по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 06-11-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2023
Психология и педагогика
Штырев М.М., Башкин Е.Б. - Особенности выраженности ценностно-смысловой детерминации лидерства у студентов разных направлений подготовки c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.43703

EDN: VKWPRC

Аннотация: В данной статье анализируется разница выраженности ценностно-смысловых предикторов, влияющих на проявления лидерства у студентов. В исследовании приняли участие студенты по 5 направлениям специальностей: экономисты; политологи; филологи; юристы; журналисты. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Первый – это отсутствие теоретико-методологической разработанности и концептуально категорического обоснования проблемы лидерства, что затрудняет проведение научных исследований в этой области. Вторая – это потребность в воспитании лидеров, которые будут важными фигурами в современном обществе, востребованные не только у бизнеса и производства, но и у государства, которое готово их поддерживать. Третья – это информационное давление на молодежь извне, которое провоцирует появление новых деструктивных тенденций. Проводится дисперсионный анализ. Результаты тестирования по 6 методикам представлены показателями ранговых критериев. У студентов-журналистов отмечается выраженность ценностно-смысловых предикторов. Для студентов-журналистов рекомендуется активно развивать и укреплять свой лидерский потенциал. Важно осознавать свои ценности и убеждения, а также учиться выстраивать эффективные коммуникационные стратегии. Выявленные особенности ценностно-смысловой детерминации лидерства по каждой специальности предоставляют собой платформу для создания индивидуальных и групповых программ коррекции и развития лидерских навыков. Эти результаты также могут быть использованы в качестве методического инструментария при планировании и реализации воспитательной работы со студентами.
Горизонты психологии
Сенницкая Е.В. - Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка c. 18-99

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39650

EDN: XVQYEF

Аннотация: Объектом исследования являются некоторые закономерности формирования характера, направленность агрессии, а также закономерности профессионального и брачного выбора мужчин и женщин в зависимости от пола и особенностей личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в семье испытуемых. Также исследуются типичные конфликты для пар четырёх типов: 1) у жены «Доминирующий» – женщина, и у мужа тоже; 2) у жены и у мужа «Доминирующий» – мужчина; 3) у жены «Доминирующий» – женщина, а у мужа – мужчина; 4) у жены «Доминирующий» – мужчина, а у мужа – женщина. Новизна заключается в выявлении факта, что ключевое влияние на формирование направленности личности оказывают два человека: «Доминирующий» – тот, кто властвовал в семье в период примерно до 14 лет, когда ребёнок еще не был способен оказывать сопротивление взрослым, и «Подчиненный» – тот из домашних, кто больше всех был предан «Доминирующему», восторгался им и призывал к подчинению других. Ребенок копирует черты «Доминирующего», которые позволяют тому управлять «Подчиненным», а критерием успешности этой тактики служит одобрение «Подчиненного». Если пол «Подчинённого» и пол ребёнка совпадают, это вызывает гендерную дисфорию и заниженную самооценку, особенно если положение «Подчинённого» в семейной иерархии незавидно. Человек склонен выбирать такую сферу самореализации и такого супруга, с помощью которых он сможет возвыситься над «Доминирующим».
Гайдай А.С., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. - Мобильные приложения для психического здоровья: обзор литературы c. 100-112

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.44193

EDN: YRWLJC

Аннотация: В данной статье представлен обзор литературы по мобильным приложениям для психического здоровья. Объектом исследования являются мобильные приложения, разработанные для оказания помощи при различных психических расстройствах. В статье подробно рассмотрены аспекты, связанные с эффективностью и доступностью таких приложений, а также преимущества и недостатки использования мобильных приложений в контексте пользы для конечного пользователя. Эта статья предлагает обобщенный обзор литературы по данной теме и может служить основой для дальнейших исследований в области мобильных приложений для психического здоровья. Также предпринята попытка определить перспективные для данной области направления. Авторы приходят к выводу, что мобильные приложения для психического здоровья обладают как рядом достоинств, среди которых можно назвать их общедоступность, конфиденциальность и положительное влияние на здоровье пользователей, так и недостатками, которые в значительной степени связаны с недавним возникновением области и отсутствием контроля со стороны специалистов в области психического здоровья. Научная новизна статьи заключается в систематизации и анализе существующих данных о мобильных приложениях для психического здоровья. Выводы статьи могут быть полезны для специалистов в области психологии и разработчиков мобильных приложений для психического здоровья.
Психология и педагогика
Акимкина Ю.Е. - Различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки c. 113-127

