по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 07-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Образование
Пашоликов М.С. - Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в дополнительном образовании c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.68685

EDN: EQAFIX

Аннотация: Дополнительное образование давно стало неотъемлемой частью образовательной среды. Живопись, спорт, робототехника и другие направления вносят значительный вклад в развитие личности, при этом ключевая роль в данном процессе отведена педагогам. Обучение и преподавание идут рука об руку, что делает важным инвестиции в подготовку и профессиональное развитие педагогов. Сегодня педагогам требуются различные знания, умения и навыки для создания планов занятий, организации обучения, работы с администрацией и взаимодействия с родителями. На основании анализа современной литературы и практического опыта функционирования учреждений детского дополнительного образования автор определяет совокупность компетенций, которые позволяют педагогам вносить существенный вклад в успех учеников, а значит могут быть учтены при проектировании основных профессиональных образовательных программ высшего образования в качестве результатов их освоения. В статье обоснована актуальность проблемы обновления содержания подготовки педагогов в контексте взаимодействия высшего педагогического и детского дополнительного образования. Проанализированы Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе конкретизации научных представлений о содержании профессиональной подготовки студентов педагогических направлений предложена совокупность требований к ее результатам, уточненным с учетом квалификационных характеристик должностей работников системы дополнительного образования. В статье предложены рекомендации, позволяющие будущим педагогам подготовиться к карьере в дополнительном образовании. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при обновлении содержания подготовки студентов педагогических специальностей, составлении учебников и практикумов по педагогике дополнительного образования.
Габелко О.Л., Александрова О.И. - Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира c. 17-24

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.68990

EDN: UILRZP

Аннотация: Предметом исследования является отражение истории эпохи эллинизма в актуальных школьных учебниках по истории древнего мира (5 класс). История эллинизма – один из интереснейших и сложнейших периодов истории не только Древней Греции, но и восточных цивилизаций, а также всего древнего мира в целом. Это время появления на политической карте новых государств и формирования сложной системы отношений между народами, их населявшими. Закономерно полагать, что столь важный период должен был найти соответствующее отражение в школьном курсе истории древнего мира и учебниках: знакомство с историей эллинизма помогает не только лучше понять исторические процессы, но и глубже изучить историю культуры и науки, достигших расцвета в эту эпоху. Анализ текста учебников, остающихся для школьников главным источником информации, дает, однако, весьма неоднозначную картину. Рассмотрение материала актуальных школьных учебников позволяет сформировать представление об общих тенденциях отображения истории эллинизма в рамках школьного образования. В результате рассмотрения соответсвующих тем учебников была выявлена общая тенденция в освещении истории эпохи эллинизма в школьных учебниках. Авторы пособий обращаются, как правило, к яркому примеру Александрии Египетской, акцентируя внимание на этом городе в гораздо большей степени, нежели на самом факте синтеза греческой и восточной культур. Имена правителей, как основателей эллинистических династий, так и их потомков, упоминаются нечасто, гораздо больше внимания уделено развитию науки и искусства. Учебники ограничены в отборе и подаче материала как когнитивными способностями учащихся пятого класса, которых важно не перегрузить информацией, так и большим объемом исторических событий, которые надо уложить в небольшой объем. В свете этого решение авторов сосредоточиться скорее на культуре и искусстве выглядит вполне логичным и закономерным, однако выбор конкретного материала не всегда представляется полностью обоснованным.
Педагогика
Калинин С.В. - Проблемы интеграции отечественной и зарубежных систем образования в современном педагогическом процессе c. 25-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39662

