по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-1.84615384615-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Интуиция – это скорочтение мысли

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11923

Аннотация: За последние годы появилось множество публикаций, посвященных интуиции. Сложилась версия, согласно которой интуиция вовсе не является особым способом познания. Нередко её толкуют как скорочтение, то есть как быстрое, беглое «пробегание» мысли. В целом такая точка зрения не является оригинальной. До появления работа К.-Г. Юнга интуиция и рассматривалась как подспорье аналитической деятельности разума. Давно было замечено, что ученые разных профилей продвигались к своим открытиям постепенно, словно пришпоривая мысль, которая никак не обретала законченности и ясности. Автор статьи не согласен с такой трактовкой интуиции. Опираясь на концепцию Юнга, он приводит дополнительные аргументы, согласно которым интуиция открывает самостоятельный путь к истине, имеет специфические особенности в теории когнитивной деятельности. Автор использует в качестве метода современные познавательные практики и их теоретическое обоснование. Он опирается также на юнгианское учение о четырёх функциях, с помощью которых индивид приспосабливается к реальности. Новизна постановки вопроса в том, что интуиция может рассматриваться как скорочтение далеко не всегда. В своем подлинном варианте она позволяет получить знание, которое недоступно обычной мыслительной активности. Сам путь обретения знания через интуиции не имеет ничего общего с последовательным продвижением от мысли к мысли.
Гуревич П.С. - Интуиция – это не скорочтение мысли c. 357-360

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64211

Аннотация: За последние годы появилось множество публикаций, посвященных интуиции. Сложилась версия, согласно которой интуиция вовсе не является особым способом познания. Нередко её толкуют как скорочтение, то есть как быстрое, беглое «пробегание» мысли. В целом такая точка зрения не является оригинальной. До появления работа К.-Г. Юнга интуиция и рассматривалась как подспорье аналитической деятельности разума. Давно было замечено, что ученые разных профилей продвигались к своим открытиям постепенно, словно пришпоривая мысль, которая никак не обретала законченности и ясности. Автор статьи не согласен с такой трактовкой интуиции. Опираясь на концепцию Юнга, он приводит дополнительные аргументы, согласно которым интуиция открывает самостоятельный путь к истине, имеет специфические особенности в теории когнитивной деятельности. Автор использует в качестве метода современные познавательные практики и их теоретическое обоснование. Он опирается также на юнгианское учение о четырёх функциях, с помощью которых индивид приспосабливается к реальности. Новизна постановки вопроса в том, что интуиция может рассматриваться как скорочтение далеко не всегда. В своем подлинном варианте она позволяет получить знание, которое недоступно обычной мыслительной активности. Сам путь обретения знания через интуиции не имеет ничего общего с последовательным продвижением от мысли к мысли.
Социальные страсти
Малинина К.О. - Аномия в социокультурном пространстве

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.10888

Аннотация: Предметом исследования является социальная аномия. Цель исследования – краткий обзор существующих теорий аномии в контексте социокультурного пространства и их анализ, позволяющий составить систематизирующую таблицу. Это даст возможность разработать рычаги и методы управления различными формами проявления изучаемого явления, что, в свою очередь, позволит регулировать социальные процессы в обществе. Девиантное поведение, хотя и служит в некоторой степени толчком для эволюционного развития общества, требует коррекции для сдерживания его в определенных рамках. Изучение работ ряда выдающихся ученых, различных подходов, понятий, их классификации позволили представить аномические процессы в виде сводной опорной таблицы с соответствующими комментариями к ней. Областью применения результатов проведенного исследования являются отношения в любой группе людей (от малых до больших коллективов, в том числе в масштабах страны) в которой неизбежно возникают межличностные, межгрупповые и т.д. контакты. А также при разрешении специалистами различных форм внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Современное российское общество находится в процессе трансформации, которому сопутствуют проявления социальной аномии. Безнормие, разрушение моральных устоев, изменение нравственных принципов ведут к крушению социального порядка. Для обеспечения наиболее эффективного функционирования всей государственной системы, в том числе общественных отношений, необходима разработка механизмов регулирования аномических процессов.
Малинина К.О. - Аномия в социокультурном пространстве c. 361-369

