Статья 'По ту сторону «я»: в поисках невиртуальной реальности.' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

По ту сторону «я»: в поисках невиртуальной реальности

Глинчикова Елена Викторовна

аспирант, кафедра философской антропологии, Московский государственный университет им. Ломоносова

101000, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, оф. Г. 836л

Glinchikova Elena Viktorovna

postgraduate student of the Department of Philosophical Anthropology at Lomonosov Moscow State University

248003, Russia, Moscow, str. Leninskie Gory, 1, office G. 836l

strannical@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.7.8045

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.81818181818-2013


Аннотация: В данной статье представлена попытка рассмотреть виртуальное пространство как пространство, рожденное на основании декартовского разделения мысленной и протяженной субстанций. Мысленная субстанция, развернутая наглядными схемами в виртуальном пространстве, показывает, что она сама представляет собой не более чем зеркало социального мира. В человеке этот пласт «виртуального» выражен в «я». Известна знаменитая формула Фрейда о том, что «я» - это Другой. Остается вопрос: что же существует в субъекте помимо этого «я»? Именно в этом «помимо» и кроется непосредственное ощущение реальности. В то же время, если эта реальность остается только неким довеском к субъективности, кантовской вещью в себе, то человек оказывается целиком во власти внечеловеческого, случайного. В тоже время именно это случайное, чрезвычайное и является основанием для ощущения себя реальным. Реальность оказалась темным пятном потустороннего, она то коренится на дне бессознательного, то, по теории Бадью, сосредоточена в событии как «блуждающем избытке». И в том и другом случае она недоступна человеческой воле, и человек оказывается неспособен выйти за грань самого себя к непосредственности собственного существования. Желание оказывается изначально расчлененным структурностью собственного «я», cogito. Его непосредственность, которую Делез называл «вечным двигателем», невозможно осязать вне функционирующего «я», которое существует как тень, всегда налагающаяся границами на событие жизни, так человек оказывается неспособным вместить событие собственного существования, искажая его в травматических сцеплениях. Но в попытке рассмотреть событие как субъективное и субъекта, как имеющего перспективную возможность ухода от искажений, можно предположить субъективность без «я», субъективность в раскрытии непосредственности желания, выражающегося не через схематизм образа Другого, но через видение себя как Иного, через видение себя как неструктурного Я. Здесь простираются возможности для осознания мистического опыта философов (Соловьева, Булгакова, Трубникова) и прозрений психоаналитиков (Юнга и Лэнга). По ту сторону «я» оказывается безграничная божественная субъективность, которая при этом остается сугубо человеческой.


Ключевые слова:

Психология, киберпространство, виртуальный, я, событие, дуализм, Другой, реальность, желание, Иное

Библиография
Жижек С. Чума фантазий. Х., 2012.

Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)). М., 2009.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2012.

Бадью Ален. Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого.—СПб.: Machina, 2003

Лэнг Р.Д. Расколотое «я». СПб.,1995.

Глинчикова Е.В. В ПРОЗРАЧНОСТИ «СВЕТЛОГО БОЖЕСТВА» (о возможности экзистенциальной интерпретации мистического опыта на примере произведения Н.Н. Трубникова «Зефи, светлое мое Божество, или после заседания (из записок покойного К.)»)// Филология: научные исследования 1 (09), 2013г.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.