EDN: LULFZP

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем интеграции различных систем образования с целью совершенствования педагогической деятельности. Предметом исследования является интеграция различных систем образования в современном педагогическом процессе. Объектом исследования является совершенствование современного педагогического процесса на основе интеграции отечественной и зарубежных систем образования. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: современные проблемы интеграции различных систем образования с целью совершенствования педагогической деятельности; конкретизированы цели и возможные направления интеграции различных образовательных систем; раскрыты внешние и внутренние факторы реализации интеграционных процессов в современных условиях; предложены направления совершенствования отечественного педагогического процесса на основе интеграции различных систем образования. Основными выводами проведенного исследования являются: усиление воспитательной направленности всей системы образования на духовно-нравственной основе; переориентация образовательных программ на практическую направленность и профориентацию учащейся молодежи на более ранних этапах обучения; изменения порядка финансирования системы образования и всех субъектов педагогической деятельности; обеспечение образовательным организациям эффективной связи с реальным производством и расширение инфраструктуры учебных заведений; укрепление и расширение интеграции со странами входящими в экономическое и политическое содружество; учитывать положительный опыт инновационных методик зарубежных систем образования. Особым вкладом в исследования темы является: обоснование актуальности темы для современных социально-культурных условий; выявление наиболее существенных положений, касающихся сущности и содержания интеграции отечественной и зарубежных систем образования; определение принципов для формирования целеполагания в образовательной деятельности. Научная новизна состоит том, что: уточнена сущность и содержание интеграционных процессов для различных систем образования; выявлены проблемы интеграции и выполнен их анализ; обосновано целеполагание для реализации интеграционных процессов; определены факторы, условия и направления реализации интеграции российской и зарубежных систем образования.
Садеков Р.Р. - Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной готовности сотрудников МВД России к выполнению служебных обязанностей c. 34-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39667

EDN: GAAUSU

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты в своей работе, которые посвящены системе психологического сопровождения в процессе обучения. Проведено исследование влияния ментального здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на их рабочую продуктивность и коммуникацию в служебном коллективе. Предметом исследования в представленной работе выступил процесс профессионального образования и подготовки к работе сотрудников правоохранительных органов в различных условиях. Целью исследования явилось определение особенностей становления профессиональных навыков сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В качестве объекта исследования выступил профессиональный навык, формирующийся у сотрудников правоохранительных органов в процессе исполнения служебных обязанностей. Основными выводами проведенного исследования явились выдвинутые предположения о том, что готовность сотрудников Министерства Внутренних дел России зачастую формируется под влиянием различных факторов, обстоятельств и условий. В качестве основных из них автором были выделены такие, как развитие профессиональной мотивации, психологической готовности к работе в условиях сопряженных с повышенными нагрузками и особенностями несения службы, осознание ценности жизни человека и гражданина, становление вербальной и невербальной культуры коммуникации, формирование толерантности к стрессовым ситуациям, отсутствие завышенных требований. В основу работы лег анализ фундаментальных и современных исследований по данному вопросу, обработка и составлении современных положений подготовки сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей.
Новые методики и технологии
Калинина Ю.В., Брайловская Т.В. - Непрерывность профессионального образования: комплементарность коучинга и самопроектирования специалистов-стоматологов. c. 42-56

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69777

EDN: FMPBKR

Аннотация: Обсуждается проблематика подготовки высококвалифицированных специалистов – стоматологов и челюстно-лицевых хирургов – с учетом уровня их педагогической компетентности, которая позволяет вырабатывать профессионально важные качества и налаживать адекватные отношения в паре врач – пациент. Педагогическое обеспечение процесса становления специалистов в стоматологии особо значимо в условиях всемерной технологизации процессов лечения. В указанном ракурсе характеризуются параметры отечественного непрерывного стоматологического образования и его этапы с опорой на научно-педагогическую экспертизу и организационные инновации. Дополнительное профессиональное образование стоматологов характеризуется их комплементарностью – при содействии организаторов образовательного процесса; в его рамках врачи-педагоги прививают и наращивают педагогические компетенции. Характеризуются цели и задачи комплементарности в функционировании таких структур дополнительного профессионального образования как профильные вузы и факультеты, а также в НИИ медицинского профиля; подчеркивается ее высокая продуктивность в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ЦНИИСиЧЛХ) Минздрава России. В исследовании проводится анализ содержания ключевых понятий работы «коучинг» и «самоопроектирование», выполнен сопоставляющий анализ: 1) результатов опроса общественного мнения; 2) социологических исследований относительно воспроизводства медицинских кадров; 3) авторских опросов и глубинных интервью о параметрах и качестве образовательных процессов. Новизна исследования заключается в обосновании настоятельности введения концептов «коучинг» и «самопроектирование» для конкретизации новых подходов в теоретическом обеспечении постдипломной подготовки стоматологов и челюстно-лицевых хирургов. Впервые обосновывается комплементарный характер отношений между ними. Автор подчеркивает, что адаптация соответствующих им педагогических приемов позволяет четче выделять роль педагогического компонента в подготовке специалистов высокой квалификации в указанных областях. Основным выводом проведенного исследования является то, что коучинг и техники осознаваемого самопроектирования, находясь в отношениях комплементарности, обуславливают значимое повышение уровня последипломного образования, отвечая таким условиям как сочетание педагогической компетентности с особенностями структурно-содержательных компонентов научной деятельности. Практическая направленность учебного процесса детерминируется мерами организационного и научно-методического характера при сочетании традиционных и инновационных форм и методов обучения.
Развивающиеся педагогические технологии
Чемезова Е.Р. - Современные технологии и герменевтический анализ поэтического текста c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39927

