по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Индивид и личность
Березина Т.Н. - Личностные стратегии жизненного пути и их связь с биологическим возрастом. c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34025

Аннотация: Цель исследования – изучить какие способы организации жизненного пути используют современные мужчины и женщины и выделить какие личностные характеристики связаны с биологическим возрастом индивида и понижают темп его индивидуального старения. Объектом исследования выступает личность и ее жизненный путь, а предметом исследования становится взаимосвязь стратегий организации жизненного пути с темпом биологического старения. Метод: анкетирование жизненного пути, самооценка личности, определение биологического возраста. Испытуемые: 987 человек (из них 575 женщин) в возрасте 35-70 лет из различных регионов РФ. Независимая переменная: относительное биологическое старение организма (Биологический Возраст –Должный Биологический Возраст); зависимые - характеристики жизненного пути. Научная новизна исследования заключатся в выделении способов организации жизни, которые используют современные мужчины и женщины. У мужчин: «построение карьеры», «ориентация на работу», «нездоровый образ жизни», «ориентация на семью», «самореализация». У женщин: «построение карьеры», «быть хорошей», «ориентация на работу», «нездоровый образ жизни», «ребенок или работа». Также доказано, что биологическое старение замедляют показатели, входящие в большинство стратегий: типы профессий «Человек- Природа», «Человек-Человек», «Человек- Художественный образ», «Человек – Техника», «Человек- Знак» и использование стиля сотрудничества; а ускоряют показатели: агрессивность, переедание, табакокурение, местожительство в крупном городе, карьера. Вывод: личностные особенности, коррелирующие с биологическим возрастом, не связаны с одной какой-то стратегией жизненного пути, а по одному- двум входят в большинство из них.
Профессиональная психология
Бюндюгова Т.В. - Развитие инновационного потенциала сотрудников с помощью визуальных технологий в посткризисный период c. 14-28

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34395

Аннотация: В статье представлены результаты исследования изменения инновационного потенциала сотрудников организации в посткризисный период с помощью активной визуализации. Достаточное большое число руководителей отмечают черты переживания кризиса сотрудниками организаций. При этом есть выраженная потребность во внедрении новшеств в работе организаций с целью адаптации к сложившейся ситуации в стране и мире. В работе описан инновационный потенциал, представлено его содержание (творческий подход к работе; отношение сотрудника в работе в ситуации неизвестности; инициативность; низкая тревожность; высокая поисковая активность). Данные, полученные в ходе диагностики инновационного потенциала, позволили выделить несколько групп сотрудников с разным уровнем готовности его реализации: с критическим и низким уровнем готовности к инновациям; с допустимым уровнем готовности к инновациям; с достаточно четко выраженным уровнем готовности к инновациям. Большинство респондентов относятся к группе с низким уровнем готовности к инновациям. Результаты проведенной работы позволили сформировать основные разделы программы по обучению сотрудников с целью развития их инновационного потенциала. Ключевой компонент реализации программы – активная визуализация как способ трансформации представлений сотрудников об инновациях. Было выявлено, что использование визуализации в рамках помощи сотрудникам в преодолении изменений, позволило существенно повысить их инновационный потенциал и готовность к новшествам в их работе. Участники отмечали рост уровня наблюдательности, умения нестандартно посмотреть на задачи в работе, снижение страха перед переменами, которые происходят в организации в посткризисный период.
Индивид и личность
Розенова М.И., Калаева А.А. - Отношения как фактор старения и долголетия человека c. 29-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34432

Аннотация: Исследование посвящено проблеме изучения психологических детерминант долголетия и старения, в варианте поиска взаимосвязи значимых отношений личности с темпами биологического и психологического старения. Дается анализ современного состояния проблемы, включающий обобщение биологических и социально-психологических факторов, рассматриваемых, как детерминанты старения. Отмечается, что в современных исследованиях долголетия и старения, первенство биологических наук постепенно утрачивается, в силу накопления важных данных о социальных и психологических факторах старения. На основе соотнесения различных теорий старения, авторы аргументируют возможность определить отношения человека как важный ресурс продолжительности жизни. Фокус исследовательского внимания направлен на базовые (детско-родительские, семейно-родственные) и значимые отношения личности (с друзьями, коллегами, соседями, единомышленниками). Эмпирическое исследование позволило выявить ряд важных взаимосвязей особенностей и удовлетворенности в базовых и значимых отношениях с параметрами биологического и психологического возраста, и темпами биопсихологического старения: биопсихологическое постарение активнее выражено у тех, для кого отношения с родителями и друзьями являются важной ценностью, а в отношениях с сиблингами, соседями и единомышленниками много неудовлетворенности. В работе вскрыта тенденция взаимосвязи качества отношений с отцом со скоростью психологического и физиологического старения: теплота отцовского участия в ребенке, возможно, способствует более длительному сохранению физической и психологической бодрости, защищая от преждевременного старения.
Профессиональная психология
Корнеева Я.А., Шахова Л.И., Сорванова А.К. - Профессиональные компетенции медиаторов с различной успешностью проведения примирительных процедур c. 53-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34625

