZTN

Аннотация: Предметом исследования являются основные направления изучения социально-психологического климата организации. Цель исследования - изучить и проанализировать статьи современных ученых, а также выявить основные актуальные тенденции современных отечественных исследований, посвященных социально-психологическому и организационному климату. Анализируются результаты исследований, проведенных в различных рабочих коллективах: в коммерческих и государственных организациях, образовательных учреждениях, органах внутренних дел, производственных предприятиях и др. Проводится сравнительный анализ, систематизация и классификация полученной информации. Особое внимание уделяется взаимосвязи благоприятного климата с эффективностью и продуктивностью организаций, а также факторам оптимизации социально-психологического климата. Проанализированы результаты более двадцати современных исследований за последние три года. По итогам работы выявлены пять актуальных направлений и тенденций исследования социально-психологического климата и феноменов, связанных с ним: изучение социально-психологического климата как фактора, влияющего на эффективность деятельности организации; исследование факторов оптимизации, улучшения и управления социально-психологическим климатом; изучение взаимосвязи социально-психологического климата с организационной культурой; оценка влияния личностных качеств руководителя и стиля управления на социально-психологический климат организации; изучение взаимосвязи социально-психологического климата с особенностями поведения сотрудников в конфликте.
Психология и педагогика
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогического таланта в современной зарубежной психологии c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38668

EDN: XHRHIG

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического таланта как перспективное направление исследований современной зарубежной педагогической психологии. Отмечается, что в настоящее время одним из ключевых субъектов образовательного процесса признается педагог, а требования к нему включают в себя формирование тех взглядов, личностных черт, компетенций и паттернов поведения, с помощью которых он успешно бы функционировал в изменяющихся условиях и решал педагогические проблемы нового типа. Показывается, что в российской психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблематика педагогического таланта, поэтому возникает необходимость обращения к результатам зарубежных исследований. Ставится цель представления и анализа зарубежных психологических подходов к изучению педагогического таланта. Зарубежные исследования по проблеме педагогического таланта разделяются на следующие: определение, характеристики и роль педагогического таланта в педагогической деятельности; выявление педагогического таланта и его особенностей; технологии управления и развития педагогического таланта. На основе теоретического анализа работ делаются выводы о недостаточном концептуальном осмыслении феномена педагогического таланта, определении педагогического таланта через другие личностные и профессиональные характеристики педагога, доминировании компетентностного подхода при изучении данной проблемы, опоре исследователей на подходы из области организационной психологии и психологии труда. Обосновывается важность изучения современных зарубежных исследований для постановки актуальных теоретических и прикладных задач в области педагогической психологии.
Личностный рост
Ростовцева М.В., Попов В.В., Дулинец Т.Г., Смирнова Л.Э., Авдеева Т.Г. - Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте c. 42-54

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38293

EDN: TNGEZJ

Аннотация: Приводятся данные исследования связи между компонентами психологического благополучия и экзистенциальной исполненности в позднем юношестком возрасте. Было предположено и доказано, что первая фундаментальная экзистенциальная мотивация (согласно методике В.Б. Шумского, Е.М. Уколовой, Е.Н. Осина, Я.Д. Лупандиной "Диагностика экзистенциальной исполненности"), касающаяся возможности бытия в мире, значимо связана с самопринятием и компетентностью. Вторая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся ценности жизни, значимо связана с самопринятием и позитивными отношениями. Третья фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся самоценности, значимо связана с самопринятием и личностным ростом. Четвертая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся смысла, значимо связана с жизненными целями и автономностью. Выборку исследования составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет в количестве 82 человек, из них 41 юноша и 41 девушка.    В ходе исследования была достигнута поставленная цель, а именно выявлены значимые связи между компонентами таких конструктов, как психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность. Нами были сделаны следующие выводы: 1) Высокий уровень экзистенциальной исполненности гарантированно был у респондентов с высоким уровнем психологического благополучия. Однако респонденты с высоким уровнем психологического благополучия далеко не всегда имели высокий уровень экзистенциальной исполненности. 2) Компонент психологического благополучия «самопринятие» продемонстрировал наибольшую значимую связь с компонентами экзистенциальной исполненности (фундаментальными экзистенциальными мотивациями) на уровне значимости р≤0,01. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в рамках экзистенциальной психотерапии, а также при анализе факторов, оказывающих влияние на психологическое благополучие человека.
Тело и телесность
Шантырь Е.Е. - Научно-практическая интерпретация здоровья, как базовой социально-психологической понятийной категории c. 55-74

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38215

EDN: TOEEDG

Аннотация: Данная статья посвящена здоровью, как базовой социально-психологической понятийной категории. В работе проведен аналитический обзор истории осмысления феномена здоровья. Раскрывается всё многообразие в подходах и суждениях этой понятийной категории в социальных, психологических, медико-биологических и философских научных разработках, а также в законодательных документах. В статье показано, что интерпретация понятия здоровье является важным не только медицинским и научным аспектом, но и имеет ключевое социально-психологическое значение для развития современного общества и формирования личности человека. На примере короновирусной инфекции в статье дается обоснование актуальности смыслового содержания этой понятийной категории в наше время, когда здоровье уже нельзя рассматривать отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые имеют место в современном мире. Изменить ситуацию к лучшему в этой области, как показано в работе, можно только сформировав в общественном сознании принципиально новую концепцию понятия здоровье, как основополагающей социально-психологической понятийной категории. Научная новизна данной работы заключается в аналитических исследованиях понятия здоровье, как базовой социально-психологической понятийной категории и разработке на этой основе новых теоретических подходов и соответствующих им определений понятия здоровье и его основных производных: психическое здоровье, физическое здоровье, репродуктивное здоровье и сексуальное здоровье. Предлагаемые интерпретации по мнению автора имеют более выраженную социальную и психологическую детерминанту для формирования в современном обществе нового мировоззрения в отношении понятия здоровье и его производных. В результате новых понятийных приоритетов, как показано в работе, можно значительно укрепить здоровье населения, повысить индивидуальный и коллективный уровень иммунитета и улучшить, в конечном счете, качество самой реализации человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Психология и педагогика
Ростовцева М.В., Смирная А.А., Шепелева Ю.С., Смирнова А.В., Колпакова Т.В. - Связь эмоционального интеллекта с успешностью учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии. c. 75-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38333

