|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Социодинамика"
> Рубрика "Свобода мысли, совести, религии и убеждений"
Свобода мысли, совести, религии и убеждений |
Рахинский Д.В., Илларионов Г.А., Городищева А.Н., Князев Н.А. - Инструментальный подход к традиции в концептуальном и общественном контекстах |
|
c. 1-11
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.3.35210
Аннотация: Аннотация. Предметом исследования являются динамика концептуализации феномена культурного воспроизводства, выраженная в концептах традиция и культурная память, а также связанных с ними концептов изобретения традиции, исторической памяти, постправды. Анализируется трансформация во второй половине XX века эпистемологического подхода к воспроизводству культуры, отраженного в смене основополагающей концептуальной метафоры – от «передачи» (traditio) к «памяти», что означает изменение доминирующего подхода к структуре культурного континуума, который оказывается отнесен не к объективному воспроизводимому содержанию, а к ее конструированию субъектом. Предлагается к рассмотрению вопросы современной взаимосвязи постправды и общественного сознания. Формируется инструментальный подход к традиции, характеризующийся прагматизмом, выраженным в интенции к управлению социальными отношениями, где традиция – инструмент управления настоящим через формирование представлений о прошлом, и конструктивизмом, подразумевающим что традиция есть формируемый в настоящем конструкт восприятия, не отражающий собственно прошлое. Будучи интернализован в широком социальном контексте инструментальный подход реализован в рамках состояния постправды, при которой прошлое не будет считаться важным для формирования общественного мнения по сравнению с индивидуальными убеждениями, а также методами управления последними. Проблематизация темы постправды демонстрирует интернализацию инструментального подхода в широкий общественный контекст, показывая взаимное влияние эпистемологического и общекультурного социального контекста в отношении проблемы отношения социального прошлого и настоящего.
Ивлева В.И. - Религиозное возрождение в России: воспитание нравственности или игра без правил? |
|
c. 34-38
|
DOI: 10.7256/2409-7144.2017.1.19803
Аннотация: В данной статье автор указывает, что атеизм перестает восприниматься как обязательная черта социального развития и рассматривает процесс возрождения интереса к религии в постатеистическом российском обществе. По мнению автора, причиной данного явления является поиск ценностных ориентиров, самоидентичности, ответов на смысложизненные вопросы, но в большей степени - необходимость возрождения нравственности, утерянной после распада СССР и не восполненной при попытке модернизации и европеизации России. Особое внимание уделяется игре в религиозность как форме адаптации к изменяющимся социальным условиям. В исследовании автором использовались общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и системного подхода, а также метод историзма. В статье выделены негативные тренды, превращающие традиционную религиозность в «псевдорелигиозность», в своеобразную игру в религиозность, главные из которых: поиск «подходящей» религии, ставший возможным благодаря плюрализму религиозных верований; интерес к новым религиозным и квазирелигиозным движениям, которые соединяют несоединимые каноны разных религий; конструирование нового пространства для религиозной веры; переход религии в интернет пространство. Автор приходит к выводу, что опасность данного явления заключается в том, что игра в религию обесценивает веру, ритуалы и традиции видоизменяются, исходя из интересов «человека играющего».
Бесков А.А. - От богоискательства к многобожию? Концепт «боги» в творчестве современных русскоязычных музыкантов |
|
c. 44-65
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2020.8.32005
Аннотация: Предметом исследования является смысловое наполнение и особенности функционирования концепта «боги» в текстах песен русскоязычных музыкальных групп и авторов-исполнителей за последние полвека. Частое упоминание о богах в современных песнях идёт вразрез с догмами считающихся в нашей стране «традиционными» монотеистических религий, пользующихся поддержкой государства. Это противоречие между нормативными, одобряемыми государством и авраамическими религиями религиозными представлениями и привносимыми массовой культурой в жизнь современных россиян новациями заслуживает, по мнению автора, пристального интереса. В рамках исследования в ноябре 2019 г. автором был произведён поиск песенных текстов, содержащих упоминание о богах, для чего использовался сайт www.gl5.ru – популярный интернет-ресурс, размещающий тексты русскоязычных песен. В результате сплошного просмотра всех релевантных запросу результатов был сформирован массив текстов, анализ содержания которых позволил выделить ряд схем, описывающих использование концепта «боги». На примере проанализированного материала видно, что в песнях советской эстрады боги упоминались лишь в фигуральном смысле. Сегодня же боги могут изображаться как элемент реальности, а Господь монотеистических религий может оказываться лишь одним из существующих богов. Также заслуживает внимания превращение слова «боги» в распространённое междометие, что отражается в творчестве многих популярных в молодёжной среде музыкантов. Эти, ранее не привлекавшие внимание исследователей процессы, дают очередной повод задуматься, велико ли влияние богословских доктрин авраамических религий на массовое сознание россиян или же их жизнеспособность в современной России поддерживается в основном за счёт массированной поддержки со стороны государства.
