по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 07, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 16-09-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Запрограммированы мы или нет?

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15812

Аннотация: Статья направлена против двух видов редукциоизма – биологического и культурного. Нейронауки сегодня достигли невероятных успехов, описали сложную структуру мозговой ткани и обнаружили в ней участки, которые детерминируют самые неожиданные ракурсы человеческого поведения. Кто бы, например, мог подумать, будто супружеская неверность фатально заложена в определённой зоне генов? Это означает, что любая форма человеческой активности записана намертво в генной природе человека. Разумеется, начинать анализ человеческой активности нужно с изучения новейших открытий нейронаук. Но это вовсе не означает, что следует принять биологический детерминизм за окончательную истину. Вместе с тем нет оснований абсолютизировать культурные факторы в их определяющей роли для человека. Основываться только на социальной ситуации и выводить из недр социальности все оттенки человеческого поведения – это означает стоять на точке зрения культурного детерминизма. Автор опирается на методы весьма популярной сегодня социобиологии, однако использует взгляды, которые не позволяют абсолютизировать ни биологический, ни культурный детерминизм. В статье нашли применение также данные индивидуальной и социальной психологии. В отечественной литературе появилось немало публикаций, связанных с критикой биологического детерминизма. Гораздо меньше внимания уделено анализу культурного редукционизма. Между тем, по мнению автора, обе эти тенденции упрощают историю и человеческое поведение в целом. Позиция, выраженная в статье, заключается в матрице, которая устанавливает сложные процессы человеческой активности. Они не сводятся к противоборству биологического и культурного детерминизма. Значительную роль в мотивации человеческого поведения играют также ценностные ориентиры, которые позволяют личности преодолеть неукоснительную директивность генной или социальной природы человека.
Гуревич П.С. - Запрограммированы мы или нет? c. 651-654

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66853

Аннотация: Статья направлена против двух видов редукциоизма – биологического и культурного. Нейронауки сегодня достигли невероятных успехов, описали сложную структуру мозговой ткани и обнаружили в ней участки, которые детерминируют самые неожиданные ракурсы человеческого поведения. Кто бы, например, мог подумать, будто супружеская неверность фатально заложена в определённой зоне генов? Это означает, что любая форма человеческой активности записана намертво в генной природе человека. Разумеется, начинать анализ человеческой активности нужно с изучения новейших открытий нейронаук. Но это вовсе не означает, что следует принять биологический детерминизм за окончательную истину. Вместе с тем нет оснований абсолютизировать культурные факторы в их определяющей роли для человека. Основываться только на социальной ситуации и выводить из недр социальности все оттенки человеческого поведения – это означает стоять на точке зрения культурного детерминизма. Автор опирается на методы весьма популярной сегодня социобиологии, однако использует взгляды, которые не позволяют абсолютизировать ни биологический, ни культурный детерминизм. В статье нашли применение также данные индивидуальной и социальной психологии. В отечественной литературе появилось немало публикаций, связанных с критикой биологического детерминизма. Гораздо меньше внимания уделено анализу культурного редукционизма. Между тем, по мнению автора, обе эти тенденции упрощают историю и человеческое поведение в целом. Позиция, выраженная в статье, заключается в матрице, которая устанавливает сложные процессы человеческой активности. Они не сводятся к противоборству биологического и культурного детерминизма. Значительную роль в мотивации человеческого поведения играют также ценностные ориентиры, которые позволяют личности преодолеть неукоснительную директивность генной или социальной природы человека.
Властомания (Политическая психология)
Гайворонская А.А., Гурьянов Ю.Н. - Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15442

