по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 18-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С., Стаховский Е. - Фрейд великий и неисчерпаемый (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.20271

Аннотация: Материал, помещаемый в журнале, представляет собой беседу писателя, ведущего научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгения Стаховского с главным редактором журнала «Психология и психотехника» проф. П.С. Гуревичем. 6 мая этого года исполнилось 160 лет со дня рождения великого исследователя Зигмунда Фрейда. Будучи основателем психоанализа как философского и психологического направлений, он оказал влияние на философию, социологию, философскую антропологию, искусство, медицину и другие смежные науки. Его взгляды вызвали огромный резонанс в мировой культуре. Фрейд стал основоположником особого направления в философии, который так и называется «Психоанализ». Но он также явился родоначальником одного из пяти направлений в мировой психологии – психоанализа. В материале использован метод историзма, который позволяет показать место психоанализа в истории мировой психологии. Этот принцип даёт возможность проанализировать радикальность психологической концепции Фрейда. Оценки наследия Фрейда часто бывают противоречивыми. Общепризнано, что Фрейд оказал влияние едва ли не на все философские направления минувшего века. Иногда отдельные идеи психоанализа получали признание и дополнительную разработку. Это относится, скажем, к экзистенциализму. Порой основные выводы Фрейда подвергались критике. Но при этом философы непременно обозначали позиции сходные и несходные. В области психологии Фрейд совершил настоящую революцию. Показав роль бессознательного в поведении и мыслях людей, он во многом изменил вектор психологического знания.
Гуревич П.С., Стаховский Е. - Фрейд великий и неисчерпаемый (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским) c. 401-406

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68092

Аннотация: Материал, помещаемый в журнале, представляет собой беседу писателя, ведущего научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгения Стаховского с главным редактором журнала «Психология и психотехника» проф. П.С. Гуревичем. 6 мая этого года исполнилось 160 лет со дня рождения великого исследователя Зигмунда Фрейда. Будучи основателем психоанализа как философского и психологического направлений, он оказал влияние на философию, социологию, философскую антропологию, искусство, медицину и другие смежные науки. Его взгляды вызвали огромный резонанс в мировой культуре. Фрейд стал основоположником особого направления в философии, который так и называется «Психоанализ». Но он также явился родоначальником одного из пяти направлений в мировой психологии – психоанализа. В материале использован метод историзма, который позволяет показать место психоанализа в истории мировой психологии. Этот принцип даёт возможность проанализировать радикальность психологической концепции Фрейда. Оценки наследия Фрейда часто бывают противоречивыми. Общепризнано, что Фрейд оказал влияние едва ли не на все философские направления минувшего века. Иногда отдельные идеи психоанализа получали признание и дополнительную разработку. Это относится, скажем, к экзистенциализму. Порой основные выводы Фрейда подвергались критике. Но при этом философы непременно обозначали позиции сходные и несходные. В области психологии Фрейд совершил настоящую революцию. Показав роль бессознательного в поведении и мыслях людей, он во многом изменил вектор психологического знания.
Властомания (Политическая психология)
Рахмановская Е.А. - Беспощадное властолюбие

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.18818

Аннотация: Предметом исследования является феномен властолюбия как выражение особого, страстного начала человеческой природы. Существование власти обусловлено социальной необходимостью, общество немыслимо без правителя, однако стремление к обретению власти не является простым ответом на запрос о лидере. Оно коренится в самых глубинах человеческой души, возникая в качестве своеобразного ответа на экзистенциальную потребность единения с миром, преодоления чувства невосполненности. Разум оказывается не способным обуздать жажду власти, ввести её в рамки рациональности. В статье автор прибегает к использованию методов и принципов философской антропологии, социальной философии и психоаналитического подхода. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена властолюбия как неистощимой страсти, универсальной потребности человека, которая в то же время поддерживается и поощряется социумом. Отмечается, что властолюбие в значительной мере порождается неспособностью к установлению полноценных эмоциональных контактов, отказом от выстраивания личностных структур в пользу фикции превосходства. Делается вывод, что мания власти не только лишает свободы, ограничивает, устанавливает диктатуру, но и берёт в заложники самого властолюбца, обедняет и обуживает его личность, вытравляет чувства.
Рахмановская Е.А. - Беспощадное властолюбие c. 407-414

