по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 21-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Психотехника
Беликова Е.В., Ефремов Е.Г., Ефремова Н.А., Кубарев В.С., Мильчарек Н.А., Мильчарек Т.П., Сенькова В.И., Френкель М.В., Цветкова О.А. - Психологическая экспертиза признаков экстремизма в Интернет-аккаунтах пользователей социальных сетей c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.36821

Аннотация: Статья посвящена определению психологических признаков экстремизма присутствующих в информации, представленной в аккаунтах различных пользователей в социальных сетях. Объектом исследования являются смысловые содержания аккаунта (профиля) в социальной сети. Предмет исследования: признаки склонности к экстремизму. Необходимость исследования связана с актуальной потребностью выявлять материалы и людей, разжигающих социальную, этническую, национальную, политическую, расовую и религиозную неприязнь и пропагандирующих экстремистки направленные взгляды в сети Интернет. Цель исследования: выявить признаки склонности к экстремизму по профилю в социальной сети. В исследовании использовались методы экспертной оценки, контент-анализ, методы математической статистики: факторный и кластерный анализ.   Экспертный анализ касался смыслового содержания профилей социальной сети ВКонтакте, контент-анализ применялся для исследования материалов профилей социальной сети ВКонтакте, статистические методы анализа: факторный анализ выделенных признаков экстремисткой личности и кластерный анализ профилей. Результаты исследования позволяют сформулировать критерии диагностики лиц с экстремистской направленность через анализ профилей пользователей социальных сетей, выявить экстремистки ориентированный интернет – контент и оперативно реагировать соответствующим правоохранительным органам на угрозу асоциального поведения в интернет-пространстве. Кроме того, разработанный комплекс признаков экстремизма позволяет осуществлять и профилактическую работу среди молодежи. указывая на основные проявления «рискованного» интернет-контента для родителей и педагогов, а также самих подростков.
Клиническая психология
Шарова С.С. - Влияние наследственного фактора на развитие характеристик мышления при сочетании факторов мануальной асимметрии и нарушенного слуха c. 18-31

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.33887

Аннотация: Предметом исследования являются особенности развития характеристик мышления при сочетании факторов манаульной асимметрии и нарушенного слуха в семьях, где родители имеют нарушения слуха и родители имеют сохранный слух. Объектом исследования являются характеристики мышления при сочетании нарушенного слуха и мануальной асимметрии. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как наследственный фактор при формировании характеристик мышления у леворуких и праворуких учащихся с нарушенным слухом. Особое внимание уделяется особенностям формирования мышления при сочетании нарушений слуха и мануальной асимметрии учащихся, воспитывающихся в семьях глухих и нормально слышащих родителей. Основными выводами проведенного исследования являются: у праворуких учащихся с нарушенным слухом из семей глухих характеристики логического и творческого мышления выше, чем у учащихся из семей нормально слышащих родителей; у леворуких учащихся из семей глухих характеристики творческого мышления выше при сохранности слуха у родителей, а характеристики логического мышления выше при наличии нарушенного слуха у родителей; обнаружена «зеркальность» в развитии творческого мышления у леворуких и праворуких учащихся в зависимости от состояния слуха родителей; обнаружена связь между логическим и творческим мышлением. Особым вкладом автора в исследование темы является получение данных по влиянию наследственного фактора на развитие мышления при сочетании нарушенного слуха и мануальной асимметрии. Новизна исследования заключается в проведении сравнительного исследования творческого и математического мышления разных видов мышления при сочетании факторов нарушенного слуха, мануальной асимметрии и наследственного фактора по слуху родителей. Получены новые данные об особенностях развития характеристик мышления у праворуких и леворуких учащихся с нарушенным слухом из семей слышащих родителей и из семей родителей с нарушением слуха.
Баринова О.Г., Королев А.А., Ляпина С.С. - Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации c. 32-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.37586