Аннотация: Предметом исследования является феномен экстремизма. Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма основывается на процессуально-инструментальной модели экстремизма. Структура процессуально-инструментальной модели экстремизма выражена такими категориями как «оценка», «сила», «активность», «толерантность», «истинность», «идентичность», «агрессия» и «скорость» социальных преобразований. Теоретическая модель психосемантики экстремизма представлена категориями: центральная категория - оценка социальной справедливости, далее скорость социальных преобразований, социальная активность, социальная сила и социальная энергия, а также степень интенсивности влияния социальных сил. Метод тeoретическая триангуляция – это объединение возможностей нескольких научных подходов с целью объяснения и интерпретации сложных фактов, явлений и процессов. Суть триангуляции составляет техника построения третьей точки на основе двух известных. Этот метод используется нами для создания потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма. Таким образом, результаты теоретической триангуляции позволяют обосновать следующие исходные теоретические посылки, совокупность которых отражает суть авторской потребностно - функциональной модели психосемантики экстремизма. Социально-психологическую сущность феномена экстремизма составляет вербальное либо деятельностное проявление в социальном взаимодействии субъектов (индивидов, групп, сообществ, государств) представлений о справедливости: а) в распределении общестственных благ, ценностей, социальных ролей и статусов и б) приоритете определенного вероисповедования, стиля жизнедеятельности, поведения и взаимоотношений. В основе экстремизма лежит извечная потребность человека, общества в справедливости. Соответственно функция экстремизма заключается в попытке реализовать в присущих ему формах потребность части социума в установлении субъективно понимаемых эталонов социальной справедливости. Принимая во внимание психосематическую сущность феномена экстремизм противодействие его проявлениям должно строиться путем внедрения в общественное и индивидное сознание социально приемлемых представлений о справедливости и способах ее достижения.
Гайворонская А.А., Гурьянов Ю.Н. - Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма c. 651-654

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66852

Аннотация: Предметом исследования является феномен экстремизма. Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма основывается на процессуально-инструментальной модели экстремизма. Структура процессуально-инструментальной модели экстремизма выражена такими категориями как «оценка», «сила», «активность», «толерантность», «истинность», «идентичность», «агрессия» и «скорость» социальных преобразований. Теоретическая модель психосемантики экстремизма представлена категориями: центральная категория - оценка социальной справедливости, далее скорость социальных преобразований, социальная активность, социальная сила и социальная энергия, а также степень интенсивности влияния социальных сил. Метод тeoретическая триангуляция – это объединение возможностей нескольких научных подходов с целью объяснения и интерпретации сложных фактов, явлений и процессов. Суть триангуляции составляет техника построения третьей точки на основе двух известных. Этот метод используется нами для создания потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма. Таким образом, результаты теоретической триангуляции позволяют обосновать следующие исходные теоретические посылки, совокупность которых отражает суть авторской потребностно - функциональной модели психосемантики экстремизма. Социально-психологическую сущность феномена экстремизма составляет вербальное либо деятельностное проявление в социальном взаимодействии субъектов (индивидов, групп, сообществ, государств) представлений о справедливости: а) в распределении общестственных благ, ценностей, социальных ролей и статусов и б) приоритете определенного вероисповедования, стиля жизнедеятельности, поведения и взаимоотношений. В основе экстремизма лежит извечная потребность человека, общества в справедливости. Соответственно функция экстремизма заключается в попытке реализовать в присущих ему формах потребность части социума в установлении субъективно понимаемых эталонов социальной справедливости. Принимая во внимание психосематическую сущность феномена экстремизм противодействие его проявлениям должно строиться путем внедрения в общественное и индивидное сознание социально приемлемых представлений о справедливости и способах ее достижения.
Философия и психология
Епанчинцева Г.А., Тимошенко Е.А. - Отчуждение как философская и психологическая категория

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15307

Аннотация: В обзорной статье ретроспективно освещена проблема изучения понятия «отчуждение» в философии, российской и зарубежной психологии. Рассмотрены основные имеющиеся трактовки и переводы термина, описательно-теоретические позиции и содержательно-структурные взгляды ученых на данное явление. Предпринята попытка выделения основных содержательных характеристик отчуждения. Показаны и изображены уровневые представления о феномене отчуждения, а также описаны системы отношений, которые могут подвергнуться отчуждению. Затронут вопрос проявления отчуждения в повседневной жизни и деятельности, необходимости его выявления, психологической и психотерапевтической работы с ним. В качестве методов исследования использованы философско- исторический, психолого-ретроспективный анализ; теоретико-сравнительное обобщение, классификация понятийного аппарата, моделирование. Оригинальным вкладом авторов в исследовании феномена отчуждения является аргументированное предложение рассматривать отчуждение как состояния и реакции на действие стимула, превышающего адаптационные возможности фрустрирующего индивида. Предлагается классифицировать отчуждение на разрушающую, развивающую и смешанную формы. Далее демонстрируется авторское представление содержательной модели отчуждения и структурно-функциональная модель данного феномена.
Епанчинцева Г.А., Тимошенко Е.А. - Отчуждение как философская и психологическая категория c. 663-674

