по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 08, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-3.84-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Внутрь, в бездонность своей души… (Психологические проблемы социального управления)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16263

Аннотация: В наши дни политики и психологи много говорят о том, насколько важно улучшить управление процессами, происходящими в обществе. По общему признанию, реформы, которые были проведены в России за последнее время, не дали нужных результатов, а в некоторых случаях оказались даже ущербными. Политические и социальные проблемы не получают реализации из-за низкой управленческой культуры. В статье даётся критический анализ современным технократическим прожектам. В научной и массовой литературе пишут о том, как необходима сегодня управленческая система, которая должна быть автономной от правительства и заниматься стратегическими вопросами. Автор статьи показывает, что эти предложения не обладают новизной, поскольку отражают амбиции технократического сознания. Автор опирается на современные психологические и философские представления, которые характеризуют новую научную парадигму. Односторонний технократизм уже не соответствует запросам современной эпохи. Впервые в отечественной литературе ставится вопрос о том, что провалы управленческого технократизма обусловлены забвением сакрального измерения человеческого бытия. Современная рациональность вытесняет из общественной жизни обнаружения трансценденции. Эти компоненты, согласно квантовому мышлению, вновь проникают в ткань социального бытия в преображенном варианте. Это как раз и приводит к провалам реформ. Технократы же ещё упорнее усиливают натиск на сакральность.
Гуревич П.С. - Внутрь, в бездонность своей души… (Психологические проблемы социального управления) c. 757-760

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66989

Аннотация: В наши дни политики и психологи много говорят о том, насколько важно улучшить управление процессами, происходящими в обществе. По общему признанию, реформы, которые были проведены в России за последнее время, не дали нужных результатов, а в некоторых случаях оказались даже ущербными. Политические и социальные проблемы не получают реализации из-за низкой управленческой культуры. В статье даётся критический анализ современным технократическим прожектам. В научной и массовой литературе пишут о том, как необходима сегодня управленческая система, которая должна быть автономной от правительства и заниматься стратегическими вопросами. Автор статьи показывает, что эти предложения не обладают новизной, поскольку отражают амбиции технократического сознания. Автор опирается на современные психологические и философские представления, которые характеризуют новую научную парадигму. Односторонний технократизм уже не соответствует запросам современной эпохи. Впервые в отечественной литературе ставится вопрос о том, что провалы управленческого технократизма обусловлены забвением сакрального измерения человеческого бытия. Современная рациональность вытесняет из общественной жизни обнаружения трансценденции. Эти компоненты, согласно квантовому мышлению, вновь проникают в ткань социального бытия в преображенном варианте. Это как раз и приводит к провалам реформ. Технократы же ещё упорнее усиливают натиск на сакральность.
Психология масс
Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. - Игровое и сценарное взаимодействие как элементы ролевого механизма внушаемости в большой группе

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15809

Аннотация: В статье представлен анализ игрового и сценарного взаимодействия между людьми как элементов ролевого механизма внушаемости в большой группе. Дается краткий обзор проблемы различения внушаемости и гипнабельности, методических сложностей в их изучении, различных теорий, объясняющих данное явление, описывается его междисциплинарный и системный характер. В рамках транзактного анализа Эрика Берна в статье рассматривается концепция обесценивания человеком самого себя и окружающих его лиц, а также симбиотическая связь, которую он образует с матерью. Затем приводится теория психологических игр, в которой центральное место занимают «игры власти», а также система ролевого взаимодействия, предложенная Стивеном Карпаном. Далее представлена концепция жизненных сценариев, описание которой начинается с анализа четырех базовых экзистенциальных позиций человека, подробно разбирается механизм формирования жизненного плана в виде усвоения человеком родительских предписаний, а также два вида сценариев – героические и не героические. В конце статьи приведены исторические примеры, иллюстрирующие описанный подход к пониманию природы человеческих взаимоотношений. Основным методом исследования при создании данной статьи является системный анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме внушаемости. Впервые внушаемость анализируется с позиций игрового и сценарного взаимодействия, что позволяет расширить понимание ее ролевого механизма. Выводы: внушаемость является сложным системным феноменом, который нельзя трактовать одномерно; внушаемость в больших группах является следствием обесценивания себя, склонности строить взаимодействие с власть предержащими в виде особых психологических игр и особенностей жизненного сценария, что наглядно демонстрируется в ролевых отношениях.
Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. - Игровое и сценарное взаимодействие как элементы ролевого механизма внушаемости в большой группе c. 761-770

