по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 29-09-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Личностный рост
Литвинова А.В. - Влияние психологической сепарации от родителей на целеполагание студентов из неполных семей c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33684

Аннотация: Психологическая сепарация рассматривается как детерминанта развития целеполагания в студенческом возрасте. Предметом исследования являются взаимосвязи характеристик психологической сепарации (эмоциональная, функциональная, аттитюдная, конфликтная) и целеполагания (ценностно-смысловой (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционный (система саморегуляции произвольной активности) уровни) у юношей и девушек из неполных семей. Выборка состояла из 49 студентов (18 юношей, 31 девушка). Использовались опросники: Psychological Separation Inventory (PSI) (J. Hoffman, 1984), адаптация В.П. Дзукаева, Т.Ю., Садовникова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Выявлены достоверные различия психологической сепарации от родителей, ценностно-смысловых и операционных характеристик целеполагания у юношей и девушек из неполных семей. Представлены статистически значимые взаимосвязи изучаемых характеристик. Влияние психологической сепарации от родителей на ценности-цели и ценности-средства, жизненные стратегии и индивидуальные особенности саморегуляции активности юношей и девушек из неполных семей, в процессе постановки и достижения целей, проанализированы в логике функционального подхода В.К. Шабельникова. Новизна исследования заключается в уточнении роли психологической сепарации от родителей в развитии ценностно-смысловых и операционных характеристик целеполагания в студенческом возрасте.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Костригин А.А. - Интерпретация и объяснение бессознательных процессов и феноменов в различных сферах человеческой жизнедеятельности как конструктивистская позиция c. 17-30

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33187

Аннотация: В статье автор обозначает одну из особенностей современной психологии – отход от естественно-научной парадигмы и переход к конструктивисткой методологии. Конструктивизм в психологии характеризуется относительностью истины, преобладанием субъективного над объективным, обусловленностью познания особенностями субъекта, активностью индивидуума в познании и бытии, конструированием реальностью самим индивидуумом. Среди различных проблем современной психологии автор обращается к проблеме изучения бессознательного и предлагает применить к его исследованию конструктивистскую парадигму. Обосновывается, что конструктивизм является одной из наиболее эффективных подходов к изучению бессознательного, т.к. особенности бессознательного отвечают положениям конструктивизма: в бессознательном огромную роль играют фантазии, влечения, эмоциональные процессы; структура бессознательного не точна, не может быть сведена к конкретным элементам; бессознательное подвижно и развивается по своей собственной логике.   Автор рассматривает зарубежные исследования бессознательного, которые построены на основе конструктивизма. Основными методами исследования являются теоретический анализ, проблемологический анализ. Научная новизна исследования заключается в обосновании применения конструктивистского подхода в психологии к исследованию бессознательного, а также в проведении аналитического обзора современных зарубежных исследований по проблеме бессознательного, стоящих на положениях конструктивизма. Делаются выводы относительно преобладающих тенденций в зарубежной конструктивисткой психологии бессознательного: опора на нерациональные, необъективистские теории при объяснении бессознательного; стремление сделать психоанализ общепсихологической теорией; признание бессознательной стороны мыслительной деятельности ведущей, т.к. она способна к более продуктивной обработке информации; бессознательный механизмы общения и совместной деятельности играют существенную роль в установлении глубинного личностного диалога, в психологической практике работе с бессознательным уделяется ведущая роль, более того, этот аспект становится центральным и в социальных и этнологических исследованиях. На основе теоретического обзора зарубежных исследований отмечается плодотворность использования конструктивизма в психологии.
Психология и педагогика
Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. - Психологические основания обучения работе в команде c. 31-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33545

