по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 05-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Профессиональная психология
Якимова З.В. - Профессиональный стресс в сознании полицейских: ассоциативный эксперимент c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43515

EDN: TOYGMC

Аннотация: Объектом исследования является профессиональный стресс в деятельности сотрудников российской полиции. Предмет исследования – прояснение в сознании сотрудников полиции концепта «профессиональный стресс» через ассоциативный эксперимент. Цель исследования: сравнительный анализ выраженности категорий анализа концепта «профессиональный стресс» у российских полицейских разных поколений. Методы исследования и эмпирическая выборка - экспертный метод; ассоциативный эксперимент, проведенный на выборке из 140 российских полицейских (70 человек - курсанты 3-4 курса и слушатели 5 курса образовательной организации системы МВД России и 70 человек действующие сотрудники полиции со стажем работы в органах внутренних дел более 5 лет). Основные выводы: В результате свободного ассоциативного эксперимента на словосочетание-стимул «Профессиональный стресс» была получена 541 ассоциация. В результате экспертного метода (экспертного проектирования) было выделено 7 категорий анализа, формирующих структуру семантического поля изучаемого концепта; проведена экспертная оценка по соотнесению полученных ассоциатов и выделенных категорий анализа. Согласованность мнения экспертов проверена с помощью коэффициента конкордации Кендалла. Проведен сравнительный анализ выраженности каждой из категорий анализа в выборке молодого поколения и более старшего поколения полицейских. У обучающихся выявлено преобладание когнитивного аспекта (выявление причин и следствий профессионального стресса), а у более взрослых сотрудников полиции выявлено сосредоточение преимущественно на психофизиологическом аспекте (состояниях и переживаниях) профессионального стресса. При этом старшее поколение, в отличии от молодежи, имеет более широкий диапазон способов управления профессиональным стрессом и проявляет экзистенциальный аспект профессионального стресса (потеря смысла, осознанность невозможности изменений и нереализованности). В семантическом поле концепта «профессиональный стресс» выявлены внеорганизационные аспекты, на прямую не относящиеся к работе, но влияющие на усиление профессионального стресса и снижающие эффективность труда. Намечены дальнейшие перспективы исследования.
Психология и педагогика
Брагина Е.В. - Преодоление барьеров в обучении взрослых учащихся: перспективы использования теории самодетерминации c. 21-37

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43520

EDN: SLWARU

Аннотация: Взрослые — быстрорастущая группа учащихся в системе российского высшего образования. Социально-демографический статус, морфологические и личностные особенности, а также специфика обучения взрослых создают для многих из них значительные препятствия для успешной учебы в высшей школе. В краткосрочной перспективе вузам предстоит переосмыслить свои образовательные программы, оценить ресурсы и реорганизовать образовательный процесс так, чтобы помочь взрослым студентам преодолеть эти препятствия и обеспечить их образовательные потребности. Успешное участие взрослых в дополнительном и непрерывном образовании, устранение барьеров в обучении — ключевые задачи современного вуза.   Это исследование было проведено с использованием критического анализа литературы по проблеме обучения взрослых, чтобы ответить на три вопроса: 1) какие факторы и барьеры, влияющие на обучение взрослых, выделяются современными авторами? 2) какие мотивы присущи взрослым учащимся? 3) как преодолеть препятствия в обучении взрослых? По итогам проведенного исследования разработана классификация барьеров в обучении взрослых. Выделены основные мотивы получения высшего образования взрослыми учащимися. Сделан вывод о необходимости гибких учебных программ и вспомогательных ресурсов, которые учащиеся могут приспособить к требованиям своей работы и жизни. На основании теории самодетерминации разработаны рекомендации по повышению вовлеченности взрослых учащихся в образовательный процесс.
Психология развития
Новикова К.В., Вещикова К.О. - Взаимосвязь лидерских способностей с агрессивностью подростков c. 38-61