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.68700

EDN: TDGCTV

Аннотация: Статья посвящена проблеме коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Исследование особенностей коммуникативной парадигмы студентов, ее влияния на их жизнедеятельность становится необходимым ввиду их высо-кой вовлеченности в виртуальный мир. Основной формой взаимодействия в Интернете для студентов является коммуникативная сетевая активность. Цель исследования - изучить различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обра-ботки психологических данных: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использо-ванием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21». Использо-ван комплекс следующих методик: «Опросник проблемного использования социальных сетей» [16]; «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» [15]. Эмпирическая база исследования составила 240 респондентов, средний возраст 20,3 лет. Результаты исследования. У студентов технического направления вы-явлено неконтролируемое мыслительное возвращение в виртуальный мир, склонность к разнообразному использованию электронных технологий; есте-ственно-научного профиля незначительно выражена когнитивная поглощен-ность и появление негативных последствий погруженности в Интернет; гума-нитарного направления отсутствует разнообразие в использовании электрон-ных технологий, однако они имеют высокую вовлеченность к совершению экономических действий в виртуальном мире. Важно отметить существование общих тенденций, независящих от профессионального направления подготов-ки обучающихся: приоритет онлайн общения, коммуникация в социальных се-тях, посещение Интернета с целью избежать чувство одиночества. Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования различий коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки могут быть использованы для составления практических рекомендаций с целью формирования и развития навыков цифровой компетенции.
Психология чрезвычайных ситуаций
Папко Е.В. - Cмысложизненные ориентации в профилактике психического здоровья медицинских работников, в связи с пандемией COVID-19 c. 128-137

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39152

EDN: KWASNH

Аннотация: В статье выделены особенности смысложизненных ориентаций медицинских работников в период распространения COVID-19. Рассмотрены возможности профилактики психологического здоровья, как способ снижения дезадаптации и проблем психологического характера, среди врачей и среднего медицинского персонала. Цель статьи определить возможные стратегии индивидуального подхода в рамках актуализации смысложизненных ориентаций медицинских работников для снижения влияния дистресса. В теоретической части статьи рассматривается опыт исследования особенностей эмоционально-личностной сферы медицинских работников. Описываются результаты исследования 84 медицинских работников, с опытом работы более 3 лет, непосредственно участвующих в работе с пациентами с COVID-19. Достижение жизненных целей и внимание к процессу жизни значимо для медицинского персонала, что говорит о приверженности к ориентации на будущее, построении планов и проектов, восприятии процесса жизни как интересного и насыщенного. Значимо больше внимания врачи по сравнению со средним медицинским персоналом уделяют внимания развитию и построению картины будущего, таким образом больше целеустремлены на перспективу, развитие и достижения, которые произойдут через время. У врачей были статистически более выражены результаты, позволяющие отметить ориентацию на цели в жизни, в то время как у средний медицинский персонал отличает ориентация на результат жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Модель психологической профилактики основана на актуализации смысложизненных ориентаций, которые позволяют сохранять баланс и поиск личностных ресурсов. Программа профилактики была сосредоточена на обучении методам саморегуляции и проведении групповой психотерапии.
Горизонты психологии
Гайворонская А.А. - Портрет личности и его исследование психосемантикой c. 138-145

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39269

EDN: FIPOHZ

Аннотация: Предметом исследования является портрет личности. Психологический потрет представляет собой подробное описание характеристик личности. Единицей анализа личности является личностный смысл. В совокупности других смыслов, личностный смысл образует иерархическую конструкцию, способную перестраиваться в ходе жизни и в зависимости от опыта трансформировать содержание смыслов в этой иерархии. Объект исследования – портрет личности изучаемый методами психосемантики для выявления строения, функционирования системы значений, способов категоризации, описывающих портрет личности. Психосемантические методы направлены на реконструкцию имплицитных теорий личности и решают следующие задачи: соединение исследуемого значения данного явления с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных. Психосемантический подход к портрету личности представляет собой описание психологической (семантической) структуры, которая содержит свойства-признаки, при помощи которых можно охарактеризовать личность. Эта структура сформирована различными типами значений «классифицирующими» данный конструкт как «психологический портрет» Основными выводами проведенного исследования являются: 1) использование психосемантического инструментария к интерпретации «портрета личности» способствует раскрытию характеристик данного феномена, а именно, как уровни категоризации, выделенные в ходе исследования, соотносятся со значимыми темами, описывающими психологический портрет; 2) портрет личности – это комплексная характеристика, отражающая внутренний мир, направленность личности и являющаяся инструментом для изучения человека. Новизна исследования заключается в изучении имплицитных теорий составления психологического портрета, получив в результате модель психологического портрета.
Березина Т.Н. - Четырехуровневая регуляция продолжительности жизни посредством биопсихологических часов c. 146-158

