Статья 'Психология «элитарности»: способы построения медийных брендов в Рунете' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Психология «элитарности»: способы построения медийных брендов в Рунете

Ельцова Ксения Константиновна

преподаватель, кафедра Международный учебно-научный центр "Высшая школа европейских культур", Российский государственный гуманитарный университет

109832, Россия, г. Москва, ул. Проезд Кирова, 4

Eltsova Kseniia

Faculty Member, International Research Center 'Higher School for European Cultures', Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia)

109832, Russia, g. Moscow, ul. Proezd Kirova, 4

ksenia.eltsova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2015.1.14026

Дата направления статьи в редакцию:

16-12-2014


Дата публикации:

25-02-2015


Аннотация: Статья посвящена анализу дискурса элитарности, который используется рядом российских Интернет-проектов как инструмент создания собственных репутаций в качестве СМИ, предназначенных для наиболее образованных и квалифицированных групп современного отечественного общества. Речь идет о таких медиа как Afisha.ru, Bg.ru, Lookatme, Openspace (2008-2012), Colta, Esquire, «Сноб», которые (вос)производят один из наиболее заметных элитистких дискурсов в сегодняшней России. Исследование проведено на материалах, опубликованных изданиями данной группы в период с 2008 г. по 2013 г. Методом анализа дискурса в качестве ведущего аналитического инструмента в исследовании выявляются и систематизируются конкретные стратегии и механизмы конструирования репутации изданий сегмента как медийных продуктов, маркирующих высокий социальный статус представителей целевых аудиторий. В результате анализа, во-первых, подтверждено исходное предположение о противопоставлении себя отобранными проектами тому, что видится ими как издания для массовой аудитории – «глянцу». Притом в качестве базовой характеристики, определяющей “неглянцевость” или даже «антиглянцевость» того или иного издания изучаемого списка полагается «длинный текст», имплицитно представляемый в логике анализируемого дискурса как «качественный текст». Одновременно, риторика особенного, "элитарного", статуса того или иного из исследуемых медиа-проектов нивелируется, когда речь заходит об экономических аспектах существования подобных проектов. Наконец, видимо, в силу влияния финансово-маркетологической риторики образ целевой аудитории как «просвещенного меньшинства» (выявленный на предыдущих этапах исследования) в данном случае дополняется образом «среднеинтеллигентного человека».


Ключевые слова:

психология элитарности, статус-символизирующие практики, элитистский дискурс, элита, элитарность, медиа-репрезентации, дискурс-анализ, построение репутации бренда, конструирование аудитории, медиа-формат