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66990

Аннотация: В статье представлен анализ игрового и сценарного взаимодействия между людьми как элементов ролевого механизма внушаемости в большой группе. Дается краткий обзор проблемы различения внушаемости и гипнабельности, методических сложностей в их изучении, различных теорий, объясняющих данное явление, описывается его междисциплинарный и системный характер. В рамках транзактного анализа Эрика Берна в статье рассматривается концепция обесценивания человеком самого себя и окружающих его лиц, а также симбиотическая связь, которую он образует с матерью. Затем приводится теория психологических игр, в которой центральное место занимают «игры власти», а также система ролевого взаимодействия, предложенная Стивеном Карпаном. Далее представлена концепция жизненных сценариев, описание которой начинается с анализа четырех базовых экзистенциальных позиций человека, подробно разбирается механизм формирования жизненного плана в виде усвоения человеком родительских предписаний, а также два вида сценариев – героические и не героические. В конце статьи приведены исторические примеры, иллюстрирующие описанный подход к пониманию природы человеческих взаимоотношений. Основным методом исследования при создании данной статьи является системный анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме внушаемости. Впервые внушаемость анализируется с позиций игрового и сценарного взаимодействия, что позволяет расширить понимание ее ролевого механизма. Выводы: внушаемость является сложным системным феноменом, который нельзя трактовать одномерно; внушаемость в больших группах является следствием обесценивания себя, склонности строить взаимодействие с власть предержащими в виде особых психологических игр и особенностей жизненного сценария, что наглядно демонстрируется в ролевых отношениях.
Философия и психология
Бескова И.А. - Динамика смыслов в когнитивном развитии человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16037

Аннотация: В статье исследуется проблема динамики смыслов с самых ранних стадий онтогенетического развития. Предлагаемое исследование в качестве отправной точки имеет позицию принципиальной значимости различения дуального и недвойственного подхода к истолкованию происходящего в когнитивной эволюции. Показывается, что привнесение дуального подхода в истолкование процессов когнитивного развития ребенка лишает возможности адекватно представить динамику когнитивных способностей, а также сопутствующие этому процессу трансформации смыслов. Отказ от adult-culture-центристской позиции позволяет обосновать, что даже на стадии младенчества смыслы представлены, просто их природа очень отличается от того, что знакомо взрослому человеку по его опыту познавательной деятельности. Изучению предшествует рассмотрение ряда методологических вопросов, позволяющих сделать такой анализ менее зависящим от неявно привносимых ограничений и установок, имеющих статус методологических стереотипов. В частности, обсуждаются последствия adult-culture-центристской позиции в выявлении значимых аспектов развития ребенка, показывается, к каким искажениям картины когнитивной эволюции это может приводить. Обосновано, что то понимание смысла, которое стало общим местом в современной науке, представляет собой поверхностный слой проявления глубинного смысла. Последний может быть репрезентирован как объемный паттерн связности, рождающийся в мгновение установления недуальной целостности и обладающий качествами полноты, синкретичности, полимодальности, недуальной целостности.
Бескова И.А. - Динамика смыслов в когнитивном развитии человека c. 771-786

