по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 02-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Клиническая психология
Глазкова Ю.В. - Выраженность алекситимических проявлений у подростков c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27511

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности алекситимии у подростков, обучающихся на первом курсе колледжа. Алекситимия рассматривается в русле психологической концепции, как один из важных факторов нарушения психического здоровья и проявляющаяся в нарушениях эмоциональной сферы. Объектом исследования является выраженность алекситимии у подростков. Предметом исследования выступают особенности проявления алекситимии у подростков в зависимости от места проживания (город, село), возраста, половой принадлежности, среднего балла академической успеваемости в школе. Методы и методика: обзор литературных источников, анкетирование (пол, возраст, место проживания до поступления в колледж, средний балл аттестата); психодиагностическая методика Торонтская алекситимическая шкала (TAS) – опросник, предназначенный для изучения алекситимии как личностной характеристики. Представленные материалы эмпирического исследования алекситимии у подростков позволяют утверждать: в большей степени алекситимия выражена у студентов в возрасте до 16 лет; чаще встречается у юношей, проживающих в городе и имеющих высокий средний балл академической успеваемости в школе. Для своевременного предотвращения развития факторов риска алекситимии необходима психолого-педагогическая профилактика данного явления. При этом важно учитывать тот факт, что подростковый возраст является одним из тех возрастных периодов, когда происходит окончательное формирование эмоциональной сферы, в том числе, и закрепление алекситимических черт, если таковые имеются. Поэтому крайне важно не допускать развития проблемной личности. Материалы эмпирического исследования могут быть использованы для повышения результативности коррекции и профилактики данного феномена у здоровых людей.
Потенциал интеллекта
Рафикова А.С. - Психосемантика субъективных представлений билингвов и монолингвов об искусственном билингвизме c. 7-20

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27818

Аннотация: Статья посвящена психосемантическому исследованию межличностного восприятия билингвов у билингвов и монолингвов. Вопросам билингвизма посвящено множество исследований, но его влияние на структуру семантического пространства межличностного восприятия изучено не было. Предметом исследования является структура субъективных представлений билингвов и монолингвов об искусственном билингвизме. Объектом исследования стали субъективные представления об искусственном билингвизме. Целью данного исследования явилось выяснение модификации семантического пространства межличностного восприятия билингвов в зависимости от факта владения/невладения иностранным языком. Методом исследования стала оригинальная методика частного семантического дифференциала, созданная для исследования и реконструкции системы значений, посредством которой происходит межличностное восприятие билингвов. Реконструкция семантического пространства межличностного восприятия билингвов на двух контрастных выборках показала, что размерность и содержание семантических пространств билингвов и монолингов существенно различаются. Для выборки монолингвов было выделено четыре значимых фактора семантического пространства: сложность в общении, энтузиазм, эксцентричность, симпатия. Семантическое пространство выборки билингвов оказалось трехмерным: энтузиазм, доброжелательность, скромность. Новизна исследования заключается в использовании в качестве способа сравнения факторных структур двух выборок метода объединения данных. Это позволило выявить, что по сравнению с монолингвами билингвы склонны воспринимать билингвов как более целеустремленных и открытых в общении, тогда как монолингвы воспринимают билингвов скорее как апатичных и закрытых.
Тело и телесность
Погонцева Д.В. - Методы исследования феномена «лукизм» в современной психологии c. 21-26