Библиография
1. Ельцова К. К. «Качественные медиа» для «образованного меньшинства»: анализ дискурса об элитарности в российских новых медиа» // «Философия и Культура», № 8 2014 г.;
2. Ельцова К.К. Дискурсы об элитарных группах в современной России (анализ публикаций в новых медиа) // «Вестник РГГУ. Серия Политология», 2015 г., принято к публикации;
3. Hall S. The Work of Representation // Representation: Cultural Representation and Signifying Practices, The Open University 1997, pp. 13-75
4. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М., Касталь, 1996.— 448 с.
5. Гудков Л., Дубин Б., Левада Ю. Проблема элиты в сегодняшней России. М., 2007
6. Куренной В. А. Новая городская романтика. Политические и культур-социальные аспекты новейшего российского протеста // Логос № 2 2012, стр. 30-45;
7. Калинин И. В. Индустриальный горизонт креативных индустрий // Неприкосновенный запас № 6 (92) 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/14k.html;
8. Трубина Е.Г. Примиряясь с упадком. Руины 2.0 // Неприкосновенный запас № 3 (89) 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/14t-pr.html;
9. Программа и материалы конференции ‘Middle’ and ‘Creative’: Emerging Russian Social Groups in Language and in Culture, состоявшейся 26-25 октября 2013 в Центре принцессы Дашковой Эдинбургского университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ed.ac.uk/schools-departments/literatures-languages-cultures/dashkova/research-resources/middle-creative-programme/;
10. Rutten E. The Faces and Spaces of a Russian Culture-News Portal: www.openspace.ru, Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, №6 (2011): 93-103;
11. Roesen T. www.snob.ru: A Social Network Site for the Elite, Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, №6 (2011): 81-92;
12. Ельцова К. К. «Качественные медиа» для «образованного меньшинства»: анализ дискурса об элитарности в российских новых медиа» // «Философия и Культура», № 8 2014 г. 12. Список электронных ресурсов, не входящих в основной корпус анализируемых публикаций: 13. Интернет-публикация «Максим Ковальский опубликовал статью Михаила Ходорковского в журнале “Коммерсантъ-Власть”», (16.06.2009; http://www.snob.ru/fp/entry/3900?preview=print); 14. Интернет-публикация «Дмитрий Голубовский: “Esquire как нарушал, так и будет нарушать” (16.11.2011; http://os.colta.ru/media/paper/details/31881/?expand=yes&attempt=1); 15. Интернет-публикация «Прямая речь: главный редактор Esquire Филипп Бахтин», (апрель 2010 г; http://besttoday.ru/read/515.html);
13. Интернет-публикация «Это звенья одной гребаной цепи» на портале Openspace (2008-2012), (07.06.2012; http://os.colta.ru/media/paper/details/37626).
14. Список анализируемых источников:
15. I.Бахтин: дрянь пойдет своей дорогой, Режим доступа: http://gorod.afisha.ru/archive/bahtos; дата обращения 28.07.2014;
16. II.Бахтин: меня перестала радовать суть профессии, Режим доступа: http://os.colta.ru/media/paper/details/30364/; дата обращения 28.07.2014; 19. III.Большой Город – не открытое письмо чиновникам, Режим доступа: http://os.colta.ru/media/paper/details/14976/; дата обращения 28.07.2014;
17. IV.Винокуров: Интернет и журнал в кафе – непопулярные каналы дистрибуции контента у служб режима, Режим доступа: http://os.colta.ru/media/paper/details/37673/; дата обращения 28.07.2014;
18. V.Город, воздух и волна, Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/media/859; дата обращения 28.07.2014;
19. VI.Казаков: для Ильи это было системным сбоем, Режим доступа: http://os.colta.ru//media/paper/details/1914/; дата обращения 28.07.2014;
20. VII.Прямая речь: Маша Гессен, Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/media-radar/115607-pryamaya-rech-masha-gessen; дата обращения 28.07.2014;
21. VIII.Усков: не хочется обижать тех, кто делал Сноб раньше, Режим доступа: http://gorod.afisha.ru/archive/uskov-snob/; дата обращения 28.07.2014;
22. IX.Ценципер: По образованию я директор цирка, Режим доступа: http://os.colta.ru/media/paper/details/12050/?expand=yes#expand; дата обращения 28.07.2014;
23. X.Яковлев: Сноб – это не шлягерная журналистика, Режим доступа: http://os.colta.ru/media/paper/details/3763/; дата обращения 28.07.2014.
References
1. El'tsova K. K. «Kachestvennye media» dlya «obrazovannogo men'shinstva»: analiz diskursa ob elitarnosti v rossiiskikh novykh media» // «Filosofiya i Kul'tura», № 8 2014 g.;
