по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Педагогика
Кубеков Р.Р. - Развитие технического творчества в системе дополнительного образования в России: на примере частного образовательного учреждения «Андромеда» c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.38846

EDN: LRWBYB

Аннотация: Проблема развития технического творчества детей и молодежи является актуальной проблемой научного исследования. Его проведение продиктовано потребностями современного общества. Реализация потребностей общества в технически образованных людях проявляется и в развитии педагогической практики. Предметом настоящего исследования выступает развитие технического творчества детей и подростков на примере деятельности частного образовательного учреждения дополнительного образования «Андромеда». Целью настоящей статьи является описание и обоснование современных подходов к развитию технического творчества детей и подростков. Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей по развитию творческих способностей учащихся с применением теоретической базы в данной области. Автор статьи рассматривает методы развития технического творчества, реализованные в данном учреждении, и подробно описывает процесс внедрения новых методов в образовательную программу на примере курсов по 3Д моделированию, определяя какие методы актуальны для решения основных задач программы. Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические исследования технического творчества учащихся получают практическое обоснование на примере деятельности ЧОУ «Андромеда». Интеграция теории и практики становится важной основой доказуемости эффективных форм работы с детьми и подростками и возможностью их популяризации в образовательной среде учреждений дополнительного образования. В результате исследования были сделаны выводы, что система дополнительного образования детей наделена уникальным потенциалом развития способностей учащихся, где техническое творчество является одним из активно развиваемых направлений в работе с обучающимися. Дополнительное образование, обладает высокой гибкостью в плане адаптации образовательных программ к современным требованиям подготовки специалистов будущего, а в процессе развития технического творчества ребенка активно проходит его социализация, формирование специальных навыков командной работы и креативного решения поставленных задач.
Личность и личностный рост
Цирульникова Е.А., Шварц Т.С. - Исследование взаимосвязи эмоционального благополучия и копинг-поведения в подростковом возрасте c. 17-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39051

EDN: JGGKUE

Аннотация: Предметом исследования является эмпирический анализ взаимосвязи уровня эмоционального благополучия и копинг-поведения подростков. В ходе проведения исследования была использована методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан). С целью оценки социально-психологического неблагополучия и деструктивного поведения была разработана карта экспресс-оценки, включающая исследование социально-средовых (неблагополучие социальной среды, социальная дезадаптация, устойчивая социальная изоляция) и психологических маркеров (акцентуированные особенности возрастного развития личности, деструктивные коммуникации/агрессия, психологическая дезадаптация, аутоагрессия). Благодаря проведенному корреляционному анализу по критерию r-Спирмена, удалось установить сущностные взаимосвязи социально-средовых маркеров эмоционального неблагополучия подростков с копинг-стратегиями. В результате проведенного исследования было установлено, что реакция подростков на социально-средовое неблагополучие связана со способностью преодолевать трудные жизненные периоды. При умении подростка самостоятельно разрешать сложившиеся трудности либо обращаться к социальной поддержке, подростку легче вынести внешнюю дисгармонию, что позволяет ему сохранять эмоциональную устойчивость. В условиях, когда подросток не владеет конструктивными способами совладания и не готов рассказать о своих переживаниях другим, социальное неблагополучие усугубляется эмоциональной дисгармонией, что приводит к развитию устойчивой социальной изоляции и аутоагрессии. Также в нашей статье были предложены способы работы с подростками, имеющими разный уровень эмоционального неблагополучия.
Образование
Тавберидзе Д.В., Паймакова Е.А. - Методические особенности работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранному языку в вузе c. 24-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.38883