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27696

Аннотация: В статье рассматриваются современные исследования феномена «лукизма», т.е. дискриминации людей с привлекательным/не привлекательным внешним обликом. При том, что проблемы дискриминации по внешнему облику рассматриваются зарубежными авторами с точки зрения проявления лукизма в разных сферах жизни человека, анализ современных исследований указывает на то, что изучение вопросов лукизма носят обрывочный характер. Исходя из этого, мы поставили целью рассмотреть современные исследования, изучающие различные аспекты лукизма и рассмотреть методы и методики, которые применяются в России и зарубежом для изучения лукизма. В работе проводится анализ исследований направленных на изучение различных проявлений лукизма, приводится описание методик направленных на изучение феномена «лукизм». В статье делается заключение о том, что на данный момент, не существует разработанного комплекса методик позволяющих изучить феномен привлекательного внешнего облика как совокупность характеристик, при этом используя не большое количество различных методик. Также подчеркивается момент необходимости визуализации объектов оценивания, и разработки методики, которая бы отражала различные факторы влияющие на проявление дискриминации к людям с привлекательным или не привлекательным внешним обликом.
Философия и психология
Иванов Д.В. - Экстерналистская парадигма в когнитивной науке c. 27-37

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28292

Аннотация: Предметом исследования является экстерналистская парадигма понимания психических процессов. Данная парадигма изучается с точки зрения ее применения в когнитивной науке. Особый акцент делается на исследовании потенциала экстернализма для решения «трудной проблемы сознания» - проблемы натуралистического объяснения феноменальных аспектов сознательного опыта. В работе рассматриваются разные варианты экстернализма и делается вывод о том, что только экстернализм относительно содержания в варианте, предложенном Дж. Макдауэлом, способен прояснить с позиций натурализма природу как ментального содержания, так и феноменальных качеств, обнаруживаемых в сознательном опыте. Исследование ведется в контексте современной аналитической философии сознания и философии когнитивной науки, что предполагает активное использование метода концептуального анализа и таких методологических приемов, как анализ мысленных экспериментов. Новизна исследования заключается в демонстрации, что для понимания природы психических процессов достаточно выделить два вида экстернализма: экстернализм относительно ментальных состояний и экстернализм относительно содержания. При этом отмечается, что основную роль в понимании природы сознания играет экстернализм относительно содержания, экстернализм относительно ментальных состояний, набирающий благодаря энактивизму популярность в когнитивной науки, играет лишь вспомогательную роль.
Клиническая психология
Чебакова Ю.В., Паршуков А.Ю., Харисова Р.Р. - Механизмы нарушения контекстной обработки в задачах на обобщение при пограничных психических расстройствах c. 38-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28391

Аннотация: Предметом исследования является изучение различных механизмов нарушения контекстной обработки и их компенсации, которые могут выступать дифференцирующими психодиагностическими критериями при тяжелых формах пограничной психической патологии и шизотипическом расстройстве. Реализованы разные способы актуализации социального контекста в зависимости от варьируемых условий предъявления стимульного материала и его эмоциональной заряженности. В исследовании приняли участие 110 респондентов: 20 пациентов с расстройством личности, 20 респондентов с невротическим расстройством, 20 больных шизотипическим расстройством и 50 испытуемых без психических заболеваний. Применялся модифицированный вариант экспериментальной методики «Исключение предметов» с двумя сериями проб, предполагающими варьирование семантических связей между предметами и усиление скрытых, коннотативных, эмоционально нагруженных свойств предметов; патопсихологический эксперимент; методики исследования когнитивных стилей. Основные выводы исследования описывают дифференциальные механизмы нарушения контекстной обработки при пограничной психической патологии и шизотипическом расстройстве в их связи с особенностями когнитивных стилей. Эмпирически показаны разные механизмы нарушения контекстной обработки – эмоциональной дисрегуляции у респондентов с расстройством личности и контекстной дезинтеграции при шизотипическом расстройстве – при отсутствии нарушений в выборке невротического расстройства и контрольной группе.
Психология масс
Бочаров А.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. - Смысловые поля восприятия феномена «экстремизм» студенческой молодежью c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28522