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64212

Аннотация: Предметом исследования является социальная аномия. Цель исследования – краткий обзор существующих теорий аномии в контексте социокультурного пространства и их анализ, позволяющий составить систематизирующую таблицу. Это даст возможность разработать рычаги и методы управления различными формами проявления изучаемого явления, что, в свою очередь, позволит регулировать социальные процессы в обществе. Девиантное поведение, хотя и служит в некоторой степени толчком для эволюционного развития общества, требует коррекции для сдерживания его в определенных рамках. Изучение работ ряда выдающихся ученых, различных подходов, понятий, их классификации позволили представить аномические процессы в виде сводной опорной таблицы с соответствующими комментариями к ней. Областью применения результатов проведенного исследования являются отношения в любой группе людей (от малых до больших коллективов, в том числе в масштабах страны) в которой неизбежно возникают межличностные, межгрупповые и т.д. контакты. А также при разрешении специалистами различных форм внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Современное российское общество находится в процессе трансформации, которому сопутствуют проявления социальной аномии. Безнормие, разрушение моральных устоев, изменение нравственных принципов ведут к крушению социального порядка. Для обеспечения наиболее эффективного функционирования всей государственной системы, в том числе общественных отношений, необходима разработка механизмов регулирования аномических процессов.
Психология масс
Гайворонская А.А. - Психосемантика экстремизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11392

Аннотация: В предлагаемой статье предпринята попытка теоретического обоснования психосемантики экстремизма. Психосемантика - это область психологической науки, которая изучает картину мира индивидуального или коллективного субъекта. Феномен экстремизма связан с изучением важнейших компонентов ценностно-смысловых ориентаций, установок, стереотипов различных социальных, возрастных или этнических групп. Мы полагаем, что существует психологическая (семантическая) структура феномена экстремизма, сформированная различными типами значений, категориальными структурами, «классифицирующими» этот феномен, его виды на разных уровнях взаимодействия с субъектом или группой. Психосемантические методы изучающие феномен экстремизма направлены на реконструкцию имплицитных теорий личности описывающих этот феномен (соединение исследуемого значения с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных). Научная новизна состоит в том, что было выдвинуто предположение о существовании психологической (семантической) структуры феномена экстремизма, которая может быть сформирована различными типами значений, категориальными структурами, «классифицирующими» этот феномен. Также была предложена имплицитная модель психосемантики экстремизма, Выводы: психосемантика экстремизма способствует более тщательному изучению сущностных характеристики феномена экстремизма, а именно, как системы значений выражаясь в различных контекстах, проявляются на бессознательном и осознанном уровне применительно к феномену экстремизма и его видам.
Гайворонская А.А. - Психосемантика экстремизма c. 370-376

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64213

Аннотация: В предлагаемой статье предпринята попытка теоретического обоснования психосемантики экстремизма. Психосемантика - это область психологической науки, которая изучает картину мира индивидуального или коллективного субъекта. Феномен экстремизма связан с изучением важнейших компонентов ценностно-смысловых ориентаций, установок, стереотипов различных социальных, возрастных или этнических групп. Мы полагаем, что существует психологическая (семантическая) структура феномена экстремизма, сформированная различными типами значений, категориальными структурами, «классифицирующими» этот феномен, его виды на разных уровнях взаимодействия с субъектом или группой. Психосемантические методы изучающие феномен экстремизма направлены на реконструкцию имплицитных теорий личности описывающих этот феномен (соединение исследуемого значения с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных). Научная новизна состоит в том, что было выдвинуто предположение о существовании психологической (семантической) структуры феномена экстремизма, которая может быть сформирована различными типами значений, категориальными структурами, «классифицирующими» этот феномен. Также была предложена имплицитная модель психосемантики экстремизма, Выводы: психосемантика экстремизма способствует более тщательному изучению сущностных характеристики феномена экстремизма, а именно, как системы значений выражаясь в различных контекстах, проявляются на бессознательном и осознанном уровне применительно к феномену экстремизма и его видам.
Этнос и этничность
Завьялова Н.А. - Универсалии современной коммуникации как отражение национального характера

