|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психолог"
> Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 03, 2023
Профессиональная психология |
Капустина Т.В., Гайдай А.С., Горшкова О.В., Кадыров Р.В. - Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях |
|
c. 1-16
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.40912
EDN: JUHHSJ
Аннотация: Предметом исследования является эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях. Эмпирическим объектом исследования выступили специалисты коррекционных учреждений, имеющих стаж работы от 14 лет, поскольку они более подвержены эмоциональному выгоранию. Группу сравнения представили педагоги, не работающие в коррекционных учреждениях. Общая выборка исследования 104 человека. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают общий вывод о том, что синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как элемент профессиональной деформации. Подтверждением является то, что структура профессиональной деформации представлена описанием широкого спектра изменений, происходящих в психике в профессиональной среде, вызываемые также большим количеством всевозможных факторов. Синдром эмоционального выгорания является его элементом, так как искажения личности и психики в целом, вызываемые в процессе рабочей деятельности, могут быть вызваны длительным воздействием стрессогенных факторов, связанных как с общим повышенным эмоциональным фоном, так и вредоносными воздействиями, провоцирующими эмоциональные реакции. Все это истощает психику и способствует развитию профессиональной деформации. Тема эмоционального выгорания не нова, однако настоящая работа рассматривает эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности и описывает его проявления, опираясь на компонентную модель. Полученные статистические результаты, выявленные путем сопоставления выраженности эмоционального выгорания между специалистами коррекционных учреждений и педагогами, не работающими в коррекционных учреждениях, а также с помощью корреляционного анализа между проявлениями эмоционального выгорания и личностными характеристиками, позволили описать особенности проявления эмоционального выгорания как элемента профессиональной деформации на аффективно-когнитивном, физиологическом и поведенческом уровнях. Подробное описание позволяет более детально и точечно формировать программы профилактики и психологического сопровождения специалистов коррекционных учреждений.
Канунников Р.И., Рябова М.Г. - Развитие профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел с различным локусом контроля |
|
c. 17-27
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.38802
EDN: RTVZOM
Аннотация: В статье анализируется развитие профессиональной идентичности у сотрудников полиции с различным локусом контроля. Объект исследования: сотрудники органов внутренних дел. Предмет исследования: влияние локус контроля на развитие профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. Актуальность исследования заключается в определении влияния локус контроля на развитие профессиональной идентичности у сотрудников правоохранительных органов. Профессиональное развитие является ключевой проблемой в психологическом сопровождении личного состава МВД России. Авторами выявлено, что локус контроля имеет огромное значение в жизни сотрудников органов внутренних дел, так как он связан с развитием профессиональной идентичности. С помощью применения комплекса психодиагностических методик: «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович), личностный опросник «Кто я» (М. Кун, К. Мак-Партленд), личностный опросник «Формальная и содержательная идентичность» (Е.В. Распопин, Е.А. Рыбъякова), тест «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер, модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда) обосновывается наличие взаимосвязи между локусом контроля и профессиональной идентичностью у сотрудников правоохранительных органов. Доказано, что наиболее эффективным является средний уровень интернальности локуса контроля, способствующий профессиональной идентичности сотрудника правоохранительных органов. Обсуждается необходимость формирования профессиональной идентичности с учетом локус контроля у сотрудников органов внутренних дел.
Гельман В.Я. - О компенсации влияния развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции |
|
c. 28-37
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.38980
EDN: RTWADI
Аннотация: В настоящее время в мире происходят серьезные технологические изменения и особенно быстро в области информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения оказывают существенное воздействие на все сферы жизни и деятельности людей. Предметом исследования настоящей статьи является влияние развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции человека. Подробно рассматриваются воздействия интернета, смартфонов, социальных сетей, калькуляторов, работы с клавиатурой, снижения объема неэлектронного чтения. Особое внимание уделяется ослаблению вербально-логической памяти, возникновению «цифровой деменции», ухудшению аналитического и логического мышления, появлению клипового мышления, снижению коммуникационных способностей и осложнению принятия текущих решений. Для компенсации снижения рассмотренных когнитивных функций, вызванного развитием информационно-коммуникационных технологий, предложен ряд возможных подходов. Показано, что необходимая коррекция может быть осуществлена тренировкой ослабевающих функций с помощью специальной когнитивной гимнастики: подходящих интеллектуальных игр, определенных упражнений. Система компенсирующих занятий, включающая развивающие игры и специальные упражнения, может быть объединена в учебную дисциплину под условным названием «интеллектуальная культура» (по аналогии с физической культурой). Отмечена также необходимость обеспечения достаточно высокого уровня базовых знаний. Кроме того, предложено провести корректировку системы образования для нейтрализации наблюдающихся негативных тенденций.
Тулитбаева Г.Ф., Политика О.И., Сафина Л.Ф. - Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19 |
|
c. 38-45
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.38250
EDN: RUSCHE
Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человека). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ. В исследовании описаны различия в социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. Обнаружены статистически достоверные различия между подростками, совершившими попытку самоубийства, и подростками, не имеющими попыток в анамнезе, по следующим показателям: социально-психологическая адаптация, личностная идентичность, нисходящее сравнение. У подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе. Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени ощущают и осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств, для них характерно непринятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Выборки схожи по показателям времяпрепровождение, сплоченность, межгрупповая конкуренция и сравнение, коллективная самооценка.
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. - Тревожно-депрессивная симптоматика в контексте типа отношения к беременности у женщин в послеродовый период |
|
c. 46-62
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.38268
EDN: RUZMKS
Аннотация: Предмет исследования — тревожно-депрессивная симптоматика женщин в послеродовый период. Целью исследования стало выявление взаимосвязей тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродовом периоде и типа отношения к беременности. Автором определены различия в тревожно-депрессивной симптоматике у женщин с разным типом проживания и применением родовспоможения. Получены результаты о взаимосвязи тревоги и депрессии с типом отношения к беременности у женщин в послеродовом периоде. Методология исследования: типология психологического компонента гестационной доминанты И.В. Добрякова. Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе КГБУЗ «Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства» с женщинами, находящимися в раннем послеродовом периоде. Теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязей между появлением тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродом периоде и типом отношения к беременности. Определены качественные характеристики различий типа отношения к беременности у женщин с различным типом проживания и применением родовспоможения. Основные выводы исследования представлены в положениях. Тревожная симптоматика в послеродовый период более характерна женщинам из сельской местности. Женщинам, перенесшим естественные роды, более характерно переживать депрессию и тревогу в послеродовый период. Сельским женщинам более характерен гипогестогнозический тип отношения к беременности, городским женщинам - депрессивный тип отношения к беременности. Тревожный и депрессивный типы отношения к беременности, связанные с опасениями, выраженными страхами, плаксивостью являются факторами риска к развитию тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродовый период.
|
|