EDN: EMZBUQ

Аннотация: Предметом исследования является модель использования современных технологий при литературоведческом анализе. Цель данного исследования – рассмотреть этапы педагогической технологии применения технологий AI при герменевтическом анализе текста. Объектом исследования выступил поэтический текст китайского поэта эпохи Тан Ду Фу. Автором статьи было установлено, что применение Интернет-ресурсов, основанных на AI, в процессе анализа китайской поэзии помогает выявить глубинные интерпретации и значения ключевых образов. Особое внимание уделяется возможности расширения и углубления семантических и герменевтических смыслов китайской поэзии в процессе непрерывного анализа как части педагогической технологии. На основе анализа, выполненного при помощи AI, был сделан вывод о том, что такого рода современная технология обеспечивает быструю адаптацию выявленных смыслов к процессе анализа, что было рассмотрено на материале поэтического текста Ду Фу. Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени Интернет-ресурсы, основанные на AI, не применялись для герменевтического анализа литературного текста как часть педагогической технологии в целом и на материале китайских поэтических текстов Ду Фу, поэта эпохи Тан, в частности. В дальнейшем представляется перспективным исследовать виды и особенности инструментов AI как элемента педагогических технологий для непрерывного анализа литературных текстов в процессе подготовки будущих филологов.
Профессиональное образование
Мальцева Т.Е. - Новый концептуальный взгляд на инклюзивную профессионализацию как на систему разнонаправленного процесса c. 67-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.70176

EDN: ENPPOI

Аннотация: Предмет исследования – концептуальный взгляд на инклюзивную профессионализацию. В статье показана назревшая потребность в изменении взглядов на инклюзивную профессионализацию в вузе. В ее основе должно быть обоюдостороннее включение: в систему профессионализации – самых высоких научных достижений инклюзивных направлений (экономического, социального, политического, культурологического и др.), а в общество – высококвалифицированных востребованных специалистов. Такой подход не только расширяет границы инклюзивной профессионализации, но и позволяет эффективнее воспользоваться услугами таких специалистов, что способствует развитию инклюзивного образования и общества в целом. Главная цель статьи – показать новый, более широкий взгляд на сущность инклюзивной профессионализации в вузе. С этой целью делается обзор и систематизация основных ее направлений. Автор показывает новые возможности инклюзии как развивающего и опережающего обучения, формирующего такие профессиональные компетенции, которые помогают обучающимся включиться в будущие социальные, экономические, культурные, образовательные и др. общественные процессы, а значит способствуют их успешной профессиональной социализации. Метод – обзор и анализ литературы по теме исследования, основная методология – концепция инклюзии как общий способ теоретизации включения в систему профессионализации лиц с социально-функциональными отличиями с анализом научной литературы по этой теме. Научной новизной статьи является новый концептуальный подход к инклюзивной профессионализации. Автор приходит к выводу, что инклюзивное образование сегодня – это сложный процесс создания инклюзивно-развивающего поля, включающий разные инклюзивные направления (научная инклюзия, экономическая инклюзия, политическая инклюзия, культурологическая инклюзия, образовательная инклюзия, экологическая или здоровьесберегающая инклюзия и др.). Кроме инвалидов в обучение включаются все лица с социально-функциональными отличиями (пенсионеры, военнослужащие, заключенные и освободившиеся из мест лишения свободы, граждане из освобожденных территорий, мигранты, переселенцы и др.). Обучение и воспитание студентов осуществляется на основе научных достижений, с помощью современного оборудования, приборов, технологий, обучающих программ, учебно-методической базы, методов здоровьесбережения. Это позволит включить опережающее профессиональное образование, поможет студентам с социально-функциональными отличиями успешно освоить процесс профессионализации, сформировать социально-профессиональную субъектность, а значит, социализироваться в общественной жизни и профессии, быть востребованными на рынке труда.
Образование
Сапронов В.А. - Классификация моделей в педагогике c. 84-100

