по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-1.63636363636-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Объект и предмет психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.8696

Аннотация: Говоря об объекте психологии, мы отвечаем на вопрос, как она вообще возможна в качестве автономной области знаний. Что касается предмета психологии, то он формируется с помощью методологической «огранки» объекта исследования. Для этого объект последовательно помещается в разнообразные контексты, где относительно него ставятся различные вопросы, для ответа на которые привлекаются или создаются теоретико-методологические и теоретико-методические схемы.
П.С. Гуревич - Объект и предмет психологии c. 215-217

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62507

Аннотация: Говоря об объекте психологии, мы отвечаем на вопрос, как она вообще возможна в качестве автономной области знаний. Что касается предмета психологии, то он формируется с помощью методологической «огранки» объекта исследования. Для этого объект последовательно помещается в разнообразные контексты, где относительно него ставятся различные вопросы, для ответа на которые привлекаются или создаются теоретико-методологические и теоретико-методические схемы.
Психология масс
В.М. Розин, Л.Г. Голубкова - Вампиры среди нас c. 274-282

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62513

Аннотация: В статье ставится вопрос о природе вампиризма. Разводятся два разных образа вампиров, анализируются характеристики, которыми вампиры наделяются: амбивалентность образа, связь с кровью, фатальность судьбы и др. Проводятся параллели образа вампиров и космогуалов из романа Вадима Розина. Высказывается гипотеза о том, что одно из объяснений современного интереса к вампирам связан с феноменом нового эгоизма. В рамках этой гипотезы выделяются два разных типа переживаний вампиризма: один культивирующий страх перед вампирами, а другой — наоборот, вызывающий к ним сочувствие. Обсуждается реальность переживания вампиров.
Внутренний мир человека
Корнеенков С.С. - ИНТРОСПЕКЦИЯ, КОНЦЕНТРАЦИЯ И СОНАСТРОЙКА - МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, САМОПОЗНАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7551

Аннотация: В статье сделана попытка дать научное и духовное обоснования методам интроспекции, концентрации и сонастройки в обучении, самопознании и психотерапии. Под концентрацией понимается самособирание ума и всего нашего существа в сверхсознательной истине. Сонастройка означает единение ума личности с индивидуальным сознанием или душой. Психотерапия сонастройкой позволяет растворить энергоблоки в теле и психике человека силой высшего сознания. Самое главное в психотерапии – это задействование жизненного потенциала человека, повышение напряжение его сознания, чтобы организм сам справился с болезнью. Показаны отличительные особенности позитивной психотерапии от негативной психотерапии. Данные методы позволяют восстановить нарушенные тонкие коммуникации, которые не только расширяют сознание по горизонтали, но и повышают уровень сознания по вертикали. Повышение уровня сознания приводит к интеллектуальному и духовному развитию человека, соматическому, психическому и нравственному здоровью. Данные методы развития сознания могут быть широко применимы во всей системе образования, в психотерапевтической, научной и познавательной деятельности человека, в саморазвитии.
Сукиасян С.Г. - Гендерные аспекты представлений о счастье и природа человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7590

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые исторические и теоретические проблемы понятия «счастье». Исследуются предпосылки, из которых следует изучать этот феномен человеческой жизни. Особое внимание уделяется гендерным особенностям счастья, а также некоторым факторам, значимым для переживания счастья. В этом контексте предполагается роль такого фактора, как природа человека, а именно степень «очеловечивания» человека.
С.Г. Сукиасян - Гендерные аспекты представлений о счастье и природа человека c. 229-248

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62509

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые исторические и теоретические проблемы понятия «счастье». Исследуются предпосылки, из которых следует изучать этот феномен человеческой жизни. Особое внимание уделяется гендерным особенностям, влияющим на понимание счастья, а также некоторым факторам, значимым для переживания счастья. В этом контексте предполагается роль такого фактора, как природа человека, а именно степень «очеловечивания» человека.
Интеллектуальные игры
Д.Б. Богоявленская, И.А. Сусоколова - Построение и роль формальных моделей в психологии c. 218-228

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62508

Аннотация: В исторической перспективе рассматриваются условия разработки формализованных психологических моделей. Прослеживается взаимодействие абстрактно-математического отражения и научно-методологического осмысления познаваемой реальности при их построении. Раскрыта различная роль математики в формализации объективных опытных данных, полученных в эмпирическом и теоретическом подходах. В рамках эмпирического подхода математическому аппарату отводится ведущая роль в конструировании формы искомого объекта, представляемого множеством формальных признаков (существенных и несущественных), предположительно к нему отнесенных. В рамках теоретического подхода, который исходит из выделения единицы исследования, раскрывающей сущность исследуемого феномена, математический аппарат необходим для придания определенному содержанию строго соответствующей формы. Показаны особенности моделирования высшей формы психики в двух парадигмах. В психометрической парадигме заимствуются общенаучный универсальный объяснительный принцип (ассоциация) и естественнонаучные методы измерения отдельных признаков. Качественная специфика творчества не выявляется. В процессуально-деятельностной парадигме дано теоретическое определение творчества, выявляющее его суть, как психического феномена, и разработан специфически психологический метод. Адекватность формальной модели определяется пониманием сущности моделируемого феномена в отличие от его описания по измеряемым признакам.
Материк бессознательного
Гуревич П.С. - Терапия анального характера