Соколовский К.Г. - Религиозные организации в структуре гражданского общества |
|
c. 71-78
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2017.10.24330
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы становления и формирования гражданского общества на современном этапе. Даны определения религиозным организациям и гражданскому обществу, обозначена роль и место конфессий в его структуре, показаны проблемы построения эффективной системы государственно-конфессиональных отношений. Автор исходит из посыла о необходимости развития и усиления диалога между государством и религиозными организациями, являющимися неотъемлемой частью гражданского общества. Затрагивается вопрос правовой базы государственно-конфессиональных отношений, обосновывается необходимость вывода на юридическое поле различных конфессий, религиозных союзов и образований. Анализируются место и роль религиозных организаций как социальных институтов в процессе становления гражданского общества. В этой связи автором рассмотрены его сущность/ Также - особенности взаимодействия религиозных организаций институтов социума в современных условиях.Актуальность выбранной темы обусловлена текущими изменениями, происходящими в общественной и социальной жизни на постсоветском пространстве, развитием и становлением гражданского общества, а также необходимостью определения места религиозных организаций в его структуре.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Вероисповедная политика в отношении ислама СССР. 1940-1960-е гг.: закрытие мечетей (по материалам Среднего Поволжья) |
|
c. 76-88
|
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.1.10885
Аннотация: В статье анализируется реализация одного из ключевых направлений советской вероисповедной политики в отношении ислама - сокращения количества мечетей, культовых зданий мусульман в 1940-1960 гг. на примере одного из регионов традиционного распространения ислама в СССР - Среднего Поволжья. На местах государственно-конфессиональная политика проводилась, в первую очередь, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), деятельность которого была направлена, с одной стороны, на закрытие мечетей, с другой стороны, недопущение нарушения советского законодательства. Верующие активно сопротивлялись закрытию культовых зданий. Даже после прекращения деятельности мечети сохраняли свой прежний вид. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов и событий, поскольку спецификой исламской практики была довольно сильная нравственно-этическая составляющая его участников. Кроме методологических принципов в работе применяются специально-исторические принципы - актуализации, сравнительно-исторический, диахронный, проблемно-хронологический; общенаучные - статистический, классификации, структурно-системный. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучена деятельность советских властей, главным образом, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), по закрытию мечетей на реогиональном уровне - в Среднем Поволжье в обозначенных хронологических рамках; в научный оборот впервые введен серьезный массив специфичных архивных материалов, не использованный раньше в силу разнообразных причин.
Вязинкин А.Ю. - Проблема нравственного освобождения личности в философии русского народничества |
|
c. 104-111
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2020.7.33461
Аннотация: Предметом исследования является проблема нравственного освобождения личности в идейном наследии русского народничества. В социальной философии русского народничества эта проблема является составной частью теории комплексного освобождения личности (нравственного, социально-экономического, политического). В статье акцентируется внимание на концепции "разумного эгоизма" и принципе целостности человеческой натуры (единство материального и нравственного) Н. Г. Чернышевского, на значении субъективного метода в социальных науках в формировании антропологического ("нравственного") идеала П. Л. Лаврова, а также на теории солидарных отношений, как на ключевых концептах этицизма социальной философии русского народничества. Научная новизна состоит в рассмотрении проблемы нравственного освобождения в контексте теории комплексного освобождения личности, разработанной русскими народниками на основе социально-философских идей Просвещения. Проблема автономной (суверенной) личности в социальной философии русского народничества рассматривается в контексте «освобождения личности», среди которых акцент делается на антропологическом идеале «нравственной личности». Н. Г. Чернышевский, развивая теорию «разумного эгоизма» пришел к выводу о том, что автономия личности достигается благодаря социальной солидарности. П. Л. Лавров, продолжив внутреннюю логику народнической мысли о развитии солидарных отношений в обществе, по существу, пренебрег автономией личности. Попытка решения проблемы соотношения нравственной свободы и нравственного требования, предъявляемого к идеальной личности, в философии русского народничества привела к формированию основ солидаризма.
|
|