EDN: DDEDFQ

Аннотация: Преподавание языка специальности как одного из аспектов курса иностранного языка требует от преподавателя особенного внимания к словарному запасу студентов. Одной из стратегий расширения словарного запаса учащихся по специальности является использование англоязычных видеоматериалов, посвященных изучаемым темам и лексически с ними перекликающихся. Объектом исследования является влияние использования англоязычных видеоматериалов с определённым набором лексики в качестве одного из инструментов расширения словарного запаса студентов в сфере языка специальности. В ходе исследования была выдвинута гипотеза об эффективности применения данного вида учебной работы для расширения словарного запаса студентов. Эксперимент проводился в группах первого года изучения языка специальности. Авторами исследования были выбраны экспериментальные и контрольные группы, перед началом эксперимента был проведен предварительный тест для проверки базовых знаний всех участвующих в эксперименте студентов. После изучения курса студентам был предложен ряд проверочных работ: посттест, состоявший в проверке словарного запаса и использовавшийся для выявления различий между овладением словарным запасом учащимися контрольных и экспериментальных групп и устное собеседование по результатам обучения. Основными выводами исследования является подтверждение выдвинутой гипотезы: результаты эксперимента показывают, что использование специально подобранных видеоматериалов оказывает положительное влияние на освоение студентами специальной лексики в рамках курса. Финальная беседа преподавателей со студентами экспериментальных групп на последнем занятии курса выявила высокий уровень удовлетворённости курсом и значительные признаки роста мотивации к дальнейшему изучению языка специальности. Несмотря на некоторые ограничения исследования, авторы считают результаты эксперимента весомым аргументом в пользу использования видеоматериалов в качестве эффективного инструмента расширения словарного запаса не только на занятиях по языку специальности международные отношения, но и в преподавании других аспектов студентам разных учебных направлений.
Конколь М.М., Кочкина О.М. - Анализ подходов к иноязычной подготовке специалистов-международников (на примере МГИМО МИД России) c. 34-47

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39201

EDN: KNSRLE

Аннотация: Предметом исследования является эффективность подходов к формированию иноязычной лингвистической компетенции будущих специалистов-международников. Объектом исследования является профессиональная языковая подготовка будущих специалистов-международников, обучающихся на кафедрах романо-германских и восточных языков МГИМО МИД России – структурных подразделениях факультетов университета. Цель исследования заключается в обобщении кафедральных подходов, их описании, анализе и обосновании их эффективности в процессе обучения языку профессии на всех направлениях подготовки университета. Авторы подробно рассматривают подходы к преподаванию языка профессии в вузе в целом, останавливаясь на анализе подходов, методов и стратегий, используемых для формирования продуктивных и рецептивных навыков, рассматривая все виды речевой деятельности.      Основными выводами проведенного исследования являются теоретическое обоснование эффективности и практическая оценка надежности подходов и методов преподавания языка профессии, направленных на формирование профессионально-необходимых навыков и умений будущих специалистов, с учетом каждой из своих специфик и практикуемых всеми кафедрами иностранных языков университета, обеспечивающих обучение по всем направлениям профессиональной подготовки будущих специалистов-международников. Особым вкладом авторов в исследование темы является теоретическое рассмотрение эффективности применения подходов к преподаванию языка профессии с учетом определенной специфики и сложности некоторых видов речевой деятельности; обобщение и анализ кафедральных подходов и методов; рассмотрение подходов к особенностям обучения переводу текстов с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный. Новизна исследования заключается в конкретизации подходов к преподаванию языка профессии как основополагающему условию для формирования иноязычной лингвистической компетенции будущих специалистов-международников; в определении наиболее эффективных методов и стратегий обучения иностранному языку в части специализированной профессиональной подготовки студентов на уровне совместной взаимосвязанной деятельности «преподаватель-студент».
Солнцева Е.С. - К вопросу о приоритетности умений в области медиаграмотности молодёжи c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39170

EDN: KMRDBE

Аннотация: Статья посвящена исследованию умений, участвующих в формировании медиаграмотности молодёжи. За основу взяты, с одной стороны, теоретические исследования вопроса, и с другой, практическое понимание медиаграмотности, сложившееся среди молодёжи и отраженное в ходе проведения социологического опроса школьников 10-18 лет и студентов 18-29 лет. Медиаграмотность включает в себя, с одной стороны, базовые умения и навыки чтения и письма, технические умения и навыки владения цифровыми средствами обработки данных, и с другой стороны, более сложные умения и навыки критического восприятия медиаконтента. Отправной точкой исследования послужила гипотеза о том, что умения, являющиеся ключевыми для формирования медиаграмотного человека, зависят от его возраста. В зависимости от возраста аудитории, уровень и потребности ее медиаграмотности может существенно отличаться. Научная новизна работы обусловлена отсутствием на сегодняшний день единого определения понятия медиаграмотности и комплексного подхода к этому понятию с точки зрения междисциплинарных исследований. В целом, медиаграмотность включает умения критически мыслить; отличать фейк от правды и проверять факты (факт-чекинг); отличать мнение от факта; распознавать эмоциональный фон сообщения; читать; оценивать сообщение с точки зрения «хорошее – плохое». По результатам исследования приоритетным для школьников является умение оценивать медиаконтент с точки зрения «плохое хорошее», а для студентов умение критически мыслить. Сопоставление двух возрастных групп представлено в виде диаграмм.
Буяров Д.В., Иванов П.А. - Исследование сформированности универсальных учебных действий у обучающихся при подготовке итогового индивидуального проекта c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39293

