по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Ценности и цели образования
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.39827

EDN: AGCUKX

Аннотация: Предметом исследования является динамика изменений, происходящих в архитектуре гуманитарного образования в российских образовательных организациях высшего образования в XXI веке. Статья написана на основе авторского опыта преподавания социально-гуманитарных учебных дисциплин. Показано, что в 2000-е годы в негуманитарных вузах главный акцент делался на обучении и развитии у студентов основ политических, социологических и культурологических знаний. Гуманитарное присутствие в учебных планах специалитета давало возможность достигать промежуточных целей политического просвещения. В последующий же период времени знания о политике и политическом устройстве страны, о гражданском подвиге и патриотизме оказались на периферии профессиональных образовательных маршрутов обучающихся.   Авторы отмечают, что в настоящее время по инициативе Минобрануки России происходит пересмотр ключевых основ гуманитарного образования. Увеличивается количество аудиторных часов на изучение истории России и основных вех всемирной истории, начата работа по внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы российской государственности». При этом очевидна востребованность в комплексной профильной переподготовке профессорско-преподавательского состава негуманитарных вузов. В статье содержатся конкретные предложения по реализации мер, направленных на политическое просвещение и гражданское воспитание всех участников образовательного процесса в вузе. Особое внимание уделяется подготовке кадров в аспирантуре по политологическому направлению.
Фроленкова А.Л., Огороднова О.В., Кукуев Е.А. - Опыт развития ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе освоения программы бакалавриата c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40074

EDN: AHCRZQ

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ подходов к пониманию ценностных ориентаций и механизмов их формирования, раскрыт вопрос влияния образовательного процесса на трансформацию комплекса ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов. Представлен опыт проектирования образовательного процесса студентов направления «Педагогическое образование», направленного на содействие развитию ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов в рамках учебных модулей образовательной программы. Особое внимание при педагогическом проектировании уделялось учету особенностей применения идеи аффективной области таксономии учебных целей Б. Блума и таким механизмам формирования ценностных ориентаций как идентификация, эмпатия, индивидуализация и рефлексия.   С целью изучения особенностей комплекса ценностных ориентаций студентов была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Выборку составили 84 студента направления «Педагогическое образование» с первого по третий курс. По результатам анализа данных контрольного исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям ценностных ориентаций как «удовлетворение от результатов своей жизнедеятельности», «степень самостоятельности», «степень ответственности», «контроль за свою жизнь». Таким образом, образовательный процесс, спроектированный на основе таких механизмов формирования ценностных ориентаций, может рассматриваться как ресурс для развития ценностной сферы личности будущих педагогов.
Современные стратегии и модели образования
Пригодич Н.Д., Васильев А.В. - Использование методики проектной деятельности при подготовке студентов технических специальностей по гуманитарным дисциплинам c. 22-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40446

EDN: MHBSXU

Аннотация: Предметом данного исследования является преподавание гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей. Объектом исследования является методика проектной деятельности в системе высшего образования, направленная на расширение профессиональных компетенций студентов-инженеров. Авторы подробно рассматривают такие аспекты как междисциплинарный и персонифицированный подходы в системе высшего образования и ключевые параметры их взаимосвязи с проектной работой. Особое внимание в статье уделяется тем задачам, которые решает проектная деятельность. Среди них формирование знаний, умений и навыков по ключевым компетенциям, работа в междисциплинарной области, формирование навыков командной работы и умение ее оценки.   В рамках исследования подробно представлено описание реализованных проектов в Университете ИТМО. Научная новизна заключается в представлении результатов апробации проектов разной научно-педагогической ориентации. Основные выводы исследования убедительно демонстрируют, что прикладной характер проектов является ключевым для развития навыков в историко-культурной области. Вместе с этим происходит адаптация актуальных знаний о современном состоянии исторической науки. В результате ориентация на междисциплинарный и персонифицированный подходы находит прямое отражение в рамках проектной работы за счет интеграции исторических знаний с цифровыми методами и исследовательскими и инструментами технических наук.
Образование
Базуева А.В. - Структурные особенности модели формирования готовности студентов к проектно-исследовательской деятельности в системе математического образования c. 30-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40526

