по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 04-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Образование
Богачев А.М., Ломонос А.А., Боброва Н.В. - "Строгая забота" как основа воспитательной и психокоррекционной деятельности в учреждениях ФСИН c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.38849

EDN: GRNRFV

Аннотация: В статье представлена адаптация педагогического и психолого-педагогического подхода, основанного на идее «строгой заботы». Авторы доказывают тезис о необходимости актуализации в психической реальности совершивших преступления индивидуумов чувства сопричастности (общности) и созидательных установок (прежде всего, на здоровое родительство) как основы для пробуждения совести в противовес злокачественным вине и стыду. Данное чувство, в свою очередь, обращает к трансцендентной функции, проявляющейся при духовном развитии личности и обретении смысла. Также авторы представляют идею разработки программы воспитания и личностного развития женщин, впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести. Предполгается, что реализация разработанной программы станет основой для серии эмпрических исследований. Научная новизна исследования является в ситнтезе отечественного подхода к воспитанию, основанному на опыте Антона Макаренко и концепцией индивидуаьной психологии и педагогики Альфреда Адлера, а также экзистеннциального подхода, одинаково применимого как в области педагогики, так и психологии. Такого рода синтез позволяет выйти на практико-ориеентированную методологию и соответствующие методики в воспитательной и воспитательно-психологической работе по реабилитации и развитию личности осужденных за преступления небольшой тяжести и в первый раз осужденных женщин. В случае практического успеха реализации соответствующей программы ее можно будет экстраполировать как на другие катеририи осужденных, так и, в перспективе, на педагогическое и психолого-педагогическое сопрождение лиц, страдающих от ПТСР.
Кукуев Е.А., Волосникова Л.М., Огороднова О.В., Еланцева С.А. - Оценка ресурса и рисков инклюзии: взгляд учащихся c. 17-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39971

EDN: AZCKSD

Аннотация: Исследование ставит своей целью анализ ресурсов и рисков инклюзии в общеобразовательной школе с точки зрения учащихся. Авторы исходят из позиции, что критерием инклюзии может выступать в частности субъективное благополучие учащихся, как непосредственная интегративная оценка удовлетворенности и позитивных эмоций. Поэтому важным является изучение именно позиции учащегося в оценке инклюзивных образовательных процессов в школе. Фокусом исследования является анализ позиций субъектов инклюзивного образования, потому что они являются характеристиками отношения и готовности, которые обеспечивают учет потребностей и возможностей учащегося. При этом особое значение приобретает позиция самих учащихся. В рамках изучения ресурсов и рисков инклюзии в общеобразовательной школе с позиции учащихся в 2021 году был проведен сплошной опрос учеников одной школы города Тюмени. Выборку составили 807 учеников. Исследование проводилось при помощи авторского опросника. За основу взят опросник международного исследовательского проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детский мир» — Children’s World и показатели инклюзии (Бут, Т. Эйнскоу, М.). Для статистического анализа применялся пакет статистических программ SPSS-23.0. Проведенный анализ позволил выделить риски инклюзии, которые необходимо учитывать при организации и реализации образовательного процесса:недостаточный уровень удовлетворенности школой; тенденция к снижению удовлетворенности школой при переходе от 7-ых к 11-м классам; значимо более низкие оценки всех компонентов субъективного благополучия учащимися с ООП; недостаточная реализации инклюзии на практике; значимо более низкие оценки всех компонентов инклюзии у учащихся с ООП. опрос выявил в исследуемой школе и существующий потенциал в инклюзии: удовлетворенность друзьями, семьей, собой и своими жизненными перспективами; высокая оценка инклюзивной культуры в школе.
Педагогика
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Совершенствование системы правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39912

EDN: BZDXLM

Аннотация: Предметом исследования авторов статьи является проблема совершенствования механизмов правового просвещения и гражданского воспитания студентов в образовательных организациях высшего образования. Обращается внимание на наличие в передовых российских вузах сценариев правового воспитания (программ адаптации личности) обучающихся. При этом признается формальный характер таких программ, их отвлечённость от существующих реалий в образовательной среде университета. Подчёркивается, что в профессиональном педагогическом сообществе ещё в 2000-е годы были постулированы отнюдь не простые вопросы о том, из чего должны складываться показатели результативности правового образования и гражданского воспитания в вузе. Не менее важной темой для обсуждения признаются сложности организационно-регулятивного характера при определении критериев эффективности методик правового просвещения, которые могут быть использованы при оценках результативности труда преподавателей. Авторами статьи были сформулированы проектные предложения, предназначенные для практического применения при реализации в российских вузах стратегий правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся, с учётом направленности (профиля) реализуемых основных профессиональных образовательных программ. Результатом исследования стала разработка авторских программ по нормативно-правовому обеспечению образования (профессионального, профильного) для студентов педагогических и технических (инженерных) университетов, а также правоохранительных вузов.
Современные стратегии и модели образования
Литвин Д.В., Мангасарова Л.А. - Субъект-генерируемые среды как основа формирования личностно-развивающей цифровой образовательной среды c. 41-55

