по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 07-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Психология и педагогика
Зубова Л.В., Аптикиева Л.Р., Бурсакова М.С. - К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23288

Аннотация: Предметом исследования являются условия профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка, которую мы определяем как качественную, динамическую характеристику личности (имеется в виду её изменчивость, подверженность исправлению, коррекции), фундаментальную основу которой представляет совокупность криминогенных качеств личности и асоциальные, противоправные мотивы, которые обуславливают склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Содержательно криминогенная направленность представлена параметрами: особенности личности, черты характера подростка; социальные взаимоотношения; представление и субъективное отношение к своему будущему. Было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Актуальность работы обуславливает необходимость ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка, с целью предотвращения её формирования в устойчивое образование личности. Существует явное противоречие между потребностью современного общества в правопослушном подрастающем поколении и увеличением роста преступности несовершеннолетних; между потребностью практики в теоретическом, методическом обеспечении процесса профилактики и коррекции криминогенной направленности и отсутствием практических рекомендаций для осуществления этих процессов и повышения их эффективности. Стремление разрешить противоречия определило проблему исследования - выявление психолого-педагогических условий ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка. Мы исходили из предположения о том, что ранняя профилактика и эффективная коррекция криминогенной направленности возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических, индивидуально-личностных характеристик); выявление криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему; оптимизация взаимоотношений с социумом (изменение параметров криминогенной направленности); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса. Исследование позволило установить, что профилактика и коррекция криминогенной направленности личности подростка будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических характеристик: конфликтности, враждебности, агрессивности, склонности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению установленных социальных норм и правил и др; и индивидуально-личностных: эмоциональной нестабильности, импульсивности, возбудимости, акцентуации характера и др.); б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить негативные качества личности; появление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни); формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему (адекватное, объективное представление будущего, изменение приоритетов в определении жизненных целей, ценностей); оптимизация взаимоотношений с социумом (снижение конфликтности, враждебности, агрессивности в отношениях, склонности к насилию; повышение уровня социальной адаптации); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса (творческий процесс совместного решения проблем подростка, посредством реализации своих индивидуальных деятельностей, их предметного содержания; основная цель: направить совместные действия для создания условий развития личности подростка). Анализ изменений криминогенной направленности личности подростка, (в аспекте составляющих её компонентов), при последовательной реализации психолого-педагогических условий, осуществлялся с помощью методик, проводимых до и после реализации коррекционных мероприятий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся, противоправному поведению» (разработана Вологодским центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие»); «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Оценка степени признания вины» (разработана Н. П. Крейдун, Е. Е. Поливановой, Л. Н. Яворовской), опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви). Проводился качественный и количественный анализ произошедших изменений, использовались методы математической статистики (t - критерий Стьюдента). Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности. Практическая значимость исследования заключается в обогащении практики взаимодействия специалистов различных профилей, родителей формами и методами совместного решения вопросов по профилактике и коррекции криминогенной направленности.
Актуальный вопрос
Фатенков А.Н. - Автократия учительства в эпоху продажи "образовательных услуг" c. 23-37

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23289

Аннотация: Автор выстраивает актуальную типологию обучающих с характерной для каждого типажа мировоззренческой, этической, методологической и дидактической ориентацией. Особое внимание уделяется фигуре автократа. Он тот, кто властвует над собой. Самостоятельность для него важнее признания окружающих. Ролью ассистента, а тем более посредника, он никогда не удовлетворится. Он не просит помощи от других и не навязывает им свою, помогая людям избирательно, точечно. Если автократ получает признание, то становится ещё и авторитетом. Но не всякое признание свидетельствует об автократичной первооснове: оно может выказываться распущенной персоне и проистекать из слабости почитателей. Вольно или невольно распространяя власть над собой вовне, автократ обретает черты авторитарной личности. Та не является заведомо деструктивной. Возможный испуг либерал-обывателя здесь преждевременен. Реальная помощь людям приходит именно от автократа – и чаще, чем реальная угроза. Авторские рассуждения конструктивно-критически соотносятся с взглядами Т. Адорно, Ж. Батая, Р. Дебрэ, Г. Маркузе, Ф. Ницше, М. Полани, М. Хайдеггера, Ф. Энгельса, Ф.Г. Юнгера и Э. Юнгера. Знаковые тенденции и феномены, обнаруживаемые в современном российском образовании, свидетельствуют о его кризисном состоянии. Сфера образования всё прочнее привязывается к монетарной социальной стратегии: к практике посредничества и преобладанию формальных критериев в оценке работы и учёбы. В этой связи вводится понятие инновационного декаданса. Действенно и содержательно противостоять негативу, исправить положение дел способны, согласно приводимой аргументации, только автократы. В соотнесении с нынешней образовательной ситуацией автор тезисно обращается к ценностным и стилистическим особенностям философии как социально-культурного феномена и как университетской дисциплины.
Социальные страсти
Сидоренков А.В. - Межличностные противоречия как детерминанты конфликтов в малых группах c. 38-50

