по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 31-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2023
Внутренний мир человека
Люкшина Д.С., Капустина Т.В., Садон Е.В., Кадыров Р.В. - Личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у врачей (на примере исследования врачей Приморского края) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69063

EDN: HZYRWM

Аннотация: Предметом исследования является личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у медицинских специалистов. Эмпирическим объектом исследования выступили 340 врачей разных специальностей разного возраста, работающих в городах Приморского края и имеющих разный стаж работы. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают вывод о том, что основными внутренними компонентами эмоционального выгорания у медицинских специалистов следует считать: личностный (эмоционально-волевой) компонент, который представляет спектр определенных личностных характеристик и состояний, социальный (межличностный) компонент, влияющий и выстраивающий взаимоотношения с другими людьми, включая коллег и пациентов, и поведенческий (мотивационно-ценностный) компонент, определяющий профессиональную и мотивационную направленность личности и умение противостоять внешним воздействиям. Особое внимание уделяется именно внутренним факторам, поскольку внешние факторы мало зависят от личности врача. Методологической основой исследования является компонентная модель внутренних проявлений эмоционального выгорания, которая состоит из трех компонентов. Для проведения исследования использовались метод тестирования и проективный метод, позволяющие описать эти компоненты у врачей. Было выявлено, что эмоциональное выгорание характерно (от среднего до крайне высокого уровня) для 309 человек (90,9%). Проведенное эмпирическое исследование позволило описать проявления эмоционального выгорания с позиции этих трех компонентов. Научной новизной исследования следует считать использование трехкомпонентной модели внутренних факторов эмоционального выгорания. В ходе исследования также было определено, что общий стаж работы никак не соотносится с проявлениями эмоционального выгорания, а возраст, в частности, молодой и зрелый, в отличие от пожилого, ему способствует. Полученные данные и описания определяют мишеневые точки для профилактики и психологической коррекции эмоционального выгорания у медицинских специалистов разных специальностей, программы можно составлять, опираясь на проявления каждого компонента у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Личностный рост
Плотникова Е.С., Борзова Т.В. - Развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69234

EDN: TYCVZK

Аннотация: В статье представлено исследование возможностей развития самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступал феномен самодетерминации. Предмет исследования - развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. С помощью теоретического анализа подходов к исследованию самодетерминации студентов в процессе обучения были выделены следующие её составляющие: автономия, самовыражение, способность к самоуправлению, осмысленность жизни, которые легли в основу реализации психолого-педагогической программы в качестве её компонентов. Целью психолого-педагогической программы являлось развитие компонентов самодетерминации как психолого-педагогического ресурса самореализации личности студентов. Программа реализовывалась с небольшими группами студентов по 15 человек на встречах психологического клуба. В качестве диагностических методов исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина, модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова. Также было применено вычисление T-критерия Стьюдента для связных и несвязных выборок. В результате апробации программы развития самодетерминации на базе Центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья при ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» были выявлены статистически значимые показатели её эффективности, заключающиеся в увеличении показателей автономии, самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни у студентов, участвующих в её реализации. Развитие самодетерминации студентов может быть одним из основных направлений деятельности психологической службы вуза, обеспечивающим эффективность их профессиональной самореализации в процессе обучения. Целенаправленная систематическая деятельность по развитию самодетерминации студентов может содержать в себе мероприятия по развитию её компонентов: автономии, самовыражения, способности к самоуправлению, осмысленности жизни, что в последующем может повысить эффективность их профессиональной самореализации.
Индивид и личность
Ким А.Э. - Представления работающих молодых людей о лености в связи с их самоотношением и саморегуляцией c. 34-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69275