EDN: SKRLIB

Аннотация: Предметом исследования является модель и педагогические условия формирования проектно-исследовательской готовности у будущих учителей математики. Цель исследования – определить структуру модели формирования готовности студентов педагогических специальностей к проектно-исследовательской деятельности в системе математического образования. В статье рассматривается потенциал модели и педагогических условий формирования готовности студентов к проектно-исследовательской деятельности на основе применения метода проектов. Представлены условия его интеграции в университетский курс обучения математики. В статье содержится описание модели формирования готовности студентов педагогических специальностей к проектно-исследовательской деятельности в системе математического образования.      Научная новизна работы заключается в теоретическом обосновании и разработке модели проектно-исследовательской деятельности будущих учителей математики, которая реализовывается при использовании междисциплинарных связей и направлена на повышение интереса студентов к профессиональному образованию, получение фундаментальных знаний. В исследовании применялся комплекс теоретических и практических методов: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение. В результате доказано, что данная модель и педагогические условия способствуют развитию творческих способностей студентов, а также освоению проектно-исследовательской деятельности и повышению интереса к получению профессиональных знаний.
Гребенникова В.М., Виноградова К.Н. - Образовательный ресурс новых социальных медиа: постановка проблемы c. 38-47

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40584

EDN: TBXIXJ

Аннотация: Статья посвящена проблеме реализации образовательного ресурса новых социальных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций. Автор проводит систематический обзор современной научной и научно-методической литературы, выявляет проблему, сложившуюся в современной теории и практике использования новых социальных медиа в педагогической деятельности, и определяет ее актуальное состояние в современной России. В статье представлены результаты исследования отношения обучающихся старших классов и их учителей к использованию социальных медиа в образовательных целях, их представлений об эффективности такого средства обучения и воспитания, об основных его сильных сторонах и возможных угрозах. Основными выводами проведенного исследования являются результаты проведенного опроса позволяющие говорить о том, что большинство как старшеклассников, так и молодых учителей позитивно относятся к интегрированию новых социальных медиа в образовательный процесс школы. Существует так же множество вопросов, связанных с отсутствием научных исследований образовательных возможностей развивающегося института социальных медиа, вопросов о том, как использовать их в образовательной среде, какие правила и нормы должны быть соблюдены, каково содержание нового образовательного ресурса, в чем его риски и угрозы, каков алгоритм его актуализации и как его сочетать с традиционными технологиями обучения и воспитания.
Просвещение
Скороходова С.И. - Владыка Нестор как духовный наставник и просветитель русской эмиграции в Маньчжурии c. 48-58

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40594

EDN: TMDUNT

Аннотация: В статье делается попытка представить Нестора (Анисимова), признанного духовного лидера дальневосточной ветви русской эмиграции, как религиозного философа, чье творчество вырастает из глубин русской культуры. Утверждается, что философия не присутствует в наследии владыки в «чистом виде», но растворена в живой ткани его произведений. Отмечено, что язык архипастыря своеобразен и отличается эмоциональной выразительностью, смысловой насыщенностью, символической образностью. Обозначены и раскрыты основные темы его творчества, связанные с судьбой России, православно-патриотическим просвещением, национальным вопросом, русской идеей. Методы, которые применялись в ходе исследования, – герменевтический, источниковедческий, исторический, сравнительный. Обосновано, что идеалом в политической онтологии Нестора является теократия, при которой возможна реализация исторической миссии России как миротворца-посредника между Западом и Востоком. Показано, что эсхатология спасения доминировала в наследии Нестора над апокалиптическими настроениями, так как владыка верил в возрождение своего Отечества через национальное сплочение и соборное очищение от вражды, приводящей к разделению русского мира. Автор статьи подводит к выводу о том, что религиозно-философские взгляды архипастыря не только оказали воздействие на его современников, но актуальны для России в настоящее время, требующего духовного обновления.
Современные стратегии и модели образования
Го С. - Специфика методики обучения современному искусству педагогов-художников в российских и китайских вузах c. 59-69