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66854

Аннотация: В обзорной статье ретроспективно освещена проблема изучения понятия «отчуждение» в философии, российской и зарубежной психологии. Рассмотрены основные имеющиеся трактовки и переводы термина, описательно-теоретические позиции и содержательно-структурные взгляды ученых на данное явление. Предпринята попытка выделения основных содержательных характеристик отчуждения. Показаны и изображены уровневые представления о феномене отчуждения, а также описаны системы отношений, которые могут подвергнуться отчуждению. Затронут вопрос проявления отчуждения в повседневной жизни и деятельности, необходимости его выявления, психологической и психотерапевтической работы с ним. В качестве методов исследования использованы философско- исторический, психолого-ретроспективный анализ; теоретико-сравнительное обобщение, классификация понятийного аппарата, моделирование. Оригинальным вкладом авторов в исследовании феномена отчуждения является аргументированное предложение рассматривать отчуждение как состояния и реакции на действие стимула, превышающего адаптационные возможности фрустрирующего индивида. Предлагается классифицировать отчуждение на разрушающую, развивающую и смешанную формы. Далее демонстрируется авторское представление содержательной модели отчуждения и структурно-функциональная модель данного феномена.
Потенциал интеллекта
Борзых С.В. - Разум как обуза

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15422

Аннотация: Статья рассматривает человеческий разум как обузу. Предполагается, что, как и любой другой физиологический процесс, мышление требует значительного количества энергии, избежать траты которой для организма всегда выгодно, что он регулярно и демонстрирует. Как вследствие довольно высокой предсказуемости социальной среды и отдельных её черт, так и из-за значительного прогресса человечества в последние несколько столетий, сегодня у среднего индивида нет особой необходимости использовать свои мозги на полную мощность. При написании данной статьи использовались общенаучные методы познания, среди прочих, анализ и сравнение, а также автор прибегал к открытиям в биологии. Новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению человеческого разума не столько в плоскости выгоды от обладания им, сколько через призму его стоимости для всего организма. Основным выводом является то, что, как и любой иной вид животных, люди представляют собой компромисс, выраженный через энергетический баланс, в котором те или иные системы потребляют разное количество доступной энергии. Мышление, порождаемое функционированием организма, как следствие, также выступает в качестве уступки, при этом не самой выгодной с точки зрения выживания, но, напротив, обременительной, особенно в рамках современной культуры с её высокими технологиями. Всё это говорит о том, что мышлением люди предпочитают, как осознанно, так и нет, не пользоваться.
Борзых С.В. - Разум как обуза c. 675-683

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66855

Аннотация: Статья рассматривает человеческий разум как обузу. Предполагается, что, как и любой другой физиологический процесс, мышление требует значительного количества энергии, избежать траты которой для организма всегда выгодно, что он регулярно и демонстрирует. Как вследствие довольно высокой предсказуемости социальной среды и отдельных её черт, так и из-за значительного прогресса человечества в последние несколько столетий, сегодня у среднего индивида нет особой необходимости использовать свои мозги на полную мощность. При написании данной статьи использовались общенаучные методы познания, среди прочих, анализ и сравнение, а также автор прибегал к открытиям в биологии. Новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению человеческого разума не столько в плоскости выгоды от обладания им, сколько через призму его стоимости для всего организма. Основным выводом является то, что, как и любой иной вид животных, люди представляют собой компромисс, выраженный через энергетический баланс, в котором те или иные системы потребляют разное количество доступной энергии. Мышление, порождаемое функционированием организма, как следствие, также выступает в качестве уступки, при этом не самой выгодной с точки зрения выживания, но, напротив, обременительной, особенно в рамках современной культуры с её высокими технологиями. Всё это говорит о том, что мышлением люди предпочитают, как осознанно, так и нет, не пользоваться.
Понять человека
Гандер Д.В., Алексеенко М.С. - Особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15692