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.68681

EDN: FLSTEG

Аннотация: Рассматривается модель регуляции продолжительности жизни посредством биопсихологических часов четырех уровней. Первый уровень представлен внутриклеточными молекулярно- генетическими часами, отвечающими за максимальную продолжительность жизни. На втором уровне происходит регуляции времени деятельности (тайм-менеджмент), этот уровень связан с психологическими часами, существует также связь с активностью годичных и месячных биоритмов. Этот уровень связан с организацией жизненного пути, регуляцией образа жизни, профессиональным долголетием человека. На третьем уровне осуществляется регуляция бодрствования и сна посредством циркадных биоритмов с периодом 20-28 часов. Здесь происходит регуляция состояния здоровья и восстановление иммунитета. Четвертый уровень связан с регуляцией ритмов дыхательной и сердечной систем, с ним связано явление преждевременной смерти, и он отвечает за прекращение жизни. Мы рассматриваем регуляцию, осуществляющуюся сверху вниз, при этом каждый уровень отвечает за свой аспект продолжительности жизни. Между уровнями существует взаимодействие, однако его механизмы изучены мало. Кроме этого, существуют также механизмы, обеспечивающие автономное функционирование метаболизма каждого уровня. Вывод: для восстановления здоровья, профилактики внезапной смерти, потенциального увеличения продолжительности жизни необходимо разрабатывать комплексные стратегии, объединяющие все уровни биологических и психологичсеких часов.
Психология и педагогика
Суворова Н.В., Наконечная Е.В., Смирная А.А., Смирнова А.В., Шепелева Ю.С. - Уровень адаптации к обучению у первоклассников, воспитывающихся в семьях с разным типом детско-родительских отношений c. 159-182

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.43957

EDN: DSQMOM

Аннотация: Предмет исследования – связь детско-родительских отношений и эффективности адаптации первоклассников. Цель исследования – определение уровня адаптации к обучению у первоклассников, воспитывающихся в семьях с разным типом детско-родительских отношений. Значимость для ребенка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчеркивается многими авторами. Зачастую причина трудностей в адаптации к школе лежит в несформированности личностных форм общения младшего школьника с родителями, в неумении родителей построить общение с ребенком по типу «ребенок – взрослый как равный», в привычке родителя общаться с уже повзрослевшим ребенком по сложившемуся в дошкольном детстве стереотипу. Исследование проведено на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 19 имени А.В. Седельникова» города Красноярска. Было продиагностировано 30 родителей (мамы первоклассников) и 30 детей возраста 7 лет. Прослеживается прямая взаимосвязь детско-родительских отношений и адаптацией первоклассников к школе. Для обучающихся, воспитывающихся в семьях с демократическим типом воспитания, характерна успешная, полная адаптация. У школьников из семей, в которых преобладающими типами детско-родительских отношений выступают попустительский и авторитарный стили воспитания, преобладает неполная адаптация и дезадаптация. Проведенное исследование позволяет разработать психологические программы по повышению уровня адаптации первоклассников к обучению для родителей с авторитарным стилем воспитания и для родителей с попустительским стилем воспитания.
Клиническая психология
Тулитбаева Г.Ф., Политика О.И., Шафигуллина Л.Р., Божко А.А. - Особенности посттравматического стрессового расстройства, жизнестойкости и отношения к заболеванию у пациентов разных групп (на примере онкологических и сердечно-сосудистых заболеваниях) c. 183-192