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40929

EDN: AFVUPC

Аннотация: Предмет исследования – особенности современного художественно-педагогического образования России и Китая. Цель – определить специфику методики обучения современному искусству китайских и русских студентов – будущих педагогов-художников в российских и китайских вузах. В статье рассмотрены особенности преподавания указанной дисциплины в крупнейших художественно-педагогических вузов России и Китая начала XXI века. Методология исследования опирается на положения педагогики и психологии, специфику, теорию и методику художественно-педагогического образования. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как теоретический анализ источников, связанных с преподаванием современного искусства в вузах России и Китая, сравнение учебных планов и программ в них, педагогическое наблюдение за деятельностью студентов. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выделяются и обобщаются специфические черты в преподавании современного искусства в китайских и российских художественно-педагогических заведениях высшего образования на основе анализа учебных программ и проектов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Московского государственного педагогического университета, а также Пекинского педагогического университета и Пекинского университета. В результате показан процесс интеграции современного искусства в практику китайских и российских педагогических университетов; особенности взаимодействия обучающихся в образовательной деятельности с актуальными художественными практиками как способом освоения мирового арт-опыта и его рефлексии. Выводы автора публикации заключаются в том, что для оптимизации процесса знакомства обучающихся с современным искусством и российские, и китайские художественно-педагогические вузы предлагают им в рамках самостоятельной работы проводить творческие эксперименты с новыми материалами, формами и средствами выражения, а также взаимодействовать в специально организованных пространствах с творчеством актуальных художников.
Философия и педагогика
Акимов О.Ю. - Феномен правосознания: историко-философская рецепция в контексте проблем образования c. 70-84

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.43429

EDN: HFPTYM

Аннотация: Изучение особенностей экспликации правосознания в образовательном пространстве предполагает экспозицию правосознания как целостного феномена, сочетающего в себе две взаимоопределимые стороны: теорию правосознания, детерминированную философской рецепцией понятий «естественного права» и «позитивного права» и практику реализации этого феномена, осуществляемую в образовательном пространстве с помощью создания образовательной среды. Теоретический анализ феномена правосознания показал сложный комплексный характер данного феномена, в котором связаны между собой юридический, правовой и социальный аспекты. Взаимная интеграция этих аспектов, возможная только на теоретическом уровне с позиций идеалистической (в учениях Канта, Гегеля, Ильина) или материалистической (преимущественно марксистской философии), на наш взгляд базируется на сохранении антиномичности феномена правосознания, когда отдельные характеристики и особенности не сочетаются между собой, тем не менее сохраняя целостность.     Научная новизна представленного подхода заключается в том, что практическая сторона формирования правосознания в образовательном пространстве предполагает на наш взгляд взаимную интеграцию материалистической и идеалистической теорий формирования правосознания, осуществленную в современных теориях образовательной среды, разработанных В.В. Рубцовым, В.А. Ясвиным, В.И. Свободчиковым, В.И. Пановым. Данные теории делают акцент на динамическом, интегративном и диалогическом характере образовательной среды, не сводя ее напрямую к материальным или идеальным основаниям и создавая условия для практического формирования правосознания, при этом сохраняется возможность как для идеалистической, так и для материалистической интерпретации феномена правосознания. Необходимо отметить, что процесс формирования образовательной среды требует для своей реализации наличия нормального правосознания, с другой стороны, уровень сформированности среды обусловливает возможности создания необходимых условий для реализации правосознания в действительном образовательном пространстве. Таким образом образовательная среда является своеобразной точкой перехода от правосознания как теории к правосознанию как жизненной практике.
Образование
Мансурова С.Е. - Содержательный анализ обновленных ФГОС и проблема реализации их требований в работе учителя c. 85-93