Аннотация: Академическая прокрастинация учащейся молодежи остается актуальным и значимым предметом исследования во многих психологических школах, направлениях как отечественных, так и зарубежных авторов. В данной работе предпринята попытка научного изучения феномена академической прокрастинации у студентов-медиков, а также представлен содержательный анализ психических состояний студентов с различной учебной успешностью и проявляющих высокий уровень академической прокрастинации. Одним из методологических оснований исследования явилась классификация видов прокрастинации по Н. Милграму. В качестве респондентов в нашем исследовании выступили студенты-медики 1 и 6 курсов в количестве 80 человек. На эмпирическом этапе использованы методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; «Шкала оценки прокрастинации PASS» М. В. Зверевой; методы математической обработки результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни; критерий Крускала-Уоллиса; корреляционный анализ Пирсона).   В работе выявлена частотность проявления академической прокрастинации и особенности психических состояний у студентов-медиков, обучающихся на первом и шестом курсах. Найдены статистически значимые различия между респондентами первого и шестого курсов по частоте и качеству проявления академической прокрастинации. Кроме того, определены связи между высоким уровнем академической прокрастинации, психическими состояниями (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) и успеваемостью студентов-медиков. Для некоторых корреляционных связей даны клинические характеристики психических состояний высоко прокрастинирующих студентов. Новизна исследования заключается в том, что психические состояния рассматриваются не только как причина, но и как следствие академической прокрастинации учащейся молодежи. Результаты исследования могут представлять ценные положения для построения клинических наблюдений с целью описания личностных особенностей учащейся молодежи, имеющих высокий уровень академической прокрастинации. Перспективна дальнейшая разработка профилактических мер и коррекционной деятельности по предупреждению психических состояний способствующих развитию склонностей к личностным расстройствам высоко прокрастинирующей учащейся молодежи.
Актуальный вопрос
Мещерякова Т.А., Гамзина Е.В. - Диагностические возможности использования «Метода цветовых метафор» И.Л. Соломина в исследовании созависимого поведения у женщин c. 44-54

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.35609

Аннотация: Целью исследования стало выявление возможности применения «Метода цветовых метафор» И.Л. Соломина в диагностике скрытой мотивации созависимой личности и использование полученных данных для составления программы психокоррекционных мероприятий. В статье акцентируется внимание на базовых и актуальных потребностях созависимой личности, для прогнозирования и коррекции поведения и состояния. Мы предполагаем, что исследование базовых потребностей обследуемых женщин позволит определить мишени коррекционной работы и позволят разработать план психологического взаимодействия с людьми, имеющими созависимый личностный профиль. Работа с созависимостью является важным аспектом в контексте терапии и реабилитации зависимой личности.   В данном исследовании были использованы следующие методы: анкетирование, «Шкала измерения уровня созависимости» Спанна-Фишера, в адаптация В. Д. Москаленко; Метод цветовых метафор И. Л. Соломина. В результате исследования были получены данные, отражающие профиль созависимой личности: базовые потребности, отношение к близким, отношение к себе (соотношение идеального и реального образов "Я"), отношение к жизненному процессу: настоящему, прошлому и будущему и т.д. Также полученные сведения имеют практическую значимость, так как являются ориентирами для построения психокоррекционной программы, что отражено в заключительной части статьи.
Психология и педагогика
Розин В.М. - Культурно-психологическое истолкование понятий «развитие» и «жизненный мир» c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.37251

Аннотация: В статье рассматриваются ситуации, теоретическое осмысление которых предполагает введение понятия «жизненный мир», а также новое понимание развития человека. Для этого автор реализует культурно-психологический подход и дает анализ в рамках этого подхода нескольких кейсов. Они за исключением последнего относятся к событиям детства и становления личности в подростковом возрасте. В последнем кейсе рассматривается пример духовного переворота, описанный Л.Н. Толстым в романе «Воскресение». В развитии автор предлагает различать «становление» психики и сознания, «завершение» и собственно развитие как изменения, происходящие в рамках жизненного мира.   Последний он нагружает не только характеристиками, о которых писал Э. Гуссерль, но и культурологическими (жизненный мир долго не меняется в своих структурных характеристиках, но потом уходит, а на его место встает другой) и психологическими. К психологическим процессам автор относит не только влияние жизненного мира, но и процесс конституирования новой предметности, включающий в себя кристаллизацию проблемной ситуации, неосознаваемую реакцию на нее психики и телесности, сознательное построение схем и других семиотических представлений (символов, метафор, нарративов), выход на свет новой реальности, понимания и видения, наконец, создание условий для нового поступка.
Клиническая психология
Черненко А.М., Агарков В.А., Бронфман С.А. - Анализ поисковых запросов как инструмент сравнительной оценки потребности в психотерапевтической помощи c. 67-79