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68093

Аннотация: Предметом исследования является феномен властолюбия как выражение особого, страстного начала человеческой природы. Существование власти обусловлено социальной необходимостью, общество немыслимо без правителя, однако стремление к обретению власти не является простым ответом на запрос о лидере. Оно коренится в самых глубинах человеческой души, возникая в качестве своеобразного ответа на экзистенциальную потребность единения с миром, преодоления чувства невосполненности. Разум оказывается не способным обуздать жажду власти, ввести её в рамки рациональности. В статье автор прибегает к использованию методов и принципов философской антропологии, социальной философии и психоаналитического подхода. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена властолюбия как неистощимой страсти, универсальной потребности человека, которая в то же время поддерживается и поощряется социумом. Отмечается, что властолюбие в значительной мере порождается неспособностью к установлению полноценных эмоциональных контактов, отказом от выстраивания личностных структур в пользу фикции превосходства. Делается вывод, что мания власти не только лишает свободы, ограничивает, устанавливает диктатуру, но и берёт в заложники самого властолюбца, обедняет и обуживает его личность, вытравляет чувства.
Потенциал интеллекта
Шлыкова Н.И., Полянина О.И. - Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.20156

Аннотация: Статья посвящена изучению соотношения показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворённости браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). Для достижения поставленной цели авторами было организовано исследование, в котором был применён комплекс не только эмпирических, но и математико-статистических методов. Тестирование осуществлялось при помощи следующих методик: 1. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); 2. Тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); 3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984). Анализ полученных данных был осуществлён при помощи следующих математико-статистических методов: 1. Методы описательной статистики; 2. Сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; 3. Корреляционный анализ по Спирмену; 4. Двухфакторный дисперсионный анализ; 5. Факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком совместно. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы: - в показателе эмоционального интеллекта у мужчин и женщин выявлены значительные различия. Таким образом, можно говорить о гендерной предрасположенности к формированию и развитию определённых компонентов эмоционального интеллекта; - в показателе удовлетворённости браком у мужчин и женщин значимых различий обнаружено не было, что может быть обусловлено относительной однородностью опрошенных пар (одинаковый стаж супружеской жизни, отсутствие в данный момент значимых кризисных периодов в развитии семьи); - у женщин развитие общего уровня эмоционального интеллекта положительно влияет на удовлетворённость браком, что подтверждено корреляционным и дисперсионным анализом. У мужчин обнаружена обратная закономерность – удовлетворённости браком соответствует низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что подтверждено только данными дисперсионного анализа; - мужчины и женщины обладают различной структурой взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком.
Шлыкова Н.И., Полянина О.И. - Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин c. 415-419

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68094

Аннотация: Статья посвящена изучению соотношения показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворённости браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). Для достижения поставленной цели авторами было организовано исследование, в котором был применён комплекс не только эмпирических, но и математико-статистических методов. Тестирование осуществлялось при помощи следующих методик: 1. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); 2. Тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); 3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984). Анализ полученных данных был осуществлён при помощи следующих математико-статистических методов: 1. Методы описательной статистики; 2. Сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; 3. Корреляционный анализ по Спирмену; 4. Двухфакторный дисперсионный анализ; 5. Факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком совместно. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы: - в показателе эмоционального интеллекта у мужчин и женщин выявлены значительные различия. Таким образом, можно говорить о гендерной предрасположенности к формированию и развитию определённых компонентов эмоционального интеллекта; - в показателе удовлетворённости браком у мужчин и женщин значимых различий обнаружено не было, что может быть обусловлено относительной однородностью опрошенных пар (одинаковый стаж супружеской жизни, отсутствие в данный момент значимых кризисных периодов в развитии семьи); - у женщин развитие общего уровня эмоционального интеллекта положительно влияет на удовлетворённость браком, что подтверждено корреляционным и дисперсионным анализом. У мужчин обнаружена обратная закономерность – удовлетворённости браком соответствует низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что подтверждено только данными дисперсионного анализа; - мужчины и женщины обладают различной структурой взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком.
Мотивация и духовность личности
Щёлоков К.С. - Человек – это многомерная система

