по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 18-06-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Психология и педагогика
Блинова Ю.Л. - Психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия участников образовательного сообщества средствами мультимодальных арт-технологий c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25763

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса взаимодействия участников образовательного сообщества в новых социокультурных условиях. В статье подробно анализируются существующие проблемы в области взаимодействия внутри образовательного сообщества, связанные с изменением роли школы и учителя в современном социуме, с появлением трудностей в установлении контакта между учащимися и взрослым миром, обусловленных «цивилизационным барьером». Автор статьи также рассматривает феномен трансформации современного «родительства» , выбор стратегий собственной родительской самоэффективности («parental self-efficacy») и их влияние на образовательный процесс в российской школе. В статье раскрывается специфика реализации мультимодальных арт-технологий (методов и приемов Exspressive Arts, адаптированных к условиям российского образования) в процессе психолого-педагогического сопровождения. Автор статьи обосновывает выбор мультимодальных арт-технологий как эффективного средства оптимизации взаимодействия участников образовательного сообщества (учащихся, их родителей и педагогов образовательного учреждения) за счет самоисследования и осмысления собственных эмоциональных и поведенческих паттернов взаимодействия в процессе креативной деятельности в разных модальностях воображения, приобретения нового опыта в процессе невербального общения и расширения диапазона коммуникативных стратегий. Особый вклад автора в исследование данной темы заключается в расширении представлений о возможности использования методов и приемов Exspressive Arts в российском образовании, обогащении методического инструментария педагога-психолога. Практическая значимость исследования заключается в разработке Программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов образовательных учреждений первой и высшей категории «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного сообщества в триаде «учащийся-педагог-родитель», результаты апробации которой свидетельствуют об ее эффективности.
Философия и психология
Руднев В.П. - Мышление и Реальное Лакана c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25573

Аннотация: Предметом исследования является соотношение человеческого мышления с одним из самых сложных концептов Жака Ланка - Реальное. Непосредственного доступа в Реальному нет, только через Символическое, то есть через язык. Мышление связано с Реальным через инстинкт смерти, поскольку Лакан в семинаре "Этика психоанализа" отождествляет эти два концепта. Исходя из этого, можно предположить, что мышление является галлюцинаторным феноменом, поскольку оно действует в поле "согласованного бреда", как автор статьи в своей книге "Логика бреда" (М., 2015) называет нашу обыденную реальность. Как показывает автор статьи, Реальное для европейского человека ассоциируется с основателем христианства. Мышление связано с преодолением фрустраций. Поэтому мышление будет не нужно, когда человек станет полностью сознательным в смысле Г. И. Гурджиева и его школы. Но это очень долгий и мучительный путь. Методология исследования связана со структурным психоанализом Лакана, а также с методом психосемиотики, выработанным автором статьи на протяжении многих лет его работы на стыке психологии и фундаментальной философии. Новизна исследования - в сопоставлении мышления и Реального Лакана. Автор приходит к выводу, что мышление человека носит галлюцинаторный характер, т. к. Лакан связывает Реальное с инстинктом смерти, а инстинкт смерти также имеет галлюцинаторный характер. Поэтому мы должны работать над преодолением мышления в поисках Сознательности в смысле Г. И. Гурджиева и его школы. Сознательному человеку мышление как операция с арбитрарными знаками не нужно.
Внутренний мир человека
Цветкова М.В. - Рефлексия как форма проявления субъектности сознания c. 22-29