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.8670

Аннотация: Статья посвящена анализу терапевтической работы с носителями анальной психологической структуры. Приводятся клинические примеры. Раскрываются способы расшатывания анального характера. При формулировании общих позиций даются теоретические ссылки на видных представителей психоанализа.
П.С. Гуревич - Терапия анального характера c. 255-265

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62511

Аннотация: Статья посвящена анализу терапевтической работы с носителями анальной психологической структуры. Приводятся клинические примеры. Раскрываются способы расшатывания анального характера. При формулировании общих позиций даются теоретические ссылки на видных представителей психоанализа.
Индивид и личность
Березина Т.Н. - Вероятностная модель продолжительности жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7546

Аннотация: В статье анализируются современные теории старения, выделится три группы теорий: генетические, в которых утверждается, что старение и смерть заложены в генах; средовые, в которых предполагается, что организм – бессмертен, а гибель его диктуется внешними воздействиями; и стохастические, в которых продолжительность жизни определяется случайными факторами. Доказывается, что в рамках любой теории индивидуальная продолжительность жизни зависит не только от описанных в ней факторов, но и от особенностей личности, которая эту жизнь организует. В психогенетике личностные факторы относятся с составляющей взаимодействия организма и среды. Предлагается несколько направлений исследования психологических факторов, влияющих на индивидуальную продолжительность жизни. Во-первых, это изучение черт личности способствующих долголетию. Во-вторых, это исследование особенностей жизненного пути, способных увеличить вероятность долгой жизни. В-третьих, это изучение и последующее применение свой свойств внутреннего времени личности, таких как «появление дополнительного времени», переход в состояние «вне времени».
Личностный рост
Корешкова Л.А. - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ»

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7535

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология «ИнтеллекТ», позволяющая развивать интеллектуальные способности учащихся. Автор описывает концептуальные положения педагогической технологии, обосновывает ее системный характер. Важным элементом педагогической технологии является особый школьный предмет «ИнтеллекТ», основной задачей которого является развитиенадпредметной компетентности школьников. Автором поясняется структура данного урока, приводятся примеры развивающих заданий.
С.С. Корнеенков - Интроспекция, концентрация и сонастройка — методы обучения, самопознания и психотерапии c. 266-273

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62512

Аннотация: В статье сделана попытка дать научное и духовное обоснования методам интроспекции, концентрации и сонастройки в обучении, самопознании и психотерапии. Под концентрацией понимается самособирание ума и всего нашего существа в сверхсознательной истине. Сонастройка означает единение ума личности с индивидуальным сознанием или душой. Психотерапия сонастройкой позволяет растворить энергоблоки в теле и психике человека силой высшего сознания. Самое главное в психотерапии — это задействование жизненного потенциала человека, повышение напряжение его сознания, чтобы организм сам справился с болезнью. Показаны отличительные особенности позитивной психотерапии от негативной психотерапии. Данные методы позволяют восстановить нарушенные тонкие коммуникации, которые не только расширяют сознание по горизонтали, но и повышают уровень сознания по вертикали. Повышение уровня сознания приводит к интеллектуальному и духовному развитию человека, соматическому, психическому и нравственному здоровью. Данные методы развития сознания могут быть широко применимы во всей системе образования, в психотерапевтической, научной и познавательной деятельности человека, в саморазвитии.
Профессиональная психология
Богачева О.Ю. - Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей ( на примере врачей терапевтов и врачей хирургов)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7425

