по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 16-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Этнос и этничность
Ларин Н.А. - Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.23962

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема исследования феномена эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. Целью исследования являлось изучение феномена эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. Введён новый теоретическое конструкт – эмоциональное выгорание от межкультурного взаимодействия или межкультурное эмоциональное выгорание. Апробирована новая методика для изучения эмоционального выгорание от межкультурного взаимодействия. Полученные результаты позволили разработать две шкалы для оценки уровня эмоционального выгорания от межкультурного взаимодействия и систему оценки общего показателя межкультурного эмоционального выгорания. Применялись методы анкетирования, шкалирования и метод тестов (MBI (Опросник выгорания Маслач) адаптированный Водопьяновой и опросник «Межкультурное эмоциональное выгорание»). Приводятся результаты апробирования методики «Межкультурное эмоциональное выгорание» и полученные данные на основании данного опросного метода. Результаты исследования позволили выделить два фактора межкультурного эмоционального выгорания, которые взаимосвязанным с показателями эмоционального выгорания. Для общей оценки межкультурного выгорания, нами был разработан интегральный индекс межкультурного эмоционального выгорания, который имеет высокую корреляционную взаимосвязь со всеми показателями эмоционального выгорания, по К.Маслач.
Внутренний мир человека
Шаповал И.А. - Границы контакта Я и не-Я как пространство трансформаций диспозиций личности c. 10-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.24026

Аннотация: Предметом исследования являются границы контакта Я и не-Я – пространства «между», в котором формируются и трансформируются диспозиции личности в широком контексте взаимодействий Я и не-Я. Целью исследования выступает анализ и систематизация характеристик границ Я, изменение которых благодаря контакту с не-Я детерминирует трансформации диспозиций. Особое внимание уделяется уточнению содержания и связей феноменов Я и не-Я в их множественности и описанию границ их контакта, его дефицитов и способов его прерывания. Статья исходит из методологии междисциплинарного и номотетиче-ского подходов. Проблемный метод использован в постановке, анализе и интерпретации нерешенной проблемы, не имеющей на сегодняшний день единого исследовательского подхода. Анализ, оценка, обобщение и дополнение ряда известных идей и положений психологии опирается на аксиоматический метод. Новизна исследования заключается в доказательстве наличия внутренних причинно-следственных связей между характеристиками и изменениями границ контакта Я и не-Я и трансформациями диспозиций. Основными выводами исследования являются заключения: 1) о сущности границ контакта Я и не-Я как личностно и диспозиционально образующих и трансформирующих феноменов и 2) о роли характеристик границ в возможностях их изменений, в конструктивности или деструктивности потенциала этих изменений и в опосредовании связи контакта Я и не-Я с трансформациями диспозиций личности.
Понять человека
Артемьева О.А., Щелокова М.В. - Историография советской зоопсихологии: герои, достижения и этапы развития в представлениях авторов академических учебников c. 23-35

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.23492

Аннотация: Авторами данной статьи обосновывается проблема образа отечественной зоопсихологии и престижа данной отрасли знания среди современных психологов. Особое внимание уделяется недооценке вклада исследователей-зоопсихологов как в общую психологию в целом, так и в становление отечественной психологической традиции. Зоопсихология, являясь ярким экспериментальным направлением в советской науке, по неизвестным причинам оказалась мало востребованной в наши дни. Впервые предпринимается историографический анализ взглядов отечественные исследователей на развитие зоопсихологии и сравнительной психологии. Объектом исследования является историография советской зоопсихологии. Материалом анализа являются отечественные академические учебники – систематизированные пособия, являющиеся основным источником знаний о развитии, достижениях и перспективах разработки зоопсихологической проблематики для студентов психологических факультетов. В учебниках К. Э. Фабри, М. Н. Сотской, Г. Г. Филлиповой, изданных в 1976-2007 гг., выделяются герои, достижения и этапы становления и развития науки. Основное внимание уделяется особенностям представления истории отечественной зоопсихологии и ее советского этапа. В качестве характерной особенности историографии истории отечественной психологии выделяется ее представление в связи с развитием смежных областей науки, прежде всего, физиологии. Как центральный путь исторического становления зоопсихологии определяется разработка проблемы эволюционного развития психики. Отмечается внимание, уделяемое авторами, истории определения методологических основ и понятийного аппарата отечественной зоопсихологии, в частности, при разработке общепсихологической проблематики. Образ истории отечественной зоопсихологии представляется прежде всего в контексте интеллектуальной истории науки. В связи с этим обосновывается необходимость рефлексии и изложения социального и научно-социального характера причин положения отечественной зоопсихологии в современной российской науке и образовании, его обусловленности историческими особенностями научной политики. Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ № МД-1443.2017.6, частично – гранта РФФИ № 17-36-01096.
Индивид и личность
Малютина Т.В., Морозова И.С. - Структура и содержательные характеристики профессиональной идентичности студентов медиков c. 36-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.24179