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.36837

EDN: IQYCWT

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования личностно-развивающей образовательной среды в условиях глобальной цифровизации. Раскрывается понятие цифровой образовательной среды (далее – ЦОС) в контексте ее личностно-развивающего характера, обосновывается принципиальная схема функционирования субъект-генерируемых сред в цифровой образовательной среде, выделяются факторы, определяющие личностно-развивающий потенциал цифровой образовательной среды, а также особенности деятельности педагога по формированию развивающей среды цифровыми средствами в преломлении традиций и инноваций. Традиционное понимание образовательной среды вследствие цифровизации подвергается значимой трансформации. Исследование показало, что формирование развивающей цифровой образовательной среды должно осуществляться с обязательным акцентом на субъект-генерируемые характеристики среды, разрешая противоречие между множественностью и открытостью потенциально развивающих ресурсов, с одной стороны, и неопределенностью, неочевидностью результатов взаимодействия субъектов, с другой стороны. Для педагога цифровая образовательная среда выступает дискретным образованием, тогда как для обучающегося она является единым структурированным цифровым пространством (единой средой). Деятельность педагога по формированию развивающей среды цифровыми средствами, придание ей развивающих функций связаны с педагогической компетенцией по наполнению среды соответствующим ситуационно-событийным контентом, способствующим генерации сред в образовании самими обучающимися и наполнением их аутентичным смыслом. Указанные компетенции педагога зависят от полноты теоретического осмысления особенностей возникновения субъект-генерируемых сред в цифровой образовательной среде. Научная новизна заключается в том, что впервые личностно-развивающая цифровая образовательная среда рассматривается через понятие субъект-генерируемых сред, выводящее личность обучающегося в центр соответствующих образовательных проектов. Развитие личности обучающегося в ЦОС представляется многофакторным и открытым субъект-зависимым процессом с вариативностью ресурсов для самоизменения, исследовательское отношение к которым соответствует постнеклассическому этапу развития науки.
Приставко К.В. - Обучение иностранному языку в условиях инклюзии c. 56-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37316

EDN: NKXCWU

Аннотация: Статья посвящена теоритическому анализу актуальной проблемы обучения иностранному языку лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Также в статье представлен авторский взгляд на преодоление основных трудностей, связанных с обучением иностранному языку лиц с ограниченными возможностями. Авторами рассмотрены: основные законодательные акты акты, регулирующие инклюзивное обучение; основные периоды развития инклюзии в европейских странах. Авторы также рассмотрели основные различия двух систем обучения: инклюзию и интеграцию; наиболее актуальные проблемы обучения ЛОВЗ в условиях инклюзии; решения данных проблем, предложенные другими авторами научных стаей. На основе проведённого исследования авторами были сделаны следующие выводы: инклюзивное обучение - это один из сильнейших из современных трендов образования, обусловленный сменой взглядов на инвалидность и права человека в целом; цель инклюзивного образования - всестороннее развитие личности человека с ОВЗ, его социализация и реализация его потенциала в обществе, а также обеспечение возможности академической и профессиональной мобильности для ЛОВЗ. Авторский вклад в данной статье состоит в обобщении результатов, полученных другими исследователями. Авторами выведены конкретные шаги к решению существующих трудностей, а также предложены собственные варианты решения имеющихся трудностей.
Кирьянов Д.А. - Формирование требований к интерфейсу сайтов ВУЗов исходя из стандартов доступности и удобства использования c. 69-86