Аннотация: Предметом исследования являются особенности восприятия феномена «экстремизм» студенческой молодежью. Цель исследования – установление зависимости восприятия экстремизма в молодежной студенческой среде от социально-психологических факторов для построения многомерной типологии восприятия экстремизма молодежью как основы психопрофилактической работы с ней и ее окружением. Были выявлены особенности связи между результатами тематического и частотного контент-анализа ассоциаций с экстремизмом и личностными особенностями студенческой молодежи. Исследование строилось на предположении, что отношение студенческой молодежи к экстремизму зависит от совокупности социально-психологических факторов: пол, возраст, состав семьи, профессия, доверия к людям и обществу, смысложизненных ориентаций, удовлетворенности жизнью. Междисциплинарная исследовательская модель строилась на основе комплементарной взаимодополняемости психолингвистических и психодиагностических измерений (СЖО, Шкала доверия Розенберга, Опросник качества жизни и удовлетворенности), ассоциативного эксперимента, контент-анализа, кросстабуляции и кластерного анализа. Гипотеза исследования: отношение молодежи к экстремизму зависит от определенных психологических системных зависимостей ассоциативных и личностных характеристик. В результате исследования было выделено два инвариантных смысловых концепта: идеологическо-политические и психологические ассоциации. Выявленное смысловое богатство ассоциативных полей демонстрирует размытость и всеохватную неопределенность в понимании экстремизма в студенческой среде. Кластеризация психодиагностических переменных и ассоциаций экстремизма позволила вычленить сходство и различие в понимании экстремизма в зависимости от пола, что необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий распространения экстремизма.
Внутренний мир человека
Сессаревская З.А. - Особенности проявления ценностных ориентаций у инвалидов c. 69-76

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27952

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как теоретические подходы к пониманию ценности личности, онтогенез данного феномена, рассматривает основные типологии и классификации выделения ценностей, даёт теоретический анализ особенностей проявления ценностей и ценностных ориентаций. Проводит эмпирическое исследование для выявления особенностей проявления ценностных ориентаций у лиц имеющих инвалидность с детства с сохранным интеллектом, которые включены в социальную группу (учебную или рабочую). В связи с этим был выделен объект исследования - ценностные ориентации и предмет исследования - ценностные ориентации инвалидов-детства. В ходе исследования была использована методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина. Для сравнения эмпирических значений двух независимых выборок был использован непараметрический метод статистики U-критерий Манна-Уитни. Основным выводом исследования является то, что выявленные особенности проявления ценностных ориентаций у лиц, имеющих инвалидность с детства, а также лиц, не имеющих инвалидности заключается в способе взаимодействия с социальным окружением, обществом. Данный способ у инвалидов-детства обусловлен нозологическим статусом и особенностями развития.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Изотова М.Х., Посохова С.Т. - Коррекционные возможности музыкотерапии: эмоциональный аспект c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28390

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из актуальных, на сегодняшний день тема, посвященная методам развития способности дифференциации эмоций у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Эту тему можно считать ключевой для современного общества, так как коррекция эмоций при умственной отсталости, является необходимой для гармоничной интеграции подростков в социальную среду и общество в целом. Одним из средств развития эмоций является музыкотерапия. Музыкальный язык- язык эмоций и чувств, с помощью которого музыка передает содержание и силу чувства человека, вызывая тем самым ответное эмоциональное переживание. В качестве показателей дифференциации эмоций измерялась способность дифференцировать эмоции по мимике с помощью пиктограмм и фотографий, также оценивалось вербальное обозначение эмоций. Исследование показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости испытывают выраженные трудности идентификации эмоций, не учитывают эмоциональные оттенки. Доказывается позитивное влияние средств музыкотерапии на способность дифференцировать эмоций, повышение точности и разнообразия выражения собственных эмоций. Музыкальное воздействие позволило подросткам с легкой степенью умственной отсталости расширить диапазон переживаемых эмоций, увеличить эмоциональный словарь.
Клинический случай
Климкова Н.П., Климков О.С. - Психоаналитическая терапия детской депрессии: теория и клиника c. 88-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27533