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22518

Аннотация: Предметом исследования являются типы межличностных противоречий (противоречий интересов, деятельностно-организационных противоречий, деятельностно-санкционирующих противоречий, противоречие мнений и идей, личностно-поведенческих противоречий и ценностно-нормативных противоречий), уровни конфликта (межличностный, микрогрупповой и групповой) по двум типам (деятельностно-ориентированному и субъектно-ориентированному). Объектом исследования являются малые производственные группы – малочисленные по составу компании и первичные структурные подразделения в средних и крупных организациях и предприятиях. Особое внимание уделяется связям каждого типа противоречий по отдельности и в сочетании друг с другом с переменными (уровнями и типами) конфликта в группе в целом и внутри неформальных подгрупп. Проведено исследование 42 производственных групп (N=334 работников) посредством опросника типов межличностных противоречий, опросникв типов межличностного конфликта и опросника типов группового и микрогруппового конфликта. Все опросники включены в компьютерную технологию «Групповой профиль – Универсал», ГП-У(М-16) и интегрированы в ней с формализованным методом определения неформальных подгрупп в группе. Обследование испытуемых проводилось в индивидуальной форме на персональном компьютере с последующей обработкой результатов посредством ГП-У(М-16). Впервые комплексно исследована связь разных противоречий и переменных конфликта в группе в целом и внутри неформальных подгрупп на основе типологии противоречий и многомерной модели внутригруппового конфликта. Установлено, что типы межличностных противоречий имеют прямую связь с теми или иными переменными (уровнями и типами) конфликта в группе и неформальных подгруппах. В группе в целом типы межличностных противоречий являются предиктором межличностного и группового конфликта, а в неформальных подгруппах – межличностного и микрогруппового конфликта. Не только отдельные типы противоречий, но и определенные их сочетания являются предикторами переменных конфликта. Некоторые типы противоречий в своей взаимосвязи являются более сильными предикторами переменных конфликта в группе и подгруппе, чем по отдельности. Полученные результаты позволят на практике прогнозировать на основе оценки типов противоречий возникновение и протекание тех или иных переменных конфликта в группе, а также целенаправленно управлять конфликтами посредством управления противоречиями.
Индивид и личность
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей как репрезентации «образа мира» личности в российской психологии c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22407

Аннотация: В данной статье затронута проблема влияния «образа мира» личности на ее восприятие и категоризацию других людей. Цели теоретического исследования заключались в том, чтобы установить взаимосвязи метафор «своих» и «чужих» людей и феномена «образ мира» личности, а также провести сравнительный анализ данных метафор в связи с разными типами «образа мира». Предметом теоретического исследования выступили метафоры «своего» и «чужого» человека и содержательные характеристики разных типов «образа мира». Приведены результаты эмпирического исследования метафор «своих» и «чужих» людей в разных интерпретативных репертуарах их восприятия. В эмпирическом исследовании применены следующие методы: классификация метафор, нарративный анализ, анализ характеристик представлений, методы математической статистики. Впервые проведен сравнительный анализ разных интерпретативных репертуаров восприятия «своих» и «чужих» людей в связи с «образами мира» личности разных типов. На основе когнитивной концепции метафоры впервые разработана модель метафор разных видов в интерпретативных репертуарах восприятия «своих» и «чужих» людей как репрезентаций «образов мира» личности.
Профессиональная психология
Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Уровень субъективного контроля как личностный маркер психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики c. 62-73