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.34873

Аннотация: Предметом настоящего исследования является зависимость частоты поисковых запросов, относящихся к определенной медицинской и/или психологической проблеме от времени и географической локации. В данном исследовании изучались два типа поисковых запросов: запросы «состояния» и запросы «помощи». Для получения данных по частотным характеристикам запросов использовались возможности web – приложения Googl Trends. Запросы «помощи» были исследованы по результатам анонимного анкетирования обратившихся за психологической помощью в «Московскую службу психологической помощи населению». Сезонные вариации запроса «депрессия» качественно повторяют сезонные колебания, которые являются одной из основных характеристик этого заболевания: весенне-осенние пики обращаемости с летне-зимними спадами. Обращает на себя внимание и большая выраженность осеннего пика в числе запросов. В то же время график частоты запросов по слову «тревога» не имеет такой выраженной цикличности и не демонстрирует тенденции к повышению во втором полугодии. Анализ запросов «помощи» обнаружил: (1) сезонную цикличность, аналогичная запросу «депрессия» — с весенним и осенним пиками и (2) нисходящий тренд к концу года, в отличие от запроса «депрессия».      Анализ поисковых запросов, представленный в данной статье, является важным инструментом исследования, поскольку получаемые в таком исследовании статистические характеристики являются не зависимыми от традиционной статистики, основанной на анализе обращений пациентов в медицинские или психологические учреждения. Таким образом, мы обнаружили, что сезонные вариации запроса «депрессия» качественно повторяют сезонные колебания частоты встречаемости заболевания: весенне-осенние пики чередуются с летне-зимними снижениями, что может говорить о надежности оценки поисковых запросов как инструмента анализа депрессивных и тревожно – депрессивных состояний. Вариации запросов «помощи» также имеют аналогичную цикличность.
Ключи творчества
Яковлева Е.Л. - Детские травмы как исток творчества Сальвадора Дали c. 80-93

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.35347

Аннотация: Объектом исследования статьи стали некоторые эпизоды из детства Сальвадора Дали, оставшиеся без внимания ученых. В качестве основных методов исследования выбраны аналитический и биографический. Проанализировав психоаналитическую литературу по проблеме травмы, дневниковые записи гения и исследовательскую литературу о нем, были выявлены некоторые негативные ситуации из детства Сальвадора Дали. Среди них выделим травму рождения, нарушение супружеской верности со стороны отца, специфику родительского воспитания, ориентирующего ребенка на идеал в образе умершего брата, самолюбование зеркальным отражением. Перечисленные травмы способствовали тому, что Сальвадор Дали стал нарциссической и амбивалентной личностью. Впервые жизнь гения рассматривается с позиций его детского травматического опыта. Благодаря этому оказалось возможным прояснить некоторые особенности психики гения, повлиявшие на его жизнь и творчество. Свое собственное Я он замещал идеальным Я, оттачивая его до совершенства и занимаясь самолюбованием. Гений был неуверенным в себе человеком, прикрывавшимся эпатажной дерзостью. Всю жизнь испанец метался между противоречивыми чувствами, выдвигал антиномичные суждения, не мог принять решений. Необходимо признать, что детские травмы сыграли не только отрицательную роль в жизненных проявлениях испанца, но и стали источником творчества. Посредством него Сальвадор Дали художественными средствами обнажал свои травмы в сюрреальном мире, пытаясь уменьшить их негативное давление на жизнедеятельность и рационально проработать проблемы. Травматический опыт Сальвадора Дали и его пролонгированный эффект, сформировавший в нем амбивалентную личность, требуют дальнейшего изучения и анализа последствий в разнообразных творческих исканиях гения.
Розин В.М. - Культурно-психологическая концепция искусства (продолжая и преодолевая М.Бахтина и Л.Выготского) c. 94-105

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.36971

Аннотация: В статье намечается и разрабатывается культурно-психологическая концепция искусства. При этом автор отталкивается от концепций и понимания искусства М.Бахтина и Л. Выготского, которые он анализировал в других своих работах. Для лучшего понимания тезисов рассматриваются и анализируются три кейса ‒ роман израильского писателя Меира Шалева «Вышли из леса две медведицы», стихотворение Марины Цветаевой и процесс открытия маленьким ребенком художественного изображения. Автор обсуждает несколько вопросов: проблемы, которые могли волновать Шалева и его читателей, некоторые особенности творчества автора, позволившие создать художественную реальность этого произведения, особенности художественной реальности, психический механизм, порождающий сильные эмоции читателей. Анализируются приемы и выразительные средства, которые использует Шалев в ходе создания своего романа. Обсуждаются факторы (семиотические, личностные, культурные), обусловливающие самостоятельное существование художественной реальности, а также натуральность и реалистичность ее событий. Более реальные и натуральные эти события потому, что Шалев открывает для читателя путь к событиям художественной реальности, позволяет увидеть целое, акцентирует наиболее важное. Большую роль играет и гений Шалева как рассказчика, его замечательный язык. Делается вывод, что необходимые условия создания художественной реальности и проживания ее событий ‒ семиозис искусства и особая форма жизни человека в искусстве (досуг по Аристотелю, «неутилитарная форма жизни», по автору).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.