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37503

EDN: MWZPWQ

Аннотация: Предметом исследования являются методы построения пользовательского интерфейса сайтов ВУЗов, исходя из целевого назначения, потребностей пользовательской аудитории и ограничений пользователей, включая сенсорно-моторные и когнитивно-психологические ограничения. В качестве отправной точки для исследования целевой аудитории и следования стандартам доступности проводится анализ восьми сайтов университетов, на основе данных из открытых источников. Рассматриваются основные нарушения, которые препятствуют в различной степени пользоваться сайтом ВУЗа, а также наиболее известные и часто применяемые в дизайне и проектировании интерфейсов подходы, которые позволяют делать интерфейсы более удобными, не перегружая кратковременную память пользователя и не вызывая преждевременного утомления. В результате исследования формируются основные требования к дизайну интерфейса сайта ВУЗа. Согласно основному выводу данного исследования, для адаптации сайта ВУЗа к ограничениям возможностей пользователей необходимо следовать основным рассмотренным стандартам юзабилити и доступности, таким как ГОСТ Р 52872–2019, WCAG 2.1 и ГОСТ Р ИСО 9241-20-2014, а также учитывать особенности законодательства, которые накладывают свое влияние на формирование разделов сайта и его доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Следует придерживаться таких принципов организации интерфейсов и подачи информации, как: Закон Хика, Гештальт-принципы, Закон Миллера, Закон и эвристики Джейкоба. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ проверки восьми сайтов университетов России на соответствие стандартам доступности. Данный анализ показал, что даже версии для слабовидящих рассмотренных сайтов не удовлетворяют стандартам доступности, что затрудняет доступ к информации лицам с ограничениями здоровья и подчеркивает важность исследования. Новизна исследования заключается в формировании основных требований к пользовательскому интерфейсу сайтов ВУЗов. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы при построении подобных информационных систем.
Менжулина Д.Е. - Лингвотренажёр как средство электронной лингводидактики: опыт разработки и внедрения в процесс обучения РКИ цикла видеоуроков «Прогулка по Приморскому краю» c. 87-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37584

EDN: JACLAW

Аннотация: Предметом исследования является лингводидактический и лингвометодический потенциал интерактивного тренажёра как средства электронной лингводидактики в практике преподавания русского языка как иностранного. В ходе исследования применяется комплекс методов: методическое моделирование, анкетирование, экспертная оценка и пр. Основной метод исследования – это метод педагогического эксперимента. В ходе эксперимента была построена модель образовательного процесса с использованием лингвотренажёра как средства электронной лингводидактики. Педагогический эксперимент проводился в три этапа и был нацелен на изучение особенностей образовательного процесса при обучении русскому языку как иностранному с помощью средств электронной лингводидактики. Данные для анализа были собраны путём анкетирования учащихся, которые приняли участие в эксперименте.   Актуальность исследования средств электронной лингводидактики в преподавании РКИ заключается в том, что в условиях пандемии и массового перехода на дистанционное обучение потребности учащихся в интенсивном овладении иностранным языком продолжают расти. Это требует от преподавателей РКИ создания и использования в языковом обучении электронных образовательных ресурсов и их многопрофильной разработки. Кроме того, актуальной представляется идея синкретизма образовательных технологий. Исследование позволило наиболее полно сформулировать теоретические основы лингвометодического тренажёра и подтвердить его практическую значимость в обучении РКИ. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в углублении и расширении научно-методических представлений о месте и роли интерактивного лингвотренажера в среде электронных средств обучения РКИ, а также в представлении возможностей повышения эффективности формирования языковых навыков и речевых умений при обучении РКИ. Основным выводом данного исследования является положение об актуальности использования средств электронной лингводидактики в преподавании РКИ, в частности интерактивного лингвотренажёра.
Маркова А.С., Мамукина Г.И. - Игра как компонент обучения иностранным языкам в высшей школе c. 98-105

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39860

EDN: JAHYVJ

Аннотация: Положительное влияние игрового процесса на учащихся нередко становится предметом научных работ, что подтверждается статьями З. К. Молдахмедовой, А. А. Кадиевой, А. А. Шатиловой и других исследователей. Однако генезис игры, который позволяет найти истоки явления в эпохи синкретизма (А. Н. Веселовский), несмотря на работы Л. С. Выготского, всё ещё является не до конца изученным вопросом. Между тем, понимание сути игры позволяет ввести её как компонент обучения в процесс освоения иностранного языка, в том числе – для преодоления границы «свой-чужой» (Ю. М. Лотман) и для возможности ощущать свободу (Й. Хёйзинга) получения и закрепления знаний.   Таким образом, целью данной работы является изучение генезиса игры как явления, укорененного в синкретической эпохе (где оно существовало как часть обряда), в выявлении возможностей игровой ситуации для реализации творческой (миметической) деятельности учащихся, для преодоления языковых барьеров. Игра в свете такого подхода становится не элементом, способным снять напряжение "серьезной работы", но особой оптикой, позволяющей иначе воспринимать познавательную деятельность. Основным методом работы является генетический метод, предложенный О. М. Фрейденберг. Теоретической базой служат труды Ю. М. Лотмана, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, О. М. Фрейденберг, Л. С. Выготского и других учёных.
Развивающиеся педагогические технологии
Михайлова Н.В. - Организация проектной деятельности обучающихся в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39809

