по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 15-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Понять человека
Розин В.М., Карнозова Л.М. - Возобновление субъективности: роль рефлексии в развитии личности и гуманизации социальных институтов c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.35911

Аннотация: В статье две части. В первой в рамках теоретического дискурса разбирается общий механизм рефлексии, во второй введенные понятия и схемы рефлексии иллюстрируются на материале кейса «восстановительного правосудия». Анализ еще двух кейсов («Исповеди» св. Августина и произведений Л.Н. Толстого, тоже «Исповеди» и «Воскресения») позволяет охарактеризовать две фазы работы психики, предшествующую и сопровождающую рефлексию. Первая фаза представляет собой «кристаллизацию нарушения субъективности», иногда ее распада. Вторая фаза (ситуация) запускает работу личности, которую можно описать в терминологии Л.С. Выготского как «интериоризацию» интерсубъективного; здесь осуществляется сознательная работа, позволяющая увидеть сложившуюся ситуацию по-новому, намечается разрешение проблемы, стоящей перед субъектом.   Анализируются две процедуры самой рефлексии ‒ рефлексивный выход в пространство «вненаходимости» (М.Бахтин) со сдвигом целостности и предметности и рефлексивный возврат (Г. Щедровицкий). Анализ кейса восстановительного правосудия, позволяет показать организационно-техническое отношение к рефлексии, коммуникацию и обеспечение взаимопонимания между людьми, разделенными преступлением, как новый момент в сравнении с «индивидуальной рефлексией» как внутренне детерминированной работой личности. Включение рефлексии в социально-гуманитарные практики обусловливает возможность дополнения понятия субъективности и ее «возобновления» понятием субъектности как способности к новым действиям, обретению «авторской позиции» по отношению к собственной жизни и взаимодействию с другими.
Профессиональная психология
Королев А.А., Соколов Я.В. - Психодиагностическая оценка родительской позиции при решении правовых споров о воспитании детей в ходе судебно-психологической экспертизы c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36225

Аннотация: Авторами рассмотрены основные трудности, связанные с объективной оценкой родительской позиции в процессе судебно-психологической экспертизы. Предметом исследования является специфика родительской позиции в ситуации судебно-психологического экспертного исследования. Объектом исследования являются родители в ситуации судебной психологической экспертизы. Описаны основные возможности психологической диагностики родительской позиции в экспертной практике. Проанализированы данные, полученные с помощью психометрических опросников у 46 родителей/опекунов, участвующих в судебно-психологической экспертизе по гражданским делам о спорах на воспитание детей. Использованные методы исследования: психометрические опросники, направленные на оценку детско-родительских отношений (опросник АСВ, опросник ВРР). На основе массива экспертного материала проведен статистический анализ данных, полученных с помощью апробированных психометрических методик, направленных на оценку родительской позиции. За счет полученной корреляции между шкалами психометрических опросников выделены максимально значимые диагностические критерии, позволяющие дать интегральную оценку родительской позиции. Новизна исследования заключается в нахождении диагностических параметров, которые достаточно четко верифицируют основные критерии родительской позиции в ходе проведения судебно-психологической экспертизы: адекватность, прогностичность, гибкость. Полученные сведения способствуют объективизации выводов психолога в сложных экспертных ситуациях по решению вопросов, связанных с воспитанием детей.
Внутренний мир человека
Розенова М.И., Екимова В.И., Кокурин А.В., Сорокова М.Г. - Особенности мужских страхов в период коронавирусной пандемии COVID-19 c. 28-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36371

Аннотация: Предметом исследования были определены особенности мужских страхов в период развития пандемии COVID-19, отражающие общий объект исследования - страхи людей в период массового инфекционного заражения, носящего глобальный характер. Цель исследования состояла в выявлении выраженности, интенсивности, приоритетности и особенностей «композиции» мужских страхов в ситуации коронавирусной пандемии, на фоне высокой неопределенности и резкого изменения жизнедеятельности. Авторы рассмотрели опыт международных исследований в области воздействия пандемии на самочувствие людей, выделили значимость фактора страха в системе реагирования человека на сверхсложную обстановку, обобщили исследовательские результаты в отношении распространенности страхов периода пандемии, определили специфичность мужских страхов и опыт их интерпретации. Основные выводы позволяют констатировать, что, несмотря на постоянство пандемических угроз, в мужских страхах выявлена приоритетность страхов криминального насилия и социального порицания-оценки-отвержения. Значимыми являются страхи утраты работы, как основы привлекательности, и важное занимают иррациональные компоненты, включающие идею Божьего Суда, сопряженного со страхом Смерти. В предпоследней группе оказались страхи лечения и болезни, а в последнюю группу вошли страхи утраты рационального начала в поведении и тенденция замены конструктивных страхов деструктивными. Новизна исследования определена вскрытием целостной композиции страхов мужчин в период пандемии, которая семантически определена в пять групп. Уточнена специфика механизмов мужских переживаний в психотравмирующей ситуации, что позволяет сделать более адресными консультативно-терапевтические практики восстановления психологического здоровья мужчин.
Актуальный вопрос
Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. - Индивидуально-психологические особенности рассогласованности когнитивного и социально-психологического развития студентов c. 44-57