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43550

EDN: SMWTLM

Аннотация: Предметом настоящего исследования являлось выявление особенностей взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. Объектом исследования выступили лидерские способности и агрессивность подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. Теоретико-методологической основой исследования выступили: – взгляды на агрессивность как врожденную инстинктивную тенденцию (З. Фрейд, К. Лоренц); свойство личности (А. Левитов, Э. Фромм и др.). – теоретические положения о причинах агрессии в подростковой среде (Б.С. Братусь, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, И.С. Кон, Е.А. Личко, А.А. Реан, К. Хорни и др.). – теоретические положения изучения лидерских качеств подростков (И.П. Волков, Э.А. Ганцева, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.И. Пригожий, A.B. Петровский, P. Кричевский). Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений об особенностях взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков.  Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов в школах для педагогов-психологов, для консультирующих психологов, которые работают с подростками. Эмпирическим путем выявлены психологические особенности взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. При высоких показателях лидерских способностей у подростков преобладают высокие показатели вербальной, предметной агрессии и самоагрессии; при средних показателях лидерских способностей у подростков проявляются высокие показатели вербальной, эмоциональной агрессии и самоагрессии; низким лидерским способностям подростков соответствуют показатели низкой эмоциональной агрессии. Результаты данного исследования свидетельствуют о статистически значимой взаимосвязи между лидерскими способностями и агрессивностью подростков. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в целях разработки психопрофилактических и психокоррекционных программ, направленных на коррекцию агрессивного поведения и развитие лидерских способностей у подростков.
Понять человека
Ливак Н.С., Портнягина А.М., Ткачева А.В., Попов В.В., Владыкин И.В. - Формирование ответственного отношения к собственному здоровью у детей младшего школьного возраста c. 62-84

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43899

EDN: WBLSPM

Аннотация: На сегодняшний день проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. В этом отношении важна просветительская функция педагогов и психологов для того, чтобы сформировать у ребенка представление о здоровом образе жизни, сформировать установки на правильный подход к своему здоровью. Особое значение это приобретает для молодежи, детей, так как именно они – то будущее поколение, которое будет продолжать нашу историю, что и обусловило актуальность настоящей работы, связанной с формированием ответственного отношения к здоровому образу жизни у детей, что является предметом исследования данной работы. Для формирования и развития у младших школьников ответственного отношения к своему здоровью и ведения здорового образа жизни была разработана психолого-педагогическая программа для учащихся 4 классов. Реализация программы включает три основных уровня: 1) Эмоциональная вовлеченность (эмоционально-ценностный компонент ответственного отношения); 2) смысловой (когнитивный компонент); деятельностный (деятельностный компонент). В результате реализации психолого-педагогической программы значительно повысился уровень ответственного отношения детей к своему здоровью. А именно, увеличилось количество детей с осознанным отношением к своему здоровью (когнитивный компонент), увеличился уровень овладения культурными нормами (эмоционально-ценностный компонент), увеличилось число школьников, участвующих в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях
Личностный рост
Богданова В.О. - Исследование проблем развития субъектности в цифровой среде c. 85-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43726

EDN: WBYEXD

Аннотация: В статье представлены результаты фокусированного интервью по выявлению проблемных маркеров развития структурных компонентов субъектности у молодого поколения. Объектом исследования является проявление субъектности молодого поколения в интернет-пространстве. Предметом исследования выступают проблемные маркеры развития субъектности молодежи в цифровой среде.Теоретико-методологической основой исследования выступают взгляды на сущность и структуру субъектности А.В. Брушлинского, К.А. Абульханова-Славской, А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной, В.А. Петровского. Исследование опирается на теоретические положения о влиянии цифровой среды на проявление субъектности молодого поколения Т.Г. Лешкевич, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Красильникова, А.Х. Абзаловой, Ю.А. Чернавина, Н.М. Сараевой, Р.Р. Ишмухаметова. В качестве эмпирического метода исследования применяется групповое фокусированное интервью 70 российских студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений о влиянии цифровой среды на развитие субъектности. Практическая значимость заключается в выявлении проблемных маркеров развития субъектности в цифровой среде, знание о которых может использоваться для создания личностно-центрированной образовательной среды. Эмпирическим путем выявлены основные проблемные маркеры развития некоторых структурных компонентов субъектности: индивидуальности, рефлексии и эмпатии. Определено соотношение свободы и ответственности в цифровой среде с точки зрения представителей молодого поколения. Результаты данного исследования могут быть использованы в целях разработки психолого-педагогических программ, направленных на развитие навыков рефлексии, самоопределения, самореализации, эмоционального регулирования, позитивного самоотношения и эмпатии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.