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19541

Аннотация: В современном постижении человека можно выделить две тенденции. С одной стороны, по-прежнему популярна постмодернистская версия «смерти человека». В связи с нею оспаривается вообще необходимость целостного изучения человека как живого существа, занимающего особое место в природе. В постмодернизме любая общность трактуется как обнаружение насилия и заблуждения. Поэтому подвергается сомнению единство человека как многомерной системы. Та цель, которую ставила предшествующая философия по созданию интегральной антропологической картины, перестаёт быть актуальной. Философская антропология в этом случае ориентируется на изучение «складок», «следов» и иных частностей человеческого бытия. Другая тенденция в осмыслении человека, напротив, связана с открытием нейронаук, изучением восприятия реальности в её неповторимой сложности. Это тенденция немыслима без замыслов, связанных с целостным постижением человека. Автор опирается на методы философско-антропологического мышления и приёмы историко-философской реконструкции, методологию понятийного анализа. Автор статьи настаивает на восстановлении традиционных задач философской антропологии. Обнаружение историчности человека в многообразных культурных контекстах позволяет вернуться к анализу социобиологических концепций. Человек, по мнению автора, это не только «очарование тривиального». Философское понимание человека не может ограничиться изучением его самоощущения, присущих ему неуловимых состояний и культуры повседневности.
Щёлоков К.С. - Человек – это многомерная система c. 420-426

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68095

Аннотация: В современном постижении человека можно выделить две тенденции. С одной стороны, по-прежнему популярна постмодернистская версия «смерти человека». В связи с нею оспаривается вообще необходимость целостного изучения человека как живого существа, занимающего особое место в природе. В постмодернизме любая общность трактуется как обнаружение насилия и заблуждения. Поэтому подвергается сомнению единство человека как многомерной системы. Та цель, которую ставила предшествующая философия по созданию интегральной антропологической картины, перестаёт быть актуальной. Философская антропология в этом случае ориентируется на изучение «складок», «следов» и иных частностей человеческого бытия. Другая тенденция в осмыслении человека, напротив, связана с открытием нейронаук, изучением восприятия реальности в её неповторимой сложности. Это тенденция немыслима без замыслов, связанных с целостным постижением человека. Автор опирается на методы философско-антропологического мышления и приёмы историко-философской реконструкции, методологию понятийного анализа. Автор статьи настаивает на восстановлении традиционных задач философской антропологии. Обнаружение историчности человека в многообразных культурных контекстах позволяет вернуться к анализу социобиологических концепций. Человек, по мнению автора, это не только «очарование тривиального». Философское понимание человека не может ограничиться изучением его самоощущения, присущих ему неуловимых состояний и культуры повседневности.
Трансперсональная психология
Майков В.В. - Героизм как психотерапия: терапевтические игры медиапространств массовой культуры

