по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 26-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Один язык или многоязычье?

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.15026

Аннотация: Предмет исследования – психологические и культурологические предпосылки возникновения общепланетарного языка. Есть ли потребность в едином планетарном языке? Каким образом он возникнет? А может быть, в современных коммуникационных условиях разумнее слышать все «голоса» и не стремиться к новому эсперанто или языку, который оказался бы наиболее мобильным и массовым? Кто определяет статус единого языка? Важны ли при этом теоретические выкладки лингвистов или все определит политическая воля современных лидеров? Какова судьба языкового наследия малых этносов или социальных общностей, которые оказались на периферии глобального процесса? Не утратит ли человечество несомненные культурные сокровища в результате схождения разных культурных ориентиров? Мы видим, что данная тема провоцирует множество вопросов, требующих безотлагательной рефлексии. В статье использованы методы психолингвистики, а также достижения философии культуры и философии языка. Применяются приемы компаративистского исследования. Мы видим, что проблема, связанная с судьбой языков в эпоху глобализации, актуализирует самые различные философские, социокультурные и лингвистические вопросы. Эта тема не только злободневна, но и содержит в себе значительные концептуальные прорывы. Духовный спор цивилизаций обязывает гуманитарное сознание к серьёзной постановке целого ряда проблем, вызванных глобализацией. В статье ставится вопрос о том, какой язык может взять на себя функции всепланетного общения. Осуждается целесообразность создания общего коммуникационного кода.
Гуревич П.С. - Один язык или многоязычье? c. 337-342

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66449

Аннотация: Предмет исследования – психологические и культурологические предпосылки возникновения общепланетарного языка. Есть ли потребность в едином планетарном языке? Каким образом он возникнет? А может быть, в современных коммуникационных условиях разумнее слышать все «голоса» и не стремиться к новому эсперанто или языку, который оказался бы наиболее мобильным и массовым? Кто определяет статус единого языка? Важны ли при этом теоретические выкладки лингвистов или все определит политическая воля современных лидеров? Какова судьба языкового наследия малых этносов или социальных общностей, которые оказались на периферии глобального процесса? Не утратит ли человечество несомненные культурные сокровища в результате схождения разных культурных ориентиров? Мы видим, что данная тема провоцирует множество вопросов, требующих безотлагательной рефлексии. В статье использованы методы психолингвистики, а также достижения философии культуры и философии языка. Применяются приемы компаративистского исследования. Мы видим, что проблема, связанная с судьбой языков в эпоху глобализации, актуализирует самые различные философские, социокультурные и лингвистические вопросы. Эта тема не только злободневна, но и содержит в себе значительные концептуальные прорывы. Духовный спор цивилизаций обязывает гуманитарное сознание к серьёзной постановке целого ряда проблем, вызванных глобализацией. В статье ставится вопрос о том, какой язык может взять на себя функции всепланетного общения. Осуждается целесообразность создания общего коммуникационного кода.
Психология масс
Попова О.В. - Социально-психологические факторы распространения насилия (на примере анализа дедовщины в армии)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14573

Аннотация: Дедовщина, как широко распространившаяся форма экстремизма в современной армии, характеризуется неуставными унижающими человеческое достоинство (насильственными) отношениями среди военнослужащих срочной службы. В статье представлено исследование качественных уровней, модальностей дедовщины (таких как , социокультурная, философско-психологическая, этическая), фиксирующих многообразие факторов, влияющих на формирование агрессии и распространение насилия в армейской среде. Также рассмотрены психологические механизмы, обеспечивающие психологическую безопасность и моральное самоуспокоение. К ним относятся: моральное оправдание, подмена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, распределение ответственности, игнорирование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины. Автор опирается на концептуальные положения психологии А. Бандуры, выделившего наиболее типичные оправдательные механизмы, позволяющие отклоняться от жестких моральных притязаний, не испытывая чувства самонеуважения. Исследуя философско-психологические факторы "дедовщины", являющиеся своего рода оправдательными механизмами этого явления,автор приходит к выводу, что они выступают паттернами избежания самонаказания и потери самоуважения вследствие совершения предосудительных действий. Они могут не артикулироваться в момент совершения акта насилия, но, как правило, присутствуют в последующей рефлексии над своим поведением, когда происходит конфликт ценностей сформированных армейской средой и ценностей социального пространства, где идея насилия маргинализируется или носит завуалированные формы.
Попова О.В. - Социально-психологические факторы распространения насилия (на примере анализа дедовщины в армии) c. 343-351