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.40102

EDN: DRALRY

Аннотация: В работе отражены результаты деятельности, связанной с разработкой моделей фрагментов реальности: их назначением, особенностями и классификацией, применительно к исследованию процессов в педагогике. Проведен анализ научных изысканий, раскрывающих основы мысленного формирования, построения и реализации на практике модели – отображения оригинала, отвечающей на вопросы “какой должна быть модель и какими свойствами обладать?”, “какую информацию в себе нести и в каком виде отображаться?”, “как охарактеризовать разработанную модель, не раскрывая ее содержания и особенностей?”. В статью включены примеры классификации моделей, различаемых авторами по специфическим признакам: принципу соответствия свойствам объекта и степени материализации, последовательности и периодизации их построения, сходству модели с оригиналом, направленности основных потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающим его миром. С целью упорядочивания знаний и обозначения субъективной позиции автора, приведены принципы построения моделей, требования к их содержанию и присущие им индивидуальные свойства, принятые в работе за основу. Предложен вариант классификации моделей по признакам: отношению к оригиналу в процессе деятельности, способу воплощения, форме представления и отражению состояния моделируемого объекта. Типология выполнена по принципу универсального десятичного классификатора с возможностью внесения изменений и дополнений в структуру и содержание. В отдельный перечень вынесены модели, упоминающиеся в работах, но по причине функционального сходства с другими моделями (или скорее явного отсутствия оригинальности), наличия спорных моментов в вопросах применения в педагогике, не нашли отражение в предложенном классификаторе.
Гемранова А.Д., Митина Т.С., Митина И.Д. - Молодежная университетская субкультура как элемент организационной культуры вуза c. 101-110

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.40414

EDN: EVSIET

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию студенческой субкультуры, как наиболее активной и организованной группы молодежи. Данная категория молодых людей привлекает внимание многих исследователей для более глубокого изучения, поскольку студенты обладают собственным мировоззрением, нормами поведения и ценностями. В формировании университетской культуры важную роль играют такие элементы, как стиль управления и руководства, а также участники образовательного процесса (преподаватели и студенты). Объектом исследования выступает студенчество. Предмет исследования – организационная культура университета. Университет является учреждением, синтезирующим различные субкультуры. Это актуализирует необходимость данного исследования, целью которого является выявление основных характеристик организационной культуры вуза и отношения к ним студентов. Данное исследование, целью которого является выявление взглядов студентов Ульяновского государственного университета на понятие «организационная культура», основано на общенаучных методaх, таких как анализ и синтез информации из открытых источников, аналитическое обобщение теоретических данных, а также метод опроса. В результате проведенного исследования установлено существование нескольких студенческих субкультур, одна из которых находится в конфликте с доминирующей, основанной на культурных традициях университета. Исследование студенческой субкультуры как элемента организационной культуры университета показало, что уровень понимания организационной культуры вуза среди студенчества достаточно высок. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что университет постоянно находится в состоянии изменения, в вечном движении на пути поиска своей идеи. Новизна данного исследования заключена в анализе уровней развития университета в рамках модели организационной культуры по Эдгару Шейну. Практическая значимость заключается в возможности использования данного исследования для наиболее полного и широкого изучения настоящей темы.
Васюк А.Г. - Здоровьесбережение в основе подготовки будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации c. 111-123