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19682

Аннотация: Предметом исследования являются общегуманитарные и психологические причины кинорейтинга. Ставится вопрос о том, почему самые кассовые в мире фильмы относятся к жанру фэнтези, фантастики и приключений. Анализируются различные взгляды на причины популярности блокбастеров в связи с идеями Дж. Кемпбелла о мономифе и путешествии героя. Вводится предположение о том, что эти причины связаны с психотерапевтическим воздействием “героических фильмов”. Полученные результаты дают новые возможности понимания того, как работают механизмы влияния массовой культуры и популярные практики и тренинги современной психологии и психотерапии с точки зрения современных гуманитарных наук. Метод и методология исследования основаны на генеалогическом подходе к картографии путешествия героя, связывающим его с древнейшей - шаманской картой реальности. Этот подход дополняется сравнительным анализом работ современных специалистов по мифологии и фольклору. Основным вкладом автора в исследование темы является гипотеза о предварительной типологии трех различных видов путешествия героя, имеющих различный текстуальный, смысловой и и исторический фундамент. Введенные представления о героизме как виде изначальной психотерапии позволяют по-новому понять образование кинорейтинга и механизмы влияния массмедиа и массовой культуры.
Майков В.В. - Героизм как психотерапия: терапевтические игры медиапространств массовой культуры c. 427-435

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68096

Аннотация: Предметом исследования являются общегуманитарные и психологические причины кинорейтинга. Ставится вопрос о том, почему самые кассовые в мире фильмы относятся к жанру фэнтези, фантастики и приключений. Анализируются различные взгляды на причины популярности блокбастеров в связи с идеями Дж. Кемпбелла о мономифе и путешествии героя. Вводится предположение о том, что эти причины связаны с психотерапевтическим воздействием “героических фильмов”. Полученные результаты дают новые возможности понимания того, как работают механизмы влияния массовой культуры и популярные практики и тренинги современной психологии и психотерапии с точки зрения современных гуманитарных наук. Метод и методология исследования основаны на генеалогическом подходе к картографии путешествия героя, связывающим его с древнейшей - шаманской картой реальности. Этот подход дополняется сравнительным анализом работ современных специалистов по мифологии и фольклору. Основным вкладом автора в исследование темы является гипотеза о предварительной типологии трех различных видов путешествия героя, имеющих различный текстуальный, смысловой и и исторический фундамент. Введенные представления о героизме как виде изначальной психотерапии позволяют по-новому понять образование кинорейтинга и механизмы влияния массмедиа и массовой культуры.
Многообразие религиозного опыта
Ясин М.И. - Установки в межличностных отношениях у современных буддистов

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19564

Аннотация: Отечественные исследования по психологии буддизма в основном ведутся в философском ключе, предлагая разъяснения буддийских реалий и их анализ с точки зрения современной науки, однако в области эмпирической проверки мы видим явный дефицит. Наша работа вносит вклад в составление психологического «портрета» современных российских буддистов. Предметом исследования являются отличия коммуникативных установок современных буддистов Ваджраяны и атеистов. Найденные отличия рассматриваются как свидетельство успешного формирования определенных личностных особенностей при помощи целенаправленной буддийской практики. Установки в межличностных отношениях у буддистов исследовались с помощью тестовой методики Бойко на выборке в 70 человек и сравнивались с результатами, полученными в контрольной группе, 70 человек. Установки рассматриваются как психологический механизм, создающий определенную когнитивную и поведенческую направленность, который задает наиболее вероятный вектор поведения. У буддистов значимо ниже результаты по шкалам ответной агрессии и выше склонность воспринимать окружающих и происходящее в позитивном ключе. Целенаправленная буддистская практика может формировать и закреплять определенные установки, в данном случае – установки толерантного отношения к окружающим и позитивного настроя в межличностных взаимоотношениях.
Ясин М.И. - Установки в межличностных отношениях у современных буддистов c. 436-439

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68097

Аннотация: Отечественные исследования по психологии буддизма в основном ведутся в философском ключе, предлагая разъяснения буддийских реалий и их анализ с точки зрения современной науки, однако в области эмпирической проверки мы видим явный дефицит. Наша работа вносит вклад в составление психологического «портрета» современных российских буддистов. Предметом исследования являются отличия коммуникативных установок современных буддистов Ваджраяны и атеистов. Найденные отличия рассматриваются как свидетельство успешного формирования определенных личностных особенностей при помощи целенаправленной буддийской практики. Установки в межличностных отношениях у буддистов исследовались с помощью тестовой методики Бойко на выборке в 70 человек и сравнивались с результатами, полученными в контрольной группе, 70 человек. Установки рассматриваются как психологический механизм, создающий определенную когнитивную и поведенческую направленность, который задает наиболее вероятный вектор поведения. У буддистов значимо ниже результаты по шкалам ответной агрессии и выше склонность воспринимать окружающих и происходящее в позитивном ключе. Целенаправленная буддистская практика может формировать и закреплять определенные установки, в данном случае – установки толерантного отношения к окружающим и позитивного настроя в межличностных взаимоотношениях.
Профессиональная психология
Петров В.Е., Абасов М.М. - Некоторые психометрические характеристики личностного опросника оценки надёжности водителя