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66991

Аннотация: В статье исследуется проблема динамики смыслов с самых ранних стадий онтогенетического развития. Предлагаемое исследование в качестве отправной точки имеет позицию принципиальной значимости различения дуального и недвойственного подхода к истолкованию происходящего в когнитивной эволюции. Показывается, что привнесение дуального подхода в истолкование процессов когнитивного развития ребенка лишает возможности адекватно представить динамику когнитивных способностей, а также сопутствующие этому процессу трансформации смыслов. Отказ от adult-culture-центристской позиции позволяет обосновать, что даже на стадии младенчества смыслы представлены, просто их природа очень отличается от того, что знакомо взрослому человеку по его опыту познавательной деятельности. Изучению предшествует рассмотрение ряда методологических вопросов, позволяющих сделать такой анализ менее зависящим от неявно привносимых ограничений и установок, имеющих статус методологических стереотипов. В частности, обсуждаются последствия adult-culture-центристской позиции в выявлении значимых аспектов развития ребенка, показывается, к каким искажениям картины когнитивной эволюции это может приводить. Обосновано, что то понимание смысла, которое стало общим местом в современной науке, представляет собой поверхностный слой проявления глубинного смысла. Последний может быть репрезентирован как объемный паттерн связности, рождающийся в мгновение установления недуальной целостности и обладающий качествами полноты, синкретичности, полимодальности, недуальной целостности.
Внутренний мир человека
Пушкарева Т.В., Пушкарева Е.В., Саркисян М.В. - Материализация архетипа: теория и практика психологической мастерской «Я и моя кукла»

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15951

Аннотация: Предметом статьи является авторская методика психологической мастерской «Я и моя кукла» как терапевтический ответ на социокультурные вызовы современности. Раскрываются теоретико-методологические основы и анализируются практические результаты проведения мастерской. Мастерская рассматривается как оригинальная разновидность арт-терапии, призванная компенсировать психологические трудности современного человека, связанные с проблемами идентификации, повышением тревожности, снижением самооценки, а также способствовать удовлетворению общих потребностей личности в самопознании и самореализации. В статье раскрывается методика проведения авторской психологической мастерской с анализом конкретных примеров. Теоретико-методологической базой мастерской стали гештальт-подход и аналитическая психология, реализованные в практике по созданию и интерпретации образа народной славянской куклы-мотанки, которая выступает здесь как материализованный архетип. Опыт проведения двенадцати психологических мастерских "Я и моя кукла" на базе публичной библиотеки № 221 СЗАО г. Москвы показал эффективность разработанной методики и может быть рекомендован для работы как с профессиональной, так и с широкой аудиторией. Суть психологического механизма, лежащего в основе мастерской, заключается в следующем. Образ Другого, воплощенный в кукле, становится своеобразной идентификационной версией самого себя, которая позволяет исследовать, принять и затем вновь интегрировать обнаруженную таким образом субличность в актуальную структуру личности человека, тем самым прояснить для него самого сложные процессы идентификации и в значительной мере снять психологическое напряжение, неизбежно сопутствующее поискам социально-культурной идентичности в современном мире. Одновременно материализация архетипа, осуществляемая в процессе психологической мастерской, способствует переводу бессознательного в сознание и в конечном итоге направлена на обретение человеком целостности и гармонии с собой и миром.
Пушкарева Т.В., Пушкарева Е.В., Саркисян М.В. - Материализация архетипа: теория и практика психологической мастерской «Я и моя кукла» c. 787-794

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66992

Аннотация: Предметом статьи является авторская методика психологической мастерской «Я и моя кукла» как терапевтический ответ на социокультурные вызовы современности. Раскрываются теоретико-методологические основы и анализируются практические результаты проведения мастерской. Мастерская рассматривается как оригинальная разновидность арт-терапии, призванная компенсировать психологические трудности современного человека, связанные с проблемами идентификации, повышением тревожности, снижением самооценки, а также способствовать удовлетворению общих потребностей личности в самопознании и самореализации. В статье раскрывается методика проведения авторской психологической мастерской с анализом конкретных примеров. Теоретико-методологической базой мастерской стали гештальт-подход и аналитическая психология, реализованные в практике по созданию и интерпретации образа народной славянской куклы-мотанки, которая выступает здесь как материализованный архетип. Опыт проведения двенадцати психологических мастерских "Я и моя кукла" на базе публичной библиотеки № 221 СЗАО г. Москвы показал эффективность разработанной методики и может быть рекомендован для работы как с профессиональной, так и с широкой аудиторией. Суть психологического механизма, лежащего в основе мастерской, заключается в следующем. Образ Другого, воплощенный в кукле, становится своеобразной идентификационной версией самого себя, которая позволяет исследовать, принять и затем вновь интегрировать обнаруженную таким образом субличность в актуальную структуру личности человека, тем самым прояснить для него самого сложные процессы идентификации и в значительной мере снять психологическое напряжение, неизбежно сопутствующее поискам социально-культурной идентичности в современном мире. Одновременно материализация архетипа, осуществляемая в процессе психологической мастерской, способствует переводу бессознательного в сознание и в конечном итоге направлена на обретение человеком целостности и гармонии с собой и миром.
Интеллектуальные игры
Попов Е.А. - Социология и психология в ситуации междисциплинарного взаимодействия наук и знаний

