по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 07, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 30-07-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Реванш психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12467

Аннотация: В статье затронут вопрос о статусе психологии как самостоятельной науки. Осмысление этой темы осложнено тем, что данная область знаний не возникла на пустом месте. На протяжении многих веков психология развивалась внутри философии. Но ее становление во многом определялось физиологией. В связи с этим возникает вопрос: существует ли у психологии собственный предмет изучения? Располагает ли она особыми методами, которые позволяют ей быть самостоятельной дисциплиной. Не раз исследователи разных областей знания доказывали, что психология, лишившись философской подоплёки, не смогла реализовать себя в качестве естественно-научной области знания. В связи с грандиозными открытиями современных нейронаук понятие психики находится под угрозой элиминации. Тончайшие психические феномены многие исследователи пытаются свести к мозговым процессам. Все эти угрозы психология принимает с достоинством и продолжает брать реванш, чтобы в очередной раз доказать свою правомочность как науки. Использованы методы естественных, социальных и гуманитарных областей знания. Автор опирается на биологию, которая раскрывает важные стороны человеческой природы. Вместе с тем в статье применяются методы гуманитарной экспертизы, берутся на вооружение достижения социальных наук. Новизна статьи заключается в попытке указать на сближение разных подходов к анализу человеческой природы. Сегодня правомерно говорить не только о науках о человеке, но определять также единство этих наук, поскольку научные открытия разных областей знания подчас снимают жёсткие демаркации между отдельными комплексами знаний.
Гуревич П.С. - Реванш психологии c. 677-680

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65233

Аннотация: В статье затронут вопрос о статусе психологии как самостоятельной науки. Осмысление этой темы осложнено тем, что данная область знаний не возникла на пустом месте. На протяжении многих веков психология развивалась внутри философии. Но ее становление во многом определялось физиологией. В связи с этим возникает вопрос: существует ли у психологии собственный предмет изучения? Располагает ли она особыми методами, которые позволяют ей быть самостоятельной дисциплиной. Не раз исследователи разных областей знания доказывали, что психология, лишившись философской подоплёки, не смогла реализовать себя в качестве естественно-научной области знания. В связи с грандиозными открытиями современных нейронаук понятие психики находится под угрозой элиминации. Тончайшие психические феномены многие исследователи пытаются свести к мозговым процессам. Все эти угрозы психология принимает с достоинством и продолжает брать реванш, чтобы в очередной раз доказать свою правомочность как науки. Использованы методы естественных, социальных и гуманитарных областей знания. Автор опирается на биологию, которая раскрывает важные стороны человеческой природы. Вместе с тем в статье применяются методы гуманитарной экспертизы, берутся на вооружение достижения социальных наук. Новизна статьи заключается в попытке указать на сближение разных подходов к анализу человеческой природы. Сегодня правомерно говорить не только о науках о человеке, но определять также единство этих наук, поскольку научные открытия разных областей знания подчас снимают жёсткие демаркации между отдельными комплексами знаний.
Горизонты психологии
Альперович В.Д. - «Свои» и «чужие» в биографических нарративах студентов-психологов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12139

Аннотация: В статье рассмотрeно конструирование личностью феномена «свой-чужой» в биографическом нарративe. В зарубежной и отечественной психологии проанализировано самоопределение героя в нарративах сквозь призму его взаимодействия с иными персонажами; раскрыты особeнности представлений о Другом человеке как Враге и Друге, «своeм-чужом», в связи с образом «Я». Проблемой исследования стало конструирование личностью феномена «свой-чужой», в зависимости от жанра свободного повествования. Тем не менее, в российской психологии недостаточно изучено конструирование личностью феномена «свой-чужой» в свободном повествовании. Цель данного исслeдования заключалась в выявлении содержательного наполнения категории «свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров. Предмет исследования составили сюжетно-персонажные особенности биографических нарративов студeнтов-психологов. Применены качественные методы (интерпретация, нарративный анализ ― выявление структурных компонентов текста, по У. Лабову, пространственно-временных отношений; определение жанра повествования). Впервые показано, что в биографиях-хрониках в бинарной оппозиции «свои-чужие» акцeнтирован полюс «свои»; в сказочных, любовных, бытовых новеллах и эссе акцентирован полюс «чужие». Впервые предложено эмпирическое обоснование гипотeзы о том, что содержательное наполнение категории «свой-чужой» в биографичeском нарративе может быть взаимосвязано с его сюжетно-персонажными особенностями. Рeзультаты исследования, обусловливающие его новизну, могут быть использованы при анализе поколенческой ментальности, в психотерапевтической практике.
Альперович В.Д. - «Свои» и «чужие» в биографических нарративах студентов-психологов c. 681-691