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.35468

Аннотация: Предметом работы является поиск индивидуально-психологических особенностей рассогласованности когнитивного и социально-психологического развития студентов. Актуальность темы определяется теоретической разноплановостью исследований рассогласованности в психологии и необходимостью формирования в учебном процессе как социокультурных, так и когнитивных навыков. Высказано предположение, что рассогласованность процессов когнитивного и социально-личностного развития будет вариативной, определяя индивидуально-психологические способы ее разрешения. Цель исследования состояла в совместном изучении когнитивных и личностных особенностей для оценки рассогласованности развития студентов. В работе использован корреляционный дизайн, что обусловлено целью исследования и специфичностью выборки. Было обследовано 34 студента Института математики и компьютерных наук УрФУ в возрасте 18-22 лет (M=18,33 SD=0,79), из них 18 юношей и 16 девушек. Психодиагностические опросники: EPI Г. Айзенка, короткая версия шкалы «Темной триады личности» в адаптации М.С. Егоровой и др., характерологический опросник Г. Шмишека, опросник «Рациональный-опытный» С. Эпштайна в адаптации Т.В. Корниловой, А.Ю. Разваляевой. Статистические методы: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Обнаружены гендерные различия. В группе девушек установлено, что когнитивные и личностные особенности в целом являются более взаимосвязанными, однако выраженные аффективные черты личности, свидетельствуют в пользу возможной напряжённости социальной коммуникации. В группе юношей обнаружена большая способность к рациональной переработке информации и формированию инженерных навыков, но слабость интеграции внутреннего и внешнего Я, что может усиливать нарциссические черты, снижать критичность к себе и порождать трудности в установлении и поддержании социальных контактов. Полученные результаты эмпирически подтверждают значимость социально-психологической компетентности и позволяют дифференцировать технологии ее формирования в образовательном процессе.
Бондаренко Ю.С., Килинская Н.В., Бучкова А.И. - Опыт психодиагностической и консультативной работы горячей линии в условиях пандемии в Приднестровье c. 58-73

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36238

Аннотация: Предметом исследования является взаимодействие психологов с абонентами горячей линии психологической поддержки в условиях пандемии в Приднестровском регионе. Авторы исследуют особенности коммуникации специалистов с клиентами телефона доверия в ходе масштабной чрезвычайной ситуации. В работе представлен опыт организации и функционирования открытой горячей линии в рамках регионального компонента в Приднестровье в 2020-2021 гг. Особое внимание уделяется структурированию принципов и технологий экстренного психологического реагирования в работе линий психологической поддержки в условиях текущей пандемии коронавирусной инфекции. Авторами выделены особенности экспресс-диагностики в условиях дистанционного консультирования по телефону, обозначены этапы, задачи и специфика психологического консультирования абонентов горячей линии на выборке более 2000 абонентов и 176 подростков и юношей.    Новизна исследования заключается в том, что особенности диагностики и консультирования в работе линии психологической поддержки были выделены в связи со спецификой региональных особенностей Приднестровья и с особенностями конфликтных переживаний граждан Приднестровского региона. Тем не менее, по результатам исследования были разработаны практические рекомендации для специалистов горячих линий психологической поддержки стран СНГ с учетом специфики меняющихся запросов граждан в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций. Анализ результатов также позволил раскрыть основной характер обращений граждан, их конфликтных переживаний в период пандемии, объявленной в связи с COVID-19. Сделан вывод о том, что наиболее важные составляющие во взаимодействии психологов с абонентами линии психологической поддержки в условиях пандемии в Приднестровском регионе связаны с гневом, раздражением, переживанием утраты, депрессивными состояниями, детско-родительскими отношениями и ситуацией с дистанционным обучением.
Социальные страсти
Артемьева О.А., Карапетова А.В. - Научные коллективы как основа психологической школы В.М. Бехтерева c. 74-89

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36169

Аннотация: В русле изучения организации деятельности ведущих коллективов отечественных психологов дана характеристика научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии. С целью определения организационной базы, состава и результатов деятельности коллективов проведен целеописательный биографический анализ и анализ продуктов научной деятельности ученого и его сотрудников. Показано, что психологическое направление научной школы В.М. Бехтерева оформилось на основе коллективов, возникших под его руководством на различных научно-образовательных базах: Казанского университета, Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, Психоневрологического института и Института по изучению мозга. Новизна реализованного подхода состоит в реконструкции становления рефлексологии как самостоятельного психологического направления научной деятельности В.М. Бехтерева с позиций социально-психологической теории коллектива. Для организации коллективной работы было характерно наличие индивидуальных «веток» исследований у членов коллективов, что обеспечивало раскрытие творческого потенциала каждого ученого и вклад в разработку общего предмета исследования; а также обобщающая, сплачивающая роль руководителя. Личность В.М. Бехтерева, объединявшая десятки талантливых исследователей на протяжении 40 лет, была основным фактором формирования отдельных коллективов и целой научной школы. Существенной характеристикой психологической «научной школы-исследовательского коллектива», представленной рядом научных коллективов, была экспериментально-, практико- и социально-ориентированная научно-исследовательская программа исследования человека. Также можно говорить о приоритете научной школы В.М. Бехтерева в разработке и реализации объективного и комплексного подходов к изучению психологических феноменов. Благодаря этим особенностям организации научной деятельности созданная научно-исследовательская база и кадры психологов определили формирование ленинградской школы советской психологии не только в работах В.Н. Мясищева, Н.М. Щелованова, А.В. Ярмоленко, М.Я. Басова, Б.Г. Ананьева, но и многих других отечественных психологов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.