по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2024
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
Содержание № 02, 2024
Образование
Калинина Ю.В. - Непрерывное профессиональное развитие и саморазвитие личности специалистов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов. c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70199

EDN: MDMSZN

Аннотация: Характеризуется взаимная дополнительность непрерывного профессионального развития (НПР) и саморазвития специалиста-медика. Описаны контуры НПР в ЦНИИСиЧЛХ, обучающие структуры системно организованной подготовки ординаторов и аспирантов, а также в ДПО. Приемы НПР адаптируются с учетом профессионального профиля специалистов, стажа их работы, образовательного статуса, компетенций врачей-педагогов. Внесение совместных параметров НПР и саморазвития в образовательную практику стоматологов и челюстно-лицевых хирургов способствует повышению эффективности их профессиональной подготовки, поскольку саморазвитие активизирует все стороны профессиональной деятельности и научной активности врачей данного профиля. Формирующаяся в глобальном масштабе система НПР создает ту саморазвивающуюся информационно-образовательную среду, которая как раз и обеспечивает саморазвитие специалиста высокой квалификации, выстраивая его индивидуализированные образовательные траектории и поддерживая карьерный рост. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий НПР и саморазвития. С опорой на методы исторического анализа выявляются точки роста НПР в образовательной деятельности. Обоснована и реализована программа исследования особенностей восприятия и оценивания НПР ординаторами, аспирантами и слушателями циклов ДПО в ЦНИИСиЧЛХ с опорой на методы анкетирования и интервьюирования. Статья содержит результаты впервые проведенных эмпирических исследований в декабре 2023 г. среди ординаторов, аспирантов и слушателей ДПО ЦНИИСиЧЛХ. Научно обоснованные выводы выступают основой для рекомендаций по внедрению инновационных приемов НПР в образовательную практику как данного национального медицинского исследовательского центра, так и подобных исследовательских центров по другим медицинским профилям. Показано, что личностный и профессиональный рост специалистов – главная цель НПР, а его внедрение в России должно опираться на местные традиции формирования ее кадрового потенциала и стать составной частью государственной социальной политики. Практика внедрения структурных элементов НПР для обучения стоматологов и челюстно-лицевых хирургов свидетельствует: указанная генерация обучается с повышенной долей эффективности.
Духовно-нравственные искания
Глебова Л.Н. - Педагогическое обеспечение просветительско-воспитательной работы с современной семьей как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей. c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70286

EDN: TWWLBY

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов просветительско-воспитательной работы с родителями и ее значимости в формировании ценностных ориентиров и нравственности у современных детей. В контексте изучения научной литературы отечественных ученых, автор приходит к выводу, что данная проблема актуальна и требует дальнейших исследований. Выделенные методологические подходы – системный, аксиологический, фамилистический способствуют раскрытию научности исследования. Целью исследования явилось выявление значимости педагогического обеспечения просветительско-воспитательной работы с семьей в контексте формирования нравственных ценностей детей на современном этапе развития Российского общества и государства. Раскрыто авторское понимание сущности дефиниции «педагогическое просвещение», определена его сущность и значимость в воспитании духовно-нравственных ценностей у современных детей. В статье выделены педагогические особенности педагогического просвещения, проявляющиеся на разных   этапах развития семьи в вопросах воспитания: просветительская (пропедевтическая) работа с будущими родителями по воспитанию у детей нравственных ценностей, просветительская педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предложены традиционные и инновационные формы работы в просветительской работе в разные периоды развития ребенка в семье. Выделены трудности просветительско-воспитательной работы с семьей, заключающиеся в медленном процессе развития родительской грамотности и компетентности, в отсутствии единых правил воспитания детей в семье, отсутствии четких механизмов взаимодействия родителей и социальных институтов, в поиске эффективных форм сотрудничества, в отсутствии единой модели просветительско-воспитательной работы с семьей, в недостаточном педагогическом просвещении родителей в средствах массовой информации. Исследуемый материал позволяет сделать вывод о том, что просветительско-воспитательная работа будет успешной, если все социальные институты будут заниматься данной деятельностью, которая повысит педагогическую активность родителей, поднимут статус семьи и родительства, а также компетентность педагогов в организации просветительско-воспитательной деятельности с семьей и развитии у детей духовно-нравственных ценностей.
Просвещение
Шик С.В. - Идеологизация педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.): историко-педагогический анализ c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70233

