Педагогика и просвещение - рубрика Актуальный вопрос
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Алехина С.В. - Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.24965

Аннотация: В статье понимается проблема участия и вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в развитии инклюзивного процесса в образовании. Автор рассматривает противоречия между правами, которые закреплены за родителями и мерой их участия в изменении образовательной практики и условий образования детей с особыми потребностями. Обозначается необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в ситуации выбора образовательного маршрута для ребенка с нарушениями развития, значение информационной готовности родителей к такому выбору. Публикуются результаты эмпирического исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор образовательного маршрута в условиях вариативности программ и многообразия форм образования для детей с ОВЗ. В качестве психодиагностических методик применялись мало формализованные методики – наблюдение, анкетирование, опрос. В качестве формализованных методик использовались: анкета «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика изучения родительских установок PARI (Е.С. Шефер и З.К. Белл), адаптированная Т.В. Нещерет. Обозначается необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в ситуации выбора образовательного маршрута для ребенка с нарушениями развития, значение информационной готовности родителей к такому выбору. Обосновывается необходимость как психолого-педагогической помощи, так и организационных технологий в работе по вовлечению родителей в образовательный процесс.
Авакова О.В. - Методика обучения студентов неязыкового вуза профессиональной терминологии c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.26222

Аннотация: Автором поднимается проблема обучения профессиональной терминологии студентов неязыкового вуза экономической направленности. В статье определена роль профессиональной терминологии в процессе обучения языку для специальных целей и подтверждается мысль о том, что правильная организация методического обеспечения способствует повышению уровня общеучебных и профессиональных компетенций студентов-экономистов на практических занятиях, а также поможет студентам приобрести навыки корректного восприятия и использования терминологического массива своей профессиональной отрасли. Автор подчеркивает, что профессиональная сторона языковой подготовки студентов-экономистов проявляется во владении специальным понятийным аппаратом. Для решения поставленных в ходе исследования задач были использованы следующие методы научного познания: метод теоретического анализа литературы по теме исследования; эмпирические – анкетирование студентов, обобщение педагогического опыта, беседы с преподавателями и студентами; наблюдение за процессом обучения студентов неязыкового вуза профессиональной терминологии, тестирование. Новизна исследования определяется выбором поставленных задач и самого объекта исследования. Автором определена и обоснована компенсаторная компетенция как эффективное средство усвоения, пополнения и хранения профессиональной терминологии в процессе чтения литературы по специальности в условиях неязыкового вуза. Автором сделан вывод, что усвоение профессиональной терминологии может быть эффективным, если разработана структура методической работы, обеспечивающей последовательность усложнения заданий по овладению и закреплению профессиональной терминологии.
Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. - Типы ценностно-смыслового отношения к взяточничеству у учащихся ВУЗов и работающих молодых людей c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.27223

Аннотация: В данной статье излагаются результаты эмпирического исследования, предметом которого выступило психологическое отношение к взяточничеству у 120 студентов вузов (19-22 года) и 102 работающих молодых людей (22-34 лет), а целью - изучение содержания типов ценностно-смыслового отношения к взяточничеству у студентов ВУЗа и работающих молодых людей. Отношение к взяточничеству мы рассматриваем как разновидность ценностно-смыслового или целесредственного психологического отношения, в котором взяточничество (взятка) презентируется в сознании субъекта как занимающее место цели или средства в реализации им тех или иных потребностей и ценностей. Исследование проводилось с помощью следующих методов: опрос (анкетирование), контент-анализ, тестирование; статистические методы обработки данных. По ведущему содержанию трактовок взяточничества установлены типы отношения: Инструментальная ценность, Деловая экономическая сделка. Рассмотрено содержание компонентов каждого из типов отношения; предложены эмпирические критерии полноты осознания, структурированности и сформированности отношения к взяточничеству. Показаны различия в структурированности и сформированности каждого из типов отношений у студентов и работающих молодых людей. Новизна результатов исследования усматривается в изучении и установлении типов отношения к взяточничеству у студентов и работающей молодежи, в рассмотрении на базе концепции отношений В. Мясищева вопроса о сформированности отношения к взяточничеству у молодых людей, в предложении эмпирических критериев сформированности изучаемого отношения; в установлении для каждого из типов отношения содержания того или иного компонента, ослабляющего само отношение. Полученные результаты могут найти применение в практике антикоррупционного воспитания молодежи.
Губанова М.И., Давыденко А.А. - Веб-семинар как инструмент организации профессионального взаимодействия педагогов c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27442