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16071

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является ситуация междисциплинарного взаимодействия наук и знаний междисциплинарного взаимодействия наук и знаний, предметом выступает взаимодействие современной психологии и социологии. Акцент делается на разработке единой стратегии такой интеграции. Особое место в этой линии развития наук занимают наукоемкий статус конкретной сферы познания, следование принципам научности и использование социокультурных ресурсов. Так как и психология, и социология придерживаются в целом данной стратегии, то значительно повышается потенциал их междисциплинарного сотрудничества не только по отношению друг к другу, но и к иным отраслям знания Междисциплинарное взаимодействие наук и знаний, как правило, предполагает системный анализ проблемы. Именно системная методология определяет характер предметной интеграции научных отраслей, тем более что и психология, и социология являются частью социогуманитарного знания Основными выводами проведенного исследования могут быть признаны следующие основные положения: 1) социология и психология являются близкими сферами познания как по научному статусу, так и по наукоемкой специфике; 2) вектором сближения социологии и психологии является конкретный метод или методика исследования; 3) и социология, и психология используют комплексный анализ феноменов и процессов социальной реальности.
Попов Е.А. - Социология и психология в ситуации междисциплинарного взаимодействия наук и знаний c. 795-801

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66993

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является ситуация междисциплинарного взаимодействия наук и знаний междисциплинарного взаимодействия наук и знаний, предметом выступает взаимодействие современной психологии и социологии. Акцент делается на разработке единой стратегии такой интеграции. Особое место в этой линии развития наук занимают наукоемкий статус конкретной сферы познания, следование принципам научности и использование социокультурных ресурсов. Так как и психология, и социология придерживаются в целом данной стратегии, то значительно повышается потенциал их междисциплинарного сотрудничества не только по отношению друг к другу, но и к иным отраслям знания Междисциплинарное взаимодействие наук и знаний, как правило, предполагает системный анализ проблемы. Именно системная методология определяет характер предметной интеграции научных отраслей, тем более что и психология, и социология являются частью социогуманитарного знания Основными выводами проведенного исследования могут быть признаны следующие основные положения: 1) социология и психология являются близкими сферами познания как по научному статусу, так и по наукоемкой специфике; 2) вектором сближения социологии и психологии является конкретный метод или методика исследования; 3) и социология, и психология используют комплексный анализ феноменов и процессов социальной реальности.
Понять человека
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Восстание техноидов: психология и философия постчеловечества

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15763

Аннотация: Статья представляет собой беседу А.С.Нилогова с В.А.Кутырёвым по новой книге нижегородского философа "Последнее целование. Человек как традиция" (СПб.: "Алетейя", 2015). В ходе беседы были затронуты актуальные вопросы современной цивилизации, которая, с точки зрения Кутырёва, поставила себя на грань исчезновения путём стирания всех следов "человеческого, слишком человеческого". Несмотря на авторский алармизм, свою позицию Кутырёв обосновывает на многочисленных примерах из культуры и техники XXI века. Используется метод интервью, а также такие методы, как: герменевтический, историко-философский, критический, проблемный, психологический, философско-антропологический. Новизна исследований Кутырёва заключается в том, что они по сути обнажают всю подноготную (бессознательное) научно-технического прогресса, который завершает эпоху homo sapiens, открывая путь восстанию техноидов. Психологическая подоплёка философии сопротивления, отстаиваемой автором, состоит в том, что психологическое знание в будущем неминуемо будет подменено когнитивизмом, а телесный человек - киборгом.
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Восстание техноидов: психология и философия постчеловечества c. 802-813