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.21440

Аннотация: Предметом исследования является рефлексия как форма субъектности сознания. Субъектностьсознания как категория расширенного понятия управления имеет фундаментальное значение направленности и полноты взаимодействия прежде всего внутренних миров (сознаний) субъектов. Следовательно, субъектность есть способность модификации (перестройки) внутреннего мира познаваемого, это способность создавать себе подобных в способности конструирования собственной модели внешнего мира, т.е. создавать иную субъектность не меньше собственной. Автор показывает, что сознание обладает субъектностью, как способностью рефлексивного воздействия сознания одного субъекта на сознание другого субъекта. По существу, основное содержание рефлексивного механизма состоит в управлении осознанием управляемого субъекта личного выбора решения на основе создания у него такого образа ситуации, в которой управляемый субъект осознанно принимает решение в пользу управляющего субъекта. Такое взаимодействие субъектов рассматривается как управление внутренним миром другого субъекта и является субъектностью. Впервые показана преобразующая функция рефлексии сознания , раскрывающая субъектность сознания, которая может проявляется расширением субъектности сознания через реструктуризацию рефлексии сознаний других субъектов и, следовательно, реструктуризацию целеполагания предметной деятельности вторичных субъектов взаимодействия. Понимание рефлексивных аспектов субъектности сознания расширит возможности научного понимания феномена сознания и позволит обществу осуществить научно-обоснованный выбор системообразующих субъектов, обладающих субъектностью развития.
Профессиональная психология
Филимонов Д.М. - Интегративно-динамическая модель профессиональной активности c. 30-36

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.24443

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является профессиональная активность. В рамках данного исследования предложена теоретическая модель интегративно-динамическая модель профессиональной активности. Для этого обозначается важность понятия "профессиональная активность" в рамках отечественной психологии, предлагается рабочее определение профессиональной активности, обосновывается значимость данной модели по сравнению с уже существующими. Предлагается краткое описание каждого из компонентов профессиональной активности в контексте источника (внутренний или внешний компонент), а именно энергетический, возможности реализации, регулятивный, динамический, результативный. Исследование проводилось в рамках теоретического сравнительного анализа существующих моделей как общей, так и профессиональной активности. Основными результатами теоретического исследования можно считать формирование расширенной интегративно-динамической модели профессиональной активности, расширение феноменологии понятия активность. Данная модель является отправной точкой для создания диагностической батареи профессиональной активности, учитывающей расширенную феноменологию. Предлагается практическая реализация модели при анализе профессиональной активности фрилансеров как представителей особой формы профессиональной деятельности.
Клиническая психология
Нечипоренко В.В., Лыткин В.М., Зун С.А., Курасов Е.С., Ятманов А.Н. - Об отечественных приоритетах в истории учения о психопатиях c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25747

Аннотация: Патология личности, обозначаемая ранее как «психопатии», а в настоящее время – «расстройство личности», занимает центральное положение в структуре психической патологии, относимой к пограничным состояниям, соприкасаясь при этом тесным образом со спектром расстройств эндогенного круга. Тем не менее, эта клиническая форма во многих отношениях остается неясной в смысле этиологии, патогенеза и даже своих клинических границ. В этих случаях, как считал О.В. Кербиков, целесообразно обратиться к историческому аспекту проблемы, в котором, по мере ее развития, обнаруживаются определенные дискуссионные моменты. С исторической точки зрения рассматривается вопрос появления термина психопатия. Об отечественных приоритетах в истории учения о психопатиях. В России первое описание психопатии принадлежит В.Х. Кандинскому. Вместо одного имени (И.М. Балинского), с которым до определённого времени связывалось выделение психопатии, следует назвать, по мнению О.В. Кербикова, по меньшей мере три: В.Х. Кандинского, О.А. Чечотта и И.М. Балинского, причем вклад каждого из них в создание учения о психопатиях весьма различен. Так, О.А. Чечотт последовательно и настойчиво вводил новое понятие в судебно-психиатрическую практику, И.М. Балинский своим авторитетом способствовал признанию нового в то время понятия, широкой общественностью и, в частности, юристами наряду с обоснованием клинической самостоятельности «психопатии», В.Х. Кандинский с большим мастерством описал психопатологию.
Ключи творчества
Капустина В.А., Тараканов А.В., Кавун Л.В. - Психолого-педагогическое сопровождение одаренной молодежи на примере проекта «Школа талантов» Новосибирского государственного технического университета c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25841