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19652

Аннотация: Статья посвящена повышению безопасности на дорогах путём реализации превентивной психологической диагностики склонности водителя к агрессивному (опасному) управлению транспортным средством. В качестве объекта научного исследования выступил личностный опросник оценки надёжности водителя и его возможности прогнозирования стиля управления автотранспортом. Предметом исследования является такая психометрическая характеристика диагностической методики как конструктная валидность. Именно она определяет качество (в т.ч. точность) изучения той или иной индивидуально-психологической особенности человека. Поэтому психометрическое исследование валидности проводилось с опорой на сравнение полученных результатов с показателями методик, которые выступили эталоном (базой) измерения. Базовый исследовательский инструментарий соединил в себе применение различных диагностических методик (тестов) с последующей математико-статистической обработкой данных. Были использованы: Калифорнийский психологический опросник; опросник волевого самоконтроля (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман); методика «Исследование склонности к риску» (А.Г. Шмелёв); личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора; Пятифакторный личностный опросник; методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова); опросник BPAQ. Сравнительный корреляционный анализ диагностических шкал личностного опросника оценки надёжности водителя с соответствующими показателями семи известных тестов позволил сделать вывод о конструктной валидности и хороших психометрических характеристиках методики. Научная новизна материала состоит в апробации инновационной методики превентивной диагностики склонности водителей к агрессивному (опасному) управлению транспортным средством. Изучение личностных особенностей действующих и будущих водителей позволяет при необходимости своевременно оказать им психологическую помощь, скорректировать стиль управления транспортным средством, в конечном счёте – повысить безопасность дорожного движения. Результаты исследования позволяют применять опросник в работе не только с водителями, но и с сотрудниками органов внутренних дел.
Петров В.Е., Абасов М.М. - Некоторые психометрические характеристики личностного опросника оценки надёжности водителя c. 440-446

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68098

Аннотация: Статья посвящена повышению безопасности на дорогах путём реализации превентивной психологической диагностики склонности водителя к агрессивному (опасному) управлению транспортным средством. В качестве объекта научного исследования выступил личностный опросник оценки надёжности водителя и его возможности прогнозирования стиля управления автотранспортом. Предметом исследования является такая психометрическая характеристика диагностической методики как конструктная валидность. Именно она определяет качество (в т.ч. точность) изучения той или иной индивидуально-психологической особенности человека. Поэтому психометрическое исследование валидности проводилось с опорой на сравнение полученных результатов с показателями методик, которые выступили эталоном (базой) измерения. Базовый исследовательский инструментарий соединил в себе применение различных диагностических методик (тестов) с последующей математико-статистической обработкой данных. Были использованы: Калифорнийский психологический опросник; опросник волевого самоконтроля (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман); методика «Исследование склонности к риску» (А.Г. Шмелёв); личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора; Пятифакторный личностный опросник; методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова); опросник BPAQ. Сравнительный корреляционный анализ диагностических шкал личностного опросника оценки надёжности водителя с соответствующими показателями семи известных тестов позволил сделать вывод о конструктной валидности и хороших психометрических характеристиках методики. Научная новизна материала состоит в апробации инновационной методики превентивной диагностики склонности водителей к агрессивному (опасному) управлению транспортным средством. Изучение личностных особенностей действующих и будущих водителей позволяет при необходимости своевременно оказать им психологическую помощь, скорректировать стиль управления транспортным средством, в конечном счёте – повысить безопасность дорожного движения. Результаты исследования позволяют применять опросник в работе не только с водителями, но и с сотрудниками органов внутренних дел.
Корнеева Я.А., Тюлюбаева Т.О. - Развитие профессиональной направленности автомехаников в процессе обучения в техникуме

