по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 16-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Философия и психология
Воронин А.Н. - Методологические проблемы исследования субъектности сетевых сообществ c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30388

Аннотация: Статья посвящена экспликации методологических проблем эмпирического психологического исследования сетевых сообществ. Разнообразие теоретических представлений о сетевом обществе, конституирующих характер взаимодействий и отношений между участниками сетевого сообщества определяют проблему неопределенности объекта исследования: участники сетевого сообщества, функциональные сети, презентующие их взаимодействие и конкретные социальные медиа, определяющие характер взаимодействия в них. Другой методологической проблемой конкретного психологического исследования является многозначность конструкта «субъектность», индуцированная неопределенностью размера сообщества (численность от малой до большой социальной группы), что не позволяет использовать характеристики субъектности реальных сообществ, непосредственно связанные с их размером. В исследовании использовался дескриптивный анализ существующих концепций сетевого общества с целью выделения объекта конкретно-психологических исследования и сравнительный анализ концепций коллективного субъекта, позволивший выявить проблемы релятивизма конструкта «субъектность». Научная новизна исследования заключается в экспликации методологических проблем при психологическом изучении сетевых сообществ: неопределенность объекта исследования, релятивизм конструктов, описывающих свойства сетевых сообществ, выступающих в качестве предмета исследования и др. В статье предлагается подход к анализу субъектности сообщества, основанный на дискурсивной парадигме, где в качестве объекта исследования рассматривается контент сетевого сообщества, а субъектность, как предмет исследования базируется на ее дискурсивных признаках при условии верификации психометрической модели проявления дискурсивных маркеров в качествах коллективной субъектности.
Внутренний мир человека
Холина О.А., Казанцева Е.В., Петрова Е.Г. - Психотерапевтический потенциал и основные возможности медитативных практик в работе с аддиктивным поведением c. 15-28

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30532

Аннотация: Анализируется содержательный момент современной психотерапии, на примере использования медитативной практики в работе с аддиктивным поведением. Обосновывается научный и практический потенциал использования медитативных практик в современной психотерапевтической работе. Приводятся характеристики когнитивного конструкта осознанность/ mindfulness. В ряде зарубежных и отечественных работ осознанность рассматривается как ключевой механизм личностного развития и индивидуального благополучия, как ведущий инструмент психотерапевтической практики, позволяющий человеку избежать "жизни на автомате", осознанно и целенаправленно воспринимать реальность. Описываются ключевые положения буддисткой философии, включаемые зарубежными исследователями в пространство когнитивно-бихевиоральной терапии, анализируется аккумуляция восточного опыта западной научной традицией. Приводятся основные терапевтические модели, созданные на основе майндфулнесс J. Kabat-Zinn «Программа осознанности для снижения стрессовых состояний» (MBSR); J. Kristeller программа «Программа осознанности по работе с компульсивным пищевым поведением» MB-EAT, внедряемые в современную зарубежную терапевтическую практику. Рассматриваются характерные примеры эмпирических исследований использования практики майндфулнесс в работе с алкогольной и наркотической зависимостью, а также компульсивным пищевым поведением.
Мотивация и духовность личности
Семерикова А.А., Новгородцев В.М. - Роль психосексуального развития в формировании насильственной сексуальной мотивации c. 29-44

