по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 16-03-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
Внутренний мир человека
Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. - Конструирование персонального мифа в экзистенциальной психокоррекции осужденных за экстремизм c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.31906

Аннотация: Предметом исследования является персональный миф осужденного за экстремизм. Цель работы состоит в исследовании внутреннего мира осужденных через их персональный миф как потенциал психокоррекционной работы.Концептуальным основанием исследовательской работы является теория структуры многомерного жизненного мира, методическим приемом – конструирование персонального мира. Авторами представлен опыт использования возможности конструирования персонального мифа в экзистенциальной психокоррекционной работе с осужденными за экстремизм. Рассмотрены основные принципы работы психолога с осужденными в пенитенциарном учреждении. В исследовании приняли участие осужденные за экстремизм мужского пола, отбывающие наказание в ФСИН города Томска. Динамика процесса экзистенциальной психокоррекции состояла в развитии самосознания, модифицирующего структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир». В экзистенциальной психокоррекции персональный миф является не психотехникой, не приемом, используемым для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, качественным методом, определяющим подходы к решению этих задач.
Горизонты психологии
Сенницкая Е.В. - Особенности избирательности внимания при чтении текста (на примере криминалистической задачи) c. 10-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.27200

Аннотация: Объектом исследования является внимание, предметом - особенности избирательного внимания к тем или иным фактам, изложенным в криминалистической задаче. Гипотеза исследования: существует зависимость между вниманием к факту, выражающемся в количестве его интерпретаций в письменном решении задачи испытуемыми, с одной стороны, и количеством дочерних элементов, конкретизирующих отдельные его стороны, в тексте условия задачи. Иначе говоря, если представить текст в виде иерархической структуры, иллюстрирующей движение повествования от общего к частному, то оказывается, что факт, который не просто упомянут, а раскрыт с помощью каких-то подробностей, привлекает к себе внимание только за счёт количества конкретизирующих его дочерних элементов, независимо от самого содержания факта. Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы о факторах, влияющих на избирательность внимания; 2) эксперимент - решение криминалистической задачи испытуемыми разного пола, возраста и образования; 3) метод анкетирования с вопросами открытого типа (испытуемые решали криминалистическую задачу путём составления текста в свободной форме). Методы количественной обработки данных: 1) корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена; 2) однофакторный дисперсионный анализ; 3) описательная статистика (в процентах). Новизна исследования заключается в выявлении ранее не изучавшегося фактора, влияющего на "заметность" факта в тексте для читателя: его положение в иерархической системе фактов. Основной вывод заключается в том, что наибольшую роль в привлечении внимания к факту играет не общее количество дочерних элементов, а их число на ближайшем уровне иерархии.
Мотивация и духовность личности
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Федоренко И.Е., Треушников А.И. - Духовность в современном образовании: необходимость или излишество? c. 43-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.32267

Аннотация: В статье рассматриваются точки зрения современных ученых, педагогов и теологов на проблему утраты духовности в современной системе образования в России. Авторы анализируют две крайние позиции. Первая заключается в том, что исследователи пишут о необходимости возрождения духовной составляющей в образовании. Утрата духовности в данной сфере общества привела к потере духовных ориентиров современного поколения россиян, к потере единства русского народа, его культурной идентичности. Вторая позиция отражает мнения ученых, которые считают, что в информационном обществе человек не может сочетать в себе качества интеллектуала-управленца жизнью и духовность. Потеря ее в этом случае не считается утратой, а является естественным процессом совершенствования человека. Основными методами исследования являются аналитический обзор литературы, анализ, сравнение, обобщение, диалектический метод и принципы диалектики. В результате изучения обеих позиций по отношению к роли и месту духовности в системе современного образования, авторы склонны считать, что необходимо искать решение в гармонизации светского и религиозного образования в условиях развития информационного общества. Эта задача начинает решаться с введением теологии как научной специальности, что позволит готовить теологов нового поколения. Следующим этапом исследований данной проблематики станет изучение опыта реализации теологического образования в различных вузах страны, одним из которых является Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, т.к. на базе него реализуется не только широкий профиль образовательных педагогических программ, но и программы по православной теологии на уровне бакалавриата и магистратуры.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Богачев А.М. - О некоторых аспектах практической работы со сновидениями c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.32332

Аннотация: В современной практической психологии большое значение уделяется работе в области воображения, в целом, и сновидений, в частности. При этом различные подходы предлагают различное понимание сущности сновидческого состояния и, соответственно, различные технологии и техники работы с клиентом. При этом запрос на универсальный синтетический подход работы со сновидениями в рамках психологической помощи (психоконсультирования, психокорреции и (или) немедицинской психотерапии) весьма актуален как в теоретическом, так и в прикладном плане. В настоящем материале представлена попытка ответить на данный запрос на основании опыта, полученного в процессе оказания практической психологической помощи. Объектом исследования является психическая реальность получателей психологической помощи. Предметом исследования является сновидческое состояние сознания получателей психологической помощи. В рамках работы использовались такие методы как анализ научных источников, интерпретация, исследование отдельных случаев, интроспекция, самопротоколирование. Основной вывод исследования заключается в подтверждении эффективности разработанного автором настоящей статьи и апробируемого им синтетического подхода работы со сновидениями. Этот подход отличается научной и прикладной новизной и позволяет преодолевать ряд сложностей, с которыми сталкиваются практики, работающие в области глубинной психологии.
Индивид и личность
Шмойлова Н.А., Каширский Д.В. - Ценностное отношение к здоровью и саморазвитие личности c. 68-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.31116