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11493

Аннотация: Современная социальная культура пронизана речевыми штампами и коммуникативными формулами-стереотипами. Коммуникативная природа социокультурного пространства приобрела особую значимость в условиях распространения электронных интерактивных СМИ. В статье на материале русского и английского языков анализируется социокультурная природа феномена идиомы – фразеологической единицы – устоявшегося выражения, которое рассматривается нами как отражение национального характера народа. Данный феномен рассматривается как универсалия современного повседневного коммуникативного пространства. Популярность данного феномена свидетельствует о стереотипности мышления представителей современных социумов. Идиоматика маркирует острейшие социологические проблемы повседневности, она используется для описания острейших фрагментов социально-экономической реальности. В статье описан эксперимент по социальному компьютингу с использованием статусов соцсети знакомств ‘Twoo’ на английском и русском языках. Зафиксированы универсальные черты фразеологизации и формализации современных нарративов. Набор готовых лексическо-грамматических комплексов существенно сокращает время на обдумывание словесной формулировки идей (будучи по сути проявлением защитной и приспособительной функций организма к современным изменчивым условиям жизни), что является отражением возрастающей скорости смены событий повседневной жизни. Материалы работы могут быть использованы на лекциях по философии культуры и культурологии. По материалам исследования составлена база данных, отмеченная Свидетельством Роспатента № 2013620397 от 13.03.2013.
Завьялова Н.А. - Универсалии современной коммуникации как отражение национального характера c. 377-386

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64214

Аннотация: Современная социальная культура пронизана речевыми штампами и коммуникативными формулами-стереотипами. Коммуникативная природа социокультурного пространства приобрела особую значимость в условиях распространения электронных интерактивных СМИ. В статье на материале русского и английского языков анализируется социокультурная природа феномена идиомы – фразеологической единицы – устоявшегося выражения, которое рассматривается нами как отражение национального характера народа. Данный феномен рассматривается как универсалия современного повседневного коммуникативного пространства. Популярность данного феномена свидетельствует о стереотипности мышления представителей современных социумов. Идиоматика маркирует острейшие социологические проблемы повседневности, она используется для описания острейших фрагментов социально-экономической реальности. В статье описан эксперимент по социальному компьютингу с использованием статусов соцсети знакомств ‘Twoo’ на английском и русском языках. Зафиксированы универсальные черты фразеологизации и формализации современных нарративов. Набор готовых лексическо-грамматических комплексов существенно сокращает время на обдумывание словесной формулировки идей (будучи по сути проявлением защитной и приспособительной функций организма к современным изменчивым условиям жизни), что является отражением возрастающей скорости смены событий повседневной жизни. Материалы работы могут быть использованы на лекциях по философии культуры и культурологии. По материалам исследования составлена база данных, отмеченная Свидетельством Роспатента № 2013620397 от 13.03.2013.
Философия и психология
Андреев И.Л. - Солнце или часы? Психологические парадоксы африканского времени

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11424

Аннотация: Предметом статьи является философско-антропологическое рассмотрение этнопсихологического феномена «мира без времени» и «времени без часов», выступающего одним из ключевых моментов различия менталитета европейцев и африканцев, ведущих традиционный общинно-племенной образ жизни или культорологически с ним достаточно тесено связаны. Ярким примером стойкой психологической антипатии коренных сельских жителей Тропической Африки к европейскому образу жизни, до сих пор ассоциирующему у многих из них с эпохой колониализма, является их отвращение к часам, особенно наручным,как средству внешнего управления ритмом жизни свободного от природы человека. Основным методом исследования было включенное наблюдение в процессе полевой и преподавательской работы автора в 15 странах Северной и Троопической Африки. Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении зависимости характера отношения традиционных африканцев ко времени от типа хозяйственной деятельности и племенной принадлежности, а также от уровня развитости товарно-денежных отношений и степени втянутости населения того или иного региона в рыночные и управленческие структуры.
Андреев И.Л. - Солнце или часы? Психологические парадоксы африканского времени c. 387-403