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22853

Аннотация: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-7500.2016.6). Безопасность в промышленной деятельности в первую очередь зависит от самого работника, при этом не только от его отношения к соблюдению охраны труда, но также и от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения и эффективности его психологической саморегуляции. Одним из значимых личностных маркеров психологической безопасности персонала можно считать локус контроля, так как в исследованиях ряда авторов (Г. Айзенка, Э.Л. Гастилайте, А.М. Емельянова, А.Н. Кострова, М.А. Котика, Б.Ф. Кулагина, А.К. Цгоевой и др.) показана их взаимосвязь. Статья посвящена изучению локуса контроля как личностного маркера психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний в условиях Арктики. Для достижения поставленной цели проведено исследование на нефтегазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового заезда 30 дней). В исследовании приняли участие 70 работников в возрасте от 24 до 60 лет (средний возраст 38,7 ± 1,3). Стаж работы вахтовым методом обследованных варьируется от 0,5 года до 31 года (9,53±1,2). Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, психофизиологическое и психологическое тестирование, статистические методы анализа данных. Статистические методы анализа: описательные статистики; многомерный дисперсионный анализ. Статистическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)). Наиболее важными параметрами локуса контроля, которые имеют статистически значимую связь с большинством компонентов психологической безопасности работников нефтегазодобывающим компаний в условиях Арктики являются интернальность в области здоровья и болезни, в области межличностных и семейных отношений, а также в области неудач. Выявлено, что для обеспечения психологической безопасности специалистов нефтегазодобывающим компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики необходимо иметь умеренный уровень экстернальности в области неудач, а в области здоровья и болезни, семейных и межличностных отношений – умеренный интернальный локус контроля
Алексеев Д.Е. - Психологические детерминанты функциональной надёжности сотрудника дорожно-патрульной службы. c. 74-84

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23265

Аннотация: Объектом исследования является функциональная надёжность сотрудника дорожно-патрульной службы. Предметом исследования является взаимосвязь психофизического благополучия и работоспособности сотрудника дорожно-патрульной службы как факторов детерминант (показателей) его функциональной надёжности. Автор рассматривает такие аспекты темы как алгоритм определения наиболее значимых факторов функциональной надёжности данной категории сотрудников, информативность этих факторов, их связанность между собой. Особое внимание уделяется содержанию факторов-детерминант функциональной надёжности сотрудника дорожно-патрульной службы, рассмотрению идей различных авторов относительно изучаемой проблемы. Автором были использованы метод наблюдения, метод тестирования, метод опроса, применялись аппаратные средства для оценки психофизического благополучия, методы математической статистики. Основными выводами проведённого исследования является: психофизическое благополучие и работоспособность являются факторами-детерминантами функциональной надёжности сотрудника дорожно-патрульной службы; данные факторы значимо взаимосвязаны. Новизна исследования заключается в том, что доказана перспективность использования новых идей о работоспособности и психофизическом благополучии как факторах-детерминантах функциональной надёжности сотрудника дорожно-патрульной службы.
Клиническая психология
Гриднева А.А., Мещерякова Э.И. - Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы) c. 85-95

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23102

Аннотация: Предметом исследования являются адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности работников пенитенциарной системы (в контексте профессиональной самоидентичности, жизнестойкости и субъективного социального, психологического и физиологического благополучия). Объектом исследования выступают стрессовые состояния сотрудников экстремального профиля деятельности (на примере сотрудников пенитенциарной сферы). Исследование выполнено в концепции психологии здоровья и ориентировано на формирование методических рекомендаций по подготовке здоровьесберегащих и здоровьеформирующих технологий и программ превенции стрессовых состояний, возникающих под воздействием стрессоров экстремальной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью методов статистического анализа, психодиагностических методов рассмотрена роль личностных особенностей, смысло-жизненных ориентаций, мотивов профессиональной деятельности в структуре качества жизни и факторов формирования дистресса. Научная новизна заключается в рассмотрении адаптационных ресурсов личности как преципитирующих факторов в модели формирования стрессовых состояний. В результате исследования выявлено, что сотрудники пенитенциарной системы обладают сформированными смысло-жизненными ориентациями. Жизнестойкость, субъективное социальное, психологическое и физиологическое благополучие, рассматриваемые нами как адаптационные ресурсы, не связаны с личными особенностями сотрудников уголовно-исполнительной системы, но с личными установками контроля и стремления к результативности деятельности и жизни.
Психология развития
Никулочкина В.Я. - Особенности креативности младших школьников в нормальной и кризисной ситуации c. 96-102