Аннотация: Объектом статьи является деятельность педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Предмет исследования – взаимодействие педагогических коллективов такого типа школ с профессиональным сообществом. В статье актуализирован перечень нормативных правовых федеральных и региональных документов стратегического характера, определяющих необходимость методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ исследуемой группы. Авторы характеризуют возможности и ограничения применения веб-семинаров в системе методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Исследование проводится на основе теоретических методов: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение и анализ документов, нормативных и законодательных актов в системе образования; систематизация; анализ; эмпирических методов: опросные методы (беседа, интервьюирование, анкетирование), наблюдение. Вклад авторов в проведенное исследование определяется его научной новизной, заключающейся в выявлении методических аспектов организации веб-семинаров для расширения пространства взаимодействия по устранению схожих профессиональных затруднений педагогических коллективов школ исследуемой группы. Авторы приводят примеры веб-семинаров и приходят к заключению, что веб-семинар можно рассматривать в дистанционном режиме как экономичный и удобный инструмент для разрешения профессиональных затруднений и обмена опытом в процессе взаимодействия при условии проявления участниками активности и самостоятельности в определении общих целей, необходимого содержания и эффективных методов.
Киржаева В.П., Осовский О.Е., Мариниченко А.И. - Педагогическая псевдономастика российского зарубежья в исследовательском поле современной истории образования: к постановке проблемы c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31292

Аннотация: Предметом исследования в статье является потенциал педагогической псевдономастики (науки о псевдонимах участников педагогического процесса) как инструмента междисциплинарного изучения педагогической истории русской эмиграции 1920-х - начала 1930-х гг. Объектом является система псевдонимов, представленных в эмигрантских изданиях педагогической направленности и смежной тематики. Опираясь на современные исследования псевдонимов русского зарубежья, авторы предлагают своего рода "педагогический фильтр", дающий возможность выделить среди вымышленных имен те, которые принадлежат известным педагогогам эмиграции и уточнить тем самым реальный объем опубликованного ими. Опираясь на принципы междисциплинарного подхода и требования комплексного исследования, авторы используют традиционные и новые методы, в частности, сравнительно-исторический, биографический, приемы контент-анализа и сплошной выборки, элементы психологического метода и метода "микроистории"(К. Гинзбург). Новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы предмет и задачи педагогической псевдономастики как возможного инструмента изучения педагогической истории российского зарубежья и выявления новых данных, дополняющих биографию и библиографию педагогов-эмигрантов. В ходе анализа публикаций в эмигрантских изданиях, архивных материалов сделан вывод о важности фактора вымышленного имени для уточнения места автора в педагогическом пространстве эмиграции, для понимания редакционной политики освещавших педагогическую тематику изданий, иерархии представленных в них жанров. В научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные документы, псевдонимы и их атрибуции.
Minasyan E.T., Midova V.O., Danko O.A., Enygin D.V. - Opportunities and Сhallenges for Professional Lifetime Development of the Foreign Language Teaching Personnel in the Case of Plekhanov Russian University of Economics c. 8-15

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30210

Abstract: The subject of this article is the ever-rising demand for professional development for tertiary teaching faculty dictated by educational evolution and innovative pedagogy in Russia. In their article, the authors substantiated the idea that teacher development is a lifetime process starting from the initial pursuit of this career to retirement. Therefore, this study makes an attempt to review all available internal and external models of further learning, in-service and outside pieces of trainings that possibly will enhance teachers’ productivity and professionalism throughout their vocations. Driven by the consciousness that even the most recent approaches today seem outmoded, the paper aims at illustrating what options are available now in a particular country at a specific time-scale. The research methods used by the authors are the quantitative and qualitative analyses of data collected, which demonstrate a paradigm shift in the urgency of continuous evolvement not only of professional, but also personal competencies mediated either by the administration or individual initiative.
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Машанов А.А. - Комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31352