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19954

Аннотация: Научные исследования и социально-экономическая обстановка позволяют выявить проблему, которая заключается в наличии противоречия между высокой потребностью на рынке труда в кадрах рабочих профессий и несформированной мотивацией в работе выпускников по получаемой специальности. Эти противоречия могут разрешиться путем изучения профессиональной направленности обучающихся в процессе получения рабочей профессии с учетом внедрения современных психологических технологий, что явилось целью исследования: изучить развитие профессиональной направленности личности автомехаников в процессе обучения в техникуме. Исследование проводилось в период с сентября 2015 по май 2016 года, в нем приняли участие 32 учащихся политехнического техникума в возрасте от 16 до 18 лет (средний возраст 17,09±0,211). Для проведения формирующего эксперимента все испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Автомеханик»; контрольная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Сварщик». Разработана программа развития профессиональной направленности продолжительностью 20 учебных часов (10 занятий по 2 часа), которая апробировалась с марта по апрель 2016 г. Эффективность данной программы доказана: статистически значимое увеличение количества учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности профессиональной направленности после прохождения данной программы в сравнении с контрольной группой. Разработанная программа в большей степени ориентирована на развитие таких компонентов профессиональной направленности, как мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой и рефлексивный.
Корнеева Я.А., Тюлюбаева Т.О. - Развитие профессиональной направленности автомехаников в процессе обучения в техникуме c. 447-456

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68099

Аннотация: Научные исследования и социально-экономическая обстановка позволяют выявить проблему, которая заключается в наличии противоречия между высокой потребностью на рынке труда в кадрах рабочих профессий и несформированной мотивацией в работе выпускников по получаемой специальности. Эти противоречия могут разрешиться путем изучения профессиональной направленности обучающихся в процессе получения рабочей профессии с учетом внедрения современных психологических технологий, что явилось целью исследования: изучить развитие профессиональной направленности личности автомехаников в процессе обучения в техникуме. Исследование проводилось в период с сентября 2015 по май 2016 года, в нем приняли участие 32 учащихся политехнического техникума в возрасте от 16 до 18 лет (средний возраст 17,09±0,211). Для проведения формирующего эксперимента все испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Автомеханик»; контрольная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Сварщик». Разработана программа развития профессиональной направленности продолжительностью 20 учебных часов (10 занятий по 2 часа), которая апробировалась с марта по апрель 2016 г. Эффективность данной программы доказана: статистически значимое увеличение количества учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности профессиональной направленности после прохождения данной программы в сравнении с контрольной группой. Разработанная программа в большей степени ориентирована на развитие таких компонентов профессиональной направленности, как мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой и рефлексивный.
Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Модель психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19998

Аннотация: Статья посвящена обоснованию модели психологической безопасности работников нефтегазодобывающего производства при вахтовой организации труда в условиях Арктики. Безопасность в промышленной деятельности в первую очередь зависит от самого работника, при этом не только от его отношения к соблюдению охраны труда, но также и от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения и эффективности его психологической саморегуляции. Изучение безопасного поведения работника необходимо с учетом не только организации и условий труда, но и особенностей его психологической безопасности, как потенциальной возможности избежать допущения ошибок на производстве. Исследование проводилось на нефтегазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового заезда 30 дней). В исследовании приняли участие 70 работников в возрасте от 24 до 60 лет (средний возраст 38,7 ± 1,3). Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, психофизиологическое и психологическое тестирование, статистические методы анализа данных. В результате исследования уточнено понятие психологической безопасности как психического состояния подконтрольности субъекту комплекса внешних и внутренних факторов эргатической системы, обеспечивающее актуализацию внутренних средств личности для эффективности профессиональной деятельности на психофизиологическом и психологическом уровне. Введена и эмпирически обоснована модель психологической безопасности, которая представлена следующими компонентами: психофизиологический уровень функционального состояния (сниженный / оптимальный); психологический уровень функционального состояния (авральный / экономный); образ объекта труда (низкие недифференцированные оценки опасности / высокие дифференцированные оценки опасности); образ субъекта труда (высокая недифференцированная / умеренно высокая дифференцированная оценка себя); образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений (нейтральный / отрицательный / положительный).
Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Модель психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики c. 457-467