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66994

Аннотация: Статья представляет собой беседу А.С.Нилогова с В.А.Кутырёвым по новой книге нижегородского философа "Последнее целование. Человек как традиция" (СПб.: "Алетейя", 2015). В ходе беседы были затронуты актуальные вопросы современной цивилизации, которая, с точки зрения Кутырёва, поставила себя на грань исчезновения путём стирания всех следов "человеческого, слишком человеческого". Несмотря на авторский алармизм, свою позицию Кутырёв обосновывает на многочисленных примерах из культуры и техники XXI века. Используется метод интервью, а также такие методы, как: герменевтический, историко-философский, критический, проблемный, психологический, философско-антропологический. Новизна исследований Кутырёва заключается в том, что они по сути обнажают всю подноготную (бессознательное) научно-технического прогресса, который завершает эпоху homo sapiens, открывая путь восстанию техноидов. Психологическая подоплёка философии сопротивления, отстаиваемой автором, состоит в том, что психологическое знание в будущем неминуемо будет подменено когнитивизмом, а телесный человек - киборгом.
Мотивация и духовность личности
Калабекова С.В. - Пространство ценностей эпохи консюмеризма

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15480

Аннотация: Объектом рассмотрения статьи является консюмеризм, а предметом – ценностные предпочтения общества потребления. Автором рассматриваются причины, ведущие к переоценке культурных норм и этических установок. Прослеживается зависимость системы ценностей от факторов различной степени влияния – политических, социально-стратификационных, идеологических. Особое внимание обращается на роль экономических, рыночных механизмов, придающих ценностям иное содержание и направленность развития. Показано значение постмодернистского мировоззрения на формирование индивидуальных и коллективных предпочтений. В силу особой значимости проблемы автором подчеркивается мысль о необходимости дальнейших исследований в этой области. В качестве методологического инструментария выступили конкретно-исторический, диалектический, системный подходы, анализ проблемы в единстве всех составляющих ее элементов. Научная новизна состоит в выдвижении положения о зависимости системы ценностей от условий социальной практики и господствующих мировоззренческих ориентиров. Исследуемая проблематика позволяет прийти к следующим заключениям: 1) мир этических установок эпохи постмодерна требует всестороннего изучения всем комплексом современного знания; 2) особую значимость приобретает анализ условий, способствующих возникновению псевдоценностей.
Калабекова С.В. - Пространство ценностей эпохи консюмеризма c. 814-822

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66995

Аннотация: Объектом рассмотрения статьи является консюмеризм, а предметом – ценностные предпочтения общества потребления. Автором рассматриваются причины, ведущие к переоценке культурных норм и этических установок. Прослеживается зависимость системы ценностей от факторов различной степени влияния – политических, социально-стратификационных, идеологических. Особое внимание обращается на роль экономических, рыночных механизмов, придающих ценностям иное содержание и направленность развития. Показано значение постмодернистского мировоззрения на формирование индивидуальных и коллективных предпочтений. В силу особой значимости проблемы автором подчеркивается мысль о необходимости дальнейших исследований в этой области. В качестве методологического инструментария выступили конкретно-исторический, диалектический, системный подходы, анализ проблемы в единстве всех составляющих ее элементов. Научная новизна состоит в выдвижении положения о зависимости системы ценностей от условий социальной практики и господствующих мировоззренческих ориентиров. Исследуемая проблематика позволяет прийти к следующим заключениям: 1) мир этических установок эпохи постмодерна требует всестороннего изучения всем комплексом современного знания; 2) особую значимость приобретает анализ условий, способствующих возникновению псевдоценностей.
Личностный рост
Рыбакова Н.А. - Самоактуализация личности: методологический экскурс