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65234

Аннотация: В статье рассмотрeно конструирование личностью феномена «свой-чужой» в биографическом нарративe. В зарубежной и отечественной психологии проанализировано самоопределение героя в нарративах сквозь призму его взаимодействия с иными персонажами; раскрыты особeнности представлений о Другом человеке как Враге и Друге, «своeм-чужом», в связи с образом «Я». Проблемой исследования стало конструирование личностью феномена «свой-чужой», в зависимости от жанра свободного повествования. Тем не менее, в российской психологии недостаточно изучено конструирование личностью феномена «свой-чужой» в свободном повествовании. Цель данного исслeдования заключалась в выявлении содержательного наполнения категории «свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров. Предмет исследования составили сюжетно-персонажные особенности биографических нарративов студeнтов-психологов. Применены качественные методы (интерпретация, нарративный анализ ― выявление структурных компонентов текста, по У. Лабову, пространственно-временных отношений; определение жанра повествования). Впервые показано, что в биографиях-хрониках в бинарной оппозиции «свои-чужие» акцeнтирован полюс «свои»; в сказочных, любовных, бытовых новеллах и эссе акцентирован полюс «чужие». Впервые предложено эмпирическое обоснование гипотeзы о том, что содержательное наполнение категории «свой-чужой» в биографичeском нарративе может быть взаимосвязано с его сюжетно-персонажными особенностями. Рeзультаты исследования, обусловливающие его новизну, могут быть использованы при анализе поколенческой ментальности, в психотерапевтической практике.
Внутренний мир человека
Гончарук Е.А. - Страдание в системе философско - антропологического знания

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12415

Аннотация: О страдании в современной философии написано достаточно много. Отмечено, что в античной философии страдание получило статус философской категории. Классики философской мысли – Платон, Аристотель, Эпикур. Сенека пытались осмыслить сущность и назначение этого человеческого переживания. Героический смысл чувства был обозначен в феномене духовного очищения – катарсисе. Мыслители разных эпох обращались к страданию, чтобы раскрыть гносеологический, моральный, эстетический ракурс данной проблемы. Однако не было еще исследований, специально посвященных страданию в системе философско-антропологического знания. Сопоставляя страдание с наслаждением, с человеческой активностью, философы сумели наметить разные грани постижения этого феномена, его роли в человеческой жизни. Страдание в экзистенциализме трактовано как живое, трепетное переживание. Однако не все аспекты данной темы изучены в современной философии. Автор использует, прежде всего, методологию философской антропологии. В статье применена также герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании статьи автор обращался к структурному, историческому и сравнительно - историческому методам. Новизна темы в том, что впервые дан историко-философский очерк состояния данной проблемы. Прослеживается движение антропологической мысли от античной философии до «философии жизни». Особое внимание уделено трактовке сознания в философской антропологии Канта. Разносторонне изучена разработка этой темы в философии Шопенгауэра и Ницще.
Гончарук Е.А. - Страдание в системе философско - антропологического знания c. 692-700