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.70242

EDN: BZPKJE

Аннотация: Предметом данной статьи является здоровьесбережение в деятельности социальных работников по преодолению рисков социальной адаптации. Объектом – подготовка будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации. Рассматривая сущность социальной адаптации военнослужащих, автор называет основные этапы социальной адаптации военнослужащих, останавливается на тех, которые следует формировать в вузе, считает, что на каждом этапе должны работать разные механизмы ее формирования и развития. В статье раскрывается концептуальная суть рисков адаптации военнослужащих. Автор утверждает, что система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий должна осуществляться в специально созданных условиях формирования субъектных качеств, психологической разгрузки, групповых и индивидуальных подходов. Здоровьесбережение, подчеркивает автор, здоровье и здоровый образ жизни должны стать приоритетом в обучении этих студентов, делает практические рекомендации по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в образовании как основы предупреждения рисков адаптации. Впервые автор показывает роль образования в деятельности социальных работников по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий. В статье впервые затрагивается проблема и делается обзор литературы по теме подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий. В результате анализа литературы по теме исследования автор приходит к выводу, что система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий должна быть направлена на укрепление их здоровья, делает конкретные предложения по совершенствованию подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков адаптации у военнослужащих, называет технологии адаптации в системе подготовки социальных работников к данному виду деятельности. Особым вкладом автора является актуализация темы исследования, концептуальные подходы к ее изучению и вывод о том, что развитие культуры здоровья студентов-участников боевых действий обеспечивается практической реализацией предложенных им конкретных концептуальных положений.
Воспитание и его формы
Gavrish A.D., Kompaneeva L.G., Gulyaeva E.V., Platonova D.O. - Moral and ethical upbringing of students’ personality: experience of Volgograd Institute of Management c. 124-134

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69845

EDN: CFFOBA

Abstract: This article is devoted to the study of modern possibilities to increase the efficiency of moral and ethical upbringing of students in higher educational institutions. One of such possibilities is motivating them to use new digital technologies in a correct and an ecological way. Proper upbringing of students at higher education institutions and involving them in extracurricular activities contributes to their ethical and moral education and creative development, which helps to achieve the global goals of sustainable development of society (i.e. improving human living conditions and minimizing the negative impact on the environment). In this regard, the authors consider that it is necessary for teachers of higher education institutions to study in more detail the possibilities of new digital and educational technologies precisely considering the principles of environmental friendliness and ethical standards of communication. The authors conduct a complex analysis, including the following methods: theoretical analysis of scientific literature, an anonymous survey of 194 junior full-time students and 48 lecturers and monitoring of the application of digital technologies in different events, held in the Volgograd Institute of Management. The analysis of modern scientific literature on pedagogy and pedagogical psychology, as well as the results of the survey, allowed the authors to draw the following conclusions. The use of new digital technologies and tools, such as smartphones and their apps, videoconferencing services, video recording and presentation development programmes, undoubtedly helps to make the educational and upbringing process easier. All these technical means make the process of creation accessible, attractive, exciting, and involve more students in extracurricular activities. The exact ways of developing efficient and safe online communication during the extracurricular activities are still not yet sufficiently discussed by the methodologists and educators, that’s why this research is to be further continued within another higher educational institutions.
Мораль и нравственность
Тулитбаева Г.Ф., Сафина Л.Ф., Гиниятова З.М., Сафронова Е.В. - Особенности корреляционной структуры идентичности у подростков с суицидальными попытками c. 135-146

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39973

EDN: BVAWMX

Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков, это число не падает и по сей день. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на исследование корреляционной структуры социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человек). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ.    В исследовании описаны различия в корреляционных структурах социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. По результатам корреляционного анализа как в группе подростков без суицидальных намерений, так и в группе подростков с суицидальным поведением обнаружены взаимосвязи между показателями социальной идентичности: «времяпрепровождение», «коллективная самооценка», «сплоченность», «межгрупповая конкуренция» и «нисходящее сравнение». В группе подростков с суицидом в анамнезе не обнаружено связей каких-либо показателей социальной идентичности с личностной идентичностью, в то время как во второй группе имеется связь между показателями социальной и личностной идентичности.
Новые методики и технологии
Мухамадьярова А.Ф. - Формирование навыков немецкой устной речи у студентов языковых вузов на основе корпусных технологий c. 147-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.70085