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68100

Аннотация: Статья посвящена обоснованию модели психологической безопасности работников нефтегазодобывающего производства при вахтовой организации труда в условиях Арктики. Безопасность в промышленной деятельности в первую очередь зависит от самого работника, при этом не только от его отношения к соблюдению охраны труда, но также и от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения и эффективности его психологической саморегуляции. Изучение безопасного поведения работника необходимо с учетом не только организации и условий труда, но и особенностей его психологической безопасности, как потенциальной возможности избежать допущения ошибок на производстве. Исследование проводилось на нефтегазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового заезда 30 дней). В исследовании приняли участие 70 работников в возрасте от 24 до 60 лет (средний возраст 38,7 ± 1,3). Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, психофизиологическое и психологическое тестирование, статистические методы анализа данных. В результате исследования уточнено понятие психологической безопасности как психического состояния подконтрольности субъекту комплекса внешних и внутренних факторов эргатической системы, обеспечивающее актуализацию внутренних средств личности для эффективности профессиональной деятельности на психофизиологическом и психологическом уровне. Введена и эмпирически обоснована модель психологической безопасности, которая представлена следующими компонентами: психофизиологический уровень функционального состояния (сниженный / оптимальный); психологический уровень функционального состояния (авральный / экономный); образ объекта труда (низкие недифференцированные оценки опасности / высокие дифференцированные оценки опасности); образ субъекта труда (высокая недифференцированная / умеренно высокая дифференцированная оценка себя); образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений (нейтральный / отрицательный / положительный).
Непредсказуемое
Кожевникова М. - О родственных связях человека будущего

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19697

Аннотация: В статье рассматривается роль родственных связей в жизни человека и возможность их трансформации в связи с прогнозируемым существенным продлением человеческой жизни в будущем. Сейчас во многих странах ведутся разработки в сфере НБИКС-технологий, которые попадают в широкое русло исследований по «улучшению человека» (human enhancement) и касаются они как тела, так и психики человека. В настоящее время преобладают технологии, нацеленные на улучшение здоровья и продление жизни человека. Противники «улучшения человека» опасаются, среди прочего, того, что человек потеряет такой важный элемент своей культуры как семья и ценности, с ней связанные. Автор отстаивает мнение, что структура родства (которая сегодня функционирует в двух плоскостях: биологической и культурной) имеет все шансы сохраниться. Для аргументирования своей позиции автор использует междисциплинарный подход. Проводит сравнительный анализ проявлений феномена родства в разных культурах, а также описывает ее преображения в связи с развитием биотехнологии, таких как технологии вспомогательной репродукции. Основным выводом проделанного анализа является то, что родственная структура общества носит динамический характер. Она эволюционирует вместе с развитием биотехнологий, но при этом не исчезает. Вполне возможно, что даже в случае появления в будущем лишенного биологии постчеловека, он сохранит свои не-биологические (культурные) родственные связи.
Кожевникова М. - О родственных связях человека будущего c. 468-474