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65235

Аннотация: О страдании в современной философии написано достаточно много. Отмечено, что в античной философии страдание получило статус философской категории. Классики философской мысли – Платон, Аристотель, Эпикур. Сенека пытались осмыслить сущность и назначение этого человеческого переживания. Героический смысл чувства был обозначен в феномене духовного очищения – катарсисе. Мыслители разных эпох обращались к страданию, чтобы раскрыть гносеологический, моральный, эстетический ракурс данной проблемы. Однако не было еще исследований, специально посвященных страданию в системе философско-антропологического знания. Сопоставляя страдание с наслаждением, с человеческой активностью, философы сумели наметить разные грани постижения этого феномена, его роли в человеческой жизни. Страдание в экзистенциализме трактовано как живое, трепетное переживание. Однако не все аспекты данной темы изучены в современной философии. Автор использует, прежде всего, методологию философской антропологии. В статье применена также герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании статьи автор обращался к структурному, историческому и сравнительно - историческому методам. Новизна темы в том, что впервые дан историко-философский очерк состояния данной проблемы. Прослеживается движение антропологической мысли от античной философии до «философии жизни». Особое внимание уделено трактовке сознания в философской антропологии Канта. Разносторонне изучена разработка этой темы в философии Шопенгауэра и Ницще.
Интеллектуальные игры
Андреев И.Л., Назарова Л.Н. - Нейропсихические аспекты Интернета

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.10112

Аннотация: Статья затрагивает одну из наименее исследованных сторон влияния компьютеризации на мозг, психику и сознание людей. Интернет – глобальный феномен и интеллектуально достояние всего человечества, подлинные масштабы влияния которого на всемирную историю и на психику людей трудно переоценить. Диалектическая взаимосвязь (по типу листа Мёбиуса) виртуальной реальности и реальной виртуальности объясняет нередкое смешение и подчас патологическое смещение (вплоть до замещения) реального и виртуального миров в сознании человека, попавшего в сетевую зависимость. Психиатры всего мира осознают эту сравнимую по эффекту разрушения мозга с наркологической зависимостью поистине глобальную незримую опасность «мягкой» умственной и социальной деградации сотен миллионов людей. И направляют усилия на разработку эффективных средств спасительного избавления несчастных пленников Всемирной Паутины от коварной потери своего человеческого Я. В данной статье авторы опираются на оригинальную концепцию эволюционной классификации зеркальных нейронов коры головного мозга человека, аналогов которой пока нет в отечественной и зарубежной литературе. Это позволяет сделать предметом анализа структуру целого ряда патологических воздействий чрезмерного использования Интернета на мозг и психику пользователя. Особое внимание уделяется исследованию в контексте зеркальных нейронов коры больших полушарий так называемого «клипового сознания», ведущего, помимо обильно исследованных в научной литературе девиантных поведенческих актов, к обычно остающейся в тени опасности до поры до времени незаметного травматизма формирующегося головного мозга и центральной нервной системы, особенно детей и подростков. К этому можно добавить, что связанные с влиянием Интернета и до сих пор изредка отмечаемые лишь на феноменологическом уровне тенденции упрощения бытовой лексики и отмирания эпистолярного жанра, пока остаются вне поля зрения представителей нейронаук, в первую очередь, психологов и психиатров. Словом, если они и изучаются, то, образно говоря, извне черепа, а не изнутри, хотя компьютерные технологии нейровизуализации процессов, протекающих в мозговой ткани, такую возможность открывают.
Андреев И.Л., Назарова Л.Н. - Нейропсихические аспекты Интернета c. 701-715