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.44091

EDN: ERURQS

Аннотация: Во всем мире отмечается неуклонный рост онкологических заболеваний. Злокачественные опухоли являются одной из самых частых причин смерти населения развитых стран. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей посттравматического стрессового расстройства, жизнестойкости и отношения к заболеванию у пациентов с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Выборку исследования состовили 80 человек в возрасте от 40 до 73 лет. Средний возраст – 58 лет. В состав выборки вошли 40 пациентов с онкологическим заболеванием и 40 пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В исследовании приняли участие дееспособные мужчины и женщины, свободно владеющие русским языком, без когнитивных расстройств. Между группами обнаружены статистически достоверные различия. Больные с онкологическим заболеванием более склонны заново переживать случившееся при напоминании о травмирующем событии, направленность личности характеризуется избеганием всего, что напоминает о травматическом опыте, выражено посттравматическое стрессовое расстройство. Ощущение собственной безопасности более характерно для больных с сердечно-сосудистами заболеваниями, чем для онкобольных. Для последних более характерна гнетущая неопределенность. Если говорить о типах реагирования на болезнь, то среди онкобольных чаще возникает постонное беспокойство, они думают об осложнениях; наблюдается чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях; поведение по типу «раздражительной слабости»; удрученность, поэтому неверие к возможности выздоровления и улучшению состояния, а также в целом на эффективность лечения, пессимистичный взгляд на все вокруг; ранимость. Выставление на показ близким и окружающим переживаний и страданий превалирует у онкобольниых в сравнении с больными сердечно-сосудистой группы.
Психология чрезвычайных ситуаций
Гвоздева А.А., Зинатуллина А.М. - Эффективность применения виртуальных технологий для обучения студентов техникам безопасности жизнедеятельности c. 193-205

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.68725

EDN: FDQLWL

Аннотация: Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение эффективности осуществления профессионально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях с помощью виртуальных технологий. Объект исследования: профессионально-психологическая подготовка к деятельности. Предмет исследования: применение VR-технологий для профессионально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Исследование было осуществлено с помощью применения теоретических и эмпирических методов: эксперимент, тестирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение. Методы исследования: Опросник «Самочувствие, активность, настроение». «Личностная готовность к риску». Измерение частоты сердечных сокращений. Тест достижений. «Оказание первой помощи при поражении электрическим током». Формировалась ситуация в экстремальных условиях, с помощью программы ARPort SafetyVR в режиме «Оказание первой помощи при ударе током». Методики статистики: Среднее значение, стандартное отклонение, U-Критерий Манна-Уитни, AMOVA. Испытуемые: 32 студента, проходящих обучение по направлению «Экстремальная психология» в МГППУ. Результаты показывают, что применение виртуальных программ, нацеленных на обучение и развитие навыков в опасных ситуациях, является эффективным способом формирования профессионально-психологической подготовки студентов к деятельности в экстремальных условиях и оптимизации у них показателей самочувствия, настроения и общей активности. Изучая литературу и полученные данные можно сказать, что современные виртуальные технологии могут успешно использоваться в психологической работе. Данные исследования можно использовать для разработки тренингов с применением технологий виртуальной реальности для представителей профессий особого риска или для подготовки специалистов к деятельности в экстремальных условиях.
В потоке книг
Набиева З.Б. - Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований феномена одиночества. c. 206-216

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.44060

EDN: ASMXWG

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей изучения феномена одиночества. Явление исследуется с позиций различных наук как философия, психология и социология. Однако нет единого мнения о точном определении переживания одиночества. Таким образом появляется необходимость проведения сравнительного анализа подходов к изучению данного феномена. В статье проводится анализ отечественных и зарубежных психологов. Выявляются общие и отличительные черты исследований путем проведения сравнительного анализа. Также проводится обзор современных исследований и попарное сравнение одинаковых теоретических подходов. При этом выбранный автором исследовательский аппарат позволил сделать обоснованные выводы. В науке отсутствует общепринятое понимание данного феномена. Таким образом в данном исследовании был проведен анализ психологических подходов к изучению одиночества в работах отечественных и зарубежных исследователей. В статье данный термин рассматривается с помощью деятельно – личностного, экзистенциально – гуманистического, когнитивно – бихеоверистского, феноменологического и экзистенциального подходов с целью определения. Важно подчеркнуть, что большинство исследователей изучают не только отрицательные, но и положительные аспекты одиночества. Поскольку существует очень мало концептуально хорошо разработанных описаний данного явления, эта статья внесет значимый вклад в формирование концептуального аппарата одиночества, а также углубит понимание этого комплексного феномена.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.