Аннотация: Изложены особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления, уточнен дефинитивный аппарат, представлена психолого-педагогическая модель и компонентный состав личностного потенциала летчика. С позиций комплексного системного аналитического исследования проблемы личностного потенциала охарактеризованы и содержательно интерпретированы ведущие компоненты личного потенциала летчика и их базовые взаимозависимости. Обсуждены целесообразные способы использования концепции личностного потенциала, методы развития ведущих компонентов личностного потенциала, возможные подходы к исследованию и формированию профессионализма летчика. В исследовании использованы теоретико-аналитические и обобщающие методы, метод лонгитюдного исследования, метод сбора эмпирических данных, анализ деятельности летчиков с применением методов изучения документации и экспертного опроса, профессиография, методы математической статистики. Противоречие между опережающим развитием авиационной техники и отставанием методических технологий отбора, комплектования и подготовки летного состава из-за устаревших представлений, способов оценки и прогноза летных способностей требует совершенствования теории и практики психологического обеспечения летчиков, формирования профессиональной психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Исследование и учет личностного потенциала и закономерностей его развития у летчиков расширяют возможности психологического обеспечения летчиков, формирования психологической готовности к своему профессиональному предназначению и экстремальным факторам жизнедеятельности.
Гандер Д.В., Алексеенко М.С. - Особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления c. 684-696

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66856

Аннотация: Изложены особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления, уточнен дефинитивный аппарат, представлена психолого-педагогическая модель и компонентный состав личностного потенциала летчика. С позиций комплексного системного аналитического исследования проблемы личностного потенциала охарактеризованы и содержательно интерпретированы ведущие компоненты личного потенциала летчика и их базовые взаимозависимости. Обсуждены целесообразные способы использования концепции личностного потенциала, методы развития ведущих компонентов личностного потенциала, возможные подходы к исследованию и формированию профессионализма летчика. В исследовании использованы теоретико-аналитические и обобщающие методы, метод лонгитюдного исследования, метод сбора эмпирических данных, анализ деятельности летчиков с применением методов изучения документации и экспертного опроса, профессиография, методы математической статистики. Противоречие между опережающим развитием авиационной техники и отставанием методических технологий отбора, комплектования и подготовки летного состава из-за устаревших представлений, способов оценки и прогноза летных способностей требует совершенствования теории и практики психологического обеспечения летчиков, формирования профессиональной психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Исследование и учет личностного потенциала и закономерностей его развития у летчиков расширяют возможности психологического обеспечения летчиков, формирования психологической готовности к своему профессиональному предназначению и экстремальным факторам жизнедеятельности.
Психология высших устремлений
Березина Т.Н. - Критерии Добра в обыденных представления студентов.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15789

Аннотация: Рассматривается категория добра в психологии и гуманитарных науках, отмечается недостаточная ее разработанность по отношению к противоположным понятиям негативного плана, утверждается, что причиной этого выступает сложность явления добра. Предполагается, что категория добра в психике человека может существовать в виде невербального сложного образа высшего порядка, входящего в состав надсознательного. Аналогичным образом в психике человека представлены явления «интеллекта» и ряд других. В качестве методологии для исследования сложных психических явлений рассматривается концепция социальных (обыденных) представлений. Целью статьи является анализ обыденных представлений студентов о добром человеке и выделение критериев, которыми пользуются испытуемые для вынесения суждения о других людях. На основании анализа выделено четыре критерия. Добро - деятельность - как деяние добра в адрес самого человека, выносящего суждении. Добрососедство – косвенный критерий, о доброте человека судят по его поступкам в отношении третьих лиц. Добродушие – личностный критерий, о доброте человека судят не по поступкам, а наличии позитивных черт личности (эмпатии, сочувствию). Добро- совестливость – о доброте судят по наличии у человека совести и по переживаниям мук совести за негативные поступки.
Березина Т.Н. - Критерии Добра в обыденных представления студентов. c. 697-706