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65236

Аннотация: Статья затрагивает одну из наименее исследованных сторон влияния компьютеризации на мозг, психику и сознание людей. Интернет – глобальный феномен и интеллектуально достояние всего человечества, подлинные масштабы влияния которого на всемирную историю и на психику людей трудно переоценить. Диалектическая взаимосвязь (по типу листа Мёбиуса) виртуальной реальности и реальной виртуальности объясняет нередкое смешение и подчас патологическое смещение (вплоть до замещения) реального и виртуального миров в сознании человека, попавшего в сетевую зависимость. Психиатры всего мира осознают эту сравнимую по эффекту разрушения мозга с наркологической зависимостью поистине глобальную незримую опасность «мягкой» умственной и социальной деградации сотен миллионов людей. И направляют усилия на разработку эффективных средств спасительного избавления несчастных пленников Всемирной Паутины от коварной потери своего человеческого Я. В данной статье авторы опираются на оригинальную концепцию эволюционной классификации зеркальных нейронов коры головного мозга человека, аналогов которой пока нет в отечественной и зарубежной литературе. Это позволяет сделать предметом анализа структуру целого ряда патологических воздействий чрезмерного использования Интернета на мозг и психику пользователя. Особое внимание уделяется исследованию в контексте зеркальных нейронов коры больших полушарий так называемого «клипового сознания», ведущего, помимо обильно исследованных в научной литературе девиантных поведенческих актов, к обычно остающейся в тени опасности до поры до времени незаметного травматизма формирующегося головного мозга и центральной нервной системы, особенно детей и подростков. К этому можно добавить, что связанные с влиянием Интернета и до сих пор изредка отмечаемые лишь на феноменологическом уровне тенденции упрощения бытовой лексики и отмирания эпистолярного жанра, пока остаются вне поля зрения представителей нейронаук, в первую очередь, психологов и психиатров. Словом, если они и изучаются, то, образно говоря, извне черепа, а не изнутри, хотя компьютерные технологии нейровизуализации процессов, протекающих в мозговой ткани, такую возможность открывают.
Потенциал интеллекта
Борзова Т.В. - Динамика развития понимания в обучении

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.11912

Аннотация: В статье представлены размышления о продвижении студентов в процессуальном поле понимания в границах трех сфер человеческого бытия и традиций исследования субъекта - когнитивной, герменевтической и экзистенциальной. Осмыслены такие феномены как понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение в процессе обучения студентов. На основании анализа междисциплинарных исследований в статье представлен текст, подлежащий толкованию, как основная содержательная единица гуманитарной образовательной деятельности, обладающая значительным потенциалом при развитии понимания в обучении студентов вуза. В центре внимания находятся теоретические особенности, специфика и характеристика работы студентов с текстом с целью продвижения в процессуальном поле понимания. Разработана теоретическая модель динамики продвижения студентов в процессуальном поле понимания и выделены эмпирические критерии данного процесса. Показано, что в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития понимания в обучении. Результаты анализа существующих источников научной информации и новые, авторские подходы позволили выявить высокую актуальность проблематики развития понимания в обучении и острую необходимость практической реализации концептуальных подходов известных отечественных психологов в обучении студентов.
Борзова Т.В. - Динамика развития понимания в обучении c. 716-726

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65237

Аннотация: В статье представлены размышления о продвижении студентов в процессуальном поле понимания в границах трех сфер человеческого бытия и традиций исследования субъекта - когнитивной, герменевтической и экзистенциальной. Осмыслены такие феномены как понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение в процессе обучения студентов. На основании анализа междисциплинарных исследований в статье представлен текст, подлежащий толкованию, как основная содержательная единица гуманитарной образовательной деятельности, обладающая значительным потенциалом при развитии понимания в обучении студентов вуза. В центре внимания находятся теоретические особенности, специфика и характеристика работы студентов с текстом с целью продвижения в процессуальном поле понимания. Разработана теоретическая модель динамики продвижения студентов в процессуальном поле понимания и выделены эмпирические критерии данного процесса. Показано, что в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития понимания в обучении. Результаты анализа существующих источников научной информации и новые, авторские подходы позволили выявить высокую актуальность проблематики развития понимания в обучении и острую необходимость практической реализации концептуальных подходов известных отечественных психологов в обучении студентов.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Горюнов М.А. - Проблемы изучения аффекта после отказа от концепции индивидуальности