Аннотация: Основу статьи составляют результаты экспериментального исследования влияния эмпатии на деятельность врачей. Во взаимоотношениях врач- пациент эмпатия несет пользу и врачам, и пациентам. Для врачей польза эмпатии заключается в уменьшении стресса, истощения и улучшает самочувствие медика. Для пациента эмпатические взаимоотношения способствуют соблюдению лечебного режима, удовлетворению врачом, улучшению качества жизни, пониманию и признанию медицинской информации. Специфика медицинской деятельности заключается в большой дифференциации профессиональных знаний, а также в различии профессионально важных качеств необходимых для реализации этой деятельности. Современное здравоохранение традиционно разделяется на два вида помощи: терапевтический (консервативный) и хирургический (оперативный). Профессиограмма хирурга и профессиограмма терапевта отражает разные требования к профессионально важным качествам этих специалистов. Структуру ПВК хирурга отличает наличие аттенционных, мыслительных, волевых качеств и свойств работоспособности. Структура ПВК терапевта отличается наличием таких качеств как сострадание, добросовестность, аккуратность, коммуникативные качества и др.. В проведенном исследовании решена задача по выявлению связи структуры эмпатии и эффективности деятельности терапевтов и хирургов, доказано значение эмпатии как профессионально важного качества врача терапевта. По результатам эмпирического исследования определена структура эмпатии у врачей терапевтов и врачей хирургов, определены ведущие каналы поликоммуникативной эмпатии и эмпатических способностей. Выявлена разница в структурах эмпатии и ведущих каналов эмпатии терапевтов и хирургов. Доказано разное влияние эмпатии на деятельность врачей разных специализаций.
Психология и педагогика
Л.А. Корешкова - Развитие интеллектуальных способностей средствами технологии «ИнтеллекТ» c. 283-287

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62514

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология «ИнтеллекТ», позволяющая развивать интеллектуальные способности учащихся. Автор описывает концептуальные положения педагогической технологии, обосновывает ее системный характер. Важным элементом педагогической технологии является особый школьный предмет «ИнтеллекТ», основной задачей которого является развитие надпредметной компетентности школьников. Автором поясняется структура данного урока, приводятся примеры развивающих заданий.
Клиническая психология
А.И. Ерзин - Психологические особенности деструктивного поведения у больных шизофренией c. 288-293

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62515

Аннотация: Статья посвящена исследованию психологических особенностей, обуславливающих деструктивное поведение при параноидной шизофрении. Как показало следование, в Эго-структуре личности больных преобладают такие Эго-функции, как дефицитарная агрессия, деструктивная тревога, внешнее Эго-отграничение и нарциссизм. Анализ форм агрессивного поведения (по Buss и Durkey) показал, что в обследованной группе больных преобладают такие формы агрессии как подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Среди неосознаваемых тенденций и потребностей личности у больных шизофренией на первый план выходят такие потребности, как агрессия, самооправдание, избегание опасности, избегание неудач, понимание, отвержение. Выявленные особенности нуждаются в последующей психокоррекционной и профилактической работе.
Психология религиозных переживаний
Т.А. Шеркова - Образ Ока солнечного бога в древнеегипетских религиозно-мифологических представлениях: культурно-исторический и психологический аспекты c. 249-254

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62510

Аннотация: Образ солярного бога-творца — Небесного глаза архетипичен для многих древних и традиционных культурных традиций. Но лишь в древнем Египте он имел двойственную гендерную природу. Мускулинный образ бога-демиурга сочетался с феминным, который и носил имя Священного Ока, персонифицированного одной из богинь — дочерей солнечного Атума и Ра. Природа подобных представлений рассматривается в разных аспектах, — историко-культурном и психологическом. Каким психическим содержаниям соответствует архетип мотива конфликта и воссоединения божеств в контексте аналитической психологии К.Г. Юнга? Основная задача статьи — сопоставление мифологического мотива с психологическим его содержанием.
Психология развития
Парамонова А.А. - Психоаналитический дискурс о ребенке в России в 1920-1930-х годах

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.8604

Аннотация: Статья посвящена обсуждению специфики исторического пути развития отечественного детского психоанализа, развивавшегося в 1920-30 годах. Применяя историко-архивный метод исследования, автор анализирует процесс становления психоаналитического знания о ребенке в российской психологии начала XX века. Полученные результаты охватывают широкий спектр вопросов, актуальных для современных психологов и психоаналитиков, работающих с детьми, а также восполняют прерывистость отечественного исторического знания по проблемам детского психоанализа.
Психотехника
И.Н. Носс - Рефрактивные проективные методы и их применение в психодиагностике c. 294-303

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62516

Аннотация: В статье представлена характеристика наиболее популярных рефрактивных проективных методик. Проективная рефракция проявляется в особенностях речи (голосовые реакции на стимулы, частота, тембр, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус, паузы, особенности произношения слов и пр.), в непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика, пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи и пр.) и в строении тела (антропоскопия, метопоскопия и пр.). В основу рефрактивных методов положено систематизированное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых, в области вербальных, невербальных поведенческих реакций. Проведено исследование зависимости эмоционального напряжения от личностных особенностей испытуемых с использованием голосового анализатора стресса на смешанной выборке. Выявлено, что изменение голосовой компоненты в стрессе, регистрирующееся при помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведённого испытуемым. При помощи методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Под метопоскопией понимаются эмпирические наработки в области исследования черт и форм лица человека и его изменения, включающие в свою структуру как статические, морфологические признаки строения лица, так и мимические его изменения. Приводятся примеры и обсуждаются другие рефрактивные методы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.