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40608

EDN: HIGGQB

Аннотация: Предметом исследования являются обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех уровней общего образования. Объектом исследования выступает формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, одним из ведущих инструментов которого являются ФГОС. В исследовании представлен подробный анализ требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ. Особое внимание уделено профессиональным компетенциям учителя, которые обуславливают возможность формирования результатов в рамках предметного обучения. Исследование осуществлялось на основе содержательного анализа обновленных ФГОС и других нормативных документов, статистического анализа ФГОС разных поколений, мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов. На основании проведенного исследования сделан ряд выводов. Выявлено, что ведущим обновлением ФГОС являются конкретизированные и систематизированные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основных образовательных программ, которые целостно предъявлены по отношению к обучению и воспитанию и сформулированы в деятельностной форме. Показано, что обновленные ФГОС отвечают на системные вопросы «чему учить?», «как учить?», «зачем учить?», т.е. имеют прикладной характер. Требования ФГОС задают рамку требований к профессиональным компетенциям учителя – предметным, методическим, личностным. Исследование выявило дефициты профессиональных компетенций, ведущий из которых – готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность на основании системно-деятельностного подхода, который выступает системообразующим условием реализации требований к результатам обучения. Областью применения результатов исследования являются определение направлений профессионального развития педагогов в условиях изменений нормативной базы.
Педагогика
Ярошенко Е.А., Синайко В.В., Синайко Е.А. - Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса с помощью форсайт-проекта c. 94-108

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38619

EDN: KEVCMD

Аннотация: В статье исследуются возможности форсайт-технологии как педагогического инструмента прогнозирования будущего, компетенции в структуре образовательного опыта и предполагается, что именно она может быть использована при создании новых средств поддержки технологий обучения и их продвижения в образовательном процессе. Это одна из интерактивных форм обучения специалистов системы дошкольного образования, которая позволяет распространять инновационный педагогический опыт по работе с детьми дошкольного возраста по актуальным направлениям. Цель работы состоит в исследовании метода форсайт-проекта для возможности его применения участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, поскольку дошкольный возраст – это начальный этап осознания ребенком своих возможностей, закладка основ профессионального самоопределения в будущем, приобретение умений соотношения запросов общества и своих собственных способностей. В процессе исследования создан опросник по пяти основным направлениям для оценки реализации заведующими детскими образовательными организациями применения метода форсайт-проекта в своей педагогической деятельности. Выделены отличительные особенности форсайт-проектирования, основные проблемы и актуальность применения данного метода образовательными организациями. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации для использования технологии «форсайт-проект» в работе по взаимодействию субъектов образовательного процесса. Доказано, что грамотное применение форсайт-метода в работе с воспитанниками дошкольных образовательных организаций в сочетании с другими современными технологиями совершенствует процесс образования, знакомит дошкольников с миром профессий и помогает получить первые навыки трудовой деятельности.
Минзянова Д.Ф. - Соблюдение режима секретности при онлайн обучении в образовательных организациях системы МВД России c. 109-116

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38301

EDN: LTOPSE

Аннотация: Стратегические приоритеты развития современного российского общества и обеспечения законности и правопорядка требуют выстраивания эффективного непрерывного образовательного процесса в вузах системы МВД России. В настоящем исследовании рассматривается вопрос соблюдения режима секретности в процессе дистанционного (в формате онлайн) обучения учащихся в вузах системы МВД России. Актуальность исследования обусловлена масштабами распространения коронавирусной инфекции и развитием информационно-коммуникационных технологий. В вузах системы МВД России имеются специальные дисциплины, которые в процессе обучения в дистанционном формате требуют соблюдения режима секретности. К данным дисциплинам относятся оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная психология, делопроизводство и режим секретности и другие. Объектом исследования выступает образовательный процесс, организуемый в онлайн режиме, в вузах системы МВД России. Предметом исследования являются способы передачи и обмена информации в образовательных организациях МВД России в рамках дистанционного онлайн обучения. В ходе проведенного исследования достигнута цель по обоснованию необходимых и достаточных мер для оптимальной реализации образовательных программ высшего образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД в условиях расширения информационного пространства, коммуникативных возможностей и ограничений, порождаемых пандемией COVID 19. Автором проведен сравнительный анализ соотношения понятий «дистанционное обучение (образование)» и «онлайн обучение (образование)». Сделан вывод о необходимости расширения возможностей ИСОД МВД России и разработке в рамках данного информационного пространства единого ведомственного цифрового образовательного портала вузов системы МВД России. Автором предлагается совершенствование информационного потенциала системы МВД России для возможности преподавания специальных дисциплин в процессе получения образования в режиме онлайн.
Образование
Кухаренко С.В. - Особенности преподавания русского языка как иностранного в школах КНДР (на основе анализа учебного комплекса «Русский язык») c. 117-126