EDN: OSWOWL

Аннотация: Предметом данной работы является методика формирования универсальных учебных действий (УУД), обучающихся в процессе выполнения итогового индивидуального проекта (ИИП). Объектом исследования являются универ-сальные учебные действия. В ходе проведения исследования была разработана собственная модель формирования УУД, а также бланк исследования уровня их сформированности. В процессе исследования были изучены теоретические основы процесса формирования навыков и умений, были использованы результаты научных работ, направленных на изучение применения итогового индивидуального проекта как формы аттестации учащихся, а также положения основных нормативно-правовых актов, закрепляющих данные тезисы. В Федеральных государственных стандартах освящены требования к результатам освоения основной образовательной программы, включая выполнение ИИП. Конкретизируя используемые теоретические положения об УУД, была разработана педагогическая модель их формирования в процессе создания ИИП. Данная модель представляет собой практическое осмысление и последовательную реализацию теоретического видения процесса их формирования. Педагогическая модель формирования УУД может быть использована как при поэтапной реализации ИИП, так и при анализе итоговых работ, на этапе демонстрации и подведения итогов деятельности. На основе используемых методов организации экспериментальных работ был осуществлен поэтапный план, направленный на формирование УУД через выполнение ИИП. При сравнительном анализе на завершающем этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика формирования УУД, что было подтверждено результатами в экспериментальной группе учащихся.
Gur'yanchik V.N., Belkina V.V., Makeeva T.V. - The Educational Aspect of Ensuring the Safety of Children from the Liberated Territories c. 72-81

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39265

EDN: QCVLXN

Abstract: Social security is one of the guarantees of development of the contemporary society. The term “social security” has recently become broadly used in psychological, pedagogical and social contexts, when the issues of human and society protection joined the priority tasks of science and practice. The relevance of providing the social security of childhood is actualized at the level of national state policy and is recognized as an important tool in solving the foreign policy issues. The article actualizes the attention on the problem of social security of children from liberated territories of Ukraine (Lugansk People’s Republic and Donetsk People’s Republic) in the aspect of implementing educational projects for schoolchildren with a view of learning the Russian traditions and customs, which makes it possible to review the life values and attitude to our country. In July and August 2022, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinskiy took part organization and implementation of “University Sessions”, initiated by the Ministry of Enlightenment of the Russian Federation within the frameworks of a federal project. The program implied a number of events of educational, cultural-historical, sportive, leisure and career guidance character. The University accepted three sessions with total of 109 children of both genders aged 12 to 17 y.o.
Развивающиеся педагогические технологии
Захарова А.Е., Алексеева Г.Г., Явловская П.Е. - Особенности цифровизации образовательного процесса в спортивном вузе c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39410