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64215

Аннотация: Предметом статьи является философско-антропологическое рассмотрение этнопсихологического феномена «мира без времени» и «времени без часов», выступающего одним из ключевых моментов различия менталитета европейцев и африканцев, ведущих традиционный общинно-племенной образ жизни или культорологически с ним достаточно тесено связаны. Ярким примером стойкой психологической антипатии коренных сельских жителей Тропической Африки к европейскому образу жизни, до сих пор ассоциирующему у многих из них с эпохой колониализма, является их отвращение к часам, особенно наручным,как средству внешнего управления ритмом жизни свободного от природы человека. Основным методом исследования было включенное наблюдение в процессе полевой и преподавательской работы автора в 15 странах Северной и Троопической Африки. Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении зависимости характера отношения традиционных африканцев ко времени от типа хозяйственной деятельности и племенной принадлежности, а также от уровня развитости товарно-денежных отношений и степени втянутости населения того или иного региона в рыночные и управленческие структуры.
Горизонты психологии
Бойко М.Е. - Модальная характерология: идея и логико-математические основы

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.10868

Аннотация: Разрабатывается модальная типология характеров (МТХ), относящаяся к классу дедуктивных характерологических систем. Под дедуктивными типами характеров подразумеваются типы характеров, введенные из логических соображений, — безотносительно к вопросу о том, стоит ли за этим какая-либо онтология, т. е. наблюдался ли подобный тип характеров на практике. В основу дедуктивной типологии характеров предлагается положить теорию модальностей. Это соответствует резко возросшему интересу к модальностям в современной науке и образует параллель с попытками применить теорию модальностей для типологии мировоззрений и психических расстройств. МТХ основывается на теории модальностей А.-Ж. Греймаса и гипотезе о связи эмпирических характеров и модальностей, высказанной В. П. Рудневым. Выделяются четыре логически несводимые друг к другу базисные типа характеров, вводится представление о четырехмерном модальном характерологическом пространстве. Показывается, что МТХ позволяет описывать эмпирические характеры с помощью набора (вектора) из четырех модальных координат. Это позволяет формализовать качественный подход В. П. Руднева и создать количественный подход к диагностике человеческого характера. Типам характеров, выделенным в клинической типологии характеров (КТП), ставятся в соответствие векторы из модальных координат, что позволяет количественно выразить «близость» типов характеров в КТП и опровергнуть мнение об их логической несводимости друг к другу. Вводится новый количественный показатель эмпирического характера — модальная активность.
Бойко М.Е. - Модальная характерология: идея и логико-математические основы c. 404-412

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64216

Аннотация: Разрабатывается модальная типология характеров (МТХ), относящаяся к классу дедуктивных характерологических систем. Под дедуктивными типами характеров подразумеваются типы характеров, введенные из логических соображений, — безотносительно к вопросу о том, стоит ли за этим какая-либо онтология, т. е. наблюдался ли подобный тип характеров на практике. В основу дедуктивной типологии характеров предлагается положить теорию модальностей. Это соответствует резко возросшему интересу к модальностям в современной науке и образует параллель с попытками применить теорию модальностей для типологии мировоззрений и психических расстройств. МТХ основывается на теории модальностей А.-Ж. Греймаса и гипотезе о связи эмпирических характеров и модальностей, высказанной В. П. Рудневым. Выделяются четыре логически несводимые друг к другу базисные типа характеров, вводится представление о четырехмерном модальном характерологическом пространстве. Показывается, что МТХ позволяет описывать эмпирические характеры с помощью набора (вектора) из четырех модальных координат. Это позволяет формализовать качественный подход В. П. Руднева и создать количественный подход к диагностике человеческого характера. Типам характеров, выделенным в клинической типологии характеров (КТП), ставятся в соответствие векторы из модальных координат, что позволяет количественно выразить «близость» типов характеров в КТП и опровергнуть мнение об их логической несводимости друг к другу. Вводится новый количественный показатель эмпирического характера — модальная активность.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Лосева Н.В., Ярославцева И.В. - Эмоциональные переживания в структуре личности женщин с нарушением репродуктивной функции