2. El'tsova K.K. Diskursy ob elitarnykh gruppakh v sovremennoi Rossii (analiz publikatsii v novykh media) // «Vestnik RGGU. Seriya Politologiya», 2015 g., prinyato k publikatsii;
3. Hall S. The Work of Representation // Representation: Cultural Representation and Signifying Practices, The Open University 1997, pp. 13-75
4. Fuko M. Poryadok diskursa // Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznykh let. Per. s frants.— M., Kastal', 1996.— 448 s.
5. Gudkov L., Dubin B., Levada Yu. Problema elity v segodnyashnei Rossii. M., 2007
6. Kurennoi V. A. Novaya gorodskaya romantika. Politicheskie i kul'tur-sotsial'nye aspekty noveishego rossiiskogo protesta // Logos № 2 2012, str. 30-45;
7. Kalinin I. V. Industrial'nyi gorizont kreativnykh industrii // Neprikosnovennyi zapas № 6 (92) 2013 [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/14k.html;
8. Trubina E.G. Primiryayas' s upadkom. Ruiny 2.0 // Neprikosnovennyi zapas № 3 (89) 2013 [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/14t-pr.html;
9. Programma i materialy konferentsii ‘Middle’ and ‘Creative’: Emerging Russian Social Groups in Language and in Culture, sostoyavsheisya 26-25 oktyabrya 2013 v Tsentre printsessy Dashkovoi Edinburgskogo universiteta [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.ed.ac.uk/schools-departments/literatures-languages-cultures/dashkova/research-resources/middle-creative-programme/;
10. Rutten E. The Faces and Spaces of a Russian Culture-News Portal: www.openspace.ru, Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, №6 (2011): 93-103;
11. Roesen T. www.snob.ru: A Social Network Site for the Elite, Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, №6 (2011): 81-92;
12. El'tsova K. K. «Kachestvennye media» dlya «obrazovannogo men'shinstva»: analiz diskursa ob elitarnosti v rossiiskikh novykh media» // «Filosofiya i Kul'tura», № 8 2014 g. 12. Spisok elektronnykh resursov, ne vkhodyashchikh v osnovnoi korpus analiziruemykh publikatsii: 13. Internet-publikatsiya «Maksim Koval'skii opublikoval stat'yu Mikhaila Khodorkovskogo v zhurnale “Kommersant''-Vlast'”», (16.06.2009; http://www.snob.ru/fp/entry/3900?preview=print); 14. Internet-publikatsiya «Dmitrii Golubovskii: “Esquire kak narushal, tak i budet narushat'” (16.11.2011; http://os.colta.ru/media/paper/details/31881/?expand=yes&attempt=1); 15. Internet-publikatsiya «Pryamaya rech': glavnyi redaktor Esquire Filipp Bakhtin», (aprel' 2010 g; http://besttoday.ru/read/515.html);
13. Internet-publikatsiya «Eto zven'ya odnoi grebanoi tsepi» na portale Openspace (2008-2012), (07.06.2012; http://os.colta.ru/media/paper/details/37626).
14. Spisok analiziruemykh istochnikov:
15. I.Bakhtin: dryan' poidet svoei dorogoi, Rezhim dostupa: http://gorod.afisha.ru/archive/bahtos; data obrashcheniya 28.07.2014;
16. II.Bakhtin: menya perestala radovat' sut' professii, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/paper/details/30364/; data obrashcheniya 28.07.2014; 19. III.Bol'shoi Gorod – ne otkrytoe pis'mo chinovnikam, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/paper/details/14976/; data obrashcheniya 28.07.2014;
17. IV.Vinokurov: Internet i zhurnal v kafe – nepopulyarnye kanaly distributsii kontenta u sluzhb rezhima, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/paper/details/37673/; data obrashcheniya 28.07.2014;
18. V.Gorod, vozdukh i volna, Rezhim dostupa: http://www.colta.ru/articles/media/859; data obrashcheniya 28.07.2014;
19. VI.Kazakov: dlya Il'i eto bylo sistemnym sboem, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru//media/paper/details/1914/; data obrashcheniya 28.07.2014;
20. VII.Pryamaya rech': Masha Gessen, Rezhim dostupa: http://www.lookatme.ru/flow/posts/media-radar/115607-pryamaya-rech-masha-gessen; data obrashcheniya 28.07.2014;
21. VIII.Uskov: ne khochetsya obizhat' tekh, kto delal Snob ran'she, Rezhim dostupa: http://gorod.afisha.ru/archive/uskov-snob/; data obrashcheniya 28.07.2014;
22. IX.Tsentsiper: Po obrazovaniyu ya direktor tsirka, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/paper/details/12050/?expand=yes#expand; data obrashcheniya 28.07.2014;
23. X.Yakovlev: Snob – eto ne shlyagernaya zhurnalistika, Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/paper/details/3763/; data obrashcheniya 28.07.2014.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.