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15999

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феноменология самоактуализации личности. Предметом работы выступает выявление различных методологических подходов к пониманию сущности самоактуализации. В статье рассматривается формирование и развитие представления о самоактуализации в истории науки в рамках различных научных подходов. Большое внимание уделяется понятию «самоактуализация» и смежным феноменам, изучавшимся гуманистической психологией, а также развитию теории самоактуализации в отечественной науке. Особое место отведено характеристике самоактуализации как осознанной, целенаправленной и самоуправляемой деятельности, разворачивающейся в рамках различных видов жизнедеятельности человека. По мнению автора, взгляд на самоактуализацию как на самоорганизуемую деятельность позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы личности в процессе самоосуществления. Методологию исследования составили: концепции самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологией, отечественные концепции самореализации, теория деятельности, личностно-деятельностный подход; концепции управления и самоорганизации. Новизна статьи, по мнению автора, заключается в обобщении многолетнего научного опыта по проблеме самоактуализации личности, в раскрытии её сущности с позиций основных зарубежных и отечественных концепций. Особым вкладом автора является включение результатов собственного исследования самоактуализации с позиций личностно-деятельностного подхода и теории деятельности. Основным выводом работы является следующий: если рассматривать самоактуализацию личности как самоорганизуемую деятельность, то становится возможным разрабатывать технологии, способные помочь человеку осознать и принять свои индивидуально-личностные особенности, целенаправленно и эффективно управлять саморазвитием и личностным ростом в соответствии с собственной уникальностью.
Рыбакова Н.А. - Самоактуализация личности: методологический экскурс c. 823-831

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66996

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феноменология самоактуализации личности. Предметом работы выступает выявление различных методологических подходов к пониманию сущности самоактуализации. В статье рассматривается формирование и развитие представления о самоактуализации в истории науки в рамках различных научных подходов. Большое внимание уделяется понятию «самоактуализация» и смежным феноменам, изучавшимся гуманистической психологией, а также развитию теории самоактуализации в отечественной науке. Особое место отведено характеристике самоактуализации как осознанной, целенаправленной и самоуправляемой деятельности, разворачивающейся в рамках различных видов жизнедеятельности человека. По мнению автора, взгляд на самоактуализацию как на самоорганизуемую деятельность позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы личности в процессе самоосуществления. Методологию исследования составили: концепции самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологией, отечественные концепции самореализации, теория деятельности, личностно-деятельностный подход; концепции управления и самоорганизации. Новизна статьи, по мнению автора, заключается в обобщении многолетнего научного опыта по проблеме самоактуализации личности, в раскрытии её сущности с позиций основных зарубежных и отечественных концепций. Особым вкладом автора является включение результатов собственного исследования самоактуализации с позиций личностно-деятельностного подхода и теории деятельности. Основным выводом работы является следующий: если рассматривать самоактуализацию личности как самоорганизуемую деятельность, то становится возможным разрабатывать технологии, способные помочь человеку осознать и принять свои индивидуально-личностные особенности, целенаправленно и эффективно управлять саморазвитием и личностным ростом в соответствии с собственной уникальностью.
Психология и педагогика
Борзова Т.В. - Психология понимания:программа исследования личности в ее отношении к среде

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15844

Аннотация: Предметом проводимого нами исследования являются психологические условия, определяющие развитие понимания как процесса и результата деятельности студентов вуза. Объект исследования: процесс обучения студентов. Нами представлена разработка диагностического инструментария процессов понимания субъектом познания себя, событий и явлений окружающего мира, других людей. Рассматриваемая нами научная работа А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка "Программа исследования личности в ее отношении к среде", обладает не только культурной ценностью произведений, написанных учеными начала 20 века, но и несет в себе мощный диагностический потенциал познания и понимания человеком дисгармоничности бытия и собственной личности, а также возможности достижения такой гармонии. Предпринята попытка адаптации "Программы исследования личности в ее отношении к среде"А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка к процессу обучения студентов. Основным вкладом автора в исследование проблем понимания текстовой природы социально-гуманитарного знания является создание диагностического инструментария, позволяющего осуществлять возможности современного студента входить во взаимодействие с любым знаковым комплексом, обладающим смыслом и способным создавать новые смыслы. Первым шагом такой работы была публикация модифицированной версии методики Г.Кезелинг "Преодоление трудностей написания текста"("Психология и психотехника", 2014, №1).
Борзова Т.В. - Психология понимания:программа исследования личности в ее отношении к среде c. 839-847