EDN: BRCCSY

Аннотация: Целью исследования является обоснование применения корпусных технологий при формировании навыков немецкой устной речи. Предметом исследования выступает процесс обучения говорению в языковом вузе. Объектом исследования являются корпусные технологии, используемые при формировании навыков устной речи у студентов языкового вуза. В статье анализируются грамматические и фонетические явления устной разговорной речи, которые могут быть внедрены при обучении немецкому языку. Особое внимание уделяется таким фонетическим особенностям устной речи, как редукции, элизии, клитическим формам определенного и неопределенного артикля. В научном исследовании подробно рассматриваются такие аспекты как слияние предлога и определенного артикля, модальные частицы, прямой порядок слов в предложениях с weil, obwohl и несоединенные предложения с wenn. В качестве корпусного инструментария для составления комплекса упражнений использовались корпус FOLK, входящий в базу данных Gesprochenes Deutsch (DGD) Института немецкого языка им. Лейбница. Основное внимание в статье уделяется комплексу из разных типов заданий, созданному на основе корпусного инструментария, что определяет научную новизну данного подхода, а именно: использование количественного параметра (коэффициент нормализации, указывающий на отклонения от стандартного произношения на основе письменного языка) и параметры, указывающие на характерные для устной речи явления (дискурсивные маркеры, хезитационные явления). В результате исследования автор подчеркивает лингвометодический потенциал корпусов текста для развития навыков устной разговорной речи студентов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в ходе преподавания следующих дисциплин: практический курс по немецкому языку, особенности разговорной речи немецкого языка, методика преподавания иностранных языков, цифровые технологии в обучении иностранным языкам.
Эффективность обучения
Попова Т.В., Волошина И.А., Коурова О.Г. - Психофизиологический статус школьников с социальной и зрительной депривацией c. 159-169

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39782

EDN: BBSKRE

Аннотация: Во всем мире когнитивные расстройства у детей представляют одну из наиболее важных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения, грубые нарушения умственного развития имеют 15 % детей. Опубликованы данные о том, что нарушения когнитивных функций встречается не менее чем у 20 % детей и подростков. В большой степени это касается детей, оставшихся без попечения родителей и детей с сенсорными нарушениями. В социальной сфере многих стран проблема решается с помощью социальных центров (СЦ), специальных образовательных учреждений, приемных и патронатных семей и т.д. Характер развития таких детей привлекает внимание педагогов, медиков, психологов, однако в литературе нет достаточного количества данных об особенностях их психофизиологических функций. Предмет исследования: психосоциальное развитие школьников 7–10 лет. Получены новые данные об аналогичном, а порой более неблагоприятном влиянии на психофизический статус испытуемых с социальной депривацией, по сравнению с сенсорной (зрительной). У всех испытуемых наблюдали признаки функционального напряжения, но показатели личностной тревожности и агрессивности в группах социальной и зрительной депривации были выше, чем в контрольной, а когнитивные функции были недостаточно активированы. Выводы: у детей из СЦ выявлен высокий потенциал когнитивных способностей; при создании адекватных психосоциальных условий в образовательной среде этих детей, их умственное развитие может быть значительно ускорено, что необходимо также для профилактики неадаптивного поведения; рекомендовано внедрение в образовательный процесс программ психофизической коррекции учащихся, включающих технологии саморегуляции эмоций и поведения и снижения уровня функционального напряжения.
Бочкина Е.В., Ханчас В.Н. - Педагогическое тестирование: от истоков до создания современных тестов c. 170-182