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40564

EDN: RHUMYO

Аннотация: Предметом настоящего исследования является обучение русскому языку как иностранному в Корейской народной демократической республике. Объектом исследования методика преподавания русского языка как иностранного. В статье автором представлены результаты анализа учебного комплекса «Русский язык», который является основным для преподавания в школах КНДР. Методами исследования выступили: комплексный анализ учебного комплекса «Русский язык», анализ и обобщение методических приемов, применяемых в учебном комплексе, формулирование выводов. Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в том, что учебный комплекс, используемый для преподавания русского языка в КНДР, был рассмотрен и проанализирован впервые, выявлены особенности методики преподавания РКИ в КНДР и подачи учебного материала в рассмотренном учебном комплексе, сделан ряд рекомендаций, касающихся улучшения качества учебного комплекса. Основными выводами научного исследования является то, что при изучении русского языка в школах КНДР основной акцент сделан на запоминании фраз и умении их воспроизводить, а не на развитии умения выражать свои мысли. Достаточно сильно в учебном комплексе прослеживается идеологический компонент. Отсутствие в коллективе авторов носителей языка привело к значительному количеству ошибок на страницах учебного комплекса. Сделан вывод о том, что учебный комплекс «Русский язык», используемый для изучения русского языка в школах КНДР нуждается в доработке с привлечением российских специалистов, в первую очередь, для исправления существующих ошибок. А также, для внесения реалий современной России в изучаемый текстовый и диалогический материал, привнесении современных методик развития речевых навыков, в том числе, направленных на развитие навыков построения монологических высказываний, диалога, ведения дискуссии на более продвинутых этапах изучения языка.
Педагогика
Рогачева О.В. - Деловая игра как фактор повышения эффективности образовательного процесса в профессиональной переподготовке врачей c. 127-136

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.37952

EDN: RIPRDX

Аннотация: Опыт применения деловой игры в профессиональной переподготовке врачей направлен на получение новых знаний и поиск решений сложных профессиональных вопросов, с учетом знания российского законодательства, регулирующего основы медицинской деятельности, а также с учетом личного профессионального опыта и опыта коллег. Теоретический анализ. Применение деловой игры с использованием анализа проблемных вопросов в профессиональной переподготовке врачей положительно влияет на степень их интереса к самому обучению и способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом. Эмпирический анализ. Деловая игра, построенная на основе моделирования сложных вопросов и возможных проблемных ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности врачей, способствует их вовлечению в процесс обучения, что повышает их профессиональные навыки.. В качестве проблемного поля деловой игры предлагались предварительные письменные ответы студентов-медиков, где они указывали предполагаемые, на их взгляд, трудности, которые встречаются или могут встретиться в их дальнейшей трудовой деятельности. Участникам деловой игры были подготовлены материалы для экспертизы в виде продуктов деятельности студентов-медиков. Заключение и выводы. Применение деловой игры в профессиональной переподготовке медиков, основанной на анализе трудных вопросов, встречающихся в их профессиональной деятельности, способствует повышению их вовлеченности в образовательный процесс, расширению практических навыков, а также способствует повышению эффективности обучения.
Ценности и цели образования
Наумов П.Ю. - Психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе второй половины XVΙΙΙ века (часть II) c. 137-155