Аннотация: Объектом исследования является одаренность, предметом - психолого-педагогическое сопровождение одаренности студентов в условиях обучения в университете. Авторами статьи подробно представлены результаты анкетирования по выявлению одаренной молодежи на уровне высшего образования в контексте реализации проекта "Школа талантов". В основе концепции программы психолого-педагогического сопровождения одаренности лежит модель Дж. Рензулли и представления о множественном потенциале одаренности Е.С. Романовой. Особое внимание в статье уделяется описанию способов психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов при помощи тренинговых технологий. Основными методами исследования в статье являются теоретический метод (анализ научных работ по теме одаренности), анкетирование с целью выявления потенциальных участников проекта, психодиагностическое тестирование с применением модифицированной версии опросника креативности Д. Джонсона (в адаптации Е. Туник). Также представлено описание эксперимента, проведение которого планируется в рамках реализации проекта. По итогам анкетирования наибольшее количество студентов, имеющих достижения, проявили одаренность психомоторную (83%) и интеллектуальную (73%). В результате тестирования было обнаружено, что большинству участников свойственно оценивать свой уровень креативности как высокий и очень высокий (52% испытуемых). Таким образом был определен 81 потенциальный участник «Школы талантов». Наиболее перспективными категориями одаренности с точки зрения психолого-педагогического сопровождения авторы проекта считают интеллектуальную, социальную и художественную одаренность, поскольку развитие спортивной и академической одаренности требует в большей степени интенсивного командного взаимодействия со спортивными тренерами и преподавателями каждого учебного направления.
Духовная реинкарнация
Мильков В.В. - Представления об инобытии по данным памятников древнерусской письменности (историко-психологическая специфика) c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25408

Аннотация: Предметом рассмотрения являются средневековые представлений об ином мире и разные трактовки земного рая в ментальности Древней Руси. Объект исследования – содержание ортодоксальных, апокрифических и легендарных текстов об ином мире. Эталонными являются переводные тексты экзегетов (Севериана Габальского, Иоанна Дамаскина, Козьмы Индикоплова), а также их славянских интерпретаторов (Иоанн экзарх Болгарский). В сравнительном ключе с ними изучаются апокрифы о земном рае («Хождение Агапия в рай», «Житие Макария Римского», «Хождение Зосимы к рахманам» и оригинальные древнерусские произведения инобытийной тематики («Палея Толковая», «Послание о четстном рае» Василия Калики). Анализируется культурно-историческое своеобразие древнерусского танатологического феномена и его историко-психологическая специфика. Воззрения на инобытие изучаются с позиций междисциплинарного подхода, позволяющего объединить идейно-религиозную интерпретацию с приемами этнофункционального анализа в психологии. Установлено, что единого понимания иного мира в Древней Руси не существовало, что отразили споры о рае. Сделан вывод, что вера в земной рай на Руси формировалась под влиянием антиохийской традиции богословия, апокрифических хождений к раю и народных легенд о достижении края света. Древнерусский танатологический комплекс рассматривается как важная грань русской ментальности, которая формировалась на основе взаимодействия канонических, апокрифических и дохристианских представлений.
Психотехника
Пшеничная В.В., Коробкова Ю.Е. - Влияние Sandplay терапии на тревожность и уровень психологического стресса у студентов университета с тенденциями СДВГ c. 70-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25675

Аннотация: Целью настоящего исследования является изучение влияния Sandplay терапии на тревожность и уровень психологического стресса у студентов вузов с тенденциями синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Предметом исследования является эффективность Sandplay в работе со взрослыми с тенденцией СДВГ. Десять студентов университета с выраженными показателями СДВГ, высоким уровнем тревожности и психологического стресса участвовали в Sandplay терапии в течение десяти недель. Исследование было проведено с использованием одногрупповой первичной и вторичной диагностики. Основными методами работы является теоретический анализ научной литературы и корреляционное исследование. Данные были проанализированы с использованием рангового критерия Вилкоксона. Данная работа показала значимые различия в плане снижения тревожности и психологического стресса у студентов. Проведенное корреляционное исследование дает основание полагать, что Sandplay терапия оказывает благотворное воздействие на тревожность и психологическое напряжение у студентов с тенденциями синдрома дефицита внимания и гиперактивностьи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.