EDN: KWIHKA

Аннотация: Тема исследования продиктована вопросами обеспечения качества опережающей подготовки мыслящих, компетентных, способных к саморазвитию специалистов. Одним из направлений решения данных задач является внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. С целью разработки и внедрения проектной деятельности обучающихся в рамках внеаудиторной самостоятельной работы было проведено комплексное исследование, опирающееся на системный, комплексный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы, с использованием методов анализа, синтеза, обобщения, проектирования, эксперимента, наблюдения, экспертных оценок. Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования. Предметом исследования является: проектная деятельность как основа организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования. В результате исследования автором с методической точки зрения описана проектная деятельность обучающихся как целостный последовательно реализуемый процесс, состоящий из ряда этапов (предпроектного, этапа формулировки концепции проекта, планирования, реализации проекта, оценки проекта, совершенствования проекта, внедрения проекта), нацеленных на решение конкретной практически значимой проблемы. Автором раскрыты цели, содержание, средства, результаты каждого этапа проектной деятельности. Новизна и авторский вклад заключается в модификации и применении инструментов стратегического менеджмента в организации проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования. Опытным путем доказана эффективность представленных в статье решений.
Педагогическая психология
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Изучение проблематики молодежных «переходов» в европейских странах c. 116-126

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37564

EDN: LLJOPQ

Аннотация: В настоящей статье осуществлен анализ исследований европейской молодежной политики. Предметом исследования являются основные тенденции, типология и принципы функционирования молодежных «переходов» в европейских странах. Актуальным и своевременным является вопрос о необходимости изучения феномена молодежных «переходов», так как на сегодняшний день не выработано общепринятого взгляда на способы изучения данных процессов. Методологическую основу исследования составили анализ и синтез, институциональный, системный и сравнительные подходы. На основании изученного материала авторы приходят к выводам, что при рассмотрении стратегий молодежных «переходов» необходимо учитывать несколько институциональных сфер, таких как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Данные исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. Таким образом, мы рассмотрели различные стратегии, структурирующие переход к взрослой жизни: чтобы объяснить разные модели молодежных «переходов», необходимо учитывать несколько институциональных сфер, такие как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Хотя многие европейские исследователи утверждают, что возрастная политика важна в этом отношении в силу старения общества и роста «седой силы», большинство работ, посвященных этому вопросу, фактически опровергают гипотезу уклона в пользу пожилых: эти исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. В итоге мы приходим к выводу, что молодежь следует рассматривать, как часть общества в целом, и, следовательно, чтобы понять, как она переходит во взрослую жизнь, нужно видеть полную институциональную, политическую и экономическую картину.
Новые методики и технологии
Шик С.В. - Педагогические условия коррекции последствий жестокого обращения с детьми c. 127-136

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37651

EDN: LJFUQV

Аннотация: Предметом исследования являются педагогические условия коррекции нарушений общения у детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. В основу исследования легло предположение о том, что тревога и враждебность являются доминирующим в сознании таких детей. Своевременная работа с эмоциональной сферой ребенка, исправление сферы общения могут корректировать негативные влияния. Автор подробно рассматривает реализацию педагогических условий: проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения; вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций. Новизна исследования заключается в том, что экспериментально проверены педагогические условия коррекции нарушений общения. Автор приходит к следующим выводам: 1. Проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения помогает выразить свои чувства, активизировать общение ребенка с взрослым, сформировать различные средства общения, развить диалогическую речь. 2. Вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; позволяет проявиться взрослому как помощнику и защитнику, с которым можно без боязни общаться, совместно достигая намеченных целей. 3. Участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций, позволяет увеличить социальный контекст общения ребенка, расширить круг взрослых, с которыми бы взаимодействовал бы воспитанник.
Глущенко В.В. - Концептуальный подход к решению проблемы устойчивого развития университета в период нового технологического уклада c. 137-149