Аннотация: Предметом исследования явились индивидуально-психологические особенности обучения навыкам работы в команде. Актуальность темы исследования обусловлена решением задач профессиональной подготовки специалистов навыкам взаимодействия в команде, а также дефицитом эмпирических данных о психологических механизмах педагогического воздействия на эффективность процесса командообразования. Цель исследования состояла в сравнении индивидуальных особенностей студентов и характера их взаимосвязей, определяющих тип командного взаимодействия. Достижение поставленной цели и проверка гипотезы исследования производилась на выборке студенческих команд (N=111) при помощи квазиэкспериментального плана. Были использованы дизайн сравнения и корреляционный дизайн. Психодиагностические методы: EPI Г. Айзенка, тест АКТ-70 К. У. Эттриха, опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, методика «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л.И. Вассермана и др.), характерологический опросник Г. Шмишека, методика самооценки личности А. Будасси. Статистические методы: критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена. На основании установленных результатов эмпирически выделены и описаны типы команд: «Интровертированный», «Тревожно-интеллектуальный», «Неустойчивый», «Нарциссический», «Агрессивно-манипулятивный». Определена сопоставимость ряда типов команд с чертами «темной триады-тетрады». Новизна исследования состоит в эмпирическом обосновании дифференциального подхода в обучении навыкам командной работы, а также выделении двух основных направлений педагогической работы со студентами. Первое связано с преодолением социальной неуверенности посредством интеллектуального самоутверждения. Второе – с обнаруженным у студентов стремлением к контролю над эмоциями и объектом отношений. Предложенные рекомендации при работе с каждым типом команды могут применяться в педагогической практике высшей школы.
Поярков С.Ю. - Политическая педагогика и ее место в составе гуманитарного знания: анализ западных подходов c. 43-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33781

Аннотация: Предметом исследования является концептуализация политического образования в образовательной науке. Политическое образование функционирует как привилегированная узловая точка различных политических дискурсов. Утверждается, что различные версии политического образования отвечают различным онтологическим и эпистемологическим предположениям, нормативным подходам к демократии и концепциям взаимосвязи между образованием, гуманитарным знанием и политикой. Отмечено, что связь между политикой и образованием неявно присутствует в большинстве исторических и философских концепций демократии. Рекомендации для образовательной практики содержат определение педагогики в рамках теории политического образования, а также конкретных педагогических методик с учетом гуманитарного знания. В рамках данной статьи представлены версии политического образования, которые возникли в результате анализа материала. Для каждой версии исследуются связанный политический дискурс и его философские принципы, образовательные последствия для политики и практики, а также дебаты и критика. Так, элитарная версия политического образования и политической педагогики связана с элитарными дискурсами демократии. Для сторонников либерально-политического образования образование необходимо по политическим, эпистемологическим и моральным причинам. Политическое равенство может быть гарантировано только в обществе осведомленных и рациональных граждан, поэтому демократия требует универсализации образования. В свою очередь неолибералы рекомендуют замену государственного образования практикой свободного рынка, а дискуссионные педагоги понимают образование демократической гражданственности как воспитание навыков и ценностей для общественного обсуждения.
Альперович В.Д. - "Свои" люди, "чужие" люди и "образ мира" взрослой личности c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33852

Аннотация: Исследование, представленное здесь, посвящено проблеме взаимосвязей представлений субъекта о других людях и феномена «образ мира». Она актуальна для ученых-гуманитариев в разных странах в условиях обострения различных макросоциальных конфликтов. Проведено теоретическое исследование взаимосвязей феноменов «образ мира», «картина мира», «модель мира» и подходов к ним в российской психологии. Рассмотрены результаты эмпирического исследования «образа мира», выраженного в рисунках, сквозь призму метафорических представлений взрослой личности о «своих» и «чужих» людях. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа особенностей «образа мира» у лиц, различающихся метафорическими представлениями о «своих» и «чужих» людях. Предметом исследования стали метафоры «своего» и «чужого» человека, базисные убеждения личности и типы «образа мира», представленные в рисунках и в вербальных характеристиках. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, тестирование, анализ рисунков, методы математической статистики (квартили, H-критерий Краскела-Уоллеса, регрессионный анализ). Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что впервые разработаны дополнительны параметры анализа «образов мира» личности, выраженных в рисунках. Впервые выявлены взаимосвязи разных видов метафор «своих» и «чужих» людей как партнеров по общению и параметров «образа мира» субъекта, выраженного в рисунках. Сделаны выводы о том, что атрибуция позитивных метафорических социально-психологических характеристик «своим» и «чужим» людям связана с позитивной оценкой объектов окружающего мира. Стереотипизация образов других людей как партнеров по общению связана со стереотипизацией «образа мира» в сознании субъекта. Результаты проведенного исследования в целом свидетельствуют о том, что представления субъекта о «своих» и «чужих» людях влияют на его «образ мира». Они могут применяться в социально-психологическом консультировании при разработке программ коррекции системы отношений субъекта к себе и другим людям.
Клиническая психология
Мордас Е.С., Берсенева Я.В. - Личностные особенности женщин с психогенным бесплодием (на различных уровнях организации индивидуальности) c. 69-83