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.29083

Аннотация: Объектом настоящего научного исследования является личность насильственного сексуального преступника. Особое внимание уделено препубертатному и пубертатному периоду как наиболее значимому для развития и становления личности. Предпринята попытка выявления причин и условий, определяющих формирование насильственной сексуальной мотивации, ключевым элементом которой, по мнению авторов, являются дефекты психосексуального развития, заключающиеся в формировании деструктивной сексуальности, влекущей за собой аномалии сексуального поведения, включая сексуальное насилие. Целью настоящей статьи является выявление истоков формирования насильственной сексуальной мотивации. Основой исследования послужил криминологический и психолого-психиатрический анализ, в ходе которого было обследовано и проинтервьюировано 132 лица, совершивших преступления насильственного сексуального характера, привлекаемых к уголовной ответственности, т.е. на момент производства следственных действий, до момента осуждения. Основные выводы исследования. Деструктивная сексуальность формируется на стадиях первичной и промежуточной социализации. Этим стадиям соответствуют три стадии психосексуального развития, на каждой из которой можно выделить факторы, которые могут являться отправной точной формирования деструктивной сексуальности, лежащей в основе мотивации на сексуальное насилие. Стадия инфантильной сексуальности – деформированные отношения с матерью; стадия латентной сексуальности – телесные наказания, низкий порог сексуальной возбудимости, повышенная восприимчивость на фоне излишней любознательности; стадия нестабильной сексуальности – влияние группы, импринтинг, пубертатный криз, кризис идентичности.
Индивид и личность
Березина Т.Н., Чумакова Е.А. - Индивидуально-личностные предпосылки развития сердечно-сосудистых заболеваний в пожилом возрасте c. 45-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30494

Аннотация: Цель - Исследование особенностей личностной организации жизненного пути, влияющих на развитие сердечно-сосудистых заболеваний у разных типов личностей пожилого возраста. Метод: диагностика личностных черт, анкетирование жизненного пути, анализ медицинских документов, экспертная оценка. Зависимые переменные: черты личности: агрессивность, активность, общительность, оптимизм, заботливость и особенности жизненного пути (карьера, хобби, вредные привычки и т.п.). Независимая переменная - уровень сердечно-сосудистой патологии; дополнительные переменные: профессиональные типы, пол и возраст. Статистический метод: дисперсионный анализ ANOVA. Эмпирическая база: пенсионеры - 496 человек (110 мужчин и 386 женщин). Результаты: риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пенсионеров увеличивают: агрессивность, профессиональная деятельность в сфере «человек- техника», психологические зависимости: употребление алкоголя, табакокурение, перееедание; снижают: наличие предметных увлечений и оптимизм. На связь личностных характеристик и сердечно-сосудистых заболеваний оказывают дополнительное влияние . профессиональные типы. У пенсионеров рабочих и технических специальностей риск сердечно-сосудистых заболеваний дополнительно усиливали общительность, активность и целеустремлённость, карьерный рост и снижало наличие предметных хобби. У пенсионеров человекоориентированных профессий дополнительно снижало риск наличие спортивных хобби, а у пенсионеров - офисных работников снижали профессиональная деятельность и карьерный рост, а увеличивали какие-то другие виды занятий, на уровне тенденции также были благоприятными социальные взаимодействия. Выводы: наряду с общими, существует индивидуально- личностные предпосылки к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, зависящие от профессионального типа человека. Для уточнения этих результатов необходимы дополнительные исследования.
Личностный рост
Мартьянова Г.Ю. - Расширение адаптационного потенциала в практике совладания с трудными жизненными ситуациями c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.28650

Аннотация: Целью исследования, представленного в статье, была проверка возможности расширения репертуара адаптивных способов регулирования активности в трудной жизненной ситуации посредством воздействия на образ психического состояния. Понимание регуляторной активности опирается на тезаурус субъектно-деятельностного подхода, где она описывается как мера обусловленности действий по совладанию с жизненными трудностями в соответствии со спецификой внутреннего состояния самого субъекта ситуации. Адаптационный потенциал рассматривается как феномен, релевантный содержанию опыта регуляторной субъектной активности. На материале участников психотерапевтических групп проводится анализ и сравнение образов психического состояния в актуально действующей проблемной ситуации и в ситуации успешного совладания с жизненными трудностями. Показаны изменения в образах состояния после работы по осознанию отдельных качеств. Приводятся статистические доказательства наличия связи формальных показателей образов состояния с уровнем стиля осознанной саморегуляции произвольной активности. Обосновывается динамика зависимости исследуемых параметров в соответствии с изменениями мощности, структурированности и интенсивности образов психического состояния.
Профессиональная психология
Корнеева Я.А., Рудакова Ю.Н. - Особенности личности медиаторов при различной успешности проведения примирительной процедуры c. 68-80