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66450

Аннотация: Дедовщина, как широко распространившаяся форма экстремизма в современной армии, характеризуется неуставными унижающими человеческое достоинство (насильственными) отношениями среди военнослужащих срочной службы. В статье представлено исследование качественных уровней, модальностей дедовщины (таких как , социокультурная, философско-психологическая, этическая), фиксирующих многообразие факторов, влияющих на формирование агрессии и распространение насилия в армейской среде. Также рассмотрены психологические механизмы, обеспечивающие психологическую безопасность и моральное самоуспокоение. К ним относятся: моральное оправдание, подмена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, распределение ответственности, игнорирование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины. Автор опирается на концептуальные положения психологии А. Бандуры, выделившего наиболее типичные оправдательные механизмы, позволяющие отклоняться от жестких моральных притязаний, не испытывая чувства самонеуважения. Исследуя философско-психологические факторы "дедовщины", являющиеся своего рода оправдательными механизмами этого явления,автор приходит к выводу, что они выступают паттернами избежания самонаказания и потери самоуважения вследствие совершения предосудительных действий. Они могут не артикулироваться в момент совершения акта насилия, но, как правило, присутствуют в последующей рефлексии над своим поведением, когда происходит конфликт ценностей сформированных армейской средой и ценностей социального пространства, где идея насилия маргинализируется или носит завуалированные формы.
Национальный менталитет
Пищик В.И., Жуков Н.В. - Типы экономической ментальности ростовской студенческой молодежи

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14224

Аннотация: Предметом исследования выступили типы экономической ментальности ростовской студенческой молодежи. Реализуется ценностный подход в исследовании. Экономическая ментальность понимается как система, совмещающая в ядерной части значения, смыслы, ценности ее носителей, управляющих и реализуемых в экономической сфере жизни человека. Можно выявить типы традиционной ментальности, инновационной, переходной и постинновационной, детерминируемые надсистемами религии, этноса и социума, которые будут задавать определенные тренды экономического поведения человека. При этом демонстрируются различные взгляды на культурные аспекты выделения типологии экономической ментальности и связь ее с успешными и не успешными экономическими моделями. Методология исследования является классической, объяснительной. Применяется совокупность диагностических методик (измеряющих составляющие экономической ментальности), статистическая обработка (корреляционный, факторный анализ) которых позволяет выделить определенные факторы, влияющие на изучаемые процессы. Выборка респондентов делится на две группы, которые различаются по определенным показателям (доходность семьи) и позволяют дифференцировать результаты исследования. Основными выводами является представление о том, что измерив показатели составляющих ментальности, можно выделить определенные типы экономического поведения респондентов с исходно различным материальным положением. Новизна результатов заключается в том, что исследование проведено на поколении ростовских студентов носителей инновационной ментальности, но внутри группы удалось дифференцировать подгруппы, имеющие несколько консервативные ориентации. Результаты успешно можно использовать в ситуациях продаж.
Пищик В.И., Жуков Н.В. - Типы экономической ментальности ростовской студенческой молодежи c. 352-363

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66451

Аннотация: Предметом исследования выступили типы экономической ментальности ростовской студенческой молодежи. Реализуется ценностный подход в исследовании. Экономическая ментальность понимается как система, совмещающая в ядерной части значения, смыслы, ценности ее носителей, управляющих и реализуемых в экономической сфере жизни человека. Можно выявить типы традиционной ментальности, инновационной, переходной и постинновационной, детерминируемые надсистемами религии, этноса и социума, которые будут задавать определенные тренды экономического поведения человека. При этом демонстрируются различные взгляды на культурные аспекты выделения типологии экономической ментальности и связь ее с успешными и не успешными экономическими моделями. Методология исследования является классической, объяснительной. Применяется совокупность диагностических методик (измеряющих составляющие экономической ментальности), статистическая обработка (корреляционный, факторный анализ) которых позволяет выделить определенные факторы, влияющие на изучаемые процессы. Выборка респондентов делится на две группы, которые различаются по определенным показателям (доходность семьи) и позволяют дифференцировать результаты исследования. Основными выводами является представление о том, что измерив показатели составляющих ментальности, можно выделить определенные типы экономического поведения респондентов с исходно различным материальным положением. Новизна результатов заключается в том, что исследование проведено на поколении ростовских студентов носителей инновационной ментальности, но внутри группы удалось дифференцировать подгруппы, имеющие несколько консервативные ориентации. Результаты успешно можно использовать в ситуациях продаж.
Этнос и этничность
Шажинбатын А. - Этнос и эволюционная концепция культуры