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39443

EDN: LAUBPU

Аннотация: предметом статьи является формирование концепции обеспечения устойчивого развития университета в период нового технологического уклада; объектом статьи выступает университет; целью работы является обеспечение устойчивого развития университетов в процессе формирования нового технологического уклада; для достижения этой цели решаются такие задачи данного исследования: исследования и уточнения понятия устойчивого развития университета; изучение источников риска потери устойчивости в процессе перехода университета к новому технологическому укладу; анализа структурных составляющих концепции устойчивого развития университетов; актуальность статьи связана с интенсивным формированием нового технологического уклада в экономике и жизни общества, что потребует адаптации университетов к изменениям внешней среды   научная новизна данной статьи определяется формированием концепции обеспечения устойчивого развития университета в период нового технологического уклада; выводами статьи является утверждении о необходимости формирования политики устойчивого развития университета в период формирования нового технологического уклада; в работе обоснована необходимость концептуального подхода к обеспечению устойчивости университетов в период их перехода к работе в условиях нового технологического уклада; научными методами в настоящей статье выступают: теория устойчивого развития, исторический и логический анализ, теория высшего образования; теория технологических укладов; теория иерархических систем;, системный анализ; теория прогнозирования; теория бережливого производства, экспертные методы;
Гузова А.В. - Методика обучения студентов неязыковых специальностей в высшем учебном заведении c. 150-157

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39446

EDN: LBGAKF

Аннотация: Современная образовательная парадигма предусматривает формирование разнообразных компетенций: общекультурных, личностных и профессиональных, оптимальное сочетание которых должно достигаться в результате профессиональной подготовки специалиста. Соответственно, для студентов неязыковых специальностей изучение иностранного языка должно быть направлено на развитие всех этих компетенций, чем и определяется выбор основных форм и методик его преподавания, основанных на интегративном личностно-деятельностном подходе. При этом основным методическим решением в отношении преподавания иностранного языка должны в неязыковом вузе стать разработка и творческое применение комплексных цифровых образовательных ресурсов, способных использоваться как в качестве основных, так и дополнительных педагогических технологий.   Научная новизна исследования заключается в том, что в условиях современной информатизации общества необходимым становится не только разрабатывать методические средства самостоятельно, но и продуктивно использовать уже имеющиеся наработки. Практическая значимость исследования заключается в том, что обучаемые получают возможность применить полученные знания, умения и навыки, определять для себя необходимость дополнительной информации, продолжать свое непрерывное образование и самообразование в течение всего своего профессионального пути. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет переключить процесс получения знаний с транслирующего на их целенаправленное приобретение, что соответствует современной компетентностной парадигме.
Эффективность обучения
Бобков А.И., Нежкина Л.Ю., Гальцев С.А. - Социально-гуманитарное обеспечение профессионального становления сотрудника органов внутренних дел c. 158-165

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39285

EDN: LBTCCR

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает процесс профессионального становления сотрудника органов внутренних дел в системе высшего профессионального образования. Предметом исследования выступает социально-гуманитарное обеспечение процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Под социально-гуманитарным обеспечение понимается процесс создания психолого-педагогических условий оптимизации взаимодействия психолого-педагогического сопровождения самоактуализации личности обучающегося как необходимого условия для углубленного понимания современных проблем социально-гуманитарного знания и экзестенциальной направленности личности преподавателя. Аксиологическим компонентом данного взаимодействия становится создание конкретных ситуаций в учебной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел требующее от него психологического отхода от состояния выученной беспомощности, имитации понимания отсутствия субъектности.        Новизна исследования заключается в сочетании проблемного обучения и психологической подготовленности учащегося к действию в экстремальных ситуациях. Данное сочетание достигается путем соединения современных психологических знаний и практик с социальным конструированием реальности образовательной среды. Взаимодействие педагогов-психологов, профессиональных психологов консультантов и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин основано на отходе от имеющихся деформирующих личность реалий образовательной среды вузов силового профиля. Основным методом здесь выступает философский диалог между обучающимся, педагогом-психологом и преподавателем социально-гуманитарных дисциплин. Основной целью данного диалога выступает создание групп-встреч, направленных на создание фасилитационной (помогающей) среды для самоактуализации самости обучающегося, как необходимой психолого-педагогической составляющей его профессиональной зрелости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.