Аннотация: Объектом исследования данной статьи выступает феномен детской депрессии, рассматриваемый в его клиническом и теоретическом аспектах. Предметом анализа служит психоаналитический подход к терапии детской депрессии и попытки ее осмысления в русле теории психоанализа. Предложено описание картины симптомов при депрессии у детей с особым акцентом на уяснении специфики депрессивной симптоматики, присущей данному возрасту. Это является диагностически значимым фактором, поскольку если использовать в диагностике только те критерии, которыми определяется депрессия у взрослых, то существует большой риск не заметить депрессии у ребенка. Автор использует психоаналитический метод изучения психики и, в частности, психики маленького ребенка, развитый в трудах М. Кляйн, Д.В. Винникотта, Ф. Дольто. Целью нашей работы было показать трудности психического становления ребенка от рождения до латентного периода. В результате проведенного исследования было выявлено, что дети с психомоторной нестабильностью страдают от архаической тревоги, активируемой вынужденной неподвижностью, всяким ограничением двигательной активности и мыслей. У депрессивных детей мало внутренних ресурсов, фантазии их рудиментарны, пути разрядки эмоций коротки, как будто этим эмоциям не хватает задержки и психической обработки.
Изотова М.Х., Земляных М.В. - Система отношения к себе подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье c. 108-117

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28378

Аннотация: В статье рассматривается проблема жестокого обращения с подростками как фактор, препятствующий адекватному развитию личности. Актуальность исследования определяется важностью изучения, формирующегося в подростковом возрасте самоотношения, которое является базовым условием социализации. В качестве психологических последствий физического насилия, применяемого по отношению к подросткам в семье, рассматриваются эмоциональный и оценочный компоненты самоотношения. В данной статье также изучались отношение родителей к подросткам, анализировались причины, побуждающие родителей применять такую форму наказания. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовалась методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. Родителям была предложена анкета и методика личностного дифференциала Ч. Осгуда для выявления восприятия своих детей. Определено, что негативное, неуважительное, эмоционально холодное отношение родителей связано с самоотношением подростков, их желанием познавать себя. Среди критических последствий насилия указываются негативные свойства личности, выражающиеся в низкой самооценке, ощущении собственной ненужности, бесполезности, сомнении в собственной важности. Также выявлена взаимосвязь между отношением родителей и компонентами самоотношениия подростков.
Психология развития
Корзунин В.А., Пузанова В.И., Антанович К.Г., Ятманов А.Н. - Психофизиологические и личностные корреляты успешности профессионального обучения курсантов операторского профиля c. 118-125

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27914

Аннотация: Статья посвящена изучению психофизиологических и личностных коррелятов успешности профессионального обучения курсантов операторского профиля. Данные социально-психологического изучения и психофизиологического обследования молодежи показали, что в современных демографических и социальных условиях юноши часто не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации в период обучения, предъявляющего повышенные требования к функциональному состоянию организма и личности курсантов. Указанные показатели должны определяться на этапе поступления в военное учебное заведение, а так же в процессе обучения в рамках мероприятий медико-психологического сопровождения обучающихся. С учетом совокупных экспертных оценок, курсанты распределены на две группы успешности обучения: «более успешные» и «менее успешные». Методология исследования заключается в проведении сравнительного исследования в группах. Успешность освоения учебной программы курсантами и формирование профессиональных компетенций, в том числе по овладению навыками работы операторов-связистов связаны с наличием и выраженностью ряда психофизиологических и личностных качеств: сила и высокая выносливость нервной системы, высокая подвижность и сбалансированность нервных процессов; уровень вербального и невербального интеллекта, качества логического и пространственного мышления, скоростные когнитивные характеристики, показатели продуктивности и надежности (эффективности) мыслительной деятельности; высокий уровень нервно-психической устойчивости, развития коммуникативных и морально-нравственных качеств; военно-профессиональная направленности и низкая склонность к девиантным формам поведения и суицидальному риску.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.