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11451

Аннотация: В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене эмоциональных переживаний женщин с нарушением репродуктивной функции. Определено влияние эмоциональных переживаний на репродуктивную функцию женщин. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных переживаний пятидесяти женщин с нарушением репродуктивной функции различного характера: нарушения гормонального происхождения, нарушения функции маточных труб, невынашивание беременности, нарушение внутриутробного развития ребёнка, гинекологические заболевания соматического характера (эндометриоз, миомы, кисты), не гинекологические заболевания соматического характера, влияющие на успешность репродуктивной функции. Показано, что для женщин с нарушением репродуктивной функции характерны такие эмоциональные переживания как высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к депрессии, высокий уровень фрустрированности, тревожный и амбивалентный стиль переживания возможной беременности и будущего материнства. По результатам исследования рассмотрена структура личностных проявлений женщин с нарушением репродуктивной функции в которой эмоциональные переживания выступают центральным образованием. Эти переживания являются базовыми и во многом определяют качество жизни женщин и результаты лечебного и реабилитационного процесса. Учёт специфики эмоциональных переживаний будет способствовать более качественной психологической помощи женщинам с нарушение репродуктивной функции.
Лосева Н.В., Ярославцева И.В. - Эмоциональные переживания в структуре личности женщин с нарушением репродуктивной функции c. 413-420

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64217

Аннотация: В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене эмоциональных переживаний женщин с нарушением репродуктивной функции. Определено влияние эмоциональных переживаний на репродуктивную функцию женщин. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных переживаний пятидесяти женщин с нарушением репродуктивной функции различного характера: нарушения гормонального происхождения, нарушения функции маточных труб, невынашивание беременности, нарушение внутриутробного развития ребёнка, гинекологические заболевания соматического характера (эндометриоз, миомы, кисты), не гинекологические заболевания соматического характера, влияющие на успешность репродуктивной функции. Показано, что для женщин с нарушением репродуктивной функции характерны такие эмоциональные переживания как высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к депрессии, высокий уровень фрустрированности, тревожный и амбивалентный стиль переживания возможной беременности и будущего материнства. По результатам исследования рассмотрена структура личностных проявлений женщин с нарушением репродуктивной функции в которой эмоциональные переживания выступают центральным образованием. Эти переживания являются базовыми и во многом определяют качество жизни женщин и результаты лечебного и реабилитационного процесса. Учёт специфики эмоциональных переживаний будет способствовать более качественной психологической помощи женщинам с нарушение репродуктивной функции.
Психология и педагогика
Власова Г.И. - Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11503

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы социализации младших школьников, проводится анализ основных аспектов социализации личности в школе и процессе обучения. Дается краткая характеристика научной разработанности исследования социализации в младших классах. Начальное образование в виду проведенного реформирования по образцу Болонского процесса претерпело огромные изменения как с методической, так и с организационной точек зрения. С появлением стандартов ФГОС второго поколения все большее внимание в процессе обучения уделяется многоплановому развитию личности, ориентированности на раскрытие внутренних способностей ребенка. особое внимание в программном и методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса уделяется именно специфике развития младших школьников, становлению их логического мышления, не только с точки зрения формальной логики, но и при помощи формирования сильного абстрактного мышления. При этом необходимо подчеркнуть важность слаженной работы не только школы в процессе социализации, но и активной поддержки семьи ребенка младшего школьного возраста в построении грамотной адаптационной стратегии поведения в классе и дома. Только взаимодействие двух таких социальных институтов как семья и школа позволит выполнить процесс социализации личности ребенка младшего школьного возраста без психологического надлома и травматизма.
Власова Г.И. - Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов c. 421-427