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14849

Аннотация: Статья посвящена проблеме этноса в трактовке эволюционной концепции культуры. Почти два столетия культурная антропология занимается изучением человека. Мир человека в ней предстаёт как выражение этнографических факторов. В середине минувшего столетия сложилась концепция культурного эволюционизма. Её выдающимся представителем был Лесли А. Уайт (1900-1975). Он был активным участником теоретических дискуссий середины XX в. В 1949 г. вышел том его работ «Наука о культуре», в котором рассматриваются не только общие проблемы культуры, но и роль этноса в толковании культурной динамики. Для книги были отобраны статьи, защищающие эволюционную теорию развития культуры (они объединены Лесли А. Уайтом в часть I), несколько работ, в которых представлена его концепция культуры (часть II), а также статьи, посвящённые частным проблемам антропологии (части III-VI). Состав сборника и композиция, за незначительным исключением, принадлежат самому Л. Уайту. Все работы, кроме двух – «Спутники и боги, или пресса, духовенство и антрополог» и «Антропологический подход к религии» (1957), были опубликованы ранее в журналах и сборниках, многие из которых труднодоступны современному исследователю. Собранные вместе они дают полное представление о творческом методе и концепции в целом. В течение минувшего века на научной арене вели спор три основных способа объяснения культурных изменений – исторический, структурно-функциональный и эволюционный. Каждый из них, как показано в статье, отражал один из аспектов культурной динамики или один из уровней культурного процесса или подпроцесса. Новизна статьи связана с анализом проблемы этноса в эволюционной концепции культуры. Критически рассмотрены основные положения данного этнологического эссе, показано, что раскрыть специфику этноса как феномена можно только в рамках философско-антропологического дискурса. Постижение человеческой природы позволяет глубже и основательнее понять этнос в качестве конструктивной идеи
Шажинбатын А. - Этнос и эволюционная концепция культуры c. 364-372

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66452

Аннотация: Статья посвящена проблеме этноса в трактовке эволюционной концепции культуры. Почти два столетия культурная антропология занимается изучением человека. Мир человека в ней предстаёт как выражение этнографических факторов. В середине минувшего столетия сложилась концепция культурного эволюционизма. Её выдающимся представителем был Лесли А. Уайт (1900-1975). Он был активным участником теоретических дискуссий середины XX в. В 1949 г. вышел том его работ «Наука о культуре», в котором рассматриваются не только общие проблемы культуры, но и роль этноса в толковании культурной динамики. Для книги были отобраны статьи, защищающие эволюционную теорию развития культуры (они объединены Лесли А. Уайтом в часть I), несколько работ, в которых представлена его концепция культуры (часть II), а также статьи, посвящённые частным проблемам антропологии (части III-VI). Состав сборника и композиция, за незначительным исключением, принадлежат самому Л. Уайту. Все работы, кроме двух – «Спутники и боги, или пресса, духовенство и антрополог» и «Антропологический подход к религии» (1957), были опубликованы ранее в журналах и сборниках, многие из которых труднодоступны современному исследователю. Собранные вместе они дают полное представление о творческом методе и концепции в целом. В течение минувшего века на научной арене вели спор три основных способа объяснения культурных изменений – исторический, структурно-функциональный и эволюционный. Каждый из них, как показано в статье, отражал один из аспектов культурной динамики или один из уровней культурного процесса или подпроцесса. Новизна статьи связана с анализом проблемы этноса в эволюционной концепции культуры. Критически рассмотрены основные положения данного этнологического эссе, показано, что раскрыть специфику этноса как феномена можно только в рамках философско-антропологического дискурса. Постижение человеческой природы позволяет глубже и основательнее понять этнос в качестве конструктивной идеи
Материк бессознательного
Нилогов А.С. - Сплю, следовательно, существую