EDN: ZBPFHH

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в спортивном вузе в период пандемии. Предметом исследования является процесс организации дистанционного образования в вузе в период ограничительных мероприятий по COVID-19. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта является одним из первых заведений высшего образования, расположенных в условиях сельской местности, более 90% студентов являются жителями наслегов и районов Республики Саха (Якутия). Отраслевая специфика вуза предполагает большой объем практических учебных занятий и ежедневные тренировки по избранным видам спорта в оборудованных спортивных помещениях. Дистанционный формат обучения внес значительные коррективы в содержание и формы проведения практических занятий, в частности, спортивных тренировок студентов. В анкетировании приняли участие 320 студентов очной и заочной формы обучения 7 направлений подготовки. В результате выявлены степень готовности студентов к переходу на дистанционное обучение, оценка возможности полноценной подготовки к зачетно-экзаменационной сессии и государственной итоговой аттестации, особенности проведения практических занятий по элективным курсам физической культуры и по спортивным дисциплинам, уровень удовлетворенности, достоинства и недостатки в организации дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты исследования могут использоваться в совершенствовании организации дистанционного обучения в вузах, с сохранением качества и доступности образовательного процесса. Новизна исследования заключается в исследовании организации дистанционного формата обучения и отношения к этому студентов физкультурного вуза, расположенного в сельской местности. Установлено, что переход образовательного процесса на полностью дистанционный формат в спортивном вузе активизировал ресурсы института, форсировал использование информационных технологий в обучении, при этом выявил определенные трудности.
Актуальный вопрос
Райхельгауз Л.Б. - Применение гуманитарных стратегий позитивной педагогики в современном математическом образовании c. 92-102

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.37917

EDN: MQHQHJ

Аннотация: Предметом исследования являются возможности применения идей позитивной педагогики для развития математического образования. Актуальность исследования определяется ростом значимости гуманитарных тенденций в среднем и высшем образовании. Применение методов теоретического анализа и эмпирического исследования факторов академической успешности в освоении математического содержания позволили автору выявить новый научный результат: связь применения гуманистических конструктов позитивной педагогики в математическом образовании с развитием ценностных и личностно-адаптационных характеристик познавательной деятельности обучающихся по освоению эталонов и образцов математического мышления и выбору способов применения математического знания для решения жизненно чрезвычайно важных задач. Основной результат: достижение устойчивого и, главное, стабильного образовательного результата в математике зависит от развития мотивационной сферы самой личности, формирования навыков самоорганизации, нивелирования проявлений математической тревожности. На наш взгляд, главная роль в преодолении математической тревожности принадлежит учителю. Именно педагоги должны предпринимать более активные действия в поощрении тревожных учеников, прививая им уверенность в своих силах. Эффективность любой педагогической деятельности, как в рамках формального образования, так и в частных репетиторских практиках, во многом зависит от умения учителя создавать атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопонимания, бережно относиться к личности ребенка, обеспечивать ему условия для раскрытия способностей и развития возможностей самореализации в учебной деятельности, в том числе и при решении математических задач.
Педагогика
Карталева А.С. - Некоторые методические приемы по обучению устной речи на китайском языке c. 103-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.35798

EDN: MRPWMZ

Аннотация: Данная статья посвящена выявлению трудностей с овладением устной речи у студентов ВУЗов на начальном этапе изучения китайского языка. Автор статьи ставит перед собой задачу не только обозначить цель обучения устной речи, но также предложить приемы, помогающие преодолеть сложности, связанные с определёнными мотивационными проблемами, как: проявление стеснения, боязнь сделать ошибку, недостаточное знание лексических единиц, непонимание речевой задачи. Автор делится мнением об эффективности общепринятых методов обучения устной речи китайского языка и предлагает к рассмотрению практические инструменты, направленные на расширение лексического запаса, развитие коммуникативных навыков, отработку изученного материала и использования его в разговорной практике. Гипотеза данной статьи выражается в предположении, что трудности обучения устной речи преодолеваются при помощи увеличения словарного запаса, развития навыков простой монологической и диалогической речи, а также создания комфортной образовательной среды. Исходя из опыта ведения курса устного китайского языка, частыми проблемами студентов ВУЗов являются: неумение пользоваться дополнительными источниками, страх перед незнакомой лексикой. Таким образом целесообразно применение упражнений, направленных на решение данных проблем, а именно: самостоятельную работу студентов, составление собственных лексических списков, отработку волнующих их тем, поощрение студентов общаться вне аудитории и использование мобильных предложений или сайтов для тренировки лексических единиц, посредством общения с носителями языка.
Седалищева С.Н. - Роль краеведческой школьной экспедиции в изучении национальной архитектуры деревянного зодчества янских якутов c. 116-125