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66998

Аннотация: Предметом проводимого нами исследования являются психологические условия, определяющие развитие понимания как процесса и результата деятельности студентов вуза. Объект исследования: процесс обучения студентов. Нами представлена разработка диагностического инструментария процессов понимания субъектом познания себя, событий и явлений окружающего мира, других людей. Рассматриваемая нами научная работа А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка "Программа исследования личности в ее отношении к среде", обладает не только культурной ценностью произведений, написанных учеными начала 20 века, но и несет в себе мощный диагностический потенциал познания и понимания человеком дисгармоничности бытия и собственной личности, а также возможности достижения такой гармонии. Предпринята попытка адаптации "Программы исследования личности в ее отношении к среде"А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка к процессу обучения студентов. Основным вкладом автора в исследование проблем понимания текстовой природы социально-гуманитарного знания является создание диагностического инструментария, позволяющего осуществлять возможности современного студента входить во взаимодействие с любым знаковым комплексом, обладающим смыслом и способным создавать новые смыслы. Первым шагом такой работы была публикация модифицированной версии методики Г.Кезелинг "Преодоление трудностей написания текста"("Психология и психотехника", 2014, №1).
Клиническая психология
Худякова Ю.Ю. - Особенности мотивационных склонностей и регуляции агрессивности больных параноидной шизофренией

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16294

Аннотация: Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационных склонностей больных параноидной шизофренией и особенностей регуляции агрессивности. Был использован проективный тест Сонди. Выборка составила 203 человека от 18 до 64 лет. В экспериментальные группы вошли 102 больных параноидной шизофренией. Экспериментальные группы были сформированы с учетом пола и длительности заболевания (менее 5 лет и более 5 лет). В контрольные группы вошел 101 человек без психических расстройств. Участники контрольных групп также были разделены по признаку половой принадлежности. Теоретико-методологической основой исследования являлись положения биопсихосоциального подхода. При интерпретации проективной методики Сонди применялись положения психодинамического подхода. В результате исследования мотивационных склонностей было выявлено снижение потребности в привязанности к объекту у больных параноидной шизофренией. У женщин с параноидной шизофренией имела место высокая напряженность мотивационного личностного фактора агрессии. У мужчин с параноидной шизофренией отмечалась тенденция к большей напряженности фактора сексуальной недифференцированности по сравнению со здоровыми мужчинами. Была выявлена схожесть структуры мотивационных компонентов личности у мужчин с параноидной шизофренией и здоровых женщин. Также были изучены особенности регуляции агрессивности в указанных группах. У женщин с параноидной шизофренией с длительностью заболевания менее 5 лет регуляция агрессивности затруднена из-за диссоциации мотивационной структуры. У женщин с длительностью заболевания более 5 лет агрессивность регулируется только этическим мотивационным фактором, который на фоне формальности деятельности проявляется псевдорелигиозностью, рассуждениями на темы добра и зла и т. д. У мужчин с длительностью заболевания менее 5 лет агрессивность регулируется мотивационным фактором прилипания и постоянства и мотивационным фактором привязанности, с длительностью заболевания более 5 лет - мотивационным фактором прилипания и постоянства.
Худякова Ю.Ю. - Особенности мотивационных склонностей и регуляции агрессивности больных параноидной шизофренией c. 832-838

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66997

Аннотация: Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационных склонностей больных параноидной шизофренией и особенностей регуляции агрессивности. Был использован проективный тест Сонди. Выборка составила 203 человека от 18 до 64 лет. В экспериментальные группы вошли 102 больных параноидной шизофренией. Экспериментальные группы были сформированы с учетом пола и длительности заболевания (менее 5 лет и более 5 лет). В контрольные группы вошел 101 человек без психических расстройств. Участники контрольных групп также были разделены по признаку половой принадлежности. Теоретико-методологической основой исследования являлись положения биопсихосоциального подхода. При интерпретации проективной методики Сонди применялись положения психодинамического подхода. В результате исследования мотивационных склонностей было выявлено снижение потребности в привязанности к объекту у больных параноидной шизофренией. У женщин с параноидной шизофренией имела место высокая напряженность мотивационного личностного фактора агрессии. У мужчин с параноидной шизофренией отмечалась тенденция к большей напряженности фактора сексуальной недифференцированности по сравнению со здоровыми мужчинами. Была выявлена схожесть структуры мотивационных компонентов личности у мужчин с параноидной шизофренией и здоровых женщин. Также были изучены особенности регуляции агрессивности в указанных группах. У женщин с параноидной шизофренией с длительностью заболевания менее 5 лет регуляция агрессивности затруднена из-за диссоциации мотивационной структуры. У женщин с длительностью заболевания более 5 лет агрессивность регулируется только этическим мотивационным фактором, который на фоне формальности деятельности проявляется псевдорелигиозностью, рассуждениями на темы добра и зла и т. д. У мужчин с длительностью заболевания менее 5 лет агрессивность регулируется мотивационным фактором прилипания и постоянства и мотивационным фактором привязанности, с длительностью заболевания более 5 лет - мотивационным фактором прилипания и постоянства.
Психология развития
Арон И.С. - Развитие мотивационной готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16028