Аннотация: Статья посвящена вопросам комплексного сопровождения спортивно-одаренных детей, поднимаются вопросы, связанные с проблемой определения одаренности и неоднозначностью трактовки этого феномена в научной литературе. Рассматриваются основные направления в изучении одаренности: факторы развития одаренности, структурно-функциональное направление, процессуально-генетическое моделирование. Предлагается комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, предполагающий симбиоз трех основных направлений: диагностическое, направленное на выявление и фиксацию основных показателей физических, психофизиологических, психологических, социальных и иных значимых характеристик ребенка. Формирующе – коррекционное направление предполагает комплекс мероприятий с целью формирования необходимых личностных характеристик и параметров и их развития и коррекции в соответствии с условиями и требованиями конкретного вида спортивной деятельности. Профилактическое направление, которое включает не только своевременное предупреждение и выявление возможных трудностей в подготовке спортсменов, но и учет возможных факторов влияния, зон риска, наступления «критических» моментов. В работе использованы методы исторического анализа литературы, обобщения, классификации, сравнения, а также системный и структурный подходы Проведен анализ и классификация существующих научных направлений по исследованию одаренности. Предложен авторский комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, включающий три основных направления работы: диагностическое, формирующе-коррекционное и профилактическое, что позволит осуществлять системную деятельность по отбору, психолого-педагогическому сопровождению детей на всех этапах их спортивной подготовки.
Потенко Т.А., Мухина Д.В., Асатрян Г.Р. - Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30376

Аннотация: В основе современной тенденции социально-экономического развития России лежит активизация предпринимательства. Формирование и развитие предпринимательской культуры общества на всех уровнях образования становится одной из главных задач государства. Её решение возможно только при создании необходимых условий формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, как центрального звена системы образования. Цель исследования заключается в выявлении комплекса наиболее значимых организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки. Авторами в контексте темы исследования подробно рассмотрены такие аспекты, как сущность и содержание предпринимательской компетентности и педагогического процесса формирования предпринимательских компетенций будущего педагога. Методология исследования основана на системном и компетентностном подходах и включает методы теоретического анализа и обобщения результатов научных исследований по изучаемой проблеме, анализ документов. В статье на основе обобщения и уточнения позиций различных учёных к определению организационно-педагогических условий выделены их ключевые признаки. Особым вкладом авторов в исследование является выделение комплекса организационно-педагогических условий необходимых для эффективного формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки.
Рязанов С.С. - Педагогическое сопровождение развития гражданской зрелости студенческой молодежи c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38061

Аннотация: Статья направлена на разрешение противоречия между обозначенными в программных документах требованиями к выпускникам вуза, характеризующими их готовностью к активному проявлению гражданской позиции и качеств граждански-зрелой личности, и недостаточной разработанностью проблем педагогического сопровождения формирования гражданской зрелости студенческой молодежи. Целью исследования является выявление эффективных средств педагогического сопровождения развития гражданской зрелости студенческой молодежи. Теоретический анализ проведен на основе интеграции положений двух методологических подходов: личностно-ориентированного и деятельностного. В результате теоретического анализа сделан вывод о том, что гражданская зрелость основана на научном мировоззрении, идейной убежденности в важности реализации своих гражданских прав и обязанностей, их воплощения в конкретных делах и поступках. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении компонентов гражданской зрелости: гражданского сознания, гражданских чувств, гражданской активности и гражданского поведения. В ходе проведенного исследования констатированы значимые положительные корреляции всех компонентов гражданской зрелости между собой и значимые отрицательные корреляции данных компонентов с уровнем дисфункциональных установок личности. Констатирована роль субъектности обучающихся как ключевого атрибута гражданской зрелости. В качестве методического результата в статье обоснованы уровни и направления педагогического сопровождения развития гражданской зрелости студенческой молодежи в условиях вуза, выделены его направления и целевые ориентиры.
Дьяков И.И., Асатрян Г.Р., Косиенко Р.С. - Реализация модели формирования предпринимательских компетенций в современном педагогическом образовании: теоретические и практические аспекты c. 27-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.32268

Аннотация: Предметом настоящего исследования является формирование предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки. Цель работы заключается в развитии теоретических положений и анализе организационно-педагогических условий реализации модели формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе филиала Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в г. Уссурийске (Школы педагогики). В настоящее время развитие предпринимательской культуры общества становится одной из главных задач образования как социального института. Её решение, по мнению авторов, заключается, в первую очередь, в формировании предпринимательских компетенций будущих педагогов, как центрального звена системы образования. Методология исследования основана на системном подходе и включает методы теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе, изучение и обобщение подходов к построению модели формирования предпринимательских компетенций, анализ документации образовательных организаций. Новизна заключается в том, что в статье авторами актуализирована необходимость формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки, предложена структурно-содержательная модель данного образовательного процесса и выделены её ключевые организационно-педагогические условия, а также проведена оценка реализации предлагаемой модели на практике.
Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. - Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли c. 31-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.22076