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.11879

Аннотация: За последние пятьдесят лет нейронауки, сравнительная этология, социология религии, институциональная экономика существенно расширили наши представления о мотивах человеческого поведения. Побочным следствием этого расширения стал отказ, иногда полный, иногда частичный, от просвещенческой концепции Я как независимого источника действия. Вслед за ним последовала коррекция методологии изучения аффекта. Теперь сильная страсть не есть результат напряженной внутренней жизни, слабо соотнесенный с ее внешними условиями, а сложная, растянутая во времени реакция на среду. Наша убежденность в том, наши эмоции являются действительно нашими, на поверку оказалась иллюзией. Выражаясь образно: человек похож на осознающее себя полотно, на котором художник рисует нечто: полотну кажется, что оно причастно к действию, краски и образы принадлежат ему, хотя на самом деле оно здесь – претерпевающая сторона. Из всех возможных вариантов мировоззрений одна только современная теология, благодаря уловке уклонившись от процедуры радикальной научной критики, оказывается защитником тезиса о реальности сознания. В ходе исследования были применены правила дедуктивной и индуктивной логики, стандартные аналитические процедуры правила герменевтики и феноменологии. В статье предпринята попытка кратко обобщить следствия из последних работ Жан-Мари Шеффера, Дэниела Деннета и Мансура Олсона, которые касаются проблем гуманитарного изучения аффекта. Изменения, связанные с взрывным ростом знаний о поведении человека, привели к радикальной смене перспективы. Во-первых, отошла на периферию интроспекция. Наблюдения за собственными эмоциями и самостоятельный их анализ теперь слишком малопродуктивная стратегия. Во-вторых, поскольку феномен индивидуальности как минимум сомнителен, предпочтение отдается внешним обстоятельствам. Аффект представляется многосложной, растянутой во времени реакцией на раздражители среды. Наблюдение со стороны дает лучший результат в кратчайшие сроки. В-третьих, последним убежищем просвещенческих представлений о человеке оказывается современная некритическая теология, для которой полный отказ от концепции Я означает окончательное поражение.
Горюнов М.А. - Проблемы изучения аффекта после отказа от концепции индивидуальности c. 727-737

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65238

Аннотация: За последние пятьдесят лет нейронауки, сравнительная этология, социология религии, институциональная экономика существенно расширили наши представления о мотивах человеческого поведения. Побочным следствием этого расширения стал отказ, иногда полный, иногда частичный, от просвещенческой концепции Я как независимого источника действия. Вслед за ним последовала коррекция методологии изучения аффекта. Теперь сильная страсть не есть результат напряженной внутренней жизни, слабо соотнесенный с ее внешними условиями, а сложная, растянутая во времени реакция на среду. Наша убежденность в том, наши эмоции являются действительно нашими, на поверку оказалась иллюзией. Выражаясь образно: человек похож на осознающее себя полотно, на котором художник рисует нечто: полотну кажется, что оно причастно к действию, краски и образы принадлежат ему, хотя на самом деле оно здесь – претерпевающая сторона. Из всех возможных вариантов мировоззрений одна только современная теология, благодаря уловке уклонившись от процедуры радикальной научной критики, оказывается защитником тезиса о реальности сознания. В ходе исследования были применены правила дедуктивной и индуктивной логики, стандартные аналитические процедуры правила герменевтики и феноменологии. В статье предпринята попытка кратко обобщить следствия из последних работ Жан-Мари Шеффера, Дэниела Деннета и Мансура Олсона, которые касаются проблем гуманитарного изучения аффекта. Изменения, связанные с взрывным ростом знаний о поведении человека, привели к радикальной смене перспективы. Во-первых, отошла на периферию интроспекция. Наблюдения за собственными эмоциями и самостоятельный их анализ теперь слишком малопродуктивная стратегия. Во-вторых, поскольку феномен индивидуальности как минимум сомнителен, предпочтение отдается внешним обстоятельствам. Аффект представляется многосложной, растянутой во времени реакцией на раздражители среды. Наблюдение со стороны дает лучший результат в кратчайшие сроки. В-третьих, последним убежищем просвещенческих представлений о человеке оказывается современная некритическая теология, для которой полный отказ от концепции Я означает окончательное поражение.
Тело и телесность
Балагушкин Ю.Е. - Философско-антропологические аспекты сексуальности (по поводу статьи Э.Тирьякяна о сексуальной аномии)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12329

Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян в своей статье «Сексуальная аномия, социальная структура, социетальное изменение» анализирует предложенную Э.Дюркгеймом концепцию сексуальных отношений как фундамента социальной структуры и сосредотачивает внимание на сексуальной аномии - одной из острейших проблем современного человека, считая, что эти воззрения точно отражают современную ситуацию в обществе и культуре. Тирьякян рассматривает различные аспекты социального регулирования сексуальности, анализирует сущность и последствия сексуальной революции в западном обществе. Философско-антропологическая проблематика сексуальности рассматривается во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов, отталкиваясь от концепций сексуальной аномии и анализа последствий сексуальной революции и с учетом гендерного подхода. Сексуальность как часть человеческой природы трактуется в качестве сложного, системно организованного феномена, который обладает разнообразным функциональным назначением. Культурно-исторический феномен сексуальности подвергается социализации и культурализации, в то же время сексуальность, как естественная составляющая человеческой природы, оказывает существенное воздействие на формирование и динамику культуры. Особое значение в современный исторический период имеет проблема сексуальной аномии, приобретшая новое ценностное и социкультурное звучание в связи с инновационными процессами сексуальной революции, вызвавшей кардинальные и многоплановые изменения сексуальной составляющей человеческой природы и базовых аспектов человеческой идентичности
Балагушкин Ю.Е. - Философско-антропологические аспекты сексуальности (по поводу статьи Э.Тирьякяна о сексуальной аномии) c. 738-750

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65239

Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян в своей статье «Сексуальная аномия, социальная структура, социетальное изменение» анализирует предложенную Э.Дюркгеймом концепцию сексуальных отношений как фундамента социальной структуры и сосредотачивает внимание на сексуальной аномии - одной из острейших проблем современного человека, считая, что эти воззрения точно отражают современную ситуацию в обществе и культуре. Тирьякян рассматривает различные аспекты социального регулирования сексуальности, анализирует сущность и последствия сексуальной революции в западном обществе. Философско-антропологическая проблематика сексуальности рассматривается во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов, отталкиваясь от концепций сексуальной аномии и анализа последствий сексуальной революции и с учетом гендерного подхода. Сексуальность как часть человеческой природы трактуется в качестве сложного, системно организованного феномена, который обладает разнообразным функциональным назначением. Культурно-исторический феномен сексуальности подвергается социализации и культурализации, в то же время сексуальность, как естественная составляющая человеческой природы, оказывает существенное воздействие на формирование и динамику культуры. Особое значение в современный исторический период имеет проблема сексуальной аномии, приобретшая новое ценностное и социкультурное звучание в связи с инновационными процессами сексуальной революции, вызвавшей кардинальные и многоплановые изменения сексуальной составляющей человеческой природы и базовых аспектов человеческой идентичности
Профессиональная психология
Шмаков Е.В. - Физическая реабилитация юных спортсменов с миопией слабой степени

