Статья 'Cоветская кинодипломатия и взаимоотношения кинематографий СССР и США в период Второй мировой войны' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Cоветская кинодипломатия и взаимоотношения кинематографий СССР и США в период Второй мировой войны

Косинова Марина Ивановна

кандидат философских наук

доцент, кафедра управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений, Государственный университет управления

249035, Россия, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 99. Государственный университет управления

Kosinova Marina

PhD in Philosophy

Senior Scientific Researcher, Scientific Research Institute of the Motion Pictures Art of the All-Russian State Institute of Cinematography
 

249035, Russia, Moskva, Ryazanskiy prospekt, d. 99, State University of Administration

kosimarina@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2016.3.12511

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2014


Дата публикации:

10-04-2016


Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям СССР и США в области кинематографии во время Второй мировой войны. Политическое и военное сближение, состоявшееся в этот сложный период, а затем и начавшееся сотрудничество двух стран способствовали укреплению кинематографических связей. Работу «Союзинторгкино» возглавил режиссер и специалист по стереокино А.Н. Андриевский. А представителем кинокомитета в США стал известный режиссер М.К. Калатозов. В обязанностью М.К. Калатозова была пропаганда советского кино в США, отбор американских фильмов для СССР и выведение деловых контактов между двумя странами в области кино на качественно новый уровень — создавались постоянные структуры для регулярного обмена кинопродукцией и вспомогательных служб. Основным в исследовании является комплексный анализ избранной темы. Он сочетает «исторический нарратив» энциклопедического характера, подробно и мерно излагающий фактологический материал, связанный с историей развития международных отношений в сфере кино в период Второй мировой войны, метод философского осмысления рассматриваемых событий и искусствоведческий анализ репрезентативного материала. Отношения СССР и США в области кинематографии в ХХ веке развивались неравномерно и во многом зависели от внешней политики стран. В разные периоды они то затухали (например, в 1930-е годы), то начинали «оттаивать» (в эпоху «оттепели»). Однако именно в годы Великой Отечественной войны, особенно в самый трудный, начальный ее период, советское кино значительно укрепило свои позиции на международной арене. Поэтому данный период представляет особый интерес. В 1944 году «Союзинторгкино» имело специальных представителей в 14 странах. С 22 июня 1941 года по 22 февраля 1942 год за границу было отправлено 1016 кинофильмов, из них 176 полнометражных художественных, 840 хроникальных и короткометражных. Это был настоящий прорыв в сфере международных отношений советской кинематографии. Причины этого прорыва рассмотрены в статье.


Ключевые слова:

кинематография, международные отношения, Вторая мировая война, СССР, США, Союзинторгкино, И.Г. Большаков, М.К. Калатозов, кинопрокат, кинорепертуар

Abstract: This article is dedicated to the relationships between the Soviet Union and the United States in the area of cinematography during the World War II. Political and military alignment that took place in this difficult period, and later the newly formed cooperation between the two countries contributed into the strengthening of cinematographic connections. A film director and stereo cinematography specialist A. N. Andriyevsky became the head of “Soyuzintorgkino”; the representative of the U. S. cinema committee became a well-known film director became M. K. Kalatozov, whose responsibilities consisted in propagation of Soviet cinema in the United States, selection of American films for USSR, as well as taking the business connections between the two countries in the area of cinema on the quality new level. The author conducts a comprehensive analysis of the selected topic; it combines the “historical narrative” of encyclopedical character, which thoroughly renters the material with regards to the history of development of international relations in the cinema sphere during the World War II, the method of philosophical understanding of the covered events, and the art history analysis of the representative material. The relations between the USSR and the United States in the area of cinematography of the XX century were developing erratically, and in many aspects depended on the foreign policy of the countries. However, namely during the Great Patriotic War, especially in the most difficult initial period, the Soviet cinematography significantly strengthened its positions in the international arena, thus this period represents a special interest. It was a real breakthrough in the sphere of international relations of the Soviet cinematography. The reasons of this breakthrough are being examined in this work.  


Keywords:

Cinematography, International relations, World War II, USSR, United States, Soyuztorgkino, I. G. Bolshakov, M. K. Kalatozov, Movie rental, Cinema repertoire