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14845

Аннотация: Объектом исследования является проблема прояснения онтологического статуса состояния сна-сновидения. Предметом исследования является изучение сновидческого опыта с точки зрения антиязыковой методологии на примере нескольких классов антислов. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как речевой лунатизм, словообразование во время сновидения, гипнотическое словотворчество, воязыковление бессознательного, сновидческий язык, толкование сновидений, аутентичное и неаутентичное существование. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, репрезентирующих, помимо языка мысли, неосознаваемые каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, лингвистический (словообразовательный), антиязыковой (выявление классов антислов), синтез, анализ. Новизна исследования заключается в том, что проблема онтологического статуса человеческого существования, поднятая ещё Рене Декартом, получила новое развитие. Были предложены следующие кардинальные решения: аргумент «Фантазирую, следовательно, не существую», опровергающий когитальную философию, и аргумент «Сплю, следовательно, существую», углубляющий картезианскую философию с точки зрения антиязыковой методологии.
Нилогов А.С. - Сплю, следовательно, существую c. 373-382

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66453

Аннотация: Объектом исследования является проблема прояснения онтологического статуса состояния сна-сновидения. Предметом исследования является изучение сновидческого опыта с точки зрения антиязыковой методологии на примере нескольких классов антислов. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как речевой лунатизм, словообразование во время сновидения, гипнотическое словотворчество, воязыковление бессознательного, сновидческий язык, толкование сновидений, аутентичное и неаутентичное существование. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, репрезентирующих, помимо языка мысли, неосознаваемые каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, лингвистический (словообразовательный), антиязыковой (выявление классов антислов), синтез, анализ. Новизна исследования заключается в том, что проблема онтологического статуса человеческого существования, поднятая ещё Рене Декартом, получила новое развитие. Были предложены следующие кардинальные решения: аргумент «Фантазирую, следовательно, не существую», опровергающий когитальную философию, и аргумент «Сплю, следовательно, существую», углубляющий картезианскую философию с точки зрения антиязыковой методологии.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Чугунова И.О. - Лики ненависти: философско-антропологические размышления

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14652

Аннотация: Предметом исследования является ненависть как философско-антропологический феномен. Ненависть рассматривается автором как неустранимая черта человеческой природы, многоплановое и особое явление, несводимое к агрессии, гневу, враждебности или отвращению. Автор прослеживает историко-антропологические истоки ненависти, анализирует её аффективную и ценностную стороны, раскрывает бессознательные механизмы явления. Затрагиваются парадоксальные связи ненависти с состояниями любви и удовольствия. Рассматривая ненависть в феноменологическом многообразии, автор выделяет две её ипостаси: разрушительную и созидающую, проводит различие между ненавистью-рессентиментом и ненавистью-экзистенциалом. Исследование опирается на философско-антропологическую методологию, теоретические посылки психоанализа, ницшеанское учение о морали и о рессентименте. Новизна исследования состоит в обращении к пока малоизученному феномену ненависти, рассмотрении его как неустранимой черты человеческой природы, в обращении к скрытым сторонам и парадоксам этого явления. Автор развивает апологию экзистентной ненависти и формулирует выводы о разрушительной силе рессентиментной ненависти, её опасности для человеческого духа.
Чугунова И.О. - Лики ненависти: философско-антропологические размышления c. 383-391

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66454

Аннотация: Предметом исследования является ненависть как философско-антропологический феномен. Ненависть рассматривается автором как неустранимая черта человеческой природы, многоплановое и особое явление, несводимое к агрессии, гневу, враждебности или отвращению. Автор прослеживает историко-антропологические истоки ненависти, анализирует её аффективную и ценностную стороны, раскрывает бессознательные механизмы явления. Затрагиваются парадоксальные связи ненависти с состояниями любви и удовольствия. Рассматривая ненависть в феноменологическом многообразии, автор выделяет две её ипостаси: разрушительную и созидающую, проводит различие между ненавистью-рессентиментом и ненавистью-экзистенциалом. Исследование опирается на философско-антропологическую методологию, теоретические посылки психоанализа, ницшеанское учение о морали и о рессентименте. Новизна исследования состоит в обращении к пока малоизученному феномену ненависти, рассмотрении его как неустранимой черты человеческой природы, в обращении к скрытым сторонам и парадоксам этого явления. Автор развивает апологию экзистентной ненависти и формулирует выводы о разрушительной силе рессентиментной ненависти, её опасности для человеческого духа.
Тело и телесность
Казаков Ю.Н., Колобаев С.А. - Экспериментальное изучение феномена телесности в группе спортсменов самбо и дзюдо