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения студентов в процессе подготовки специалистов для атомной отрасли в образовательных организациях высшего образования на основе ценностей ГК «Росатом». Таким образом, объектом исследования является профессиональное самоопределения студентов, предметом исследования – роль корпоративных ценностей в его формировании при подготовке специалистов для атомной отрасли. Особое внимание авторы уделяют основным подходам в формировании профессионального самоопределения студентов в вузе, выделяя аксиологический подход, предоставляющий инструментарий для осуществления отбора необходимых ценностей, составляющих аксиологическое ядро профессионального самоопределения. На основе анализа накопленного в Волгодонском инженерно-техническом институте – филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» опыта формирования профессионального самоопределения студентов определяется состав опорных компонентов, составляющих модель процесса профессионального самоопределения. Основным выводом авторов является обоснование приоритета аксиологического компонента в реализации программы содействия формированию профессионального самоопределения будущих специалистов атомной отрасли через развитие высокого уровня понимания и приобщения студентов к корпоративным ценностям в процессе обучения в вузе. В работе предложена структура модели оптимизации процесса профессионального самоопределения с учетом аксиологического компонента.
Ростовцева М.В., Ковалев В.Н., Машанов А.А., Лутошкина В.Н. - Психолого – педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30626

Аннотация: Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения детей в спорте. Выделяются этапы психолого-педагогического сопровождения: 1. спортивный отбор с использованием психолого-педагогических механизмов и средств.2. Непрерывное сопровождение в процессе спортивной подготовки. 3. Мониторинг изменений психолого-педагогических характеристик. Подробно рассматриваются особенности первого этапа - спортивного отбора, выделяются основные психолого-педагогические характеристики спортсмена, которые следует учитывать на данном этапе: нейродинамические, эмоциональные, познавательные, личностную направленность и особенности межличностного взаимодействия ребенка В качестве основных методологических инструментов исследования выступили: анализ и контент-анализ научной литературы, обобщение. классификация. Выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения спортивно-одаренных детей: диагностическое, консультационное, мониторинговое. Делается вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка – сложный, комплексный многоаспектный процесс, подразумевающий непрерывный совместный путь педагога-психолога и спортсмена в течение всей жизни. Основная задача современной российской высшей школы заключается в подготовке спортивных психологов-тьютеров, обладающих всеми необходимыми компетенциями для сопровождения таких детей.
Иванова Н.В., Воробьева Н.А. - Взаимосвязь родительского участия в образовании детей и успеваемости младших школьников: анализ зарубежных психолого-педагогических исследований c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29937

Аннотация: Участие родителей в образовании положительно связано с успешностью младших школьников. В данной статье рассматривается зарубежная научно-исследовательская литература о взаимосвязи между вовлеченностью родителей и школьной успешностью по педагогической психологии, опубликованная в период 2009-2019 гг. в рецензируемых научных журналах. Авторами рассмотрены концептуальные подходы к определению родительского участия в образовательном процессе и его основные формы – участие в школьной жизни и в домашнем обучении в их взаимосвязи со школьной успеваемостью младших школьников. В качестве основного метода исследования основных подходов к решению исследуемой научной проблемы применялся теоретический анализ литературы. По разрабатываемой теме изучались исследования, которые были выявлены путем поиска в базах данных Web of Science и PsychINFO. По итогам исследования установлены индивидуальные переменные родительского участия, которые непосредственно связаны с успешностью в начальной школе: 1) чтение дома, 2) родительские ожидания и устремления, 3) общение между родителями и детьми по вопросам обучения в школе и 4) родительское поощрение и поддержка обучения. Определены переменные, которые опосредуют связь между родительским участием и школьной успешностью по отдельным видам родительского участия (в школе и дома). Результаты исследования углубляют и расширяют знания о взаимосвязи между различными формами участия родителей в образовании и школьной успеваемостью младших школьников. Рекомендации авторов могут быть использованы для совершенствования стратегий образовательного взаимодействия школы и семей учащихся, направленных на разработку мероприятий по профилактике школьной неуспешности.
Аринушкина А.А., Бахтин М.Б., Довбыш С.Е., Тормосова А.К. - Консалтинговая служба в системе общего образования c. 43-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.28064