EDN: TIVWAK

Аннотация: Предметом исследования выступили представления о лености, самоотношение и саморегуляция работающих молодых людей. Целью исследования являлось установление взаимосвязей между представлениями о содержании, условиях возникновения, саморегуляции лености и видами самоотношения, стилями саморегуляции у работающих молодых людей с разной выраженностью самооценки лености. Эмпирическим объектом исследования выступили 110 молодых людей Лень рассматривается как состояние, возникающее в ситуации переживания несоответствия внешних требований и внутренней готовности вложить имеющиеся ресурсы для их выполнения, отсутствие внутренней готовности к действию с целью сбережения ресурсов. Леность трактуется как свойство личности, проявляющееся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния лени при низком пороге его возникновения в широком круге ситуаций. Использованы методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.), многомерный опросник исследования самоотношения (Пантилеев С.Р.), методика самооценки лени (Богданова Д.А., Посохова С.Т.); самооценка уровня лености. Проведен контент-анализ самоописания представлений о лености. Применены методы математической статистики. Определены представления о лености в виде трактовок содержания лености как действия, как эмоционально-этической оценки, как мотивационно-характерологической черты; трактовок обстоятельств лености, связанных с условиями прошедшей, текущей или предстоящей деятельности, мотивационными образованиями, состоянием субъекта; транслируемых вариантов регулирования лености как перехода к деятельности, элементов внутреннего диалога, самомотивирования, мыслительных операций и размышлений, принятия и пассивности при переживании лености. Определены группы с разной выраженностью самооценки лености. Ранжированы виды самоотношения и стили саморегуляции молодых людей с разной выраженностью самооценки лености. Установлено, что ведущим у низко ленивых и ленивых ниже среднего является вид самоотношения с внешним оценочным основанием, в то время как ленивые выше среднего и высоко ленивые обладают высокой выраженностью видов самоотношения как с внешними, так и с внутренними оценочными основаниями. Установлены взаимосвязи между представлениями о содержании, условиях возникновения, саморегуляции лености и видами самоотношения, саморегуляцией у работающих молодых людей с разной выраженностью самооценки лености (низкой, ниже среднего, выше среднего и высокой), установлена специфика этих взаимосвязей.
Внутренний мир человека
Башкин Е.Б., Шляхта Д.А., Янь Я. - Активность как предиктор субъективного благополучия китайских подростков c. 54-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69441

EDN: BQQJTM

Аннотация: С середины 1990-х гг. в китайских академических кругах в определенном масштабе ведется дискуссия вокруг понятия психического здоровья. Наличие проблем с психическим здоровьем у подростков стало одним из наиболее значимых социальных вопросов китайского общества. В этих условиях изучение особенностей субъективного благополучия китайских подростков приобретает высокую значимость, что в целом определило актуальность темы исследования. Статья посвящена исследованию проблемы субъективного благополучия китайских подростков и содержит следующую цель исследования - выявить внутренние факторы субъективного благополучия китайских подростков в их взаимосвязи с другими элементами структуры личности. Особое внимание уделено изучению влияния активности на субъективное благополучие китайских подростков. Эмпирическим объектом исследования выступили подростки Пекина и провинции Хэнань в количестве 302 человека.  В качестве диагностических методов исследования выступали: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, шкала проактивные аттитюды и опросник общей самоэффективности Р. Шварцера. Полученные данные изучались с помощью методов математико-статистической обработки (расчет средних показателей, показателей стандартного отклонения, критерия Шапиро-Уилка, непараметрического дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса, регрессионного и кластерного анализа). По результатам проведенного эмпирического исследования было обнаружено, что больше половины от всех опрошенных китайских подростков имеют высокую проактивность, что характеризуется наличием у них таких признаков, как инициативность, решительность, уверенность в собственных силах, способность быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, планировать и активно строить свое будущее. Таким образом, подростки, имеющие проактивную модель поведения, оценивают состояние субъективного благополучия более высоко, чем подростки с низкой активностью. По результатам исследования сделаны выводы о высокой роли проактивности в формировании субъективного благополучия китайских подростков, которые могут быть учтены при разработке мероприятий по улучшению психологического благополучия подростков Китая. Результаты проведенного исследования согласуются с результатами других современных данных исследования психического благополучия, высокий уровень которого обеспечивается за счет произвольной регуляции, опережающей активности в учебной деятельности.
Тулитбаева Г.Ф., Хайдаршина Р.Н. - Исследование взаимосвязи одиночества и суицидальных рисков у подростков и пожилых людей c. 66-79

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.39455

EDN: NPGVOI

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи одиночества и степени суицидального риска у подростков и лиц пожилого возраста. Предметом исследования явилась взаимосвязь одиночества и суицидального риска у лиц подросткового и пожилого возраста. В качестве методов использовались «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), методика «Карта риска суицида» (модификация Л. Б. Шнейдер), «Шкала оценки риска суицида» (Patterson), «Шкала безнадёжности» (А. Бек), математико-статистический анализ. Новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена система взаимосвязей одиночества и суицидальных тенденций в подростковом и пожилом возрастах. В ходе исследования в обеих исследуемых группах была установлена взаимосвязь переживания одиночества и уровня суицидального риска. При этом субъективная оценка уровня своего актуального одиночества как высокого, негативное отношение к своему одиночеству и зависимость от общения связаны с высоким уровнем суицидального риска, а позитивное отношение к одиночеству и низкая степень переживания актуального одиночества связаны с низким уровнем риска суицида. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует путь преодоления негативных аспектов одиночества и снижения числа суицидов, который связан с изменением отношения к одиночеству, способностью к саморегуляции, умением находить и пользоваться внутренними и внешними ресурсами личности. Полученные выводы будут полезны как психологам, так и специалистам, работающим с подростками и пожилыми людьми.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.