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимосвязей структурных компонентов профессиональной идентичности на различных этапах обучения в вузе.Рассмотрены значения содержательных характеристик у студентов на различных этапах обучения и определены значимые корреляционные связи между структурными компонентами профессиональной идентичности. Авторами в статье дается теоретическое обоснование компонентам профессиональной идентичности, с опорой на представление о ней как структурном образовании. Особое значение уделяется описанию результатов эмпирического исследования и особенности становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза на разных этапах обучения. Методы исследования: модифицированный вариант психосемантической методики множественной идентификации (В.Ф. Петренко), самоактуализации тест (в адаптации Л.Я. Гозмана), морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), методика изучения факторов привлекательности (В. Ядов), опросник изучения уровня притязаний (В.К. Гербачевский), методика определения эмоциональной напряженности (составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габдреевой 1988), методика оценки индекса жизненного стиля (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конт), методика определения индикатора копинг-стратегий (Дж. Амирхан). Новизна исследования заключается в том, что показано, что идентичность человека представлена в непрерывной динамике процессов идентификации (знания и представления о себе), связанных со способностью человека сохранять свою целостность и полноту собственного «Я» (эмоционально-оценочное отношение к самому себе как «деятелю») и реализовывать поставленные цели в жизненном пространстве самого человека.
Профессиональная психология
Пеша А.В., Коропец О.А. - Подходы к оценке эффективности тренингового воздействия в отечественных и зарубежных исследованиях c. 44-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.23746

Аннотация: В статье авторами проанализированы современные подходы к оценке эффективности тренингового воздействия с точки зрения социальной и профессиональной психологии, а главным объектом воздействия социально-психологического тренинга выступает личность. Авторами представлен анализ подходов к понимании эффективности тренингового воздействия Жукова Ю. М., Петровской Л. А. Проанализированы с точки зрения релевантности подходы к оценке изменений психотехническим воздействием тренинга на личность, межличностные отношения и профессиональные компетенции таких авторов, как: Д. Р. Киркпатрик, Р. Байкли и Д. Кэйпла, А. Д. Чанько, Л. А. Петровской, О. А. Пятковой. Методы, которые используют авторы во время своего исследования: контент-анализ данных печатных и электронных источников текстовых данных эмпирических и практических исследований авторов на тему эффективности тренингового воздействия в социально-психологическом тренинге. Авторами делается вывод о существующих пробелах в фиксации и интерпретации личностных эффектов наиболее востребованных на сегодняшний день краткосрочных тренинговых программ. На основе результатов исследований Пятковой О. А. и Кабрина В. И. авторами представлена схема социально-психологической оценки стресс-транформации личности, осуществляющейся в процессе реализации краткосрочных тренинговых программ. Предлагаемая схема облегчает интерпретацию результатов тренингового воздействия в рамках транскоммуникативного подхода в оценке краткосрочных программ на различных этапах цикла обучения.
Психология и педагогика
Флеров О.В. - Иноязычная коммуникативная мотивация и её развитие в учебном процессе c. 53-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.23790