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64218

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы социализации младших школьников, проводится анализ основных аспектов социализации личности в школе и процессе обучения. Дается краткая характеристика научной разработанности исследования социализации в младших классах. Начальное образование в виду проведенного реформирования по образцу Болонского процесса претерпело огромные изменения как с методической, так и с организационной точек зрения. С появлением стандартов ФГОС второго поколения все большее внимание в процессе обучения уделяется многоплановому развитию личности, ориентированности на раскрытие внутренних способностей ребенка. особое внимание в программном и методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса уделяется именно специфике развития младших школьников, становлению их логического мышления, не только с точки зрения формальной логики, но и при помощи формирования сильного абстрактного мышления. При этом необходимо подчеркнуть важность слаженной работы не только школы в процессе социализации, но и активной поддержки семьи ребенка младшего школьного возраста в построении грамотной адаптационной стратегии поведения в классе и дома. Только взаимодействие двух таких социальных институтов как семья и школа позволит выполнить процесс социализации личности ребенка младшего школьного возраста без психологического надлома и травматизма.
Клиническая психология
Сухова Е.В. - Психологическая коррекция больных бронхиальной астмой в рамках «Астма-Школы»

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11751

Аннотация: Бронхиальной астмой страдает в России более 7 миллионов человек Медико-социальное значение данного заболевания велико. Широкая распространенность заболевания среди лиц трудоспособного возраста, повышенный риск смерти, нарастающая инвалидизация больных позволяют считать бронхиальную астму социальным страданием. Целью ведения больных является самоконтроль и самоведение заболевания. Обучение больных бронхиальной астмой проводится на занятиях «Астма-Школы». В нашей стране «Астма-Школы» действуют более 20 лет. Однако, уровень информирования больных бронхиальной астмой низкий, они не умеют самостоятельно контролировать свое заболевание. Целью проведенного исследования была разработка рекомендаций для пульмонологов и терапевтов по обучению больных бронхиальной астмой контролю над заболеванием на основе изучения психологических особенностей больных и причин развития страхов. Объект и методы исследования. Обследовано 127 больных бронхиальной астмой, 62 мужчины и 65 женщин стандартными клиническими методами, тестом СМИЛ и авторской анкетой по изучению причин специфических страхов. Специфические страхи больных бронхиальной астмой связаны, в основном, с неумением контролировать свое заболевание, купировать приступы удушья, низким информированием. На основе анализа психологических характеристик больных бронхиальной астмой были разработаны рекомендации пульмонологу по ведению «Астма-Школы». Целесообразно установить контрактные отношения с больным человеком, преподносить информацию в виде алгоритма действий, отрабатывать эти действия. Больной должен вести дневник самонаблюдения, совместно с врачом анализировать по нему причины обострений.
Сухова Е.В. - Психологическая коррекция больных бронхиальной астмой в рамках «Астма-Школы» c. 428-436

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64219

Аннотация: Бронхиальной астмой страдает в России более 7 миллионов человек Медико-социальное значение данного заболевания велико. Широкая распространенность заболевания среди лиц трудоспособного возраста, повышенный риск смерти, нарастающая инвалидизация больных позволяют считать бронхиальную астму социальным страданием. Целью ведения больных является самоконтроль и самоведение заболевания. Обучение больных бронхиальной астмой проводится на занятиях «Астма-Школы». В нашей стране «Астма-Школы» действуют более 20 лет. Однако, уровень информирования больных бронхиальной астмой низкий, они не умеют самостоятельно контролировать свое заболевание. Целью проведенного исследования была разработка рекомендаций для пульмонологов и терапевтов по обучению больных бронхиальной астмой контролю над заболеванием на основе изучения психологических особенностей больных и причин развития страхов. Объект и методы исследования. Обследовано 127 больных бронхиальной астмой, 62 мужчины и 65 женщин стандартными клиническими методами, тестом СМИЛ и авторской анкетой по изучению причин специфических страхов. Специфические страхи больных бронхиальной астмой связаны, в основном, с неумением контролировать свое заболевание, купировать приступы удушья, низким информированием. На основе анализа психологических характеристик больных бронхиальной астмой были разработаны рекомендации пульмонологу по ведению «Астма-Школы». Целесообразно установить контрактные отношения с больным человеком, преподносить информацию в виде алгоритма действий, отрабатывать эти действия. Больной должен вести дневник самонаблюдения, совместно с врачом анализировать по нему причины обострений.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Консон Г.Р. - Бунт Карамазова — болезнь или появление гостя из Преисподней?