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30555

Аннотация: Восстановительная медиация активно развивается, как по уголовным делам, так и в школьных учреждениях. Данная модель основана на принципах восстановительного правосудия, позволяет переосмыслить конфликт, найти из него выход, наладить отношения, принести извинения. Восстановительная медиация занимает важное место, она способствует решению проблем социализации ребенка в сфере образования и профилактики девиантного поведения, формирования законопослушного поведения, решая конфликтные ситуации и криминальные дела из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, судов, школ. Тем самым улучшая качество детства ребенка. Важную роль в процедуре имеет обученный ведущий примирительной процедуры – медиатор. От особенностей его личности зависит успешность процесса медиации. Цель исследования: выявить особенности личности медиаторов при разной успешности проведения примирительной процедуры. В исследовании приняли участие 61 медиатор. Методы исследования: анкетирование и психологическое тестирование. Статистические методы анализа: описательные статистики, таблицы сопряженности с применением Х2 Пирсона и многомерный дисперсионный анализ. В исследовании представлен анализ развития медиации в Архангельской области, составлена психологическая характеристика успешных медиаторов, выявлены особенности медиаторов при разной успешности проведения примирительной процедуры, разработаны рекомендации по оптимизации обучения медиаторов. Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 19-011-00385 «Медиация по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних: современное состояние и перспективы развития», 2019-2021 гг.
Психология и педагогика
Флеров О.В., Минайченкова Е.И. - Иноязычные коммуникативные способности и их развитие в учебном процессе c. 81-91

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30250

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье выступают иноязычные коммуникативные способности. Предмет исследования – возможности и механизмы их развития средствами лингвообразовательного процесса. Авторы обосновывают методологическую ценность психологического знания в лингводидактике и важность психологии как источника новых возможностей теоретического обоснования и повышения эффективности лингвообразования. Особое внимание уделяется структурно-содержательной специфике иноязычных коммуникативных способностей и её учёту в применении наиболее современных методов, форм и подходов в преподавании иностранного языка. В исследовании применяется аналитико-дедуктивный метод, подразумевающий содержательный переход от понятия «способность» к понятию «коммуникативная способность» и, наконец, к иноязычным коммуникативным способностям как наиболее узкому понятию. Применяется также метод абстрагирования, позволяющий выявить сущность способностей отдельно с психологических и с педагогических позиций. Детальный анализ понятия «иноязычная коммуникативная способность», а также анализ соотношения рассматриваемых понятий в психологии и компетентностно-ориентированной педагогике, равно как слияние данных методологических плоскостей в междисциплинарном проблемном поле лингвообразовательного процесса с выявлением конкретных дидактических и методических возможностей и трудностей развития рассматриваемых способностей в комплексе составляют новизну данной работы.
Психология развития
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста c. 92-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.27003

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в системе «ребенок–мать» в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста. Автором поднимается вопрос о недостаточной методологической проработанности эмпирических исследований детско-родительских отношений и предлагается рассмотрение проблемы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Особое внимание уделяется анализу детско-родительских отношений в младшем подростковом возрасте с позиции сформированности детско-родительской общности как коллективного субъекта. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности структуры взаимоотношений на этапе начала младшего подросткового возраста, стилевые особенности родительского отношения в этот период, аспекты межличностных переживаний, указывающие на психологический кризис в детско-родительских отношениях. В работе использован психодиагностический комплекс из шести методик, которые позволяют исследовать стили родительского воспитания, особенности отношения подростка к ближайшему социальному окружению, личностные особенности матери и ребенка. Научная новизна исследования заключается в том, что особенности детско-родительских отношений в период вхождения ребенка в подростковый кризис проинтерпретированы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Обнаружено, что родительско-детские отношения в этот период жизни ребенка характеризуются значительным разнообразием вариантов эмоционально-поведенческих реакций. Использованная в работе процедура факторного анализа позволяет структурировано описать лишь половину взаимосвязанных изменений показателей детско-родительских отношений. Возникает несовпадение переживаний матери и младшего подростка относительно функционирования системы «ребенок–мать»; обнаружены маркеры возникновения кризиса в становлении детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. Наблюдаются варианты социально неадекватного поведения ребенка в ответ на чрезмерно требовательное отношение матери.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.