Аннотация: Данное исследование направлено на изучение объективной значимости ценности здоровья для личности, а также того личностного смысла, вкладываемого в эту ценность и проекции ее (ценности здоровья) в окружающую действительность в виде действий, направленных на сохранение собственного здоровья. Предметом данного исследования выступило ценностное отношение к здоровью с позиции представленности в сознании личности ценности здоровья на уровне объективного значения, субъективного смысла и чувственной ткани личности, стремящейся к саморазвитию. Методика диагностики системы ценностей KVS-3, шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, анкеты «Ваш образ жизни», «Субъективная оценка здоровья», «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья». В ходе исследования получены выводы: 1. У личности с высоким и средним уровнем психологического благополучия ценность здоровья присутствует в сознании на уровне объективных значений, субъективных смыслов и чувственной ткани. 2. Гармоничное присутствие трех сопряженных форм существования ценности здоровья в сознании учащихся – уровня объективных значений, субъективных смыслов и чувственной ткани образа свидетельствует о том, что ценность здоровья выступает психологическим средством саморазвития личности. 3. Юноши и девушки, у которых ценность здоровья присутствует на всех трех уровнях сознания – уровне значения, субъективного смысла и чувственной ткани, стремятся к постоянному развитию, самореализации, открыты новому опыту, проявляют активность, готовность к встрече с незнакомыми обстоятельствами, независимость в суждениях и поведении, самоуверенность, ориентированность на свой внутренний мир.
Профессиональная психология
Носс И.Н., Ковалева М.Е. - Система оценки личностно-профессиональной пригодности IT-персонала государственных организаций c. 78-89

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.29266

Аннотация: Предмет исследования Разработка психологической модели оценки личностно-профессиональной пригодности IT-персонала государственных организаций, применимой в кадровой работе.На первом этапе исследования выделены личностно-профессиональные качества, построена математическая модель, позволяющая соотнести выраженность данных качеств (сгруппированных в модули-предикторы) с профессиональной пригодностью IT-персонала. На втором этапе исследования построена формально-математическая модель на основе уравнения множественной линейной регрессии, позволяющая оценить выраженность личностно-профессиональных качеств с помощью психодиагностических методик на стадии профессионального отбора сотрудников сферы IT. Метод, методология Исследование было построено в два этапа с использованием внешнего критерия эффективности труда IT-персонала. На первом этапе исследования выделены личностно-профессиональные качества (применялась модифицированная методика О. Липманна), построена математическая модель, позволяющая соотнести выраженность данных качеств (сгруппированных в модули-предикторы) с профессиональной пригодностью IT-персонала. На втором этапе исследования построена формально-математическая модель на основе уравнения множественной линейной регрессии, позволяющая оценить выраженность личностно-профессиональных качеств с помощью наиболее часто используемых психодиагностических методик на стадии профессионального отбора сотрудников сферы IT. Новизна исследования Анализ литературы показал недостаточную представленность исследований профессионально-важных качеств сотрудников IT, а также редкое использование психологического моделирования как средства профотбора и оценки сотрудников во всех трудовых сферах. Выводы Выявлена достоверность психодиагностических средств оценки личностно-профессиональной пригодности сотрудников сферы IT. Полученная модель оценки личностно-профессиональных качеств может быть использована в дальнейших исследованиях профессиональной пригодности, а также применима в практике кадрового менеджмента.
Психология развития
Чеснокова О.Б., Субботский Е.В., Мартиросова Ю.В. - Игровой тест по определению уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ) c. 90-106

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.32251

Аннотация: Необходимость в социальном интеллекте возникает тогда, когда имеется конфликт интересов и для успешного взаимодействия требуется нахождение обходного пути достижения цели. Осознание того, что на пути достижения цели есть препятствия побуждает человека искать не стандартные способы решения коммуникативной задачи. Предложена матрица нового теста на социальный интеллект (ИТСИ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преимущество данного теста перед традиционно используемыми методами опросников по картинкам в том, что он не требует от детей развитой символической функции. В качестве прототипа моделируемой коммуникативной ситуации использовалась ситуация, в которой есть неопределенность в условиях достижения цели, конфликт интересов персонажей и более чем одна возможность нахождения обходного пути достижения желаемого результата. Этим требованиям отвечала ситуация попытки ограбления машины с грузом для банка преступником, которому удается подслушать разговор водителя с диспетчером, чтобы выяснить, на какой из двух одновременно проходящих машин перевозятся деньги. Водитель должен сообщать информацию диспетчеру таким образом, чтобы понял диспетчер, но не понял преступник. В отличие от ранее разработанных методов оценки социального интеллекта, ИТСИ основан на реальной игровой ситуации, понимание которой доступно детям 6-12 лет. Данная игровая ситуация позволяет детально оценить социальный интеллект детей, вовлеченных в увлекательную игру по выбору оптимальной стратегии поведения в положении, когда необходимо сообщить информацию партнеру, одновременно делая данную информацию недоступной для других людей, и избегая при этом применение прямого обмана.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.