по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 21-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Профессиональная психология
Řezáč P., Kurečková V., Zámečník P., Trepáčová M. - Structure of Drivers´ Rehabilitation Programs and Evaluation of These Programs in the Czech Republic c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.24689

Abstract: The article deals with drivers´ rehabilitation programs. The program is determined for drivers who withdrawn driving licenses for repeatedly traffic offenses or for transport crimes. The program aims to change the behavior and attitudes of dangerous drivers. The program is designed as 4 hours group meetings (6 meetings). The meetings themselves combine education and therapeutic intervention. In this framework, not only is the therapeutic work of instructors used, but also group dynamics. Typical participants of this program are drivers under influence of alcohol or drugs. The rehabilitation program works in most European countries. In the Czech Republic are currently under pilot study. This study presents step by step the structure of drivers´ rehabilitation program in the Czech Republic. This article deals with the possibilities of measuring the program´s effectiveness although. It is always important to consider the possibilities of evaluating such measures in the implementation of any action aimed at changing the behavior and attitudes of an individual.
Психология развития
Гольберт Е.В., Толстых Л.Р. - Особенности самооценки подростков, обучающихся в сельской и городской школах c. 13-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.24986

Аннотация: Предметом исследования является самооценка подростков, обучающихся в сельской и городской школах. Объект исследования самосознание личности.Гипотеза исследования: исходя из положения о том, что существуют различия в особенностях самооценки подростков, обучающихся в сельской и городской школах, мы предположили, что наиболее значимые различия наблюдаются в сфере самосознания: для городских школьников характерен более высокий уровень развития самосознания и рефлексии. В качестве теоретической основы исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам: развития личности, самосознания и развития самооценки личности, психологических особенностей подросткового возраста и самооценки подростка. В исследовании использовались следующие методы: теоретические,психодиагностические, методы количественного и качественного анализа, нтерпретационные, методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, φ* критерий Фишера, факторный анализ. Новизна исследования заключается в том, что наиболее значимые различия в самооценке подростков, обучающихся в сельской и городской школах установлены в сфере самосознания. Для городских школьников характерен более высокий уровень развития самосознания и рефлексии. Значимые различия выявлены по шкалам: «Открытость», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Самоценность», «Самопривязанность», «Самообвинение». Самооценка городских подростков зависит от степени открытости и осознанности своего «Я», привязанности к своему «Я», Отрицательный полюс самоотношения и самооценки находится в зависимости от наличия внутренних споров и сомнений в своих способностях. Самооценка сельских подростков зависит от оценки окружающих. Эмоциональная оценка и отношение к себе строится на заинтересованности в своем «Я», отрицательный полюс самоотношения и самооценки зависит от отсутствия симпатии.
Профессиональная психология
Кузьмина А.С. - Самоотношение выпускников юридического факультета c. 23-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25299

Аннотация: В статье рассмотрены результаты исследования различий в особенностях самоотношения выпускников юридических факультетов на разных этапах профессиогенеза: стадия обучения на выпускном курсе высшего учебного заведения; стадия социально-профессиональной адаптации; стадия вхождения в профессию; стадия формирования кадрового резерва. Цель работы — выявление достоверных различий параметров самоотношения выпускников юридического факультета на различных стадиях профессиогенеза. Объект исследования: самоотношение личности. Предмет исследования: сравнительный анализ параметров самоотношения выпускников юридического факультета на различных стадиях профессиогенеза Методология исследования: теория отношений В. Н. Мясищева; концепция самоотношения С. Р. Пантилеева, В. В. Столина; акмеологический подход к изучению личности А. А. Деркач; понимание самоотношения в качестве субъективного критерия самореализации личности Н. С., Л.Б. Шнейдер). «Тест-опросник самоотношения» С. Р. Пантилеева, В. В. Столина; методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева. Новизна исследования Самоотношение в данном исследовании отражает целостное отношение к системе межличностных связей с субъектами деятельности, в которую личности вступают в процессе прохождения стадий профессиогенеза. Получены различия по показателям самоотношения на разных стадиях профессиогенеза: показатель интегрального самоотношения (F = 6,77 при p≤0,01), самоуважения (F = 4 при p≤0,01), ожидаемого положительного отношения других (F = 5,63 при p≤0,01), самоинтереса (F = 5,37 при p≤0,01), саморуководства (F = 5,87 при p≤0,01). Наиболее низкие результаты по заявленным показателям выявлены в группе выпускников на стадии прохождения стажировки.
Клиническая психология
Гриднева А.А., Ларионова А.В., Мещерякова Э.И. - Формирование стрессоустойчивости в психологическом сопровождении сотрудников пенитенциарной службы c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25667