Библиография
1. Война на экране / Сост. Зак М., Михеева Ю. – М.: Материк, 2006. 224 c.
2. Головской В. Михаил Калатозов – полтора года в Голливуде // Киноведческие записки. – 2006.-№ 77. С. 271-298.
3. Головской В. Перебежчики и лицедеи.-Нижний Новгород: Деком, 2006. 243 с.
4. Гращенкова И.Н. Неизвестное кино войны и победы // Вестник ВГИК. – 2010.-№ 3-4. С. 6-20.
5. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат // ред. Фомин В.И.-М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2012. 2759 с.
6. Каптерев С.В. Михаил Калатозов: письма из Америки // Киноведческие записки. – 2003.-№ 65. С. 196-216.
7. Косинова М.И. Дистрибуция и кинопоказ в России: история и современность. — Рязань: Рязанская областная типография, 2008. 682 c.
8. Прожико Г.С. Экранная летопись Второй мировой // Вестник ВГИК. – 2010.-№ 3-4. С. 21-36.
9. РГАЛИ. Ф. 2456, оп. 1, д. 1025; оп. 4, д. 97.
10. Фомин В.И. Кино на войне. Документы и свидетельства.-М.: Материк, 2005. – 944 c.
11. Валиуллин И.И. Эволюция понятия «информационная война» в политической науке // Международные отношения.-2014.-1.-C. 68-74. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.10064.
12. Дашичев В.И. Невыполнимая миссия советской внешней политики // Международные отношения.-2013.-4.-C. 539-549. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9749.
13. Борисенков А.А. О мировой политике как особой разновидности политического влияния // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-2.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.2.61. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_61.html
14. Хренов Н.А.. Пределы эскалации коммуникативных технологий: ностальгия по площади. Продолжение. // Культура и искусство.-2014.-№ 2.-C. 123-137. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.11989
15. Л.В. Стародубцева. Кинематографическая «постпамять». // Культура и искусство.-2013.-№ 3.-C. 297-305. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.6
16. М.И. Жабский, К.А. Тарасов. Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе. // Культура и искусство.-2013.-№ 3.-C. 267-279. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.3
17. М. И. Жабский, К. А. Тарасов. К истории социального регулирования в сфере кинокультуры. // Культура и искусство.-2012.-№ 2.-C. 42-52.
18. Л. Кёпник. Фашизм и парадоксы кинематографического времени. // Культура и искусство.-2011.-№ 5.-C. 16-23.
References
1. Voina na ekrane / Sost. Zak M., Mikheeva Yu. – M.: Materik, 2006. 224 c.
2. Golovskoi V. Mikhail Kalatozov – poltora goda v Gollivude // Kinovedcheskie zapiski. – 2006.-№ 77. S. 271-298.
3. Golovskoi V. Perebezhchiki i litsedei.-Nizhnii Novgorod: Dekom, 2006. 243 s.
4. Grashchenkova I.N. Neizvestnoe kino voiny i pobedy // Vestnik VGIK. – 2010.-№ 3-4. S. 6-20.
5. Istoriya kinootrasli v Rossii: upravlenie, kinoproizvodstvo, prokat // red. Fomin V.I.-M.: Minkul't RF, VGIK, 2012. 2759 s.
6. Kapterev S.V. Mikhail Kalatozov: pis'ma iz Ameriki // Kinovedcheskie zapiski. – 2003.-№ 65. S. 196-216.
7. Kosinova M.I. Distributsiya i kinopokaz v Rossii: istoriya i sovremennost'. — Ryazan': Ryazanskaya oblastnaya tipografiya, 2008. 682 c.
8. Prozhiko G.S. Ekrannaya letopis' Vtoroi mirovoi // Vestnik VGIK. – 2010.-№ 3-4. S. 21-36.
9. RGALI. F. 2456, op. 1, d. 1025; op. 4, d. 97.
10. Fomin V.I. Kino na voine. Dokumenty i svidetel'stva.-M.: Materik, 2005. – 944 c.
11. Valiullin I.I. Evolyutsiya ponyatiya «informatsionnaya voina» v politicheskoi nauke // Mezhdunarodnye otnosheniya.-2014.-1.-C. 68-74. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.10064.
12. Dashichev V.I. Nevypolnimaya missiya sovetskoi vneshnei politiki // Mezhdunarodnye otnosheniya.-2013.-4.-C. 539-549. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9749.
13. Borisenkov A.A. O mirovoi politike kak osoboi raznovidnosti politicheskogo vliyaniya // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-2.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.2.61. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_61.html
14. Khrenov N.A.. Predely eskalatsii kommunikativnykh tekhnologii: nostal'giya po ploshchadi. Prodolzhenie. // Kul'tura i iskusstvo.-2014.-№ 2.-C. 123-137. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.11989
15. L.V. Starodubtseva. Kinematograficheskaya «postpamyat'». // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-№ 3.-C. 297-305. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.6
16. M.I. Zhabskii, K.A. Tarasov. Konkurentosposobnost' rossiiskogo kino v sotsiokul'turnoi perspektive. // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-№ 3.-C. 267-279. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.3
17. M. I. Zhabskii, K. A. Tarasov. K istorii sotsial'nogo regulirovaniya v sfere kinokul'tury. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 2.-C. 42-52.
18. L. Kepnik. Fashizm i paradoksy kinematograficheskogo vremeni. // Kul'tura i iskusstvo.-2011.-№ 5.-C. 16-23.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.