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12323

Аннотация: Адекватные физические нагрузки и физическая реабилитация занимают важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют общему укреплению организма и активизации его функций. Специальные физические упражнения благоприятно влияют на показатели физической подготовленности и двигательных тестов, а также на формирование рефракции глаза у детей. Целью данной работы явилась оценка влияния программы физической реабилитации на показатели физической подготовленности и двигательных тестов у юных спортсменов с миопией слабой степени. Для определения уровня физической подготовленности применялись контрольные упражнения, включенные в нормативно-методические документы ВНИИФКа. Для характеристики физической подготовленности юных спортсменов были выбраны следующие тесты: бег 30 м, челночный бег 3х30, наклон вперед из исходного положения сидя, метание набивного мяча (3 кг) из-за головы, 6-минутный бег, поднимание туловища из положения лежа за 30 с. В исследовании приняли участие 140 детей в возрасте от 8 до 15 лет с миопией слабой степени и спазмом аккомодации. В экспериментальную группу вошли 110 детей, у которых миопия слабой степени была выявлена в 44% случаев, а спазм аккомодации – в 56% случаев. Контрольная группа насчитывала 30 человек, у которых миопия слабой степени была выявлена в 46% случаев, а спазм аккомодации - в 54% случаев. Весь комплекс упражнений проводился в качестве дополнительного к тренировочному процессу. Дети из ЭГ выполняли упражнения для воспитания силовой выносливости мышц туловища и другие упражнения для формирования осанки; адаптированны¬е игры или ритмическую гимнастику. Анализируя динамику показателей физической подготовленности и двигательных тестов детей со слабой степенью миопии и спазмом аккомодации, можно утверждать о положительном влиянии применяемой программы на повышение функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения, а также адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Шмаков Е.В. - Физическая реабилитация юных спортсменов с миопией слабой степени c. 751-756

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65240

Аннотация: Адекватные физические нагрузки и физическая реабилитация занимают важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют общему укреплению организма и активизации его функций. Специальные физические упражнения благоприятно влияют на показатели физической подготовленности и двигательных тестов, а также на формирование рефракции глаза у детей. Целью данной работы явилась оценка влияния программы физической реабилитации на показатели физической подготовленности и двигательных тестов у юных спортсменов с миопией слабой степени. Для определения уровня физической подготовленности применялись контрольные упражнения, включенные в нормативно-методические документы ВНИИФКа. Для характеристики физической подготовленности юных спортсменов были выбраны следующие тесты: бег 30 м, челночный бег 3х30, наклон вперед из исходного положения сидя, метание набивного мяча (3 кг) из-за головы, 6-минутный бег, поднимание туловища из положения лежа за 30 с. В исследовании приняли участие 140 детей в возрасте от 8 до 15 лет с миопией слабой степени и спазмом аккомодации. В экспериментальную группу вошли 110 детей, у которых миопия слабой степени была выявлена в 44% случаев, а спазм аккомодации – в 56% случаев. Контрольная группа насчитывала 30 человек, у которых миопия слабой степени была выявлена в 46% случаев, а спазм аккомодации - в 54% случаев. Весь комплекс упражнений проводился в качестве дополнительного к тренировочному процессу. Дети из ЭГ выполняли упражнения для воспитания силовой выносливости мышц туловища и другие упражнения для формирования осанки; адаптированны¬е игры или ритмическую гимнастику. Анализируя динамику показателей физической подготовленности и двигательных тестов детей со слабой степенью миопии и спазмом аккомодации, можно утверждать о положительном влиянии применяемой программы на повышение функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения, а также адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Психология развития
Спирова Э.М. - Антропологические идеи Жана Пиаже

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12477

Аннотация: Швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980) известен как создатель весьма значимой теории развития интеллекта. Для обоснования своей концепции он применял базовые понятия других психологических школ. Критически оценивая понятие реакции, которое использовали бихевиористы, он выдвинул понятие операции. Понятие гештальта, которое было базовым в гештальт-психологии, он заменил другой категорией – «структура». В результате сложился генетический метод, который стал методологическим принципом в психологической теории. В исследованиях о многообразном творчестве Пиаже упускается из виду ещё одно бесспорное достижение его концепции. Швейцарский исследователь попытался обосновать не только учение о психике. Он обратился к наукам о человеке, выдвинув ряд серьёзных антропологических идей. Автор статьи использует, прежде всего, понятийный аппарат философской антропологии для анализа взглядов Ж. Пиаже. Однако считает возможным подойти к проблеме с исторических позиций. Вслед за Пиаже в статье обозначается приоритетность междисциплинарного подхода к человеку. Новизна проблемы состоит в том, что Ж. Пиаже рассматривается в статье как представитель антропологического знания. Он пытается опереться на новое философское направление – структурализм, чтобы совместить методологические проблемы биологии с философским постижением человека. Пиаже внес также значительный вклад в аксиологию, описав иерархию ценностей человека.
Спирова Э.М. - Антропологические идеи Жана Пиаже c. 757-765