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена развитию иноязычной коммуникативной мотивации средствами учебного процесса как одного из основных условий реализации коммуникативного обучения иностранному языку, которое в XXI веке утвердилось как ведущий подход в лингводидактике. В статье уделяется особое внимание содержанию и соотношению понятий «учебная мотивация» и «коммуникативная мотивация» в процессе освоения иностранного языка, а также исследованию влияния всех основных элементов лингводидактической системы (содержание, методы, средства и формы обучения) на иноязычную коммуникативную мотивацию. Исследование базируется на отечественных теориях коммуникативно-ориентированного обучения языкам, а также на общей теории учебной мотивации. Помимо содержательного анализа рассматриваемых понятий применяется метод абстрагирования при выявлении влияния каждого конкретного фактора на развитие иноязычной коммуникативной мотивации (далее – коммуникативной мотивации). Новизна статьи заключается в том, что в ней с лингводидактических позиций проанализировано понятие «коммуникативная мотивация», традиционно сливающееся с учебной мотивацией в методике обучения иностранным языкам. Автор демонстрирует, что в условиях обучения языку коммуникативная мотивация – частный случай учебной мотивации, обладающий определёнными свойствами. Понимание этих свойств позволяет более эффективно использовать средства учебного процесса для её развития. Это даёт материал для исследований по психологическому обоснованию эффективности конкретных методов, форм и средств обучения, а также отбора содержания обучения иностранным языкам.
Клинический случай
Старовойтов В.В. - Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа c. 69-81

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.24184

Аннотация: Данная статья посвящена истории идейного размежевания Ш.Ференци и З.Фрейда во взглядах на природу психической травмы и принципы психоаналитического лечения. Если Ш.Ференци пытался добиться отклика на травматические чувства, то З.Фрейд ратовал за «нейтральную позицию» аналитика, проводящего лечение в ситуации отказа в удовлетворении невротических потребностей пациента. Трудность в оценивании созданных ими теорий заключается в том, что каждый из них высказывал в целом обоснованные клинические положения. Автор статьи пытается разобраться в сути их разногласий, а также определить значимость трудов Ш.Ференци для современного психоанализа. Методология исследования основывается на критическом изучении трудов Ш. Ференци и З.Фрейда и сравнении получаемых ими результатов, а также написанных о Ш.Ференци работ зарубежными и российскими авторами, что позволяет высказать ряд суждений как о специфических проблемах истории психоанализа, так и о культуре изучаемой эпохи. Научная новизна статьи заключается в последовательном обосновании мысли о предвосхищении в творчестве Ш.Ференци методов психотерапии в современном психоанализе. Он первым обратил внимание на природу детской травмы и унижения, а также пришел к осознанию существенной важности регрессии в проработке такой травмы.
Психология развития
Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Ятманов А.Н. - Особенности профориентации старших школьников с интрапсихическим конфликтом c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.24182

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы изучения особенностей профориентации старших школьников с интрапсихическим конфликтом. Наличие или отсутствие интрапсихического конфликта определялось с помощью методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой. При выраженности внутриличностной диссоциации меньше 32 баллов обследованный относится к группе «без интрапсихического конфликта», с уровнем больше 32 баллов – «с конфликтом». В исследовании приняло участие 99 старших школьников мужского пола в возрасте 16-18 лет. Методология исследования основана на проведении сравнительного анализа в группах. Математическое моделирование проводили с использование дискрининантного анализа. Обследованные с конфликтом выбирают более понятные, простые ценности: активная деятельная жизнь, любвь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Обследованные без конфликта выделяют значимость мета-ценностей: красоты природы, искусства, уверенность в себе, познание, творчество. Анализ дискриминантной модели прогноза наличия интрапсихического конфликта у старших школьников показывает значимость особенностей профориентации на формирование конфликта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.