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68101

Аннотация: В статье рассматривается роль родственных связей в жизни человека и возможность их трансформации в связи с прогнозируемым существенным продлением человеческой жизни в будущем. Сейчас во многих странах ведутся разработки в сфере НБИКС-технологий, которые попадают в широкое русло исследований по «улучшению человека» (human enhancement) и касаются они как тела, так и психики человека. В настоящее время преобладают технологии, нацеленные на улучшение здоровья и продление жизни человека. Противники «улучшения человека» опасаются, среди прочего, того, что человек потеряет такой важный элемент своей культуры как семья и ценности, с ней связанные. Автор отстаивает мнение, что структура родства (которая сегодня функционирует в двух плоскостях: биологической и культурной) имеет все шансы сохраниться. Для аргументирования своей позиции автор использует междисциплинарный подход. Проводит сравнительный анализ проявлений феномена родства в разных культурах, а также описывает ее преображения в связи с развитием биотехнологии, таких как технологии вспомогательной репродукции. Основным выводом проделанного анализа является то, что родственная структура общества носит динамический характер. Она эволюционирует вместе с развитием биотехнологий, но при этом не исчезает. Вполне возможно, что даже в случае появления в будущем лишенного биологии постчеловека, он сохранит свои не-биологические (культурные) родственные связи.
Психология чрезвычайных ситуаций
Шипитько О.Ю., Ульянова Н.Ю., Алиев Ш.Г. - Совладающее поведение лиц, вовлеченных в ситуацию конфликта на Юго-востоке Украины

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19591

Аннотация: В статье анализируются особенности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях лиц, в разной мере вовлеченных в конфликтную ситуацию на Юго-востоке Украины. Подробно анализируются различия выбора копинг-стратегий и особенностей оценки влияния украинского конфликта как психотравмирующей ситуации разными группами респондентов: беженцами из Донбасского региона, военнослужащими приграничной зоны и гражданскими лицами, проживающими на территории Ростовской области – а также респондентами разного пола, возраста и имеющими разный уровень образования. С помощью корреляционного, однофакторного и множественного регрессионного анализа проведено дифференцированное исследование взаимосвязи между выбираемыми стратегиями совладающего поведения и типами посттравматической реакции на экстремальную ситуацию. Сделаны выводы о существовании взаимосвязанного комплекса выбираемых индивидами копинг-стратегий и особенностями их реагирования на травмирующую ситуацию: в частности, выбор адаптивной стратегии "решение задач" в сочетании с отказом от стратегии эмоционально ориентированного копинга в наибольшей степени способствуют преодолению стрессовой ситуации. В заключительной части освещены возможности и направления практического применения полученных результатов, предложены рекомендации специалистам-психологам по работе с лицами, пострадавшими в результате в ситуации вооруженного конфликта.
Шипитько О.Ю., Ульянова Н.Ю., Алиев Ш.Г. - Совладающее поведение лиц, вовлеченных в ситуацию конфликта на Юго-востоке Украины c. 475-483

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68102

Аннотация: В статье анализируются особенности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях лиц, в разной мере вовлеченных в конфликтную ситуацию на Юго-востоке Украины. Подробно анализируются различия выбора копинг-стратегий и особенностей оценки влияния украинского конфликта как психотравмирующей ситуации разными группами респондентов: беженцами из Донбасского региона, военнослужащими приграничной зоны и гражданскими лицами, проживающими на территории Ростовской области – а также респондентами разного пола, возраста и имеющими разный уровень образования. С помощью корреляционного, однофакторного и множественного регрессионного анализа проведено дифференцированное исследование взаимосвязи между выбираемыми стратегиями совладающего поведения и типами посттравматической реакции на экстремальную ситуацию. Сделаны выводы о существовании взаимосвязанного комплекса выбираемых индивидами копинг-стратегий и особенностями их реагирования на травмирующую ситуацию: в частности, выбор адаптивной стратегии "решение задач" в сочетании с отказом от стратегии эмоционально ориентированного копинга в наибольшей степени способствуют преодолению стрессовой ситуации. В заключительной части освещены возможности и направления практического применения полученных результатов, предложены рекомендации специалистам-психологам по работе с лицами, пострадавшими в результате в ситуации вооруженного конфликта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.