Аннотация: Предмет исследования – формирование стрессоустойчивости в экстремальных условиях профессиональной деятельности работников пенитенциарной системы посредством сочетанности системного воздействия тренинговых мероприятий и аудиовизуальной стимуляции. Исследование выполнено в рамках психологии здоровья и ориентировано на разработку методического комплекса для психологического сопровождения и психопрофилактики стрессовых состояний, возникающих под воздействием экстремальных условий профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы. Разработана и апробирована программа психологического сопровождения, направленная на формирование стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы, которая используется в работе психологических лабораторий пенитенциарных учреждений. В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования использовались методы измерения, формирующего эксперимента, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Научная новизна исследования заключается в получении новых научных данных о повышении стрессоустойчивости за счет развития навыков саморегуляции и формирования компонентов смысложизненных ориентаций. В результате апробации программы было выявлено, что психологическое воздействие, сочетающее в себе одновременное использование тренинга и аудиовизуальной стимуляции, позволяет добиться большей эффективности в формировании стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья, что проявляется в существенном увеличении выраженности показателей смысложизненных ориентаций наряду с показателями стрессоустойчивости.
Профессиональная психология
Блинова Ю.С. - Образы «Я-реального» и «Я-идеального» в профессиональной концепции личности водителя транспортного средства c. 41-47

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25709

Аннотация: Безопасность дорожного движения опирается не только на мастерство водителей и их профессионально-важные качества, но и на поведение и самооценку участников дорожного движения. Статья посвящена проведенному исследованию, объектом в котором выступила Я-концепция личности водителя транспортного средства, а предметом - образы «Я-реального» и «Я-идеального». Перед автором поставлены такие задачи, как: изучение и сопоставление образов «Я-реального» и «Я-идеального» в профессиональной концепции личности водителей; выявление входящих в них компонентов. В качестве метода и методик исследования выступают опрос и модифицированные варианты проективной методики Т. Куна и составленный специально для данного исследования семантический дифференциал. Результатом работы выступает сравнение соответствия действительных представлений водителей о себе с их идеализированными представлениями. Намечены пути устранения подобных несоответствий. В частности, отмечается необходимость принятия мер по повышению уровня подготовки водителей, развитию их психологической компетентности в области саморегуляции, совладания со стрессом и толерантного отношения к окружающим.
Философия и психология
Kryuchkov K.S. - Hermeneutics of Love: New Ground for Psychological and Social Practice c. 48-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25701

Abstract: In the present paper, the authors will scrutinize the ‘hermeneutics of love’, the concept, which is being developed by the representatives of humanistic psychology (Selig, Robbins) as well as clinical-community psychology (McInerney). The authors deductively consider this approach from different points: ontological, axiological and gnoseological. The authors try to compare and contrast ‘hermeneutics of love’ to ‘hermeneutics of suspicion’. In addition, the authors analyze a more traditional approach to understanding. The authors consider their role as a basis for social and psychological practice and discuss different practices that are being developed under the framework of hermenutics of suspicion and, on the other hand, the hermenutics of love. The authors also introuce hermenutics of love as a basis of psychology in ‘human science’ in contrast to that in  ‘natural science’.
Внутренний мир человека
Зубарева Н.С., Мазуренко Я.А. - Психологические защиты алекситимической личности c. 59-66

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25376

Аннотация: Объектом исследования является алекситимия как психологический феномен. Предметом исследования — психологические защиты алекситимической личности. Автор рассматривает алекситимию как защитоподобный механизм, защищающий человека от непереносимых аффектов, стрессовых и травмирующих ситуаций. Однако блокирование эмоций может привести к потере интереса к жизни, к снижению чувствительности к болезненным ощущениям и, как следствие, к усилению соматического эффекта. В статье описаны результаты исследования взаимосвязи психологических защит с выраженностью алекситимии и различия в выраженности защит между группами людей с высоким, повышенным и низким уровнями алекситимии. Методики исследования: Торонтская алекситимическая шкала (Г. Д. Тэйлор, адаптация института им. В. М. Бехтерева); Опросник структуры психологических защит М. Бонда (адаптация Е. Е. Туник). Исследование позволило составить представление о способах алекситимической личности справляться с жизненными трудностями. Особым вкладом автора в исследование темы является деление выборки на подгруппы по уровням выраженности алекситимии, что дает возможность определить характерные особенности присущие каждому уровню алекситимии, а так же особенности возрастания алекситимии в группе людей с пока еще низким её уровнем, что позволяет выявить риски развития алекситимических проявлений.
Личностный рост
Краснобаев П.А. - Саногенная рефлексия психологов-консультантов c. 67-72

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25433

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования, предметом которых выступила саногенная рефлексия практикующих психологов, работающих в соответствии с полученным образованием. В исследовании приняли участие 52 человека. Среди них: 25 человек психологи, в возрасте от 21 года до 30 лет, составившие экспериментальную группу; 27 человек – банкиры с высшим профильным образованием (возраст от 21 года до 30 лет), которые составили контрольную группу. Главной задачей исследования было выявить зависимость уровня саногенной рефлексии от сферы профессиональной деятельности. Исследование проводилось с помощью «Когнитивно-эмотивного теста» (КЭТ), разработанного Ю. М. Орловым и С. Н. Морозюк и статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена). Актуальность исследования заключается в определении сформированности саногенной рефлексии практикующих психологов с целью последующего повышения уровня профессиональной компетентности. Выявлено, что психологи обладают высоким уровнем самопринятия и интеграции собственных эмоций, однако уровень саногенной рефлексии среди них ниже, чем у представителей экономической сферы. Составлены практические рекомендации для формирования компетенций, присущих практикующему психологу, на начальном этапе образования.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Пшеничная В.В. - Особенности эмоционально-функциональной сферы у подростков с различным типом жалоб на самочувствие c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25195

