Статья 'Политический дискурс в социальных медиа: специфика производства и факторы эффективности ' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Политический дискурс в социальных медиа: специфика производства и факторы эффективности

Баринов Дмитрий Николаевич

доктор философских наук

доцент, профессор кафедры, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Barinov Dmitrii Nikolaevich

Doctor of Philosophy

professor of the Department of Social Studies at Smolensk State University

214000, Russia, Smolenskaya oblast', g. Smolensk, ul. Przheval'skogo, 4, kab. Sotsiologii

novalenso@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2016.6.19437

Дата направления статьи в редакцию:

10-06-2016


Дата публикации:

29-06-2016


Аннотация: Статья посвящена специфике производства сетевого политического дискурса. В статье рассматривается влияние сущностных черт Интернета на политические коммуникации в сетевом пространстве, жанровая специфика политического дискурса; роль когнитивных факторов в процессе информационного воздействия в социальных медиа; взаимодействие сетевых сообществ в ситуации идеологического противостояния; функции политических коммуникаций в социальных медиа. Исследование базируется на принципах социального конструктивизма, концепции «символической власти» П. Бурдье, семиотической концепции мифов (Р. Барт), теории дискурс-анализа (Т. А. ван Дейк). Междисциплинарный анализ проводился с использованием сравнительного и функционального подходов, опирался на результаты исследований в области социологии, психологии, лингвистики, культурологии. В ходе исследования установлено, что политический дискурс в социальных медиа приобретает следующие черты. Это миниатюризация и визуализация жанров политического дискурса, применение приемов народно-площадной смеховой культуры (карнавализация), использование средств неконвенционального общения. Указанные особенности создают основу для реализации следующих функций политических коммуникаций в социальных медиа: репрезентации и интерпретации событий политической сферы; мобилизации сторонников и расширения радиуса коммуникативного воздействия; компенсации нормативных ограничений официального информационного поля. Одним из условий эффективности воздействия на интернет-аудиторию является организация информационного потока в социальных медиа, в рамках которого выделяется два типа информации: конъюнктурная (ситуативная) и концептуальная. Последняя обладает рекурсивным характером и формирует контекстуальную рамку, оказывающую влияние на обработку информации о текущих событиях политической жизни. Отмечается, что интердискурсивность сетевых политических коммуникаций обеспечивает континуальность массмедийного контента. В этой связи подчеркивается, что, несмотря на горизонтальный характер взаимодействия в социальных медиа, диверсификацию и демассификацию аудитории, сетевые коммуникации обеспечивают воспроизводство символической власти, сформированной «глобальным дискурсом» СМИ.


Ключевые слова:

интернет-коммуникация, политическая коммуникация, социальные медиа, социология коммуникации, общественное мнение, информационная война, политические конфликты, власть, информационное общество, политический юмор

Abstract: This article is dedicated to the specificity of production of the network political discourse. The article examines the influence of the conceptual features of Internet upon the political communications in the network space; genre specificity of political discourse; role of cognitive factors on the process of information impact in social media; interaction between the network communities in situation of ideological confrontation; functions of political communications in social media. The research is based on the principles of social constructivism, P. Bourdieu’s concept of symbolic power, R. Barthes’ semiotic concept of myths, and T. A. van Dijk’s theory of discourse analysis. During the course of this research the author determines that the political discourse in social media attain the following features: miniaturization and visualization of the genres of political discourse, application of the methods of carnivalization, use of the means of nonconventional communication. The aforementioned peculiarities create a foundation for realization of the following functions of political communications in the social media: representation and interpretation of the events of political sphere; mobilization of the supporters and expansion of the area of communicative effect; compensation of the normative restrictions of an official information field. One of the conditions of the efficiency of the impact upon the Internet audience is the organization of information flow within social media, within the framework of which the two types of information are being highlighted: conjuncture (situational) and conceptual. The latter possesses an recursive character and forms a contextual frame which affects the processing of information about the current events of political life. It is noted that the interdiscursivity of the network political communications ensure the continuality of mass media content. Due to this fact, it is underlined that despite a horizontal character of interaction in social media, diversification and demassification of audience, the network communications ensure the reproduction of the symbolic power, formed by the “global discourse” of mass media.


Keywords:

Internet communication, political communication, social media, sociology of communication, public opinion, information war, political conflicts, power, information society, political humor