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обоснования организации консалтинговых служб на федеральном, региональном, муниципальном уровнях системы общего образования как органов исполнительной власти. В рамках педагогической компаративистики, на основании результатов мониторинга развития образовательных систем по 28 странам ЕС, выделены 8 эталонных практик развития консалтинговой деятельности на национальном, региональном и локальном уровнях по странам: Люксембург Португалия, Италия, Чехия, Нидерланды, Испания, Франция, Финляндия. Обоснована применимость консалтинговых технологий поддержки развития системы общего образования в РФ бенчмаркинг и анализ лучшей практики модификации и реформирования системы общего образования в странах ЕС, выделение моделей консалтингового сопровождения развития систем общего образования на национальном, региональном и локальном уровнях, применительно к РФ Научная новизна заключается в обосновании алгоритма консалтингового сопровождения развития школ на национальном (федеральном) уровне Впервые сделан вывод о необходимости разработки структуры портфолио локальной практики консалтингового сопровождения развития школ и подходов к его формированию, о необходимости разработки регламента консалтингового сопровождения по результатам мониторинга обращения граждан
Розин В.М., Пурыничева Г.М., Овсяницкая Е.А. - Преподавание философии в педагогических и технических университетах (проблемы и направления решений) c. 43-58

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31850

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания философии в педагогических и технических вузах. Анализируются изменения, происходящие в педагогике и образовании: потеря смысла образования, неэффективность педагогики знаний, окукливание преподавания предметов и воспитания, изменение институциональной ситуации (школа уже не является единственным образовательным институтом), новое понимание человека и мышления. Рассматриваются и трансформации, происходящие в инженерии: выдвижение на первый план разных видов технологии, новые способы реализации и внедрения в промышленность технических проектов, переход к междисциплинарным и трансдисциплинарным исследованиям и разработкам. В связи с этими трансформациями предлагаются и возможные нововведения в техническое образование. К ним, например, относятся преподавание философии техники, основы технологии и проектирования, курса продвижения в промышленность технических изобретений и проектов, логики минимизации негативных последствий научно-технического развития, основ междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований и разработок. В исследовании реализована следующая методология: ситуационный и сравнительный анализ, постановка проблем, критика сложившейся практики, формулирование предложений, направленных на изменение ситуации и развитие педагогического дела в рассматриваемых двух областях образования. В результате исследования показано, что стандартные рекомендованные программы преподавания фактически не содержат философской специфики. Кроме того, они построены исходя из формальных критериев. Как следствие, преподаватели философии, с одной стороны, формально составляют и свои программы, а с другой ‒ практически их не придерживаются. И все это фоне существенного сокращения часов и практических занятий, отводимых на философию.
Терницкая С.В. - Взаимодействие государственных и социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции как социально-педагогическая проблема c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23215

Аннотация: В статье автор исследует социально-педагогические условия межсекторного взаимодействия, анализирует методологические основы этого процесса; изучает взаимодействие всех ветвей власти, социальных институтов, общественного сектора как процесса обеспечения результативности работы в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Особое внимание уделяется исследованию факторов, способствующих процессу построения взаимодействия государственных и некоммерческих организаций через интеграцию человеческих и иных ресурсов с вовлечением в этот процесс заинтересованных некоммерческих социально-ориентированных структур. В статье выделяется и анализируется субъект и объект взаимодействия, а также изучается источник активности субъектов, рассмотрен механизм социального взаимодействия. Для решения задач исследования автор использует метод классификации и систематизации научно-теоретического материала, уточнение базовых понятий. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация проблем межсекторного взаимодействия в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции, а также выделяются социально-педагогические условия их взаимодействия. Новизна исследования заключается в раскрытии теоретических подходов к повышению уровня взаимодействия государственных и некоммерческих социально-ориентированных структур. Сформулирован вывод о продуктивности межсекторного взаимодействия.
Райхельгауз Л.Б. - Применение гуманитарных стратегий позитивной педагогики в современном математическом образовании c. 92-102

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.37917

EDN: MQHQHJ

Аннотация: Предметом исследования являются возможности применения идей позитивной педагогики для развития математического образования. Актуальность исследования определяется ростом значимости гуманитарных тенденций в среднем и высшем образовании. Применение методов теоретического анализа и эмпирического исследования факторов академической успешности в освоении математического содержания позволили автору выявить новый научный результат: связь применения гуманистических конструктов позитивной педагогики в математическом образовании с развитием ценностных и личностно-адаптационных характеристик познавательной деятельности обучающихся по освоению эталонов и образцов математического мышления и выбору способов применения математического знания для решения жизненно чрезвычайно важных задач. Основной результат: достижение устойчивого и, главное, стабильного образовательного результата в математике зависит от развития мотивационной сферы самой личности, формирования навыков самоорганизации, нивелирования проявлений математической тревожности. На наш взгляд, главная роль в преодолении математической тревожности принадлежит учителю. Именно педагоги должны предпринимать более активные действия в поощрении тревожных учеников, прививая им уверенность в своих силах. Эффективность любой педагогической деятельности, как в рамках формального образования, так и в частных репетиторских практиках, во многом зависит от умения учителя создавать атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопонимания, бережно относиться к личности ребенка, обеспечивать ему условия для раскрытия способностей и развития возможностей самореализации в учебной деятельности, в том числе и при решении математических задач.
Сагитов С.Т., Дорофеев А.В., Мустаев А.Ф., Калимуллина Г.И. - Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога c. 103-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37638