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69243

EDN: BDGXVU

Аннотация: В данной статье представлен ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы и архивных данных, рассматривающих проблему становления педагогического тестирования в России и в США. Проведенный ретроспективный анализ позволил сопоставить полученные данные и выявить принципиальные различия между двумя научными школами. Авторами были выделены четыре основных точки зрения относительно возникновения педагогического теста. Авторами были выделены четыре основных точки зрения относительно возникновения педагогического теста. Данные точки зрения являются отсылками к исследованиям ученых и общественных деятелей конца XIX века и показывают нам то, что идея создания педагогического теста возникла не случайно и после ее воплощения была положительно принята обществом и специалистами, работающими в школах Англии и США. Во второй части стати описан синтез современного опыта составления педагогического теста, виды педагогических тестов, основные этапы их создания, критерии разработки и требования к составлению заданий. Критерии и требования к заданиям педагогического теста отражают принципиально важные моменты, на которые следует обратить внимание. Описанные материалы являются не только исторической справкой, но и методическими рекомендациями для будущих авторов педагогических тестов. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и архивных материалов по теме исследования, применение метода хронометрии, проведение аналогий и сравнения. В данном исследовании перед нами стояла цель выявить хронометрическую последовательность становления педагогического теста, как инструмента контроля качества образования и определить специфику составления современного педагогического теста. Благодаря анализу психолого-педагогической литературы и архивных материалов составлена хронологическая последовательность этапов развития тестирования, от создания первых тестов в XIX веке до проектирования валидных и надежных батарей педагогических тестов на современном этапе развития общества. Отличительной особенностью составленной хронологической последовательности является то, что нами были собраны и сопоставлены все существующие теории о создателях первого в мире теста и выделены ключевые моменты развития отечественной и зарубежной школы исследования качества обучения с помощью теста, что определяет новизну представленного в статье исследования.
Гурьянчик В.Н., Космалев Н.С. - Инклюзивная поликультурная образовательная среда как фактор социализации детей из семей мигрантов c. 183-205

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69961

EDN: BDITPY

Аннотация: Предметом исследования является изучение влияния различных проблем и факторов на развитие инклюзивного образования в поликультурной среде. Объект исследования – эффективность и целесообразность применения инклюзивного образования в поликультурной среде. Особое внимание авторы уделяют в статье характеристике основных теоретических подходов к изучению поликультурной и инклюзивной образовательной среды, а также оценке реального состояния инклюзии в поликультурной среде по мнению педагогического сообщества. Гипотеза исследования: рассматривая личность как целостное системное качество, которое формируется прижизненно, по механизму присвоения общественного опыта в процессе деятельности в среде, мы предположили, что на эффективность инклюзивного образования в поликультурной среде оказывает влияние ряд внутренних и внешних факторов: сформированность речевой коммуникации и знаний культурных, религиозных и национальных особенностей друг друга среди субъектов, уровень развития их толерантности и организация самой образовательной среды. Методы исследования – анкетирование, сравнительный анализ. В рамках исследования опрошены 50 обучающихся 8-11 классов (не имеющих выявленных ограниченных возможностей здоровья) из семей мигрантов, 210 подростков из числа одноклассников детей мигрантов из 26 школ г. Ярославля, 159 педагогических работников из 26 образовательных организаций и 90 родителей обучающихся из семей мигрантов. Основными выводами проведенного исследования являются следующие позиции: теоретико-методологический анализ подтверждает, что развитие поликультурной образовательной среды – необходимое условие, обусловленное возросшими потоками миграции населения; педагогический анализ актуального состояния системы организации педагогической деятельности с обучающимися из семей мигрантов в Ярославском регионе выявил ряд объективных недостатков и имеющихся сложностей, при этом имеется положительный и перспективные опыт отдельных образовательных организаций, который необходимо поддерживать и транслировать в муниципальной и региональной системе образования; инклюзивная поликультурная образовательная среда находится на достаточно низком уровне развития, преобладают проблемы, связанные со сложностью коммуникации, знанием культурных, религиозных и национальных особенностей, а также недостаточно организованной и эффективной системой психолого-педагогического сопровождения. Новизна исследования заключается в исследовании различных социальных сред – поликультурной, образовательной и инклюзивной с целью совершенствования системы работы с обучающимися с органиченными возможностями здоровья и инвалидностью и из числа мигрантов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.