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14751

Аннотация: Предметом исследования данной статьи структура, содержание и нагрузки факторов, слагающих психолого-акмеологический феномен телесности спортсмена. Автор рассматривает телесность как систему психологических процессов, свойств и состояний в переживании и восприятии личностью своего телесного опыта. Гипотезой исследования является наличие психологических взаимосвязей между психологическими явлениями и телесностью, обуславливающими стрессоустойчивость в структуре психического здоровья спортсменов. Проведено экспериментальное эмпирическое исследование феномена телесности в группе профессиональных спортсменов самбо и дзюдо. Выборка уравнена по возрасту (16-23 л.) и стажу занятий (5-8 лет). Использованы стандартизированные психологические методики, акмеологические методики и авторские методики изучения феномена телесности: полустандартизованное интервью, самооценка телесных параметров психического здоровья (Колобаев С.А., Казаков Ю.Н.), методика ранжирования телесных параметров, тестирование по методикам Mini-Mult, FPI, опросник темперамента и характера О.Н.Маноловой, акмеография (Зазыкин В.Г.,Носс И.Н.) уровня самоактуализации и самореализации, спортивного профессионализма, Самоактуализационный тест (Шостром Э.). Формирующий эксперимент, интерпретация полученных результатов. Результаты исследования вносились в базу данных (EXCEL) и подвергались статистическому корреляционному и факторному анализу с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. В исследовании показано, что наиболее релевантные в диагностическом плане методы изучения телесности являются полустандартизированное интервью рефлексии телесности, самооценка и ранжирование телесных параметров. Показаны варианты корреляций полученных переменных и факторные нагрузки феномена телесности. Обсуждаются проблемы объединения корреляций в когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный и перцептивный факторы изучения телесности. Даются рекомендации к развитию личности и оптимизации феномена телесности. Основными выводами проведённого исследования являются психологические взаимосвязи структуры, содержания и нагрузок факторов феномена телесности с уровнем стрессоустойчивости и безопасности психического здоровья.
Казаков Ю.Н., Колобаев С.А. - Экспериментальное изучение феномена телесности в группе спортсменов самбо и дзюдо c. 392-401

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66455

Аннотация: Предметом исследования данной статьи структура, содержание и нагрузки факторов, слагающих психолого-акмеологический феномен телесности спортсмена. Автор рассматривает телесность как систему психологических процессов, свойств и состояний в переживании и восприятии личностью своего телесного опыта. Гипотезой исследования является наличие психологических взаимосвязей между психологическими явлениями и телесностью, обуславливающими стрессоустойчивость в структуре психического здоровья спортсменов. Проведено экспериментальное эмпирическое исследование феномена телесности в группе профессиональных спортсменов самбо и дзюдо. Выборка уравнена по возрасту (16-23 л.) и стажу занятий (5-8 лет). Использованы стандартизированные психологические методики, акмеологические методики и авторские методики изучения феномена телесности: полустандартизованное интервью, самооценка телесных параметров психического здоровья (Колобаев С.А., Казаков Ю.Н.), методика ранжирования телесных параметров, тестирование по методикам Mini-Mult, FPI, опросник темперамента и характера О.Н.Маноловой, акмеография (Зазыкин В.Г.,Носс И.Н.) уровня самоактуализации и самореализации, спортивного профессионализма, Самоактуализационный тест (Шостром Э.). Формирующий эксперимент, интерпретация полученных результатов. Результаты исследования вносились в базу данных (EXCEL) и подвергались статистическому корреляционному и факторному анализу с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. В исследовании показано, что наиболее релевантные в диагностическом плане методы изучения телесности являются полустандартизированное интервью рефлексии телесности, самооценка и ранжирование телесных параметров. Показаны варианты корреляций полученных переменных и факторные нагрузки феномена телесности. Обсуждаются проблемы объединения корреляций в когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный и перцептивный факторы изучения телесности. Даются рекомендации к развитию личности и оптимизации феномена телесности. Основными выводами проведённого исследования являются психологические взаимосвязи структуры, содержания и нагрузок факторов феномена телесности с уровнем стрессоустойчивости и безопасности психического здоровья.
Многообразие религиозного опыта
Жиртуева Н.С. - Психологический и социальный векторы мистических учений (практика преображения человека и общества)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14429