Аннотация: Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка модели единого образовательного пространства организаций дошкольного и общего образования г. Уфы с углубленным изучением башкирского языка», реализуемого в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Предмет исследования – моделирование образовательного пространства организаций дошкольного и общего образования для развития профессиональных компетенций педагога. Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства разработана на основе принципов многомерности, горизонтального обучения, персонификации, событийности, субъектности, непрерывного повышения профессионального мастерства, преемственности, управляемого развития и постобучаемого сопровождения. В модели представлены и описаны: компоненты образовательного пространства (субъекты, технологии, события и явления, организации-партнеры, ресурсное обеспечение); функции (диагностика профессиональных дефицитов педагога, формирование карты профессиональных дефицитов, определение точек роста педагога и построение его индивидуального образовательного маршрута); механизм реализации функций (автоматизированная оценка предметных и методических компетенций, определение уровня профессиональных компетенций, построение индивидуального образовательного маршрута). В статье раскрываются особенности функционирования Центра научно-методического сопровождения педагогических работников. Представлено описание научно-исследовательского и методического блоков, а также мобильного учебного блока и блока высокотехнологичных средств обучения. Разработаны научно-теоретические основы управления единым образовательным пространством организаций дошкольного и общего образования для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Основной эффект, достигаемый при реализации предложенной модели, – это интеграция и координация педагогов организаций дошкольного и общего образования в рамках единого образовательного пространства. Инновационная образовательная среда непрерывного повышения квалификации педагогических работников способствует их профессиональному становлению и карьерному «лифту»
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. - Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы c. 249-254

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68073

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является медиаторная служба в аспекте развития системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Создание инклюзивной среды способствовало появлению ряда конфликтогенов, которые отражаются на всех участниках образовательного процесса: детях, родителях и педагогах. Педагог-медиатор. как специалист по разрешению конфликтов, может способствовать снятию напряжения как в детском коллективе, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ОВЗ, так и среди педагогического коллектива. В статьи рассмотрена методология работы педагога-медиатора с основными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется принципам работы с детьми с ОВЗ Основным выводом проведенного анализа является сформированная базовая методологическая основа для работы педагога-медиатора в инклюзивной среде. Авторами отмечено, что развитие инклюзивной системы ведет к возникновению ряд конфликтов, полноценное разрешение которых возможно только профессиональными педагогами-медиаторами. при этом в статье подчеркнута специфика работы медиаторной службы в аспекте взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Розин В.М. - Приоритеты инженерного образования, ориентированного на инновационную экономику России c. 59-64

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31211

Аннотация: В статье намечаются приоритеты, позволяющие сделать следующий шаг в развитии инженерного образования, ориентированного на инновационную экономику. Критически оценивается состояние инновационной экономики России. Анализируется предложение Л.Г.Голубковой по созданию малых конструктивных бюро и их ассоциации как одно из направлений преодоления проблем инновационной экономики. Рассматриваются, с одной стороны, недостатки отечественного инженерного образования, с другой ‒ требования, предъявляемые к нему трендами мировой экономики. Автор предлагает меры в инженерном образовании, которые бы могли способствовать развитию инновационной экономики России (два уровня приоритетов, новый тип содержаний обучения, методологическое и игровое сопровождение). В работе была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный и компаративный анализ, сценарный подход, исследование состояния в инновационной, мировой и отечественной экономике, анализ альтернативных решений. В результате проведенного исследования удалось диагнозировать неудовлетворительное состояние инновационной экономики России, указать два основных недостатка инженерного отечественного образования (несовременное понимание техники и сокращение социальных дисциплин), охарактеризовать вызовы и тренды мировой экономики, обсудить предложения, направленные развитие инженерного образования, ориентированного на инновационное развитие Росиии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.