по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 18-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Тело и телесность
Березина Т.Н., Чумакова Е.А. - Разработка психологических моделей прогнозирования состояния здоровья в пенсионном возрасте c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34176

Аннотация: Цель исследования: оценить прогностическую валидность психологических маркеров здоровья и работоспособности для лиц пенсионного возраста и сравнить ее с прогностической силой медицинских маркеров. Испытуемые: 496 пенсионеров (из них 386 женщин), прикрепленных к поликлинике г. Москвы по кардиозаболеванию. Метод исследования: лонгитюдное исследование, проводилось два среза. На первом срезе были измерены показатели личности и жизненного пути, проведено медицинские обследование, были сделаны психологический и медицинский прогнозы состояния здоровья. На втором срезе проводилось медицинское обследование, оценивалось изменение здоровья и сохранения жизни. Результаты: психологический прогноз точнее предсказывает сохранение жизни, а медицинский – сохранение здоровья. . Ретроспективно были определены психомаркеры коррелирующие с состоянием здоровья младших и старших пенсионеров (наличие семьи, детей, объекта заботы, отсутствие вредных привычек, высокий уровень активности и целеустремленности, общительности). На их основе были предложены стратегии организации жизненного пути, увеличивающие вероятность сохранения жизни и здоровья. Для молодых пенсионеров это стратегия сочетания заботы о близких людях с высоким уровнем активности и отказа от употребления алкоголя. Для зрелых пенсионеров – это стратегия сочетания заботы о близких людях с наличием семьи и высоким уровнем активности. Выводы: психомаркеры здоровья обладают прогностической силой и могут быть рекомендованы для экспериментальной проверки их эффективности в качестве независимой переменной.
Актуальный вопрос
Тузлукова А.В. - Содержание стратегии конкуренции по достижению лидерства у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью c. 19-31

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34771

Аннотация: В статье излагаются результаты исследования содержания стратегии конкуренции по достижению цели «лидерство» у работающих субъектов в связи с выраженностью у них перфекционистской направленности. Предмет исследования - стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленностью личности; объект - перфекционистская направленность работающих субъектов. Эмпирическим объектом исследования выступили 142 работающих субъекта (112 женщин, 30 мужчин). Определена перфекционистская направленность, рассматриваемая как комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, воспринимаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции. Установлено своеобразие содержания стратегии конкуренции у субъектов с Я-ориентированной (ЯОПН), ориентированной на других (ОДПН) и ориентированной на социальные предписания (ОСПН) перфекционистской направленностью, определены ведущие цели их стратегии конкуренции, в том числе выявлена сходная для всех групп цель «лидерство» и содержание компонентов стратегии по достижению этой цели.     Установлено, что построение стратегии по достижению цели «лидерство» у субъектов с ЯОПН подкрепляется потребностями в безопасности и установкой на борьбу за лидерское положение в коллективе. Стремясь достигнуть этой же цели, субъекты с ОДПН руководствуются стремлением к принадлежности, концентрируют свою стратегию на клиенте и в поведении также имеют тенденцию к борьбе за достижение цели. Стратегия конкуренции субъектов с ОСПН поддерживается только мотивационным компонентом в виде внешней отрицательной мотивации деятельности. Новизна исследования заключается в исследовании достижения цели стратегии конкуренции «лидерство» в её комплексной обусловленности содержанием каждого из компонентов стратегии конкуренции, развертываемой в профессиональной деятельности субъектами с различными видами перфекционистской направленности.
Моделирование бессознательного
Склейнис В.А. - Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности c. 32-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34828

Аннотация: Статья посвящена исследованию специфики оценивания испытуемыми с различным типом жизненного сценария своего образа жизни. Основываясь на сопоставлении моделей структуры образа мира и проявлений жизненного сценария личности, автор рассматривает последний как компонент глубинных структур образа мира, проявляющийся на уровне семантических структур в форме специфики оценивания связанных с реализацией сценария объектов. В частности, одним из проявлений жизненного сценария личности в семантических структурах является специфика оценивания своего образа жизни. Поскольку образ жизни представляет собой систему актуально осуществляемых деятельностей, в которые включён субъект, а жизненный сценарий по определению связан с наполнением субъективного времени различными способами времяпрепровождения, то процесс реализации жизненного сценария связан со спецификой содержания образа жизни как системы деятельностей. Эмпирическое исследование осуществлялось следующим образом. При помощи специально разработанной анкеты были сформированы три группы испытуемых, различающихся типом жизненного сценария. Затем испытуемым было предложено оценить свой образ жизни при помощи специализированного семантического дифференциала. Обработка полученных данных осуществлялась при помощи метода семантических универсалий. Полученные данные указывают на соответствие дескрипторов, входящих в семантические универсалии оценки образа жизни типу жизненного сценария личности. Кроме того, группы испытуемых с различным типом жизненного сценария демонстрируют различную степень внутригруппового сходства оценок своего образа жизни. Таким образом, специфика оценивания образа жизни является одним из проявлений жизненного сценария личности.
Профессиональная психология
Ластовенко Д.В., Музалевская А.А. - Экспертная оценка профессионально-важных качеств инженеров ракетно-космической отрасли c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34924