EDN: CQWLEI

Аннотация: Предметом исследования является изучение идеологизации педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.). Утверждается, что жизнь семьи подчинялась установкам власти: воспитание у детей в духе коммунизма. Идеологизация вела к насыщению передаваемой информации определённым материалом, показывающий преимущество Советской власти: новый счастливый мир, советская семья, воспитание нового человека, советская педагогика. Историко-педагогический анализ позволяет выявить особенности просвещения родителей в условиях тоталитаризма, выделить опасности идеологизации просвещения. Автор подробно анализирует книги для родителей А.С. Макаренко, М.В. Сарычевой, К.А. Аркина и другие. Особое внимание уделяется анализу характера работы с семьей. Выделены следующие формы педагогического просвещения родителей: работа в школе, по месту жительства, родительские университеты.  Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, воспитания, развития семейных отношений, труды педагогов, психологов, журнал «Семья и школа», книги для родителей. Новизна исследования заключается в том, что просвещение родителей рассмотрено в контексте идеологического влияния. Показано, что в условиях тоталитарного режима, при отсутствии эмпирических исследований родительства, изоляции страны просвещение родителей идеологизировалось. Идеальная семья представлялась хозяйственным коллективом с режимом, порядком, беспрекословной дисциплиной. Формы работы с семьей являлись одновременно контролем за поведением семьи. Идеологизация предполагала воспитание сознательной дисциплины у детей и должна была вырабатывать у родителей «правильные» приемы воспитания и стимулировать идейный рост самих родителей, позволяющий противодействовать западным влияниям и воспитывать у детей высшие качества, необходимые в строительстве коммунизма. Результатом идеологизации просвещения родителей явилось распространение неуважения к ребенку, усиление авторитаризма родителей, игнорирование чувств, нарушение коммуникации родителей и детей.
Воспитание и его формы
Туфлейкина Н.А. - Методы индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов в вузах МВД России c. 37-56

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70431

EDN: XOALZH

Аннотация: Предметом исследования являются методы индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов в образовательных организациях МВД России, а целью — их подробное описание и разработка методических рекомендаций по применению педагогами-кураторами методов индивидуальной воспитательной работы с курсантами вузов МВД. Особое внимание уделено анализу педагогических условий эффективности применения основных методов индивидуальной воспитательной работы в системе МВД России: убеждения, примера, соревнования, упражнения, одобрения, критики действий и поступков, индивидуальных заданий и поручений, оказания товарищеской помощи, оказание доверия, принуждения. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью системы методов индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов, методических рекомендации по их применению в образовательных организациях МВД России, а также преимущественной ориентацией многих педагогов-кураторов на применение форм и методов воспитательной работы, проводимой с группами и коллективами. При изучении методов индивидуальной воспитательной работы автор ориентировался на принципы личностно-развивающего, личностно-деятельностного и гуманистического подходов в педагогике. Им применялись методы теоретического анализа источников по проблеме, анализа передового педагогического опыта педагогов, сравнения и сопоставления, методы опроса и анкетирования. Автором перечислены и раскрыты принципы организации и проведения воспитательного воздействия на личность курсантов в системе индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов, требования к применению ими методов индивидуальной воспитательной работы. В статье приводятся подробные методические рекомендации по применению педагогами-кураторами в вузах МВД России таких методов индивидуальной воспитательной работы, как убеждение, пример, соревнование, упражнение, одобрение, критика действий и поступков, индивидуальные задания и поручения, оказания товарищеской помощи, оказание доверия, принуждения. Делается вывод о том, что выбор методов воспитательного воздействия зависит от опыта субъектов воспитания (включая педагог-куратора и курсанта), целей, задач, содержания и условий индивидуальной воспитательной работы, личностных и профессиональных особенностей курсанта. Педагог-куратор должен осуществить оптимальный выбор метода (или методов) воспитательного воздействия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.