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66857

Аннотация: Рассматривается категория добра в психологии и гуманитарных науках, отмечается недостаточная ее разработанность по отношению к противоположным понятиям негативного плана, утверждается, что причиной этого выступает сложность явления добра. Предполагается, что категория добра в психике человека может существовать в виде невербального сложного образа высшего порядка, входящего в состав надсознательного. Аналогичным образом в психике человека представлены явления «интеллекта» и ряд других. В качестве методологии для исследования сложных психических явлений рассматривается концепция социальных (обыденных) представлений. Целью статьи является анализ обыденных представлений студентов о добром человеке и выделение критериев, которыми пользуются испытуемые для вынесения суждения о других людях. На основании анализа выделено четыре критерия. Добро - деятельность - как деяние добра в адрес самого человека, выносящего суждении. Добрососедство – косвенный критерий, о доброте человека судят по его поступкам в отношении третьих лиц. Добродушие – личностный критерий, о доброте человека судят не по поступкам, а наличии позитивных черт личности (эмпатии, сочувствию). Добро- совестливость – о доброте судят по наличии у человека совести и по переживаниям мук совести за негативные поступки.
Профессиональная психология
Майорова Ю.А., Гузий А.Г. - Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полетов

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15222

Аннотация: Утомление, как наиболее неблагоприятное функциональное (психофизиологическое) состояние пилота гражданской авиации, рассматривается с позиции рекомендуемого международными стандартами управления риском безопасности полетов. Описаны основные виды утомления, их характерные признаки применительно к летному труду. Дана характеристика современного состояния контроля утомляемости пилотов гражданской авиации в аспекте обеспечения безопасности полетов. Изложен и охарактеризован методический подход к системному управлению риском безопасности полетов, обусловленным утомлением, рекомендованный к практической реализации Международной ассоциации гражданской авиации. Методы исследования: психология труда, инженерная психология, эргономика, психофизиология труда, рискометрия здоровья, безопасность жизнедеятельности, управление рисками. Основным вкладом авторов в развитие темы исследования является обоснование насущной необходимости реализации механизмов управления риском безопасности полетов, обусловленным утомлением, рекомендованным Международной ассоциации гражданской авиации. Несомненным достоинством такого подхода является возможность реализации многоуровневой стратегии обеспечения безопасности полетов, позволяющей управлять рисками, связанными с утомлением, вне зависимости от психофизиологических причин их происхождения. Это обусловливает перспективность его реализации и для обеспечения психофизиологической надежности представителей любых операторских профессий.
Майорова Ю.А., Гузий А.Г. - Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полетов c. 707-716

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66858

Аннотация: Утомление, как наиболее неблагоприятное функциональное (психофизиологическое) состояние пилота гражданской авиации, рассматривается с позиции рекомендуемого международными стандартами управления риском безопасности полетов. Описаны основные виды утомления, их характерные признаки применительно к летному труду. Дана характеристика современного состояния контроля утомляемости пилотов гражданской авиации в аспекте обеспечения безопасности полетов. Изложен и охарактеризован методический подход к системному управлению риском безопасности полетов, обусловленным утомлением, рекомендованный к практической реализации Международной ассоциации гражданской авиации. Методы исследования: психология труда, инженерная психология, эргономика, психофизиология труда, рискометрия здоровья, безопасность жизнедеятельности, управление рисками. Основным вкладом авторов в развитие темы исследования является обоснование насущной необходимости реализации механизмов управления риском безопасности полетов, обусловленным утомлением, рекомендованным Международной ассоциации гражданской авиации. Несомненным достоинством такого подхода является возможность реализации многоуровневой стратегии обеспечения безопасности полетов, позволяющей управлять рисками, связанными с утомлением, вне зависимости от психофизиологических причин их происхождения. Это обусловливает перспективность его реализации и для обеспечения психофизиологической надежности представителей любых операторских профессий.
Психология и педагогика
Флеров О.В. - Соотношение языка, речи и общения в лингводидактике