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38170

EDN: RJGDQJ

Аннотация: Издавна военные люди занимали в обществе совершенно особое почетное и ответственное место. Сформировать систему ценностей будущих офицеров становится актуальной задачей профессионального военного образования, при том, что наиболее соответствующей ценностям и идеалам гуманизма и социальной ответственности является система ценностей и смыслов военной интеллигенции. В статье рассматриваются отечественные литературные источники, в которых аккумулированы и представлены психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе. Объектом работы являются образы офицеров в русской литературе XVΙΙΙ века, являющиеся художественными предшественниками образов военных интеллигентов в русской литературе XΙX века. Предмет статьи ‒ психологические черты обозначенных художественных изображений военного интеллигента. Основными методологическими подходами явились системный, культурно-исторический и литературный психологизм. В качестве методов используются теоретические, общелогические и эмпирические. Отмечается, что психологическое изображение черт присущих военной интеллигенции, в литературе осуществляется в нескольких основных формах: 1) прямой форме изображения характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения); 2) косвенной форме, т.е. психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики; 3) суммарно-обозначающей форме ‒ с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. К основным научным результатам статьи относится выявление психологических черт интеллигентности офицера в отечественной художественной литературе, а также их социальных функций. Статья состоит из двух частей, в данном случае представлена вторая часть работы.
Современные стратегии и модели образования
Трухачева Н.В., Гусева А.В., Пупырев Н.П., Кудрикова Л.Е., Лескова С.С., Грибова Г.В. - Влияние смешанного обучения на процессы адаптации иностранных студентов c. 156-170

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40105

EDN: RKEXEQ

Аннотация: Объектом исследования являются иностранные студенты АГМУ. Цель работы - оценка влияния смешанного обучения на адаптацию иностранных студентов в российских вузах на примере АГМУ. Предметом исследования является адаптация к процессу обучения иностранных студентов в университетской среде. Онлайн-опрос, разработанный на основе набора вопросов, был использован для сбора данных от 80 иностранных студентов первого года обучения. Анализ результатов опроса, проводимый с помощью программы SPSS Statistics эмпирически подтверждает тот факт, что на восприятие студентами их опыта обучения в университете и адаптацию благотворно повлияла среда смешанного обучения.       Научная новизна состоит в том, что в ходе исследования была разработана анкета, которая позволяет определить общий уровень адаптации иностранных студентов к процессу обучения и выявить те проблемы, с которыми чаще сталкиваются иностранные студенты во время обучения в России. На основе результатов опроса предложены практические рекомендации по улучшению работы с иностранными студентами для более успешной адаптации в университетской среде. Основные выводы 1. Проведенные в АГМУ исследования свидетельствуют о положительном влиянии смешанного обучения (благодаря цифровому онлайн общению) на взаимодействие не только студента и преподавателя, но и на взаимодействие между собой. 2. Полученные результаты показывают, что смешанное обучение является тем средством, которое создаёт необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности личности, особенно тогда, когда оно способно адаптироваться к особенностям обучаемых, уровню имеющихся знаний, темпу усвоения новых знаний. В этом случае студенты получают удовольствие от процесса обучения, повышается их уверенность в себе, активность в обучении. 3. Элементы онлайн обучения органично сочетаются с аудиторными занятиями, дополняя их и развивая навыки самостоятельного обучения и обеспечивая доступную обратную связь с преподавателем.
Розин В.М. - О смысле и содержании школьного математического образования (методологический анализ) c. 171-182