Аннотация: Статья посвящена изучению здоровья подростков. И прежде всего тем факторам, которые могут способствовать его сохранению и психопрофилактике заболеваний. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционально-функциональной сферы и самочувствия подростков. В статье эмоционально-функциональная сфера рассматривается как фактор определяющий здоровье человека, как основная составляющая психопрофилактики заболеваний. Особое значение отношение к эмоционально-функциональной стороне жизни приобретает в вопросах воспитания и образования, так как система современного образования продолжает строиться на развитии интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к развитию эмоциональной и функциональной сфер. Методология исследования построена на анализе и обобщении литературных данных и современных исследований по вопросам взаимосвязи эмоционально-функциональной сферы и самочувствия. Также автором проведено собственное исследование с применением методов психологической диагностики. Особым вкладом автора является изучение эмоционально-функциональной сферы и самочувствия подростков в аспекте развития психосоматического подхода в современной медицине и психологии. Обобщенные результаты, полученные в ходе исследования, позволили описать особенности эмоционально-функциональной сферы в группах испытуемых с различными типами жалоб на самочувствие. Полученные данные могут быть положены в основу психопрофилактической работы с подростками.
Профессиональная психология
Сессаревская З.А. - Сравнительный анализ психологической культуры личности работников, занятых в различных сферах профессиональной деятельности c. 83-90

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.24214

Аннотация: Объект исследования является психологическая культура как интегральное личностное образование. Предметом исследования выступает ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности работников, занятых в различных профессиональных сферах деятельности. Цель исследования выражается в выявлении различия проявления ценностно-смыслового компонента психологической культуры личности работников, занятых в различных профессиональных сферах. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как характеристика понятия "психологическая культура личности", выявляет различия ценностно-смыслового компонента психологической культуры личности работников занятых в различных профессиональных сферах деятельности, а также проводит сравнительный анализ испытуемых групп менеджеров и программистов. Методы и методики исследования: 1. Метод монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы). 2. Метод сравнительный (сопоставление результатов по определенному критерию разных групп испытуемых). Психодиагностические методы: 3. Методика измерения ценностей Ш. Шварца. 4. Методика «Психологическая культура личности» О. И. Мотков. 5. Методика исследование самосознания (МИС) Пантелеева. Статистические методы: 6. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. 7. Критерий Манна-Уитни. Основным выводом проведенного исследования является: 1. Различия могут быть представлены из-за особенностей профессиональной деятельности. 2. На эффективность выполнения профессиональной деятельности влияют, не только профессиональные качества, но и личностные. 3. Профессиональный вид деятельности откладывает отпечаток на выработке оптимальных стилей поведения. 4. Для повышения эффективности менеджерам рекомендовано развивать личностную (индивидуальную) сферу; программистам – социальную (групповую) сферу, направленную на социальное взаимодействие. 5. Развитие психологической культуры позволит человеку эффективнее совершенствоваться как в личной, так и в профессиональной сферах деятельности.
Капустина В.А., Репп О.А. - Специфика проявления копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, работающих в разных условиях c. 91-96

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.24854

Аннотация: Данная статья посвящена сравнительному анализу особенностей применения копинг-стратегий сотрудниками правоохранительных органов, работающими с документацией, и сотрудниками правоохранительных органов, реагирующими на вызовы. Объектом исследования являются копинг-стратегии сотрудников правоохранительных органов. Предметом исследования выступила специфика копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, имеющих разные условия профессиональной деятельности. Гипотеза исследования - существует специфика применения копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, имеющих различные условия профессиональной деятельности, а именно: работающих с документами и реагирующих на вызовы. Исследование включало в себя использование теоретического метода, эмпирического метода в форме психодиагностического тестирования (были использованы опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман); методика «Индикатор копинг-стратегий» (Дж. Амирхан); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге); опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» (В.И. Моросанова)) и математического метода с применением U-критерия различий Манна-Уитни. Выборку исследования составили 120 человек: 60 сотрудников, работающих с документацией, и 60 сотрудников, реагирующих на вызовы. Обнаружены достоверно значимые различия между сотрудниками, реагирующими на вызовы, и сотрудниками, работающими с документами, по таким шкалам, как "Стратегия разрешения проблем", "Стратегия поиска социальной поддержки" (методика «Индикатор копинг-стратегий» (Дж. Амирхан), «Конфронтация», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблем», «Принятие ответственности» (опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Программирование», «Гибкость», «Самостоятельность», «Оценивание результатов» (опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.