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65241

Аннотация: Швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980) известен как создатель весьма значимой теории развития интеллекта. Для обоснования своей концепции он применял базовые понятия других психологических школ. Критически оценивая понятие реакции, которое использовали бихевиористы, он выдвинул понятие операции. Понятие гештальта, которое было базовым в гештальт-психологии, он заменил другой категорией – «структура». В результате сложился генетический метод, который стал методологическим принципом в психологической теории. В исследованиях о многообразном творчестве Пиаже упускается из виду ещё одно бесспорное достижение его концепции. Швейцарский исследователь попытался обосновать не только учение о психике. Он обратился к наукам о человеке, выдвинув ряд серьёзных антропологических идей. Автор статьи использует, прежде всего, понятийный аппарат философской антропологии для анализа взглядов Ж. Пиаже. Однако считает возможным подойти к проблеме с исторических позиций. Вслед за Пиаже в статье обозначается приоритетность междисциплинарного подхода к человеку. Новизна проблемы состоит в том, что Ж. Пиаже рассматривается в статье как представитель антропологического знания. Он пытается опереться на новое философское направление – структурализм, чтобы совместить методологические проблемы биологии с философским постижением человека. Пиаже внес также значительный вклад в аксиологию, описав иерархию ценностей человека.
Психотехника
Березина Т.Н. - Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода.

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12232

Аннотация: В статье предлагается новый инструментальный метод для объективного измерения положительных эмоций, возникающих у человека в различных жизненных ситуациях. Предполагается, что при переживании некоторых эмоциональных состояний (в соответствии с авторской моделью, они именуются как подлинные эмоции), происходит изменение функционального состояния всего организма, в том числе и физиологического компонента. Показано, что в некоторых случаях это изменение может сопровождаться появлением алкоподобных веществ в выдохе, которые могут быть зафиксированы алкотестором. Приводятся данные эмпирического исследования, в котором показано, что в 0,4-0,5% жизненных ситуаций, переживание положительных эмоций приводило к искомому результату. Описываются эти ситуации (встреча с любимым человеком, пищевое удовольствие, восприятие искусства, контроль боли и т.п.). Отмечается, что в контрольной серии опытов, когда испытуемые находились в состоянии функционально нейтральном (студенты на лекции), выработки алкоподобных веществ в выдохе у них не фиксировались.
Березина Т.Н. - Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода. c. 766-773

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65242

Аннотация: В статье предлагается новый инструментальный метод для объективного измерения положительных эмоций, возникающих у человека в различных жизненных ситуациях. Предполагается, что при переживании некоторых эмоциональных состояний (в соответствии с авторской моделью, они именуются как подлинные эмоции), происходит изменение функционального состояния всего организма, в том числе и физиологического компонента. Показано, что в некоторых случаях это изменение может сопровождаться появлением алкоподобных веществ в выдохе, которые могут быть зафиксированы алкотестором. Приводятся данные эмпирического исследования, в котором показано, что в 0,4-0,5% жизненных ситуаций, переживание положительных эмоций приводило к искомому результату. Описываются эти ситуации (встреча с любимым человеком, пищевое удовольствие, восприятие искусства, контроль боли и т.п.). Отмечается, что в контрольной серии опытов, когда испытуемые находились в состоянии функционально нейтральном (студенты на лекции), выработки алкоподобных веществ в выдохе у них не фиксировались.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.