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40540

EDN: RLYFLI

Аннотация: В статье анализируется ситуация и кризис, сложившиеся в математическом образовании, и намечаются направления преодоления этого кризиса. Обсуждается утрата школьниками смысла математического образования и попытки возобновить этот смысл. Автор, опираясь на собственные исследования происхождения математики и опыт его преподавания, характеризует смысл современного математического образования: это важный исторический феномен, один из первых типов античной науки, математика представляет собой язык математических схем и моделей, используемый в физике и ряде других научных дисциплинах, это вид творчества и мышления (математического), к которому может приобщиться человек.   Анализируются три трактовки содержания математического образования: знаниевая, метапредметная и рефлексивная, как способы мышления. Автор предлагает еще одну ‒ рефлексивную реконструкцию ситуаций, деятельности и мышления, которые обусловили становление и развитие математики. Приводится пример подобной реконструкции. Обсуждаются и другие факторы, определяющие особенности содержания современного математического образования, а именно, представления о разных типах личности и траекториях их развития, принцип культуросообразности, установка на многообразие и вариативность содержания. В заключение автор ставит вопрос о характере нового типа учебника по математике и приводит пример, правда, из области гуманитарных наук, написанного им удачного учебника по культурологии.
Розин В.М. - Образовательная культурно-семиотическая и приватная среда жизнедеятельности развивающегося человека (к построению смысловой реальности и предельной онтологии для сферы нового образования) c. 183-195

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40758

EDN: RMAJAA

Аннотация: В статье формулируется концепция образовательной культурно-семиотической и приватной среды жизнедеятельности развивающегося человека. Она ориентирована на новые формы образования в условиях смены основной педагогической парадигмы и изменений, которые автор называет «тихой революцией в образовании». Кратко характеризуются принципы традиционной и новой парадигмы образования. Ставится вопрос о реальности, которая позволит осмыслить и связать между собой отдельные принципы новой парадигмы: учащийся ‒ это своего рода кентавр ‒ и «социальный индивид» и «личность»; не индивидуальные особенности, а разные бэкграунды и траектории развития; сочетание научения и самостоятельной активности (образование, способствующее в перспективе переходу к самообразованию); поиск и формирование новых форм образования; восстановление осмысленности образования в отношении к целям и содержанию; переход к рефлексивным содержаниям.   Автор описывает образ культуры, который сложился у него в процессе многолетних культурологических исследований и помог увидеть новую реальность. Но назвал он эту реальность не культурой, а средой. Указываются характеристики такой среды, различаются два уровня ее конституирования и описания ‒ абстрактный (как реальности) и более конкретный (онтологический). Последний иллюстрируется на материале проблем обучения математики. В заключение обсуждаются критерии, позволяющие провести демаркацию компетенций для новых видов образования: за какую область и задачи берется ответственность, какие формы осознания имеют место, характер и особенности сложившейся практики.
Новые методики и технологии
Сивкина Н.Ю., Григорьева С.В. - Особенности применения активных и интерактивных методов в преподавании востоковедных дисциплин в дистанционном формате c. 196-207

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38568

EDN: ROJTRV

Аннотация: Объектом настоящего исследования является изучение организации учебного процесса с применением активных и интерактивных методов. Актуальность темы определяется недостаточным количеством теоретических разработок, исследований по организации взаимодействия этих методов в дистанционном формате. Целью данной статьи стало выяснение особенностей использования активных и интерактивных методов в условиях дистанта и представление собственной методики преподавания, суть которой состоит в непрерывности, преемственности и вариативности использования активных и интерактивных методов обучения на протяжении всего учебного процесса разными преподавателями. Методами исследования послужили общефилософские методы анализа и синтеза, а также метод систематизации материалов, поскольку авторы применяли разнообразные формы занятий, анализировали их эффективность с точки зрения усвоения материала и выбирали наиболее ценные варианты. Кроме того, использовались метод наблюдения и метод опроса для получения студенческой рефлексии на проведенные занятия.      Новизна работы заключается в разработке и внедрении авторской методики преподавания востоковедных дисциплин в классическом вузе с опорой на преемственность курсов и межпредметное взаимодействие, которая может быть использована как в очном, так и в дистанционном формате. Сотрудничество преподавателей востоковедных дисциплин ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского нацелено на выработку и достижение общих целей, создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. При этом преподаватели востоковедных дисциплин осуществляют преемственность курсов не только с точки зрения содержания материала, но и с позиции выбора методов обучении. Представленный опыт может быть полезен преподавателям других вузов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.