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.30428

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются результаты исследования личностных особенностей женщин, страдающих психогенным бесплодием (на различных уровнях организации индивидуальности: телесном, аффективном и поведенческом). Предполагается,что все уровни организации индивидуальности взаимосвязаны,что позволяет увидеть целостную картину личности исследуемых женщин. Цель исследования: исследование личностных особенностей женщин, имеющих нарушения в репродуктивной сфере на телесном, личностном и социальном уровнях организации индивидуальности. Предмет исследования: психологические особенности, копинг-стратегии и психологические защиты женщин, имеющих нарушения репродуктивной системы на различных уровнях организации индивидуальности. Методы исследования: эмпирические методы: тестирование; количественные методы (построение диаграмм); статистические методы (корреляционный анализ, вычисление значимости различий между значениями экспериментальной и контрольной групп); качественные методы (обобщение, систематизация, сравнение). Новизна: исследованы личностные особенности женщин, имеющих нарушения в репродуктивной сфере на различных уровнях организации индивидуальности. Выводы: Для женщин страдающих психогенным бесплодием (по сравнению с женщинами без данного расстройства) характерны следующие личностные особенности на различных уровнях организации индивидуальности: 1. На телесном уровне: искаженное восприятие собственного тела, неудовлетворенность собственным телом. 2. На личностном (аффективном уровне): высокий уровень тревожности, как реактивной, так и личностной; алекситимия; ригидность; склонность к депрессивным расстройствам. 3. На социальном (поведенческом уровне): сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, женщины, имеющие нарушения репродуктивной сферы не способны взять на себя ответственность, часто прибегают к таким механизмам защиты, как отрицание, избегание, регрессия и проекция.
Психология чрезвычайных ситуаций
Розин В.М. - Психическая травма и исцеление. Экзистенциальный выбор или сознательное построение собственной жизни (по следам книги Эдит Ева Эгерт «Выбор») c. 84-94

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.32787

Аннотация: В статье обсуждаются две основные темы ‒ природа психической травмы и история исцеления Эдит Евы Егерт, изложенная в книге «Выбор». При этом, интерпретируя и осмысляя материал книги, автор опирается на собственную «теорию психических реальностей». В ее рамках он характеризует, что такое психическая травма и какие существуют способы исцеления. В частности, им выделяются два основных способа: репереживаний и мимикрии под события реальностей, проживаемых человеком. Автор старается показать, что предлагаемые им различения позволяют понять судьбу Эдит Эгерт и перипетии, которые она описывает в своей книге. В работе была реализована определенная методология исследования: постановка проблем, сравнительный и ситуационный анализ, построение понятий, анализ и интерпретация текстов. В результате проведенного исследования удалось показать применимость теории психических реальностей, ввести понятие психической травмы, выделить два основных способа исцеления (репереживаний, предполагающих непосредственное воспроизведение сюжетов травмы, и мимикрии этих сюжетов под события текущей жизнедеятельности), теоретически осмыслить книгу Эдит Евы Эгер «Выбор».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.