Аннотация: Медиация становится все более востребованной примирительной процедурой, позволяющей повысить психологическую защищенность участников конфликтов в образовательной, социальной среде и юридической практике. На сегодняшний день профессия медиатора становится востребованной, однако отмечается недостаточная освещенность в научной литературе вопросов профессиональной пригодности специалистов, требований к его личности, компетенциям. Целью настоящего исследования стала разработка модели профессиональной компетентности и определение сформированности профессиональных компетенций медиаторов с разной успешностью проведения примирительной процедуры. В процессе решения задач нами разработан перечень профессиональных компетенций и их индикаторов медиаторов с учётом профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)». В исследовании приняло участие 42 медиатора Архангельской области. Методы исследования: анкетирование (разработанная авторская анкета самооценки профессиональных компетенций медиатора) и психологическое тестирование с применением Пятифакторного личностного опросника (FFI) Коста, МакКрей в адаптации Бодунова М.В., Бирюкова С.Д. Статистическая обработка проводилась методом описательных статистик, корреляционным и пошаговым множественным регрессионным анализами (χ2 Пирсона) с помощью пакета программ SPSS 23.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14). Основными выводами в работе являются следующие. Модель профессиональных компетенций медиатора включает коммуникативность, управление конфликтом, анализ проблемы, планирование и самоконтроль. Разработана и апробирована анкета самооценки профессиональных компетенций медиаторов, которая может быть использована методом 360 градусов. В результате проведённого исследования был сделан вывод о том, что на успешность проведения примирительной процедуры влияют такие профессиональные компетенции, как самоконтроль и коммуникативность. Из составленного нами перечня профессионально важных качеств медиатора значимые связи с успешностью проведения примирительных процедур имеют активность, конкретность, открытость, уравновешенность, организованность, ответственность и коммуникабельность.
Психология и педагогика
Ларионова А.В., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. - Социально-психологические факторы формирования поликультурной идентичности иностранных студентов c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34672

Аннотация: В статье представлен опыт изучения социально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов. Раскрывается содержание понятий «поликультурность», «этническая идентичность» и «поликультурная идентичность». Представлены результаты серии исследований, реализованных в 2019-2020 годах на территории города Томска. Общая выборка исследований составила 393 респондента (иностранные и российские студенты и преподаватели государственных университетов Томска). В качестве методов исследования использованы: анкетирование, интервьюирование, психодиагностика (методика этнической идентичности Дж. Финни и методика комплексного изучения аккультурации Дж. Берри), статистический анализ данных (описательные статистики, частотный и корреляционный анализ).   Научная новизна исследования определяется системным подходом к определению социально-психологических факторов (этническая идентичность, отношение принимающего сообщества, стратегии аккультурации), оказывающих влияние на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов и той ролью, которую каждый из них играет в процессе интеграции мигрантов в принимающее общество и его культуру. По результатам исследования были выявлены основные барьеры при адаптации образовательных мигрантов в вузе и предложены рекомендации по их устранению; выявлена взаимосвязь стратегий аккультурации и характеристик этнической идентичности образовательных мигрантов; определены особенности отношения принимающего сообщества к образовательным мигрантам.
Социальные страсти
Артемьева О.А., Синёва О.В. - В поисках научного коллектива Л. С. Выготского c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34639

Аннотация: Хотя Л. С. Выготский занимает центральное место в истории отечественной психологии в силу уникального вклада в развитие научной мысли и организацию работы новых научных центров, собственно научный коллектив под руководством Л.С Выготского в данной статье впервые выступает в качестве предмета самостоятельного научного исследования. Обсуждаются результаты целеописательного биографического анализа, материалом которого стали историко-психологические источники, опубликованные свидетельства очевидцев–современников Л. С. Выготского, зафиксированные в форме официальных и неофициальных документов: воспоминания, данные бесед и интервью, научные автобиографии, стенограммы выступлений, биографические статьи, а также изданные архивные материалы. Новизна реализованного исследовательского подхода состоит в обращении к научной деятельности Л.С Выготского и его научной школы с позиций теории коллектива. Выявлено, что, в силу работы в разных учреждениях, различия целей научной деятельности, группа ученых под руководством Л. С. Выготского не может быть определена как коллектив. Лидер советской психологии и дефектологии возглавлял несколько связанных научных коллективов: с 1924 г. их основной базой был Институт экспериментальной психологии, с 1929 г. – Экспериментальный дефектологический институт и Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, с 1932 г. – Всесоюзный институт экспериментальной медицины. Для организации эффективной научной работы коллективов существенное значение имели творческие, педагогические и организаторские способности Л. С. Выготского. Ученый реализовал демократический стиль руководства, основанный на единстве руководства, познания и общения. Возглавляемая Л. С. Выготским научная школа – исследовательский коллектив была объединена прогрессирующей экспериментально и практико-ориентированной научно-исследовательской программой, чувствительной к общественным потребностям в построении теории и системы психологической помощи в СССР.
Индивид и личность
Амельченко А.А. - Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности c. 103-110

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34626

Аннотация: Представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи эмпатии и различных видов рефлексии. Отмечается, что через изучение данной взаимосвязи возможно более глубокое понимание как самих феноменов, так и возможностей развития эмпатии и рефлексии. Для проверки гипотезы о взаимосвязи обсуждаемых феноменов было проведено эмпирическое исследование с использованием психодиагностических методик, направленных на выявление общего уровня развития эмпатических способностей и общей степени развития рефлексивности, а также на диагностику типа рефлексии. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с использованием статистического пакета SPSS Statistics 23.0. В результате анализа данных получены корреляции (на высоком и умеренном уровне статистической значимости) между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности, системной рефлексии, а также уровнем развития квазирефлексии, так, между рассматриваемыми феноменами установлена прямая корреляционная связь. Это свидетельствует о том, что и эмпатия, и рефлексия, относятся к психологическим механизмам восприятия и понимания себя и других. Данные результаты уточняют актуальные научные представления об особенностях рефлексии и эмпатии личности, а также о факторах, способствующих их развитию, и могут быть приняты во внимание при разработке эффективных занятий и рекомендаций по развитию рассматриваемых феноменов, что может внести вклад в расширение представлений о других людях и развитие самопонимания, а также способствовать повышению качества взаимодействия людей друг с другом и с самим собой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.