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23221

Аннотация: Предметом исследования выступают дифференциальные особенности креативности у детей, в нормальных и кризисных ситуациях. Обьектом исслелования является креативность у детей младшего школьного возраста. В основе исследования лежит гипотеза: 1.Актуализация креативности у детей определяется взаимодействием фактора микросреды и условий в которых находится ребенок. 2. Под влиянием фактора кризисной ситуации у детей происходят индивидуально-психологические изменения качеств личности: (индивидуальные факторы организации умственной и когнитивной деятельности, моторное, речевое, личностно-социальное и адаптивное поведение, самооценка, визуальное и вербальное мышление, интеллект). Методы исследования: 1. теоретические – анализ, обобщение и систематизация теоретических подходов и эмпирических результатов, содержащиеся в научных литературных источниках на основе осмысления трудов по философии, психологии, педагогики ; 2. эмпирические – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестовый метод, предусматривающий использование таких конкретных методик: «Лесенка» В.Щур и С. Якобсона на определение самооценки в детском возрасте; прогрессивные матрицы Равена, ориентированые на изучение визуального мышления и развития интеллекта; методика „Звезды и волны” позволяет рассмотреть содержательные характеристики креативности; тест Торренса, направленный на изучение дивергентного мышления у 50 детей в возрасте от 7 до 10 лет, что соответствует младшему школьному возрасту, находящимся в кризисной жизненной ситуации и у 50 детей, соответствующего возраста, в нормальной жизненной ситуации. Выявлены статистически достоверные различия креативности между показателями младших школьников, находящихся в кризисной ситуации и у их сверстников, находящиеся в нормальной жизненной ситуации, что позволяет сделать вывод о том, что пережитая кризисная ситуация у детей может нарушать нормальный процесс развития, влияя на актуализацию креативности, а также на низкую самооценку, снижение образного и ассоциативного мышления, оригинальность, адаптивность, сопротивление замыканию и развитие личности в целом.
Психология чрезвычайных ситуаций
Пазухина С.В., Романова Е.В., Туревская Е.И., Хвалина Н.А. - Коммуникативная толерантность как личностный ресурс в системе профилактики экстремизма в молодежной среде c. 103-116

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23211

Аннотация: Объектом изучения является коммуникативная толерантность студентов. Предмет исследования — коммуникативная толерантность как личностный ресурс студентов в системе профилактики экстремизма в поликультурной среде. Изучается уровень коммуникативной толерантности у студентов, динамика ее развития, имеющиеся различия в зависимости от пола, направления подготовки (педагогического или непедагогического), возраста (курса обучения). Цель — изучение особенностей коммуникативной толерантности как составляющей личностного ресурса в системе первичной профилактики экстремизма в молодежной среде. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов и магистранты 1-2 курсов. Область применения результатов полученные данные могут быть использованы в ходе обоснования и проведения первичной профилактики экстремизма среди студенческой молодежи. Для реализации поставленной цели применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ информационных источников по проблеме толерантности; эмпирические методы: пилотажный эксперимент, тестирование, анкетирование; методы математической статистики. В работе определены гендерные особенности коммуникативной толерантности, показана ее специфика на разных этапах профессионального становления студентов. Новизна исследования состоит в рассмотрении коммуникативной толерантности как личностного ресурса в системе профилактики экстремизма в молодежной среде, уточнении представлений об уровне и динамике ее развития в студенческом возрасте, гендерных различиях и специфике проявления, влияния на экстремистский потенциал молодых людей. Основной вывод заключается в том, что на этапе первичной профилактики экстремизма в молодежной среде необходимо опираться на личностный ресурс, составляющей которого является коммуникативная толерантность, создавая необходимые условия для ее развития в студенческом возрасте.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.