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психологический и социальный опыт мистических учений. Интерес к мистическому феномену возрастает в условиях современного духовного кризиса перед угрозой национальных, религиозных, политических и других конфликтов, когда очень уязвимой оказывается безопасность всего мирового сообщества. Мистика способна помочь найти универсальное начало всех религий, что имеет большое значение в ситуации глобального соперничества множества претендентов на обладание истиной. Исследование психологического (интровертивного) и социального (экстравертивного) вектора мистических учений позволяет найти практические методы преображения человека и общества. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Автор приходит к выводам, что мистические учения обобщили мировой религиозный опыт и создали комплексную систему трансформации психической жизни человека, в которой взаимодействуют все уровни сознания. Следствием является воспитание психически здоровой самоактуализированной личности. Мистические учения также разработали практические способы совершенствования общественной жизни на основе любви, сострадания и взаимоуважения. Мистический опыт предполагает толерантное отношение к представителям другой культуры, религиозной конфессии, национальности. Он устанавливает границы толерантности, что вызвано необходимостью ограничения эгоцентрического сознания.
Жиртуева Н.С. - Психологический и социальный векторы мистических учений (практика преображения человека и общества) c. 402-412

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66456

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психологический и социальный опыт мистических учений. Интерес к мистическому феномену возрастает в условиях современного духовного кризиса перед угрозой национальных, религиозных, политических и других конфликтов, когда очень уязвимой оказывается безопасность всего мирового сообщества. Мистика способна помочь найти универсальное начало всех религий, что имеет большое значение в ситуации глобального соперничества множества претендентов на обладание истиной. Исследование психологического (интровертивного) и социального (экстравертивного) вектора мистических учений позволяет найти практические методы преображения человека и общества. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Автор приходит к выводам, что мистические учения обобщили мировой религиозный опыт и создали комплексную систему трансформации психической жизни человека, в которой взаимодействуют все уровни сознания. Следствием является воспитание психически здоровой самоактуализированной личности. Мистические учения также разработали практические способы совершенствования общественной жизни на основе любви, сострадания и взаимоуважения. Мистический опыт предполагает толерантное отношение к представителям другой культуры, религиозной конфессии, национальности. Он устанавливает границы толерантности, что вызвано необходимостью ограничения эгоцентрического сознания.
Профессиональная психология
Носс И.Н. - Близнецовый метод в личностно-профессиональной диагностике персонала

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14745

Аннотация: В статье акцентируется внимание психологов и профессиологов на возможности использования близнецового метода как средства и модели подтверждения положений концепции личностно-профессиональной спецификации персонала организации. Предполагается, что анализ личностных и поведенческих особенностей членов монозиготной близнецовой пары, подтверждает существование генетически обусловленной устойчивой структуры личности, соответствующей определенной системе профессиональных условий и требований профессиональной деятельности. В качестве иллюстрации приводятся экспериментальные результаты изучения личностных и поведенческих особенностей однояйцовых разлученных и неразлученных близнецов. Указывается на методические ограничения в распространении данных выводов, а также необходимости комплексной диагностики персонала посредством сопоставления, верификации и дополнения получаемых экспериментальных данных и процедур. По итогам теоретического анализа и эмпирических проб делается вывод о наличии природно-наследственных оснований профессиональной ориентированности людей. Результаты исследования являются подтверждением концепции автора о личностно-профессиональной спецификации персонала и необходимости ее моделирования в целях повышения качества психологического отбора и сопровождения работников организации.
Носс И.Н. - Близнецовый метод в личностно-профессиональной диагностике персонала c. 413-419