Аннотация: Предметом исследования является мотивационная готовность к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением. Работа направлена на изучение особенностей мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков и обоснование возможностей её развития в процессе психолого-педагогического воздействия. Обозначается содержание социальной ситуации развития подростков с девиантным поведением (объективных и субъективных составляющих), делается вывод о её дефицитарности и негативном влиянии на успешность профессионального самоопределения девиантных подростков. Обосновывается значимость мотивационной готовности для успешного профессионального выбора как компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов по изучению мотивационной сферы девиантных подростков и особенностей их мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются нарушения мотивационного развития девиантных подростков, проявляющегося в неустойчивости, неосознанности, конфликтности мотивов, преобладании мотивов избегания неудачи и принуждения, блокировке потребности в защищённости, свободе, принадлежности к референтной группе. Что приводит к неосознанности, разбросанности профессиональных интересов, недостаточной самостоятельности в определении профессиональной сферы, ограниченности мотивов выбора профессии. Представлены результаты собственного исследования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков, проведённого в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Становление» Республики Марий Эл. Для реализации цели и задач исследования применялись следующие группы методов: логико-теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методы психологической диагностики: тестирование и анкетирование; методы психолого-педагогического воздействия: тренинг, групповая дискуссия, ролевая и деловая игра, консультация; статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности ценностных ориентаций воспитанников ОУ для детей с девиантным поведением по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы при взаимодействии с окружающими людьми и определении своих личных планов, о преобладании внешней мотивации к профессиональной деятельности, основанной на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики, ориентации в деятельности на избегание неудачи. Рассмотрено содержание психолого-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков. Содержатся результаты итоговой диагностики, свидетельствующие об эффективности авторской программы.
Арон И.С. - Развитие мотивационной готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением c. 848-853

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66999

Аннотация: Предметом исследования является мотивационная готовность к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением. Работа направлена на изучение особенностей мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков и обоснование возможностей её развития в процессе психолого-педагогического воздействия. Обозначается содержание социальной ситуации развития подростков с девиантным поведением (объективных и субъективных составляющих), делается вывод о её дефицитарности и негативном влиянии на успешность профессионального самоопределения девиантных подростков. Обосновывается значимость мотивационной готовности для успешного профессионального выбора как компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов по изучению мотивационной сферы девиантных подростков и особенностей их мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются нарушения мотивационного развития девиантных подростков, проявляющегося в неустойчивости, неосознанности, конфликтности мотивов, преобладании мотивов избегания неудачи и принуждения, блокировке потребности в защищённости, свободе, принадлежности к референтной группе. Что приводит к неосознанности, разбросанности профессиональных интересов, недостаточной самостоятельности в определении профессиональной сферы, ограниченности мотивов выбора профессии. Представлены результаты собственного исследования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков, проведённого в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Становление» Республики Марий Эл. Для реализации цели и задач исследования применялись следующие группы методов: логико-теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методы психологической диагностики: тестирование и анкетирование; методы психолого-педагогического воздействия: тренинг, групповая дискуссия, ролевая и деловая игра, консультация; статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности ценностных ориентаций воспитанников ОУ для детей с девиантным поведением по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы при взаимодействии с окружающими людьми и определении своих личных планов, о преобладании внешней мотивации к профессиональной деятельности, основанной на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики, ориентации в деятельности на избегание неудачи. Рассмотрено содержание психолого-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков. Содержатся результаты итоговой диагностики, свидетельствующие об эффективности авторской программы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.