EDN: TJNTCQ

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является связь эмоционального интеллекта с успешностью учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии. Было проведено исследование на 60 респондентах Красноярской Государственной академии музыки и театра. В исследовании использовались следующие методики: шкала самооценки своей успешности (Д. Лайкерт), шкала оценки уровня ситуационной (концертной) тревожности ( Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), методика оценки «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), математические методы обработки данных. В ходе исследования была установлена положительная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, учебно-исполнительской успешностью, самооценкой студентов в общей выборке. Студенты лучше управляют своими эмоциями и поэтому лучше способны контролировать тревожность и фокусировать внимание на учебном процессе, что в целом позитивно влияет на их успешность.   Эмоциональный интеллект влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии и подтверждают ранее заявленную гипотезу. Действительно, чем выше эмоциональный интеллект, тем успешнее учебно-профессиональная деятельность студентов и тем ниже концертная тревожность. Студенты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют не только высокие баллы по музыкальному исполнительству, но и более адекватны в самооценке своих способностей. Мы полагаем, что в условиях музыкального исполнительства эмоциональный интеллект получает специфическое преломление, определяемое особенностями музыкально-артистической деятельности. Это проявляется в развитии таких качеств, как управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия.
Ключи творчества
Розин В.М. - Природа сценического перевоплощения как проблема (виртуальный диалог Л.С. Выготского с современным психологом театра) c. 89-104

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38461

EDN: TLEOLA

Аннотация: В статье ставится вопрос о природе сценического перевоплощения. Разбирается характерная психологическая концепция объяснения перевоплощения Н.В. Рождественской, которая в этом явлении как идеальном объекте науки различает: а) принятие и эмоциональное усвоение мотивов, которые диктуются сценической ролью, б) формирование установки на воображаемую ситуацию, позволяющую артисту действовать и жить в «заданных обстоятельствах», в) перестройку и функционирование личности уже в ходе спектакля в этих заданных обстоятельствах. Для сравнения анализируется искусствоведческая концепция И.И. Силантьевой, в которой перевоплощение объясняется в рамках новой гуманитарной дисциплины «виртуалистики», а также предложенное автором объяснение этого явления в рамках концепции «художественной реальности».   Фиксируется сходство основных различений во всех трех истолкованиях перевоплощения. Затем слово предоставляется Л.С. Выготскому, который резко возражал против анализа сценических явлений в логике, не учитывающей их исторического развития и социальной природы. Автор отмечает, что хотя психологи хорошо знакомы с культурно-исторической теорией Выготского, они, тем не менее, реализуя взгляд на психологию как точную науку, анализируют психику, игнорируя культурно-исторический подход. Он берется восполнить этот пробел в отношении перевоплощения, показывая, что эта концепция сформировалась довольно поздно, не характерна для режиссерского театра, а в теоретическом плане связана с определенной трактовкой субъекта и личности.
Психология развития
Ростовцева М.В., Колкова С.М., Бутенко В.Н., Машанов А.А., Скутина Т.В. - Гендерные и возрастные отличия факторов аутоагрессивного поведения у подростков c. 105-120

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38278

EDN: VEKLWO

Аннотация: Предметом исследования являются гендерные и возрастные различия аутоагрессивного поведения подростков. Было проведено эмпирическое исследование на МБОУ СШ № 2 п. Емельяново, Красноярского края. Анализ гендерных различий в возрастной динамике и распространенности форм суицидального поведения показал, что среди юношей, учащихся в 9 классе выраженной динамики по распространенности различных форм суицидального поведения не отмечалось. В дальнейшем наблюдается тенденция к заметному росту суицидальных попыток в 10 классе-2%, в 11-3%. Сходная тенденция наблюдалась и по распространенности суицидальных намерений. Уровень умышленных самоповреждений выше в 10 классе. У девочек-подростков, в отличие от юношей, первый пик аутоагрессивных проявлений наблюдается в 9 классе. Затем уровень суицидальных попыток, суицидальных намерений и умышленных самоповреждений значительно снижается. Результаты исследования показали, что из форм суицидального поведения, в которых проявляется аутоагрессия, наиболее распространены суицидальные намерения как у девушек (36%), так и у юношей (29%). К суицидальным намерениям в данном случае относятся частые мысли и представления о своей собственной смерти. Около 2% девушек и 8% юношей совершали суицидальные попытки, имевшие демонстративный, «шантажный» или протестный характер. Для юношей - подростков оказались более значимыми такие показатели риска, как агрессивное поведение, склонность к вандализму, склонность к риску. Для девушек же более характерными показателями риска были недостаток внимания, склонность к истерикам, чувство одиночества и т.д. Общими для юношей и девушек тенденциями являются: низкая самооценка, дружба с более старшими по возрасту, вспыльчивость, разочарование в личной жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.