Библиография
1. Баринов Д. Н. Трансформация читательских практик в современном российском обществе // Культура и искусство. 2014. №6. С. 660-667. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13212
2. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
3. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-319.
4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
5. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2013. 287 с.
6. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. С. 63-67.
7. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
8. Доверие российским СМИ // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12140
9. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Флинта: Наука, 2012. 328 с.
10. Интерес к новостям в интернете. Какому источнику информации россияне доверяют больше: телевидению или интернету? // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12247
11. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000. 606 с.
12. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2002. 208 с.
13. К обществам знаний. Всемирный доклад ЮНЕСКО. 2005 г. // http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf
14. Маклюэн М.Г. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
15. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество. М.: АСТ, 2004. С.452-507.
16. Миронов А. С. Раздувай и властвуй. М.: Добросвет, 2001. 216 с.
17. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.
18. Российский медиа-ландшафт: Телевидение, пресса, интернет // http://www.levada.ru/old/sites/default/files/levadareportmedia.pdf
19. Соцсети: кто и для чего их использует // http://fom.ru/SMI-i-internet/11718
20. Таинственный опрос немецкого СМИ о Путине // http://www.youtube.com/watch?v=SguI6OV0E40
21. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784 с.
22. Филимонов Г. Ю., Цатурян С. А. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием // Политика и общество. 2012. № 1. С.65-75.
23. Чалдини Р. Психология влияния. 5-е изд. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
24. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.
25. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.
26. Katz E. Lazarsfeld'S Map of Media Effects // International Journal of Public Opinion Research. 2001. Vol. 13. №3. Pp. 270-279.
27. Lim M. Clicks, Cabs, and Coffee Houses: Social Media and Oppositional Movements in Egypt, 2004–2011 // Journal of Communication. №62 (2012). Pp. 231–248. DOI:10.1111/j.1460-2466.2012.01628.x
28. Jurgenson N. Essay When Atoms Meet Bits: Social Media, the Mobile Web and Augmented Revolution // Future Internet. 2012. №4. Pp 83-91. DOI:10.3390/fi4010083
29. Лобанова Т.Н. Медиатексты политического дискурса Китая в условиях украинского кризиса: опыт сопоставительного и дискурсивного анализа // Тренды и управление.-2014.-3.-C. 271-282. DOI: 10.7256/2307-9118.2014.3.12759.
30. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества // Социодинамика.-2013.-12.-C. 70-96. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.12.10537. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_10537.html
References
1. Barinov D. N. Transformatsiya chitatel'skikh praktik v sovremennom rossiiskom obshchestve // Kul'tura i iskusstvo. 2014. №6. S. 660-667. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13212
2. Bart R. Mifologii. M.: Akademicheskii proekt, 2008. 351 s.
3. Bart R. Ritorika obraza // Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. M.: Progress, 1994. S. 297-319.
4. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1990. 543 s.
5. Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva. SPb.: Aleteiya, 2013. 287 s.
6. Vinogradova T. Yu. Spetsifika obshcheniya v internete // Russkaya i sopostavitel'naya filologiya: Lingvokul'turologicheskii aspekt. Kazan', 2004. S. 63-67.
7. Deik van T. A. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya. M.: Progress, 1989. 310 s.
8. Doverie rossiiskim SMI // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12140
9. Internet-kommunikatsiya kak novaya rechevaya formatsiya. M.: Flinta: Nauka, 2012. 328 s.
10. Interes k novostyam v internete. Kakomu istochniku informatsii rossiyane doveryayut bol'she: televideniyu ili internetu? // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12247
11. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: Ekonomika, obshchestvo i kul'tura. M.: VShE, 2000. 606 s.
12. Kozer L. Funktsii sotsial'nogo konflikta. M.: Ideya-Press, 2002. 208 s.
13. K obshchestvam znanii. Vsemirnyi doklad YuNESKO. 2005 g. // http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf
14. Maklyuen M.G. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka. M.; Zhukovskii: KANON-press-Ts, Kuchkovo pole, 2003. 464 s.
15. Markov B. Chelovek v epokhu mass-media // Informatsionnoe obshchestvo. M.: AST, 2004. S.452-507.
16. Mironov A. S. Razduvai i vlastvui. M.: Dobrosvet, 2001. 216 s.
17. Reingol'd G. Umnaya tolpa. Novaya sotsial'naya revolyutsiya. M.: FAIR-PRESS, 2006. 416 s.
18. Rossiiskii media-landshaft: Televidenie, pressa, internet // http://www.levada.ru/old/sites/default/files/levadareportmedia.pdf
19. Sotsseti: kto i dlya chego ikh ispol'zuet // http://fom.ru/SMI-i-internet/11718
20. Tainstvennyi opros nemetskogo SMI o Putine // http://www.youtube.com/watch?v=SguI6OV0E40
21. Toffler E. Tret'ya volna. M.: AST, 1999. 784 s.
22. Filimonov G. Yu., Tsaturyan S. A. Sotsial'nye seti kak innovatsionnyi mekhanizm «myagkogo» vozdeistviya i upravleniya massovym soznaniem // Politika i obshchestvo. 2012. № 1. S.65-75.
23. Chaldini R. Psikhologiya vliyaniya. 5-e izd. SPb.: Piter, 2009. 304 s.
24. Sherkovin Yu. A. Psikhologicheskie problemy massovykh informatsionnykh protsessov. M.: Mysl', 1973. 215 s.
25. Tsuladze A. Politicheskaya mifologiya. M.: Eksmo, 2003. 384 s.
26. Katz E. Lazarsfeld'S Map of Media Effects // International Journal of Public Opinion Research. 2001. Vol. 13. №3. Pp. 270-279.
27. Lim M. Clicks, Cabs, and Coffee Houses: Social Media and Oppositional Movements in Egypt, 2004–2011 // Journal of Communication. №62 (2012). Pp. 231–248. DOI:10.1111/j.1460-2466.2012.01628.x
28. Jurgenson N. Essay When Atoms Meet Bits: Social Media, the Mobile Web and Augmented Revolution // Future Internet. 2012. №4. Pp 83-91. DOI:10.3390/fi4010083
29. Lobanova T.N. Mediateksty politicheskogo diskursa Kitaya v usloviyakh ukrainskogo krizisa: opyt sopostavitel'nogo i diskursivnogo analiza // Trendy i upravlenie.-2014.-3.-C. 271-282. DOI: 10.7256/2307-9118.2014.3.12759.
30. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Problemy informatsionno-kommunikatsionnogo potentsiala sovremennogo obshchestva // Sotsiodinamika.-2013.-12.-C. 70-96. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.12.10537. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_10537.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.