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15626

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предмет исследования - соотношение языка, речи и общения в данном педагогическом процессе. Автор статьи анализирует представления о соотношении и взаимосвязи рассматриваемых понятий в лингвистике и психологии и показывает то, как язык, речь и общение определяют ключевые компоненты педагогической системы в обучении иностранным языкам. Особое внимание уделено анализу методов обучения в свете данной проблематики не только с точки зрения проблем современной методики, но и в ретроспективе. Методом исследования в статье является комплексный лингвистический, психологический и лингводидактический анализ, а также эмпирические данные, накопленные автором в процессе работы преподавателем иностранных языков. Автору статьи представляется, что сегодня в практике обучения иностранным языкам недостаточно чётко представляется сущность обучения языку, речи и общению на нём, в виду чего обучение теряет эффективность в первую очередь методически. Новизна статьи состоит в том, что в ней показано, как рассматриваемые понятия находят отражение в реальной педагогической практике и в проблемах обучения иностранным языкам на современном этапе, а также в методике их преподавания как в частной дидактике на протяжение её развития.
Флеров О.В. - Соотношение языка, речи и общения в лингводидактике c. 717-725

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66859

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предмет исследования - соотношение языка, речи и общения в данном педагогическом процессе. Автор статьи анализирует представления о соотношении и взаимосвязи рассматриваемых понятий в лингвистике и психологии и показывает то, как язык, речь и общение определяют ключевые компоненты педагогической системы в обучении иностранным языкам. Особое внимание уделено анализу методов обучения в свете данной проблематики не только с точки зрения проблем современной методики, но и в ретроспективе. Методом исследования в статье является комплексный лингвистический, психологический и лингводидактический анализ, а также эмпирические данные, накопленные автором в процессе работы преподавателем иностранных языков. Автору статьи представляется, что сегодня в практике обучения иностранным языкам недостаточно чётко представляется сущность обучения языку, речи и общению на нём, в виду чего обучение теряет эффективность в первую очередь методически. Новизна статьи состоит в том, что в ней показано, как рассматриваемые понятия находят отражение в реальной педагогической практике и в проблемах обучения иностранным языкам на современном этапе, а также в методике их преподавания как в частной дидактике на протяжение её развития.
Клиническая психология
Шаль Л.Г. - Особенности взаимосвязи зрительного восприятия и наглядно-образного мышления у младших школьников с разными типами онтогенеза

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15669

Аннотация: Предметом исследования являются особенности зрительного восприятия и наглядно-образного мышления в восприятии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. В статье представлен теоретический анализ развития зрительных функций и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. В современной психологической литературе по диагностике психического развития ребенка значительное внимание уделяется изучению зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, как предпосылок успешного обучения. Таким образом, становится актуальным исследование взаимосвязи зрительного восприятия и наглядно-образного мышления учащихся в общеобразовательной школе детей, имеющих различные нарушения психической деятельности в связи с наличием у них разных медицинских диагнозов, например: «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), и «расстройства аутистического спектра» (РАС). Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности разных высших психических функций. Впервые описана взаимосвязь зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, выделена типология ошибок и их влияние на понимание смысла сюжетных картинок у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. Проведенное исследование выявило дефицитарность зрительного восприятия при нормальном онтогенезе ММД и РАС, которое оказывает влияние на наглядно-образное мышление. Следовательно, при наличии дефицита зрительного восприятия, наглядно-образное мышление не всегда может служить опорой в разных видах учебной деятельности. Данные результаты позволили выявить «мишени» для коррекционно-развивающей работы педагогов-психологов с детьми младшего школьного возраста.
Шаль Л.Г. - Особенности взаимосвязи зрительного восприятия и наглядно-образного мышления у младших школьников с разными типами онтогенеза c. 726-734