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66457

Аннотация: В статье акцентируется внимание психологов и профессиологов на возможности использования близнецового метода как средства и модели подтверждения положений концепции личностно-профессиональной спецификации персонала организации. Предполагается, что анализ личностных и поведенческих особенностей членов монозиготной близнецовой пары, подтверждает существование генетически обусловленной устойчивой структуры личности, соответствующей определенной системе профессиональных условий и требований профессиональной деятельности. В качестве иллюстрации приводятся экспериментальные результаты изучения личностных и поведенческих особенностей однояйцовых разлученных и неразлученных близнецов. Указывается на методические ограничения в распространении данных выводов, а также необходимости комплексной диагностики персонала посредством сопоставления, верификации и дополнения получаемых экспериментальных данных и процедур. По итогам теоретического анализа и эмпирических проб делается вывод о наличии природно-наследственных оснований профессиональной ориентированности людей. Результаты исследования являются подтверждением концепции автора о личностно-профессиональной спецификации персонала и необходимости ее моделирования в целях повышения качества психологического отбора и сопровождения работников организации.
Психологическая культура Востока
Шеркова Т.А. - Мотив пути в древнеегипетской культуре: культурно-исторический и психологический аспекты

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14884

Аннотация: Предметом исследования архетипа пути в древнеегипетской мифологии и ритуальной практике в сопоставлении с идеями и образами бессознательного в целостной психике современного человека в Юнгианской комплексной психологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как мифологические представления о круговом вращении солярного бога-творца как пути бога, отраженном в планировке храма-пути. Эта мифологема отразилась в инициации умершего, идущего по божественным путям через преисподнюю. Его проводником считался бог познания Тот. Магическими заклинаниями он нейтрализовал демонов страны мертвых. Этот путь приводил душу покойного в небесный божественный мир вечной жизни. Эти мифологические представления сопоставляются с такими ключевыми понятиями в комплексной психологии как либидо, внутренний человек, архетипами Самости, Мудрого старца и др. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном методе в аспекте научного синтеза в области изучения мифологического сознания и комплексной психологии. Основными выводами проведенного анализа являются: мифологическое сознание основополагалось на изоморфизме материально-чувственного и духовно-психического в представлениях о картине мира и роли в ней человека. Мотив пути в древнеегипетских представлениях, рассмотренный в аспекте единства мифа о солярном боге-творце и инициации в погребальном обряде, «перебрасывает мост» к философско- психологической идее К. Г. Юнга о борьбе противоположностей и снятии конфликтов благодаря связующему символу в единой целостности – Самости. Особым вкладом автора в исследование темы является обстоятельное рассмотрение архетипа пути в сопоставительном историко-психологическом анализе. Новизна исследования заключается в том, что впервые в сравнительной мифологии раскрываются глубинные основы ключевого мотива пути личности, что возможно только на основе комплексной психологии К.Г. Юнга. Данное исследование может найти практическое применение при чтении лекций и в практической работе, в психотехнике.
Шеркова Т.А. - Мотив пути в древнеегипетской культуре: культурно-исторический и психологический аспекты c. 420-433

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66458

Аннотация: Предметом исследования архетипа пути в древнеегипетской мифологии и ритуальной практике в сопоставлении с идеями и образами бессознательного в целостной психике современного человека в Юнгианской комплексной психологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как мифологические представления о круговом вращении солярного бога-творца как пути бога, отраженном в планировке храма-пути. Эта мифологема отразилась в инициации умершего, идущего по божественным путям через преисподнюю. Его проводником считался бог познания Тот. Магическими заклинаниями он нейтрализовал демонов страны мертвых. Этот путь приводил душу покойного в небесный божественный мир вечной жизни. Эти мифологические представления сопоставляются с такими ключевыми понятиями в комплексной психологии как либидо, внутренний человек, архетипами Самости, Мудрого старца и др. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном методе в аспекте научного синтеза в области изучения мифологического сознания и комплексной психологии. Основными выводами проведенного анализа являются: мифологическое сознание основополагалось на изоморфизме материально-чувственного и духовно-психического в представлениях о картине мира и роли в ней человека. Мотив пути в древнеегипетских представлениях, рассмотренный в аспекте единства мифа о солярном боге-творце и инициации в погребальном обряде, «перебрасывает мост» к философско- психологической идее К. Г. Юнга о борьбе противоположностей и снятии конфликтов благодаря связующему символу в единой целостности – Самости. Особым вкладом автора в исследование темы является обстоятельное рассмотрение архетипа пути в сопоставительном историко-психологическом анализе. Новизна исследования заключается в том, что впервые в сравнительной мифологии раскрываются глубинные основы ключевого мотива пути личности, что возможно только на основе комплексной психологии К.Г. Юнга. Данное исследование может найти практическое применение при чтении лекций и в практической работе, в психотехнике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.