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.36851

EDN: MPBCAT

Аннотация: Предметом исследования является национальная архитектура деревянного зодчества янских якутов, которые были изучены при организации и проведении краеведческих научно-исследовательских экспедиций школьников по проекту «По тропам предков». В статье описывается о содержании работы краеведческих школьных экспедиций, которые были осуществлены в Верхоянском районе Республики Саха (Якутия) по фиксации деревянных зодчеств, методика проведение экспедиции, история материальной традиционной культуры янских якутов. Цель статьи состоит в ознакомлении с уникальностью национальной архитектуры янских якутов. Методы исследования национальной архитектуры деревянного зодчества в условиях краеведческих школьных экспедиций – это полевые исследования, фотофиксация деревянного зодчества, архитектурные обмеры, составление эскизов по сохранившимся остаткам летних и зимних усадеб. Научная новизна исследования заключается в том, что деревянные зодчества древности приобретают актуальность для сохранения как этнического культурного наследия, как понимание сохранения этнических компонентов в современном обществе. Таким образом, описание и реконструкция традиционных жилищ янских якутов – это не только сохранение национальной архитектуры, но и возрождение этнокультурных традиций якутов в целом в эпоху глобализации. Краеведческие научно-исследовательские экспедиции школьников играют важную роль в изучении малой родины. Именно такие формы организации краеведческих экспедиций воочию сближают современных обучающихся с историей своих предков, укладом их жизни.
Новые методики и технологии
Саломадин И.А., Петриева Л.И. - Анкетирование читательских интересов средних и старших школьников в Ульяновской области как эффективный инструмент для формирования мотивации к чтению c. 126-137

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.37411

EDN: MGXLYQ

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты чтения школьников с целью формирования нового подхода в области мотивации к чтению в условиях современного ФГОС. Объектом исследования стали читательская культура и мотивация к чтению учащихся с 5 по 11 классы. Основными методами исследования стали анкетирование и анализ полученных результатов. Проведённый анализ результатов анкетирования позволил нам установить следующее: чтение сохраняет свою важность и актуальность для подрастающего поколения. Вместе с тем, необходимо отметить ряд важных тенденций, которые имеют большое значение в разрезе изучения процессов формирования мотивации к чтению В числе выявленных тенденций: изменение частоты и длительности чтения, изменение жанровых предпочтений в сторону массовой литературы, тяготение респондентов к изучению произведений в кратких или адаптированных вариантах, ограниченность внеклассного чтения произведениями, субъективно интересующими школьников. Одной из ключевых проблем исследования стал вопрос искренности респондентов. Результаты исследования могут быть применены в процессе литературного образования школьников при формировании внутренней мотивации к чтению. Кроме того, представленная модель анкетирования может использоваться для формирования читательской среды в конкретных учебных условиях как в приведённом, так и в модифицированном виде.
Эффективность обучения
Зубахина А.А. - Отсутствие ясности учебной цели как причина имитации учебного процесса c. 138-145

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.37244

EDN: MLRXVT

Аннотация: Объектом исследования является учебная цель, которая имеет отношение к образовательному процессу школьников. Предмет исследования - понимание цели обучения основными участниками учебного процесса. Автор подробно рассматривает вопрос осознания учебной цели детьми, их родителями и учителями. Выделяет существенные свойства образовательной цели ребенка и соотносит представление о ней с видением учебной цели основных участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется структуре и ориентации сформированных учебных целей. Выделяются различия в понимании учебной цели современного школьника, педагога и родителей, что может быть одной из причин снижения эффективности образовательного процесса. Особым вкладом автора в исследование темы является актуализация вопроса наличия, формирования и понимания учебной цели школьниками. Новизна исследования заключается в раскрытии представлений о цели обучения современными детьми, их родителями и педагогами. Выделены значимые представления об образовательной цели ребенка и основных участников учебного процесса. В статье представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о частичном отсутствии ясных учебных целей у детей, родителей и учителей. С помощью специально разработанных опросников были получены основные данные, которые интерпретировались с учетом экспертного мнения педагогов. В работе аргументируется необходимость наличия учебной цели у всех участников учебного процесса и уделяется внимание вопросу необходимости дальнейшего изучения процесса формирования учебной цели у детей, педагогов и родителей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.