Аннотация: Представлено исследование, посвящённое изучению профессионально-важных качеств (ПВК) инженеров ракетно-космической отрасли (РКО) и специфики их профессиональной деятельности. Исследование представляет собой экспертную оценку деятельности и ПВК инженеров РКО. Программа исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе, после формирования релевантной экспертной группы, была проведена оценка характеристик деятельности и профессионально-важных качеств по методике экспертной оценки И. Л. Соломина. На втором этапе эксперты провели ранжирование значимых психологических характеристик в деятельности инженеров ракетно-космической отрасли и выделили психологические факторы, оказывающие влияние на решение ими профессиональных задач. По результатам исследования были выделены социально-экономические, производственно-технические и психологические характеристики деятельности инженеров РКО. Наиболее важными профессиональными качествами инженеров ракетно-космической отрасли явились: внимание, умение прогнозировать, нервно-психическая устойчивость, память, воображение и стрессоустойчивость. Для эффективного решения профессиональных задач инженерам РКО необходимо быть психологически устойчивыми к внешним воздействиям, быть способными поддерживать концентрацию внимания и т.д. Полученные данные целесообразно использовать с целью диагностики ПВК молодых специалистов, а также для проведения мероприятий по их развитию. Возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие внимания, умения прогнозировать, а также нервно-психической устойчивости.
Матюшина М.А., Тараканов А.В. - Особенности профессиональной идентичности креативности у студентов-психологов младших курсов обучения c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34960

Аннотация: В статье рассматривается проблема становления профессиональной идентичности студентов-психологов первого и второго года обучения во взаимосвязи с креативностью. Авторами освещена проблема профессиональной идентичности студентов и ее взаимосвязь с различными параметрами креативности. Предметом исследования выступают особенности взаимосвязей профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов 1-го и 2-го курсов. Целью исследования является выявление особенностей взаимосвязей профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов 1-го и 2-го курсов. В статье представлены результаты подготовительного этапа исследования роли креативности в формировании профессиональной идентичности. В выборку данного этапа вошли 100 студентов Новосибирского государственного технического университета, обучающихся по направлению «Психология» на первом и втором курсах.   В ходе проведения данного этапа эмпирического исследования нами были выявлены особенности статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов, обучающихся на младших курсах, а также особенности взаимосвязей этих психологических явлений. По результатам исследования выявлено, что на младших курсах обнаруживаются положительные взаимосвязи между неопределенным статусом профессиональной идентичности и параметрами вербальной креативности; и отрицательные взаимосвязи между мораторием профессиональной идентичности и параметрами образной креативности. Полученные нами данные позволяют глубже понять особенности взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и креативности студентов-психологов младших курсов подготовки.
Психология и педагогика
Татьянченко Н.П. - Психологические условия формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения. c. 62-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.32485

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению психологических условий формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения. Определено, что личностный адаптационный потенциал – это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность её адаптации к внешней среде. На основании анализа литературных источников была построена модель исследования, позволившая выделить следующие факторы, оказывающие влияние на формирование адаптационного потенциала: нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, коммуникативные способности, поведенческая регуляция, навыки совладающего поведения и группового взаимодействия. Для оценки адаптивных возможностей и индивидуально-психологических характеристик студентов были выбраны следующие методы: эмпирические (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), методика «Социально-психологическая комфортность среды» (А.Г. Маклаков), копинг-тест (Р. Лазарус, С. Фолкман, в адаптации Т.Л.Крюковой, Е.В. Куфтяк и М.С. Замышляевой), 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла; математико-статистические (корреляционный анализ (Rs - Критерий Спирмена), непараметрический метод сравнения двух связных выборок T-критерий Вилкоксона). Научная новизна представленных в статье материалов состоит в развитии научного представления о психологические условия формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения и определении причин дезадаптации (эмоциональная нестабильность, низкий самоконтроль, склонность к авторитарному поведению, низкая комформность и нормативность поведения). Полученные экспериментальные данные об уровне развития адаптационного потенциала студентов позволят спрогнозировать успешность процесса их обучения. Представленные материалы могут быть использованы психологами и педагогами образовательных учреждений в рамках организации работы по профилактике дезадаптационных состояний у подростков.
Хороших П.П., Сергиевич А.А., Баталова Т.А. - Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34819

Аннотация: Статья посвящена обсуждению возможных психофизиологических и физиологических реакций детского организма в процессе его погружения в иммерсивную среду. Авторами приводится обоснование возможности объединения технологий виртуальной и дополненной реальностей в единый иммерсивный подход, который позволяет рассматривать данные технологии с точки зрения их возможного воздействия на сенсорные системы организма (модальности) и получаемый в результате физиологический ответ. При этом самую среду следует понимать как иммерсивную, то есть мультимодальную. Авторами уделяется внимание на психофизиологическом обосновании эффекта присутствия, создаваемого иммерсивной средой, как механизма интеграции сенсорных систем. В статье дается обоснование наблюдаемых негативных психофизиологических реакций организма как возможное проявление симптомов киберболезни. При этом приводятся две основные теории данного феномена и их возможный вклад в обсуждение киберболезни, в том числе при ее проявлении у детей в учебном процессе, и ограничения. Также приводится ряд факторов, которые могут служить причиной проявления киберболезни у детского населения. Отдельное внимание авторы уделяют роли используемого технического оборудования (прежде всего устройств вывода изображения) и характеристик программного обеспечения, которые могут оказать влияние на возможные психофизиологические реакции организма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.