Статья 'Особенности детско-родительских отношений при воспитании младших дошкольников в условиях эмиграции' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Особенности детско-родительских отношений при воспитании младших дошкольников в условиях эмиграции

Чернов Дмитрий Николаевич

кандидат психологических наук

профессор, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, 1, оф. 1141

Chernov Dmitry Nikolaevich

PhD in Psychology

professor of the Department of General Psychology and Teaching at Pigorov Russian National Research Medical University.

117997, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Ostrovityanova, 1, of. 1141

chernov_dima@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2012.4.4425

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2012


Дата публикации:

1-4-2012


Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях казахстанских немцев, эмигрировавших в Германию, рассматриваются с позиций субъектно-деятельностного подхода с учетом социокультурной ситуации жизнедеятельности семьи. Исследование 60 диад «мать–младший дошкольник» показало, что особенности детско-родительских отношений находятся в зависимости от представлений родителей о цели и смысле развития ребенка в новых социокультурных условиях. В семьях с бикультурно-воспитательными мотивами становление взаимоотношений с ребенком происходит по типу коллективного предсубъекта в атмосфере повышенной моральной ответственности, Данная модель детско-родительских отношений может стать основанием для психолого-педагогической работы с семьей с целью развития бикультурной личности ребенка.


Ключевые слова:

Психология, детско-родительские отношения, младший дошкольник, коллективный субъект, субъектно-деятельностный подход, ситуация эмиграции, бикультурная личность, социокультурная ситуация развития, семья, тип родительского отношения

Библиография
1. Бернгардт О.В. Речь ребенка-билингва как предмет лексикографического описания (ситуация русско-немецкого двуязычия): автореф. … дис. канд. филол. наук. Ярославль.: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. 22 с.

2. Бернс Р. Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2003. 160 с.

3. Бляйль М., Сулейманов М. Билингвальное образование в начальной школе Германии. Государственные европейские школы г. Берлина // Начальная школа. 2009. № 7. С. 92–96.

4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 109 с.

5. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 107–113.

6. Гильяшева И.П., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7. М.: Фолиум, 1994. 64 с.

7. Ефремова-Шершукова Н.А. Проблемы развития культуры немцев Казахстана в послевоенное время в отечественной исторической литературе // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 141–143.

8. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта / Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 51–81.

9. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.

10. Лаврова Т.Б. Интеркультурное образование в Германии // Образование и наука. 2006. № 5. С. 93–100.

11. Лиукконен Е.В. Особенности этносоциальной интеграции иммигрантов из России // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Т. 11. № 1. С. 137–141.

12. Михайлова Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 26–37.

13. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы диагностики и исследования. М.–Нальчик, Изд. дом. Эль-Фа, 1996. 126 с.

14. Пискорская Л. Германия становится ближе // Мегаполис. 2009. 10.08.2009. [Электронный ресурс] URL: http://megapolis.kz/art /Germaniya_stanovitsya_blizhe (дата обращения: 15.03.11).

15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

16. Чернов Д.Н. Психолого-антропологический подход к анализу социокультурной ситуации развития ребенка // Психология обучения. 2011. № 10. С. 4–19.

17. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 1. С. 93–100.

18. Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // Психология и психотехника. 2012. № 2. С. 6–14.

19. Эйдемиллер Ю.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. 656 с.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.