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11515

Аннотация: Предмет исследования — сущность бреда Карамазова и образа чёрта, явленного к Ивану, в связи с чем даётся анализ широкой панорамы концепций в научно-критической литературе: восприятия Карамазовым беса как метафизического гостя из Преисподней, осмысления беса как персонифицированной части самого Карамазова в его больном воображении, научно-медицинского объяснения психологического состояния Ивана Карамазова, исходя из болезней самого Достоевского, толкования бредового состояния Ивана путём непосредственного проникновения в его психологию, трактовке Ивана Карамазова как бунтовщика, безбожника и грешника с последующим неизбежным раздвоением личности, интерпретацией чёрта как водевильного героя, обнаружением в сцене бунта Карамазова явления неомифологизма и мотива двойничества. Метод исследования строится на основе взаимодополняющего действия типов анализа — исторического, этико-философского, психологического, литературного и компаративного. Научная новизна — в создании своей собственной концепции, где аргументируется психическое отклонение Ивана Карамазова, который в поисках ответов на глобальные вопросы мироустройства фактически живёт в созданном им модусе идей, в «моральной тяжбе с богом» (Э. Соловьёв). Автор статьи показывает, что Иван существует в «бытии-для-себя», в результате чего он, несмотря на свою нервозность, отлично понимает визитёра из Преисподней и ведёт с ним весьма привычный этико-философский спор. Новизна концепции обусловила и соответствующие выводы статьи, в которых исследователь определяет эмоционально-психологическое состояние Карамазова как бинарный архетип человека–дьявола, возникающий в результате трансцендирования Ивана во-вне и во-внутрь, в основе чего находится не патологическое, а острое отклонение в его сознании, эксплицированное Достоевским для наиболее полного выявления его поливариантного образа в осознании своего «я».
Консон Г.Р. - Бунт Карамазова — болезнь или появление гостя из Преисподней? c. 437-448

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64220

Аннотация: Предмет исследования — сущность бреда Карамазова и образа чёрта, явленного к Ивану, в связи с чем даётся анализ широкой панорамы концепций в научно-критической литературе: восприятия Карамазовым беса как метафизического гостя из Преисподней, осмысления беса как персонифицированной части самого Карамазова в его больном воображении, научно-медицинского объяснения психологического состояния Ивана Карамазова, исходя из болезней самого Достоевского, толкования бредового состояния Ивана путём непосредственного проникновения в его психологию, трактовке Ивана Карамазова как бунтовщика, безбожника и грешника с последующим неизбежным раздвоением личности, интерпретацией чёрта как водевильного героя, обнаружением в сцене бунта Карамазова явления неомифологизма и мотива двойничества. Метод исследования строится на основе взаимодополняющего действия типов анализа — исторического, этико-философского, психологического, литературного и компаративного. Научная новизна — в создании своей собственной концепции, где аргументируется психическое отклонение Ивана Карамазова, который в поисках ответов на глобальные вопросы мироустройства фактически живёт в созданном им модусе идей, в «моральной тяжбе с богом» (Э. Соловьёв). Автор статьи показывает, что Иван существует в «бытии-для-себя», в результате чего он, несмотря на свою нервозность, отлично понимает визитёра из Преисподней и ведёт с ним весьма привычный этико-философский спор. Новизна концепции обусловила и соответствующие выводы статьи, в которых исследователь определяет эмоционально-психологическое состояние Карамазова как бинарный архетип человека–дьявола, возникающий в результате трансцендирования Ивана во-вне и во-внутрь, в основе чего находится не патологическое, а острое отклонение в его сознании, эксплицированное Достоевским для наиболее полного выявления его поливариантного образа в осознании своего «я».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.