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66860

Аннотация: Предметом исследования являются особенности зрительного восприятия и наглядно-образного мышления в восприятии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. В статье представлен теоретический анализ развития зрительных функций и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. В современной психологической литературе по диагностике психического развития ребенка значительное внимание уделяется изучению зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, как предпосылок успешного обучения. Таким образом, становится актуальным исследование взаимосвязи зрительного восприятия и наглядно-образного мышления учащихся в общеобразовательной школе детей, имеющих различные нарушения психической деятельности в связи с наличием у них разных медицинских диагнозов, например: «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), и «расстройства аутистического спектра» (РАС). Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности разных высших психических функций. Впервые описана взаимосвязь зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, выделена типология ошибок и их влияние на понимание смысла сюжетных картинок у детей младшего школьного возраста при разных типах онтогенеза. Проведенное исследование выявило дефицитарность зрительного восприятия при нормальном онтогенезе ММД и РАС, которое оказывает влияние на наглядно-образное мышление. Следовательно, при наличии дефицита зрительного восприятия, наглядно-образное мышление не всегда может служить опорой в разных видах учебной деятельности. Данные результаты позволили выявить «мишени» для коррекционно-развивающей работы педагогов-психологов с детьми младшего школьного возраста.
Психология чрезвычайных ситуаций
Филатов Ф.Р., Седых Н.С. - Психологическая помощь пострадавшим в результате терактов: критический анализ и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15548

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности переживания террористических акций. Обсуждаются вопросы, связанные с переосмыслением жизненных ценностей и изменением социальных ориентиров вследствие пережитой травмы. Aнализируются организационно-методические аспекты оказания психологической помощи и поддержки пострадавшим. В данном контексте обсуждается эффективность разнообразных психотерапевтических практик и приёмов, используемых как при оказании экстренной психологической помощи, так и при работе, нацеленной на содействие в совладании с пролонгированными последствиями теракта. Обобщаются результаты академических исследований авторов и их практических наблюдений. Акцентируется внимание на стратегиях успешного совладания с травматическим стрессом и его последствиями. Анализируются конструктивные личностные и социальные стратегии, позволяющие преодолеть негативные последствия психической травмы, обрести новые смыслы, цели, позитивные перспективы. Подчёркивается необходимость консолидации усилий со стороны государственных и общественных структур, а также СМИ в целях создания единой системы профессионального межведомственного взаимодействия в ситуации теракта, а также обеспечения оперативного и своевременного устранения его последствий. Обсуждаются перспективы разработки единой междисциплинарной концептуальной модели, ориентированной на отбор, верификацию и совершенствование организационных, просветительских, психологических и психотерапевтических методов и методик, используемых, как в период оказания экстренной помощи, так и при проведении последующих реабилитационных мероприятий.
Филатов Ф.Р., Седых Н.С. - Психологическая помощь пострадавшим в результате терактов: критический анализ и перспективы развития c. 735-744

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66861

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности переживания террористических акций. Обсуждаются вопросы, связанные с переосмыслением жизненных ценностей и изменением социальных ориентиров вследствие пережитой травмы. Aнализируются организационно-методические аспекты оказания психологической помощи и поддержки пострадавшим. В данном контексте обсуждается эффективность разнообразных психотерапевтических практик и приёмов, используемых как при оказании экстренной психологической помощи, так и при работе, нацеленной на содействие в совладании с пролонгированными последствиями теракта. Обобщаются результаты академических исследований авторов и их практических наблюдений. Акцентируется внимание на стратегиях успешного совладания с травматическим стрессом и его последствиями. Анализируются конструктивные личностные и социальные стратегии, позволяющие преодолеть негативные последствия психической травмы, обрести новые смыслы, цели, позитивные перспективы. Подчёркивается необходимость консолидации усилий со стороны государственных и общественных структур, а также СМИ в целях создания единой системы профессионального межведомственного взаимодействия в ситуации теракта, а также обеспечения оперативного и своевременного устранения его последствий. Обсуждаются перспективы разработки единой междисциплинарной концептуальной модели, ориентированной на отбор, верификацию и совершенствование организационных, просветительских, психологических и психотерапевтических методов и методик, используемых, как в период оказания экстренной помощи, так и при проведении последующих реабилитационных мероприятий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.